Реферат: Методическое письмо “ Опреподавании учебного предмета «История» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2010/2011 учебном году” Нормативные документы, регламентирующие преподавание истории в оу

Название: Методическое письмо “ Опреподавании учебного предмета «История» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2010/2011 учебном году” Нормативные документы, регламентирующие преподавание истории в оу
Раздел: Остальные рефераты
Тип: реферат

Составитель:

Л.А. Харитонова, старший преподаватель кафедры

гуманитарных дисциплин ГОУ ЯО ИРО

Методическое письмо

“О преподавании учебного предмета «История»

в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2010/2011 учебном году”

1. Нормативные документы, регламентирующие преподавание истории в ОУ

В 2010/2011 учебном году учитель планирует процесс обучения истории на основании следующих нормативных документов:

· Государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобразования России от 5 марта 2004г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования)

· БУП – 2004 (приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»)

· Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2010/2011 учебный год (приказ Министерства образования и науки РФ № 822 от 23 декабря 2009 г.)

· Федеральный перечень учебников, допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2010/2011 учебный год (приказ Министерства образования и науки РФ № 822 от 23 декабря 2009 г.)

· Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования. История;

· Письмо Департамента образования Ярославской области «Об организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях в 2010-2011 учебном году» от 17.05.2010 № 1883/01-10

2. Роль предмета «История» в учебном плане ОУ

В общеобразовательной школе история изучается в рамках концентрической системы.

В начальной школе изучение какого-либо отдельного курса или модуля по истории не предполагается. Отдельные, наиболее важные и яркие исторические события, картины быта, труда, традиции людей в разные исторические времена включены в содержание учебного предмета «Окружающий мир».

На ступени основного и среднего (полного) общего образования учебный предмет «История» реализуется в двух самостоятельных курсах – «История России» и «Всеобщая история». Каждый из этих курсов обязателен для изучения в предусмотренном государственным образовательным стандартом общего образования по истории объеме, который распределен по изучаемым темам и учебным часам в соответствии с рекомендациями федеральной примерной программы. Государственная итоговая аттестация по истории выпускников основной и средней (полной) общеобразовательной школы предусматривает проверку знаний как по истории России, так и по всеобщей истории.

Преподавание истории возможно отдельными курсами, последовательно (один за другим) или синхронно параллельно. В случае изучения истории раздельными курсами сначала изучается всеобщая история, затем история России. Практика показала, что наиболее успешно в основной школе реализуется вариант, когда в 6-8 классах история изучается отдельными курсами, в 9 классе синхронно параллельно.

БУП-2004 выделяет на изучение истории в основной и на базовом уровне в средней (полной) общеобразовательной школе 2 учебных часа в неделю: история России – 60-70% учебного времени (примерно 44-46 ч.), всеобщая история – 30-40% (примерно 24-26 ч). На профильном уровне история изучается в средней (полной) общеобразовательной школе 4 учебных часа в неделю.

Государственный образовательный стандарт общего образования по истории рассматривает изучение истории родного края как обязательную часть школьного исторического образования. В соответствии с рекомендациями БУП 2004 в основной школе содержание образования краеведческой направленности может осваиваться по одному из трех вариантов:

- интегрировано с содержанием курсов всеобщей истории и истории России;

- краеведческими модулями в рамках курсов учебного предмета «История»;

- отдельным курсом, на который по решению ОУ выделяется 1 учебный час в неделю.

В Ярославской области целесообразно поддерживать сложившуюся практику преподавания краеведения: в 5-8 классах интегрировать краеведческое содержание в курсы всеобщей истории и истории России, в 9 классе включать в учебный план ОУ отдельный учебный предмет «Историческое краеведение».

3. Особенности изучения истории на этапах общего образования

Системное изучение всемирной и отечественной истории начинается в основной школе. Освоение истории в основной школе направлено на формирование ценностных ориентаций обучаемых, воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям народов России, личностное развитие и социализацию. Ученики знакомятся с событиями всемирной и отечественной истории с древнейших времен по настоящее время, элементарными методами исторического познания, овладевают умениями работать с источниками исторической информации. Поскольку в начальной школе по БУП-2004 преподавание пропедевтического курса истории не предусмотрено, в 5 классе в учебные часы, отведенные на изучение истории Древнего мира, включен модуль «Что изучает история» в размере 10 учебных часов. В 5 классе выделяемые учебные часы распределяются следующим образом: сначала осваивается обязательный модуль «Что изучает история» (10 учебных часов), затем история Древнего мира (58 учебных часов).

На этапе получения среднего (полного) общего образования базового уровня предмета “История” является обязательным для изучения предметом с приоритетом воспитательных, развивающих и мировоззренческих целей.

При изучении истории на профильном уровне доминирующим становится формирование личностных и исследовательских качеств обучаемых на основе проблемно-аналитического подхода к изучению исторического материала. Освоение содержания исторического образования сопровождается овладением общеучебных и предметных умений, навыков и способов деятельности, которые являются его существенными элементами и необходимым условием развития и социализации школьников.

4. УМК по истории в 2010-2011 учебном году

В списке учебников, рекомендованных и допущенных министерством к использованию в образовательном процессе в 2010/2011 учебном году, представлены учебники уже известных издательств: «Просвещение», «Мнемозина», «Баласс», «Дрофа», «Вентана-Граф», «Русское слово».

В издательстве «Просвещение» разрабатываются новые комплекты учебно-методических материалов по истории «Сферы». Издательство позиционирует этот проект как обеспечивающий содержательно и методически новые образовательные стандарты по истории. Учебники этой линии (всеобщая история и история России) отличают фиксированный формат параграфов, доступность и лаконичность текста, разнообразный иллюстративный ряд. В каждый комплект входят: учебник, электронное приложение к учебнику, тетрадь-тренажер, тетрадь-экзаменатор, иллюстрированный атлас, книга рассказов по истории, поурочное тематическое планирование, программы образовательных учреждений для 6-9 классов. Линия находится в процессе разработки и представлена не полностью в перечне допущенных, но учебники и учебно-методические материалы к ним учителю целесообразно изучать и использовать при подготовке к урокам. Издательство разработало универсальные УМК для старших классов (10-11 кл.) по всеобщей истории для базового и профильного уровней обучения, отдельные УМК по истории России для базового и отдельные УМК по истории России для профильного уровня обучения.

Полностью завершена и включена в перечень рекомендованных в ОУ линия учебников издательства «Баласс» (всеобщая история и история России) для основной школы, реализующая концептуальные идеи образовательной системы «Школа 2100». Издательство и авторы заявляют данные УМК как ориентированные на выполнение требований государственного образовательного стандарта нового поколения. УМК для старших классов в перечнях министерства образования не представлены.

Издательство «Вентана-Граф» представило собранный ряд УМК по истории (всеобщая история и история России) для основной школы. Из всех издательств, работающих с учебниками, только «Вентана-Граф» разработало отдельный учебник для 10 учебных часов изучаемого в 5 классе модуля «Что изучает история». Для изучения истории в старшей школе (10-11 кл.) издательством представлены УМК базового уровня по истории России.

Издательство «Русское слово» в рамках проекта «Гордиться славою своих предков» разрабатывает вертикаль учебников по истории России, в которых большое внимание уделяется духовному фактору в русской истории, роли Православия и Русской Православной Церкви в развитии и становлении русской цивилизации. Учебники 6, 7 классов данной линии представлены в перечне допущенных Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе. На базовом уровне в старших классах изучать всеобщую историю издательство предлагает по учебникам Н.В. Загладина, Н.А. Симония. Разработаны и утверждены универсальные учебники базового и профильного уровней по всеобщей истории и истории России.

УМК для старших классов (всеобщая история, история России) представлены издательствами «Мнемозина» и «Дрофа».

Учителю предоставлено право выбора УМК одного из издательств в рамках рекомендованного и допущенного федеральным и региональными перечнями учебников. Региональный перечень, утверждаемый Департаментом образования Ярославской области, рекомендует в 2010/2011 учебном году использовать полностью собранные линии издательств «Русское слово» и «Просвещение», включенные в федеральный перечень рекомендованных учебников и применяемые большей частью учителей Ярославской области в практике преподавания предмета.

5. Преподавание истории как профильного предмета

В 2009 году ряд ОУ, в которых преподавание ведется на профильном уровне, не смогли обеспечить результаты ЕГЭ по истории даже на уровне справляемости: средний балл в этих учреждениях был ниже, чем по стране, показатели успешности чрезвычайно малы. Практика показала, что простое удвоение учебных часов на изучение истории не обеспечивает достаточного уровня усвоения содержания.

К преподаванию истории на профильном уровне предъявляются определенные требования:

- на изучение истории должно выделяться не менее 136 учебных часов в год;

- ОУ обязано предоставлять возможность обучающимся углублять общие знания по истории, на более высоком уровне развивать умения, знать отдельные направления современных научных исторических исследований;

- в профильных классах изучение истории должно носить деятельностный характер и быть направлено на личностное развитие ученика. Обучающиеся не только должны изучать события более подробно, но, прежде всего, анализировать ситуацию, исследовать версии и оценки, обоснованно формировать собственную точку зрения;

- ОУ должно предоставить ученикам широкий набор элективных учебных предметов, которые близки по тематике изучаемому содержанию, но позволяют приобрести опыт творческой исследовательской деятельности, развить навыки представления результатов, коммуникативной культуры. Связь курса истории, изучаемого на профильном уровне, с задачами профилизации и организацией довузовской подготовки, предполагает, что знание хронологии, исторических фактов, работа с источниками, знание исторических версий и оценок – это базовая основа, которая на профильном уровне закрепляется и обеспечивает переход к осмыслению фактов и сравнительно-историческому анализу;

- изучение истории на профильном уровне должно способствовать формированию гражданских и социальных компетентностей старшеклассников.

Учителю, преподающему историю на профильном уровне, необходимо постоянно пополнять свои профессиональные знания, вести исследовательскую работу по выявлению эффективных способов обучения и оценки, использовать приемы и методы, позволяющие реализовать деятельностный характер исторического образования, вовлекать обучаемых в участие в олимпиадах и конкурсах.

6. Подготовка к ЕГЭ по истории

Результаты выполнения выпускниками школ Ярославской области экзаменационных работ ЕГЭ по истории показали, что в вопросах подготовки к ЕГЭ сохраняются значительные трудности. Стабильно слабо выполняются задания на знание дат, фактов, причин и следствий событий XX века. Систематизация фактов и понятий, группировка фактов, установление последовательности событий неизменно сложны для выпускников. Большинство из них не смогли справиться с заданиями части С, так как не освоили базовый уровень содержания исторического образования, что привело к невыполнению заданий на группировку фактов, систематизацию, выявление причинно-следственных связей, определение авторства, времени, обстоятельств событий, указанных в источнике.

По-прежнему выпускники испытывают трудности при выполнении заданий, требующих знаний истории культуры России, внешней политики государства в разные эпохи (сравнение целей и задач).

Анализ результатов единого государственного экзамена по истории России позволяет дать ряд рекомендаций:

1. Следует обратить серьезное внимание на базовую подготовку, а именно – на изучение дат, понятий, фактов.

2. Больше внимания уделять системе контроля за усвоением базового уровня исторического образования, шире используя задания ЕГЭ по истории разных лет.

3. Разрабатывать и применять задания на развитие логического мышления, установление причинно-следственных связей.

4. Обращать внимание на «сквозные проблемы»: этапы формирования крепостного права, развитие самодержавия, характеристика сословных групп, классов, история народов России и т.д.

5. Уделять особое внимание вопросам культуры, как наиболее сложным для выпускников при выполнении заданий ЕГЭ по истории.

При подготовке к ЕГЭ по истории учитель должен руководствоваться материалами сайта федерального института педагогических измерений (http://www.fipi.ru), и пособиями, имеющие гриф «допущено ФИПИ к использованию в учебном процессе в образовательных учреждениях».

7. Коррекционное обучение

Практика обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных классах ставит перед учителем целый ряд задач:

- приобретение необходимых знаний и умений для коррекционно-компенсирующего обучения;

- адаптация методического сопровождения к особенностям диагностированных отклонений;

- выявление эффективных форм и методов обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

При работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья возрастает значение преподавания истории в школе, поскольку в этом учебном предмете заложены большие возможности для формирования личностных качеств гражданина, подготовки подростка к жизни, овладения им знаниями и умениями. Наряду с образовательными задачами решаются задачи гражданского, патриотического, нравственного, эстетического, трудового, экологического, правового воспитания, а также формирования мировоззрения обучающихся.

Основные направления коррекционной работы изложены в концепции коррекционно-развивающего обучения. Изучение положений этого документа является обязательным для учителя. Чрезвычайно важно найти формы и методы обучения, наиболее эффективно воздействующие на развитие ребенка. Возрастает роль устного изложения материала учителем.

Созданию условий для развития личности и усвоения программного материала при обучении детей с ЗПР способствует наглядный метод изучения истории. Использование большого количества иллюстративного материала помогает более глубокому формированию образов, усвоению теории. Опорные схемы, таблицы, алгоритмы, стимулируют мыслительные процессы учеников. Применение компьютера, ТСО, мультимедиа и видеофильмов, интерактивной доски, организация уроков в игровой форме активизируют работу школьников, мотивируют их на учебную деятельность.

При обучении детей с ограниченными возможностями здоровья, особенно остро встает вопрос адаптированных учебников УМК. Учителю следует обратить внимание на УМК по истории «Сферы», в учебниках которых небольшие по объему параграфы, много иллюстративного и документального материала, есть тетради-тренажеры, атлас, СD.

Ученики с ограниченными возможностями здоровья на общих основаниях участвуют в государственной итоговой аттестации, сдают экзамены и получают аттестат общеобразовательной школы. Учителю надо иметь в виду, что обзорное изучение отдельных объемных, сложных по содержанию тем, включенных в государственный образовательный стандарт по истории, возможно только в условиях специального класса для детей с ограниченными возможностями здоровья. Преподавание истории в таких классах строится на основе адаптированных программ, отражающих личностный подход к обучаемым, и обеспечивающих движение их к достижению общих требований государственного образовательного стандарта. В обычном общеобразовательном классе для детей с ограниченными возможностями здоровья должны быть предусмотрены памятки, схемы, задания доступного уровня сложности, позволяющие усвоить содержание изучаемого материала. Примерные программы преподавания отдельных предметов разработаны учителями под руководством специалистов кафедры педагогики и психологии ГОУ ЯО ИРО и размещены на сайте ИРО.

Рекомендуемая научно-методическая литература:

1. Концепция коррекционно-развивающего обучения ГНУ «ИКП РАО». http://logpres.narod.ru/_private/Kro.doc

2. Андрущенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекционные и развивающие игры для школьников. Волгоград, 1993. – 40с.

3. Бабанский Ю.К. Методы обучения детей с диагнозом задержка психического развития в современной общеобразовательной школе. – М., 1985. – с. 137-140.

4. Борисова Е.М., Логинова Г.П. Коррекционно- развивающие упражнения для учащихся 6-8 классов. – М., 2001. - 47с.

5. Борзова А.П. Игры на уроках истории. – М., 2001. - 68с.

6. Гонеев А.Д., Лифинцева Н. И., Ялпаева Н.В.. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений // под ред. В.А. Сластенина. – М.: Изд. центр “Академия”, 1999. – 280с.

7. Гонеев А.Д. Дети с задержкой психического развития в общеобразовательной школе. – М., 1980. – 70с.

8. Дефектология – 1993 – №1,2,3.

9. Мустаева Л. Г. Корреционно-педагогические и социально-психологические аспекты сопровождения детей с ЗПР. – М.:Изд-во «Аркти», 2005.

10. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. – М.: Владос-Пресс, 2001. – 256с.

11. Сухов В.В., Морозов А.Ю., Абдулаев Э.Н. Лес проблем и вариант дороги / поиск путей обновления школьного исторического образования // Преподавание истории в школе. – 2000. - №1. – С.50-55.