Реферат: Методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в группе продленного дня Дятлово
Название: Методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в группе продленного дня Дятлово Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отдел образования Дятловского райисполкома
Районный учебно-методический кабинет
Методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в группе продленного дня
Дятлово 2008 Рекомендовано районным методическим советом учебно-методического кабинета отдела образования Дятловского райисполкома. Рецензент: Кибинь И.Е., заведующая районного учебно-методического кабинета отдела образования Дятловского райисполкома Автор-составитель методист районного учебно-методического кабинета Е.Н.Баклага Методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в группе продленного дня / авт.-сост.Е.Н.Баклага. - Дятлово: районный учебно-методический кабинет, 2008.
В данной брошюре представлены методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в группе продленного дня. Адресуется администрации учреждений образования, руководителям методических объединений, воспитателям групп продленного дня. Районный учебно-методический кабинет отдела образования Дятловского райисполкома. Баклага Е.Н., методист отдела образования, 21981 Методические рекомендации по планированию работы воспитателя группы продленного дня
В методических рекомендациях представлены требования к календарно-тематическому плану работы воспитателя группы продленного дня; цели и задачи режимных моментов; примерная форма ежедневного (рабочего) план; примерный план работы с родителями младших школьников. Адресуется для администрации учреждений образования, воспитателей групп продленного дня.
Деятельность группы регламентируется планом работы воспитателя, утвержденным заместителем директора по воспитательной работе и заместителем директора по учебно-воспитательной работе, курирующим учебно-воспитательный процесс в начальной школе. В основу планирования работы воспитатель должен заложить следующие приоритетные позиции: · создание условий для личностного развития учащихся; · создание условий для реализации основных форм деятельности учащихся в группе продленного дня: бытовой, учебной, досуговой, физкультурно-оздоровительной; · создание условий для формирования системы отношений к самому себе, другим людям, окружающему миру. Важным условием эффективности деятельности воспитателя группы продленного дня является планирование. У воспитателя группы продленного дня должны быть два плана работы: календарно-тематический и ежедневный. Календарно-тематический план составляется на год и учебную четверть с выделением каждой учебной недели. Он должен быть согласован с планом работы школы . Требования к календарно-тематическому плану работы: · конкретность воспитательных задач; · учет возрастных особенностей детей, уровня воспитанности; · учет индивидуальных особенностей коллектива. Разделы плана: · ведущая воспитательная задача на данном отрезке времени (например: развитие любознательности, творческих способностей, укрепление здоровья и т.д.); · характеристика коллектива: количество мальчиков и девочек, уровень воспитанности, общая характеристика успеваемости, участие в жизни класса или группы, занятость в кружках, секциях; · основные виды деятельности. Название периода. Работа с семьей. Предлагаем примерные календарно-тематические планы работы в группе продленного дня (Таблица 1,2). Таблица 1 Примерный календарно-тематический план работы воспитателя группы продленного дня на год
Таблица 2 Примерный календарно-тематический план воспитательной работы в группе продленного дня на год
На основе календарно-тематического планирования составляется план работы на каждый день. В ежедневном плане работы конкретизируются (отражаются) все режимные моменты с указанием цели и содержания планируемых мероприятий. Целесообразно изложить в плане сразу и не повторять затем изо дня в день цели и задачи режимных моментов в группе продленного дня (Таблица 3). Таблица 3 Цели и задачи режимных моментов в группе продленного дня
В каждый день недели в группе продленного дня всегда планируется два общеразвивающих занятия: занятия на воздухе и занятие в помещении (Таблица 4)
Примерные виды занятий на неделю
В ежедневном плане следует не только определить, чем будут заняты воспитанники в каждый режимный момент, но и указать цель, краткую схему проведения занятий и их содержание. Целесообразно продумать и отразить в плане, какие пособия, технические средства будут использованы в работе с воспитанниками. В плане необходимо описать формы, методы и приемы индивидуальной работы с детьми в каждый режимный момент их пребывания в группе; отметить проблемный воспитанников и содержание работы с ними, кому и какая помощь будет оказана во время спортивного часа, на самоподготовке и после неё, какой дополнительный материал будет предложен детям в свободное от выполнения учебных заданий время и т.п. В ежедневном плане отводится место для оценки результатов проделанной работы. В ней воспитатель описывает свои педагогические наблюдения (как дети справляются с учебными заданиями, насколько самостоятельно, быстро и прилежно работают, понимают цель каждого задания, как относятся друг к другу, удалось ли обеспечить хорошую атмосферу в группе в течение дня, насколько успешно дежурные выполняют свои обязанности и др.), делают выводы о проблемах группы и каждого ребенка в отдельности, намечает пути их устранения. Структурно ежедневный план воспитательной работы может выглядеть следующим образом (Таблица 5). Таблица 5 Примерная форма ежедневного (рабочего) плана
Примерный план работы с родителями младших школьников
Необходимой составной частью образовательно-воспитательного процесса в группе продленного дня являются планирование и организация работы с родителями воспитанников с целью обогащения родителей психолого-педагогическими знаниями, формирования их педагогической позиции по вопросам воспитания ребёнка, установления тесной связи взрослых и детей. В плане работы воспитателя группы продленного дня с семьями школьников должны найти отражение следующие направления: - изучение семей и условий семейного воспитания с целью выявления их возможностей в воспитании своего ребёнка и воспитанников группы продленного дня через анкеты, тесты, посещение семьи на дому, наблюдение, индивидуальные беседы с детьми и родителями и др. Учет полученных сведений при организации взаимодействия; - оказание семьям воспитанников психолого-педагогической помощи посредством комплексного использования разнообразных коллективных, групповых, индивидуальных и наглядно-информационных форм работы; - вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс группы продленного дня и школы. Привлечение родителей к планированию воспитательных дел группы, информирование о времени и месте их проведения, включение в подготовку и проведение мероприятия; - анализ промежуточных и конечных результатов совместной воспитательной деятельности педагогов и родителей. Проведение дискуссий, рефлексии всеми членами взаимодействия; - распространение опыта семейного воспитания посредством организации и проведения презентаций семей, круглых столов, родительских конференций и т.п. Предлагаем примерный план работы воспитателя с родителями на учебный год.
Примерный план работы с родителями младших школьников
Требования к кабинету группы продленного дня: · уголок ГПД · режим дня (утвержденный директором) · игровой уголок · игротека · уголок здоровья · график проветривания · разработки, сценарии праздников, утренников, клубных часов · календарно-тематическое планирование · ежедневное планирование · журнал ГПД · уголок «Для вас, родители». Литература 1. Леонтьева В.Б. Планирование воспитательной работы с младшими школьниками в группе продленного дня: методические рекомендации/В.Б.Леонтьева.-Минск:МОИПК и ПРР и СО, 2001.-26с. 2. Леонтьева В.Б. Планирование воспитательной работы с младшими школьниками в группе продленного дня//Пачатковае навучанне:сям’я, дзіцячы сад, школа.-2002.-№5.-С.35-39; 2003.- №1.- С.59-64. 3. Леонтьева В.Б. Планирование работы групп продленного дня //Пачатковае навучанне:сям’я, дзіцячы сад, школа.-2008.-№6.-С.62-69. 4. Организация работы групп продленного дня в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования: зборнік нарматыўных дакументаў/Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь.-2005.-№1 (563).- С.27-52. Методические рекомендации по организации и проведению внеклассных воспитательных мероприятий в группе продленного дня
В методических рекомендациях представлены основные методические и педагогические требования к проведению внеурочных занятий в помещении, предлагается примерная технологическая карта подготовки и проведения внеклассного воспитательного занятия в группе продленного дня. Адресуется для воспитателей групп продленного дня.
Основные методические и педагогические требования к проведению внеурочных занятий в помещении: 1. Средняя продолжительность занятия 20-25 минут. Такой временной регламент связан с местом занятия в режиме дня и его основным функциональным назначением – стать формой полезного активного отдыха, подготовить организм к дальнейшей учебной нагрузке. 2. не копировать урок ни с позиции содержательной начинки занятия, ни с позиции его структурных компонентов, ни со стороны способов деятельности. 3. Создать условия для смены видов деятельности, отличных от учебной, обеспечивая продуктивный отдых. 4. Обеспечивать непринужденную и доброжелательную обстановку, способствующую раскрепощению и снятию напряжения. 5. Выстраивать каждое занятие как вид коллективной деятельности. 6. Без принуждения вовлекать учащихся в процесс занятий, педагогически целесообразно чередуя ролевой функционал участников. 7. Всячески поддерживать и поощрять детское соучастие и инициативу в подготовке и проведении занятия. 8. Умело организовывать психологический настрой на занятии, пробуждая интерес, любопытство, удивление детей, возбуждая радостное ожидание предстоящего события. 9. Привлекать детей к участию в определении целей и задач занятия, стремиться обеспечить каждому ребенку личностное восприятие педагогического замысла. 10. Гибко выстраивать структурные части занятия, своевременно улавливать изменения в настроении детей и вносить необходимые коррективы. 11. Завершать каждое занятие его коллективным анализом, в том числе и с позиции соответствия его содержания и формы личностному ожиданию каждого участника. 12. Давать эмоционально привлекательный педагогический анонс следующего занятия вместе с запуском недельной подготовки к нему. Уже в вышеизложенных требованиях присутствует педагогическая ориентировка на отношение к воспитательному занятию как досуговому. Она еще более усиливается и рельефно обозначается при вводе дополнительных требований, соответствующих досуговым ожиданиям. К ним относятся: - Игровое оформление предлагаемых видов деятельности. - Опора на методы собственно досуговой деятельности, такие, как: - театрализация; - состязательность; - экспромт и импровизация; - равноправный духовный контакт всех участников. - Яркая, неординарная формообразующая оболочка. Примерная технологическая карта подготовки и проведения внеклассного воспитательного занятия Данная технологическая карта подготовки и проведения воспитательного занятия и поясняющий ее комментарий является ориентиром для высокого уровня профессиональной деятельности, к которому следует стремиться. Рассмотрим основные компоненты внеклассного воспитательного занятия: I . Подготовительный этап. Чтобы занятие стало ярким событием, необходимо: - Разнообразная по содержанию и способам оформления и ввода в действие реклама, задача которой – воодушевить ребят на участие в нем, привлечь внимание, вызвать интерес. · Реклама может быть обычной, плоскостной (афиша, объявление) и объемной (тумба, шар, дом). · Реклама может быть «ходячей», передвигающейся. Представьте себе ребят, дефилирующих по школе накануне праздника с рекламными текстами на спине и груди. · Реклама может быть театрализованной. Ее носители – специально подготовленные группы бродячих артистов, глашатаи, популярные герои книг и мультфильмов. · Реклама может быть сделана с привлечением школьного радио и таких средств массовой информации, как листовки. · Рекламными по сути станут разнообразные почтовые отправления, направленные в адрес группы: телеграммы, уведомления, письма, карты, путеводители и др. - Приглашение – акт творческий и деликатный, но всегда очень приятный. По адресной направленности приглашения могут быть коллективными (для всей группы) и индивидуальными. Всегда вызывает интерес необычная форма пригласительных билетов: · билеты – игрушки; · билеты – шапочки; · билеты – закладки; · билеты – программы и т.д. - Календарь, который изготовят и вывесят в своем классе учащиеся группы продленного дня, также поможет создать нужный психологический настрой. Каждый день он будет напоминать о приближении желанного события. Например: «До открытия вернисажа пальчиковой живописи учащихся нашей группы осталось 4 дня». - Репетиционный приготовления, которые проводятся в узком кругу участников за закрытыми от любопытных глаз дверями, также внесут свою лепту в общую интригу ожидания. - Секретные переговоры воспитателя с родителями по поводу сюрпризных моментов тоже не останутся незамеченными и выполняет свое предназначение. II . Психологический настрой. С него непосредственно начинается занятие. То эмоциональнее состояние радостного ожидания, которое было вызвано на этапе подготовительной работы, должно получить свое подтверждение и развитие и в момент начала воспитательного занятия. Средствами достижения этой задачи могут быть: - Оформление помещения, преобразование пространства классной комнаты, создание на привычном месте необычной мизансцены. - Необычное освещение, которое и несет в себе особое таинство достигается с помощью настольных ламп со специально окрашенными лампочками или абажурами, свечей, новогодних гирлянд, зеркал. - Музыкальный фон, создающий соответствующий настрой. У музыки могут быть и другие функции: быть эпиграфом (визитной карточкой) к теме разговора; нести самостоятельную смысловую нагрузку; выступать разграничителем отдельных структурных частей сценарного замысла и др. - Особые ритуалы, церемонии, действия, магические слова, имеющие для данного коллектива детей особое символическое значение. - Необычная сценическая завязка действия, интригующая новизной впечатления. - Специально подготовленное вступительное слово ведущего – своеобразный пролог к действию (часто в виде притчи, легенды, сказки, письма), эмоциональное обращение к присутствующим с целью возбудить интерес к происходящему и обнажить личностный смысл участия в нем каждого. III . Достижение предметного результата. Это реализация основной части задуманного. Здесь все зависит от конкретной задумки. Однако существуют и общие рекомендации: занятие не должно затягиваться, эмоционально перенасыщать детей. IV . Финально-аккордная часть. Ее назначение – стать конечной точкой, придающей всему красивое и благородное завершение, вызвать у участников чувство удовлетворения и общей радости от причастности к случившемуся. Средствами достижения нужного результата могут быть: - слова персональной признательности и благодарности всем виновникам события, в том числе и «закулисным героям»; - сюрпризные моменты, оставленные «на сладкое»; - самодельные подарки и сувениры. V . Педагогическое последействие. Организуется как краткий итог проведенного занятия и может иметь продолжение во время свободного общения после его завершения. В процессе обсуждения поддерживается положительно окрашенное эмоциональное состояние ребенка, а результатом должно быть осознание учащимися так называемой, «ближайшей перспективы». Литература 1. Попова И.Н., Исаева С.А., Ромашкова Е.И. Организация и содержание работы в группе продленного дня: Начальная школа.-М.:Айрис-пресс, 2004.-144с.
Содержание
Методические рекомендации по планированию работы воспитателя группы продленного дня Методические рекомендации по организации и проведению внеклассных воспитательных мероприятий в группе продленного дня
|