Реферат: Методическое управление гу-вшэ отдел методического сопровождения учебного процесса

Название: Методическое управление гу-вшэ отдел методического сопровождения учебного процесса
Раздел: Остальные рефераты
Тип: реферат

Методическое управление ГУ-ВШЭ

Отдел методического сопровождения учебного процесса

Методические комментарии к «Положению об организации контроля знаний студентов в Государственном университете -Высшей школе экономики »

I. Общий комментарий. 2

II. Нормативное обеспечение контроля. 6

III. Типы, виды, формы контроля за процессом и результатами учебной работы студентов 7

1. Текущий контроль знаний студентов. 8

Методические рекомендации по письменным формам текущего контроля, применяемым в учебном процессе ГУ-ВШЭ.. 8

Диктант –. 8

Домашняя работа –. 9

Формы текущего письменного контроля, зафиксированные в рабочих учебных планах 10

Контрольная работа –. 10

Эссе –. 10

Реферат –. 11

Коллоквиум –. 11

2. Формы рубежного (промежуточного) контроля, зафиксированные в РУП.. 11

Зачет –. 12

Экзамен (оценка, испытание) —... 12

3. Итоговый контроль знаний студентов. 13

Итоговый экзамен по учебной дисциплине. 13

Курсовая работа. 13

Итоговый государственный экзамен. 13

Защита квалификационной работы.. 13

Москва, 2009


I. Общий комментарий

Контроль учебных достижений студентов - составной элемент организации образовательного процесса, позволяющий на постоянной основе отслеживать эффективность деятельности университета как учебного учреждения.

Процесс обучения по образовательным программам высшего профессионального образования проходит на пяти уровнях:

- восприятие изучаемого материала;

- запоминание и воспроизведение;

- осмысление и понимание;

- применение теории на практике;

- приобщение студентов к творчеству.

Реализация этого процесса происходит посредством активности студентов, перехода её с одного на другой, более высокий уровень. Студенты, осваивая дисциплину, приобретают знания, умения и навыки, вырабатывают ценностные ориентации и взгляды, развивают познавательные, профессиональные способности и интересы.

Чтобы этот процесс проходил эффективно нужен постоянный контроль за его ходом и постоянная оценка результатов. В процессе оценки сравниваются достигнутые результаты с поставленными целями, устанавливается уровень достижения. Контроль и оценка стимулируют и активизируют работу студентов и преподавателей, делают её более результативной. В педагогической работе используются разные виды контроля и оценки: текущий, рубежный (промежуточный), итоговый. Контроль устанавливает факт выполнения или невыполнения, оценка - качество выполнения ..

Контроль и оценка - важные элементы процесса обучения, необходимое методическое требование

Контроль за ходом и результатами учебной и самостоятельной работы студентов имеет следующие цели:

- определение степени достижения поставленной цели обучения;

- получение информации, необходимой для управления процессом обучения, совершенствования методики преподавания, организационных форм самостоятельной работы студентов;

- стимулирование самостоятельной работы студентов.

Систематический контроль является одним из важных условий приобретения студентами твёрдых знаний, умений и навыков, повышения эффективности их самостоятельной работы.

Все виды контроля осуществляются в трёх основных формах:

- путём устного опроса;

- путём письменных работ;

- с помощью технических средств контроля.

Выбор отдельных форм контроля или их комбинаций осуществляется в соответствии со сложившимися традициями преподавания дисциплин, индивидуальными методиками преподавателей и практической возможностью реализации тех или иных форм контроля, накопленным опытом преподавательской деятельности.

Основное достоинство устного контроля заключается в возможности оценить кругозор студента, навыки логического построения ответов. Устный контроль обладает большими возможностями воспитательного воздействия преподавателя, поскольку происходит в непосредственном контакте со студентом, при этом создаются условия для неформального общения преподавателя со студентом. Цель устных форм контроля (зачёта или экзамена) не ограничиваются только контролирующей функцией, они несут ещё и обучающую, воспитательную и мотивирующую функции. Обучающая состоит в выявлении по ходу экзамена ряда моментов, которые по каким-то причинам оказались недостаточно осмысленными в ходе учебных занятий и при подготовке к зачёту или экзамену. Воспитательная функция устного контроля включает в себя ряд сторон: нравственную (честная сдача экзамена), дисциплинарную, дидактическую и др. Мотивирующая функция: правильно организованный и профессионально-проведённый устный зачёт или экзамен может в значительной мере стимулировать учебную деятельность студента, его участие в научной работе.

В ГУ-ВШЭ, используют как устные, так письменные формы контроля.

Контроль в письменной форме имеет следующие достоинства:

- экономия времени преподавателя, затраты времени в два-три раза меньше, чем при устном контроле;

- возможность проводить контроль всего потока студентов одновременно, т.е. поставить всех студентов в одинаковые условия;

- возможность разработки одинаковых по трудности вариантов контрольных вопросов;

- возможность объективно оценить ответы при отсутствии помощи преподавателя;

- возможность учитывать при проверке вес различного рода ошибок;

- возможность проверить обоснованность оценки и даже подать апелляцию;

- снижение влияния личного впечатления преподавателя, обусловленного индивидуальными особенностями студента.

Оперативность письменного контроля ниже, чем контроля с применением ИТ средств.

Контроль с использованием ИТ обеспечивает:

- быстрое получение информации о фактическом усвоении студентами контролируемого материала непосредственно в процессе занятия;

- возможность представить эту информацию преподавателю в обобщённом виде и использовать её для оперативной корректировки процесса обучения;

- возможность самоконтроля.

По мнению ряда преподавателей других вузов каждая письменная форма контроля (в том числе письменный экзамен), если она всё же признаётся целесообразной, должна завершаться устной беседой со студентом. Это тем более относится к тестовым формам контроля. Чисто письменный, тем более тестовый контроль, допустим лишь для очень ограниченного числа сильно формализованных дисциплин, где требуется главным образом запоминание и навык.

Всё вышесказанное позволяет сформулировать следующие требования к контролю:

- дифференцированность по уровню;

- объективность;

- полнота;

- простота организационных форм проведения;

- минимум затрат времени и средств на подготовку и проведение контроля, проверку результатов.

Это требование должно отражаться как на всём методическом обеспечении учебного процесса, так и на специальных контрольно-оценочных материалах (контрольных работах, тестах, экзаменационных билетах и т.д.). Введение модульной системы планирования и организации учебного процесса в ГУ-ВШЭ делает это требование ещё более жёстким.

Практика показывает, что для обеспечения систематического контроля за ходом и результатами учебной и самостоятельной работы студентов необходимо в среднем около 15% учебного времени, планируемого на дисциплину. При этом наиболее эффективными являются контрольные мероприятия, совмещаемые с аудиторными занятиями.

Специфика планирования и организации учебного процесса в ГУ-ВШЭ по модульной системе подразумевает введение большого количества форм текущего контроля как письменных (эссе, рефераты, контрольные работы, тесты и т.д.), так и устных (коллоквиумы, различные деловые игры и т.д.), что позволяет проводить в конце модуля рубежный контроль с использованием интегральной схемы. Результаты текущего контроля знаний студентов позволяют формировать оценки не только за один модуль, но и за весь курс в целом, при этом итоговая оценка определяется как сумма рубежного и итогового контроля полученных знаний и навыков.

Текущий и промежуточный контроль являются основными средствами обеспечения обратной связи в учебном процессе, необходимой для стимулирования работы студентов и совершенствования методики преподавания данной учебной дисциплины.

Основная цель итогового контроля - определить степень достижения поставленных целей обучения; также как текущий и промежуточный, итоговый контроль стимулирует самостоятельную работу студентов.

Контроль самостоятельной работы студентов

Методика организации и контроля самостоятельной работы студентов по дисциплине определяется преподавателем на основе программы учебной дисциплины в части «Рекомендации по самостоятельной работе студентов». Здесь же определяются и формы контроля как проверка результата самостоятельной работы студентов. В программу может быть включена прикладная часть, которая содержит следующие пункты. Задачи и место самостоятельной работы студентов в изучении дисциплины. Виды самостоятельной работы. Использование технических средств обучения. Рекомендации по осуществлению индивидуального подхода к студентам при руководстве самостоятельной работой. Методика подготовки курсовых и выпускных квалификационных работ как вида самостоятельной работы студентов. Методика контроля за самостоятельной работой студентов.

Прикладная часть включает основные учебные и методические материалы, разработанные на основе теоретических положений первой части: учебную программу, тематический план, учебники, учебные пособия, тексты лекций, методические разработки и др.

При модульной системе организации учебного процесса методики преподавания должны сопровождаться написанием подробных методических разработок по каждой дисциплине. Цель методических разработок - добиться единства взглядов всех преподавателей на содержание занятий по дисциплине . Методические разработки должны обеспечивать достижение преемственности в педагогической практике, помогать молодым преподавателям быстрее усвоить соответствующие темы и методику проведения занятий по ним.

Методическая разработка по отдельной дисциплине должна содержать следующие сведения: тему занятия; учебные цели, отрабатываемые учебные вопросы и расчёт времени; место, метод и порядок проведения занятий по каждому учебному вопросу; необходимый справочный материал; порядок применения технических средств обучения; порядок проведения разбора занятия; задания для самостоятельной работы; банк контрольных заданий и т.д. Методические разработки обсуждаются на кафедре или на предметно-методической комиссии и утверждаются заведующим кафедрой.

Методика преподавания конкретной учебной дисциплины предназначается для профессорско-преподавательского состава кафедры, а также преподавателей других кафедр, читающих смежные дисциплины. Методика устанавливает единый подход, единые взгляды на вопросы изучения конкретной дисциплины, предопределяют наиболее эффективные и производительные приёмы и способы работы преподавателей и студентов. Каждая новая методика является логическим итогом научно-методических поисков и экспериментов коллектива преподавателей, ведущих преподавание данной дисциплины.

Контроль самостоятельной работы студентов предусматривает :

- определение оптимальных объёмов и уровней сложности контрольных мероприятий;

- установление рациональной периодичности контроля по всем изучаемым дисциплинам;

- определение эффективного сочетания различных форм контроля;

- разработку методик совершенствования оценок и результатов контроля;

- анализ результатов текущих, промежуточных и итоговых форм контроля по различным учебным дисциплинам.

Контроль самостоятельной работы студентов должен отвечать следующим требованиям:

- систематичность его проведения;

- максимальная индивидуализация контроля;

- системность характера заданий;

- разумное сочетание различных видов и форм контроля;

- необходимое и достаточное методическое обеспечение;

- наличие критериев оценки результатов самостоятельной работы, которые должны быть понятны и доступны студенту.

Формы контроля знаний студентов предусматриваются программой учебной дисциплины.

II. Нормативное обеспечение контроля

Основные положения организации и проведения контроля знаний студентов в ГУ-ВШЭ регламентируются и определяется следующими документами:

1. Методические рекомендации по введению модульного подхода к планированию и организации учебного процесса. – М: ГУ-ВШЭ,2001

2. Положение о формах контроля знаний студентов в ГУ-ВШЭ, утвержденного УС ГУ-ВШЭ (протокол №29 от 27.09.02)

3. Положение о формах контроля знаний студентов, утвержденного УС ГУ-ВШЭ (протокол № 13 от 31.10.2003).

4. Регламент проведения контроля знаний студентов в письменной форме, утвержден приказом ГУ-ВШЭ от 21.04.2004 №31-07/161

5. О введении в действие Регламент проведения контроля знаний студентов в письменной форме, утвержденный Приказом №31-07/161 от 21.04.2004.

6. Порядок применения дисциплинарных взысканий при нарушениях академических норм в написании письменных учебных работ в Государственном университете – Высшей школе экономики, утвержден УС ГУ-ВШЭ (протокол № 13 от 29.04.2005).

7. Регламент использования системы «Антиплагиат» (утвержден решением УС ГУ-ВШЭ, протокол № 56 от 20.03.2209)

8. Положение о ГАК (Положение об итоговой государственной аттестации выпускников Государственного университета - Высшей школы экономики, утверждено УС ГУ-ВШЭ (протокол № 8 от 26.11.2004).

9. Положение о самостоятельной работе студентов, утверждено решением УС ГУ-ВШЭ (Протокол № 26 от 30.06.2006 г.)

10. Положение о проведении итогового выпускного экзамена (проект)

11. Положение о подготовке и защите выпускной квалификационной работы бакалавров и специалистов (Проект)

12. Методические рекомендации по курсовой работе (Проект)

13. Положение о контроле знаний студентов (Проект)

14. : Положение о системе тестирования в ГУ-ВШЭ (проект)

На основе вышеперечисленных документов составлена данная справка о типах, видах и организации процедуры контроля знаний студентов, принятых в ГУ–ВШЭ.

III. Типы, виды, формы контроля за процессом и результатами учебной работы студентов

В ГУ-ВШЭ существует три основных типа контроля и оценки обученности студентов:

Текущий контроль включает все (устные и письменные) формы контроля учебного процесса в течение модуля, в том числе, формы, регламентированные рабочим учебным планом: контрольная работа, эссе, коллоквиум, реферат.

Рубежный (промежуточный) контроль , включает формы контроля: экзамен или зачет, проводится по результатам модуля, используется для оценки усвоения части программы учебной дисциплины, отличается от итогового тем, что используется при завершении календарного срока учебного периода (модуля, семестра), при условии, что учебный курс продолжается в следующем учебном периоде.

Итоговый контроль проводится по завершении учебного курса (по дисциплинам полного цикла обучения) в конце 2 и 5 модуля каждого учебного года в период освоения образовательной программы. Также в понятие итоговый контроль включается Государственный Аттестационный Контроль (ГАК).

Курсовая работа – интегративная форма контроля знаний студентов, предусмотренная рабочим учебным планом. Допускается написание курсовой работы по одной дисциплине или по блоку дисциплин, в этом случае, курсовая называется междисциплинарной курсовой работой. предусмотрено не более 1 в учебный год. Курсовая работа является завершающим этапом изучения профилирующих дисциплин выбранного направления обучения. Курсовая работа должна быть предусмотрена учебным планом и программой изучения данной дисциплины и их количество не должно превышать 1 в год. Цель разработки курсовых работ - углубить знания студентов по изучаемым дисциплинам, полученных ими в ходе теоретических и практических занятий, привить им навыки самостоятельного изучения материала указанной темы курсовой работы, а также научить подбирать, изучать и обобщать материалы литературных источников.

Значение курсовой работы состоит в том, что в процессе её выполнения студент не только закрепляет, но и углубляет полученный теоретический материал. Выполнение сё является не только проверкой подготовки студента к самостоятельной работе, но и важной формой развития навыков самостоятельной научной работы.


1. Текущий контроль знаний студентов

Методические рекомендации по письменным формам текущего контроля, применяемым в учебном процессе ГУ-ВШЭ

Текущий контроль знаний студентов проводится в устной и письменной формах. Виды текущего контроля назначаются преподавателем и определяются спецификой учебного материала.

Необходимо учитывать, что формы текущего контроля подразделяются на те, что учитываются при расчете учебной нагрузки преподавателя и другие, определяемые задачами конкретного предметного материала и предпочтениями преподавателя.

В учебном процессе на семинарах преподаватели используют такие формы оперативного письменного контроля как диктант и тесты. Этот вид контроля выполняет диагностическую (входной контроль) и стимулирующую функции.

Тест - простейшая форма контроля, направленная на проверку фактологического и хронологического материала, запоминания словарного запаса и/или отработки грамматических правил, владения математическим языком, стандартным математическим аппаратом и современными информационными технологиями; состоит из небольшого количества (до пяти) элементарных задач; подразумевает выбор из перечня ответов; занимает часть семинара (10-30 минут); правильные решения разбираются на том же или следующем семинаре; частота тестирования - один раз в месяц.

Тестовая форма контроля знаний студентов даёт преподавателю возможность проверить значительный объём изученного материала и быстро диагностировать уровень овладения студентами учебным материалом, и их способность двигаться при изучении дисциплины в темпе, заданном преподавателем. При этом жёсткая процедура проверки исключает субъективизм; по возможности тестовый контроль должен проводиться в компьютерном классе.

Общими требованиями, предъявляемыми ко всем видам тестов, являются следующие: соответствие изучаемому учебному материалу, однозначность ответа, доступность студентам, возможность быстрого определения ответа на поставленный вопрос. Организация проведения тестирования должна зависеть от специфики преподаваемой дисциплины и особенностей конкретной группы студентов. Количество тестовых работ, их объем, формы проведения, а также место в учебном процессе определяются преподавателем в соответствии с учебной программой дисциплины. (Поле подробную информацию См. Положение о системе тестирования в ГУ-ВШЭ (проект) ).

Диктант

одна из простейших форм контроля, идеально себя зарекомендовавшая в процессе преподавания (экономико-статистических дисциплин, иностранного языка и др.) и направленная на текущий контроль степени владения пройденным на предшествующем занятии материалом, а также на выработку автоматизма в установлении взаимосвязей между рассчитываемыми характеристиками и их интерпретацией. Диктант представляет собой набор из пяти мини-заданий, для выполнения каждого из которых студенту среднего уровня подготовки требуется не более 15-20 секунд времени при условии успешного освоения пройденной темы на аудиторных занятий и в процессе самостоятельного выполнения домашней работы. Для обдумывания и выполнения каждого из заданий диктанта студентам предоставляется 1 минута. Форма диктанта предполагает, что задания студенты получают последовательно (в устной или письменной форме, один вариант на доске или индивидуальные варианты на отдельных листках) с интервалом в 1 минуту. Максимальная оценка каждого ответа-2 балла-соответствует полному и правильному ответу, минимальная оценка-0 баллов - соответствует непониманию студентом содержания вопроса или его проблемных моментов. Промежуточная оценка-1 балл-соответствует неполному или частично ошибочному ответу. Таким образом, на диктант выделяется 5 минут учебного времени в начале каждого практического (семинарского) занятия, общая максимальная оценка-10 баллов, минимальная-0 баллов. Правильные решения разбираются сразу же по окончании работы. Проверенные диктанты возвращаются студентам на следующем практическом занятии.

К формам текущего контроля относится и контроль за самостоятельной работой студентов, доля которой в связи с инновационной направленностью изменений учебного процесса увеличивается до 60-70% в общей трудоемкости учебного курса. В связи с разноплановостью возможных вариантов домашних заданий нормировать их как вид контроля довольно сложно и нецелесообразно. Разнообразие типов заданий, которые традиционно называют домашним заданием определяется профилем направлений образовательных программ, содержанием учебных курсов, спецификой образовательных технологий, преференциями преподавателей. Однако общие характеристики и цели этого вида учебной работы позволяют выделить домашнее задание в отдельный тип.

Домашняя работа –

вид учебной работы, направленный на отработку и закрепление учебного материала, поиск и отбор необходимой информации для решения учебных задач. В зависимости от целей домашняя работа может охватывать материал одной лекции, семинара, темы, раздела, содержательного модуля.

Домашняя работа - форма организации и контроля самостоятельной работы студентов. Домашние работы определяются преподавателем с целью закрепления и углубления знаний, полученных на лекционных и семинарских занятиях, а также для подготовки к восприятию нового учебного материала.

Домашние работы должны включать как теоретические задания, так и проблемные задания творческого характера (анализ проблемных ситуаций по теме, подбор материала и подготовка выступления с докладом, изучение публикаций по актуальным проблемам, решение задач, требующих анализа конкретной ситуации, описываемой моделью, и т.д.)

.Допускается «сквозная» домашняя работа - большая контрольная работа аналитической направленности по проблемно-ориентированным учебным дисциплинам; ориентирована, например, на отработку практических примеров использования математического аппарата и современных информационных технологий; включает пять-шесть больших задач, для решения которых требуется владение значительной частью материала. Совокупность последовательно выполненных заданий составляет целостный проект (расчет) – результат. Интеграция полученных ранее знаний; выполняется по индивидуальному заданию преподавателя: формирование информации под определенную задачу. Таким образом, достигается индивидуализация образовательного процесса при типовом учебном плане для группы и курса.

Объём и содержание домашних работ определяются преподавателем согласно учебной программе дисциплины. Формы контроля знаний студентов предусматриваются программой учебной дисциплины.Студент может самостоятельно контролировать полученные знания и навыки, пользуясь тестами и вопросами для самоконтроля и т.д.

Формы текущего письменного контроля, зафиксированные в рабочих учебных планах

В рабочих учебных планах обозначены формы контроля, которые учитываются при расчете учебной нагрузки преподавателя. Они включают: контрольную работу, эссе, реферат, коллоквиум, домашняя работа

Контрольная работа –

следующая за тестом по объёму и сложности форма контроля; применяется как по общеобразовательным (математический анализ, дискретная математика, линейная алгебра, дифференциальные уравнения, информатика), так и проблемно-ориентированным учебным дисциплинам (теория вероятностей и математическая статистика, теория игр, исследование операций, методы оптимальных решений); направлена не только на проверку владения стандартным математическим аппаратом и стандартными информационными технологиями, но и специальными типами математического мышления; а также специальными навыками использования современных информационных технологий. Состоит из небольшого количества (до пяти) средних по трудности задач, требующих поиска ответа путём решения задачи; занимает часть или целый семинар (45-90) минут с разбором правильных решений на следующем семинаре; частота проведения контрольных работ - один раз в два месяца.

Контрольная работа- одна из форм проверки и оценки усвоенного учебного материала, получения информации об уровне самостоятельности студента в учебном процессе, об эффективности методов, форм и способов обучения, используемых преподавателем. Контрольные работы должны быть составлены таким образом, чтобы система заданий предусматривала как выявление знаний по определённой теме, так и понимание сущности изучаемых понятий и явлений, их закономерностей, умений студентов самостоятельно делать выводы и обобщения, творчески использовать знания и навыки.

Количество контрольных работ, формы их проведения, их место в учебном процессе определяются преподавателем в соответствии с программами учебных дисциплин. Например: 2-3 задачи на проверку усвоения материала семинарских занятий и 2-3 открытых вопроса по лекционной части курса, либо набор задач (6-7) разной сложности с заранее объявленной балльной ценой, построенных на изученном материале и требующих для своего решения осознания студентом предложенного ему инструментария решения определённого типа задач и принципов его использования и т.д.

Эссе –

это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем соответствующей дисциплины; цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей; эссе должно содержать: чёткое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме, объём эссе не должен превышать пять страниц машинописного текста (10 тысяч знаков).

В зависимости от специфики дисциплины формы эссе могут значительно дифференцироваться. В некоторых случаях это может быть анализ имеющихся статистических данных по изучаемой проблеме, анализ материалов из средств массовой информации и использованием изучаемых моделей, подробный разбор предложенной задачи с развёрнутыми пояснениями, подбор и детальный анализ примеров, иллюстрирующих изучаемую проблему и т.д.

Требования к эссе могут трансформироваться в зависимости от их конкретной формы, при этом общие требования к качеству эссе должны оцениваться по следующим критериям: самостоятельность выполнения работы, способность аргументировать основные положения и выводы, обоснованность, чёткость, лаконичность, оригинальность постановки проблемы, уровень освоения темы и изложения материала (обоснованность отбора материала, использование первичных источников, способность самостоятельно осмысливать выявленные факты, структура и логика изложения), соответствие формальным требованиям; количество эссе по дисциплине не должно превышать 1-2 в учебный модуль.

Общая форма изложения полученных результатов и их интерпретации должна при этом соответствовать жанру проблемной научной статьи. Цель эссе - развитие у студентов навыков самостоятельной научной работы, необходимых при получении университетского образования.

Реферат –

письменная работа объёмом 10-15 страниц, выполняемая студентом в течение длительного срока (от одной недели до месяца). Данная работа подразумевает самостоятельное изучение студентом нескольких литературных источников (монографий, научных статей и т.д.) по определённой теме, не рассматриваемой подробно на лекции, систематизацию материала и краткое его изложение. Цель написания реферата - привитие студенту навыков краткого и лаконичного изложения в письменной форме того или иного материала на заданную тему.

При написании работы студент должен полностью раскрыть выбранную тему, соблюсти логику изложения материала, показать умение делать обобщения и выводы. Реферат должен состоять из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы. Во введении автор очень кратко обосновывает актуальность темы, структуру реферата и даёт краткий обзор использованной литературы. В основной части раскрывается сущность выбранной темы; основная часть может состоять из двух или более параграфов; в конце каждого параграфа делаются краткие выводы. В заключении подводится итог всего изложенного в реферате и делаются общие выводы. В списке использованной литературы указывается вся литература, которой пользовался автор при написании реферата.

Коллоквиум –

(colloquium — разговор, беседа, научное собрание) занятие, целью которого является слушание и обсуждение доклада, выступления; коллоквиум как экзамен — форма текущего контроля и оценивания обученности студентов. Как правило, представляет собой мини экзамен, проводимый по завершению темы в середине календарного периода обучения и имеющий целью уменьшить список тем, выносимых на основной экзамен. В ходе коллоквиума могут также проверяться проекты, рефераты и другие письменные работы студентов. Оценка, полученная на коллоквиуме, может влиять на оценку на итоговом экзамене (по решению преподавателя) могут быть приняты различные правила учета результатов коллоквиума.

Методика текущего контроля определяет формы текущего контроля, применяемые при изучении дисциплины, их специфику, частоту проведения. В качестве оценочных средств текущего контроля могут использоваться Банки контрольных заданий.

2. Формы рубежного (промежуточного) контроля, зафиксированные в РУП

Переход на модульную систему организации учебного процесса в ГУ-ВШЭ обуславливает необходимость введения так называемого рубежного контроля , по существу являющегося промежуточным видом котроля между текущим и итоговым. Рубежный контроль осуществляется в конце модуля, независимо от того завершается в данном модуле дисциплина или продолжается дальше; в первом случае рубежный контроль будет совпадать с итоговым.

Промежуточный или рубежный контроль предполагает две традиционные формы: зачет и экзамен. Зачет устанавливает факт освоения учебной дисциплины. Экзамен с выставлением балльной оценки показывает уровень освоенности учебного материала – качество подготовки студента и результат учебной работы.

Зачет –

форма контроля обученности студентов; фиксации результата учебной работы студента, освоения или неосвоения учебной дисциплины: сдал – не сдал; зачтена проделанная работа – не зачтена. Дихотомическая шкала не предполагает качественной оценки проделанной учебной работы. Условия проведения и получения зачета определяются преподавателями и прописываются в программе учебной дисциплины.

Экзамен (оценка, испытание) —

форма контроля обученности студентов с выставлением оценки, продемонстрированного на испытании результата, проделанной учебной работы по освоению программы дисциплины (образовательной программы). Различные формы и виды экзаменов определяются целями испытаний и спецификой образовательной программы. По теоретическим предметам экзамены проводятся в письменной форме, за исключением случаев, регламентированных правилами, обоснованными в документах, утвержденных Учеными Советами факультетов.


3. Итоговый контроль знаний студентов

Итоговый контроль, в соответствии с требованиями ГОС ВПО, направлен на оценку готовности студента (выпускника) продемонстрировать знания умения и навыки, приобретенные в результате освоения учебного курса или образовательной программы в целом.

Итоговый экзамен по учебной дисциплине

– форма контроля обученности студентов, усвоения ими программы учебного материала по дисциплине учебного плана.

Итоговый контроль знаний студентов в ГУ-ВШЭ для всех без исключения образовательных программ включает государственный экзамен и защиту выпускной квалификационной работы.

Методики итогового контроля знаний студентов представлены в документах регламентирующих требования и процедуры проведения итоговых испытаний :

Курсовая работа

Методические рекомендации по курсовой работе (Проект)

Итоговый государственный экзамен

Положение о проведении итогового выпускного экзамена (проект)

Защита квалификационной работы

(Положение о ГАК)