Реферат: Методические рекомендации учителям, работающим с детьми, испытывающими трудности в обучении. Учитель физики высшей категории

Название: Методические рекомендации учителям, работающим с детьми, испытывающими трудности в обучении. Учитель физики высшей категории
Раздел: Остальные рефераты
Тип: реферат

Муниципальное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа №19

Способы создания условий

для успешного развития мыслительной сферы и сферы практических умений учащихся при изучении курса физики.

Методические рекомендации учителям, работающим с детьми, испытывающими трудности в обучении.

Учитель физики

высшей категории

Матросова

Галина Николаевна

г. Кострома

2008 год

Содержание.

I . Введение.

II . Основная часть.

1. Роль развивающего обучения в развитии личностных качеств ученика.

2. Способы создания условий для успешного развития мыслительной сферы и сферы практических умений учащихся испытывающих трудности в обучении при изучении курса физики.

3. Использование дидактического материала для учащихся, испытывающих трудности в обучении при изучении курса физики.

4. Оценка результатов деятельности по применению развивающих заданий при изучении курса физики.

III . Заключение.

Литература.

I . Введение.

Как показывает педагогический опыт, в каждой школе, в каждом классе всегда имеются дети, испытывающие трудности в обучении. Задача педагогов помочь таким ученикам не только освоить учебный материал, но и, используя современные педагогические системы и технологии, способствовать развитию личности каждого ученика, научить его мыслить, действовать, заставить поверить в себя и свои силы. Думаю, что одним из путей решения данной проблемы является применение в педагогической практике элементов развивающего обучения .

Главным в своей работе я считаю:

в центре внимания находится ученик ;

цель обучения развитие ученика, формирование его личности;

пути достижения цели – развитие всех сфер индивида:

мотивационной, мыслительно-речевой, когнитивной, познавательной, практической, коммуникативной, нравственной, эстетической, а также качеств личности и способностей;

средство достижения цели – учебно-познавательная деятельность ;

результат – вклад в формирование Личности ученика .

Предлагаю Вашему вниманию некоторые практические рекомендации, выработанные в процессе преподавания физики в классах КРО, сочетающие систему развивающего и традиционного преподавания.

II . Основная часть.

1. Роль развивающего обучения в развитии личностных качеств ученика.

В МОУ основной школе № 19 в 2007-08 уч.году обучается 160 учащихся. Я преподаю физику в 7-9 классах. Физике обучается семь классов, все они являются коррекционно-развивающими.

Предполагается, что к моменту перехода в среднее звено учащиеся должны уметь самостоятельно рассуждать, делать выводы, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности, должна быть сформирована способность к запоминанию, воспроизведению.

Однако у детей с задержкой психического развития указанные психические функции и процессы оказываются либо не сформированы, либо сформированы частично. Как правило, такие дети отстают от своих сверстников в плане общего развития, не имеют развитого представления об окружающем мире и его природных законах и явлениях. Большинство детей не обладают связной, логической речью, некоторые не умеют бегло читать, имеют слабую память, рассеянное внимание, и как следствие не испытывают интереса к учебе, познанию нового. Поэтому, как показали наблюдения, в тех классах, где я работаю, в большинстве случаев дети не готовы к усвоению учебной программы по физике в полном объеме, что привело меня к пересмотру методики преподавания своего предмета, поиску способов вовлечения детей с ограниченными возможностями в учебную деятельность.

Физика – наука о природе, имеющая свой специфический понятийный аппарат и методологию. И своей целью я поставила не столько усвоение учебной программы, сколько развитие детей посредством предмета физики. Главное – это познание физических явлений, расширение круга представлений у детей об окружающем мире, формирование мотива к познанию, развитие мыслительных операций, образного мышления, памяти, внимания, речи, т.е. развитие личностных качеств ребенка .

Основной формой обучения является урок. Концепция развивающего обучения позволяет учителю выстроить урок, ориентированный на ученика, с учетом психических особенностей учащихся, мотивации учебной работы, реализовать деятельностный подход к обучению. Проектирование уроков осуществляю в соответствии со следующим планом:

1. Выбор формы урока;

2. Создание его плана с учетом конкретных целей;

3. Введение в действие у учеников мотива к познанию (т.е. мотива к овладению учебным материалом);

4. Насыщение урока деятельностью учащихся;

5. Организация осмысления сделанного.

При непосредственном составлении уроков использую элементы технологии личностно-ориентированного обучения:

· учебный материал должен включать опыт предшествующего обучения ученика;

· знания должны быть не только направлены на увеличение объема, обобщение, но и на преобразование наличного опыта ученика;

· согласование опыта ученика с научным содержанием даваемых знаний;

· стимулирование ученика к самооценке образования, что обеспечивает самообразование, самовыражение;

· обеспечение возможности выбора за учеником заданий, решений;

· стимулирование выбора наиболее значимых способов проработки учебного материала;

· синхронизация общелогических и специфических для учащихся приемов деятельности;

· построение, реализация, рефлексия и оценка учения (выделение единиц учения);

· контроль не только результата, но и процесса.

2. Способы создания условий для успешного развития мыслительной сферы и сферы практических умений учащихся, испытывающих трудности в обучении при изучении курса физики.

С учащимися, имеющими ограниченные возможности здоровья, я работаю более семи лет, за это время мною на уроках использовались самые различные методы и приемы. Расскажу о некоторых из них.

С самого первого урока стараюсь побуждать детей думать, т.е. начинаю формировать мыслительные операции. Практика работы с учащимися с задержкой психического развития убедила меня в том, что в первую очередь необходимо развивать образное мышление, использовать образные представления и предлагать выполнять те виды умственной деятельности, которые детям наиболее близки и понятны. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», - так говорит народная мудрость. Учитель скажет: зрительные впечатления (образы) ярче и лучше, чем словесные, рисуют картину, врезаются в сознание и дольше остаются в нем. Раз так, то в процессе обучения полезно использовать эту особенность.

Использование картин известных художников, иллюстраций, картинок, дающих представление о каком-либо физическом явлении.

Для многих детей усвоение и понимание теоретического материала в виде логического рассказа, вывода формул практически невозможно. Учащиеся, если не видят «картинку», испытывают затруднения. Рисунки всегда привлекают детей: они вглядываются в него, раздумывают над ним, советуются друг с другом по поводу содержания и незаметно для себя втягиваются в анализ рисунка и так же незаметно приходит понимание явления или закона.

Например, при изучении темы «Работа» иллюстрация к басне Крылова «Лебедь, рак и щука» образно приводит учащихся к выводу: работа А=0, т.е. к такому же выводу, что сделал и сам баснописец.


Рассматривание иллюстраций привело нас с детьми к возможности обратного процесса – созданию собственных «картин» . Учащиеся получают домашнее задание: нарисовать картинку к изучаемому явлению, понятию.

Дети с удовольствием придумывают образы на уроках, хорошо запоминают изучаемое понятие или явление. За два последних года у нас собрана целая папка детских рисунков по всем изучаемым темам, мы устраиваем в школьную неделю математики и физики выставки рисунков детей. Кроме того, с рисунками учащихся мы работаем на уроках - закрепление и повторение ранее изученного материала. Предлагаю ученикам поставить вопросы к рисункам и дать на них ответы.

Использование отрывков из литературных произведений, загадок, пословиц, поговорок, связанных с изучаемым явлением. Иногда даже самый маленький детский стишок помогает осмыслить и запомнить физическое явление и закон.

Например, при изучении гидростатического давления и в теме «Плавание тел»:

Про море вспомнить в самый раз.

А где же водолаз?

И правду ль водолаз гутарит:

«Чем глубже, тем сильнее давит»?

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

Тише, Танечка не плачь!

По закону Архимеда

Не утонет в речке мяч!


Литературные произведения можно использовать и как качественные задачи: задача о Геракле, очистившем Авгиевы конюшни, задача Архимеда о золотой короне, задачи из жизни Робинзона Крузо и т.д.

Особую трудность у слабых учащихся вызывают качественные задачи . Задачи должны не только быть ситуативно интересны, сопровождаться рисунком (образом), но и способствовать развитию мыслительных операций: сравнению, классификации, анализу, синтезу и т.д. Приведу в качестве примера несколько таких задач.

Задача1.

Чем отличаются чайники?

Что представляет собой чайник с точки зрения физики?

Каким чайником пользоваться удобнее?

Задача 2. Посмотри внимательно на рисунок двух сосудов. Что у них общего? Чем они отличаются? Одинаково ли будет давление на дно у этих сосудов?

Задача 3. Вода при кипении испаряется и превращается в пар.

Изменились ли при этом сами молекулы воды?

Как изменилось их расположение и движение?

Задача 4.

На коньках легко скользить по льду, а по стеклу невозможно. Почему?

Задача 5.

Придумай вопрос к ситуации и объясни ее.

При составлении задач использую известных учащимся литературных героев, героев фильмов. Детям интересны и Шерлок Холмс, Почемучка (задачи В.И.Елькина) и герой народных анекдотов Вовочка.

Задача 6.

Вовочке и Саше надо было выкачать воду ведром из бочки. Бочка была полной и мальчики решили качать по очереди. Вовочка сказал Саше:

« Качай первым, а я отдохну!» После него воду качал Вовочка. Когда он закончил работу, то вдруг сказал:

« Какой я глупый! Надо было мне качать первым». Почему Вовочка так решил?

При решении качественных задач также развивается речь ребенка, воображение, внимание.

Учащиеся классов КРО, как правило, очень плохо владеют математическим аппаратом, поэтому особую трудность вызывает у них решение расчетных задач. И здесь снова нам помогают образы, привлекательный сюжет задачи, обыгрывание ситуации.

Задача про крота :

Маленький зверек крот, который сам весит всего 100г выносит на поверхность 5 м3 земли. Давайте посчитаем массу вынесенной земли.

Часто я использую задачи «от образа», заложенного ранее. Рисунки всегда привлекают детей: они вглядываются в него, раздумывают над ним, советуются друг с другом по поводу содержания и незаметно для себя втягиваются в анализ рисунка и так же незаметно приходит решение задачи.

Следующим более сложным этапом в решении задач идет создание рисованных задач. После изучения темы учащимся даю задание придумать задачу, качественную или расчетную и сопроводить ее рисунком. На неделе физики и математики устраиваем конкурс задач. Например, при изучении темы «Движение и силы» учащиеся придумали такие задачи:

Задача1. Скорость вертолета 250 м/с. За сколько часов вертолет долетит до Чечни?

При решении задачи мальчику пришлось воспользоваться атласом для нахождения расстояния от Москвы до Грозного. Свою задачу он сопроводил замечательным рисунком военного вертолета.

Задача 2. Заяц- русак бежит со скоростью 16 м/с. Сколько км он пробежит за 2 часа?

Кроме того, учащиеся вынуждены при составлении задач пользоваться справочной литературой. В задачнике В.И.Лукашика они находят скорости дельфина, майского жука, автомобилей, массу птички колибри и т.д. Эти интересные факты побуждают придумывать все новые и новые задачи, развивают воображение, прививают интерес к предмету. В последнее время учащиеся активно используют компьютер и приносят задачи, оформленные с помощью компьютерных технологий. Другие дети просят помочь им оформить составленные задачи, что мы и делаем после уроков в кабинете информатики.

Придуманные учениками задачи мы решаем на уроках. Вызванный ученик, выбирает приглянувшуюся ему картинку, и решает задачу.

Развитию мышления учащихся способствуют и различные игровые моменты на уроке : перебрасывание кубика формул, работа на время с карточками, обозначающими физические величины, единицы физических величин, «игра в слово». Дети очень любят игру в «черный ящик» (узнавание предмета по наводящим вопросам), которая позволяет определять свойства и характеристики предметов, приборов, физического оборудования и т.д. Иногда учебную деятельность стимулирует самое простое задание: представить и показать явление (например, показ трения - скрип двери); кто быстрее решит задачу, быстрее соберет установку, выполнит эксперимент.

Большое внимание в преподавании уделяю развитию практических навыков учащихся. Кроме обязательных лабораторных работ большинство детей с интересов выполняют дома экспериментальные задания (опыты по инерции, давлению газа, плаванию тел, видам теплообмена, агрегатным состояниям вещества, механическим колебаниям, электризации тел и т. д.). В классе мы с учащимися решаем такие экспериментальные задачи как: определение плотности шоколада, мыла, определение работы при поднятии гантели, вычисление количества теплоты, необходимое на нагревание стакана воды, вычисление мощности лампочки карманного фонаря и т.д.

В последние годы в связи с введением в преподавание информационно -коммуникативных технологий и интересу учащихся к компьютеру, Интернету я использую следующие задания: поиск нужной информации в Интернете, подготовка сообщений по изучаемым темам, оформление своих творческих работ в виде документов MS Word, MS Publisher.

В 2006/7 уч.году с учащимися 7-х классов я В этом году м с учащимися 7 класса приодготовка сообщений по изучаемым темам, оформление работ вределение работы при поднятии гпопробовала применить проектную методику обучения. Мы реализовали VCT- проект «Удивительные свойства воды». Учащиеся исследовали свойства воды и провели эксперименты по морозному выветриванию и опреснению воды. По итогам исследований были оформлены красочные работы (MS Word). Дети настолько были заинтересованы проектом, что сами предложили продолжить работу над ним.

В 8 классе совместно с учителем химии учащиеся исследовали свойства чистой и соленой воды и осуществили опреснение воды не только способом вымораживания, но и способом перегонки. В результате совместной деятельности родилась презентация проекта «Удивительные свойства воды». Наш проект размещен на портале Сети творческих учителей http://www.it-n.ru.

Проявленный интерес детей к данной форме изучения учебного материала привел меня к необходимости дальнейшего продолжения работы по созданию проектов.

С сентября 2007г. в нашей школе была создана лаборатория «Учебные проекты с использованием Microsoft Office » , целью создания которой является внедрение проектно-исследовательского метода обучения в учебный процесс.

Применяя проектно-исследовательский метод обучения, я ставлю перед собой следующие задачи:

  • Повышение эффективности и качества обучения учащихся.
  • Развитие творческого мышления учащихся и повышение мотивации обучения.
  • Освоение современных информационных и коммуникативных технологий.
  • Активизация самостоятельности в исследовательской деятельности.
  • Создание значимого для ученика общественно-полезного учебного продукта.
  • Практически ориентированное использование средств Microsoft Office.

В настоящее время учащиеся 7-хклассов реализуют исследовательский проект «Что такое диффузия», а учащиеся 9-х классов – «Тайны магнита».

3. Использование дидактического материала для учащихся, испытывающих трудности в обучении при изучении курса физики.

Учебно-методические комплекты рассчитаны на учащихся общеобразовательных классов и педагог, работающий с учащимися с ограниченными возможностями здоровья, испытывает определенные трудности: применить данную методику и дидактические материалы практически невозможно, они слишком сложны для классов КРО. В начале моей работы с учащимися коррекционно-развивающих классов, я использовала развивающие задания спонтанно, более опираясь на интуицию, обратную связь с детским коллективом. Первым моим материалом, помогающим проводить уроки, содержащим развивающие задания, были задачи по психологии, направленные на развитие внимания, памяти, формирование мыслительных операций, адаптированные к предмету физики. Постепенно, благодаря изучению педагогической и методической литературы, знакомству с опытом работы коллег, консультациям со школьными психологами, мои мысли приобрели четкость, логическую выстроенность. Задания, предлагаемые учащимся, стали более содержательными. Я пришла к выводу о необходимости создания развивающих заданий к целым темам курса физики . В настоящее время я составила такие задания к курсу физики 7 класса, охвачено 19 основных тем, задания к 8 и 9 классам находятся в процессе создания. В качестве примера приведу коррекционно-развивающее задания по темам «Сила тяжести» и «Диффузия».

Физика 7 класс

Коррекционно -развивающее задание по теме «Сила тяжести»

Задание 1.

Продолжи фразы:

Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется __________________

Она обозначается буквой ___________

Измеряется в __________

Задание 2.

Выбери формулу по которой находят силу тяжести:

Fт = m= ÞV Fт = mg S=vt

Задание 3.

Покажи стрелкой силу тяжести, действующую на тела:

Компьютер стоит на столе Яблоко падает с ветки

Задание 3.

Учитель спросил ребят: «Почему воду можно переливать из одного стакана в другой?» Саша сказал:

« Жидкость текучая и поэтому легко переливается». Вовочка ответил: « На жидкость действует сила тяжести и она будет двигаться вниз, поэтому ее можно переливать». Кто ответил правильно?

Задание 4.

Почему шарик и лист бумаги падают не одновременно?

Физика 7 класс

Коррекционно-развивающее задание по теме «Диффузия».

Задание 1.

Как называются частицы, из которых состоят вещества?_________________

Как называются частицы, из которых состоят молекулы?_________________

Напиши химическую формулу воды________ Что она означает?

Задание 2.

При нагревании металлический шарик увеличился в размерах. Увеличилось ли при этом число молекул?

Увеличились ли при этом размеры молекул?

Задание 3. Как называется явление, при котором соприкасающиеся вещества смешиваются друг с другом?

а) кипение б) диффузия в) нагревание г) таяние

Задание 4. Продолжи фразы:

а) Белую мокрую ткань при стирке нельзя класть рядом с цветной, потому что__________________________________

б) Свежие огурцы, если поместить их в рассол, становятся

солеными, потому что ________________________________

Задание 5.

Морское животное кальмар при нападении на него выбрасывает темно-синюю защитную жидкость, которая скрывает его. Почему через некоторое время вода вновь становится прозрачной?

Задание 6.


Где лучше сохранить воздушный шарик, наполненный газом, в холодном помещении или в теплом?

Данные задания помогают прежде всего создавать ситуацию успеха. В переживании ситуации успеха особенно нуждаются учащиеся, испытывающие затруднения в учении. В связи с этим необходимо подбирать такие задания, с которыми учащиеся этой категории могли бы справиться без особых затруднений и лишь потом переходить к более сложным упражнениям. Естественными в этом случае становятся и словесные поощрения, подбадривающие ученика, вызывающие у него уверенность в своих силах, стремление соответствовать оценке учителя. Большое значение в создании ситуаций успеха имеет общая морально-психологическая атмосфера выполнения тех и иных заданий, поскольку это в значительной мере снимает чувство неуверенности, боязни приступить к внешне сложным заданиям, формирует у слабых учащихся внутренний психологический покой и уверенность в своих силах, помогает преодолевать трудности, рождает желание учиться.

Составляя задания, я использовала те же развивающие приемы, как и на уроках: привлекательные сюжеты, картинки-образы, пробуждающие интерес и побуждающие к решению. Использую данные задания, как на уроках при изучении тем курса физики, так и при организации обобщающего повторения по темам учебной программы.

При создании развивающих заданий и контрольных работ использована следующая литература:

1. Преподавание физики, развивающее ученика.

Книги 1-3.Составитель Э.М. Браверман, Москва, 2005г

2. Урок физики в современной школе. Э.М.Браверман, Москва, Просвещение, 1993г.

3. Необычные учебные материалы по физике. В.И. Елькин. Москва, Школа-Пресс, 2001.

4. Сборник задач по физике. В.И. Лукашик. Москва, Просвещение, 2004г.

5. Физика. Дидактические карточки-задания. М.А.Ушаков, К.М.Ушаков. 7-9кл. Дрофа, Москва, 2001г.

6. 100 игр по физике. И.Я. Ланина. Москва, Просвещение, 1995г.

7. Оригинальные уроки физики и приемы обучения. В.И. Елькин. Москва, Школа-Пресс, 2001.

8. Задания для итогового контроля знаний учащихся по физике. О.Ф. Кабардин, С.И. Кабардина. Москва, Просвещение, 1995г.

9. Физика. Занимательные материалы к урокам. 7-8 кл. А.И.Семке. Москва, «Издательство НЦ ЭНАС», 2006г.

Мой опыт работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья неоднократно рассматривался на заседаниях МО математиков и физиков, педагогическом совете школы, на курсах руководителей и педагогов специальных (коррекционных) классов ОУ, слушателей факультета теории и методики КРО при КОИПКРО (октябрь 2007г), на семинаре ГУО для руководителей и педагогов специальных (коррекционных) классов ОУ (декабрь 2006г.) и др. и получил высокую оценку коллег.

Имею публикации: статьи по развивающим методам обучения в книгах Э.М.Браверман «Преподавание физики, развивающее ученика», книги 2-3., Москва, Ассоциация учителей физики, 2005г. ( Статья «Применение образных представлений – средство вовлечения слабых учащихся в мыслительную деятельность», статья «Задания для отработки умения определять причину и следствие») и авторский материал «Удивительные свойства воды» (VCT-проект) на портале «Сеть творческих учителей», 2008г.

4. Оценка результатов деятельности по применению развивающих заданий при изучении курса физики.

Концепция развивающего обучения предполагает создание системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на «усредненного ученика», а с каждым в отдельности учеником с учетом его индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов, в особенности это касается учащихся, имеющих проблемы в обучении. Важнейшим средством достижения положительных результатов обучения учащихся классов КРО, которые, как правило, не имеют достаточного багажа «прежних» знаний и не умеют организовать свой труд, является, как было сказано выше, метод создания ситуации успеха. На уроках прежде всего стремлюсь создавать особую атмосферу, позволяющую учить детей мыслить, раскрывать перед ними пути организации поиска и находок решения поставленных задач на уроке, оценивать деятельность учащихся.

Для этого учителю самому нужно располагать «эталоном» такого рационального усвоения, т.е. знанием того, как следует выполнять те или иные умственные действия, чтобы эффективнее усваивать материал, сообщать эти знания на уроке, стимулировать учеников к их использованию. Без этого нельзя по-настоящему осуществлять коррекционную работу. А это требует доброжелательной обстановки на уроке, атмосферы подлинного сотрудничества , а не авторитарности. Ученик должен почувствовать, что учитель интересуется процессом его работы, соответственно его оценивает, помогает выявить сильные и слабые стороны его работы, намечает совместно с учеником пути его коррекции. Отметка становится лишь итогом напряженной совместной работы учителя и ученика , которая в процессе ее осуществления многократно оценивается и корректируется. При этом учитель получает возможность оценивать ученика не только в сравнении с другими, но и с ним самим, выявлять динамику его изменений от урока к уроку.

Реализация такого подхода требует разработки специальных критериев, не совпадающих с критериями, принятыми для оценки обязательных для всех результатов обучения.

В настоящее время выделяют три основных направления в разработке проблемы контроля и оценки знаний.

Первое направление выделяет качество знаний как интегральный показатель усвоения содержания учебной программы (оценивается содержание и объем научной информации).

Второе направление в определении критериев оценки достижений ученика акцентирует внимание учителя на выявление не только содержания усвоенных знаний, но и на методах их получения, т.е. на характер организации учебной деятельности, в том числе и оценка учителем логических операций, которыми владеет ученик.

Третье направление обоснования критериев оценки эффективности усвоения знаний исходит из представления о процессе усвоения как субъектной деятельности ученика, определяемой особенностями его психологической организации. Педагогам хорошо известно, что один и тот же программный материал разные дети усваивают по-разному, в зависимости от преобладающего у детей вида памяти, воображения, типа мышления и др. личностных особенностей, которые учитель должен выявить и опираться на них при оценке индивидуальных особенностей ученика.

Оценка возможностей ученика в ходе усвоения знаний должна состоять из трех разных, но сопряженных критериев: дидактического, логического и психологического . Их трудно разграничить, можно только акцентировать внимание на каждом из них. Поэтому при оценивании работы учащихся стремлюсь дифференцировать эти критерии, четко их выделять, обосновывать, чтобы они были понятны каждому ученику (за что именно он получил тот или иной балл).

Работая с учащимися классов КРО, все чаще прихожу к выводу, какую разницу имеет отметка и оценка . Мы привыкли выставлять отметки, т.е. фиксировать результат, ученики же больше ценят процесс работы , и хотят услышать от учителя слова похвалы за этот процесс, т.е. за свой труд, радуются тому, что их поиски, пробы замечены учителем.

Таким образом, оценка учителем процессуальной стороны работы учащихся, имеющих проблемы в обучении, играет ведущую роль в формировании стремления учащихся к достижению успеха, и как показывает практика, способствует развитию личности учащихся, более эффективному усвоению учебного материала и значительно повышает качество обучения и воспитания.

Вместе с тем велико значение и традиционных форм контроля, которые также помогают оценить достижения учащихся, проверить соответствие планируемых и реальных результатов обучения, дают возможность учителю увидеть сформированность ЗУНов учащихся, оценить уровень усвоения программного материала. Основным видом контроля знаний учащихся является текущая проверка, которая позволяет своевременно корректировать процесс обучения. Как показал мой опыт, учащиеся классов КРО, боятся «традиционных» контрольных работ, в большинстве случаев им трудно даже понять условие задач, поэтому возникла необходимость применения таких работ, которые соответствовали бы уровню развития учащихся, испытывающих трудности в обучении. Для учащихся 7-х классов я составила контрольные работы в привычной для них форме: с рисунками, знакомыми сюжетами, элементами развивающего обучения, постепенно в 8-9 классах рисунки заменяются текстами. В качестве примера предлагаю Вашему вниманию тематические контрольные работы для 7 класса (I уровень). Чтобы получить отметку «4», учащиеся в дополнение к данной работе должны выполнить более сложное дополнительное задание. Кроме того, при внутришкольной проверке использую работы тестовые и диагностические. Контрольные работы составлены на основе требований государственного стандарта.

В качестве примера приведу тексты контрольных работ по курсу физики 7 класса: контрольная работа №2 по теме «Взаимодействие тел» и тестовая контрольная работа за 1 полугодие.

Контрольная работа №2 «Взаимодействие тел». Физика 7 класс

1. На каком рисунке изображен вес тела? Сила тяжести?


2. Даны массы зайца, собаки и льва. Чему равны силы тяжести, действующие на этих животных?


3.

Каким должно быть показания динамометра?

4. Выберите случаи, когда силу трения уменьшают, когда увеличивают:

Тротуар посыпают песком в гололед, натачивают лезвия коньков, применяют подшипники, используют шины с глубоким рисунком, смазывают детали машин, делают рельефный рисунок на ступеньках, полируют медицинские иглы.

5. Ящик тянут вверх по наклонной плоскости.

Как направлена сила трения?

Изобразите ее на рисунке.

6. Шкаф имеет массу 80кг. Каков его вес?

Тестовая контрольная работа за 1 полугодие Физика 7 класс

1. Какое тело движется прямолинейно?

А. Искусственный спутник Земли Б. Лифт В. Конец минутной стрелки

Г. Ребенок на качелях.

2. Какое из выражений выражает скорость в СИ ?

А. 50км/час Б. 5 м/с В. 60 сек Г. 300 м

3. В течение 30 сек. поезд двигался со скоростью 72 км/ час. Какой путь он прошел за это время?

А. 6 км Б. 0,06 км В. 600 м Г. 2160 м

4. На столе в вагоне поезда стоит стакан. Как движется поезд?


А. Набирает скорость Б. Тормозит

В. Равномерно движется Г. Покоится.

5. По какой формуле вычисляется плотность вещества?

А. S = v t Б. t = В. F= mg Г. Þ =

6. Массы шаров одинаковы. Какой из них

1 2 3 сделан из вещества с наибольшей плотностью?

А. 1 Б. 2 В. 3 Г. Плотность всех шаров одинакова

7. Масса газа, заполняющего шар объемов 10 м3 равна 20 кг. Какова плотность газа?

А. 0,5 кг/ м3 Б. 2 кг/ м3 В. 20 кг/ м3 Г. 200 кг/ м3

8.

Объем цилиндра равен:

40 40

30 30 А. 40 см3 Б. 20 см3

20 20

10 10 В. 10 см3 Г. 30 см3

9. По международному соглашению за единицу силы принят :

А. килограмм (кг) Б. Ньютон (Н) В. Метр (м) Г. секунда (с)

10. Как называют силу, с которой Земля притягивает к себе любое тело?

А. Сила упругости Б. Сила тяжести В. Вес тела Г. Вес и сила тяжести.

11. В соревновании по перетягиванию каната участвуют четыре человека. Двое тянут канат, прикладывая силы 200 Н и 300 Н вправо, двое других тянут влево с силами 100 Н и 250 Н. Какова равнодействующая этих сил и в какую сторону будет двигаться канат?

А. 150 Н, вправо Б. 850 Н, вправо В. 500 Н , влево Г. 350 Н, влево.

12. Как называ6ется прибор, которым измеряют вес тела?

А. Весы Б. Мензурка В. Динамометр Г. Секундомер

13. В каком случае сила трения будет наибольшей?

1 2

3

А. 1 Б. 3 В. 2 Г. 1 и 2

14. Находится ли данный рычаг в равновесии?

А. Да Б. Нет

15. Какую работу надо совершить на ровной дороге, чтобы переместить груз массой 100 кг на расстояние 2 м?

А. 0 Б. 200 Дж В. 2000 Дж Г. 50 Дж

Дополнительное задание.

Задача 1.

Какова масса айсберга, если его длина 40м, ширина 15м, а толщина 3м?

Задача 2.

Поезд длиной 240м, двигаясь равномерно, прошел мост длиной 360м со скоростью 5 м/с. Сколько времени поезд двигался по мосту?

Применение методики развивающего обучения к учащимся, привело к значительному повышению качества обучения: достигнута 100% успеваемость, в общеобразовательных классах число обучающихся на «4» и «5» возросло до 50%, в классах КРО до 18%.

Качество обучения учащихся школы №19

по физике.

Учебный год

Общеобразовательные классы

Классы КРО

2002/03

33,6%

0%

2005/06

42%

14,3%

2006/07

50%

18%


III . Заключение.

Практика работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и использование развивающих приемов и заданий на уроках и во внеурочной деятельности позволяет сделать следующие выводы:

· Учащиеся не только получают «багаж» знаний, при изучении программного материала происходит развитие мыслительных процессов, формируется сфера практических умений учащихся;

· Материал учебника и рассказ учителя становится понятным, осознанно запоминается, ученик видит область практического применения знаний;

· Повышается мотивация учения, развивается потребность узнавать новое, самостоятельно добывать знания, приобретать новые практические навыки;

· Формируются коммуникативные отношения, умение сотрудничать со сверстниками и педагогами;

· Развиваются способности детей, повышается самооценка.

Многолетний опыт работы учителем в общеобразовательной школе с учащимися коррекционно-развивающих классов показывает, что большинство из них испытывает трудности в обучении. Применение современных технологий личностно-ориентированного, компенсирующего, коррекционно-развивающего обучения, опробирование различных собственных способов, обеспечивающих развитие у всех учащихся интереса к познавательной деятельности и качественное овладение знаниями, умениями и навыками, позволяют мне дать некоторые рекомендации начинающим коллегам:

  1. Верьте в способности любого ученика и старайтесь передать эту веру ему. Радуйтесь каждому шагу вперед своего воспитанника.
  2. Общение – главная составляющая любой методики. Не наладив общения с ребенком с ограниченными возможностями, не получить результата обучения.
  3. Для неуспевающих учеников необходим период вживания в материал. Не торопите их, чтобы пришел успех, требуется время.
  4. Не следует принимать примитивно работу с детьми с задержкой психического развития. Дело не только в знаниях. При обучении таких учеников идет постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоциональной сферы, чувств, интереса к учению, формирование общеучебных умений и навыков. Методика работы с учащимися, испытывающими трудности в обучении должна меняться по мере развития учащихся.
  5. У детей с задержкой психического развития слабо развито абстрактное мышление – лучше – наглядно-образное. Постарайтесь находить образы в изучаемом материале, привлекать к изложению такие занимательные средства, которые бы воздействовали на эмоции, чувства, интерес к учению (литературные произведения, музыку, картины, мультимедийные источники).
  6. Не следует гнаться за обилием излагаемого материала. Лучше выбрать главное, изучить его, повторить, закрепить.
  7. Следует вести учет учащихся, нуждающихся в индивидуальной помощи, учитывать пробелы в знаниях. Таким учащимся можно давать интересные дополнительные домашние задания. На уроках старайтесь создавать ситуацию успеха для каждого ученика, включайте слабоуспевающих учащихся в активную деятельность. Постарайтесь постоянно отслеживать динамику их развития.
  8. Предлагаю вам опробировать дидактический материал , разработанный мною для уроков физики в 7-х классах и тексты контрольных работ, которые позволяют сделать изучении такого сложного предмета интересным процессом, доступным и увлекательным. Даже учащиеся коррекционных классов активно включаются в исследовательскую работу, в результате чего развивается познавательная деятельность, и как следствие значительно повышается качество обучения, большинство учащихся успешно справляются со стандартными контрольными заданиями, безразличие к учебе отступает, рождается желание учиться.

Материалы с моими разработками Вы можете найти в сборниках «Преподавание физики, развивающее ученика», книги 2-3, сост. Э.М. Браверман, Москва, 2005г. и на портале Сети творческих учителей http://www.it-n.ru или сделав запрос на интересующий Вас материал по адресу SC-19@mail.ru.

Приглашаю к сотрудничеству всех, кто заинтересовался данным аспектом работы с детьми, имеющими трудности в обучении.

Желаю Вам творческого подхода к педагогической деятельности, верьте в свой успех и своих учеников. Удачи Вам!

Литература:

1. Преподавание физики, развивающее ученика.

Книги 1-3.Сост. Э.М. Браверман, Москва, 2005г

2. Урок физики в современной школе. Э.М.Браверман, Москва, Просвещение, 1993г.

3. Методический справочник учителя физики. Сост. М.Ю.Давыдов, В.А.Коровин, М., Мнемозина, 2003г.

4. Дидактика средней школы: некоторые проблемы современной дидактики. Под ред. М.Н.Скаткина, М., 1982г.

5. Якиманская И.С., Якунина О.С. Личностно-ориентированный урок: планирование и технология проведения. Ж-л «Директор школы»,

1998г.,№ 3.

6.Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. Ж-л «Директор школы.», 2000г., № 7.