Реферат: Методические рекомендации по составлению публичного отчета образовательного учреждения перед общественностью. Общая характеристика и функции публичного отчета образовательного учреждения Публичный отчет (доклад)

Название: Методические рекомендации по составлению публичного отчета образовательного учреждения перед общественностью. Общая характеристика и функции публичного отчета образовательного учреждения Публичный отчет (доклад)
Раздел: Остальные рефераты
Тип: реферат

Методические рекомендации по составлению публичного отчета образовательного учреждения перед общественностью.

1.1. Общая характеристика и функции публичного отчета

образовательного учреждения

Публичный отчет (доклад) общеобразовательного учреждения (далее – отчет), как правило ежегодный, – это один из способов обеспечения информационной открытости и прозрачности деятельности муниципального общеобразовательного учреждения (далее – общеобразовательное учреждение, ОУ), форма широкого информирования общественности, прежде всего родительской, об образовательной деятельности общеобразовательного учреждения, основных результатах и проблемах его функционирования и развития в отчетный период.

В отчете представляется значимая и достоверная информация о реальном состоянии дел, проблемах и достижениях общеобразовательного учреждения за отчетный период.

Основными внешними целевыми группами , для которых готовится и публикуется отчет, являются родители (законные представители) обучающихся, сами обучающиеся, учредитель, социальные партнёры общеобразовательного учреждения, местная общественность.

Следует различать публичный отчет и ежегодный публичный доклад директора школы: в отличие от ежегодного доклада директора школы, который, как правило, создается усилиями администрации образовательного учреждения, публичный отчет является продуктом совместной деятельности всех участников образовательного процесса (педагогический коллектив, школьная администрация, обучающиеся, родители (законные представители) или представители родительского комитета).

Отчет включает в себя аннотацию и основную, содержательную (аналитическую) часть, структурированную по разделам, иллюстрированную необходимыми графиками, диаграммами, таблицами, фото и др., и приложения с различным материалом, дополняющим и подтверждающим содержание отчета.

Аналитическая часть отчета должна содержать обязательную информацию и может включать дополнительные сведения, предоставляемые общеобразовательным учреждением добровольно.

Учредитель общеобразовательного учреждения вправе дополнять перечень основных тематических разделов.

Отчет утверждается органом государственно-общественного управления общеобразовательного учреждения, прописанного в уставе ОУ: управляющий совет, совет школы, конференция и др., подписывается совместно директором общеобразовательного учреждения и председателем органа государственно-общественного управления. В положении, регламентирующем деятельность государственно-общественного управления общеобразовательного учреждения, необходимо предусмотреть указанные выше полномочия.

Учредитель общеобразовательного учреждения в пределах имеющихся средств и организационных возможностей содействует публикации и распространению отчета.

Хранение документов публичной отчетности и их доступность для потребителей образовательных услуг и иных участников образовательного процесса обеспечивает администрация общеобразовательного учреждения. Отчеты являются документами постоянного хранения.

Можно выделить ряд специфических особенностей публичного отчета:

- регулярность предоставления. Публичный отчет готовится ежегодно по итогам прошедшего учебного года;

- аналитический характер текста, предполагающий не просто представление фактов и данных, но также и их оценку, объяснение причин возникновения, обоснование тенденций дальнейшего развития, прогнозирование последствий и проектирование перспектив;

- ограничения на общий объем и использование специальной терминологии;

- презентационный тип оформления с использованием инструментов и приемов привлечения внимания целевой аудитории.

Следует отметит основные функции отчета:

- информирование общественности и всех заинтересованных потребителей образовательных услуг об особенностях организации образовательного процесса, укладе жизни общеобразовательного учреждения, имевших место и планируемых изменениях и нововведениях;

- информирование о выполнении государственного и общественного заказа на образование;

- привлечение внимания общественности, органов государственной власти и органов местного самоуправления к проблемам общеобразовательного учреждения;

- получение общественного признания достижений общеобразовательного учреждения посредством демонстрации конкретных результатов деятельности и конкурентных преимуществ учреждения в интересной и привлекательной форме с соблюдением принципа достоверности информации;

- расширение круга социальных партнеров, повышение эффективности их деятельности в интересах общеобразовательного учреждения;

- создание условий для расширения общественного участия в управлении системой образования – привлечение всех участников образовательного процесса и общественности к оценке деятельности общеобразовательного учреждения и выбору путей его дальнейшего развития.

Для эффективного информирования общественности о состоянии дел в общеобразовательном учреждении необходимо, чтобы публичный отчет соответствовал определенной совокупности требований :

- к структуре отчета;

- качеству информации;

- процедурам обработки информации;

- проведению анализа информации;

- оформлению отчета;

- порядку (регламенту) предоставления информации;

- системе взаимосвязи публичного отчета с другими информационными документами;

- условиям распространения публичного отчета;

- организации процесса подготовки и презентации публичного отчета.

1.2. Рекомендуемая структура аналитической части отчета

Ежегодный публичный отчет общеобразовательного учреждения должен содержать в себе следующие основные разделы.

1. Общая информация об образовательном учреждении (Учредитель. Округ. Название ОУ (по уставу). Фактический адрес. Телефон, e-mail. Тип и вид ОУ. Директор, Председатель органа общественно-государственного управления ОУ).

2. Образовательная политика (миссия ОУ, цели, задачи, перспективы образовательной деятельности).

3. Организационно-правовое обеспечение деятельности ОУ (лицензия, аккредитация, коллективный трудовой договор: наличие, номера данных документов, сроки действия).

4. Структура ОУ (наличие структурных подразделений, приказов и положений по каждому подразделению).

5. Управления ОУ

· Наличие общественно-государственного управления, формы (приказы и положения о совете ОУ, педагогическом совете, методическом совете, попечительском совете, родительском комитете и др. – номера, даты),

· Управленческая модель (указать вид модели внутришкольного управления, количество заместителей директора).

· Социальное партнерство (наличие договора(-ов) сотрудничества с вузом(-ами), колледжами, домами культуры, домами творчества детей и молодежи, учреждениями среднего профобразования, предприятиями, некоммерческими организациями, общественными объединениями и др.).

· Программа развития (наличие программы развития, тема, сроки реализации, задачи, предполагаемые результаты).

6. Спектр реализуемых образовательных программ и услуг

· Реализуемые учебные программы общего образования (перечень реализуемых программ общего образования).

· Система дополнительного образования (направления дополнительного образовании, стоимость услуг, количество учащихся, воспользовавшихся платными услугами, количество учащихся, посещающих занятия ДОП, количество учащихся, посещающих спортивные секции).

· Специфика учебного плана.

· Психолого-педагогическое сопровождение (направления деятельности, реализуемые программы, проекты, количество специалистов: психологов, социальных педагогов).

· Экспериментальная деятельность (наличие ГЭП, название ГЭП, приказ(-ы) о городской(-их) экспериментальной(-ых) площадке(-ах) – номер, дата).

· Формы получения образования (перечень реализуемых форм образования: очное, заочное, дистантное, семейное, экстернат; количество учащихся, обучающихся в форме экстерната, семейного образования, индивидуально на дому (надомное), очно, по индивидуальным образовательным программам; наличие программ и услуг, которые реализуются через дистанционную форму обучения).

· Инклюзивное образование (количество детей с ограниченными возможностями в ОУ, количество детей с ограниченными возможностями здоровья в системе ДОП).

7. Контингент обучающихся

· Численность обучающихся (численность обучающихся по ступеням обучения, количество классов по параллелям).

· Социальный состав семей обучающихся (количество учащихся из многодетных семей, неполных семей, семей мигрантов, социально не защищенных семей).

· Количество учащихся, проживающих в пределах микрорайона расположения ОУ.

· Группы здоровья (количество учащихся по группам здоровья: I, II, III, IV, V группа здоровья, инвалидов детства, длительноболеющих учащихся, группы здоровья по ступеням обучения).

· Доля пропущенных учениками часов за год (по ступеням и предметам) в общем объеме часов учебного плана.

· Деятельность по охране и укреплению здоровья (количество учащихся, охваченных программами психологического сопровождения, количество часов для занятий спортом на одного ученика в неделю, количество курящих, употребляющих алкоголь, наркотики).

8. Кадры

· Численность персонала (общее количество работающих в ОУ, количество основных педагогов, количество совместителей).

· Возраст педагогов (количество педагогов в возрасте: 20-30, 31-40, 40-50, 50-60, 60-70, 70-80, средний возраст).

· Квалификационные категории учителей (количество педагогов в соответствие с квалификационной категорией).

· Профессиональное развитие кадрового ресурса (система повышения профессиональной компетенции, приток молодых специалистов).

9. Ресурсное обеспечение образовательного процесса

· Техническое состояние учреждения (наличие и оснащение спортивного(-ых), тренажерного(-ых) зала(-ов), кабинетов физики, химии, лаборантских (для школ, имеющих классы старше 7-го), пришкольной территории (школьного стадиона), кабинета психолога и кабинета психологической разгрузки для организации групповых занятий, медицинского кабинета и др.).

· Условия обучения (количество в ОУ классов наполняемостью более 25 чел., режим работы ОУ, организация каникул, организация горячего питания, обеспеченность образовательного процесса учителями в соответствии со специальностью).

· Материально-техническое оснащение учебного процесса (наличие и количество компьютерных классов, компьютеризация всего учреждения, оснащенность лабораторным и программно-методическим оборудованием, фонд библиотеки, использование учебной базы в системе дополнительного образования).

10. Результаты образовательной деятельности ОУ

· Достижения учреждения (количество дипломов, грамот, благодарственных писем за последние три года об участии ОУ, педагогов и обучающихся в окружных, городских, российских, международных проектах и конкурсах, семинарах, конференциях, мастер-классах по актуальным вопросам развития системы московского образования, в олимпиадах, спортивных соревнованиях, конференциях).

· Результаты учебной деятельности учащихся (процент абсолютной успеваемости, итоги срезов знаний, мониторингов, контроля, в том числе ГИА, ЕГЭ, количество выпускников
9 классов, поступивших в учреждения среднего профессионального образования, количество выпускников 11 классов, поступивших в вузы (бюджет/внебюджет), количество учащихся, включенных в исследовательскую деятельность, количество учащихся, включенных в проектную деятельность).

· Обеспечение безопасности всех участников образовательного процесса (наличие в учреждении действующей охраны, кнопка экстренного вызова милиции, сторожа, действующей пожарной сигнализации и автоматической системы оповещения людей при пожаре, отсутствие травматизма в ОУ, отсутствие правонарушений у учащихся, количество учащихся, состоящих на учете).

11. Удовлетворенность родителей, учеников, общественности

· Результаты открытого анкетирования участников образовательного процесса по вопросам качества школьного образования.

· Результаты анкетирования учащихся и родителей по вопросу их отношения к ОУ, социологический опрос выпускников по этому вопросу.

· Наличие отзывов о социальной значимости реализуемых ОУ инициатив.

· Наличие/отсутствие жалоб и рекламаций на качество образовательной деятельности учреждений, результаты инспекторских проверок, наличие заключений по результатам проверок, рассмотрения жалоб и обращений.

· Публикации в СМИ о деятельности ОУ.

12. Доступность и открытость деятельности ОУ (обеспечение массового доступа к информации по деятельности ОУ – наличие сайта с обновлением раз в две недели, публичного отчета образовательного учреждения на сайте школы, школьной газеты).

13. Система управления качеством образования (реализация в ОУ процедур и технологий оценки качества образования (достижений) учащихся, предусматривающих участие общественных наблюдателей, количество учащихся, включенных в процедуру независимой аттестации, перечень технологий и процедур оценки качества образования (достижений) учащихся, предусматривающих участие общественных наблюдателей, система мониторинга реализации учебных программ и учебного плана).

14. Финансово-экономическая деятельность (годовой бюджет, поступления средств от предпринимательской и иной, приносящей доход, деятельности, средств спонсоров, благотворительных фондов и фондов целевого капитала).

15. Социальная активность (проекты, мероприятия, реализуемые ОУ в интересах и с участием местного сообщества).

16. Основные сохраняющиеся проблемы общеобразовательного учреждения, в том числе не решенные в отчетном году.

17. Основные направления ближайшего развития общеобразовательного учреждения, задачи на год, следующий за отчетным, предполагаемые результаты, в том числе и с учетом программы развития.

В заключении каждого раздела могут представляться краткие выводы, обобщающие и разъясняющие приводимые данные.

Особое внимание акцентируется на обозначении тех конкретных результатов, которых добилось общеобразовательное учреждение за отчетный период по каждому из разделов отчета.

Информацию по каждому из разделов можно представлять в сжатом виде, с максимально возможным использованием количественных данных, диаграмм, таблиц, списков и перечней.

1.3. Качество информации

Информация, представляемая в публичном отчете, должна соответствовать следующим требованиям.

- Достоверность – информация должна быть точной, обоснованной, соответствовать реальному положению дел и не содержать ошибок и искажений. Для сведений, включаемых в отчет, должно быть возможным определение источника первичной информации. Источники информации должны отвечать критерию надежности.

- Полнота информации – максимально возможное раскрытие всех аспектов описываемой ситуации. Полнота достигается за счет использования взаимодополняющих источников информации.

- Целесообразность (полезность) – информация должна соответствовать интересам и информационным потребностям целевых групп, способствовать решению ими задач и принятию решений в сфере взаимодействия с образовательным учреждением.

- Своевременность – информация должна быть актуальной и представляться с периодичностью и в сроки, определенные требованиями к порядку (регламенту) ее предоставления.

- Сопоставимость с информацией о деятельности других общеобразовательных учреждений обеспечивается за счет соблюдения требований к содержанию информации и использования официальных источников.

- Доступность изложения – соответствие характера предоставления информации (язык, стиль, оформление и др.) возможностям восприятия потребителями образовательных услуг.

1.4. Сбор и обработка информации для публичного отчета

Основными источниками информации для отчета могут быть: государственная статистическая отчетность, официальные мониторинговые исследования, социологические и психологические исследования с использованием стандартизированных методик и процедур.

При подготовке отчета возможно использование процессов и процедур создания баз данных и иных массивов информации в электронном виде, включающих персональные данные участников образовательного процесса – обучающихся, их родителей (законных представителей), работников образовательных учреждений.

Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации» для обозначения объекта правового регулирования введено специальное понятие – автоматизированная обработка персональных данных.

1.5. Проведение анализа информации и представление

его результатов в тексте публичного отчета

Основными аналитическими инструментами, позволяющими дать качественную оценку образовательной деятельности общеобразовательного учреждения, являются:

- динамический анализ – анализ изменений показателей деятельности образовательного учреждения во времени (3–5 лет);

- сопоставительный анализ – сравнение характеристик образовательного учреждения с характеристиками других аналогичных образовательных учреждений, находящихся в сходных условиях, и/или со средними значениями показателей для окружной и региональной систем образования.

Представляемые в отчете данные могут быть проанализированы (с использованием различных таблиц, диаграмм, графиков) и прокомментированы с точки зрения их значения для участников образовательного процесса.

Представление информации по каждому тематическому разделу аналитической части необходимо завершать выводами.

1.6. Рекомендации к оформлению отчета

Диаграммы и графики, используемые в публичном отчете, необходимо сопровождать ссылками и комментариями в тексте отчета и четко сформулированными названиями (подписями).

Таблицы и списочные перечисления большого объема данных целесообразно размещать в приложении к отчету.

Для привлечения внимания к тексту публичного отчета и улучшения его восприятия используются специальные средства работы с текстом: заголовки и подзаголовки, колонтитулы, врезки, разные размеры и виды шрифта.

1.7. Система взаимосвязей публичного отчета

с другими информационными документами

Публичный отчет является базовым форматом публичной отчетности, ориентированным на различные группы потребителей образовательных услуг. В отчете могут содержаться ссылки на другие отчетные или нормативные документы образовательного учреждения.

1.8. Распространение публичного отчета

Основными информационными каналами для распространения публичного отчета являются:

- официальный сайт общеобразовательного учреждения;

- официальные сайты органов местного самоуправления, органов управления образованием;

- отдельное (печатное или электронное) издание;

- средства массовой информации.

Необходимые условия для распространения публикаций:

· Общие условия оформления:

- профессиональная редакция,

- привлекательный дизайн.

· Специальные условия оформления:

- рекомендуемый объем печатного издания – 30 стандартных печатных страниц, включая приложения и иллюстрации;

- рекомендуемый объем текстовой части – 10-12 страниц;

- качество полиграфии и печати должно обеспечивать привлекательность документа для читателей.

· Специальные условия по распространению электронных
публикаций:

- для обеспечения быстрого поиска публичного отчета на сайте ссылка на него должна быть расположена непосредственно в главном меню;

- для обеспечения удобства ознакомления с электронной версией публичного отчета в сети Интернет необходимо:

1) использовать при его создании и размещении только общедоступные программы, такие как Microsoft Word, Adobe Reader и стандартные программы-архиваторы rar, zip;

2) рекомендуемый объем электронной версии публичного отчета не должен превышать 1 Мб;

3) обеспечить беспрепятственный постоянный бесплатный доступ к нему (включая возможность скачивания файлов).

1.9. Подготовка отчета

Подготовка отчета является длительным организованным процессом и включает в себя следующие этапы:

- утверждение[1] состава и руководителя (координатора) рабочей группы, ответственной за подготовку отчета; как правило, соответствующая рабочая группа включает в себя представителей администрации, органа государственно-общественного управления общеобразовательного учреждения, педагогов, обучающихся и их родителей;

- утверждение графика работы по подготовке отчета;

- разработка структуры отчета (может осуществляться на специальном проектном семинаре);

- утверждение структуры отчета;

- сбор необходимых для отчета данных (в т.ч. посредством опросов, анкетирования, иных социологических методов, мониторинга);

- написание всех разделов отчета, аннотации, сокращенного варианта (например, для публикации в местных СМИ);

- представление проекта отчета на расширенное заседание органа государственно-общественного управления общеобразовательного учреждения, обсуждение;

- доработка проекта отчета по результатам обсуждения;

- утверждение отчета (в т.ч. сокращенного варианта) и подготовка к публикации.

1.10. Организация процесса подготовки и презентации

публичного отчета

Порядок подготовки отчета регламентируется локальным нормативным актом общеобразовательного учреждения – положением о публичном отчете.

Решение о подготовке отчета принимается органом государственно-общественного управления и оформляется приказом руководителя общеобразовательного учреждения.

Обязательным этапом работы является утверждение публичного отчета органом государственно-общественного управления. Информация о рассмотрении и утверждении отчета органом государственно-общест-венного управления указывается на титульном листе отчета.

Информация о дате опубликования и о том, где можно ознакомиться с полной версией отчета (сайты в сети Интернет, средства массовой информации, где опубликован отчет, местонахождение печатных изданий), должна размещаться в здании учреждения в доступном для потребителей услуг месте.

Учредитель общеобразовательного учреждения в пределах имеющихся средств и организационных возможностей содействует публикации и распространению отчета.

Публичный отчет используется для организации общественной оценки деятельности общеобразовательного учреждения. Для этого целесообразно указать формы обратной связи, в том числе способы (включая электронные) передачи в общеобразовательное учреждение вопросов, отзывов, оценок и предложений.

Рекомендации, направленные на повышение качества публичных докладов.

В этом разделе предложены рекомендации, которые могут быть полезны образовательным учреждениям для преодоления существующих трудностей и недостатков в подготовке публичных докладов. Эти рекомендации базируются на наиболее успешном российском и международном опыте информирования общественности.

Соответствие информационным потребностям

Главным признаком «публичности» школьного доклада является его ориентация на целевую аудиторию. Это означает, что представляемые в докладе данные должны соответствовать существующим у общественности потребностям в информации о деятельности образовательного учреждения. Ведь во многих случаях на основе такой информации принимаются конкретные решения. Например, родители нуждаются в объективной информации об учебном заведении для принятия решений: о выборе школы для своего ребёнка; об оставлении школы, если она не устраивает семью; о влиянии на принимаемые администрацией школы решения с целью изменения сложившейся в образовательном учреждении ситуации или, наоборот, её поддержки.

Поэтому выявление информационных потребностей родителей и других представителей общественности является ключевым элементом подготовки публичного доклада. Рекомендуется проводить его с максимальным охватом родителей и партнеров школы. С этой целью целесообразно организовать опрос с использованием анкеты для родителей и представителей иных общественных групп. Подготовленные анкеты должны содержать перечень информационных показателей о деятельности школы, степень важности которых предлагается оценить участникам опроса.

Также не стоит забывать, что имеются существенные различия в степени важности конкретной информации у родителей учащихся разных возрастов. Например, родителей учащихся начальной школы гораздо больше интересуют условия обучения, а родителей старшеклассников – учебные достижения. Эти особенности должны быть обязательно учтены в докладе.

Итоги опроса могут показать, что часть данных, интересующих общественность, традиционно не собирается школой либо собирается, но не обрабатывается для использования. В этом случае образовательному учреждению будет необходимо совершенствовать систему внутришкольного мониторинга и развивать культуру самооценки собственной деятельности. Особое место в ряду методов сбора информации, используемых для составления доклада, занимает изучение мнений участников образовательного процесса (педагогов, родителей, учащихся). Его значение для понимания сильных и слабых сторон школы, обоснования перспективных задач развития, выявления отношения к реализуемым и планируемым нововведениям трудно переоценить.

Определение потребностей и интересов целевых групп – очень важная задача. Но не менее актуальной задачей является определение интересов и задач самой школы во взаимодействии с различными целевыми группами. Они также разнообразны, зависят от особенностей школы, стратегии развития, имеющегося опыта отношений с партнерами. Например, "Привлечь внимание фондов к социальным проектам, осуществляемым в школе…"; "Разъяснить родителям необходимость изменения режима занятий".

Определив актуальные задачи взаимодействия с целевыми группами, для решения которых школа планирует использовать доклад, авторам доклада необходимо сформулировать послание ("месседж"), которое образовательное учреждение стремится донести до партнеров. Например, "У нас есть интересный проект, и мы хотим привлечь вас к его реализации" или "Мы готовы предложить свою инфраструктуру для занятий спортом всей семьей".

Четкое определение посланий, которые школа хочет донести до своих партнёров, и адекватное их представление в тексте доклада позволит не только удовлетворить информационные потребности аудитории, но и обеспечить получение таких эффектов, как:

· формирование у представителей школьного сообщества позитивных установок по отношению к школе (доверие, уважение, стремление участвовать в жизни школы, помогать в решении проблем и др.);

· побуждение родителей и представителей общественности к конкретным действиям, которые отвечают интересам школы (отдать ребенка в первый класс школы, сотрудничать с педагогами с целью оказания помощи своему ребёнку в обучении, оказать организационную или материальную поддержку при проведении школьных мероприятий, участвовать в выборах в управляющий совет и др.).

Доступность изложения

Проблема использования в школьных докладах формального и наукообразного педагогического языка является, как указывалось ранее, является одной из самых серьёзных в процессе информирования общественности. Она может быть устранена со временем, за счёт накопления опыта написания «доступных» для внешнего читателя текстов. Чтобы путь накопления такого опыта был наименее тернистым, целесообразно использовать некоторые полезные приёмы. Вот некоторые из возможных и достаточно эффективных приёмов.

- Крайне полезно привлекать к подготовке хотя бы некоторых разделов доклада родителей, не работающих в сфере образования. Это могут быть наиболее активные члены Совета школы, родительских комитетов классов и школы, или просто родители, способные и готовые принять участие в такой работе. Такое сотрудничество будет способствовать написанию более понятных текстов.

- Важным этапом работы над докладом является редактирование первого варианта текста. До тех пор, пока в коллективе школе не появились педагоги, способные писать в публицистическом жанре, необходимо для редактирования доклада привлекать специалистов. Это могут быть как внешние партнеры (родители, профессиональные редакторы, журналисты), так и члены педагогического коллектива - учителя начальной школы, преподаватели русского языка и литературы и др. Важно, чтобы эти люди имели опыт написания или редактирования не профессиональных текстов (художественных, публицистических).

- Обязательно следует давать читать завершённый, но не опубликованный вариант доклада внешним читателям – членам Совета школы, наиболее заинтересованным родителям и членам местного сообщества. Их комментарии и отзывы помогут значительно улучшить текст, сделать его более понятным.

- Эффективным является проведение микроисследований, в рамках которых организуется опрос родителей (иных представителей общественности) на предмет выяснения, насколько ясно и доступно представлена информация в докладе. Такое исследование достаточно проводить 1 раз в год, приурочивая их к наиболее крупным информационным акциям. Например, опрос можно провести по итогам окончания учебного года или после публикации доклада школы. Одной из удачных форм выявления мнения родителей является проведения опроса и голосования на сайте школы.

- Учитывая, что большинство родителей не имеют опыта перевода графической и схематической информации в смысловой контекст, необходимо сопровождать используемые в тексте диаграммы, схемы и рисунки пояснениями и комментариями.

- Рекомендуется включать в доклад небольшой раздел - тезаурус, в котором будут даны разъяснения специальных терминов, сокращений и статистических индикаторов.

Адекватный объем документа

В случае неадекватного размера доклада – слишком короткого или чрезмерно объёмного – можно дать только одну рекомендацию – стараться писать текст, который укладывается в наиболее естественные нормы 15 – 30 страниц. Это достигается с опытом.

В ситуации излишнего объёма текста нужно стараться отказываться от наименее актуальной и востребованной информации. Здесь поможет привлечение родителей и представителей школьного сообщества к редактированию и экспертизе доклада до его публикации. Кроме того, не следует включать в доклад разделы из других школьных документов – программа развития школы, устав школы и т.п. Достаточно просто дать необходимые ссылки на эти документы. Все желающие всегда смогут их прочитать.

Можно «облегчить» текст и за счёт невключения информации, актуальной для конкретных целевых групп, например, для родителей будущих первоклассников или родителей, чьи дети придут в 10 класс. Для таких клиентов школе целесообразно готовить отдельные адресные информационные продукты (короткие записки, брошюры, очные встречи и т.д.).

Целостность текста

Фрагментарность является типичной характеристикой любого текста, в котором осуществляется попытка описать сложную систему без учета взаимосвязей всех ее частей. Но описать в рамках одного небольшого текста все взаимосвязи невозможно, их слишком много. Поэтому наиболее продуктивным, с точки зрения создания целостного текста, является выбор приоритетов (базовых идей), в соответствии с которыми и будет строиться содержание публичного доклада.

Такой «стержневой» идеей может стать, например, новая программа развития образовательного учреждения, какой-либо масштабный проект, реализуемый в школе, или проблемный вопрос школьной политики, который был определён с участием родителей в предыдущем учебном году. В таком случае при создании текста будет важно описать максимально возможное количество взаимосвязей, существующих вокруг выбранной идеи. Описывая любой элемент школьной действительности, необходимо будет рассматривать его с точки зрения реализации данной идеи. В этом случае целостность текста будет гарантирована.

По каждому рассматриваемому приоритету (теме) в конце фрагмента текста целесообразно делать выводы. Обобщенные выводы следует представить в заключении доклада. Они должно являться логическим завершением всего текста.

Логическая связность и цельность текста, ясные и хорошо обоснованные выводы, убедительность аргументации – вот главные факторы, способные сделать доклад школы понятным и актуальным документом.

Качественный анализ

Очевидно, что проведение глубокого анализа с выявлением причинно-следственных связей, с оценочными характеристиками и построением прогнозов будущего развития представляет для авторов публичных докладов определенную сложность. Такая аналитическая работа не является привычным делом для работников школы, поэтому, как и в случае выработки понятного языка, требуется время для приобретения необходимого опыта. Здесь можно дать следующие рекомендации.

Крайне важно, кроме констатации конкретных фактов, проблем или достижений указывать и причины их возникновения (когда это возможно). При этом любые утверждения должны подтверждаться достоверными данными – нужно избегать голословных утверждений.

Необходимо использовать сравнительные данные. Представление данных в динамике по годам (сравнение с собой) позволит школе увидеть, является ли зафиксированный факт тенденцией или это пока только отдельный случай. Также динамические данные ясно показывают, удаётся ли образовательному учреждению постепенно справляться с негативной тенденцией (например, с заболеваемостью учащихся) или поддерживать наметившийся ранее прогресс.

Сравнение с другими образовательными учреждениями (например, расположенными в одном районе со школой) и средними значениями по муниципалитету, региону (сравнение с другими) также позволяют показать, как образовательное учреждение выглядит на внешнем фоне. В случае, когда соответствующий показатель у школы гораздо ниже среднего по муниципалитету или региону, ей будет необходимо проводить более детальный анализ возможных причин такой ситуации (например, школа расположена в отдалённом районе и испытывает потребность в квалифицированных педагогах или среди учащихся значительна доля детей из семей с невысоким социально-экономическим статусом).

Таким образом, интерпретация данных, описание и обоснование причинно-следственных связей являются важнейшей частью аналитического обеспечения публичного доклада. Здесь также важно привлекать к экспертизе доклада как представителей общественности, так и специалистов системы образования (педагогов, администраторов, управленцев, методистов и учёных). Первые выскажутся относительно того, насколько ясны и убедительны сделанные в тексте интерпретации и объяснения, а вторые дадут компетентную оценку их правдоподобности с позиции профессионалов.

Оформление и дизайн

Очень важно, чтобы доклад не был перенасыщен монотонными описательными текстами, что не способствует пробуждения интереса у потенциального читателя. Для привлечения внимания к тексту и улучшения его восприятия используются специальные средства работы с текстом: заголовки и подзаголовки; колонтитулы; врезки; "плашки" (фрагменты текста или краткие самостоятельные тексты, располагаемые на фоне или в рамке внутри основного текста); различные размеры шрифта, выделения шрифта. Привлекательность доклада такжеможно повысить за счёт использования различных визуальных объектов (картинок, фотографий, графических схем и т.п.) и единого стиля дизайна документа – оформление титульной страницы, выбор единого графического решения для колонтитулов и заголовков, использование определённой цветовой гаммы и т.п. И в этом вопросе школа всегда может рассчитывать на многочисленных помощников – детей и взрослых, кто имеет опыт оформительского дела (художники, журналисты, фотографы, специалисты по рекламе и т.д.). Дополнительные возможности улучшения восприятия текста возникают на стадии верстки издания. При возможности целесообразно заказать в издательстве несколько возможных вариантов верстки и сделать выбор после их сравнительного анализа.

Не стоит забывать и о возможностях информационных технологий, что особенно актуально при размещении доклада в сети Интернет на сайте школы. В этом случае целесообразно использовать в тексте гиперссылки, которые помогут осуществлять навигацию внутри доклада и будут полезны для отсылки к другим ресурсам и документам школы, которые нет возможности включать в сам доклад. Кроме того, украсят документ различные движущиеся объекты, реализованные с использованием флэш-анимации. Ещё одним эффективным решением является размещение в соответствующих разделах небольших аудио и видео фрагментов событий школьной жизни (например, на базе возможностей You Tube).

Распространение доклада

Чтобы доклад дошёл до своего читателя, необходимо использовать различные способы презентации и распространения документа. Отметим, что многие российские школы довольно успешно справляются с этой задачей. Какие же способы доставки информации до потенциальных читателей могут быть использованы? Отметим следующие способы.

- Проведение родительских собраний, встреч с учащимися и заинтересованными группами. Во время этих мероприятий может быть произведена презентация основных результатов деятельности школы.

- Обязательно следует представить отчёт на педагогическом совете и на заседании Управляющего совета или иного органа общественного управления школой.

- Выпуск сборника с полным текстом отчёта. Тираж издания зависит от возможностей школы. Но оптимально было бы обеспечить одним экземпляром каждый класс и несколько экземпляров подготовить для школьной библиотеки и социальных партнёров образовательного учреждения.

- Каждая семья учащегося школы, имеющая домашний компьютер, может получить электронный файл с текстом отчёта.

- В некоторых случаях краткий анонс и наиболее важные сведения из доклада могут быть опубликованы в средствах массовой информации.

- Несомненно, что отчёт должен быть представлен на сайте школы. Этот способ может оказаться весьма эффективным, так как число людей, имеющих возможность выхода в Интернет, постоянно растёт. Чтобы доступ к докладу был максимально прост целесообразно размещать его в отдельном разделе сайта, ссылка на которую имеется на главной странице сайта. Также следует позаботиться, чтобы соответствующий файл был не чрезмерного размера и легко скачивался и открывался.

В случае если органы управления образованием активно поддерживают практику публикации школьных докладов, то информирование общественности может проводиться через муниципальные информационно-методические центры (службы, кабинеты). На их сайтах могут размещаться доклады школ, а также сравнительные данные по ключевым направлениям деятельности школ (на основе опубликованной в докладах информации).

Получение обратной связи

После публикации доклада очень важно выяснить мнение читателей и понять, насколько язык доклада, его оформление и представленные данные соответствуют ожиданиям и потребностям целевой аудитории. Это позволит значительно улучшить последующие версии документа.

Вместе с электронной или бумажной версией текста доклада необходимо предложить анкету для добровольного заполнения, которая позволит выяснить мнение родителей (а также учащихся, членов Совета школы и представителей местного сообщества) о результатах работы школы в текущем учебном году на основе опубликованных данных. Ясно, что не все родители сочтут нужным отвечать на поставленные вопросы, но всегда найдутся семьи, которые отнесутся к этой деятельности с пониманием и интересом.

В состав анкеты могут войти самые разные вопросы. Вот примеры наиболее важных из них.

- Доступным ли языком написан доклад?

- Понятны ли и верны ли на Ваш взгляд представленные в докладе выводы и заключения?

- Насколько правдоподобна опубликованная информация?

- Какая важная информация оказалась не отражённой в докладе?

- Учтены ли мнения и пожелания, которые были высказаны родителями после публикации предыдущего доклада?

Кроме вопросов в анкете необходимо предусмотреть раздел, в котором можно было бы высказать предложения, замечания и комментарии относительно представленного доклада.

Получение обратной связи от представителей целевой аудитории следует организовывать не только после публикации доклада. Крайне важно проводить согласование структуры и содержания доклада на всех основных этапах его подготовки: разработка макета (структура и основное вопросы) доклада; подготовка проекта текста; подготовка окончательной версии текста; дизайн-макета доклада.

Формы согласования могут быть различными: публичные обсуждения, опросы (в том числе на сайте), интервью, фокус-группы и т.д. Оптимальным вариантом является проведение согласования в форме публичного обсуждения на заседании органа государственно-общественного управления школой. Окончательную версию доклада целесообразно утвердить его решением.


[1] Как правило, основные решения, касающиеся подготовки отчета, принимаются совместным решением администрации общеобразовательного учреждения и его органа государственно-общественного управления (управляющий совет, совет школы и др.).