Учебное пособие: Методические указания и контрольные задания для студентов заочного отделения образовательных учреждений среднего профессионального образования по дисциплине «Теория бухгалтерского учета» по специальности 0601 «Экономика, бухгалтерский учет» Утверждено зам

Название: Методические указания и контрольные задания для студентов заочного отделения образовательных учреждений среднего профессионального образования по дисциплине «Теория бухгалтерского учета» по специальности 0601 «Экономика, бухгалтерский учет» Утверждено зам
Раздел: Остальные рефераты
Тип: учебное пособие Скачать документ бесплатно, без SMS в архиве

Федеральное агентство по образованию РФ

ФГОУ СПО Комсомольский – на – Амуре

Техникум информационных технологий и сервиса

Методические указания и контрольные задания для студентов заочного отделения образовательных учреждений среднего профессионального образования

по дисциплине «Теория бухгалтерского учета» по специальности 0601 «Экономика, бухгалтерский учет»

Утверждено зам. директора по учебной работе Медведева Н.П.

Рассмотрено зав. кафедрой экономики и бух. учета

Карасева О.В..



Составила: Брюханова Г.Н., преподаватель бухгалт. учета

Введение

Методические указания и контрольные задания по дисциплине «Теория бухгалтерского учета» предназначены для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0601 «Экономика, бухгалтерский учет» среднего профессионального образования.

Учебная дисциплина «Теория бухгалтерского учета» является общепрофессиональной, устанавливающей базовые знания, необходимые для усвоения специальных дисциплин.

В современных условиях возрастает значение бухгалтерского учета, усиливаются его конкретные функции, повышаются действенность и оперативность учета при расширении объема информации.

Изложение теоретического содержания основных категорий бухгалтерского учета должно базироваться на историческом и логическом анализе их развития и раскрывать роль теоретических знаний для практики бухгалтерского учета и дальнейшего совершенствования его организации.

Изучение программного материала должно способствовать формированию у студентов нового экономического мышления, обеспечить соответствующий кругозор и подготовить их к изучению курса бухгалтерского учета, поэтому студент должен

иметь представление:

- о единой системе учета и требованиях, предъявляемых к учету;

- об основных этапах учетного процесса;

- о системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в России и правилах организации бухгалтерского учета;

знать:

- предмет и метод бухгалтерского учета;

- методические и нормативные материалы по организации учета и методам ведения учета на предприятии;

- принципы ведения учета основных хозяйственных процессов;

- технологию обработки учетной информации;

уметь:

- пользоваться планом счетом бухгалтерского учета;

- документально оформлять хозяйственные операции различного типа;

- производить записи в учетных регистрах;

- использовать экономическую нормативно-правовую информацию и справочный материал в своей профессиональной деятельности.

Дисциплина «Теория бухгалтерского учета» базируется на

знаниях, умениях и навыках, полученными студентами при изучении дисциплин: «Основы экономической теории», «Основы права», «Экономика организации (предприятия)» и др.

При изучении дисциплины необходимо обратить внимание на ее прикладной характер, на то где и когда изучаемые теоретические положения и практические навыки могут быть использованы в будущей практической деятельности.

В методических указаниях приведены основные моменты, на которые следует обратить внимание студентов при изучении тем дисциплины «Теория бухгалтерского учета», способствующие лучшему усвоению теоретического материала и его закреплению в контрольном задании.

Для лучшего усвоения теоретического материала по каждой теме даются контрольные вопросы, список литературы, что ориентирует студентов на протяжении всего изучения дисциплины.

По данному курсу студенты должны выполнить одну домашнюю контрольную работу, составленную в десяти вариантах. Номер варианта соответствует последней цифре учебного шифра студента.

Контрольное задание состоит из хозяйственных операций, взаимосвязанных между собой по содержанию и последовательности выполнения, и представляют собой сквозной практический пример, охватывающий всю процедуру работы бухгалтера.

При изложении теоретического материала целесообразно использовать нормативные документы, образцы первичных документов, учетных регистров, а так же приводить примеры из практики работы предприятий, на которых работают студенты.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ

Раздел 1. Общая характеристика бухгалтерского учета.

Тема 1.1. Хозяйственный учет, его сущность и значение.

Тема 1.2. Правовая основа бухгалтерского учета.

Раздел 2. Предмет и метод бухгалтерского учета.

Тема 2.1. Предмет бухгалтерского учета.

Тема 2.2. Метод бухгалтерского учета.

Раздел 3. Бухгалтерский баланс.

Тема 3.1. Общая характеристика бухгалтерского баланса.

Тема 3.2. Изменения в балансе под влиянием хозяйственных операций.

Раздел 4. Счета бухгалтерского учета и двойная запись.

Тема 4.1. Счета бухгалтерского учета.

Тема 4.2. Двойная запись операций на счетах.

Тема 4.3. Синтетические и аналитические счета.

Тема 4.4. Оборотные ведомости.

Тема 4.5. Классификация счетов бухгалтерского учета.

Тема 4.6. План счетов бухгалтерского учета.

Раздел 5. Принципы учета основных хозяйственных процессов.

Тема 5.1. Учет процесса снабжения.

Тема 5.2. Учет процесса производства.

Тема 5.3. Учет процесса продажи.

Раздел 6. Документация и инвентаризация.

Тема 6.1. Документация хозяйственных операций.

Тема 6.2. Инвентаризация имущества предприятия.

Раздел 7. Технология обработки учетной информации.

Тема 7.1. Учетные регистры

Тема 7.2. Формы бухгалтерского учета

Требования к оформлению контрольной работы

Вариант задания студент выбирает по последней цифре, присвоенного ему шифра.

При выполнении контрольной работы следует соблюдать следующие требования:

1. Четко и правильно переписать задание контрольной работы по своему варианту (допускается ксерокопирование задания). Работы, выполненные не по своему варианту, возвращаются без проверки.

2. Ответы на вопросы должны быть четкими, полными и аргументированными.

3. При решении задания необходимо привести расчеты, где следует самостоятельно определить сумму.

4. Работу выполнять чернилами (пастой) четко и разборчиво, страницы пронумеровать.

5. В конце работы привести перечень используемой литературы.

Последовательность выполнения контрольной работы

1. Составить баланс на 1 марта 200_ г. по форме № 1.

2. Составить журнал регистрации хозяйственных операций за март по форме, приведенной в приложении № 1. подсчитать итог в журнале регистрации операций.

3. Открыть счета синтетического учета по форме, указанной в приложении № 2. Указать шифры и наименования счетов, записать в них остатки по счетам на начало месяца, приведенные в таблице № 1.

4. Суммы операций из журнала регистрации операций разнести в счета синтетического учета.

5. Подсчитать обороты за март и определить сальдо на 1 апреля.

6. Составить оборотную ведомость по синтетическим счетам за март по форме, приведенной в приложении № 3. Расположить сначала активные счета, а затем пассивные.

7. составить баланс на 1 апреля 200_ г. по форме № 1.

Прежде чем приступить к выполнению контрольной работы следует изучить рекомендуемую основную и дополнительную литературу. Теоретические вопросы в ответах необходимо подтверждать бухгалтерскими проводками и примерами из практики работы организации, в которой вы работаете.

Каждый вариант контрольной работы включает два теоретических вопроса и решение практического задания.

Контрольная работа должна иметь:

1. Титульный лист.

2. План.

3. Текстовое изложение материала, разбитое на главы, параграфы с заголовками, соответствующими плану и отражающими содержание этих глав.

4. Решение задачи.

5. Список литературы.

6. Дата выполнения работы, подпись.

Вопросы к контрольной работе

Вариант – 1

1. Понятие о хозяйственном учете и его виды.

2. Учет процесса продажи.

Вариант – 2

1. Основные задачи и принципы бухгалтерского учета.

2. Понятие учетных регистров и их классификация.

Вариант 3

1. Классификация хозяйственных средств по составу и размещению.

2. Сущность и значение бухгалтерских документов. Классификация документов.

Вариант – 4

1. Счета бухгалтерского учета, их назначение и строение. Взаимосвязь между счетами и балансами.

2. Учет процесса производства.

Вариант – 5

1. Синтетические и аналитические счета, их взаимосвязь.

2. Учет процесса снабжения.

Вариант – 6

1. Классификация счетов по экономическому содержанию, назначению и структуре.

2. Предмет и метод бухгалтерского учета.

Вариант – 7

1. Классификация хозяйственных средств по источникам образования и целевому назначению.

2. Организация документооборота на предприятии.

Вариант – 8

1. Структура плана счетов бухгалтерского учета. Особенности забалансовых счетов.

2. Формы бухгалтерского учета.

Вариант – 9

1. Оборотные ведомости по счетам синтетического и аналитического учета, порядок их составления и значение.

2. Регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации.

Вариант – 10

1. Бухгалтерский баланс. Изменение в балансе под влиянием хозяйственных операций.

2. Инвентаризация имущества организации. Порядок проведения инвентаризации.

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение

Студент должен:

Иметь представление: о роли и месте знаний по дисциплине в процессе освоения основной общеобразовательной программы по специальности.

Знать:

- какие требования будут предъявляться к студентам при изучении предмета

- какими качествами и знаниями должен обладать бухгалтер

- историю развития бухгалтерского учета.

Содержание предмета «Теория бухгалтерского учета» и его связь с другими экономическими дисциплинами. История развития бухгалтерского учета. Значение дисциплины для подготовки специалистов. Роль бухгалтера в принятии решений по управлению организацией.

Раздел 1. Общая характеристика бухгалтерского учета.

Тема 1.1. Хозяйственный учет, его сущность и значение.

Студент должен:

Иметь представление: о единой системе учета и требованиях, предъявляемых к учету; основных этапах учетного процесса.

Знать:

- виды хозяйственного учета

- измерители, применяемые в учете

- основные задачи бухгалтерского учета.

Понятие о хозяйственном учете и его виды. Требования, предъявляемые к хозяйственному учету. Виды измерителей, используемые в хозяйственном учете. Основные требования к ведению бухгалтерского учета. Задачи и принципы бухгалтерского учета. Этапы учетного процесса. Понятия о финансовом, управленческом и налоговом учете.

Методические указания

Хозяйственный учет – это количественное отражение и качественная характеристика хозяйственных явлений в целях контроля и активного на них воздействия.

Изучая виды хозяйственного учета (оперативный, статистический, бухгалтерский), следует обратить внимание на отличительные черты каждого из них, какие требования предъявляются к хозяйственному учету.

Ведение хозяйственного учета предполагает количественное измерение учитываемых объектов. С этой целью используются учетные измерители: (натуральные, трудовые, денежные). Следует уяснить роль и значение применяемых измерителей. Необходимо определить основные задачи бухгалтерского учета и пути их достижения. Изучить перечень основных требований и принципы бухгалтерского учета.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое хозяйственный учет и его виды?

2. Что такое оперативный учет?

3. Какую роль играет статистический учет в хозяйственном учете?

4. В чем отличие бухгалтерского учета от статистического и оперативного?

5. Какие требования предъявляются к хозяйственному учету?

6. Для чего служат натуральные измерители?

7. Где находят применение трудовые измерители?

8. Как отражаются хозяйственные явления с помощью денежного измерителя?

9. Что понимают под бухгалтерским учетом?

10.Какие требования предъявляются к бухгалтерскому учету?

11.Какие основные задачи стоят перед бухгалтерским учетом?

12.В соответствии, с какими принципами должен быть организован бухгалтерский учет?

13.Каковы основные этапы учетного процесса?

14.Что отражается в финансовом учете?

15.Для чего необходим управленческий учет?

16.Что такое налоговый учет?

Литература:

( 3, с.24-58; 4, с.19- 46.)

Тема 1.2. Правовая основа бухгалтерского учета.

Студент должен:

Иметь преставление: о системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в Росси и правилах организации бухгалтерского учета.

Знать:

- регулирование бухгалтерского учета;

- нормативные документы, определяющие методологические основы, порядок организации и ведения бухгалтерского учета в организациях.

Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом. Документы, регламентирующие организацию бухгалтерского учета. Международные стандарты учета и адаптация к ним российской системы учета.

Методические указания

Правильная организация и эффективное ведение бухгалтерского учета невозможны без использования общеметодологических подходов, а также законодательного и нормативного регулирования учетных процессов. Поэтому следует уяснить состав законодательных и нормативных актов, регулирующих бухгалтерскую деятельность. Изучить основные требования Федерального закона о бухгалтерском учете и Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Иметь общее представление о стандартах бухгалтерского учета и их содержании.

Система законодательного и нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации в настоящее время находится в стадии реформирования и приближения к международным стандартам.

Международные стандарты финансовой отчетности представляют собой документы, определяющие взаимоприемлемые для бухгалтеров большинства стран принципы составления финансовой отчетности и предлагающие для их соблюдения варианты бухгалтерского учета различных объектов.

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы цели законодательства РФ о бухгалтерском учете и уровни системы нормативного регулирования бухгалтерского учета?

2. Какие федеральные законодательные акты, определяющие роль, место и значение бухгалтерского учета, вы знаете?

3. Какое значение в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета занимают положения (стандарты) по бухгалтерскому учету?

4. Охарактеризуйте необходимость и назовите предпосылки международной стандартизации бухгалтерского учета.

5. Назовите группы Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО).

Литература:

( 1; 2; 3, с. 60-126; 4, с. 310-313; 5, с.108-116)

Раздел 2. Предмет и метод бухгалтерского учета.

Тема 2.1. Предмет бухгалтерского учета.

Студент должен:

Иметь представление: о предмете бухгалтерского учета, как непрерывно движущегося комплекса хозяйственных средств, источников их образования, хозяйственных операций и хозяйственных процессов предприятия в их взаимосвязях и взаимодействиях.

Знать:

- основные стадии кругооборота средств;

- объекты бухгалтерского учета;

- классификацию хозяйственных средств по составу и размещению;

- классификацию хозяйственных средств по источникам образования и целевому назначению.

Уметь:

- проводить группировку имущества предприятия по составу и размещению, источникам образования и целевому назначению.

Характеристика предмета бухгалтерского учета. Понятие о хозяйственных процессах. Объекты бухгалтерского учета. Классификация хозяйственных средств по составу и размещению. Классификация хозяйственных средств по источникам образования и целевому назначению.

Методические указания

Предметом бухгалтерского учета являются наличие и движение имущества, источники его формирования и использование, а также возникшие обязательства и полученные результаты деятельности экономического субъекта. В ходе финансово-хозяйственной деятельности происходит кругооборот хозяйственных средств, т. е. последовательное превращение средств из одной формы в другую и переход из одного процесса в другой. Различают три процесса: снабжение, производство, реализация.

В соответствии с Законом о бухгалтерском учете объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства, и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.

Хозяйственные средства организации классифицируются по составу и размещению на внеоборотные активы и оборотные средства, по источникам образования и целевому назначению на собственные средства и привлеченные (заемные) средства.

Практическое занятие № 1. Классификация имущества по составу и размещению, источникам образования и целевому назначению.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что является предметом бухгалтерского учета?

2. Что характеризует хозяйственная операция?

3. Что является объектами бухгалтерского учета?

4. На какие две группы делятся объекты бухгалтерского учета?

5. Охарактеризуйте экономическую сущность и состав хозяйственных средств организации по составу и размещению.

6. Охарактеризуйте экономическую сущность и состав хозяйственных средств по источникам образования и целевому назначению.

7. Что относится к внеоборотным активам?

8. Что относится к оборотным активам?

9. В чем отличие дебиторской задолженности от кредиторской?

10.Какова структура собственных и привлеченных средств?

11.Какие хозяйственные операции, связанные с процессом снабжения, производства, реализации, вы знаете?

Литература:

(3, с. 127-139)

Тема 2.2. Метод бухгалтерского учета.

Студент должен:

Знать:

- основные правила ведения бухгалтерского учета;

- элементы метода бухгалтерского учета.

Общая характеристика метода бухгалтерского учета. Основные правила ведения бухгалтерского учета.

Методические указания

Метод бухгалтерского учета – совокупность всех приемов и способов, с помощью которых в бухгалтерском учете отражаются движение и состояние хозяйственных средств и источников их образования.

Элементы метода – приемы и способы, которые включены в метод бухгалтерского учета. К ним относятся: документация, инвентаризация, оценка, калькуляция, система счетов, двойная запись, балансовое обобщение, бухгалтерская отчетность.

Без знания правил ведения бухгалтерского учета невозможны сбор, обработка информации, необходимой для принятия управленческих решений. Чтобы заинтересованные пользователи бухгалтерской информации могли ее использовать без дополнительной обработки и корректировок, необходимо применение единых подходов к группировке данных и их документальному оформлению. Для достижения этой цели разработаны и применяются унифицированные требования к ведению бухгалтерского учета, а также формы первичной учетной документации.

Денежная оценка имущества и обязательств организации производится различными способами. Для того чтобы выбрать метод и способ оценки, необходимо знать варианты выбора и уметь оценивать последствия применения выбранного варианта.

Инвентаризация имущества и обязательств организации является обязательным мероприятием, которое должно производиться в установленные сроки. Правильное проведение инвентаризации позволяет не только сопоставлять фактическое наличие и учетные данные о размере и состоянии различных активов и расчетов, но и оценивать, насколько рационально организован бухгалтерский учет в организации.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что понимается под методом бухгалтерского учета?

2. Перечислите элементы метода бухгалтерского учета?

3. Что такое документация?

4. Что представляет собой инвентаризация как элемент метода бухгалтерского учета?

5. Что такое оценка?

6. Что такое калькуляция?

7. Дайте определение системы счетов?

8. Дайте определение двойной записи?

9. Что представляет собой балансовое обобщение?

9. Что такое бухгалтерская отчетность?

Литература:

(2; 3, с. 140-142)

Раздел 3. Бухгалтерский баланс.

Тема 3.1. Общая характеристика бухгалтерского баланса.

Студент должен:

Знать:

- содержание и структуру баланса;

- группировку статей актива и пассива баланса в соответствии с экономическим содержанием и классификацией имущества предприятия;

Уметь:

- определить к какой статье бухгалтерского баланса относятся конкретные виды имущества, источники его формирования;

- составить бухгалтерский баланс на основе инвентарных данных.

Общее понятие о бухгалтерском балансе. Содержание и структура баланса. Значение и использование бухгалтерского баланса. Классификация балансов.

Методические указания

Бухгалтерский баланс – это способ экономической группировки имущества по его составу, размещению и источникам его формирования на определенную дату в денежной оценке.

Различные виды имущества организации, сгруппированные в зависимости от экономической их однородности, отражаются в активе баланса. Источники формирования экономических ресурсов включают собственный капитал, долгосрочные и краткосрочные обязательства. Они отражаются в пассиве баланса. Итоги актива и пассива баланса называются валютой баланса и должны быть равны. Элементами актива и пассива являются статьи, сгруппированные в разделы. Необходимо знать, сколько их в активе, в пассиве баланса, как они называются, какие статьи в них включены и по какому признаку.

Изучив строение баланса, следует выяснить виды балансов, их характерные особенности.

Изучая содержание баланса, целесообразно уяснить какое значение имеет баланс для руководства организации, где используются данные баланса и что позволяют контролировать.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое бухгалтерский баланс?

2. Что понимается под активом и пассивом баланса?

3. Что понимается под статьей баланса?

4. Что такое структура баланса?

5. Чем обусловлено равенство итогов актива и пассива?

6. Как подразделяются балансы по времени составления?

7. Как подразделяются балансы по объему информации?

8. Как различают балансы по способу очистки?

9. Как различают балансы по характеру деятельности?

10.Какие существуют балансы по формам собственности?

11.Что такое валюта баланса?

Литература:

(3, с.151-159)

Тема 3.2. Изменения в балансе под влиянием хозяйственных операций.

Студент должен:

Знать:

- типы хозяйственных операций и их влияние на бухгалтерский баланс.

Уметь:

- определять типы хозяйственных операций и их влияние на бухгалтерский баланс.

Виды изменений в балансе. Типы хозяйственных операций и их влияние на бухгалтерский баланс.

Методические указания

Хозяйственные операции, которые осуществляются организацией за отчетный период, вызывают изменения в балансе. Эти операции в зависимости от характера их влияния на величину актива и пассива бухгалтерского баланса подразделяются на четыре типа.

Операции первого типа вызывают изменения только в активе баланса, так как одна статья увеличивается при одновременном уменьшении другой. При этом валюта баланса не изменится.

Операции второго типа вызывают изменения только в пассиве баланса, так как одна статья пассива баланса увеличивается за счет уменьшения другой статьи пассива баланса. Валюта баланса не изменится.

Операции третьего типа вызывают увеличение одной статьи актива и соответственно одной статьи пассива баланса. При этом на равную величину увеличивается актив и пассив баланса.

Операции четвертого типа вызывают одновременное уменьшение статьи актива баланса и соответственно статьи пассива баланса. При этом валюта баланса по активу и пассиву баланса уменьшается на равную величину.

Необходимо уметь определить тип изменений в балансе под влиянием хозяйственных операций, приводить на каждый тип примеры хозяйственных операций. При этом важно помнить о том, какие бы изменения ни происходили в балансе, равенство между активом и пассивом сохраняется.

Практическое занятие № 2. Составление бухгалтерского баланса на основе инвентарных данных и отражение в нем изменений под влиянием хозяйственных операций.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите типы изменений в балансе под влиянием хозяйственных операций.

2. Охарактеризуйте первый тип балансовых изменений. Приведите примеры и сформулируйте выводы.

3. Охарактеризуйте второй тип балансовых изменений. Приведите примеры и сформулируйте выводы.

4. Охарактеризуйте третий тип балансовых изменений. Приведите примеры и сформулируйте выводы.

5.Охарактеризуйте четвертый тип балансовых изменений. Приведите примеры и сформулируйте выводы.

Литература:

( 3, с. 160-165; 4, с.58-66)

Раздел 4. Счета бухгалтерского учета и двойная запись.

Тема 4.1. Счета бухгалтерского учета.

Студент должен:

Знать:

- характеристику счетов, как одного из основных элементов метода бухгалтерского учета;

- строение счетов, открытие счетов и порядок записи в них.

Уметь:

- открыть схематическую таблицу счета, записать остаток и операции, подсчитать обороты, вывести новый остаток.

Понятие о счетах бухгалтерского учета и их строение. Счета активные, пассивные, активно-пассивные. Балансовые счета.

Методические указания

Счета бухгалтерского учета – способ систематизации и текущего учета состояния и изменения хозяйственных средств и источников их формирования, а также хозяйственных процессов для получения информации, необходимой для управления и контроля.

Активные счета – это счета, предназначенные для учета состояния и движения хозяйственных средств (счета «Основные средства», «Материалы», «Касса», «Расчетный счет».)

Пассивные счета – это счета для учета состояния и движения источников хозяйственных средств (счета «Уставный капитал», «Резервный капитал», «Расчеты с персоналом по оплате труда».)

Активно-пассивные счета предназначены для текущего учета состояния и изменения одновременно хозяйственных средств и источников их образования. Активно-пассивные счета бывают двух видов: с односторонним сальдо (дебетовое или кредитовое) и двусторонним сальдо (дебетовое и кредитовое одновременно). К счетам с односторонним сальдо относят счет «Прибыли и убытки», к двусторонним развернутым сальдо относится счет «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Следует изучить схемы строения активного, пассивного и активно-пассивного счета. Усвоить порядок определения конечных остатков (сальдо) по счетам. На основании конечных остатков по счетам составляется бухгалтерский баланс на конец отчетного периода.

Счета, которые открываются на основании статей баланса и служат основанием для его составления, называются балансовыми счетами.

Вопросы для самоконтроля:

1. Для чего предназначены счета бухгалтерского учета?

2. Какого графическое изображение счета?

3.Строение активного счета. Как выводится конечное сальдо в активном счете?

4. Строение пассивного счета. Как выводится конечное сальдо в пассивном счете?

5. Для чего предназначены активно-пассивные счета?

6. В чем выражается связь между счетами и балансом?

Литература:

(3, с. 173-178)

Тема 4.2. Двойная запись операций на счетах.

Студент должен:

Знать:

- сущность и значение двойной записи;

- взаимосвязь между счетами бухгалтерского учета.

Уметь:

- составлять бухгалтерские проводки;

- отражать хозяйственные операции на счетах бухгалтерского учета.

Сущность и значение двойной записи. Контрольное значение двойной записи. Корреспонденция счетов. Бухгалтерские проводки.

Методические указания

Каждая хозяйственная операция отражается на счетах бухгалтерского учета при помощи двойной записи. Следует понимать, что сущность двойной записи состоит в том, что сумма хозяйственной операции отражается по дебету одного счета и кредиту другого.

Взаимосвязь, возникающая между счетами при отражении хозяйственной операции, называется корреспонденцией счетов, а сами счета – корреспондирующими.

При определении корреспонденции счетов по конкретной хозяйственной операции необходимо в следующей последовательности определить:

- Какие счета затронуты данной хозяйственной операцией?

- Какие изменения произошли в средствах, учитываемых на этих счетах?

- Какими по структуре являются эти счета (активные, пассивные, активно-пассивные)?

- Где на этих счетах (по дебету или кредиту) должны быть отражены изменения (увеличение или уменьшение) учитываемого объекта?

Контрольное значение двойной записи заключается в том, что она позволяет проверить экономическое содержание хозяйственных операций и правомерность их осуществления, обеспечивает выявление ошибок в счетных записях.

Бухгалтерская проводка – запись, указывающая наименование дебетуемого и кредитуемого счетов и сумму отраженной хозяйственной операции. Бухгалтерские проводки бывают простые и сложные.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что понимается под двойной записью?

2. В чем заключается контрольное значение двойной записи?

2. Что называется корреспонденцией счетов?

3. Что называется бухгалтерской проводкой?

4.В чем состоит различие между простой и сложной бухгалтерской проводкой?

Литература:

(3, с. 178- 182)

Тема 4.3. Синтетические и аналитические счета.

Студент должен:

Знать:

- назначение синтетических и аналитических счетов;

- взаимосвязь синтетических и аналитических счетов;

- роль и место субсчетов в учете.

Уметь:

- открывать синтетические и аналитические счета;

- разнести хозяйственные операции по счетам синтетического и аналитического учета.

Понятие и характеристики синтетических и аналитических счетов. Субсчета. Взаимосвязь синтетических и аналитических счетов.

Методические указания

При изучении данной темы важно обратить внимание на то, что синтетические счета служат для учета укрупненной группировки и учета однородных объектов, а аналитические счета открывают в дополнение к синтетическим счетам. Например, в развитие синтетического счета «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» ведутся аналитические счета на каждого поставщика, конкретными поставщиками поставки сырья и материалов согласно заключенным с ними договорам.

Субсчет – промежуточное звено между синтетическими и аналитическими счетами. Каждый субсчет объединяет несколько аналитических счетов, но сами они объединяются одним синтетическим счетом. Синтетические счета называются счетами первого порядка, а субсчета счетами второго порядка.

Счета синтетического и аналитического учета взаимосвязаны между собой. Поэтому итоги оборотов и остатков по аналитическим счетам должны быть равны соответствующим итогам синтетического счета, в развитие которого они были открыты.

Данные синтетических и аналитических счетов служат основанием для составления оборотных ведомостей, которые наглядно показывают в обобщенном виде движение хозяйственных средств и их источников образования.

Вопросы для самоконтроля:

1.Каково назначение синтетических счетов?

2.Что такое аналитические счета?

3. В чем выражается взаимосвязь синтетических и аналитических счетов?

4. В каких единицах измерения ведется учет по аналитическим счетам, на которых учитываются материальные ценности, расчеты?

5. Какова роль и место субсчетов в учете?

Литература:

( 3, с. 182-186)

Тема 4.4. Оборотные ведомости.

Студент должен:

Знать:

- виды и значение оборотных ведомостей.

Уметь:

- составлять оборотные ведомости синтетического и аналитического учета;

- контролировать по их данным правильность учетных записей;

- составлять баланс на основе данных оборотной ведомости по счетам синтетического учета.

Оборотные ведомости по счетам синтетического учета. Оборотные ведомости по счетам аналитического учета. Шахматная оборотная ведомость. Сверка данных синтетического и аналитического учета при помощи оборотных ведомостей.

Методические указания

Оборотные ведомости позволяют осуществить проверку данных по счетам, получить сведения о движении хозяйственных средств и их источников образования, составить баланс на конец отчетного периода. В оборотной ведомости показывают по каждому счету остатки на начало месяца, обороты за месяц, остатки на конец месяца.

Оборотная ведомость по счетам синтетического учета составляется на основании синтетических счетов.

Оборотная ведомость по счетам аналитического учета составляется отдельно для каждой группы аналитических счетов, объединяемых соответствующим синтетическим счетом. Различают две формы оборотных ведомостей по аналитическим счетам: количественно-суммовую и суммовую.

Целесообразно изучить виды и строение оборотных ведомостей, порядок записи в них, применение и значение этих ведомостей, уметь производить их взаимную сверку. Так, итоги оборотной ведомости по аналитическим счетам должны быть равны итогам соответствующего синтетического счета, в развитие которого они были открыты, в оборотной ведомости по синтетическим счетам.

Практическое занятие № 3. Отражение хозяйственных операций на счетах синтетического и аналитического учета с помощью двойной записи, составление оборотных ведомостей и баланса.

Вопросы для самоконтроля:

1. Каково значение оборотных ведомостей?

2. Что отражается в оборотной ведомости по синтетическим счетам?

3. Какие виды оборотных ведомостей по аналитическим счетам вы знаете?

4. Для чего нужны оборотные ведомости по аналитическим счетам?

5. В чем значение шахматной оборотной ведомости по счетам синтетического учета?

Литература:

( 3, с. 187-191; 4, с. 84-91)

Тема 4.5. Классификация счетов бухгалтерского учета.

Студент должен:

Знать:

- значение и принципы классификации счетов.

Уметь:

- осуществлять группировку счетов по экономическому содержанию, назначению и структуре.

Классификация счетов по отношению к балансу. Классификация счетов по экономическому содержанию. Классификация счетов по назначению и структуре.

Методические указания

Для правильного пользования счетами в бухгалтерском учете важно знать значение и принципы классификации счетов.

Классификационные признаки счетов:

- по отношению к балансу (балансовые и забалансовые);

- по экономическому содержанию;

- по назначению и структуре.

Изучая классификацию счетов по экономическому содержанию, необходимо понять, что учитывается на конкретном счете, какие виды счетов должны применяться для всесторонней характеристики данного объекта.

Изучая классификацию счетов по назначению и структуре, следует уяснить, для получения каких показателей предназначены те или иные счета, какого содержание их дебета и кредита, что означает сальдо, какими свойствами обладают отдельные группы счетов.

Следует уяснить особенности забалансовых счетов.

Вопросы для самоконтроля:

1. Для чего нужна классификация счетов бухгалтерского учета?

2. Как классифицируются счета по экономическому содержанию?

3. Как подразделяются счета для учета хозяйственных средств?

4. Как подразделяются счета для учета источников хозяйственных средств?

5. Что учитывается на счетах для учета хозяйственных процессов?

6. На какие основные разделы делятся счета по назначению и структуре?

7. Дайте характеристику основных счетов?

8. Каково назначение и роль регулирующих счетов?

9. Каково содержание распределительных счетов?

10.Что отражается на калькуляционных счетах?

11.В чем состоит сущность сопоставляющих счетов?

12.Для чего предназначены забалансовые счета?

Литература:

( 3,с. 191-202; 4, с.97-109)

Тема 4.6. План счетов бухгалтерского учета.

Студент должен:

Знать:

- структуру плана счетов;

- отличие и назначение рабочего плана счетов;

- особенности забалансовых счетов.

Методические указания.

План счетов бухгалтерского учета – это систематизированный перечень счетов, сгруппированных в разделы исходя из экономического содержания учитываемых объектов хозяйственной деятельности организации с целью получения информации для управления и контроля. Все организации независимо от их организационно-правовой формы обязаны для ведения учета использовать План счетов, утвержденный приказом Министерства финансов РФ от 31 октября 2000 г. № 94н.

Необходимо ознакомиться с единым планом счетов бухгалтерского учета, его содержанием, принципами построения, выяснить его роль в системе построения бухгалтерского учета в Российской Федерации, понять отличия и назначение рабочего плана счетов бухгалтерского учета, который обязана разработать и утвердить каждая организация.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что представляет собой единый план счетов бухгалтерского учета и каково его значение?

2. По какому признаку осуществляется группировка счетов в Плане счетов бухгалтерского учета?

3. Сколько разделов в Плане счетов бухгалтерского учета?

4. С какой целью разработана инструкция к Плану счетов бухгалтерского учета?

5. Что понимается под рабочим планом счетов бухгалтерского учета?

Литература:

( 3, с. 202-206; 8)

Раздел 5. Принципы учета основных хозяйственных процессов.

Тема 5.1. Учет процесса снабжения.

Студент должен:

Знать:

- принципы оценки производственных запасов;

- порядок отражения хозяйственных операций процесса снабжения (приобретения).

Уметь:

- оформлять бухгалтерскими записями процесс снабжения;

- определять фактическую себестоимость приобретенных материальных ценностей;

- учитывать и распределять транспортно-заготовительные расходы.

Понятие учета процесса снабжения. Отражение на счетах основных операций по снабжению. Оценка производственных запасов в текущем бухгалтерском учете и балансе. Характеристика транспортно-заготовительных расходов.

Методические указания

При изучении учета процесса снабжения важно знать, по каким ценам приобретенные предметы труда учитываются в текущем учете и показываются в балансе, как определяется их фактическая себестоимость.

В текущем учете производственные запасы могут учитываться либо по фактической себестоимости их приобретения, либо по учетным ценам (средним покупным ценам, плановой себестоимости). Необходимо понять преимущества и недостатки каждого метода оценки производственных запасов в текущем учете, и выяснить: в какой оценке они показываются в балансе.

Транспортно-заготовительные расходы – расходы на приобретение материалов, представляющие собой разницу между фактической себестоимостью материалов и стоимостью их по учетным ценам. Суммы транспортно-заготовительных расходов распределяются между израсходованными и оставшимися на складе материалами пропорционально стоимости материалов по учетным ценам.

Уяснить систему счетов, применяемых для учета процесса снабжения, их структуру и отражение на счетах основных операций по снабжению. При изучении темы следует рассматривать учет материалов по фактической себестоимости с использованием только счета 10 «Материалы».

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите счета, необходимые для учета процесса снабжения. Дайте характеристику.

2. В какой оценке поступают производственные запасы, и от чего она зависит?

3.В какой оценке учитываются материалы в текущем учете, и какой оценке показываются в балансе?

4. Как определяется фактическая себестоимость приобретенных материалов?

5. Что входит в состав транспортно-заготовительных расходов?

6. Каков порядок учета транспортно-заготовительных расходов и включения их в себестоимость готовой продукции?

Литература:

( 4, с.143-160)

Тема 5.2. Учет процесса производства.

Студент должен:

Знать:

- схему учета процесса производства;

- классификацию производственных затрат.

Уметь:

- оформлять бухгалтерскими записями процесс производства;

- распределять общепроизводственные и общехозяйственные расходы между видами готовой продукции;

- определять фактическую производственную себестоимость выпущенной продукции.

Понятие учета процесса производства. Классификация производственных затрат. Учет производственных затрат и методы их распределения. Определение фактической себестоимости выпущенной продукции.

Методические указания

Изучая процесс производства, необходимо понять классификацию производственных затрат, выяснить систему счетов для их учета, характерные особенности этих счетов.

Уяснить отличительные особенности счетов «Общепроизводственные расходы» и «Общехозяйственные расходы», порядок учета и методы распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов.

Изучить порядок исчисления производственной фактической себестоимости готовой продукции и выяснить ее отличие от полной фактической себестоимости, порядок оценки готовой продукции в текущем учете и балансе.

Организация может выбрать и учетной политикой определить ведение учета готовой продукции по фактической себестоимости с использованием только счета 43 «Готовая продукция» или по нормативной (плановой) себестоимости с применением счетов 43 «Готовая продукция» и 40 «Выпуск продукции». После изучения традиционной методики учета затрат и определения производственной фактической себестоимости следует только ознакомиться с особенностями учета процесса производства с применением счета для выпущенной продукции, так как детальное изучение будет в курсе «Бухгалтерский учет».

Вопросы для самоконтроля:

1. Как классифицируются производственные затраты?

2. Какие затраты относятся к прямым расходам и на каких счетах их учитывают?

3. Какие затраты относятся к косвенным расходам и на каких счетах их учитывают?

4. Что показывает остаток по счету 20 «Основное производство»?

5. Каков порядок учета общепроизводственных и общехозяйственных расходов?

6. Каковы методы распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов?

7. В какой оценке учитывается в текущем учете и показывается в балансе готовая продукция?

8. Как определить производственную фактическую себестоимость готовой продукции, выпущенной из производства?

Литература:

(4, с. 160-172)

Тема 5.3. Учет процесса продажи.

Студент должен:

Знать:

- схему учета процесса продажи.

Уметь:

- оформлять бухгалтерскими записями процесс продажи;

- определять фактическую себестоимость отгруженной и реализованной продукции;

- определять финансовый результат от продажи.

Понятие учета продажи. Учет отгруженной продукции. Учет расходов на продажу. Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса продажи. Определение финансового результата от продажи продукции.

Методические указания

Необходимо уяснить, как определяются фактическая себестоимость отгруженной и реализованной продукции, в какой оценке она учитывается в текущем учете и показывается в балансе, как выявляется финансовый результат от продажи готовой продукции, разобраться в системе счетов для учета процесса продажи, их структуре.

К расходам на продажу (коммерческим, внепроизводственным) относят расходы по сбыту продукции, оплачиваемой поставщиком. Следует усвоить состав расходов на продажу. Расходы, учтенные на счете 44 «Расходы на продажу», включаются в себестоимость проданной продукции.

Практическое занятие № 4. Усвоение принципов учета основных хозяйственных процессов.

Вопросы для самоконтроля:

1. Как отражается в учете отгрузка готовой продукции?

2. Что представляют собой расходы на продажу?

3. Как определить полную фактическую себестоимость реализованной продукции?

4. На каком счете определяется результат от продажи продукции?

5. Как определить финансовый результат от продажи продукции?

Литература:

( 4, с. 172-186)

Раздел 6. Документация и инвентаризация.

Тема 6.1. Документация хозяйственных операций

Студент должен:

Знать:

- сущность и значение документов;

- классификацию документов;

- необходимость стандартизации и унификации документов;

- порядок оформления, приемки, проверки и обработки документов.

Уметь:

- составлять, принимать, проверять и обрабатывать бухгалтерские документы.

Понятие о документах. Требования к первичным учетным документам. Классификация документов. Бухгалтерская обработка документов. Понятие документооборота. Порядок хранения бухгалтерских документов.

Методические указания

Документ – письменное свидетельство, подтверждающее совершение хозяйственной операции или дающее право на ее совершение, - является единственным источником информации о хозяйственных операциях.

При изучении данной темы необходимо усвоить роль документов в учете, раскрыть их значение в оперативной работе. Следует помнить, что правильно оформленные документы являются средством доказательства совершенных хозяйственных операций, то есть обладают юридически доказательной силой, используются для контроля имущества предприятия, его собственностью, при решении спорных вопросов и т.д.

В процессе изучения темы важно научиться разграничивать основные и дополнительные реквизиты; понять необходимость стандартизации и унификации документов, которые регулируются государством; знать порядок оформления, приемки документов, способы исправления ошибок, выявленных в них. Уяснить сущность бухгалтерской обработки документов, после которой они служат основанием для записи экономической информации в учетные регистры.

Классификация документов облегчает использование их в текущем учете, контроле и анализе хозяйственной деятельности. Целесообразно ознакомиться с Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденном МФ РФ от 29.07.83 г. № 105. Необходимо научиться составлять, принимать, проверять и обрабатывать бухгалтерские документы, передавать в архив для хранения.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что представляет собой первичный документ?

2. Что такое реквизит?

3. Какие реквизиты являются обязательными для любого документа?

4. Какие требования предъявляются к оформлению документов?

5. Что такое унификация документов?

6. Что такое стандартизация документов?

7. Как производится исправление ошибочных записей в первичных учетных документах?

8. Как осуществляется бухгалтерская обработка документов?

9. Что представляет собой проверка документов по существу?

10.Для чего производится проверка по форме и арифметическая проверка первичных учетных документов?

11.Как классифицируются документы?

12.На какие виды подразделяются документы по назначению?

13. В каких случаях составляются документы бухгалтерского оформления?

14.В чем состоит отличие внутренних документов от внешних?

15.Что такое документооборот и каково его назначение?

16.Кто является ответственным за организацию документооборота?

17.Каков порядок и сроки хранения бухгалтерских документов?

18.Кто имеет право изымать документы из архива?

Литература:

( 3, с. 225-246; 2; 9)

Тема 6.2. Инвентаризация имущества предприятия.

Студент должен:

Знать:

- основные задачи инвентаризации;

- виды инвентаризации;

- порядок проведения инвентаризации.

Уметь:

- составлять документы по результатам инвентаризации;

- определять результаты инвентаризации и отражать на счетах бухгалтерского учета.

Организация проведения инвентаризации (региональный компонент – в районах крайнего и приравненных к районам крайнего севера.) Виды инвентаризации. Порядок проведения инвентаризации. Документальное оформление инвентаризации. Определение результатов инвентаризации.

Методические указания

Инвентаризация – это способ определения фактического наличия товарно-материальных и сверка их с данными учета.

При изучении данной темы важно знать виды инвентаризаций, порядок их проведения, документального оформления. Следует помнить, что основными целями инвентаризации являются: проверка правильности данных текущего учета и выявление допущенных ошибок; контроль сохранности имущества; контроль за своевременностью расчетов по хозяйственным договорам и обязательствам, по уплате налогов и сборов; проверка соблюдения принципа материальной ответственности.

Правила проведения инвентаризации определены Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Министерством Финансов РФ от 13.06. 95 г. № 49.

Практическое занятие № 5. Первичная регистрация хозяйственных средств и операций.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что называется инвентаризацией?

2. Какими нормативными документами определены правила проведения инвентаризации?

3. В каких случаях проведение инвентаризации обязательно?

4. Какие виды инвентаризации вы знаете?

5. Каков порядок проведения инвентаризации?

6.Какие унифицированные формы, используемые при проведении инвентаризации, вы знаете?

7. Как выявляются и отражаются в учете результаты инвентаризации?

Литература:

(3, с. 301-332; 10)

Раздел 7. Технология обработки учетной информации.

Тема 7.1. Учетные регистры

Студент должен:

Знать:

- значение, виды и классификацию учетных регистров;

- порядок и технику записей в учетных регистрах.

Уметь:

- производить записи в учетных регистрах;

- применять соответствующие способы исправления ошибок в учетных регистрах;

- составлять бухгалтерские справки на исправление ошибок в учетных регистрах.

Понятие учетных регистров. Классификация учетных регистров. Порядок и техника записей в учетные регистры. Способы исправления ошибок в учетных регистрах.

Методические указания

В данной теме следует изучить Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской организации (утверждено Министерством финансов РФ 29.07.98 г. № 34 н.); уяснить значение учетных регистров, их виды и формы; усвоить различие между регистрами синтетического и аналитического учета, порядок записей в них.

Изучая способы исправления ошибок в учетных регистрах, целесообразно выяснить, при каких условиях они применяются, как оформляются.

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое учетные регистры?

2. Какие формы учетных регистров существуют?

3. По каким признакам классифицируют учетные регистры?

4. Каков порядок записей в учетных регистрах?

5. Какие требования предъявляются к записям в учетные регистры?

6. Какие существуют способы исправления ошибок в учетных регистрах?

Литература:

(2; 3, с. 338-335)

Тема 7.2. Формы бухгалтерского учета

Студент должен:

Знать:

- основные формы бухгалтерского учета и их отличительные особенности.

Уметь:

- заполнять учетные регистры журнально-ордерной, мемориально-ордерной и упрощенной форм бухгалтерского учета.

Понятие о формах бухгалтерского учета. Мемориально-ордерная форма учета. Журнально-ордерная форма учета. Упрощенная форма учета. Автоматизированная форма учета.

Методические указания

Рациональная организация бухгалтерского учета возможна только при условии правильного выбора формы ведения бухгалтерского учета. Выбор формы определяется: размерами предприятия; его структурой; технической оснащенностью организации и уровнем автоматизации вычислительных работ; схемой документооборота.

Изучить отличительные особенности каждой из применяемых форм бухгалтерского учета; состав и взаимосвязь отдельных учетных регистров в рамках мемориально-ордерной, журнально-ордерной, упрощенной и автоматизированной формы учета.

Практическое занятие № 6. Ознакомление с учетными регистрами синтетического и аналитического учета при журнально-ордерной форме.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что понимается под формой бухгалтерского учета?

2. По каким признакам отличают одну форму бухгалтерского учета от другой?

3. Какова характерная особенность мемориально-ордерной формы бухгалтерского учета?

4. Каковы особенности журнально-ордерной формы бухгалтерского учета?

5. Чем обусловлено применение упрощенной формы бухгалтерского учета, и какие ее характерные особенности?

6. В чем актуальность применения автоматизированной форы учета?

Литература:

( 3, с.356-370)


Расчет суммы отклонений фактической себестоимости от учетных цен,

относящихся к отпущенным материалам (к операции № 12)

Таблица 3.

Показатели

Стоимость материалов по учетным ценам, руб.

Отклонения в стоимости материальных ценностей, руб.(+ )

Фактическая себестоимость материалов, руб.

1

Остаток материалов на начало месяца

2

Поступило материалов за отчетный период.

Итого поступление материалов с остатком

3

% отклонения в стоимости материальных ценностей

4

Израсходовано материалов за отчетный период по учетным ценам:

а) на производство продукции

б) вспомогательным цехам

в) на содержание оборудования основных цехов

г) общехозяйственными службами

д) на упаковку продукции

5

Итого израсходовано материалов

6

Остаток материалов на конец месяца

Приложение 1.

Журнал регистрации хозяйственных операций за ___________ 200_ г.

№ операции

Содержание хозяйственной операции

Сумма,

руб.

Корреспонденция счета

Дебет

Кредит

Итого:

Приложение 2.

Схема синтетических счетов:

- активных

Дебет 50 «Касса» Кредит

С -до нач.

Оборот

Оборот

С-до конечн.

- пассивных

Дебет 80 «Уставный капитал» Кредит

С-до нач.

Оборот

Оборот

С-до конечн.

Приложение 3.

Оборотная ведомость по синтетическим счетам за _________ 200_ г.

Шифр счета

Наименование синтетического счета

Сальдо начальное

Обороты за месяц

Сальдо конечное

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Итого:

Литература

1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. (ред. Федерального закона от 23.07.98 г. № 123 – ФЗ).

2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утв. Приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 г. № 34-Н.

3. Русалева Л.А. Теория бухгалтерского учета: Учебное пособие. Изд. 3-е, доп. И перераб. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003г.

4. Гусева Т.М.,Шеина Т.Н. Основы бухгалтерского учета: теория, практика, тесты. М. «Финансы и статистика», 2002 г.

5. Мизиковский Е.А. Теория бухгалтерского учета, М.: Юристъ, 2001

6. Любушин Н.П., Жаринов В.В., Бородина Н.В. Теория бухгалтерского учета, М.: ЮНИТИ – Дана, 2002 г.

7. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ – 1/98). Утв. Приказом Министерства финансов РФ от 9 декабря 1998 г. № 60-Н.

8. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению. Приказ Министерства финансов РФ от 31.10. 2000 г. № 94-Н.

9. Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете. Утв. Приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 г. № 105.

10. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утв. Приказом Министерства финансов РФ от 13 июня 1995 г. № 49.

11. Материалы периодической печати:

- Журнал «Бухгалтерский учет»

- Финансовая газета

- Экономика и жизнь