Реферат: Методические рекомендации по изучению дисциплины и выполнению домашней контрольной работы для учащихся заочников по специальности
Название: Методические рекомендации по изучению дисциплины и выполнению домашней контрольной работы для учащихся заочников по специальности Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ Материаловедение и технология материалов
Методические рекомендации по изучению дисциплины и выполнению домашней контрольной работы для учащихся – заочников по специальности 2 – 36 05 31 «Машины и оборудование лесного хозяйства и лесной промышленности » Составил преподаватель В.А. Богаченко ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ Предмет «Материаловедение и технология материалов» является комплексной дисциплиной, в которой рассматриваются основные сведения о способах получения, переработки материалов (металлических и неметаллических), применяемых во всех отраслях народного хозяйства. Важным направлением научно-технического прогресса является также создание и использование новых конструкционных материалов. В производстве все шире используются сверхчистые, сверхтвердые, жаропрочные, композиционные, порошковые, полимерные и другие материалы, позволяющие резко повысить технический уровень и надежность оборудования. Предмет «Материаловедение и технология материалов» изучается учащимися заочной формы на III курсе и предусматривает рассмотрение таких разделов: 1. Металловедение и термическая обработка. 2. Неметаллические конструкционные материалы. Объем и содержание задания определены программой предмета и учебным планом, предусматривающим выполнение одной контрольной работы. На лабораторно-экзаменационную сессию отводиться 10 часов для учащихся на базе ПТО. Оставшиеся часы (в соответствии с учебным планом дневного отделении – 30 часов) должны быть отработаны самостоятельно. При самостоятельных занятиях концентрируется внимание на способах производства различных видов металлических и неметаллических материалов, способах изменения свойств этих материалов. Изучать предмет следует не только теоретически, но и практически, изучая конструкцию и принцип имеющихся станков. Необходимо посещать ремонтные мастерские с целью изучения технологий различных видов термических обработок. Для приобретения практических навыков и закреплению теоретического материала учебной программой предусмотрено 4 часа лабораторных занятий для учащихся на базе ПТО. Оставшиеся часы учащийся-заочник должен отработать самостоятельно. Рекомендации по их выполнению даются в методических указаниях к соответствующим темам. Перечь обзорных занятий, практических работ, намеченных для изучения и проведения в учебном заведении, указан в примерном тематической плане. Это распределение является примерным и может быть уточнено цикловыми комиссиями каждого учебного заведения. Изучение разделов и тем предмета предлагается выполнять в следующей последовательности:
2. Подобрать соответствующую литературу для изучения предмета и выполнения контрольных работ. 3. Изучить программный материал и кратко законспектировать, используя методические указания. Выполнить лабораторно-практические работы, приведенные в программе. 3. Проверить уровень усвоения материала по рекомендуемым темам, ответив на вопросы для самоконтроля в конце тем. 4. Выполнить контрольные работы в сроки, предусмотренные графиком. 5. В период лабораторно-экзаменационной сессии углубить и привести в систему знания по предмету, сдать зачет и экзамен.
Изучив предмет, учащийся должен знать:
- основные связи между составом, структурой и свойствами металлов и сплавов, а также закономерности изменения этих свойств под действием термического, химического и механического воздействия; - основные технологические процессы производства металлов и сплавов, получения готовых изделий и заготовок; - строение и свойства металлов; виды коррозии металлов и методы защиты от нее; методы изменения свойств технических сплавов; марки чугунов, сталей, бронз, латуней, алюминиевых сплавов, антифрикционных материалов, применяемых в машиностроении. Учащийся должен уметь:
· проводить испытания металлов на твердость, приближенно определять марку стали методом искровой пробы, осуществлять закалку, отжиг, нормализацию, цементацию и цианирование стали; · в зависимости от условий работы конкретной детали выбрать необходимый конструкционный материал для ее изготовления, назначать требуемый вид термической, либо химико-термической обработки для получения требуемых прочностных и эксплуатационных свойств деталей; · пользоваться справочной и технической литературой. Контрольная работа выполняется в отдельной тетради, в клетку или в компьютерном варианте, в соответствии с порядковым номером в учебном журнале. Контрольная работа должна быть выполнена одним цветом ручки. Чертежи, схемы, графики, характеристики должны выполняться карандашом, под линейку с соблюдением ГОСТ. После получения работы с оценкой и замечаниями преподавателя надо исправить отмеченные ошибки, выполнить все его указания и повторить недостаточно усвоенный материал. Если контрольная работа получила неудовлетворительную оценку, то учащийся выполняет ее снова по старому или новому варианту в зависимости от указания рецензента и отправляет ее на повторную проверку. В случае возникновения затруднений при выполнении контрольной работы учащийся должен обратиться в колледж для получения устной или письменной консультации. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Отметка «зачтено» выставляется при условии: Работа выполнена в полном объеме, в соответствии с заданием, ответы на все теоретические вопросы даны полно, последовательно, в требуемых случаях иллюстрированы схемами, графиками, диаграммами и др., правильно употребляются научно-техническая терминология, ГОСТы, нормативы. Работа аккуратно оформлена, приведен список используемой литературы. Работа может быть зачтена, если она содержит единичные несущественные ошибки: - описки, не искажающие сути ответа на теоретические вопросы; - неточности, допущенные при ответе на теоретические вопросы; - отсутствие выводов в процессе освещения вопросов; - при отсутствии списка используемой литературы или несоответствии его оформления стандарту. Отметка «не зачтено» выставляется при условии: Работа выполнена не в полном объеме или содержит следующие существенные ошибки: - не раскрыто основное содержание вопросов задания; - ответы на теоретические вопросы полностью переписаны из учебной литературы, без адаптации к контрольному заданию; - отдельные вопросы в работе освещены не в соответствии с вариантом задания; - неправильно употребляется научно- техническая терминология, ГОСТы, нормативы, единицы измерения; - схемы выполнены не в полном объеме, с нарушениями требований ЕСКД. - Контрольная работа, выполненная небрежно, неразборчивым почерком, а также не по заданному варианту, возвращается учащемуся без проверки с указанием причин возврата. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН дисциплины «Материаловедение и технология материалов» Специальность 2 – 36 05 31 «Машины и оборудование лесного хозяйства и лесной промышленности»
ЛИТЕРАТУРА
1. Никифоров В.М. Технология металлов и конструкционные материалы. 7-Е издание, перераб. и доп. Л.: Машиностроение ленинградское отделение, 1987. 2. Комаров О.С. и др. Технология конструкционных материалов. 2-Е изд. исправленное – Мн.: Дизайн ПРО, 2001. 3. Дальский А.М., Арутюнова И.А., Барсукова Т.М., и др. Технология конструкционных материалов. – М.: Машиностроение, 1977. 4. Гуляев А.П. Металловедение. Учебник для вузов. – М.: машиностроение, 1985. 5. Металловедение и технология материалов / Под ред. В.П. Солнцева. – М.: металлургия, 1988. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ, ПРЕДЛАГАЕМЫХ УЧАЩИМСЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ Лабораторные работы:
1. Микроанализ чугунов. 2. Микроанализ углеродистых сталей. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1
Вариант № 1
Вариант № 2
1. Начертите в масштабе диаграмму состояния Fe – Fe3C. Укажите в областях диаграммы наименования всех структур. Пользуясь этой диаграммой, опишите структурные превращения в чугуне, содержащем 4,4 % углерода, при медленном его охлаждении из расплавленного состояния до 20° С. Постройте кривую охлаждения данного чугуна. Дайте характеристику аустенита, цементита, ледебурита. 2. Какую термическую обработку нужно произвести для упрочнения пружины из стали 65Г. Пользуясь диаграммой состояния Fe – Fe3C, найдите температуру нагрева пружины. Опишите структурные превращения и изменения в свойствах, которые происходят при данной термической обработке. 3. Какая сталь называется углеродистой? Какие основные примеси влияют на структуру и свойства стали? 4. Деформируемые алюминиевые сплавы, упрочняемые термической обработкой. Их состав, свойства, маркировка, область применения. 5. Свойства полимеров. 6. Объясните маркировку и применение следующих материалов: Ст.2; У7; Р18; ХВГ; Т15К6; Бр.АЖН 9-4-4; ЛС 59-1; АЛ 2.
Вариант № 3
Вариант № 4
Вариант № 5
Вариант № 6
1. Начертите в масштабе диаграмму состояния Fe – Fe3C. Укажите в областях диаграммы наименования всех структур. Пользуясь этой диаграммой, опишите структурные превращения в стали 35 при медленном нагреве ее от 20° С до расплавленного состояния. Постройте кривую нагрева этой стали. Дайте характеристику аустенита, цементита, перлита, феррита. 2. Объясните процесс поверхностной закалки токами высокой частоты втулки из стали 45. Пользуясь диаграммой состояния Fe – FeзC, найдите температуру нагрева втулки для поверхностной закалки. Опишите структурные превращения и изменения в свойствах, которые происходят при данной термической обработки втулки. Какой вид отпуска делается после поверхностной закалки. 3. Влияние легирующих элементов на свойства стали. Классификация и маркировка легированных сталей. 4. Литейные латуни. Состав, свойства, маркировка, область применения. 5. Газонаполненные пластмассы. Состав, свойства, область применения. 6. Объясните маркировку и применение следующих материалов: Ст4; 25; 9ХС; ВК4; 40ХВНА; ЛО70-1; АК8; Бр.ОЦС 5-5-5. Вариант № 7
1550° С. Постройте кривую нагрева этой стали. Дайте характеристику аустенита, перлита, феррита.
Пользуясь диаграммой состояния Fe – FeзC, найдите температуру нагрева вала для выбранной термической обработки. Опишите структурные превращения и изменения в свойствах, которые происходят при данной термической обработки вала.
Вариант № 8
1300° С. Постройте кривую нагрева этой стали. Дайте характеристику аустенита, перлита, цементита.
Вариант № 9
Бр.АЖН 10-4-4; Д1; АК8; БСт 2пс; У9; СЧ15; 38ХА. Вариант № 10
1. Начертите в масштабе диаграмму состояния Fe – Fe3C. Укажите в областях диаграммы наименования всех структур. Пользуясь этой диаграммой, опишите структурные превращения в стали 30 при медленном охлаждении ее от 1400° С до 20° С. Постройте кривую охлаждения этой стали. Дайте характеристику аустенита, феррита, цементита и перлита. 2. Объясните процесс закалки в воду и отпуска валика из стали 40. Пользуясь диаграммой состояния Fe – FeзC, найдите температуру нагрева для закалки данной стали и обоснуйте свой выбор. Укажите как изменяются структура и свойства этой стали в результате закалки в воду. Какой вид отпуска нужен для валика и почему? 3. Легированные стали для режущего инструмента. Состав, свойства, применение. 4. Антифрикционные материалы. Состав, свойства, маркировка, область применения. 5. Получение композиционных материалов жидкофазными методами. 6. Объясните маркировку и применение следующих материалов: ВСт 3кп; 45; ЛКС 80-3-3; Бр.А7; АК3; Д16; АЛ3; Б16 Вариант № 11
1. Начертите в масштабе диаграмму состояния Fe – Fe3C. Укажите в областях диаграммы наименования всех структур. Пользуясь этой диаграммой, опишите структурные превращения в стали 55 при медленном нагреве ее от 20° С до расплавленного состояния. Постройте кривую нагрева этой стали. Дайте характеристику аустенита, феррита, цементита и перлита. 2. Опишите технологию термической обработки для зубила их стали У10 3. Легированные стали для штампового инструмента. Состав, свойства. 4. Алюминиевые сплавы, не упрочняемые термической обработкой. Свойства, маркировка, область применения. 5. Получение композиционных материалов твердофазными методами.
Вариант № 12
Вариант № 13 1. Начертите в масштабе диаграмму состояния Fe – Fe3C. Укажите в областях диаграммы наименования всех структур. Пользуясь этой диаграммой, опишите структурные превращения в чугуне, содержащем 3,6 % углерода, при медленном его охлаждении из расплавленного состояния до 20° С. Постройте кривую охлаждения этого чугуна. Дайте характеристику аустенита, ледебурита, цементита. 2. Выберите и обоснуйте химико-термическую обработку для зубчатого колеса из стали 18ХГТ. Опишите структурные превращения и изменения в свойствах, которые происходят при данной химико-термической обработки. 3. Быстрорежущие инструментальные стали, марки, состав, свойства, применение. 4. Какие сплавы относят к дуралюминам? Состав, маркировка, область применения. 5. Технологи изготовления дисперсно-упрочняемых композиционных материалов (ДКМ) 6. Объясните маркировку и применение следующих материалов: ВСт5; У8; ВЧ60-2; 40ХН; Л96; АК6; Д16; Бр.ОЦС 5-5-5. Вариант № 14
Вариант № 15 1. Начертите в масштабе диаграмму состояния Fe - Fe3C. Укажите в областях диаграммы наименования всех структур. Пользуясь этой диаграммой, опишите структурные превращения в стали 50 при медленном охлаждении ее из расплавленного состояния до 20°С. Постройте кривую охлаждения этой стали. Дайте характеристики аустенита, цементита, феррита, перлита. 2. Выберите и обоснуйте термическую обработку для сверла из стали 9ХС. Опишите структурные превращения и изменения в свойствах, которые происходят при данной термической обработке. 3. Классификация чугунов. 4. Какие алюминиевые литейные сплавы можно подвергать термической обработке? Укажите их термическую обработку, свойства, марки и область применения. 5. Технология изготовления слоистых композиционных материалов. 6. Объясните маркировку и применение следующих материалов: Л96; Бр.ОФ 10-1; Д1; АЛ24; 35ХС; ВК6; 15; Ст4. Вариант № 16 1. Начертите в масштабе диаграмму состояния Fe - Fe3C. Укажите в областях диаграммы наименования всех структур. Пользуясь этой диаграммой, опишите структурные превращения в стали 35 при медленном нагреве ее от 20° до расплавленного состояния. Постройте кривую нагрева этой стали. Дайте характеристики аустенита, феррита, цементита, перлита. 2. Выберите и обоснуйте термическую обработку для рессоры из стали 60С2. Опишите структурные превращения и изменения в свойствах, которые происходят при данной термической обработке. 3. Серый чугун. Маркировка, свойства, применение. 4. Опишите основные магниевые сплавы, применяемые в промышленности. Укажите их марки, свойства и область применения. 5. Техническая керамика. Свойства и область применения. 6. Объясните маркировку и применение следующих материалов: БСт 1кп; 75Г; У12А; ВЧ60-2; СЧ12; АЛ19; Л63; Бр.Б2.
Вариант № 17
Опишите структурные превращения и изменения в свойствах, которые происходят при данной термической обработке.
Вариант № 18 1. Начертите в масштабе диаграмму состояния Fe - Fe3C. Укажите в областях диаграммы наименования всех структур. Пользуясь этой диаграммой, опишите структурные превращения в стали 60Г при медленном охлаждении ее из расплавленного состояния до 20°С. Постройте кривую охлаждения этой стали. Дайте характеристики аустенита, цементита, феррита, перлита. 2. Выберите о и обоснуйте термическую обработку для штампа из стали 5ХНВ. Опишите структурные превращения и изменения в свойствах, которые происходят при данной термической обработке. 3. Высокопрочный чугун. Получение, маркировка, свойства, применение. 4. Опишите малоцинковые латуни. Укажите их свойства, марки и область применения. 5. Сущность и применение электрохимической защиты металлов от коррозии. 6. Объясните маркировку и применение следующих материалов: СЧ-24; 40ХС; ЛО70-1; Бр.АЖН 10-4-4; Д1; АК8; МЛ5 Вариант № 19 1. Начертите в масштабе диаграмму состояния Fe - Fe3C. Укажите в областях диаграммы наименования всех структур. Пользуясь этой диаграммой, опишите структурные превращения в стали У8 при медленном охлаждении ее из расплавленного состояния до 20°С. Постройте кривую охлаждения этой стали. Дайте характеристики аустенита, цементита, феррита, перлита. 2. Пользуясь диаграммой состояния Fe - Fe3C, найдите температуру нагрева для закалки сверла из стали У9А и опишите структурные превращения, которые происходят в данной стали при закалке в воду. Какие изменения в свойствах стали произошли после закалки. Какой вид отпуска нужно произвести для данного сверла. 3. Твердые сплавы. Получение, свойства, марки, область применения. 4. Опишите влияние олова на свойства оловянных бронз. Укажите марки и область применения этих бронз. 5. Сущность защиты металлов от коррозии оксидными пленками. Технология их получения. 6. Объясните маркировку и применение следующих материалов: 33ХС; СЧ-12; АЛ7; АМг1; Д16; ЛН65-5; Бр.ОЦС 5-5-5. Вариант № 20 1. Начертите в масштабе диаграмму состояния Fe – Fe3C. Укажите в областях диаграммы наименования всех структур. Пользуясь этой диаграммой, опишите структурные превращения в стали 65 при медленном нагреве ее от 20° до 1550° С Постройте кривую нагрева этой стали. Дайте характеристику аустенита, феррита, и перлита. 2. Выберите вид термической обработки для упрочнения шатуна из стали 45. Пользуясь диаграммой состояния Fe – FeзC, найдите температуру нагрева для выбранной термической обработки шатуна. Опишите структурные превращения и изменения в свойствах, которые происходят при данной термической обработке шатуна. 3. Легированные инструментальные стали, их маркировка и область применения. 4. Опишите бериллиевые бронзы. Укажите их термическую обработку, свойства и область применения. 5. Лакокрасочные материалы. Состав, свойства, область применения. 6. Объясните маркировку и применение следующих материалов: СЧ18; 35Х; Бр.С30; ЛО70-1; Д19; АЛ7; Р9К6. УТВЕРЖДАЮ: Зам. директора по учебной работе ______________ В.В. Лукашевич «_____» _________2008 г. Вопросы к экзамену по предмету «Материаловедение и технология конструкционных материалов» 1. Значение металлических и неметаллических материалов в современной технике, их рациональное использование. 2. Исходные материалы для производства чугуна, подготовка их к плавке. 3. Продукты доменного производства и их использование. 4. Сущность процесса передела чугуна в сталь. 5. Получение стали в кислородных конвертерах. 6. Получение стали в мартеновских печах. 7. Получение стали в электропечах. 8. Электрошлаковый переплав стали. 9. Вакуумно-дуговой переплав стали. 10. Электронно-лучевой переплав стали. 11. Плазменно-дуговая плавка. 12. Разливка стали в изложницы. 13. Непрерывная разливка стали. 14. Кристаллическое строение металлов. Типы кристаллических решеток. 15. Реальное строение кристаллов. Дефекты кристаллических решеток. 16. Кристаллизация металлов. Критические точки, Кривые охлаждения. 17. Аллотропия (полиморфизм). Кривая охлаждения железа. 18. Методы исследования структуры металлов: макроскопический, микроскопический, рентгеноструктурный. 19. Методы неразрушающего контроля качества. 20. Механические свойства металлов. 21. Методы испытания металлов на твердость. 22. Структурные составляющие железоуглеродистых сплавов. 23. Превращения в структуре сталей и чугунов при нагреве и охлаждении. 24. Основные виды термической обработки, их графики. 25. Низкотемпературный отпуск стали. Сущность и назначение. 26. Среднетемпературный отпуск стали. Сущность и назначение. 27. Высокотемпературный отпуск стали. Сущность и назначение. 28. Нормализация стали: сущность, назначение, технологический процесс. Структура и механические свойства нормализованной стали. 29. Закалка стали: сущность, назначение, технологический процесс. 30. Закаливаемость и прокаливаемость стали 31. Сущность и назначение закалки. Закалка в одном охладителе. 32. Сущность и назначение закалки. Закалка в двух охладителях. 33. Сущность и назначение закалки. Ступенчатая закалка. 34. Сущность и назначение закалки. Изотермическая закалка. 35. Сущность и назначение закалки. Закалка с обработкой холодом. 36. Сущность и назначение отжига. Диффузионный отжиг. 37. Сущность и назначение отжига. Полный отжиг. 38. Сущность и назначение отжига. Неполный отжиг. 39. Сущность и назначение отжига. Изотермический отжиг. 40. Сущность и назначение отжига. Низкий отжиг. 41. Термомеханическая обработка. 42. Сущность и назначение химико-термической обработки металлов, ее виды. 43. Цементация стали. 44. Азотирование стали. 45. Цианирование стали. 46. Нитроцементация стали. 47. Влияние углерода и постоянных примесей на свойство стали. 48. Углеродистые конструкционные стали обыкновенного качества: состав, свойства, применение, маркировка. 49. Углеродистые конструкционные качественные стали: состав, свойства, применение, маркировка. 50. Углеродистые инструментальные стали: классификация, состав, свойства, применения, маркировка. 51. Влияние легирующих элементов на свойство стали. 52. Классификация легированной стали. 53. Конструкционные легированные стали: состав, свойства, применение, маркировка. 54. Стали и сплавы с особыми физическими свойствами: состав, свойства, применение, маркировка. 55. Стали и сплавы с особыми химическими свойствами: состав, свойства, применение, маркировка. 56. Инструментальные легированные стали: состав, свойства, применение, маркировка. 57. Быстрорежущие стали умеренной и повышенной теплостойкости: состав, свойства, применение, маркировка. 58. Спеченные твердые сплавы: состав, свойства, применение, маркировка. 59. Наплавочные твердые сплавы: состав, свойства, применение, маркировка. 60. Серый чугун: свойства, маркировка, область применения. 61. Высокопрочный чугун: получение, свойства, маркировка, область применения. 62. Ковкий чугун: получение, свойства, маркировка, область применения. 63. Латунь: классификация, состав, свойства, область применения, маркировка. 64. Бронза: классификация, состав, свойства, область применения, маркировка. 65. Алюминиевые сплавы: классификация, состав, свойства, область применения, маркировка. 66. Магниевые сплавы: классификация, состав, свойства, область применения, маркировка. 67. Титан и его сплавы: классификация, состав, свойства, область применения, маркировка. 68. Антифрикционные (подшипниковые) сплавы: классификация, состав, свойства, область применения, маркировка. 69. Композиционные материалы: получение, состав, свойства, область применения. 70. Порошковые материалы: получение, состав, свойства Составил преподаватель ______________ В.А. Богаченко Рассмотрено и одобрено на заседании цикловой комиссии общепрофессиональных дисциплин (протокол _____ от ______ 2008) Председатель комиссии _______________ А.К. Трифонова |