Реферат: План работы: Цели, задачи, актуальность использования новых информационных технологий ( нит) в учебном процессе. Информационная культура и информационная компетентность как необходимое условие формирования личности учащихся

Название: План работы: Цели, задачи, актуальность использования новых информационных технологий ( нит) в учебном процессе. Информационная культура и информационная компетентность как необходимое условие формирования личности учащихся
Раздел: Остальные рефераты
Тип: реферат

Министерство общего и профессионального образования РФ

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №19»

Работа к конкурсу «Учитель года»

«Информационные технологии в преподавании права в школе»

Выполнила: Угрюмова Ольга Евгеньевна,

учитель истории, обществознания, права

Г. Миасс, 2004

План работы:

1. Цели, задачи, актуальность использования новых информационных технологий

( НИТ) в учебном процессе.

2. Информационная культура и информационная компетентность как необходимое условие формирования личности учащихся.

3. Краткая характеристика и попытка систематизации информационных компьютерных ресурсов по праву и возможность их использования на уроках права и обществознания.

4. Опыт апробации электронного учебного пособия Российского фонда правовых реформ «Основы правовых знаний» для 8-9 класса в рамках гимназии № 19 г. Миасса.

Методические рекомендации по использованию данного пособия на уроках.

5. Приложение: содержание сайтов, телекоммуникационные проекты по праву, конспекты уроков с использованием НИТ.

6. Литература.


Цели, задачи, актуальность использования новых информационных технологий ( НИТ) в учебном процессе.

Наша страна вступила в эпоху информационных технологий, ставящую фундаментальные проблемы перед образованием. Современная школа не может ограничиваться лишь передачей некоего объема знаний. В соответствии с новой парадигмой образование рассматривается как пространство, в котором создаются условия для самореализации, самоактуализации, для понимания человеком самого себя, для выработки стиля жизни и деятельности в информационном обществе.

Информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни отдельного человека и общества в целом. Вместе с тем, мы находимся сегодня в начале пути разработки теории и практики современных информационных технологий образования. И если для такого школьного предмета как информатика эти технологии не новы, то для классов и предметов гуманитарного и социально-правового профиля проблема внедрения и использования новых технологий стоит очень остро. НИТ создают сегодня огромные возможности их использования в педагогическом процессе.

Специфика НИТ заключается в том, что они предоставляют пользователю – учителю и учащимся – громадные возможности выбора источников получения различной информации. Современные исследования, проводимые как за рубежом ( Лондонский Открытый университет), так и в России, в частности РАО[1] , показывают, что школьники, активно работающие с компьютером ( не обязательно в Интернете), обнаруживают более высокий коэффициент умственного развития, общей культуры, стремление больше узнать, чем их «некомпьютеризованные» одноклассники.

Как отмечалось на Конференции по апробации электронного учебного пособия РФПР «Основы правовых знаний», проходившей в Москве 23-24 июня 2003 г., Министерство образования РФ в настоящее время проводит линию обеспечения внедрения информационных технологий в образовательный процесс. Особенность преподавания права состоит в том, что право – практико-ориентированный курс. Поэтому решение конкретных жизненных ситуаций, поиск необходимой информации, написание различных документов позволяет обеспечить решение задач Минобразования.

В связи с активным использованием в учебном процессе гимназии №19 новых информационных технологий реальностью становится расширение целей, содержания обучения различных предметов образовательной области «обществознание», возрастает роль интегрированных знаний.

С использованием НИТ в учебном процессе изменились условия организации уроков, внеклассной работы по предмету. Традиционные методы обучения – беседа, рассказ, работа с учебником и т.д. – сопровождаются наглядным компьютерным показом таблиц, плакатов и других медиаобъектов, разноуровневыми заданиями, расширяется база информационных источников. Занятия не замыкаются в рамках классно-урочной системы – развиваются новые формы организации учебной деятельности учащихся: проектные технологии, работа в группе и с партнерами, интерактивное компьютерное тестирование, дистанционное обучение.

Одним из преимуществ использования информационной сети Интернет является перенос центра тяжести с вербальных методов обучения на методы поисковой и творческой деятельности. Использование образовательной информации, размещенной на серверах, не является заменой учебника. Оно создает основу для организации педагогом самостоятельной деятельности учащихся по анализу и обобщению материала при широком использовании индивидуальных и групповых форм организации учебного процесса.

Информационная культура и информационная компетентность как необходимое условие формирования личности учащихся.

Развитие Интернета в России поставило еще одну серьезную проблему. Наиболее посещаемыми сайтами были и остаются те, которые содержат коллекции рефератов, курсовых работ и им подобные тексты. Однако изобилие готовых шпаргалок не должно стать отпугивающим фактором для запретов пользования ими.

В настоящим момент в образовании в моде так называемый «компетентностный подход»[2] . Он основан на широком признании того факта, что академических знаний недостаточно для того, чтобы молодые люди были готовы жить в современном обществе. Отметим, что «компетенция» – это то, что мы хотим, чтобы было сформировано, а «компетентность» – это то, что уже сформировано у школьников [3] .

Информационная компетенция дает нам те навыки, необходимость которых доказал еще в 1997 г. ученый Шлехте ( то, что требует работодатель от работника): нужно, чтобы работник ( ученик) не спрашивал, что ему нужно делать, а сам добывал информацию, ранжировал, анализировал, организовывал, передавал, преобразовывал ее в различных видах. Таким образом, когда ребенок «скачал» информацию из Интернета, то он

1) добыл ее (соотнес с темой, нашел ее в огромной «паутине»),

2) ранжировал ее ( отсеял лишнее: например, из 100 страниц отобрал 10),

3) создал титульный лист, внес какие –то изменения-поправки,

4) наконец, прочитал ее и передал суть на уроке…

Что касается права, то добыть правовую информацию еще сложнее, так как, имея какую-либо задачу, необходимо сначала определить:

1) регулируется ли вообще данная ситуация правом,

2) выявить отрасль права, к которой она относится,

3) знать, где, в каких источниках можно найти ответ на задачу,

4) знать и уметь найти правовой сайт или данный закон (кодекс и т.д.), найти в нем нужную статью…

Таким образом, компетентность в применении права требует базовых навыков критического мышления, а также психосоциальных навыков, которые могут быть получены в результате изучения многих предметов, в особенности на уроках истории, обществознания, а также информатики и во внеурочной деятельности. Она также требует базовых знаний о политике и правовых институтах государства.

Сам по себе предмет права предоставляет прекрасный материал для обучения ключевым навыкам. Таким образом, речь идет об информационной культуре школьников. Она просто необходима нашим выпускникам, так как:

1) она стоит денег,

2) спрос на работников в настоящий момент именно таких, кто умеет пользоваться информацией , а не ждет приказов начальника,

3) образование быстро меняется, конкуренция на образовательном рынке огромная, поэтому школа сегодня должна научить ребенка пользоваться информацией.

Выпускник, у которого хорошо сформирована информационная культура, более адаптирован в реалиям современной жизни, сможет решать не стандартные жизненные задачи. Конечно, никто в школе не сможет получить все знания, которые впоследствии ему будут необходимы для разрешения всех непредвиденных проблем. Но каждый школьник должен знать, как анализировать свои трудности, как найти, оценить и применить информацию. А школа должна уравновесить эффективное преподавание фактической информации и предоставить ребенку возможности приобрести и оттачивать свои навыки и привычки, необходимые для компетентности.

Уже сейчас, пользуясь материалами сети Интернет, можно организовать исследовательские и творческие проекты, которые способствуют повышению мотивации к изучению права, активизации учебной деятельности.

Современные компьютеры позволяют задействовать для достижения методических целей очень многие технические и художественные приемы. В обучающих программах презентационно-художественные технологии играют не меньшую роль, чем традиционные, связанные с сухой информацией. Эстетическое и эмоциональное воздействие на учащихся представляется мне не менее важным, чем воздействие чисто информационное. Комбинированный, мультимедийный подход, основан не просто на информации, а информации в форме образов, обеспечивающих получение более глубоких знаний.


Краткая характеристика и попытка систематизации информационных компьютерных ресурсов по праву и возможность их использования на уроках права и обществознания.

Если анализировать существующие компьютерные информационные ресурсы по праву, то их можно классифицировать следующим образом:

- Информационные сайты (банки данных).

- Игровые программы.

- Мультимедийные продукты.

- Контролирующие программы

- Учебные программы и электронное пособие по праву.

Отметим, что многие информационные сайты адресованы профессиональным юристам, такие как

  • Общероссийская сеть распространения правовой информации «Консультант+»

( http: // law.csti.ru/as/inform.htm), который содержит разделы «Новое в законодательстве», «Заказ документа»,

  • Сайт, где собрано все законодательство РФ ( http://rus-code.virtuale.net), что очень облегчает учителю права поиск информации,
  • Сайт, посвященный налоговому законодательству ( http://www.nalog.ru), и многие другие.

Учителям права будут интересны сайты, которые можно так или иначе использовать как при подготовке уроков, так и на самих уроках и во внеурочной деятельности. Вот например:

  • Очень интересен Сайт Новосибирской областной образовательной сети

( www.edu.nsu.ru)[4] :

здесь размещены 9 лекций по теме «Основы потребительских знаний», содержащих понятийный аппарат, примеры реальной практики, тесты для самопроверки, «Книжная полка потребителя», нормативно-правовые акты, а также раздел «Прецедент» - с сюжетами телесериала о Серединкине, попадающем в различные нелепые потребительские ситуации. Здесь же есть раздел – дистанционная «юридическая помощь», куда можно обратиться за консультацией к специалисту. Материалы учителям, представленные на сайте также могут быть активно использованы. Очень интересен раздел-проект «Научись защищать свои права». Здесь существует много информации по потребительскому праву.

· Другой сайт, который может привлечь внимание - Сайт Централизованной Системы Детских и Школьных библиотек г. Озерска ( http://ch-lib.ozersk.ru/do/cycle/law)[5] , на котором создан проект «Правовое пространство детства». Здесь размещены игра «Имею право» для учащихся 6-7 классов, а также семинары для учителей: «Закон про тебя», «Я и моя семья», «Право на информацию и образование» и методическое пособие «Ты, толерантность и право».

· Еще один интересный проект – это сайт Российского Фонда Правовых Реформ .

( http:// www.openweb.ru)[6] . Раздел «Ученикам о праве» позволяет разнообразить уроки различными интересными заданиями, комиксами, кроссвордами и т.д. Конечно, очень хотелось бы, чтобы эта страничка сайта постоянно обновлялась, но, к сожалению, материал, представленный на ней несколько устарел, так как последние изменения были внесены в 1999 году. А с 1999 по 2003 год РФПР проделал огромную работу по правовому образованию. И хочется надеяться, что все новые материалы и разработки появятся и в Интернете на этой странице.

У многих некоммерческих организаций в Интернете есть свои странички, на которых можно найти различную полезную информацию. Так на

· сайте правозащитных организаций « Humanrights online » -Права человека В России( http :// www . hro . org / ) [7]

Здесь же есть ссылка на сайт «Права ребенка». Его рубрики: новости, правозащитные издания, акции, поиск средств, ссылки, словарь и др. Каждый пользователь сети может не только задать вопрос правозащитникам, но и поучаствовать в дискуссиях.

  • Проект «Гармония» ведет свою страничку «Права и дети в Интернете» ( http://school-sector.relarn.ru/pravo/ )[8] .

Вопросы, которые обсуждаются здесь:

  1. Где дети-беженцы могут восстановить пропавшие документы?
  2. Имеет ли право отец на проживание в квартире, приватизированной детьми?
  3. Может ли ребенок разменять квартиру родителей, лишенных родительских прав?

Рубрики:

    • «Адвокат для ребят»,
    • «Законы про тебя» (сухие тексты законов обычно требуют разъяснения),
    • «Конвент и я» (Основной мировой документ, который необходимо знать каждому!),
    • «Очная ставка» (материалы данного раздела составляют животрепещущие вопросы детей и попытка ответа на них специалистов)
    • «Вещдоки» (ссылки на полезные книги и web-сайты правозащитных организаций).
    • «Допрос населения» (анкеты и результаты социологических опросов, связанных справами детей)
    • «Страшные слова». Словарик юридических терминов.

Из игровых программ отметим следующие:

1. Игра «Наемная команда. Второе испытание.» ( www.Gamebox.ru) – события разворачиваются в будущем 2064 г. 96% населения Земли сосредоточены в 84 мегаполисах. Но вместе с глобальной урбанизацией пришли эпидемии, безработица, преступность и коррупция. Полиция и спецслужбы не справляются с хорошо организованной преступной группой. Ваша задача – помочь полиции, пройдя испытания и попасть в элитную «Наемную команду».

2. Игра «Правосудие без границ: террор выбрал новую цель». В мире совершаются террористические акты, цель этой игры – остановить насилие. Победят ли силы законности и порядка, зависит от вас.

3. Игра «Звездный судья» - детективный 3D – квест с задачами и элементами action. Ты сталкиваешься с загадочным преступлением на неизвестной планете и обязан распутать целую цепочку тайн и загадок и найти преступника.

Несомненно, эти игры очень интересны детям. Их можно использовать во внеурочной деятельности, дома. Они позволяют закреплять многие знания о правоохранительных органах и самое главное формировать представление о правосудии и законности.

Касаясь мультимедийных продуктов , отметим их особенности.

Компьютерный мультимедиапродукт позволяет организовать интерактивный диалог с пользователем, что делает его уникальным и весьма эффективным средством обучения.

«Способность» компьютера к интерактивному диалогу имеет особое значение для социально-гуманитарных дисциплин. «Точные науки, - писал М.М. Бахтин[9] , - это монологическая форма знания: интеллект созерцает вещь и высказывается о ней. Здесь только один субъект – познающий ( созерцающий) и говорящий ( высказывающийся). Ему противостоит только безгласная вещь. Любой объект знания ( в том числе человек) может быть воспринят и познан как вещь. Но субъект как таковой не может восприниматься и изучаться как вещь, ибо как субъект он не может оставаться субъектом, стать безгласным, следовательно, познание его может быть только диалогическим».

Мультимедийный учебный материал обычно состоит из отдельных самостоятельных, но взаимосвязанных единиц информации и тестовых заданий. Учащийся совершает шаг в обучении при усвоении определенного объема информации на заданном уровне и шаг за шагом продвигается к цели обучения. Последовательность шаговых учебных процедур образуют обучающую программу – основу системного обучения с помощью компьютера.

Желательно, чтобы образовательный программный продукт реализовывал внятную методику обучения, а не был мертвым складом информации.

Дело не только в том, что энциклопедии по определению – справочные издания, не предназначенные для систематического изучения. Подавляющее большинство продуктов содержат мало мультимедийных иллюстраций ( звука и видео). Что же касается основной начинки – текста, то они далеки до систематического свода знаний.

Исключение представляет Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2002, объем текстовой информации которой составляет 75 (!) книжных томов 600 страниц каждый, 18500 иллюстраций, и что мне особенно представляется ценным как учителю права – афоризмы, цитаты, иллюстрированные шкалы, статистические данные, сборник законов РФ, видеоприложение, викторины и т.д.

Контролирующие программы .

Речь идет о телетестинге, викторинах, олимпиадах, конкурсах, проектах, которые дают возможность не только подготовиться к ЕГЭ, централизованному тестированию, но и активно сотрудничать через Интернет с другими школьниками, учителями, позволяет разнообразить внеурочную деятельность, организовать факультативы, клубы по интересам.

Учебные программы и электронное пособие по праву .[10]

РФПР в 2003 г. разработал электронное учебное пособие для 8-9 классов «Основы правовых знаний», апробация которого проходила в различных Российских школах, в том числе и на базе гимназии №19 г. Миасса.

Несомненно, этот учебник - большая помощь учителю и дает ему возможность разнообразить уроки по праву и использовать его в курсе обществознания, более оптимально контролировать работу и знания учащихся, использовать все имеющиеся ресурсы (справочники, медиаобъекты, тесты, игру и т.д.).

Опыт апробации электронного учебного пособия РФПР "Основы правовых знаний" для 8-9 класса.

Апробация электронного учебного пособия проводилась мною на базе гимназии №19 г. Миасса Челябинской области с февраля по май 2003 г. в профильных социально-правовых 8 и 9 классах .

О технической стороне.

Прежде всего хочется отметить, что установка данного электронного учебника достаточно проблематична и позволяет использовать только компьютеры последнего поколения, что не всегда возможно в наших школах в настоящий момент. Например, из 40 школ города только в нашей гимназии есть программа ISS, которая необходима для установки и мы можем задействовать только 20 компьютеров ( а в классе до 30 человек), причем одновременная работа всех этих машин создает и другие проблемы: перегруз сети, "зависание", невозможность войти в программу.

О содержании.

Несомненно, этот учебник - большая помощь учителю и дает ему возможность разнообразить уроки по праву и использовать его в курсе обществознания, более оптимально контролировать работу и знания учащихся, использовать все имеющиеся ресурсы ( справочники, медиаобъекты, тесты, игру и т.д.).

У учебника хорошая структура, с ним легко работать. Интересный дизайн, хотя 20% детей отмечают, что можно было бы и поярче и поинтересней его оформить, добавить картинок, иллюстраций.

Больших претензий по содержанию текста учебника нет, хотя хочется отметить, что и учитель и дети ожидали большего. Например, образцы документов, которые есть в книге 2 печатного издания РФПР, а также задачи.

Большая проблема возникла с тестами: много ошибок.

Пример, вопрос: с какого возраста по общему правилу наступает уголовная ответственность? Варианты ответов:

· с 18 лет,

· с 21 года.

Правильного ответа в данных вариантах нет, но компьютер просит выбрать только из предложенных ( заведомо неправильных). Как быть? Получается , что ответ ребенка оценивается необъективно, и ребенок получает оценку ниже.

Далее: журнал позволяет отслеживать работу каждого и проблемы учителя связаны с тем, что открывается только журнал 8а класса, а журнал 8б или 9а … открыть невозможно, поэтому приходится всех детей регистрировать как учащихся 8а класса, а это не совсем удобно.

Также я не обнаружила подсказку к задачам ( об этом сказано в пособии).

Мнение детей по результатам анкетирования следующее:

90% ответили, что учебник очень нравится, с ним интересно и легко работать, 10% восприняли его равнодушно,или он им не понравился.

На вопрос "Что вам нравится в учебном пособии?"

90% ответили: - структура, 85 % - возможность использования видеолекций и медиаобъектов, 85 % - тесты, возможность поиска нужной информации, игра.

На вопрос "Что бы вы хотели изменить в этом учебнике?" дети отвечали

следующим образом:

- больше разнообразных ссылок, ярких красок, иллюстраций,

- образцы документов,

- не только тесты , но и задачи и разъяснения к ним,

- больше правовых игр.

Например, они даже предложили свои компьютерные игры : ученик 1 - адвокат, ученик 2 или компьютер - прокурор. Цель игры - выиграть судебный процесс.

Или дана ситуация, нужно отыскать статью закона в справочнике…

Варианты работы с учебным пособием:

1. Лекция учителя с использованием 1 компьютера с проекцией на большой экран различных медиаобъектов или видеоряда.

2. Класс разделим на 2 группы:

1 группа работает с компьютерным учебником ( конкретный параграф или задание),

2 группа работает с практикумом Ловягина или решает задачи печатного учебника.

Затем группы меняются.

3. Класс делим на несколько групп ( до 6 ). У каждой группы - конкретное задание. Электронный учебник и Интернет используются как ресурс для поиска необходимой информации. Затем происходит обмен мнениями в интерактивной форме.

4. Основная группа учащихся работает с учителем, а несколько учеников тестируются по теме, заданной учителем.[11]

Таким образом, я считаю, что учебное пособие заслуживает высокой оценки, но его необходимо немного доработать: исправить ошибки в тестах и упростить процедуру установки, чтобы он стал более доступен нашим школам, особенно в провинции.

Методические рекомендации по использованию данного пособия на уроках.

I.Видеоиллюстрации.

Используется сюжет из урока «Заключение брака»

Задания к сюжету:

1)Вспомните из курса обществознания. Какие существуют этапы добрачного поведения. О каком этапе идет речь в данном сюжете?

2) Какая семья изображена в сюжете: нуклеарная или родственная?

3) Возникли ли между молодыми людьми в данный момент правоотношения?

4) Каков порядок заключения брака?

II. Интерактивные схемы.

Используется схема «Система законодательства» к параграфу №2.

Задания к схеме:

1) Какие нормативно-правовые акты имеют высшую юридическую силу по сравнению с правовыми актами, принятыми Президентом РФ?

2) Проанализируйте схему устно.

III. Статические иллюстрации.

  • Используется рис. 16 с проекцией на большой экран:

- «Вы обвиняетесь в том, что ударили своего мужа горшком по голове. Неужели вам его не жалко?

- Очень жалко, горшок то был совсем новый!»

Задание к рисунку:

1) Какое право человека нарушила жена?

2) Какими источниками права регулируется данное правоотношение?

3) Как муж может защитить свои права?

4) В какой орган он может обратиться за защитой своих прав?

5) Какое наказание предусмотрено для жены?

Обращаем внимание на подпись к рисунку: «Для того, чтобы обеспечить гражданам страны быструю и доступную судебную защиту, в России восстановлен институт мировых судей.

6) Вспомните, когда в России был введен институт мировых судей? Когда был упразднен?

( По судебной реформе 1864 г. созданы мировые суды и коронные суды. Мировой суд с упрощенной процедурой вводился в уездах для разбора дел о мелких правонарушениях и гражданских дел с незначительным иском).

7) Как вы думаете, будет ли мировой судья рассматривать данное дело?

  • Используется рис. По теме «Права потребителей»:

« - Теперь у нас вместо диктора – директор завода, выпустившего телевизор без указания срока службы».

1) Как вы думаете, какая проблема возникла у хозяев телевизора?

2) Что такое «срок службы». Это право или обязанность изготовителя?

3) Какой закон регулирует данное правоотношение?

4) Как потребитель может решить свою проблему?

IV. Использование ресурсов Интернета на уроке:

  • Тема урока «Общественные объединения».

Задание детям: Найдите информацию о том, какие существуют молодежные и детские общественные объединения в России, области, городе, чем они занимаются, подготовьте маленькое сообщение на эту тему.

  • Тема урока « Общественное мнение»

Задание детям: Придумайте 2 актуальных вопроса о современном обществе и разместите их на конференции школьного сайта. Через неделю обобщите информацию, сделайте социологический анализ и сообщите результаты классу на уроке.

( Так, очень интересный анализ был сделан учащимися 10 класса на темы: «Нужна ли учащимся школьная форма. Имеет ли право администрация школы вводить обязательную форму? Не нарушает ли это права детей?», « Как вы относитесь к проблеме терроризма в школе: по следам события о распылении газового баллончика в школе» или

Конференция

Ответить | Темы

Тема: Что значит быть гражданином?

Что значит быть гражданином? Калинина Е.А. 18.12.2002 10:08

Гражданин - Человек!

  • Тема урока «Права ребенка»

Задание детям: Создайте рекламную открытку – страничку на школьном сайте, посвященную актуальным вопросам прав детей.

  • Тема урока «Источники права»: работа со школьным сайтом гимназии №19 ( http://www.mig19.schel.ac.ru)

Задание детям: найдите на школьном сайте Устав гимназии и ответьте на вопросы:

1) К какому виду норм относится данный документ?

2) На кого он распространяется?

3) Имеют ли учащиеся право нарушать Устав школы?

4) Какие санкции предусмотрены за нарушение Устава?

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

САЙТ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СЕТИ

Новости

Проект "Научись защищать свои права"

Проекты, конкурсы, олимпиады, конференции

Порталы, электронные и печатные издания

Учебные заведения

Организации, общественные объединения

Инновационные материалы

Нормативные документы

Актуальные вопросы экономики и права

Потребительское право

Авторское право

Права человека

Право и интернет

Новости

17.07.03г.

  • Новосибирский региональный центр Федерации интернет образования. 75 выпуск. Выпускная работа слушателей по теме "Права детей".
  • В Москве скоро появятся так называемые общественные осведомители. Ими станут наши с вами соседи - наиболее активные общественники. Соответствующий закон разрабатывается в Госдуме.
  • Декларация прав ребенка 1959 г.
  • Вопросы прав человека в Организации Объединенных Наций.
  • На сайте Томской областной детско-юношеской библиотеки размещены Права ребенка. Основные положения Конвенции.
  • Конвенция о правах ребенка 1989 г.
  • Молодежный центр прав человека. Материалы учителям.

Архив новостей

Конкурс "Потребитель в песне"

Перед Вами отрывки известных песен. Выберите ситуации, регулируемые Законом РФ "О защите прав потребителя".
Например,
1."Сиреневый туман над нами проплывает.
Над тамбуром горит полночная звезда.
Кондуктор не спешит, кондуктор понимает,
Что с девушкою я прощаюсь навсегда".

Данная ситуация регулируется Законом РФ "О защите прав потребителей", т.к. пассажиры заключили с железной дорогой договор перевозки. Кондуктор нарушает договор, т.к. задерживает поезд. Если пассажир приедет на станцию назначения после указанного в расписании времени, то пассажир имеет право:

1. потребовать выплаты неустойки в размере 3% от стоимости билета (но не более 100%) за каждый час опоздания поезда;

2. возместить доказанные убытки, причиненные опозданием поезда (опоздал на другой поезд, важную научную конференцию и т.д.)

2. Заказала я жизнь красивую -
Вот и выполнен мой заказ!…
Отчего ж печаль негасимая?
Отчего ж тогда соль из глаз?…
И вся скроена
Из окраины.
Стала в центре жить -
Нечем дышать.
Вкруг меня дома -
Стены каменны.
От себя бежать - не сбежать.

Гимн потребителю. Музыка Д. Тухманова (По французской стороне)

На портале в Интернет конкурс объявили
В передаче «Прецедент» вот что предложили
Чтобы качество, не брак, были на прилавке
Чтоб здоровье сохранить, вскрыть все недостатки

Потребитель должен быть
Честен, бодр и верен
Экстремистам – шансов нет!!!
Совесть – наш критерий!

Вот проект, в нем ясно все:
Там Закон и Право
Если вдруг возник вопрос –
В Интернете справка

Экспертиза, брак, товар -
Знай же, потребитель,
Если нужно, и в суде
Себя защити ты!!!

Конкурс II.

"Потребительская эстафета по Закону РФ "О Защите прав потребителей"

I ЭТАП - ТЕСТЫ

1. Безопасность товара:

Безопасность товара для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации
Безопасность товара для жизни, здоровья , имущества потребителя и окружающей среды при обычных или предсказуемых условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации
Безопасность товара для жизни, здоровья, имущества потребителя при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации

2. Потребителем является:

Гражданин, приобретающий товары для личных нужд, не связанных с извлечением прибыли
Гражданин, приобретающий товары для личных, семейных, домашних, иных нужд, не связанных с извлечением прибыли
Гражданин, приобретающий товары для личных, семейных, домашних, иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности

3. Может ли потребитель предъявить продавцу требования, предусмотренные статьей 18 Закона РФ "О защите прав потребителей", если недостатки товара обнаружены по истечение гарантийного срока?

Нет
Да, в случае, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет, если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента, и были обнаружены потребителем в пределах двух лет;
Да, в случае, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет, если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.

4. Информация о продавце, товарах и их изготовителях доводится до сведения покупателей дополнительно на государственных языках народов Российской Федерации

По усмотрению продавца;
По требованию покупателя;
По решению соответствующего органа местного самоуправления.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

  • Детские" проекты
    • Юнпресс
    • Центр лечебной педагогики
    • Kомпьютерная сеть детских реабилитационных и оздоровительных центров в России
    • Центр адаптации и обучения
    • Детская страничка на OpenWEB
    • Службы помощи детям с эпилепсией
    • Иппотерапия. Оздоровительный конный центр "Солнечный остров". English Pages
    • Лицей "Ключ"
    • Роль права в рыночной экономике - программа для средних школ
    • "Право ребенка"
    • Фонд "Милосердие - детям"
    • Детский клуб "Факел-1"
    • "Ребенок - здоровье, развитие, творчество" (Благотворительная общественная организация, Санкт-Петербург)
  • Право и правозащита
    • Организация "Солдатские Матери" Санкт-Петербурга
    • Историко-просветительское и правозащитное ощество "Мемориал"
    • Московский региональный общественный благотворительный фонд "Социальное партнерство"
    • Поддержка Общественных Инициатив
    • Комитет "Гражданское Содействие"
    • Рязанское правозащитное общество "Мемориал"
    • Ассоциация родственников душевнобольных "Острова надежды"
    • Псковский областной комитет Российского общества Красного креста
    • Сеть юридических консультаций для беженцев по регионам России
    • Роль права в рыночной экономике - программа для средних школ
    • Молодежный Центр прав человека
    • "Право-защита" - движение без границ, право ребенка
    • Региональное Молодежное Общественное Движение "Единство и Закон"
    • Проект "Живое право"
  • Образование
    • Центр дистанционного обучения
    • Открытый Православный Универститет имени отца Александра Меня
    • Проект "Основы рыночной политики"
    • Центр адаптации и обучения
    • Лицей "Ключ"
    • Роль права в рыночной экономике - программа для средних школ
    • МЦ "Образование и информация"
    • AIESEC Государственная Академия Управления
    • Российский Союз Молодежи: Программа "Кадры"
    • Студенческое научное общество (Российский Государственный Медицинский Университет)
    • Экоцентр МГУ
    • Налогообложение и бухгалтерский учет для некоммерческих организаций в России
    • "Введение в христианство" e-mail курс
    • Наведение мостов

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

МАТЕРИАЛЫ САЙТА Г. ОЗЕРСКА

Правовое пространство детства

«Имею право…» Игра-конкурс по праву среди учащихся 6-7 классов.

Программа: Правовое поле детства

Тема игры: Права несовершеннолетних.

Цели игры:

- повышение уровня правовой культуры учащихся;

- формирование мотивов к активному изучению права.

Задачи игры :

- помочь учащимся разобраться в отношениях, регулируемых нормами права;

- научить уважать закон и отстаивать свои интересы и права.

Ход игры:

Класс делится на две команды, из каждой команды выделяются два человека,

члены жюри, один учащийся выполняет работу секретаря и записывает балы.

Сегодня мы собрались с вами, для того что бы проверить свои знания в

области права. Ответив на все вопросы и получив большее количество балов,

вы получаете звание «Магистр права».

На выполнение первого задания вам дается 3 минуты.

1 задание: Придумайте название и девиз своей команды.

2 задание: «Заморочки».

(В этом задании определяется уровень теоретической подготовки и знание

правовых норм по правам несовершеннолетних. Ведущий предлагает каждой

команде по одному вопросу, отвечает один участник команды, при

неправильном ответе возможность дать правильный ответ получает другая

команда. Ответ оценивается в 1 балл. Правильность ответов оценивает

ведущий).

1. Нецензурная брань учащихся в школе – это издержки культуры или

противоправное деяние. ( КоАП ст.158, мелкое хулиганство).

2. В любом ли возрасте лицо может быть привлечено к уголовной

ответственности. ( УК ст.20, с 16, а по отдельным случаям – с 14-ти лет).

3. Может ли быть привлечен к ответственности 14-летний подросток,

вымогавший деньги у одноклассников? (УК ст20, 163,да).

  1. В каких случаях к несовершеннолетнему могут быть применены меры

воспитательного воздействия? (УК. Ст.90, преступление небольшой или

средней тяжести).

5. Можно ли считать как шалость заведомо ложное сообщение о готовящемся

взрыве в школе? (УК. Ст. 207, преступление).

6. С какого возраста ребенок вправе самостоятельно обратиться в суд за

защитой своих прав? (СК ст. 56, с 14 лет).

7. С какого возраста ребенок в праве обращаться в органы опеки за защитой

своих прав? (СК ст.56, не установлено).

8. С какого возраста учет мнения ребенка в ходе судебного или

административного разбирательства обязателен? (СК ст.57,с 10 лет).

9. Кто пользуется преимущественными правами в отношении ребенка? (СК ст62,

равенство прав родителей).

10. На ком по закону должен лежать основной груз выполнения обязанностей в

отношении детей – отец или мать? (СК ст.62 , равенство прав и

обязанностей).

11.У 15-летней Петровой родился ребенок. Кто в праве осуществлять

родительские права? (СК ст62, до 16 лет совместно с опекуном).

12.Освобождаются ли родители от обязанности содержать своего ребенка в

случае лишения их родительских прав? (СК ст.72, не освобождаются).

13.Почему государство не допускает приема на работу лиц моложе 15 лет?

(КЗОТ ст.173, необходимо получения образования).

14.Установлена ли государством норма переноски тяжестей для

несовершеннолетних? (16кг – юноши, 10 кг – девушки, КЗОТ ст. 175).

15.С какого возраста ребенок приобретает право на уважение его

человеческого достоинства? (Конституция РФ, ст17, с рождения).

16. Может ли 12-летний подросток разрешить своим друзьям поиграть на

компьютере, подаренном ему на день рождения? ( СК ст.60, с согласия

родителей).

3 задание: Если грозит опасность.

Необходимо ежедневно помнить о том, как вести себя так, чтобы не стать

жертвой преступления.

Послушайте советы как избежать беды.

1. Избегай опасных мест.

2. Не вступай ни в какие разговоры с незнакомцем, немедленно отойди от

него туда, где есть люди.

  1. Не открывай никому дверь, когда дома нет взрослых.

Ситуации:

Как избежать беды?

  1. Мальчик пошел один в видео салон. Он достал деньги, и тут ребята

постарше выхватили их, заявив: -Было ваше – стало наше. Мальчик плачет.

(Не стоило ходить одному, доставать деньги, когда рядом стоит ватага

незнакомых подростков. Сразу, как только стали отбирать деньги, надо было

звать взрослых. Ребята, которые у маленьких отнимают деньги, в общем-то,

трусоватый народ; завидев взрослых, спешащих на помощь мальчику, которого

обижают, они скорее всего не станут лезть на рожон).

  1. Вите предложили покататься на велосипеде. Он сел, прокатиться вокруг

дома. После этого ему сказали: « Теперь плати 5 рублей». Мальчик сказал,

что денег у него нет, а ему в ответ «Не принесешь деньги к восьми часам

вечера, завтра заплатишь в два раза больше». ( О подобных случаях

необходимо сообщать родителям. Если мальчик принесет деньги, то от него не

отстанут: будут постоянно придумывать, как вновь выманить их у него).

  1. К девочке подходит женщина с сумками и ласково приветствует ее: «

Оленька, здравствуй! Ты меня не помнишь? А я тебя сразу узнала. Я мамина

подруга. В Озерске проездом». Девочка говорит, что мама на работе, подруга

просит ее телефон, звонит, а потом сообщает Оленьке:» Мама сказала, чтобы

я подождала ее дома. Ты открой мне дверь, а сама можешь пойти поиграть». (

Если девочка умная, то она предложит подождать маму на улице, и сядет

рядом с бабушками. Женщина постоит, постоит и уйдет. Таких случаев много).

  1. Володя гулял на улице и познакомился новыми мальчиками. Они были

постарше. Мальчики подарили Володе значки, обещали защищать его от

обидчиков. Потом попросились в дом поиграть. ( Ребята постарше часто

набиваются маленьким в друзья, дарят им то ножик, то значки, то марки.

Напрашиваются играть в квартире, а в результате пропадают ценные вещи.

Надо быть осмотрительнее в выборе друзей).

  1. Мальчик подошел к двери своей квартиры и услышал голоса, но родители

точно на работе. ( Нельзя входить в квартиру, а надо от соседей вызвать

милицию).

  1. Дяденька предложил девочке посмотреть собачку в подвале, собачка,

якобы, больна. Или предложил покататься на машине, или пригласил сесть с

ним в лифт. ( Ни в коем случае не поддавайтесь на уговоры незнакомых

людей. А убегайте, это не трусость, а сохранение своей жизни).

4 задание: Поиск.

Воспользовавшись словарем ответьте на вопросы:

1. Безвозмездное изъятие ценностей по приговору или решению суда это:

- Кара.

- Амнистия.

- Экспроприация.

- Конфискация.

2. Что такое электорат:

- Коллективное хозяйство.

- Отдельный избиратель.

- Совокупность избирателей данного избирательного округа.

- Бюллетень для голосования.

5 задание: Конкурс для болельщиков.

«Кто где живет».

О том, что необходимо знать свой адрес вам рассказывать не надо. А вот как

вы знаете, адреса литературных героев мы сейчас и проверим.

1. Москва, ул. Застава Ильича, д.8/1.(Дядя Степа, С. Михалков).

2. Швеция, Стокгольм, крыша обычного дома.(Карлсон, А. Линдгрен).

3. Италия, маленький городок на берегу Средиземного моря, каморка под

лестницей.(Пиноккио, К. Коллоди).

4. Город Цветочный, ул. Колокольчиков.(Незнайка, Н. Носов).

6 задание: Конкурс капитанов. «Словесный портрет» или «Знаменитые сыщики

литературных произведений».

Есть люди, профессия которых, разыскивать преступников, в худ.

Произведениях их называют сыщик. Как называется эта профессия у нас в

милиции? СЛЕДОВАТЕЛЬ.

По словесному портрету назвать имя и фамилию сыщика. Капитаны должны

отвечать письменно. За правильный ответ команда получает балл.

- Национальность: бельгиец. Внешность: яйцевидный череп, частично покрытый

подозрительно темными волосами, гигантские усы, внимательные глаза.

Родители дали ему имя одного из героев греческих мифов, 12 подвигов

которого он поклялся повторить. Английский вариант его фамилии

орот.(Эркюль Пуаро, А. Кристи).

- Внешность: острый, проницательный взгляд, тонкий орлиный нос, придающий

лицу выражение живой энергии и решительности, квадратный, чуть выступающий

вперед подбородок, говорящий о решительном характере, руки вычно в

чернилах и пятнах от разных химикалий. Хобби – музицирование.(Шерлок

Холмс, Артура Конан Дойла).

А теперь давайте подведем итоги. Команда победившая в нашей игре

награждается званием «Магистр права».

Рекомендуемая литература.

1. Азбука гражданина: Сборник.-М:Мол.гвардия,1980.-250с.

2. Закон о защите детства. (Законодательство Российской Федерации .о

защите прав ребенка: Сборник-справочник)/Авт.-сост. Е.М.Рыбинский,

Н.А.Иванова.-М.,1999.-352с. .

3. Женщины и дети: Юридический справочник: Семейное право. Трудовое право.

Социальные льготы/: Авт-сост. Н.А.Мишле.- М:Филин,1998.-225с.

4. Никитин А.Ф. Школьникам о праве/Никитин А.Ф., Суворова

Н.Г;.-М:Просвещение,1992.-96с.

Подготовлено зав. Абонементом 5-9 классов Гаевой Н.С.

Литература.

[1]. Образовательная и информационная культура. Социологические аспекты / Под ред. В.С. Собкина, М., 2000

2. Д. Вейллант. «Компетентностный подход» в правовом обучении» - в сб-ке «Проблемы правового образования в контексте модернизации общего образования» / материалы Всероссийской научно-практической конференции – М.: изд. Дом «Новый учебник», 2002 под ред. В.А. Болотова.

3. А.К. Самохина. Совершенствование экономической подготовки старшеклассников на основе использования информационной культуры. / Дисс. на соискание ученой степени канд. пед. наук, Москва, ИОСО РАО, 2002, с.216.

4. Компьютер-класс. Мультимедийные продукты в обучении / ж. Преподавание истории и обществознания в школе, № 1,2,3, 2001 г.

5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Полад Е.С., М., Академия. 2001.

6. Ученик в обновляющейся школе – в сб-ке науч. трудов под ред. Дика Ю.И. и Хуторского А.В., М., 2002.

7. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования - в сб-ке науч. трудов под ред. Дика Ю.И. и Хуторского А.В., М., 2002.

8. С.В. Козин. Информационные технологии в преподавании обществознания // ж. Преподавание истории в школе, № 3, 2003.

9. О.А. Степанов. Перспективы правового регулирования отношений в условиях развития высоких технологий // ж. Государство и право, 2003, №1.

10. Ю.П. Господарик. Интернет на уроках истории.// ж. Преподавание истории в школе, № 5, 2002

11. Алексеев В.В. Использование информационных технологий в преподавании права// тезисы научной конференции «Правовое образование в общеобразовательных учреждениях: проблемы, реализация концепции модернизации образования» - М., 12-14 мая 2003.


[1] Образовательная и информационная культура. Социологические аспекты / Под ред. В.С. Собкина, М., 2000

[2] Д. Вейллант. «Компетентностный подход» в правовом обучении» - в сб-ке «Проблемы правового образования в контексте модернизации общего образования» / материалы Всероссийской научно-практической конференции – М.: изд. Дом «Новый учебник», 2002 под ред. В.А. Болотова.

[3] А.К. Самохина. Совершенствование экономической подготовки старшеклассников на основе использования информационной культуры. / Дисс. на соискание ученой степени канд. пед. наук, Москва, ИОСО РАО, 2002, с.216.

[4] см. Приложение 1

[5] см. Приложение 2

[6] cм. Приложение 4

[7] см. Приложение 5

[8] см. Приложение 6

[9] Компьютер-класс. Мультимедийные продукты в обучении / ж. Преподавание истории и обществознания в школе, № 1,2,3, 2001 г.

[10] Опыт апробации электронного учебного пособия см. на с. 7

[11] См. Приложение: конспекты уроков с использованием электронного учебного пособия.