Реферат: Информационно-методическое письмо
Название: Информационно-методическое письмо Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Информационно-методическое письмо «О введении курсов «Зеленый мир Забайкалья» и « Региональная экология» в Региональный базисный учебный план 2004 г.» Приказом № 711 по Министерству образования, науки и молодежной политики Забайкальского края от 29 августа 2011года внесены изменения в Региональный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Забайкальского края, утвержденный Приказом Комитета общего, профессионального образования, науки и молодежной политики Читинской области от 30.06.2004 года № 737. В период перехода на федеральные государственные образовательные стандарты в региональный компонент учебного плана вводятся следующие учебные курсы: VI класс - «Зеленый мир Забайкалья» 1 час в неделю; VIII класс- «Региональная экология» 1 час в неделю. Часы регионального (национально-регионального) компонента, согласно базисного учебного плана, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2011 года № 1994, отводятся в компонент образовательного учреждения . Изучение биологического содержания краеведческой направленности на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: -освоение знаний о живой природе Забайкалья, о роли биологической науки региона в практической деятельности людей; -овладение умениями использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии ученых г. Читы и Забайкальского края, о факторах здоровья и риска на территории Забайкальского края; проводить наблюдения за биологическими объектами в условиях естественных и искусственных экосистем края; -воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры природосообразного поведения; -использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей, для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, распространенных на территории края. (Сборник нормативных документов. Биология /сост. Э.Д.Днепров, А.Г. Аркадьев.- М.: Дрофа, 2006.-166с.) В 6 классе школьники только начинают изучать систематический курс «Биология». У них проявляется естественный интерес к предмету и закладывается система знаний, составляющих основу изучения биологии в старшей школе. А содержание федеральных учебников по биологии построено на естественнонаучных данных, характерных для европейской части России, это способствует снижению интереса к изучению учебного материала. Поэтому в 6 классе рекомендуется интегрировать курс «Биология» с курсом «Зеленый мир Забайкалья »(2 часа в неделю). В данном случае у учителя биологии не будут возникать вопросы об оформлении страницы в журнале и оценивании учеников. Курс удачно интегрируется с биологией, изучаемой на основе УМК Пономаревой И.Н. и Пасечника В.В.. При изучении биологии в 6 классе по линии Н.И. Сонина доля краеведческого компонента может быть уменьшена, так как курс достаточно сложен и невозможно его освоить за 1 час. Поэтому рекомендуем в 6классе работать по 2-х часовой программе, но при изучении систематики растений по биологии в 7 классе, обязательно использовать материал УМК «Зеленый мир Читинской области» Программы по данному курсу нет, поэтому учителям необходимо разработать рабочую программу интегрированного курса и вместе с учебником по биологии, использовать УМК «Зеленый мир Читинской области»: 1. Гилева М.В и др. Зелёный мир Читинской области : Учебное пособие. / - М.В. Гилёва, О.А. Попова, Е.Б. Просянникова, Н.В. Уманская, В.Г., В.Г. Филиппов, Е.П. Якимова. – Чита АНО «ЦНОП». – 2003. – 111 с. 2. Гилева М.В и др. Рабочая тетрадь к учебному пособию «Зеленый мир Читинской области». / - М.В. Гилёва, О.А. Попова, Е.Б. Просянникова, Н.В. Уманская, В.Г., В.Г. Филиппов, Е.П. Якимова. – Чита, изд-во УИЦ финансы, учет, налоги «Тайфун»,2007.- 64с. 3.Мультимедийное приложение к учебному пособию «Зеленый мир Читинской области». При изучении интегрированного курса рекомендуется использование дополнительной литературы регионального характера : 1. Гилева М.В., Попова О.А., Уманская Н.В., Якимова Е.П. Региональная ботаника: учебное пособие. - Чита: УИЦ финансы, учет, налоги «Тайфун»,2005.-192с. 2.Гилева М.В., Першина О.А. и др. Лекарственные растения Забайкалья. Атлас.-Чита: изд -центр «Деловое Забайкалье»,2008.-91с. 3.Гилева М.В., Попова О.А. и др. Цветы Забайкалья. Атлас.-Чита: Формат,2004.-78с. 4.Корсун О.В. Природа Забайкалья: Грибы и лишайники. Полевой атлас. - Чита: Экспресс – издательство, 2010.-176с. 5.Корсун О.В. Природа Забайкалья: Растения.- Чита: Экспресс – издательство, 2009.- 512с. 6.Корсун О.В.Полевой атлас видового разнообразия Забайкалья: Каталог.- Чита: Экспресс – издательство, 2009.-272с. 7.Попова О.А., Просянникова Е.Б. и др. Декоративные растения Забайкалья. Атлас.-Чита, Чита: Экспресс –издательство, 2008.- 92с. 8.Электронный атлас биоразнообразия Читинской области «Забайкалье великолепно» URL www.nature.chita.ru www.nature.zabspu.ru. Для ведения учебного курса «Региональная экология» в 8 классе в общеобразовательных школах Забайкальского края Министерством образования и науки Российской Федерации рекомендован учебник «Региональная экология» в качестве регионального учебника. Авторами программы курса «Региональная экология» и учебника являются В.П. Горлачев, О.В. Корсун, Е.А.Игумнова, Л.Н. Золотарева. Программу данного курса можно найти в следующих материалах: 1. Региональный (национально-региональный) компонент государственного образовательного стандарта общего образования по биологии с основами экологии для общеобразовательных школ Читинской области Горлачев В.П., Игумнова Е.А., Корсун О.В., Уманская Н.В., Попова О.А., Якимова Е.П., Гилева М.В., Крапивьянова В.В. 2 .Экологическое образование в регионе: опыт проблемы, перспективы: материалы научно – практической конференции.- Чита: ЗабКИПКРО, 2009. – 128 с. 3 Приложение №1 к данному письму. В дополнение к основному учебнику в образовательном процессе можно использовать дополнительную литературу : 1.Игумнова Е.А., Корсун О.В., Кривенкова И.Ф.Рабочая тетрадь «Экология водоема: озеро Кенон и я» .-Чита:изд-воЗабГПУ,2001.-56с. 2. Корсун О.В. Путеводитель по особо охраняемым природным территориям Верхнеамурского бассеина. Учебное пособие.- Чита: Экспресс - издательство, 2008.- 216с. 3. Корсун О.В.Полевой атлас видового разнообразия Забайкалья.- Каталог.- Чита: Экспресс – издательство, 2009.-272с. 4.Корсун О.В.Мониторинг насекомых в Читинской области. Учебно-методическое пособие. - Улан-Удэ: изд-во БНЦ СО РАН,2003.-32с. 5.Малая энциклопедия Забайкалья «Природное наследие» Ответственные редакторы М.В. Константинов, 2008. 6.Попова О.А., Уманская Н.В., Якимова Е.П. Экология растений Забайкалья. Учебно-методический комплекс, 2 части. - Чита, изд-во ЗабГГПУ, 2002. 7.Экология. Пособие для учителей Читинской области./Под ред. В.П. Горлачева.-Чита: изд-во ЧГПИ,1997.-170с. 8.Электронный атлас биоразнообразия Читинской области «Забайкалье великолепно» URL www.nature.chita.ru www.nature.zabspu.ru В приложении 2 предлагаем тематическое планирование курса «Региональная экология» составленное авторами программы: Игумновой Е.А, Горлачевым В.П., Корсуном О.В. Ст. методист ЗабКИПКРО В.В. Крапивьянова Приложение 1 ПРОГРАММА «РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ» (для реализации регионального компонента Базисного учебного плана общеобразовательных школ Читинской области) В.П. Горлачёв, Е.А. Игумнова, О.В. Корсун Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского
Актуальность создания программы. Низкий уровень экологической культуры населения, нарастающая угроза разрушения многих экосистем в силу усиливающегося на них техногенного воздействия способны существенно повлиять как на процессы экономического развития (включая инвестиционную и рекреационную привлекательность области), так и на социально-политическую обстановку в регионе в будущем. В этой ситуации общество заинтересовано в подготовке граждан, владеющих экологическими знаниями, которые могли бы стать для них основой решения реальных экологических проблем в быту, в общественной жизни и на производстве; ориентиром в выборе поведения в быстро меняющихся условиях социоприродного окружения. Очевидна социальная значимость разработки и введения регионального компонента по экологии для школ Читинской области, одним из путей реализации которого может стать курс «Региональная экология». Необходимость разработки курса и его реализации в школе диктуется жизненно важными потребностями: потребностью каждого человека жить в здоровой окружающей среде, потребностью личности в качественном образовании, социально-экономической потребностью региона в сохранении уникальной природы Забайкалья, потребностью страны в сохранении природных ресурсов и здоровья граждан, потребностью сохранения биосферы и человечества в ней. Ценностно-смысловое и чувственно-эмоциональное развитие учащихся в процессе осознания экологических проблем и закономерностей невозможно без сопричастности к глобальным проблемам через конкретные экологические проблемы своего региона. Вот почему в экологическом образовании актуален принцип: «Мысль глобально, действовать локально». В марте 2003 году Комитетом общего, профессионального образования, науки и молодёжной политики Читинской области (КОПОНиМП) утверждён Региональный образовательный стандарт по экологии для общеобразовательных школ (авторы: В.П. Горлачёв, Е.А. Игумнова, О.В. Корсун, Е.И. Никифорова). В связи с этим, коллективом сотрудников лаборатории экологического образования ЗабГПУ (В.П. Горлачёв, Е.А. Игумнова, О.В. Корсун) при поддержке КОПОНиМП была поставлена задача создания программы по экологии и её методического сопровождения, которая могла бы стать основой для регионального компонента БУПа. Цель программы: содействие воспитанию экологической культуры учащихся через освоение знаний по региональной экологии. Задачи программы: – формирование у учащихся целостного представления об экологических проблемах региона, о причинах их возникновения и влияния на природу и на человека; – понимание учащимися путей и механизмов решения региональных проблем; – помощь учащимся в осознании региональных проблем как личностно значимых; – воспитание у учащихся гордости за красоту и щедрость забайкальской природы и ответственного отношения к ней и людям, живущим рядом; – развитие у учащихся умений и навыков по прогнозированию воздействия человека на природу с учётом специфики Читинской области; – приобретение учащимися компетентности в вопросах сохранения окружающей среды и собственного здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности. Возраст учащихся, продолжительность курса. Разработанный курс предназначен для старшеклассников и носит обобщающий характер. Продолжительность курса – 34 часа. Идеи, положенные в основу разработки программы. Структура и содержание программы «Региональная экология» разработаны с учётом следующих концептуальных положений: – сочетание аксиологического, гносеологического и онтологического подходов для целей осуществления образовательного процесса; – принцип гуманизации, предполагающий личностную и практическую направленность содержания образования; – использование принципа проблемной интеграции как способа стимулирования познавательной активности учащихся; – структуризация программы через использование «средового» подхода, как варианта комплексного изучения явлений; – принцип преемственности в отборе содержания курса и соответствия требованиям Регионального образовательного стандарта по экологии; – изучение региональных экологических особенностей и проблем в во взаимосвязи с глобальными и местными; – учёт специфики социоприродного окружения образовательного учреждения как единицы региона; – адаптация сложного научного материала по проблемам общей и социальной экологии к возрастным особенностям старшеклассников. При формировании содержания программы «Региональная экология» системообразующим понятием может стать проблема взаимодействия человека и природы в условиях Забайкалья . В разработанном курсе данная проблема раскрывается как: – противоречие, возникающее при нарушении равновесия «человек – окружающая среда»; – процесс, порождённый деятельностью человека и влияющий как на самого человека, так и на виды животных, растений и экосистемы в целом; – результат, демонстрирующий проявление на локальном уровне региональных и глобальных проблем; – задача, требующая решения с учётом нормативно-правовых, экономических, социальных, культурных позиций (включая процесс воспитания экологической культуры населения). Таким образом, проблема взаимодействия человека и природы в условиях Забайкалья рассматривается как комплексная по происхождению, воздействию на человека и природу, механизмам её решения. При раскрытии содержания курса осуществляется интеграция знаний из школьных предметов естественнонаучного, физико-математического и гуманитарного циклов для целостного раскрытия какого-либо аспекта проблемы взаимодействия человека и природы в условиях Забайкалья. Вовлечение социоприродного окружения в образовательный процесс по экологии будет содействовать активному участию школьников в изучении и решении местных экологических проблем, т.е. конкретных проблем того сообщества, в котором они проживают и с которым многие из них будут связаны в течение всей жизни. С учётом психологических особенностей старшеклассников авторы курса «Региональная экология» рекомендуют осуществлять аксиологический подход в преподавании как основополагающий. В содержании курса реализуется идея, что высшими ценностями являются жизнь, человек и его здоровье, универсальная значимость природы, ответственность человека за судьбу планеты. По нашему мнению, очень важен показ уникальной ценности и красоты своего края, воспитание гордости за «малую» родину. Рекомендуемый для реализации программы онтологический подход также соотносится с возрастом старшеклассников, обдумывающих необходимость выбора дальнейшего пути, склонных к саморефлексии, проявляющих критичность мышления и интерес к проблемам взаимодействия личности с обществом. Структура курса . В предложенной программе выделены следующие разделы: 1 раздел: введение; 2–4 разделы посвящены проблеме сохранения различных сред жизни: воздуха, воды и почвы в Читинской области; 5 раздел – проблеме сохранения биоразнообразия в условиях региона; 6 раздел – проблеме сохранения здоровья человека в условиях региона; 7 раздел – проблеме развития общества в экологических условиях региона. Тематический план дан в приложении. Требования к уровню подготовки учащихся по региональной экологии Учащийся должен: Уметь характеризовать: – роль экологии в системе наук и жизни современного общества; – роль экологии в решении глобальных, региональных и локальных (местных) проблем, связанных с взаимоотношениями природы и общества; – особенности экологических факторов, свойственные Читинской области; – взаимоотношения в системе «организм – среда» (на примере видов, встречающихся в Читинской области); – структуру и демографические характеристики популяций (на примере видов, встречающихся в Читинской области); – особенности типичных экосистем Забайкалья (лесных, степных, луговых, пресноводных); – процессы эвтрофикация и зарастания водоёмов (Ивано-Арахлейские озёра, озеро Кенон); – специфику агроэкосистем, городских и промышленных экосистем Читинской области; – влияние природных, техногенных и социальных факторов среды на здоровье человека; – роль адаптаций организмов к экологическим факторам среды, характерным для Читинской области; – необходимые меры по сохранению редких и охраняемых видов Читинской области; – значение особо охраняемых природных территорий Читинской области в сохранении природы и в жизни человека; – роль экосистем региона в поддержании состояния биосферы; – роль региона в формировании качества вод озера Байкал; – особенности методов экологических исследований, в том числе мониторинга земель, вод и воздуха в Читинской области; – роль образования в развитии экологической культуры населения Читинской области. Приводить примеры: – демонстрирующие региональные и местные разрушения природных сообществ в Читинской области (вырубки и лесные пожары, распашка степей, загрязнение водоёмов и др.); – влияния антропогенных факторов (горнорудные разработки, вырубки, весенние палы, загрязнение и др.) на организмы в Читинской области; – сукцессий в экосистемах Читинской области; – взаимоотношений представителей забайкальской флоры и фауны; – редких и охраняемых видов флоры и фауны Читинской области; – особо охраняемых природных территорий Читинской области (заповедников, заказников и памятников природы); – глобальных, региональных и локальных (местных) проблем состояния окружающей среды; – традиций рационального природопользования населения Читинской области. Уметь применять знания на практике: – выявлять причинно-следственные связи между природно-климатическими условиями и уязвимостью экосистем Читинской области; – выявлять причинно-следственные связи между деятельностью человека и состоянием окружающей среды в Читинской области; – строить пищевые цепи, на примере представителей водных и наземных экосистем Читинской области; – оценивать на практике состояние экосистем Забайкалья; – применять правила поведения человека в природе; – решать прогностические задачи по региональной экологии; – проводить экологическое исследование социоприродного окружения школы.
Методическое обеспечение программы . Учебник «Региональная экология» (авторы: В.П. Горлачёв, О.В. Корсун, Е.А Игумнова, Л.Н. Золотарёва), рекомендованный КОПОНиМП для старшей профильной школы Читинской области. Издания, рекомендуемые при реализации программы: 1. Анудариева Д.Ц. Региональная экология. Практикум. Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2001. 25 с. 2. Афонин А.В. и др. Животный мир Восточного Забайкалья. Чита: Изд-во ЗабГПУ, 1997. 201 с. 3. Гомбоева Н.Г., Томских А.А., Цыбикмитова Г.Ц. Региональная экология и экология человека. Учебное пособие. Чита, 2001. 92 с. 4. Горлачёв В.П., Золотарёва. Л.Н., Итигилова М.Ц., Корсун О.В., Кривенкова И.Ф. Школьный атлас водной флоры и фауны Забайкалья. Чита, 1997. 221 с. 5. Доклад[ы] о состоянии окружающей природной среды в Читинской области. Чита: Читинск. обл. ком. по экологии и природопользованию, 1993–2003. 6. Дулепова Б.И. Растительный покров Восточного Забайкалья. Чита: Изд-во ЗабГПУ, 1996. 161 с. 7. Золотарёва Л.Н. Экосистемы Восточного Забайкалья. Учебное пособие. Чита, 2001. 25 с. 8. Игумнова Е.А., Корсун О.В., Кривенкова И.Ф. Экология водоёма: озеро Кенон и я. Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2000. 56 с. 9. Корсун О.В. Мониторинг насекомых в Читинской области. Учебно-методическое пособие для студентов биологических специальностей и педагогов. Улан-Удэ: изд-во БНЦ СО РАН, 2003. 32 с. 10. Красная книга Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа (животные). Чита: Поиск, 2000. 214 с. 11. Красная книга Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа (растения). Чита: Стиль, 2002. 280 с. 12. Окружающая среда и условия устойчивого развития Читинской области. Новосибирск: Наука, 1995. 248 с. 13. Охраняемые территории Восточного Забайкалья: почему, каким образом и какие земли нужно сохранить в байкальском бассейне. Книга 1. Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2002. 165 с. 14. Экология растений Забайкалья. Сборник информационных материалов для педагогов-экологов. Вып. 1–7. Чита, 1997–2000. 15. Экология. Пособие для учителей Читинской области. Чита, 1997. 170 с. 16. Энциклопедия Забайкалья. Читинская область Общий очерк. Новосибирск: Наука, 2000; 2003. Ч. 1. Ч. 2. Приложение 2 Тематический план курса «Региональная экология»
|