Реферат: Методические рекомендации анализ современного урока материалы подготовила директор школы Шелкунова Л. М

Название: Методические рекомендации анализ современного урока материалы подготовила директор школы Шелкунова Л. М
Раздел: Остальные рефераты
Тип: реферат

Муниципальное общеобразовательное учреждение

"Орловская средняя общеобразовательная школа"

используй в работе

методические рекомендации

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО

У Р О К А

Материалы подготовила директор школы Шелкунова Л.М.

п. Орловка

2004

Требования к организации анализа урока.

Отличительные особенности функции внутришкольного контроля:

1. Изучение деятельности учителя, накопление информации о его работе на основе аналитически обоснованных целей и хорошо продуманных программ наблюдения.

2. Подчинение контроля задачам оказания учителю конкретной и своевременной методической помощи, всемерного содействия в росте его педагогической квалификации.

3. Установление отношений сотрудничества между руководителями школы и учителем на основе внимательного отношения к его творческим исканиям, глубокой заинтересованности в развитии индивидуального своеобразия учителя, искренней веры в потенциальные возможности педагога работать лучше, работать на уровне современных требований.

4. Планирование "объектов", целей и задач контроля сучетом мнений педагогического коллектива, выводов методических объединений учителей- предметников и учителей начальных классов, предложений аттестационных комиссий.

5. Согласование содержания и форм контроля непосредственно с учителем, принимая во внимание его соображения об имеющихся трудностях в работе и нерешенных проблемах в педагогической практике.

6. Развитие гласности в системе внутришкольного контроля как в смысле опережающего уведомления педагогического коллектива о конкретных направлениях контроля, так и в отношении оперативного информирования учителей о результатах проверки состояния дел в школе.

7. Безусловное сохранение за учителем права на утверждение своего мнения и обоснование правомерности и педагогической целесообразности своих теоретических взглядов и методических идей.

Информация, обеспечивающая контроль за качеством преподавания и учебной деятельности учащихся:

- работа учителя по подготовке и проведению урока (тематическое и поурочное планирование, подбор учебно-методических пособий, дидактических материалов и т. п.);

- определение учителем образовательных, воспитательных, развивающих целей урока, их актуализация;

- мобилизующее начало урока, постановка целей, разъяснение учащимся порядка и условий работы;

- научная содержательность урока, основательность усвоения учащимися трудных вопросов;

- реализация на уроке дидактических принципов обучения;

- соответствие избранных учителем методов преподавания целям урока, содержанию изучаемого материала, уровню подготовленности учащихся данного класса (объяснительно- иллюстративный, репродуктивный, проблемный, исследовательский и другие методы);

- органическое сочетание на уроке обучения, воспитания и умственного развития учащихся;

- активизация мыслительной деятельности учащихся, вовлечение их в творческий процесс учебной деятельности, осознанное усвоение учащимися материала урока;

- формирование у школьников познавательных интересов и потребности в знаниях;

- знание учителем каждого ученика и использование этих знаний для формирования познавательных интересов и развития творческих способностей учащихся;

- практическая направленность урока, связь обучения с жизнью, краеведческое содержание урока;

- межпредметные связи в процессе обучения;

- формы организации процесса обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная);

- использование ТСО и наглядных пособий;

- правильность отбора тренировочных упражнений и практических задач, необходимых для выработки умений и навыков;

- установление обратных связей в ходе урока;

- формирование у школьников умений и навыков самостоятельного учебного труда, стимулирование самостоятельной работы учащихся, умений анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы;

- мировоззренческие выводы и обобщения, к которым подведены учащиеся;

- соблюдение на уроке единых требований, предъявляемых к культуре речи и письма учащихся;

- элементы научной организации труда учащихся и учителя на уроке;

- методика организации домашнего задания (объемы, характер, дифференциация, своевременность);

- повторение ранее изученного, закрепление нового материала;

- рациональное использование возможностей и преимуществ кабинетной системы обучения;

- Дифференциация процесса обучения, осуществление индивидуального подхода;

- практическое решение на уроке общешкольной методической темы;

- оценка знаний, умений и навыков учащихся;

- плотность урока, экономия времени;

- соблюдение на уроке правил техники безопасности санитарно-гигиенических требований.

Система посещения уроков.

1. Посещение всех уроков, отведенных на изучение темы в данном классе, с целью знакомства с системой работы учителя, оценки оптимальности избранной структуры урока, оптимальности сочетания методов и приемов обучения.

2. Посещение уроков учителя на протяжении рабочего дня в разных классах с целью изучения соответствия методических, приемов обучения возрастным особенностям учащихся.

3. Посещение уроков разных учителей в течение дня в одном классе с целью оценки объема получаемой информации протяжении учебного дня, суммарного объема домашних заданий, выполнения учащимися единых требований, интенсивности их труда на разных уроках, стиля и сравнительной методики работы.

4. Посещение уроков в течение рабочей недели в одном; классе с целью изучения систематической работы каждого школьника, его самостоятельности, активности и инициативы, качества выполнения домашнего задания.

5. Посещение уроков у разных учителей с целью изучения отдельных проблем учебно-воспитательного процесса (эффективность организации самостоятельной работы, степень сформированности у учащихся специальных и общеучебных умений и навыков, формирование интереса к предмету и т.д.).

Классификация целей посещения уроков:

1. По времени действия ( долгосрочные, краткосрочные, постоянные и переменные). Это зависит от содержания основных и вспомогательных задач, стоящих перед школой, основных направлений методической работы, характеристики вопросов! обсуждаемых на педсоветах и производственных совещаниях;

2. По широте охвата и глубине изучаемых аспектов:

- масштабные целевые установки, характеризующиеся общедидактической направленностью ( развитие познава­тельного интереса, формирование общих умений и навыков и др);

- локальные целевые установки, характеризующиеся частнодидактической направленностью (результативность работы по развитию устной речи, организация на урок .творческой работы учащихся);

3. По содержанию , когда цели посещения ориентируются на конкретные вопросы учебных программ (работа учителя по развитию вычислительных навыков на уроках математики; работа с первоисточниками на уроках истории, эффективность работы учителя иностранного языка по закреплению языкового материала и др).

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ПОЛНОГО АНАЛИЗА УРОКА.

Плохой учитель преподносит истину,

хороший, учит ее находить.

А. Дистервег

1.Анализ цели урока .

Вопросы для анализа:

1. Правильность и обоснованность цели урока с учетом: программных требований; содержания материала; необходимого уровня знаний и умений учащихся; места урока в системе уроков по данной теме; подготовленности класса; возможностей самого учителя; прогнозов на конечный результат обучения.

2. Формы и методы доведения цели до учащихся. Целесообразность этих форм и методов.

3. Степень достижения поставленной цели.

II . Анализ структуры и организации урока .

Вопросы для анализа:

1. Соответствие структуры урока его цели и типу.

2. Логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока.

3. Целесообразность распределения времени по этапам урока.

4. Рациональность использования оборудования кабинета.

5. Научная организация труда учителя и учащихся.

6. Организация начала и конца урока.

7. Оптимальный темп ведения урока.

8. Наличие плана и степень его выполнения.

III . Анализ содержания урока.

Вопросы для анализа.

1. Соответствие содержания урока требованиям стандарта

2. Логичность изложения.

3. . Доступность изложения (соответ­ствует ли уровень изложения материала учителем уровню понимания содержания учениками).

4. Научность изложения (соответствует ли уровень сложности изложения материала учителем уровню сложности изложения содержания в учебнике).

5. Выделение ведущих идей по данной теме.

6. Связь содержания урока с жизнью, профессиональная направленность материала.

7. Связь содержания урока с потребностями и интересами ученика.

8. Формирование самостоятельного мышления, активной учебной деятельности, познавательных интересов учащихся средствами самого урока.

IV . Анализ методики проведения урока (деятельность учителя).

Вопросы для анализа:

1. Правильность отбора методов, приемов и средств обучения с учетом: темы урока; цели урока; возможностей класса; возможностей самого учителя; учебно-материальной базы.

2. Разнообразие методов и приемов, применяемых на уроке.

3. Формирование у учащихся новых понятий ( как учителя определил основные понятия для данной темы и как определил, являются ли данные понятия для учащихся действительно новыми).

4. Актуализация опорных знаний (как учитель работает с разнообразными точками зрения по теме урока).

5. Качест­венное освоение нового материала ( как определяется учителем качество освоения).

6. Использование средств обучения, наглядных пособий, ТСО, личностных особенностей учащихся)

7. Организация учителем самостоятельной работы учащихся характер тренировочных упражнений, виды самостоятельны; работ, степень сложности, вариативность, индивидуальны] подход к заданиям, инструктаж и др).

8. Педагогическая техник; учителя: темп речи, дикция, эмоциональность изложениям точность использования специальной терминологии, умения личностном общении, приемы влияния на учащихся.

V . Анализ работы учащихся на уроке.

Вопросы для анализа:

1. Активность и работоспособность учащихся на разных этапах урока.

2. Интерес к теме и уроку.

3. Владеют ли учащиеся рациональными приемами работы (НОТ на уроке). Культура труда на уроке.

4. Выполнение учащимися единых требований (есть ли требования учителя к учащимся при изучении предмета, в чем они выражаются, являются ли данные требования едиными для всех предметников школы).

5. Наличие навыков самоконтроля.

6. Качество знаний и умений учащихся (глубина, осознанность знаний, умение вычленять главное, применять знания и умения в различных ситуациях).

7. Умения самостоя­тельно приобретать знания, самостоятельность суждений.

8. Культура межличностных отношений.

9. Реакция на оценку учителя.

VI . Анализ домашнего задания.

Вопросы для анализа:

1. Методы и приемы проверки домашнего задания.

2. Мотивировка домашнего задания на данном уроке, его цели и осознание этих целей учащимися.

3. Объем домашнего задания (чем определяется).

4. Характер домашнего задания (тренировочный, творческий, закрепляющий, развивающий, дифференцированный),

5. Посильность домашнего задания для всех учащихся.

6. Подготовленность домашнего задания всем ходом урока.

7. Методика задавания на дом, инструктаж.

8. Предполагаемая отдача от заданного на дом (ставит ли учитель перед собой вопрос: " Зачем я задаю учащимся это домашнее задание?").

VП. Оценка санитарно-гигиенических условий урока.

Вопросы для анализа:

1. Классная доска (форма, цвет, чистота, пригодность для работы мелом, для закрепления наглядности).

2. Соответствие мебели возрасту учащихся.

3 Уровень освещенности, чистота помещения.

4. Размещение учащихся в учебной аудитории с учетом их особенностей здоровья.

5. Приемы и методы работы над осанкой учащихся.

6. Режим проветривания, проведение физкультминуток, фрагментов релаксации, элементов аутотренинга.

7. Применение наглядности, соответствующей нормам (величина букв, их цвет, четкость написания).

8. Наличие отвлекающего от темы урока, а при неизбежности данного, использование учителем в ходе учебного занятия.

9. Соблюдение правил охраны труда и техники безопасности на соответствующих уроках.

VIII . Психологический анализ урока

(проводится со школьным психологом при наличии соответствующего образования).

Вопросы для анализа:

1. Психологическое состояние учащихся перед началом урока и в ходе его (готовность к уроку, собранность, настроение и его причины, эмоциональный отклик на происходящее на занятии).

2. Развитие внимания, устойчивость внимания на разных этапах урока, приемы привлечения внимания и поддержания его устойчивости, случаи отвлечения внимания и его причины, соотношение произвольного и непроизвольного внимания.

3. Развитие и тренировка памяти учащихся; как организация урока способствовала развитию всех видов памяти (механически-смысловой, произвольной, непроизвольной, кратко-зрительной), организации основных процессов памяти восприятия, запоминания, сохранения и воспроизведения.

4. Развитие мышления учащихся: создание проблемных ситуаций, использование заданий, формирующих параметры мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, конкрети­зация, систематизация, абстрагирование, создание условий для развития творческого мышления.

5. Развитие воображения учащихся через образную подачу материала.

6. Приемы организации осмысленного восприятия материала школьниками.

7. Привлечение эмоций учащихся в процессе обучения или весь расчет делался на мыслительную деятельность.

8. Способствовал ли урок общему развитию личности школьника и детского коллектива в целом.

9. Знание учителем возрастной психологии и психологический контакт с классом: как учитель следит в процессе обучения за движениями мысли и чувства каждого ученика, педагогический такт учителя.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ПО УРОКУ

1. Оценка самоанализа урока учителем.

2. Общая оценка достижения поставленной на уроке цели.

3. Аргументированная характеристика достоинств урока:

элементы творчества, находки, результативность.

4. Недостатки урока, диагностика причин недостатков, конкретные предложения по их устранению.

5. Рекомендации по самообразованию на основе выводов и предложений, определение сроков повторного анализа.

Данные наблюдений заносятся в "Журнал посещений" (желательно отдельно на каждого учителя) или в "листок посещений"

Выделяют такие типы анализа:

а) Содержательной направленности

· элементарный - разложение сложного явления на части;

· структурный - исследование множества элементов и подструктур сложной системы;

· функциональный - выявление отношений и зависимостей между отдельными частями, элементами или свойствами сложного явления;

· генетический – исследование причинной связи между явлениями и их свойствами и др. Указанные типы анализа взаимодополняют друг друга в процессе углубления познания одного и того же явления.

б) Структурно-временной — оценка использования времени урока по каждому его этапу;

в) Комбинированный — оценка (одновременная) основной дидактической цели урока и структурных элементов;

г) Дидактический — анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения и учения школьников, дидактическая обработка учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью учащихся
и т. п.);

д) Комплексный — одновременный анализ дидактических, психологических и других основ урока (чаще всего системы Уроков). При определении системы работы учителя анализируются 3-4 урока по одной теме. (В.И. Максимова).

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА АНАЛИЗА ТРАДИЦИОННОГО УРОКА.

1. Общие сведения об уроке: дата, класс, предмет, оборудование и ТСО.

2. Организация урока: начало урока, подготовленность класса к уроку; умение учителя мобилизовывать внимание учащихся на учебную работу, создание рабочей обстановки в классе.

3. Тема и основные задачи урока: доведение до учащихся темы, образовательной, воспитательной, развивающей задач урока. Место данного урока в системе уроков по теме, связь с предыдущим материалом.

4. Организационные стороны урока: структура урока. Соответствие структуры урока его содержанию и целям. Взаимосвязь этапов урока, виды учебной деятельности. Целесообразность распределения времени на уроке. Занятость учащихся на уроке. Сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.

5. Содержание деятельности учителя и учеников на уроке: эффективность использования ранее приобретенных знаний, умений и навыков; воспитание в процессе обучения, эффективность использования жизненного опыта школьников с целью развития у них познавательной активности и самостоятельности!

6.Соответствие примененных методов изучения нового материала целям, содержанию урока, а также возрастные особенностям учащихся, решению задачи развития их самостоятельности и активности в процессе усвоения знаний.

7. Роль и место самостоятельной работы на уроке. Место учебника, использование наглядности, характер вопросов и заданий.

8. Психологические основы урока. Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, активности, восприятия учащихся. Ритмичность урока: чередование легкого материала с трудным, письменных видов деятельности с устными. Нагрузка в течение урока.

9. Целесообразность дидактических задач, поставленных перед домашним заданием. Наличие, объем, характер домашних заданий.

10. Индивидуальный подход: стиль работы учителя, педагогический такт, кругозор, умение держаться и руководить классом; оценка знаний и деятельности учащихся на уроке; соблюдение гигиенических правил, условий поддержания работоспособности учащихся на уроке.

11. Выводы и предложения.

Психологические требования к уроку, отражаемые в анализе.

1. Психологическая цель урока :

- проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;

- учет целевой установки урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;

- предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия, методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся,

2. Стиль урока:

1). Определение содержания и структуры урока в соответ­ствии с принципами развивающего обучения;

- соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;

- определение объема воспроизводящей и творческой Деятельности учащихся;

- планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.п.) в процессе самостоятельного поиска;

АНАЛИЗ ТРАДИЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ УРОКОВ.

.

Для учителя совместная аналитическая деятельность: служит определенной иллюстрацией доверия и уважения к его личности; является школой совершенствования урока и его самоанализа; формирует творческое отношение к педагогическому труду; развивает прогностические умения; совершенствует качество преподавания; формирует отношение сотрудничества с руково­дителем; катализирует творческий потенциал.

Для руководителя совместная аналитическая деятельность: позволяет продемонстрировать демократичность и гуманность управления и его ориентацию на человека; позволяет установить фактическое состояние педагогического мастерства учителя, определить его потенциальные педагогические возможности; определяет пути и средства для перевода учителя на более высокий уровень профессиональной деятельности; выявляет в определенной степени профессиональную позицию учителя, ибо урок - это всегда самовыражение педагога, его взгляд на человеческое достоинство; совершенствует процесс внутри-школьного менеджмента, делает его более результативным и эффективным.

ПАМЯТКА-АЛГОРИТМ ДЛЯ САМОАНАЛИЗА УРОКА.

I. Каков был замысел, план урока и почему?

1. Каково место урока в теме, разделе, курсе? Как он связан с предыдущими, на что в них опирается? Как он работает на последующие уроки, темы, разделы? Как были учтены особенности урока, его специфика? Как был определен тип урока и почему?

2. Какие особенности учащихся были учтены при подготовке к уроку и почему?

3. Какие задачи ставились и решались на уроке и почему?

4.Почему была избрана именно такая структура урока?

5.Обоснование хода урока, деятельность учителя и учащихся. Почему был сделан акцент именно на данном содержании, выбрано именно такое сочетание методов, средств, форм обучения? Как осуществлялся дифференцированный подход к учащимся на уроке? Как осуществлялось управление учебной деятельностью школьников (стимулирование, организация, контроль, оценка, работа над ошибками) и почему?

6.Какие условия были созданы для проведения урока (учебно-материальные, морально-психологические, гигиенические, эстетические, временные). Как осуществлялась экономия времени?

П. Были ли отклонения от этого плана в ходе урока, если да, то почему?

III. Удалось ли решить на необходимом уровне поставленные задачи урока и избежать при этом перегрузки учащихся? Самооценка урока.

IV. Каковы причины неудач и недостатков проведенного урока?

V. Какие выводы из результатов урока необходимо сделать на будущее?

СХЕМА САМОАНАЛИЗА УРОКА.

1 Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Связан Ли он с предыдущими, на что в них опирается? Как этот урок работает на последующие уроки? В чем его специфика?

2. Какова характеристика реальных учебных возможностей учащихся данного класса? Какие особенности учащихся были учтены мною при планировании урока? Опиралась ли на диагностику общеучебных специальных умений?

3. Какие задачи я решаю или решила на уроке:

· а) общеобразовательные;

· б) воспитательные;

· в) развивающие (что)? Была ли обеспечена их комплексность? Какие задачи были для меня главными, стержневыми, как учла в задачах особенности класса и отдельных групп школьников?

4. Почему выбранная структура урока была рациональна для решения этих задач? Рационально ли выделено время для опроса изученного нового материала, закрепления, разбора домашнего задания (если урок комбинированный)? Логическая связь между различными этапами урока.

5. На каком содержании (на каких понятиях, идеях, положениях, фактах) делается главный акцент на уроке и почему? Выделен ли объект прочного усвоения, т.е. из всего рассказанного выделить главное ясно и четко, чтобы дети не потерялись в объеме второстепенного?

6. Какое сочетание методов обучения выбрано для раскрытия главного материала? Дайте обоснование выбору методов обучения (обязательно это сделать!).

7. Какое сочетание форм обучения было выбрано для раскрытия нового материала и почему? Необходим ли дифференцированный подход к учащимся? Что положено в основу дифференциации? Что дифференцировалось? Только объем, или только содержание, или степень помощи, оказанной учащимся, или все в совокупности?

8. Как был организован контроль усвоения знаний, умений, навыков учащихся? В каких нормах и какими методами он осуществлялся?

9. Как использовался на уроке учебный кабинет? Целесообразно ли использовались средства обучения?

10.За счет чего обеспечивалась высокая работоспособность учащихся в течение всего, урока?

11. За счет чего на уроке поддерживалась психологическая тМосфера, в чем конкретно проявилась культура вашего обшения с группой, классом? Как учитель поведет себя в критической ситуации? Как было реализовано воспитательное влияние личности преподавателя?

12. Как и за счет чего обеспечивалось на уроке (ив домашней работе учащимися) рациональное использование времени, предупреждение перегрузки?

13. Какие были продуманы запасные ходы для непредвиденной ситуации? Были ли предусмотрены иные методические варианты проведения урока?

14. Удалось ли полностью реализовать все поставленные задания? Если не удалось, то почему? Какие? Когда планируем выполнение нереализованных заданий?

5. Психологический анализ развивающего урока

Поскольку основными авторами теорий развивающего обучения были отечественные психологи, особое внимание при анализе имеет смысл обратить на психологическую состав­ляющую урока. В основе психологического анализа заложены следующие принципы развивающего обучения'.

1. Урок проводится не ради урока, а ради ученика.

2. На уроке не следует принуждать, ругать, наказывать за невыполнение, а так организовывать деятельность учащихся, чтобы требования учителя стали внутренними побуждениями учащихся. Действие, усвоенное по принуждению, разрушается сразу же, как только меняются условия. Действие, усвоенное по внутреннему убеждению, остается и при изменившихся условиях.

3. Успех обучения и воспитания зависит как от внешних факторов - содержания, методики, мастерства учителя и т. д., так и от внутренних условий -индивидуально-психологических особенностей учащихся, уровня умственного развития, отношения к учебе, особенности самоорганизации учебных способностей.

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ

Интеграция- это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.

Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры.

Потребность в возникновении интегрированных уроков объясняется рядом причин.

· Мир окружающий детей познается ими в многообразии и единстве

· Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающего мира, к нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

· Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учащихся на высоком уровне. Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности. Такие уроки снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения внимания.

· Интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании. Современному обществу нужны высококлассные, хорошо подготовленные специалисты

· За счет усиления межпредметных связей высвобождается время на изучение дополнительных учебных дисциплин.

· Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей.

Преимущества интегрированных уроков:

1. Способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса

2. в большей степени, чем обычные уроки, способствуют развитию речи, формированию умений сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.

3. не только углубляют, расширяют представление о предмете, но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности.

4. интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы.

Структура интегрированных уроков отличается: четкостью, компактностью,сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала.

В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы наиболее важные для двух или нескольких предметов.

В старших классах интегрированные уроки являются важнейшей частью системы межпредметных связей. Каждый из этих уроков ведут два и более учителей-предметников. Материал таких уроков показывает единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяет учащимся видеть взаимо­зависимость различных наук.

В школе целесообразно проводить работу над созданием системы интегрированных наук. Первым этапом данной работы является согласование учебных программ по предметам, обсуждение и формулирование общих понятий, согласование времени их изучения, взаимные консультации учителей.

Затем необходимо рассмотреть, как подходят к изучению одних и тех же процессов, явлений, законов, теорий в различных курсах учебных дисциплин. И, наконец, планирование тематики и конспектов интегрированных уроков.

Интегрированный урок решает не множество отдельных задач, а их совокупность. Формы урока могут быть различны, но в каждом должно быть достаточно материала для упражнения "деятельных сил" (И.Г. Песталоцци) ребенка, данных ему от природы. Интегрированный урок требует от учителя тщательной подготовки, профессионального мастерства и одухотворенности личностного общения, когда дети положительно воспринимают учителя (уважают, любят, доверяют), а учитель расположен к детям (вежлив, ласков, внимателен). Педагог больше даст детям, если откроется им как личность многогранная и увлеченная.

Педагогическая и методическая технология интегриро­ванных уроков может быть различной, однако в любом случае необходимо их моделирование. Самостоятельный поиск новых оптимальных (по Бабанскому) схем-моделей -проявление творческой активности учителя.

Закономерности интегрированного урока: весь урок подчинен авторскому замыслу; урок объединяется основной мыслью (стержень урока); урок составляет единое целое, этапы урока — это фрагменты целого; этапы и компоненты урока находятся в логико-структурной зависимости; отобранный для урока дидактический материал соответствует замыслу; цепочка сведений организована как "данное" и "новое" и отражает не только структурную, но и смысловую связанность; связанность структуры достигается последовательно, но не исключает параллельную связь (в первом случае соблюдается очередность действий, во втором - выполняются сопутствующие задания, отвечающие другой логически выстраиваемой мысли).

Соблюдение указанных закономерностей позволяет рас­сматривать урок как научно-деловое построение, в котором, с точки зрения содержания важны: комплекс знаний и умений и свободное оперирование ими; соотношение изученного и изучаемого; соединение отдельных зачетов в одно общее; 'редупреждение недочетов.

АНАЛИЗ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА.

(Из опыта работы Г.Н. Гуповой , зам. директора по УВР сш №8 г. Каменска-Шахтинского Ростовской области)

.

1. Объект интеграции (культура, наука, краеведение, человек, технология и др.).

2.Содержание и компоненты интеграции . Какие учебные Дисциплины в нее входят? Каково сочетание старых, классических, и новых, основных и дополнительных, дисциплин в процессе интеграции?

3.Направление и объем интегрируемых предметов, в чем он выражается: в создании нового учебного предмета; цикла периодически повторяемых уроков; в создании единичных интегрированных уроков?

4.Уровень интеграции:

· Единая целостная новая структура

· Параллельное существование в одном уроке или программе различных пластов материала

· Стадия перехода от параллельного соединения материала к целостной новой структуре?

5.Тема интегрированного урока, проблема, цель. Уровень новизны. Доступна ли систематизация знаний учащихся, формирования целостного взгляда на предмет?

6.Деятельность учителя и учеников по подготовке к интегрированному уроку. Спонтанно ли осуществляется этот урок или является результатом тщательной подготовки.

7.Формы проведения интегрированного урока, виды деятельности учителя и учеников. Разумно ли сочетаются, ведут ли к поставленной цели?

8. Сотрудничество учителей на интегрированном уровне. На сколько оно органично? Нет ли противоречий в используемых ими материалах?

9. Результаты деятельности учащихся на интегрированном уроке . Создалось ли у них единое (интегрированное) представление о проблеме? Широта их кругозора, культура суждений, аргументация, культура речи, степень убежденности в итогах обсуждения проблемы, эмоциональная вовлеченность в проблему.

6. Анализ эффективности урока в адаптивной школе (Н.П.Капустин).

Адаптивная школа — образовательное учреждение, ориентированное на интересы, личностные запросы, потребности и возможности детей, приспосабливающееся к ним путем создания культурно-воспитательной Среды, в которой каждый ребенок может найти свою нишу, самореализоваться как личность, удовлетворить потребности в саморазвитии и самоопределении. В адаптивной школе используются различные формы дифференциации и индивидуализации обучения, создаются классы педагогической помощи и коррекции, осуществляется мониторинг физического и психического здоровья детей, выявляется индекс удовлетворенности учащихся школой (Е.В. Бондаревская).

В данном случае критерии - это обобщенные понятия, но которым производится общая оценка учебного (воспитательного) процесса и его результатов; норма, уровень, прибли­жение к которым обеспечивает реализацию дидактических, воспитательных целей и, развитие интеллекта ребенка.

1. Активная мыслительная деятельность каждого ученика в течение всего урока (проверка домашнего задания, слушание объяснения нового материала, участие в закреплении, выполнение самостоятельной работы).

2.Обеспечение эмоциональной сопричастности ученика к собственной деятельности и деятельности других . Если на уроке Ученик переживает свои успехи или неудачи, то это способствует включению мотивациоиных центров (Л.С. Выготский) и центров саморегуляции поведения.

3.Мотивация познавательной деятельности ученика на уроке .Она связана с поддержанием интереса к изучению Материала. Основными факторами, побуждающими ученика к мыслительной деятельности, являются его самореализация и персонализация. Эти "мотивы" исследованы А.В. Петровским и положены в основу конструирования методики урока во многих экспериментальных школах. В структуру развивающего метода входит компонент "социальное взаимодействие", т.е. предостав­ление возможности каждому ученику проявить свои знания, умения в практической деятельности и получить за это одобрение. Организация социального взаимодействия помогает ученику быть постоянно включенным в процесс мыслительной деятельно­сти на уровне либо внутренней, либо внешней речи. Простей­шими формами включения ученика во взаимодействие с другими является парная и групповая работа на уроке, а наиболее сложными - лекция, рассказ учителя. Речь учителя, объясняющего новый материал, требует сосредоточенности, внимательности для того, чтобы активные мыслительные процессы протекали на уровне внутренней речи. Для ученика это достаточно сложная задача. Поэтому на уроке необходимо сочетание различных форм взаимодействия учителя с учащимися или учащихся друг с другом.

4. Обеспечение рефлексии и самоконтроля учащихся в процессе деятельности в течение всего урока. На каждом этапе урока учащийся сам отслеживает свои результаты и оценивав! их. Например, во время проверки домашнего задания исполь­зуется самопроверка, взаимопроверка по критериям, которые дает учитель.

Аналогичная ситуация складывается и на других этапах урока, например, при изучении нового материала каждый ученик оценивает свое внимание, запоминание, полноту воспро­изведения материала, понимание; во время закрепления и самостоятельной работы учащиеся также оценивают себя сами по тем критериям, которыми пользуется учитель.

С введением рефлексии повышается ответственность учащихся за результаты своего труда, снимается страх перед плохой оценкой. Если знания ученика ниже требуемого уровня, ему предоставляется возможность улучшить результат в течение урока, используя помощь других ребят или работая самостоятельно. Процессы рефлексии и самооценивания включаются с помощью рабочих карт (рабочая карта - это план работы ученика на уроке, в котором фиксируется задание, время его выполнения и способы оценивания) урока и точных критериев оценки и самооценки выполненной работы. В конце занятия обязательно проводится итоговая рефлексия.

5. Наличие самостоятельной работы или творческого задания на уроке. При самостоятельной работе, в отличие от творческой, закрепление знаний проходит на репродуктивном или вариативном уровне, т.е. при применении их по образцу или в сходных ситуациях. Творческие задания требуют применения знаний в измененных ситуациях.

В адаптивной школе добавляется обязательная само­ проверка и взаимопроверка на этом же уроке сразу после выполнения задания.

6. Оценка уровня полного усвоения знаний. Оптимальный вариант, когда все учащиеся получают на уроке отметки. Именно так организуется урок в адаптивной школе. Учащиеся получают отметки за каждый этап урока и за весь урок в целом. Отметка "два" на уроках не ставится, может не выставляться в журнал и любая другая отметка, если учащийся считает, что она случайна и не удовлетворяет его.

7. Достижение целей урока . Главная цель урока – развитие интеллекта, мышления ребенка, что достигается с помощью развивающего метода.

Схема анализа урока в системе

Личностно-ори­ентированного образования

(Е.В.Бондаревская)

1. Подготовка учителя к уроку (выясняется в беседе с, учителем).

Какую роль отводит учитель данному уроку в личностном развитии учащихся? Задачи урока, их связь с задачами образовательной области, предмета, темы. Когда проводилась исходная диагностика личностного развития, обученности, воспитанности учащихся? Как использовались результаты диагностики при постановке задач урока, определении его содержания? Какая индивидуальная работа проектировалась учителем на данном этапе? Как учитель оценивает результаты работы отдельных учащихся на уроке: в чем продвинулись способные, средние, слабые ученики?

2.Организация урока.

Какие задачи были поставлены учителем перед учащимися? Удалось ли привлечь внимание самих учащихся к постановке задач урока и что организации? Как учащиеся поняли задачи урока и, как учитель выяснил степень понимания детьми задач предстоящей работы? Была ли создана мотивация предстоящей Учащимися деятельности? Как был разбужен их интерес, возникло ли у учащихся желание овладеть новыми знаниями, умениями, навыками, продвинуться в развитии? Как учащиеся участвовали в организации урока: имело ли место взаимное обучение, взаимный контроль и оценка, какие роли выполняли учащиеся на уроке, кто принял на себя ответственность за организацию, порядок, дисциплину на уроке? Какова организационная структура урока? Можно ли выделить этапы урока на пути движения учащихся к цели? Как изменилась деятельность учащихся на каждом этапе? Какие познавательные и личностные задачи они решали на каждом этапе? Организация рефлексии учащихся по поводу услышанного и сделанного на уроке.

3. Содержание урока .

Какие ценности были положены в основу содержания обучения на данном уроке и стали ли они предметом обсуждения с учащимися? Какие глобальные и более частные проблемы развития человечества и человека были включены в содержание урока? Содержание теоретических знаний на уроке. В рамках, какой научной теории они излагались? Была ли у учащихся возможность сравнить и оценить различные подходы к объяснению или проектированию развития изучаемых явлений, процессов? Была ли создана ситуация выбора (теории, системы, определения, способа решения задачи, проблем для обсуждения и т. д.) и как учащиеся проявили себя в этом выборе? Содержание познавательной и практической деятельности учащихся на уроке. Какими способами познавательной и практической деятельности овладели учащиеся на данном уроке? Участвовали ли учащиеся в творческом поиске, в чем он состоял, каковы элементы, результаты "открытия", поставленные проблемы и т.д.

Какими способами личностного развития, ''строительства" собственной личности овладели учащиеся: умением общения, умениями ставить перед собой задачи и добиваться их осуществления; умением коммуникабельности; умением сотрудничества и взаимопомощи; умением саморегуляции, самодисциплины, умением самопознания, рефлексии и др? В чем состоял развивающий характер содержания обучения па данном уроке? Имела ли место дифференциация и интеграция содержания?

4.Технологии обучения.

Как была организована самостоятельная творческая работа учащихся на уроке? Какими методами, приемами учитель приводил учащихся в состояние активности? Имело ли обучение диалогический характер? Возникали ли у учащихся вопросы к учителю, друг другу, учебнику? Какими средствами и способами учитель осуществлял поддержку учащихся на уроке? Имела ли место индивидуальная поддержка? Как осуществлялось развитие гуманитарного мышления учащихся? Как предупреждались затруднения учащихся, и устанавливалась обратная связь? Какие из современных технологий обучения использованы учителем? Каков эффект технологии, использованной учителем?

5.Экология урока .

Состояние здоровья учащихся класса и его учет на уроке. Какое настроение было у детей на уроке, не возникали ли состояния подавленности, агрессии, неудовлетворенности, пассивности, нежелания работать? Что было причиной подобных состояний? Не переутомились ли дети? Достаточно ли были загружены все учащиеся, и не было ли перегрузки учебным материалом? Пережили ли дети радостное чувство успеха? Условия (внешние, материальные) обучения в данном помещении. Доброжелательность, сердечность, душевность, взаимопонимание и взаимная забота учителя и учащихся - в чем они проявлялись? С каким настроением ушли с урока учитель и учащиеся?

6. Педагогическая культура и профессионализм учителя на уроке .

Проявлялись ли в поведении и общении учителя с детьми любовь, доброта и уважение к ним, независимо от успехов в учении? Понимает ли учитель детскую психологию, причины поведения детей, все ли его действия, поступки и оценки были педагогически целесообразны и справедливы? Хорошо ли Учитель владеет специальными знаниями по предмету, умеет Увлечь учащихся наукой, возбудить интерес к учению, выстроить ясную систему доказательств тех или иных вопросов? Были ли на уроке творческие педагогические находки, проявил ли учитель вдохновение, фантазию, импровизацию, артистизм, Индивидуальный педагогический почерк? Умеет ли учитель гибко

ставить проблемные вопросы по ходу изучения темы, владеет ли искусством проблемного изложения материала и ведения эвристической беседы? Не проявил ли учитель раздражительности, недовольства детьми, не повышал ли на них голос? Не нарушал ли нормы культурного поведения и педагогической этики? Как учитель относится к неверным ответам учащихся, вовлекает их в опровержение других детей, не допускает ли пренебрежения или невнимания к вопросам и ответам детей?

7. Общая оценка урока как элемента системы личностно- ориентированного образования.

"Да" или "нет" по каждому из следующих пунктов:

- урок был хорошо подготовлен для решения задач личностного развития учащихся, обеспечивал их продвижение в развитии и усвоении знаний;

- урок полностью отвечал принципам природосообразности, культуросообразности, индивидуально-личностного подхода;

- ученики чувствовали себя хозяевами урока, его соавторами и проявили следующие субъектные свойства: активность, ответственность, самоконтроль, самодисциплину, умения делать выбор, участвовать в диалоге, отстаивать свою позицию, давать оценку фактам, событиям, научным поискам, открытиям, уважение к чужому мнению, стремление к взаимопониманию, согласию и т. п.;

- учитель использовал гуманистические педагогические технологии, реализовал стратегию сотрудничества, педагогической помощи и поддержки учащихся, умело сочетал фронтальную работу с классом с индивидуальной работой с отдельными учащимися, поощрял индивидуальные творческие достижения детей;

- общая атмосфера и образовательная среда урока спо­собствовали саморазвитию, самообразованию, самовыражению и самоопределению учащихся в ходе овладения знаниями, развитию их мышления, чувств и личного опыта, стимулировали личные смыслы учения.

Схема анализа межличностного взаимодействия на уроке (Коломинский Я.Л.).

У каждого — свой тайный личный мир, Есть в мире этом самый лучший миг.

Есть в мире этом самый страшный час,

Но это все неведомо для нас.

Е. Евтушенко.

1. Начало урока. Эмоциональное содержание первого контакта учителя с учениками. Приемы привлечения внимания. Методы создания эмоционально-положительной творческой атмосферы в классе. 'Внешний вид учителя. Тональность начала
урока. Подготовленность педагогического реквизита.

2. Развитие композиции урока. Завязка, развитие сюжета, кульминация, развязка. Создание на уроке эмоционально- познавательной интриги, атмосферы радости интеллектуального открытия, ситуаций творческого поиска. "Ага!" - переживание, "Эврика!".

3. Организация сотрудничества учеников . Приемы активизации совместного решения учебной задачи. Использование метода "мозгового штурма" (брейнсторминг).
Создание дискуссионных "малых групп", сотрудничающие пары, "жужжащие группы". Побуждение учащихся к взаимодействию.

4. Обеспечение эмоциональной разрядки . Проявление чувства юмора со стороны учителя. Подведение учеников к самостоятельному решению проблемы.

5.Средства педагогического общения в системе "учитель- ученик ". Выразительность педагогической техники: интонационное разнообразие, лексическое богатство, форма обращения к ученикам, культура речи, тональность голоса. Умение держать паузу. Умение вызвать вопросы, высказывания учеников. Экспрессия, мимика и пантомимика учителя. Жесты и проксимические проявления.

6.Оценочная деятельность учителя на уроке . Объекты оценивания, что чаще всего оценивается: поведение высказывания, вопросы, развернутые выступления (ответы) оказание помощи товарищу, проявление творческой самостоятельности, старательность, требовательность к себе, способность к дискуссии, нестандартность мышления.

Эмоциональная тональность и речевая форма оценивания .Категоричность оценки, альтернативность оценки. Преобладание позитивных или негативных оценок. Руководствуется ли "золотым правилом" оценивания: оценивай конкретное поведение, а не личность в целом. Стремление найти повод для позитивной оценки ученика.

7. Характеристика стиля педагогического руководства, педагогического общения и стиля педагогического взаимодействия . Проявления авторитарного, демократического, либерального стиля руководства. Проявления активно- положительного, пассивно-положительного, ситуативного, пассивно-отрицательного, активно-отрицательного отношения к ученикам. Проявления характеристик гармонически положительного типа педагогического взаимодействия (+ +), отрицательного ( - - ), несогласованные типы (- +) (+ -) по параметру совпадения внешних и внутренних компонентов межличностного взаимодействия. Общая характеристика гуманистического личностно-ориентированного характера отношений учителя к ученикам, "принятие" ученика.

8. Индивидуализация и селективность педагогического взаимодействия. Проявление индивидуального подхода на основных этапах урока: учет темперамента учеников, интереса к предмету, успеваемости, особенностей восприятия конкретного и абстрактного материала, взаимоотношении с другими учениками класса. Учет различий между мальчиками и девочками, учет их симпатий друг к другу. Проявление учителем своего эмоционального (симпатия, антипатия) отношения к отдельным ученикам. Проявление симпатии учеников друг к другу.

9. Учитель как член педагогического коллектива . Учет учителем знаний, полученных учениками на других уроках, у других учителей. Отзывы о других учителях- прямые и косвенные. Проявление доброжелательности или недоброжелательности к своим коллегам. Опора на знания в сложных областях.

10.Осознаваемое (преднамеренное) и неосознанное (непреднамеренное) в педагогическом взаимодействии . Уровень рефлексии основных параметров своей педагогической деятельности. Планирование своего общения с учениками. Диапазон сознательного использования приемов педагогического общения. Проявление спонтанности, креативности в педагогическом общении. Импровизация в педагогическом общении. Способность к самоанализу и самовоспитанию в сфере педагогического взаимодействия. Программа профессиональной самоактуализации и самоусовершенстовования.

Анализ урока глобальной ориентации

(Т.В. Разумовская)

Глобальное образование -содержание и технологии образования, призванные отвечать на фундаментальные вызовы современности, распространяющиеся на все страны и континенты: формирование экологического сознания, развития толерантности и поликультурности, повышение инфор­мационной насыщенности образования. Один из возможных вариантов подготовки человека к жизни в современных условиях Целью глобального образования является преодоление:

1. Разделения мира на противоборствующие группировки, а также социальных, национальных и иных антогонизмов, приводящих к вооруженным конфликтам в различных регионах;

2. Разлада между человеком и природой, грозящего экологической катастрофой;

3. Расщепления человеческого сознания и души.

Схема анализа.

1. Наличие целей глобального образования, т.e.t создание условий для понимания целостности и взаимозависимости мира, единства человека и природы, преодоление расщепления человеческого сознания и души.

2. Реализация задач глобального образования: формирование мировоззрения учащихся, в котором человек признает и ценит единство мира, осознает свое место в нем; развитие кросс-культурной грамотности; формирование экологического сознания: формирование непредвзятого взгляда на мир (эмпатия, толерантность).

3. Соответствие принципам глобального образования.

4. Введение глобальной перспективы в урок через: фактический материал глобального содержания; надпредметность; межпредметность; отработку универсальных
умений и навыков; создание единой картины мира; обучение правилам жизнедеятельности; многообразную увлеченность; атмосферу сотрудничества и интеллектуальной свободы на уроке; обучение учащихся учиться.

5. Соответствие выбранных образовательных технологий идеям глобального образования: технология развивающего обучения; проблемно-модульная технология; технология сотрудничества и др.