Реферат: О преподавании химии в образовательных учреждениях Республики Карелия в 2009-2010 учебном году
Название: О преподавании химии в образовательных учреждениях Республики Карелия в 2009-2010 учебном году Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методические рекомендации
о преподавании химии в образовательных учреждениях Республики Карелия в 2009-2010 учебном году.
Современная химия - это фундаментальная система знаний об окружающем мире, основанная на богатом экспериментальном материале и теоретических положениях. Наблюдается тенденция развития современной химии и её растущая роль в естествознании и обществе. По прежнему актуальным остаётся вопрос дифференциации обучения химии, позволяющей с одной стороны, обеспечить базовую подготовку, а с другой -удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету. Причём модернизация школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, Нои на развитие личности, её познавательные и созидательные способности. В 2009-2010 учебном году организацию обучения химии рекомендуем осуществлять в соответствии со следующими нормативными документами федерального и регионального уровня: 1. Закон Российской Федерации «Об образовании». М. Творческий центр,2007. 2. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, утверждённая приказом Министра образования № 2783 от 18.07.2002г. 3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации № 1756-р от 29.12.2001года. 4. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утверждённый приказом Министерства образования РФ 05.03.2004г. № 1089. 5. Концепция школьного химического образования. Программно-методические материалы. Автор – составитель С.В.Суматохин. М.Дрофа, 2001. 6. Республиканский базисный учебный план для образовательных учреждений Республики Карелия, реализующих программы общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и по делам молодёжи Республики Карелия. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.12.2008г. № 379 утверждён Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2009 – 2010 учебный год. В образовательных учреждениях РК преподавание химии ведётся по следующим УМК.
Распределение количества часов по классам в неделю и контрольных работ в год с учётом нормативных документов и имеющихся программ.
С целью подготовки учащихся к изучению нового учебного предмета «Химия» в 8 классе, создания познавательной мотивации, формирования предметных знаний, умений и навыков, ознакомления со становлением и развитием науки химии, интеграции знаний по предметам естественного цикла основной школы на основе учебной дисциплины «Химия» по инициативе администрации ОУ в 7 классе может преподаваться пропедевтический курс химии. Для реализации пропедевтического курса могут быть использованы следующие пособия: Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Ахлебинин А.К.Химия. Вводный курс. 7 класс. М. Дрофа, 2007. С.159 Габриелян О.С., Шипарева Г.А. Химия. Методическое пособие к пропедевтическому курсу «Химия. Вводный курс. 7 класс». М. Дрофа, 2007.С.203 В школьном химическом образовании на изучение предмета на базовом уровне отводится один час в неделю. В этих условиях задача учителя состоит в том, чтобы раскрыть роль химии в жизни современного общества и каждого отдельно взятого человека, показать её вклад в формирование единой научной картины мира. Поэтому нет смысла загружать учащихся сведениями, превышающими базовый стандарт. Один час в неделю обрекает учителя химии на лекционно-семинарскую форму проведения учебных занятий. В этой связи возникают проблемы накопляемости отметок и оценки качества знаний по предмету. Помогут в решении названных проблем следующие публикации: Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А.Об особенностях обучения химии на базовом уровне старшей школы.// Химия в школе.- 2008.-№ 3.- С.17. Габриелян О.С. Особенности обучения химии на базовом уровне старшей школы: несколько методических советов коллегам.// Приложение к газете «Первое сентября». Химия. -2008.- № 32.- С. 1. В настоящее время разработан проект стандарта второго поколения, в котором ставится задача формирования у учащихся компетенций, уровень овладения которыми будет свидетельствовать о его компетентности, готовности к дальнейшему обучению и самоопределению. Поэтому рекомендуем ознакомиться со следующими публикациями: Кузнецов А.А., Рыжаков М.В.О стандарте второго поколения.// Биология в школе.-2008.- № 2.- С.3 Габриелян О.С. Компетентностный подход в обучении химии. // Химия в школе.- 2007- № 3.- С.16. Герус С.А., Пустовит С.О. Методика формирования компетенций: опыт, теория, перспективы.// Химия в школе.-2007- №3-С.12. Герус С.А., Пустовит С.О. Теория и практика формирования компетенций в курсе химии.// Приложение к газете «Первое сентября». Химия.-2008.-№ 10.-С.13. Шалашова М.М. Использование контекстных задач для оценивания компетенций учащихся.// Химия в школе.-2009.- № 4.- С.24. С введением ЕГЭ в школьную практику важное значение приобретает совершенствование методики контроля учебных достижений выпускников. Формы контроля могут быть самыми разнообразными в зависимости от конкретных целей и специфики изученного материала. Вместе с тем, целесообразно уже в ходе текущего контроля использовать задания, аналогичные тем, которые представлены в экзаменационной работе ЕГЭ и нацелены на проверку сформированности умений применять знания. Целесообразно шире использовать практикоориентированные задания и задания на комплексное применение знаний из различных разделов курса. Проведение государственной итоговой аттестации в новой форме в 9 классе позволило выявить определённые пробелы в знаниях выпускников основной школы по следующим разделам: «Первоначальные химические понятия», «Химические свойства простых и сложных веществ», «Общие сведения об органических веществах», а также невысокий уровень владения знаниями, получаемыми в ходе химического эксперимента. Методическую помощь учителю могут оказать следующие материалы, размещённые на сайте ФИПИ (http://www.fipi.ru): 1. Методическое письмо «Об использовании результатов ЕГЭ 2009г. в преподавании химии в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования» 2. Методическое письмо «Об использовании результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме в 2009г в преподавании химии в общеобразовательных учреждениях» 3. Документы, регламентирующие разработку контрольных измерительных материалов для государственной (итоговой) аттестации и ЕГЭ по химии. 4. Учебно-методические материалы для членов и председателей региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развёрнутым ответом. 5. Перечень учебных изданий, рекомендуемых ФИПИ для подготовки к экзамену. Рекомендуем муниципальным методическим службам ознакомить учителей химии с предложенными методическими рекомендациями по преподаванию предмета в 2009-2010 учебном году. Май 2009г. Методист ГОУ РК «ИПКРО» Г.П.Кузнецова |