Реферат: «Психология»

Название: «Психология»
Раздел: Остальные рефераты
Тип: реферат

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Минский государственный высший радиотехнический колледж»

_____________________________________________________________________

Кафедра гуманитарных и психолого-

педагогических дисциплин

Связь темперамента и стиля деятельности личности

КУРСОВАЯ РАБОТА

по курсу «Психология»

Исполнитель:

Лиходиевская Н.А., студентка

5 курса группы 74481

отделения «Программирования»

Научный руководитель:

Толкач Н.М.

2009

Содержание

Введение

3

Понятие о темпераменте

7

1.1 Темперамент и его свойства

7

1.2 Классификация темпераментов

8

Соционика, как способ типизации личности

12

2.1 Общие сведения о Соционике

12

2.2 Основные типы соционики

15

Роль темперамента и соционического типа в деятельности человека

18

3.1 Понятие ценности темперамента

18

3.2 Темперамент как фактор деятельности

19

3.3 Темперамент и индивидуальный стиль деятельности

21

3.4 Соционический тип и стиль деятельности человека

21

Заключение

26

Литература

29

Приложение А. Таблица отношений между соционическими типами

30

Введение

Психика каждого человека уникальна. Её неповторимость связана как с особенностями биологического и физиологического строения и развития организма (внутренние условия), так и с композицией социальных связей и контактов (внешнее воздействие). К биологически обусловленным подструктурам личности относится темперамент, а также половые и возрастные свойства психики. Таким образом, личность – это совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия.

Важнейший компонент внутренних условий составляет свойства нервной системы. Тип нервной системы, в свою очередь, обуславливает темперамент человека и отражается в его поведенческих особенностях. В своих проявлениях темперамент зависит не только от наследственных свойств нервной системы. Социальная среда оказывает существенное влияние как на скорость развития темперамента, так и на способы его проявления личностью. Например, в последние десятилетия биологическое и физиологическое созревание человека ускорилось, акселерация привела к раннему становлению его темперамента, в то время как социальное формирование его несколько замедлилось в следствие увеличения продолжительности обучения, а это, в свою очередь, задержало его включение в значимые социальные контакты.

Таким образом, темпераментом называется совокупность индивидуальных свойств психики, характеризующих динамику психической деятельности человека. Т.е. это биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо. Он отражает в основном динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера. Свойства темперамента устойчивы и постоянны, проявляются у человека в самых различных условиях деятельности и эмоционально окрашивают его поступки.

На существенные индивидуальные различия в поведении людей психологи уже давно обратили внимание. Еще в глубокой древности люди замечали, что есть какие-то наиболее типичные «образцы поведения»: в одинаковой ситуации человек с определенными свойствами психики всегда ведет себя именно так, а не иначе.

Древние индусы, проповедовавшие аскетизм, т.е. отрешенность от всего земного (от активности физической деятельности, т.е. месяцами неподвижно лежали или стояли в болотах, созерцая свое «Я», делая попытку «приблизится к Богу.), выявили некоторые закономерности в индивидуальных различиях людей, лишенных движения. И оказалось, что тот, кто в обыденной жизни вспыльчив, эмоционален, совершенно не выдерживал длительного искусственного отсутствия эмоций при молчаливом бездействии (так называемого «внутреннего аскетизма»). Такие люди впадали в аффективное состояние «истерику», более уравновешенные легче переносили подобный «внутренний аскетизм.

Еще дальше пошли в своих теоретических изысканиях древнегреческие мыслители. Именно в Древней Греции для обозначения индивидуальных особенностях личности был введен термин «темперамент». Открытие темпераментов, по истории, принадлежит греческому врачу Гиппократу (460-377 гг. До н.э.), высказавшему идею о наличии четырех жидкостей в организме человека, различные пропорции которых и определяют его поведение. (слово темперамент произошло от латинского tempera – пропорция).

Теорию Гиппократа усовершенствовал римский врач Гален (200-130 гг. До н.э), и с тех пор все человечество стали делить на четыре группы, в соответсвии с четыремя типами темперамента. Врачи античного мира считали, что каждый темперамент зависит от соотношения крови, слизи и желчи в организме человека (гуморальная теория). Они давали следующую характеристику основных типов темперамента:

Сангвиник – характеризуется преобладанием в организме крови (от латинского sangvis – кровь), легко меняет привязанности, привычки. Его настроение быстро переходит в различные по своему характеру состояния. Он жизнерадостный, подвижный, сообразительные человек, но мало усидчивый.

Холерик отличается большим количеством выделяемой желтой желчи, поэтому его эмоции отрицательны, резко выражены. Он вспыльчив, хотя и быстро отходит. Очень подвижен, энергичен, решителен. Радость или горе переживает бурно и глубоко.

У Флегматика в организме больше всего слизи (от греческого флегма – слизь). Самая главная его особенность – малая подвижность. Слабая эмоциональная возбудимость. Зато ровное и невозмутимое отношение к действительности. Флегматика трудно «вывести из себя». Привычки и навыки у него постоянны и меняются с большим трудом.

Меланхолик – человек, с преобладанием в организме черной желчи (от греческого мелайна холэ – черная желчь). Его эмоции носят астенический характер: неудачи – подавляют, он почти всегда неудачен. Все переживания протекают медленно, но достаточно глубоко. Его психика легко уязвима. В большинстве случаев он пассивен и вял.

Сейчас учение о пропорциях жидкостей в организме, как это понимали древние греки и римляне, носит только исторический интерес. Наука с тех пор ушла далеко вперед. Но характерные черты темпераментов были описаны античными мыслителями довольно точно, психологически верно, и не потеряли своего значения до наших дней.

Темперамент является одним из наиболее значимых свойств личности. Интерес к нему связан с очевидностью существования психических различий между людьми – различий по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и по другим динамическим индивидуально-устойчивым особенностям психической жизни, поведения, деятельности, которые традиционно относятся к темпераменту.

Так, один человек сдержан, уравновешен, эмоционально невыразителен, его движения скупы, речь замедленная. Другой, напротив, подвижен, оживлен, активен, энергичен. Динамические особенности третьего как бы маскируются умениями и навыками и проявляются лишь в определенных ситуациях. В истории психологии известно несколько теорий объяснения темперамента - от гуморальной, связывающей темперамент с особенностями внутренней среды организма, пришедшей ей на смену соматической теории, которая объясняла темперамент особенности построения тела человека до принципиально другого объяснения природы темперамента, которую обосновал И.П. Павлов в своем учении о высшей нервной деятельности.

Цель данной работы – раскрыть понятие темперамента и соционического типа, охарактеризовать его свойства и виды, а так же выяснить какую роль играет темперамент или соционицеский тип в деятельности человека и при формировании индивидуального стиля деятельности.

Дальнейшие исследования темперамента, уже путем анализа электроэнцефалограмм биоэлектрической активности мозга человека, позволили уточнить представления о свойствах нервной системы и дали основания считать их естественными предусловиями темперамента. Если, как подчеркивают многие исследователи, занимающиеся проблематикой свойств темперамента, тип нервной системы или темперамент имеет определенное значение в процессе приспособления к окружающей среде, то возникает вопрос: какова роль свойств или типов темперамента в этом процессе? Действительно ли обладание определенным типом темперамента облегчает или затрудняет адаптацию и взаимоотношения человека с миром, т.е. его деятельность?

Проблема взаимопонимания всех нас волнует. Каждый наверняка сталкивался с тем, что с одними людьми вы себя чувствуете комфортно, а с другими неуютно, общение с одними вам приятно, а с другими раздражает, с кем-то вы живете душа в душу, а с кем-то постоянно конфликтуете. Почему так происходит, наверное никто не даст точного ответа. Не стану утверждать, что соционика даст нам ответы на все вопросы. Но чем больше ее изучаем, наблюдаем за поведением разных людей и обращаем внимание на те моменты, о которых говорится в соционике, тем больше мы приходим к выводу, что основные ее положения справедливы. Многие вопросы, связанные с поступками людей, их поведением становятся понятными и очевидными.

В чем же новизна соционики, если ее сопоставить с психологическими теориями, существовавшими до нее? Прежде всего — в отходе от специально-психологических понятий. Сделана попытка применить идею К. Юнга к более широкому спектру характеристик, управляющих сознанием человека. Во внимание берутся, собственно, не одни только психические реакции (как было у Юнга), но и всё многообразие связанной с ними деятельности человека. Человек рассматривается как информационная система, имеющая конкретные каналы связи, с характерными для них ограничениями. Человеческое общение, соответственно, понимается как обмен информацией, причем термин "информация" трактуется чрезвычайно широко: информация не обязательно может быть выражена в отвлеченных символах (среди людей, улыбка, выразительный жест, интонация в той же степени и даже более информативны, чем любая словесная формула). Информационный характер носят и чувства, и даже предчувствия, и настроение собеседника, и эстетические впечатления от произведений литературы, живописи, музыки.

Наш физический мир, как мы знаем, сводится к категориям материи и энергии, которые, в свою очередь, существуют на базисе пространства-времени. Таким образом, мироздание полностью описывается этими четырьмя первоосновными понятиями. О чем бы ни говорил человек, какие бы действия ни совершал, мы всегда можем установить, по какому из четырех аспектов (материя, энергия, пространство, время) мы получаем от него информацию.

Понятие о темпераменте

1.1 Темперамент и его свойства

Проблема темперамента занимает человечество двадцать пять столетий. Интерес к ней связан с очевидностью индивидуальных различий между людьми. Психика каждого человека уникальна. Её неповторимость связана как с особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, так и с единственной в своём роде композицией социальных связей и контрактов.

К биологически обусловленным подструктурам личности относятся, прежде всего темперамент. Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду многие психические различия между людьми – различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические, индивидуально-устойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности. Тем не менее темперамент и сегодня остаётся спорной и нерешённой проблемой. Однако при всём разнообразии подходов к проблеме учёные и практики признают, что темперамент – биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо.

Темперамент отражает динамические аспекты поведения преимущественно врождённого характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Наиболее специфическая особенность темперамента заключается в том, что различные свойства данного человека не случайно сочетаются друг с другом, а закономерно связаны между собой, образуя определённую организацию. И так, под темпераментом следует понимать индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от её содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента.

Темперамент (от лат. Temperamentum – надлежащее соотношение частей) – закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности.

Понятие темперамента возникло на основе учения древнегреческого врача Гиппократа (6 в. до н.э.), утверждавшего, что пропорция четырёх элементов, из которых якобы состоит человеческое тело, определяет течение физических и духовных болезней.

Свойства темперамента – индивидуальный темп и ритм психических процессов, степень устойчивости чувств, напряжённость волевого усилия и др., относящиеся ко всем сторонам психической деятельности.

Динамика психической деятельности, а следовательно, и указанные выше свойства темперамента могут быть связаны с другими психологическими условиями – настроением, мотивами деятельности, поставленной задачи и т.п. Вместе с тем свойства темперамента – это наиболее устойчивые индивидуальные особенности, сохраняющиеся многие годы, часто всю жизнь, а динамические особенности, зависящие не от темперамента, гораздо менее устойчивы.

1.2 Классификация темпераментов

Различные сочетания закономерно связанных между собой свойств темперамента называют типами темперамента.

В психологии принято пользоваться гиппократовской классификацией типов темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. Представление о темпераменте человека складывается на основе характерных для него психологических особенностей.

Холерик – это человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевает себя затормозить, сдержать, проявляет нетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчивость, необузданность, несдержанность. Неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности, бодрости: увлекшись каким-нибудь делом, он страстно, с полной отдачей работает, но сил ему хватает ненадолго, и, как только они истощаются, он дорабатывается до того, что ему невмоготу. Появляется раздражённое состояние, плохое настроение, упадок сил, вялость. Чередование положительных циклов подъёма настроения и энергичности с отрицательными циклами спада, депрессии обуславливают неровность поведения и самочувствия, его повышенную подверженность к появлению невротических срывов и конфликтов с людьми.

Сангвиник – человек с сильной, уравновешенной подвижной нервной системой, обладает высокой скоростью реакции, его поступки обдуманны, жизнерадостен, благодаря чему его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. Подвижность его нервной системы обуславливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокую приспособляемость к новым условиям. Это общительный человек, легко сходится с новыми людьми и поэтому у него широкий круг знакомств, хотя он и не отличается постоянством в общении и привязанности. Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел, т.к. при постоянном возбуждении, в противном случае он становится скучным, вялым, отвлекается. В стрессовой ситуации проявляет «реакцию льва», т.е. активно обдуманно защищает себя, берётся за нормализацию обстановки.

Флегматик – человек с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой, вследствие чего реагирует медленно, неразговорчив, эмоции проявляются замедленно; обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных ситуациях. Прочно запоминает всё усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, не любит менять привычки, распорядок жизни, работу, друзей, трудно и замедленно приспосабливается к новым условиям. Настроение стабильное, ровное. При серьёзных неприятностях флегматик остаётся внешне спокойным.

Меланхолик – человек со слабой нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель уже может вызвать «срыв», «стопор», растерянность, «стресс кролика», поэтому в стрессовых ситуациях могут ухудшаться результаты деятельности меланхолика по сравнению со спокойной привычной ситуацией. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности. Незначительный повод может вызвать обиду, слёзы. Настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть, не проявлять внешне свои чувства, не рассказывает о своих переживаниях, часто грустен, подавлен, неуверен в себе, тревожен, у него могут возникнуть невротические расстройства. Однако, обладая высокой чувствительностью нервной системы, они часто имеют выраженные художественные и интеллектуальные способности.

Трудно ответить, какой тип темперамента у того или иного взрослого человека. Тип нервной системы хотя и определяется наследственностью, но не является абсолютно неизменным. С возрастом, а также под воздействием систематических тренировок, воспитания, жизненных обстоятельств нервные процессы могут ослабеть или усилиться, может ускориться или замедлиться их переключаемость.

Темперамент тесно связан с продуктивностью работы человека. Так, особая подвижность сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует от него частого перехода от одного рода занятий к другому, оперативности в принятии решений, однообразия, регламентированность деятельности, напротив, приводит его к быстрому утомлению. Флегматики и меланхолики, наоборот, в условиях строгой регламентации и монотонного труда обнаруживают большую продуктивность и сопротивляемость утомлению, чем холерики и сангвиники.

В поведенческом общении можно и нужно предвидеть особенности реакции лиц с разным типом темперамента и адекватно на них реагировать. Подчёркиваем, что темперамент лишь определяет динамические, но не содержательные характеристики поведения.

И.П.Павлов выделил ещё три «чисточеловеческих типа» высшей нервной деятельности: мыслительный, художественный и средний. Представители мыслительного типа (преобладает активность второй сигнальной системы мозга левого полушария) весьма рассудительны, склонны к детальному анализу жизненных явлений, к отвлечённому абстрактно-логическому мышлению. Чувства их отличаются умеренностью, сдержанностью и обычно прорываются наружу, пройдя через фильтр разума. Люди этого типа обычно интересуются математикой, философией, им нравится научная деятельность.

У людей художественного типа (преобладает активность сигнальной системы мозга правого полушария) мышление образное, на него откладывает отпечаток большая эмоциональность, яркость воображения, непосредственность и живость восприятия действительности. Их интересует прежде всего искусство, театр, поэзия, музыка, писательское и художественное творчество. Они стремятся к широкому кругу общения, это типичные лирики, а людей мыслительного типа они скептически оценивают как «сухарей». Большинство людей (80%) относятся к «золотой середине», среднему типу. В их характере незначительно преобладает рациональное или эмоциональное начало, и это зависит от воспитания с самого раннего детства, от жизненных обстоятельств.

Современные исследователи подтвердили, что правое и левое полушария имеют специфические функции и преобладание активности того или иного полушария оказывает существенное влияние на индивидуальные особенности человека. Эксперименты показали, что при отключении правого полушария люди не могли определить текущее время суток, время года, не могли ориентироваться в конкретном пространстве, не могли найти дорогу домой, не чувствовали «выше – ниже», не узнавали лица своих знакомых, не воспринимали интонации слов и т.п. Известный психолог К.Юнг подразделяет людей по складу личности на экстравертов («обращённых во вне») и интровертов («обращённых внутрь себя»). Экстраверты общительны, активны, оптимистичны, подвижны, у них сильный тип высшей нервной деятельности, по темпераменту они сангвиники или холерики. Интроверты мало общительны, сдержанны, отдалены от всех, в своих поступках ориентируются на собственные представления, серьёзно относятся к принятию решения, контролируют свои эмоции. К интровертам относятся флегматики и меланхолики. Однако в жизни редко встречаются абсолютно чистые экстраверты или интроверты. В каждом из нас есть как черты тех, так и других, это зависит от врождённых качеств нервной системы, возраста, воспитания, жизненных обстоятельств. Любопытно, что у экстравертов ведущим полушарием является правое полушарие, что частично может проявляться даже во внешности, у них развит левый глаз, т.е. левый глаз более открыт и более осмыслен (нервы у человека идут крест на крест, т.е. от правого полушария к левой половине тела, и от левого полушария – к правой половине тела), а у интровертов ведущим является левое полушарие.

Темперамент не определяет уровня общих или специальных способностей. Люди одного и того же темперамента могут быть высоко – и малоодарёнными, и наоборот: люди различного темперамента могут успешно работать в одной области. Те или иные свойства темперамента в одних обстоятельствах профессиональной деятельности могут способствовать достижению успеха в ней, в других, при той же деятельности мешать ему. Когда требования деятельности противоречат какому-либо свойству темперамента, то человек выбирает такие приёмы и способы её выполнения, которые наиболее соответствуют его темпераменту и помогают преодолеть влияние отрицательных в данных условиях проявлений темперамента. Совокупность таких успешных индивидуальных приёмов и способов, выработанных человеком в процессе деятельности, характеризует его индивидуальный стиль деятельности. Приобретение определённого индивидуального стиля не изменяет самого темперамента, т.к. индивидуальный стиль – это совокупность вариантов деятельности, наиболее удобных для человека при имеющемся у него темпераменте.

Соционика, как способ типизации личности

2.1 Общие сведения о Соционике

Первые попытки типизации людей были предприняты еще на древнем Востоке китайскими астрологами. Они пытались объяснить различия людей при помощи 4-х так называемых "стихий": огня, воды, воздуха и земли.

Однако первые сколь-нибудь заметные успехи в области исследования психики человека были достигнуты лишь в начале 20-го века и связаны они с именем известного психолога Зигмунда Фрейда. Он предложил рассматривать психику человека как некую структуру, в которой он выделял несколько уровней: сознание (эго), предсознание (суперэго) и область бессознательного (ид). Он описал, как взаимодействуют эти уровни.

Тем не менее, многие по праву считают родоначальником соционики К.Г. Юнга - швейцарского психолога, ученика и соратника Фрейда - который в результате своей многолетней психологической практики выделил и описал восемь так называемых психологических типов.

Юнг впервые ввел в практику такие понятия как экстраверсия и интроверсия. Он заметил, что одни люди более открыты, общительны, доступны, их интерес как бы направлен во внешний мир (их он назвал экстравертами), а другие напротив, замкнуты, сдержанны, недоступны, их интерес направлен на свой внутренний мир (это интроверты).

И еще он ввел понятие функции психики, которых он выделил четыре: мышление, эмоции, ощущения и интуицию. Он заметил, что одни люди лучше оперируют с логической информацией (рассуждения, умозаключения), а другие лучше ориентируются в области человеческих взаимоотношений, их чувств. Третьи в первую очередь обращают внимание на свои ощущения (цвет, запах, осязание, слух, удобства...) Четвертые полагаются в основном на свою интуицию (предчувствие, догадка, фантазия, схватывание ситуации в целом...) Все это он изложил в своей фундаментальной работе "Психологические типы", которая вышла в свет в 1921 году.

Одним из основных результатов этой работы было утверждение о том, что функции психики человека развиваются неодинаково, и как правило одна из четырех развита наиболее сильно, а остальные слабей. Кроме того из пары экстраверсия-интроверсия также что-то преобладает: либо человек в большей степени экстраверт, либо интроверт, хотя присутствует и то, и другое, но чего-то обязательно больше. Таким образом получаются 8 типов (в результате комбинации 4-х функций психики, и экстраверсии либо интроверсии), которые Юнг подробно описал в работе "Психологические типы".

К сожалению современниками Юнга его типология не была оценена по достоинству (или не понята, многие считают, что Юнг в каком-то смысле опередил время). Как отмечали многие специалисты, типология Юнга работала только в его руках.

Очень много для популяризации идей Юнга сделали Кэтрин (ученица Юнга) и Изабель (ее дочь) Майерс Бриггс. Они доработали теорию Юнга и выделили 16 типов, в зависимости от того, какая функция психики стоит на втором месте после самой сильной (об этом упоминал еще сам Юнг, но не акцентировал на этом внимание) Они подробно описали каждый из этих типов и разработали тест для определения типа личности, который с успехом применяется на практике по сей день (тест MBTI). Область психологии, которую развивали Кэтрин и Изабель Майерс Бриггс, получила название типоведения, которая в настоящее время достаточно распространена в Америке и в Европе. Многие американцы и европейцы, к примеру, знают свой тип личности.

Однако настоящий прорыв в этой области произошел лишь в 70-е годы, когда труды Юнга попали в поле внимания исследовательницы из Литвы (педагога, экономиста по образованию) Аушры Аугустинавичюте. Ее долгие годы волновал вопрос: "почему при желании людей быть добрыми, отзывчивыми, добродушными – в их общении непонятно откуда появляется раздражительность, злобность". Тщательно изучив и переработав положения Юнга, а также используя труды известных психологов Э.Кречмера, А.Личко и теорию информационного метаболизма А. Кемпинского, Аушра при помощи специальных символов построила модель психики каждого из 16 типов. На основании этой модели она показала, как эти типы будут взаимодействовать между собой (следует отметить, что Аушра не знала о существовании типоведения Майерс Бриггс, но также пришла к выводу, что типов 16).

Аушра установила, что основное различие между типами состоит в том, что они по-разному воспринимают и обрабатывают информацию. Так, одно и то же событие, один и тот же предмет разные типы воспринимают по-разному. Также по-разному они будут описывать это событие или предмет. Кто-то обращает внимание на форму предмета, кто-то на его эстетический вид, кто-то на его полезность и т.д. Кто-то обращает в первую очередь внимание на то, "что" было сказано, а для кого-то гораздо важнее, "как" было сказано (да еще и кем было сказано). Для кого-то "ворчание" партнера воспринимается как придирка, а для кого-то как призыв к действию.

Наиболее значимым успехом подхода Аушры стала разработка интертипных отношений, то есть отношений, возникающих между различными типами. Аушрой с коллегами было установлено и описано 16 видов отношений. Она обоснованно показала, почему одни типы прекрасно уживаются друг с другом, а другие конфликтуют. Все дело опять же в разнице получения и усвоения информации разными типами. Представляете, что это может дать! Теперь, зная тип человека, вы заранее можете предсказать (в определенных пределах конечно) какие у вас с ним будут складываться отношения! А отношения, как было показано, могут быть самыми разными: от полного взаимопонимания и дополнения (дуальные) до конфликтных. Здесь следует отметить, что в вопросе интертипных отношений соционика заметно обогнала западное типоведение, в котором интертипные отношения либо совсем не рассматриваются, либо это делается на простом описательном уровне.

Дуальные отношения следует выделить особо среди всех прочих. Это отношения, при которых два типа как бы дополняют друг друга: в чем силен один, в том салб другой и наоборот. Вместе же дуалы составляют как бы единое целое. Они поддерживают друг друга, не делают обидных замечаний, не раздражают друг друга. Особую ценность дуальные отношения представляют в браке, когда психологическая дистанция между партнерами очень короткая. Дуалы совместимы не только в психологическом плане, но и в сексуальном. Установлено также, что дуализированные люди меньше болеют, скорее выздоравливают. И наоборот недуализированные чаще страдают от неврозов, различных расстройств.

Применение соционике можно найти в самых различных областях, где речь идет о человеке как о личности и об отношениях между людьми:

1. Соционика поможет правильно выбрать наиболее подходящий для данного человека вид деятельности, где бы он мог наиболее полно проявить свои способности.

2. Соционика поможет вам лучше понять себя, выявить свои слабые и сильные стороны и подскажет в каком направлении следует развиваться. Она поможет вам понять других людей и, исходя из этого, подскажет, как строить отношения с конкретным человеком.

3. Соционика подскажет вам как строить свои взаимоотношения с деловым партнером, исходя из его и ваших личностных особенностей. Поможет строить взаимоотношения в коллективе и по возможности вносить коррективы в свое поведение.

4. Соционика поможет создать работоспособную слаженную команду для решения производственных и других задач. Особо хотелось бы сказать о так называемых квадрах - четверках наиболее совместимых типов. В соционике 16 типов делятся на квадры - по 4 типа в каждой. Участников квадры объединяет определенная общность интересов, а главное — отсутствие возможностей конфликта. Друг друга они всегда понимают, за словами и поступками нe замечают ничего обидного. Совместная работа исключительно плодотворна и производительна. Квадры можно образовать из достаточно большого количества людей, притом совершенно не обязательно, чтобы каждого из типов ИМ было бы одинаковое количество. Примечательно, что, если в такую группу попадает человек из другой квадры, он или чувствует себя исключительно неуютно, или ставит в такое положение всю квадру.

5. Особый интерес представляет применение соционики в педагогике. Разработана и уже используется на практике концепция обучения, учитывающая типы личности как учеников, так и учителей в школах. Использование такого подхода повышает успеваемость учащихся и улучшает психологический климат в классах.

6. Наконец, она может найти применение в медицине. К примеру установлен факт, что определенные типы чаще страдают определенными заболеваниями. Например, логические экстраверты чаще болеют сердцем, этические экстраверты - почками, интуитивные экстраверты - желудком, поджелудочной, печенью. Установлено также, что функции психики человека связаны с так называемыми "чакрами" - энергетическими центрами организма, которые в свою очередь связаны с определенными органами человека. Исследования в этой области также ведутся.

2.2 Основные типы соционики

Чтобы представить полную модель каждого типа, достаточно определить, какие аспекты находятся на месте первых двух функций или в блоке ЭГО. Порядок расположение аспектов в Модели А определяется 4 дихотомиями – парами взаимоисключающих признаков:

· рациональность–иррациональность;

· экстраверсия–интроверсия;

· логика–этика;

· сенсорика–интуиция.

У каждого человека доминирует один из признаков в каждой паре дихотомий. Выбрав из пар дихотомий по одному признаку, наиболее вам свойственному, вы сможете определить свой тип.

Дихотомия "рациональность–иррациональность" определяет, какой признак будет первой функцией Модели А. Если человек – рационал, то это логика или этика, если иррационал – сенсорика или интуиция. Дихотомия "экстраверсия–интроверсия" влияет на цвет аспекта первой функции. У экстравертов он всегда будет черным, у интровертов – белым.

Вторая функция определяется с точностью до наоборот: у рациональных типов на ее месте располагается один из признаков дихотомии "сенсорика–интуиция", а у иррациональных – "логика–этика". Цвет аспекта второй функции у экстравертов – белый, у интровертов – черный.

Соционические типы:

Рациональность/
иррациональность

Признак первой функции

Признак второй функции

экстраверсия/
интроверсия

Блок_ЭГО

Тип

Псевдоним

рациональность

логика

интуиция

экстраверсия

Логико-интуитивный экстраверт (ЛИЭ)

Джек Лондон

интроверсия

Логико-интуитивный интроверт (ЛИИ)

Робеспьер

сенсорика

экстраверсия

Логико-сенсорный экстраверт (ЛСЭ)

Штирлиц

интроверсия

Логико-сенсорный интроверт (ЛСИ)

Максим Горький

этика

интуиция

экстраверсия

Этико-интуитивный экстраверт (ЭИЭ)

Гамлет

интроверсия

Этико-интуитивный интроверт (ЭИИ)

Достоевский

сенсорика

экстраверсия

Этико-сенсорный экстраверт (ЭСЭ)

Гюго

интроверсия

Этико-сенсорный интроверт (ЭСИ)

Драйзер

иррациональность

интуиция

логика

экстраверсия

Интуитивно-логический экстраверт (ИЛЭ)

Дон Кихот

интроверсия

Интуитивно-логический интроверт (ИЛИ)

Бальзак

этика

экстраверсия

Интуитивно-этический экстраверт (ИЭЭ)

Гексли

интроверсия

Интуитивно-этический интроверт (ИЭИ)

Есенин

сенсорика

логика

экстраверсия

Сенсорно-логический экстраверт (СЛЭ)

Жуков

интроверсия

Сенсорно-логический интроверт (СЛИ)

Габен

этика

экстраверсия

Сенсорно-этический экстраверт (СЭЭ)

Наполеон

интроверсия

Сенсорно-этический интроверт (СЭИ)

Дюма

Роль темперамента и соционического типа в деятельности человек а

3.1 Понятие ценности темперамента

Если оценить приведенные психологические характеристики темперамента, то увидим, что в каждом из них есть как хорошие, так и плохие свойства. Так, сангвиник эмоционален и отличается хорошей работоспособностью, но побуждения его неустойчивы, так же неустойчиво и его внимание. Меланхолик отличается меньшей работоспособностью и большой тревожностью, но зато он тонко чувствующий человек, как правило осторожный и осмотрительный. Следовательно, нет темпераментов «плохих» или «хороших» – каждый темперамент хорош в одних условиях и плох в других. Не определяет он и социальной ценности человека – от темперамента не зависят склонности, мировоззрения и убеждения человека, содержание его интересов. Среди выдающихся людей прошлого встречаются люди с самыми различными темпераментами: А. В. Суворов и А. И. Герцен были сангвиниками, Петр 1 и И. П. Павлов – холериками, Н. В. Гоголь и П. И. Чайковский – меланхоликами, а М.И. Кутузов и И. А. Крылов – флегматиками. И среди наших современников – выдающихся спортсменов, летчиков-космонавтов, государственных деятелей – мы видим людей, существенно различающихся по темпераменту. Точно так же и люди одного типа темперамента могут быть как передовыми деятелями, так и консервативными.

В зависимости от того, как человек относится к тем или иным явлениям, к жизненным задачам, к окружающим людям, он мобилизует соответствующую энергию, становится способным к длительным напряжениям, заставляет себя изменить скорость своих реакций и темп работы. Воспитанный и достаточно волевой холерик способен проявлять сдержанность, переключать свое внимание на другие объекты, хотя это ему дается с большим трудом, чем, например флегматику.

Под влиянием жизненных условий, определенного образа действий у холерика может сформироваться инертность, медлительность, безынициативность, а у меланхолика – энергичность и решительность. Жизненный опыт и воспитание человека маскируют проявление типа высшей нервной деятельности и темперамента человека.

Однако отдельные сильные психические потрясения, сложные конфликтные ситуации могут внезапно демаскировать, обострить ту или иную природную динамическую особенность психики человека.

В системе воспитания и перевоспитания типологические категории людей требуют особенно внимательного индивидуального подхода. При необычных сверхсильных воздействиях, порождающих преступно-опасную ситуацию, ранее сформированные тормозные реакции могут «растормозиться» прежде всего у людей холерического типа. Меланхолики малоустойчивы к трудным ситуациям, более расположены к нервно-психическому срыву.

«Образ поведения человека и животного обусловлен не только прирожденными свойствами нервной системы, но и теми влияниями, которые падали и постоянно падают на организм во время его индивидуального существования, то есть зависит от постоянного воспитания или обучения в самом широком смысле этих слов. И это потому, что рядом с указанными выше свойствами нервной системы непрерывно выступает и важнейшее ее свойство – высочайшая пластичность». В зависимости от условий жизни и деятельности человека отдельные свойства его темперамента могут усиливаться или ослабляться. В то же время свойства темперамента имеют тенденцию более резкого проявления с возрастом человека.

3.2 Темперамент как фактор деятельности

Особенности темперамента следует учитывать при профессиональном отборе. Профессия оператора пульта управления автоматической системы, например, требует своевременного и быстрого реагирования на изменения в работе многих агрегатов и быстрого принятия правильных решений; дисциплина в классе требует, чтобы ученик мог сдерживать свои чувства и желания. Эти требования нельзя произвольно изменить, так как они зависят от объективных причин – от содержания деятельности.

Темперамент, влияя на динамику деятельности, может влиять на ее продуктивность. В разных видах деятельности роль темперамента неодинакова. В учебной деятельности и в массовых профессиях (токарь, слесарь, ткачиха, продавец, врач, учитель, инженер ) одни свойства темперамента, необходимы для успешной деятельности и слабо выражаются у данного человека, могут быть компенсированы у него за счет других свойств и обусловленных ими приемов работы. Например, ткачихи-многостаночницы инертного типа, внимание которых очень устойчиво, в процессе работы редко отвлекаются. В ситуации, когда надо ликвидировать простой станков или обрыв нити, это положительное свойство. Ткачихи подвижного типа, чье внимание не менее устойчиво, более часто, чем инертные, переключаются от одного станка к другому. В ситуации возможных неполадок это также положительное свойство. Таким образом, более частое переключение внимания компенсирует большую отвлекаемость внимания, так как эти работницы быстрее обнаруживают неполадки. Следовательно, в массовых профессиях и в учебе свойства темперамента, влияя на деятельность, в конечном счете, не определяют ее продуктивности, так как одни свойства могут компенсироваться за счет других.

В таких профессиях, как летчик-испытатель, диспетчер большой энергосистемы, космонавт, горноспасатель, спортсмен международного класса и т. п., чья деятельность связана с регулярным экстренным напряжением, риском, опасностью, большой ответственностью, уровень требований к психике очень высок. Свойства темперамента – высокая тревожность, малая помехоустойчивость – не могут компенсироваться другими свойствами. В таких профессиях свойства темперамента определяют профессиональную пригодность человека. В этих видах труда необходим предварительный отбор людей по ряду свойств, чтобы особенности темперамента соответствовали требованием деятельности. Такой путь приспособления темперамента к требованиям деятельности называется профессиональным отбором и подбором.

Каждое свойство темперамента требует индивидуальных приемов работы или воздействия на человека. Так, меланхолики быстро устают. Поэтому им нужны более частые перерывы для отдыха, чем другим лицам. Зависит от темперамента также и эмоциональная сфера личности, а отсюда и эффективность дисциплинарных воздействий или побудительная сила мотива.

От темперамента зависит влияние различных факторов, определяющих уровень нервно-психического напряжения (например, оценка деятельности, ожидания контроля деятельности, ускорение темпа работы, влияние дисциплинарных воздействий. Такое регулировании деятельности путем дифференцирования величины действующих раздражителей в зависимости от типа нервной системы и темперамента человека применяется хорошими организаторами производства. Этот путь приспособления темперамента к деятельности заключается в индивидуализации предъявляемых к человеку требований, условий и способов работы ( индивидуальный подход).

Существуют и третий тип приспособления темперамента к требованиям деятельности. Он заключается в преодолении отрицательного влияния темперамента положительным отношением к деятельности и соответствующими мотивами. Например, на очень интересном уроке, вызывающем повышенную активность учащихся, степень сдержанности холерика не меньше, чем у сангвиника, а работоспособность меланхолика не ниже, чем флегматика.

Известная степень приспособления темперамента к требованиям деятельности возможна также благодаря перевоспитанию (тренировки) отдельных свойств темперамента.

3.3 Темперамент и индивидуальный стиль деятельности

Наконец, основой и наиболее универсальный путь приспособления к требованиям деятельности – формирование его индивидуального стиля.

Одни и те же задания и требования в какой-либо профессиональной, учебной и трудовой деятельности могут быть с одинаковой успешностью осуществлены различными приемами и способами. Под индивидуальным стилем деятельности понимают такую индивидуальную систему приемов и способов действия, которая характерна для данного человека и целесообразна для достижения успешного результата.

При формировании индивидуального стиля нужно учитывать свойства темперамента и сознательно и творчески относиться к выполняемой работе. Человек выбирает такие приемы и способы выполнения действия, которые в наибольшей степени соответствуют его темпераменту. Наиболее соответствующие темпераменту приемы и способы действия зависят от обусловленных темпераментом часто совершенно непроизвольных и неподотчетных форм реагирования и особенностей движения. Индивидуальный стиль деятельности возникает только в тои случае, если человек ищет наилучшие приемы и способы, помогающие ему достигнуть наиболее успешных результатов. Поэтому индивидуальный стиль наиболее отчетливо проявляется у лучших учеников, передовых рабочих, у спортсменов-мастеров.

Индивидуальный стиль не проявляется у человека сам собой, стихийно. Он формируется в процессе обучения и воспитания. Первые зачатки формирования индивидуального стиля деятельности наблюдаются уже в старшем дошкольном возрасте при решении практических задач игрового характера.

Ядро индивидуального стиля определяет комплекс имеющихся у человека свойств нервной системы. Среди тех особенностей, которые относятся к самому стилю, можно выделить две группы:

1. Приобретаемые в опыте и носящие компенсаторный характер по отношению к недостаткам индивидуальных свойств нервной системы человека.

2. Способствующие максимальному использованию имеющихся у человека задатков и способностей, в том числе полезных свойств нервной системы.

3.4 Соционический тип и стиль деятельности человека

Исходя из Модели А видно, что каждый тип имеет свои сильные и слабые стороны. Иначе говоря, человек не универсален - что-то у него получается лучше, а что-то ему не дано. Однако, для нормальной жизни необходима реализация всех аспектов, а такое возможно только в дуальной паре. Каждому человеку необходим дополняющий его партнер – дуал .

Существует 8 дуальных пар:

Дон Кихот – Дюма
Робеспьер – Гюго
Гамлет – Максим Горький
Есенин – Жуков
Джек Лондон – Драйзер
Бальзак – Наполеон
Гексли – Габен
Достоевский – Штирлиц

Дуальные отношения – наиболее комфортные. Их еще называют отношениями полного взаимного дополнения. Эти отношения являются самым главным открытием соционики. Это как раз то, о чем пишется в Библии: "Не хорошо быть человеку одному, создадим ему помощника, соответственного ему". В дуальном контакте партнеры органично дополняют друг друга, причем происходит это самым естественным образом: то, что для одного из дуалов – обычное дело, другого восхищает и принимается им с огромной благодарностью.

Впрочем, принимать дуала за "волшебную палочку-выручалочку", которая способна решить все проблемы, не стоит. Эти отношения становятся по настоящему гармоничными, только если дуалы к этому стремятся. И, в отличие от остальных видов отношений, это взаимное стремление дает наибольший эффект
На примере пары Штирлиц – Достоевский, рассмотрим, каким образом происходит взаимодействие в дуальных отношениях.

Главная функция Достоевского – этика отношений , представители этого типа прекрасно разбираются в отношениях между людьми, умеют приспособиться к эмоциям другого человека, сопереживать, снять эмоциональное напряжение, успокоить. У Штирлица этика отношений является 5-й (внушаемой) функцией. Это означает, что он с удовольствием выслушивает мнение Достоевского по этому поводу, а также с огромной благодарностью реагирует на его душевность и чуткость. Аналогично, Достоевский нуждается в советах Штирлица по аспекту деловой логики , а деловой подход Штирлица к любой проблеме просто приводит Достоевского в восторг. В то же время, Достоевский никогда не давит на 4-ю (болевую) функцию Штирлица - интуицию времени , действия по этому аспекту у Достоевского происходят бессознательно: нужные решения принимаются им в нужный момент, но внимание на этом никогда не акцентируется. То же самое мы видим в отношении болевой функции Достоевского – волевой сенсорики . У Штирлица волевая сенсорика занимает 8-ю функцию, она проявляется бессознательно и поэтому не "давит" на болевую функцию Достоевского.

В данном примере мы рассмотрели взаимодействие только 2-х пар функций, однако подобным образом можно проследить, как взаимодействуют и остальные функции, в общем, можно сказать, что сила и характер проявления любого аспекта у одного из партнеров в дуальных отношениях всегда адекватны запросу по тому же аспекту у второго партнера.

Аналогично можно проанализировать взаимодействие в остальных дуальных парах.

Всего в соционике существует 16 типов отношений:

1. Дуальные отношения

2. Отношения активации

3. Полудуальные отношения

4. Миражные отношения

5. Зеркальные отношения

6. Тождественные отношения

7. Деловые отношения

8. Отношения квазитождества

9. Отношения полной противоположности

10. Отношения социального заказа

11. Родственные отношения

12. Отношения суперэго

13. Отношения ревизии

14. Конфликтные отношения

Все эти отношения можно проанализировать исходя из Модели А. Для контраста рассмотрим как происходит взаимодействие в наименее комфортных отношениях – отношениях конфликта.

Существует 8 конфликтных пар:

1. Дон Кихот – Драйзер

2. Робеспьер – Наполеон

3. Гамлет – Габен

4. Есенин – Штирлиц

5. Джек Лондон – Дюма

6. Бальзак – Гюго

7. Гексли – Максим Горький

8. Достоевский – Жуков

На примере пары Штирлиц – Есенин, рассмотрим, каким образом происходит взаимодействие в конфликтных отношениях.

Главная функция Есенина – интуиция времени , это мечтательный романтик, человек скорее размышления, чем действия. А поскольку у Штирлица интуиция времени является болевой функцией, то такой подход Есенина к жизни его крайне раздражает и выводит из равновесия. Штирлиц просто не понимает, считает не нужным и неправильным "оторванность Есенина от жизни", старается переделать Есенина, что неизбежно приводит к конфликту.

У Есенина болевая функция – деловая логика , поэтому ему трудно ужиться с теми, кто заставляет его трудиться в несвойственном ему ритме, он всегда надеется на снисхождение и поблажки, не выносит упреков в неорганизованности и недисциплинированности. Поскольку деловая логика – главная функция Штирлица, и главное для человека этого типа – "чтобы все трудились и работали", то на этой почве также всегда возникают конфликты с Есениным.

Внушаемая функция Штирлица – этика отношений , и поэтому ему очень необходимы чуткость и душевное участие партнера, а у Есенина этика отношений проявляется неосознанно (8-я функция), в результате Штирлиц чувствует себя непонятым и неудовлетворенным.

У Есенина внушаемая функция – волевая сенсорика , такой человек очень нуждается в "сильной руке", Штирлиц же не может активно проявлять волевую сенсорику, т.к. это его 8-я функция, поэтому Есенин без твердого руководства неорганизован и несобран.

Заключение

Суммируя вышесказанное, можно сделать следующие выводы:

Темперамент – это прирожденные свойства человека, которыми определяются особенности динамики его психической деятельности. Они характеризуются скоростью возникновения, устойчивостью и силой протекания психических процессов.

Социотип - это константа, т.е. неизменная часть любой коммуникативной системы, ее невидимая инфраструктура. Следовательно, социотип имеет идеальный характер. Но его проявления в жизни вполне реальны и их легко обнаружить.

Особенности динамики психической деятельности распространяются на все психические процессы: познавательные, эмоции и чувства, волю. Они обнаруживаются в особенностях общения и деятельности.

Темперамент характеризует динамику психических процессов и состояний личности по определенным признакам – сенситивности, реактивности, активности и их соотношения, темпа реакции, пластичности и ригидности, эксраверсии и интроверсии. Эти свойства в их сложном взаимодействии прослеживаются в каждом типе темперамента, но о типе темперамента судят по наиболее ярко выраженным признакам.

Кроме обще-познавательного эффекта соционика найдет себе широкое применение в подготовке людей совершенно иного интеллектуального уровня - способных успешно справляться с задачами грядущего информационного общества, где дороже всего будут стоить не материальные товары, а интеллектуально-информационные услуги. Неоценимую пользу она принесет в школе и вузе. Здесь она предлагает следующие новшества:

- комплектование классов и учебных групп, в которых за счет гармоничного сочетания темпераментных особенностей типов гарантируется дружественная рабочая атмосфера и автоматически решается проблема дисциплины;

- предметно-дифференцированное обучение в старших классах и семинарских вузовских группах, где на первое место выйдет "клубный", проблемно-дискуссионный способ обучения;

- индивидуальный подход к ученику и студенту, учитывающий как его природный тип, так и форму проявления типа, что дает ему реальный шанс для самоактуализации.

С другой стороны, прикладная соционика дает немалую отдачу в области управленческого консультирования фирм, организаций и учреждений любой отрасли. Она позволяет сформировать как устойчивую команду работников широкого профиля, так и целевые группы под конкретную задачу. За счет соционически грамотного подбора и расстановки кадров экономится большое количество реальных денежных средств, а также время и нервы людей.

Различие людей по темпераменту определенным образом проявляется в их деятельности. Однако люди с любым типом темперамента могут достигать значительных успехов в различных сферах деятельности.

Для достижения успехов в деятельности важно, чтобы человек владел своим темпераментом, умел приспособить его к условиям и требованиям деятельности, опираясь на его сильные свойства и компенсируя слабые. Такое приспособление выражается в индивидуальном стиле деятельности.

Индивидуальный стиль деятельности – это целесообразная, соответствующая особенностям темперамента система способов, приемов выполнения деятельности, обеспечивающая наилучшие ее результаты. Важными условиями формирования индивидуального стиля деятельности являются:

- выяснение типов нервной системы и темперамента с оценкой выраженности их психологических свойств;

- выявление совокупности сильных и слабых свойств;

- свобода выбора способов выполнения действий или условий, средств, ведущих к достижению цели.

Знание типа темперамента или соционического типа и умение определить тип у конкретного человека или группы людей помогает человеческой личности найти подход к конкретному человеку и лучше построить отношения с ним и в коллективе.

Психические особенности человеческой личности характеризуются различными свойствами, проявляющиеся при общественной деятельности человека. Темперамент и соционический тип, влияя на динамику деятельности, может влиять на ее продуктивность. В разных видах деятельности роль темперамента и соционического типа неодинакова. В учебной деятельности и в массовых профессиях (токарь, слесарь, ткачиха, продавец, врач, учитель, инженер ) одни свойства темперамента соционического типа, необходимы для успешной деятельности и слабо выражаются у данного человека, могут быть компенсированы у него за счет других свойств и обусловленных ими приемов работы. Свойства темперамента и соционического типа нужно учитывать при формировании индивидуального стиля деятельности.

Литература

1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М, "Просвещение", 1968.

2. Гоноболин Ф. Н. Воля, характер, деятельность. Минск, "Народная асвета", 1966.

3. Ковалев А. Г. Психология личности, изд. 3. М., "Просвещение", 2001.

4. Кречмер Э. «Строение тела и характер» (1924)

5. Левитов Н. Д. Психология характера, изд. 3. М., "Просвещение", 1999.

6. Мерлин В.С. «Очерк теории темперамента (1973)

7. Рубенштейн С.Л. «Основы общей психологии» (1946)

8. Симонов П. В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность, изд. М., "Наука", 1984.

9. Соционика (http://www.socionics.org/)

10. Соционика (http://www.socionika.info/)

11. Стреляц Я. «Роль темперамента в психологии» (1982)

12. Шепель В. М. Управленческая психология. Москва, "Экономика", 1984.

Приложение А. Таблица отношений между соционическими типами

Ваш тип

Дон Кихот

Дюма

Гюго

Робес- пьер

Гамлет

Максим

Жуков

Есенин

Т
и
п

в
а
ш
е
г
о

п
а
р
т
н
е
р
а

Дон Кихот

Т

Д

А

З

п

р

д

М

Дюма

Д

Т

З

А

р

п

М

д

Гюго

А

З

Т

Д

ро

пД

П

Р

Робеспьер

З

А

Д

Т

пД

ро

Р

П

Гамлет

П

Р

ро

пД

Т

Д

А

З

Максим

Р

П

пД

ро

Д

Т

З

А

Жуков

д

М

п

р

А

З

Т

Д

Есенин

М

д

р

п

З

А

Д

Т

Наполеон

сэ

пп

кт

К

П

Р

ро

пД

Бальзак

пп

сэ

К

кт

Р

П

пД

ро

Джек

кт

К

сэ

пп

д

М

п

р

Драйзер

К

кт

пп

сэ

М

д

р

п

Штирлиц

п

р

д

М

сэ

пп

кт

К

Достоевский

р

п

М

д

пп

сэ

К

кт

Гексли

ро

пД

П

Р

кт

К

сэ

пп

Габен

пД

ро

Р

П

К

кт

пп

сэ

Ваш тип

Напо- леон

Баль- зак

Джек

Драй- зер

Штир- лиц

Достоев- ский

Гексли

Габен

Т
и
п

в
а
ш
е
г
о

п
а
р
т
н
е
р
а

Дон Кихот

сэ

пп

кт

К

П

Р

ро

пД

Дюма

пп

сэ

К

кт

Р

П

пД

ро

Гюго

кт

К

сэ

пп

д

М

п

р

Робеспьер

К

кт

пп

сэ

М

д

р

п

Гамлет

п

р

д

М

сэ

пп

кт

К

Максим

р

п

М

д

пп

сэ

К

кт

Жуков

ро

пД

П

Р

кт

К

сэ

пп

Есенин

пД

ро

Р

П

К

кт

пп

сэ

Наполеон

Т

Д

А

З

п

р

д

М

Бальзак

Д

Т

З

А

р

п

М

д

Джек

А

З

Т

Д

ро

пД

П

Р

Драйзер

З

А

Д

Т

пД

ро

Р

П

Штирлиц

П

Р

ро

пД

Т

Д

А

З

Достоевский

Р

П

пД

ро

Д

Т

З

А

Гексли

д

М

п

р

А

З

Т

Д

Габен

М

д

р

п

З

А

Д

Т

Д - Дуальные отношения или полное дополнение
пД - Отношения полудополнения
А - Отношения активации
М - Миражные отношения
пп - отношения полной противоположности
З - Зеркальные отношения

К - Конфликтные отношения
Т - Тождественные отношения

ро - родственные отношения
сэ - Отношения суперэго
д - Деловые отношения
кт - Отношения квазитождества
Отношения ревизии (Р - вы - ревизор, р - вы ревизуемый).
Отношения социального заказа (П - вы - Передатчик или Заказчик, п - вы - Приемник или Подзаказный).