Учебное пособие: Философия

Название: Философия
Раздел: Остальные рефераты
Тип: учебное пособие Скачать документ бесплатно, без SMS в архиве

Федеральное агентство по образованию и науке

Иркутский государственный технический университет

ФИЛОСОФИЯ

Программа, методические указания и задания для самостоятельной работы студентов заочной и заочно-ускоренной форм обучения

ИЗДАТЕЛЬСТВО

Иркутского государственного технического университета

2008

Рецензент: Рецензент: канд. филос. наук, доцент кафедры Философии
Л.Г. Рудых.

Редактор, гл. специалист издательства Е.М. Куликова

Компьютерный набор и верстка М.Л. Доржиева,
Н.В. Кайгородова

Философия. Программа, методические указания и задания для самостоятельной работы студентов заочной и заочно-ускоренной форм обучения. Составители: М.Л. Доржиева, Н.В. Кайгородова. – Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2008. – 40 с.

Предложены программа, темы лекций, вопросы к экзаменационным билетам и планы ответов на них, рекомендации по работе с электронным учебным пособием, требования к качеству знаний студентов, список базового информационно-методического обеспечения по предмету, тест для контроля качества знаний. Кроме того, указаны формы самостоятельной работы, которые помогут студентам систематизировать и закрепить изучаемый материал.

Предназначена для студентов всех специальностей заочной и заочно-ускоренной форм обучения.

Оглавление

Введение. 4

Условия успешного освоения материалов курса философии. 4

Содержание учебной дисциплины.. 5

Необходимые навыки для освоения данной дисциплины.. 6

Cведения о запланированной трудоемкости по дисциплине с распределением по всем видам работ и заданий. 7

Методические указания.. 8

по самостоятельной работе студентов.. 8

I. Экзамен в устной форме. 8

II. Экзамен в письменной форме. 9

III. Самостоятельное изучение теоретического раздела курса. 10

IV. Виды самостоятельных работ. 12

Список литературы.. 15

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 19

Контрольные вопросы для самопроверки. 19

Контрольные вопросы для подготовки к экзамену. 21

Планы ответов при подготовке к экзамену. 23

Примерная тематика реферативно-исследовательских работ. 31

Задания по экспресс-тестированию.. 33

Введение

Курс «Философия» является одним из основных общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования 2000 г. Философия как особая форма духовной деятельности ставит и предлагает решение глобальных мировоззренческих вопросов, связанных с целостным взглядом на мир, на место человека в нем, на его отношение к миру, обществу и природе. Освоение философского знания помогает сформировать определенные мировоззренческие и методологические позиции, глубже понять окружающий мир, его взаимосвязи, ориентироваться в противоречиях общественной жизни, в проблемах, возникающих в профессиональной деятельности.

Философия – это наука, требующая от человека умения и способности к творческому и глубокому анализу происходящих событий и явлений, поиску правильных логически обоснованных принципов жизни и деятельности человека как разумного существа.

Цель дисциплины – обучение будущих специалистов основам философских знаний и формирование научно-философского мировоззрения, способствующее к поисковому мышлению и пониманию основных принципов взаимодействия человека и мира.

Основными задачами дисциплины являются:

– изучение студентами истории формирования философской мысли;

– освоение принципов научно-философского рассуждения;

– познание методов научно-теоретического исследования;

– формирование представлений о многообразии подходов к решению основных философских проблем;

– определение морально-этических принципов как основы жизнедеятельности человека.

Изучение курса философии непосредственно сопряжено не только с активной интеллектуальной деятельностью для понимания основных философских проблем, но и что более важно, с внутренней работой человека над своими духовными качествами. Поэтому освоение данной дисциплины требует от студента внимательности и глубокого анализа изучаемых вопросов.

Условия успешного освоения материалов курса философии

Для эффективного исследования философской проблематики, в первую очередь, необходимо ясное представление специфики этой науки и значимости для внутреннего духовного роста человека. Во-вторых, для правильного уяснение сути проблемы очень важно знать и понимать значение терминов, так как философия – это система взаимосвязанных категорий и понятий. В-третьих, изучение курса философии требует определенной интеллектуальной подготовки человека, влияющий на уровень развития его познавательных способностей.

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

– специфику философской проблематики, назначение философии, ее место в системе научного знания и культуре;

– историю развития философской мысли;

– основные направления философских школ современности;

– философские и общенаучные методы познания и преобразования действительности;

– основные принципы, закономерности и категории философии.

Уметь:

– работать с философской литературой;

– применять полученные знания по философии для решения интеллектуальных и практических задач в избранной профессии;

– владеть простейшими способами научной и философской аргументации;

– использовать знания по философии в жизненных различных ситуациях, осознанном участии в жизни общества.

Иметь представление:

– о новейших научно-теоретических разработках в области методологии познания мира;

– о современных социальных и этических аспектах освоения мира;

– о глобальных проблемах человечества.

Содержание учебной дисциплины

Данный курс состоит из семи тем, каждая из которых является взаимосвязанной с другими темами дисциплины и логическим этапом в ее изучении.

Тема 1. Предмет философии.

Место и роль философии в культуре (философия и религия, философия и наука, философия и искусство, философия и мораль, философия и право, философия и политика). Структура философского знания. Роль философии в жизни человека и общества.

Тема 2. Становление философии.

Основные направления, школы в классической и современной философии. Основные проблемы, течения и школы Древнего Китая (даосизм, конфуцианство, легизм и др.). Древнеиндийские «Веды», «Упанишады», основные школы и тече­ния ведизма, индуизма (брахманизм, йога и др.). Буддизм, его основные идеи, понятия, учение о мире и человеке. Философия Древней Греции (возникновение философии, основные идеи). Философия Средневековья. Философия Нового времени. Современная философия. Особенности и основные этапы русской философии.

Тема 3. Учение о бытии.

Материальное и духовное (идеальное) бытие. Формы бытия. Материя и формы ее бытия (понятие материального и идеального). Пространство, время, движение. Диалектика развития. Основные принципы и категории диалектики. Понятие закона, динамические и статические закономерности. Детерминизм и индетерминизм. Научно-философские и религиозные картины мира.

Тема 4. Человек, общество, культура .

Человек и природа, Биологическое и социальное в человеке. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс. Структура общества. Общество и государство. Проблема свободы и необходимости в обществе. Философские концепции исторического процесса. Формации и цивилизации.

Тема 5. Смысл человеческого бытия.

Смысл человеческого бытия. Нравственные, эстетические, религиозные ценности, их роль в жизни человека. Проблемы цели и смысла жизни. Добро и зло, насилие и ненасилие, свобода и ответственность. Понятие совершенного человека в различных культурах.

Тема 6. Сознание и познание .

Соотношение понятий сознание, знание и познание. Вера и знание. Формы познавательной деятельности человека. Рациональное и иррациональное в познании. Проблемы истины. Мышление и язык. Научное и вненаучное знание. Структура научного познания, его методы и формы. Наука и техника, особенности и их развития.

Тема 7. Будущее человечества .

Глобальные проблемы современности. Проблемы нравственности общественного процесса. Современные прогнозы будущего человечества.

Необходимые навыки для освоения данной дисциплины

В основе изучения данной дисциплины лежит принцип разностороннего подхода к рассмотрению основных философских понятий и категорий, следовательно, студентам важно развить в себе умение понимать суть проблем. Для этого необходимо постоянно обращаться к философским словарям, учебникам по философии, методическим пособиям, произведениям философов, а также владеть навыками работы в сети (как локальной, так и глобальной) для поиска нужной информации. Свои знания студенты могут оценить по контрольным вопросам для самопроверки (см. приложение 1).

Cведения о запланированной трудоемкости по дисциплине с распределением по всем видам работ и заданий

№ п/п

Виды занятий

Семестр 1, 2

гуман.

техн.

эконом.

1.

Общая трудоемкость дисциплины

136

170

256

2.

Аудиторные занятия

2.1.

Лекции

10 (6)

10 (6)

10 (6)

3.

Самостоятельная работа

126 (130)

160 (164)

246 (250)

3.1.

Проработка лекционного материала

5 (3)

5 (3)

5 (3)

3.2.

Подготовка и оформление отчета по самостоятельной работе

40

40

40

3.3.

Самостоятельное изучение разделов курса

81 (85)

115 (117)

201(207)

4.

Вид итогового контроля

экзамен

экзамен

экзамен

* в скобках указаны часы для ускоренной формы обучения.

** 1 академический час составляет 45 минут.

Методические указания

по самостоятельной работе студентов

Методические указания по самостоятельной работе студентов дают возможность студентам самостоятельно подготовиться к экзамену по дисциплине, а также проводить контроль своих знаний по освоению теоретического материала. Аттестация студентов проводится в двух формах (на выбор студента):

– экзамен в устной форме;

– экзамен в письменной форме.

I. Экзамен в устной форме

Для сдачи экзамен в устной форме, студент должен самостоятельно освоить теоретический курс по дисциплине «Философия» и подготовиться к сдаче экзамена по контрольным вопросам. Контрольные вопросы теоретической части включают содержание материала по основным темам дисциплины. При подготовки этой части студент может конспектировать вопросы, согласуя их с примерными планами ответов. (контрольные вопросы см. в приложении 2) Использование на экзамене конспектов ответов, учебников, словарей и мобильных телефонов с выходом в систему Интернет запрещается. Экзаменатору предоставляется право задавать студентам вопросы по дисциплине сверх билета.

Знания, умения и навыки оценивают отметками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». (Система менеджмента качества. Учебно-методическая деятельность. Контроль успеваемости студентов. Утвержден и введен в действие Приказом №629 – О от 02. 06. 2007 п. 6.5. Выставление оценки по результатам экзамена)

Оценки «отлично» заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, систематиче­ское и глубокое знание учебно-программного материала, умение свободно выполнять зада­ния, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой. Оценка «отлично» выставляется студентам, усво­ившим взаимосвязь основных понятий дисциплины в юс значении для приобретаемой про­фессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала.

Оценки «хорошо» заслуживает студент, обнаруживший полное знание учебно-программного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе. Оценка «хорошо» выстав­ляется студентам, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работе и профессиональной деятельности.

Оценки «удовлетворительно» заслуживает студент, обнаруживший знание основного учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой. Оценка «удовлетворительно» выставляется студентам, допустившим погрешности в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошиб­ки в выполнении предусмотренных программой заданий. Оценка «неудовлетворительно» ставится студентам, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании вуза.

II. Экзамен в письменной форме

Экзамен в письменной форме проводится на основе итогового тестирования. Для допуска к итоговому тестированию студент должен пройти вводное тестирование, посетить лекции, выполнить одну из четырех видов самостоятельной работы. По результатам каждого вида работ студенту выставляется рейтинговый балл, который заносится в сводную ведомость по группе.

Рейтинговые показатели дисциплины

Вид контроля

Рейтинг

Вводный тест

10 баллов

Посещение лекций

20 баллов

Самостоятельная работа студента

40 баллов

Итоговый тест

30 баллов

Всего

100 баллов

Рейтинговые баллы выставляются за каждую выполненную работу в полном соответствии со всеми требованиями по содержанию и оформлению. Рейтинговые баллы соответствуют следующим оценкам :

87-100 баллов – «отлично»,

73-86 – «хорошо»,

60-72 – «удовлетворительно»,

59 и меньше – «неудовлетворительно» («Положение о курсовых работах, экзаменах и зачетах в ИрГТУ», п. 2.4.1).

Вводное тестирование студентов проводится на первой лекции. Посещение лекций – согласно графику установочной сессии. Задание по самостоятельной работе выполняется в период между установочной сессией и экзаменами. По итогам самостоятельной работы студент предоставляет отчет.

Отчет по самостоятельной работе состоит из одного из четырех видов самостоятельной работы (на выбор студента). Он может включать: конспектирование теоретического материала, конспект первоисточника, реферативную работу или экспресс-тестирование. Отчет предоставляется преподавателю в течение семестра в рукописном или печатном виде на бумажном носителе формата А4 (оформление титульного листа смотреть в приложении 4).

Итоговой аттестацией является экзамен в форме итогового письменного тестирования. Аттестация студентов по дисциплине «Философия» на основе рейтинговой системы является приоритетной.

III. Самостоятельное изучение теоретического раздела курса

п/п

Наименование раздела

Рекомендуемое количество часов

Рекомендации по изучению раздела

гуман.

техн.

эконом

1.

Предмет философии

10

15

25

Этот раздел способствует формированию у студентов общего представления о данном курсе, его структуре, основных целях и задачах. Поэтому необходимо, в первую очередь, понять, чем философия отличается от других наук, в чем ее специфика и каково ее место в системе научного познания мира, этому способствует познание структуры философии, основных ее функций и методов исследования. Следует обратить внимание на такие понятия как «мировоззрение», «философия», «религия», «мораль» или «нравственность», «духовность», «ценность», «убеждения», «наука» и очень важно понять суть значений таких слов как «понятия» и «категория».

2.

Становление философии

20 (25)

25 (27)

51 (58)

История философии относится к самым большим и интересным разделам, так как в нем отражена вся история формирования философской мысли, весь человеческий гений от античность до современности. Для эффективного изучения тем данного раздела важно проследить и выделить основные этапы развития философии. Это можно сделать, обратив внимание на содержание учебника по философии. Далее проработать основные проблемы, которые ставились и пытались решить философы в каждый период исторического развития общества.

3.

Учение о бытии

10

15

25

Онтология – это один из главных разделов философии. Следовательно, познание его определяет уровень понимания студентом основы данного курса. При изучении тем этого раздела важно понять суть таких категорий как «бытие», «материя», «форма», «сущность», «содержание», «движение», «развитие». Иметь представления об основных формах бытия.

4.

Человек, общество, культура

10

15

25

Философская антропология и социальная философия – это разделы курса, которые дают возможность студентам более глубоко осознать сущность самого человека, его отношения с обществом и государством. В процессе изучения этих тем необходимо понять роль общества в формировании и развитии самого человека, изучить структуру социума и исторические типы его развития. Следует понять сущность таких понятий как «общество», «человек», «личность», «государство», «культура», «цивилизация».

5.

Смысл человеческого бытия

10

15

25

Этика – раздел философии, предметом которой является понятие о нравственности или морали. Изучая эти темы, студенту представляется возможность задуматься об истинных, вечных и главных ценностях человеческого бытия, ориентируясь на которые человек осуществляет свою жизнедеятельность.

6.

Сознание и познание

11

15

25

Гносеология (эпистемология) – теория познания – это один из основных разделов философии. Изучение методов познания мира и эффективных способов открытия истины есть необходимые составляющие развития человека как разумного существа. В рамках этого раздела важно выделить следующие понятия «сознание», «самосознание», «метод», «методология», «эмпиризм», «рационализм», «иррационализм», «истина».

7.

Будущее человечества

10

15

25

В этом разделе дается представление о перспективах развития человечества, о его глобальных проблемах, а также предлагаются основные предпосылки их решения. Изучение этих тем способствует развитию ответственности каждого человека перед будущим всей планеты и осознанию взаимосвязанности всех людей и всего живого на планете.

Итого

81 (85)

115 (117)

201

(207)

* в скобках указаны часы для ускоренной формы обучения

IV. Виды самостоятельных работ

1. Методические указания по теоретической подготовленности студентов

Конспектирование теоретического материала по философии, т.е. краткое изложение основной сути проблемы, которое способствует систематизации знаний и лучшему освоению материала. Подготовка конспектов ответов позволяет акцентировать внимание на главных аспектах философских проблем.

Требования к конспекту. Конспектирование теоретического материала выполняется по контрольным вопросам к экзамену (контрольные вопросы см. в приложении 2). Конспектирование может проводиться с опорой на планы ответов на вопросы к экзамену (планы ответов см. в приложении 3). При ответе на каждый вопрос вначале вписывается формулировка вопроса, затем – ответ.

Критерии оценки качества: Каждый правильный ответ оценивается в один балл.

2. Методические указания по реферированию

Реферативная работа позволяет более углубленно изучить проблему исследования, расширить понимание и область своих знаний. Реферат – это форма самостоятельной работы, формирующая навыки к самостоятельному поиску новых знаний и изложение материала, использую философскую терминологию.

Требования к реферату:

1. Тема реферата определяется по списку реферативно-исследовательских работ (список рефератов см. в приложении 5)

2. При защите реферата необходимо показать знание литературы по изучаемой проблеме, актуальность, указать основные разделы научного реферата и сущность излагаемых положений. Сделать вывод, с обозначением практической и научной значимости темы исследования. Реферат представляется на бумажном или электронном носителе, с выделением разделов: введение, глава 1, глава 2, …, заключение, список использованной литературы.

3. Объем реферата – 1 п. л. (20-22 страницы); компьютерные параметры: 1 страница = 1.800 знаков (включая пробелы), шрифт – 14, интервал – 1,5, поля – 2 см по периметру.

4. К реферату прилагается список использованной литературы с указанием полных выходных данных источников (название, место и год издания, количество страниц).

5. Цитатный материал реферата оформляется в соответствии с нормативами научных работ (сноски с указанием литературного источника, номера страниц обязательны). Цитатный материал не должен превышать 20% от общего объема текста реферата.

Критерии оценки качества. Максимальная оценка – 40 баллов.

3. Методические указания по экспресс-тестированию

Экспресс-тестирование проводится с целью всестороннего контроля знаний студента по дисциплине. Экспресс-тестирование позволяет студентам проявить творческие способности в объяснении различных философских проблем.

Требования к экспресс-тестированию. Экспресс-тестирование осуществляется в форме развернутых ответов на основе заданий (задания по экспресс-тестированию см. в приложении 6). При ответе на каждый вопрос вначале вписывается формулировка задания, затем – ответ. Ответ на задание должен быть логичным, отражать сущность проблемы, содержать определение понятий. Объем ответа должен составлять не менее 1 стр. (14 кегль, межстрочный интервал 1,5).

Критерии оценки качества. Каждый правильный ответ оценивается в один балл.

4. Методические указания по итоговому тестированию

После второго семестра проводится экзамен по «Философии» в форме итогового письменного тестирования по материалу всей Программы учебной дисциплины «Философия». Тест состоит из 30 вопросов, каждый из которых оценивается по одному баллу. Для самоконтроля студенты могут самостоятельно подготовиться к тестированию и оценить свои знания по данной дисциплине.

Библиография: Тесты по философии. Методические указания. Состав. Л.Г. Рудых. – Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2003. – 32 с.

Критерии оценки качества. Каждый правильный ответ оценивается в один балл.

Список литературы

Основная литература

Учебники, учебные пособия и хрестоматии

1. Алексеев П.В. Панин А.В. Философия – М., 2000.

2. Введение в философию в 2-х ч. – М., 1989.

3. Канке В.А. Философия. – М., 2000.

4. Курс « История философии» / Под ред. М.Л. Доржиевой. – http://www.dl.istu.edu

5. Курс «Философия. 33 вопроса и ответа» / Под ред. А.Д. Сирина. – http://www.dl.istu.edu

6. Мир философии в 2-х ч. – М., 1991.

7. Сирин А.Д. Общий курс философии. – Иркутск, 1995.

8. Современная философия. Словарь и хрестоматия. – Ростов н/Д., 1997.

9. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2000.

10. Философия: Учебник для вузов. / В.В. Миронов. – М., 2005.

11. Философия: Учеб по дисциплине «Философия» для вузов по нефилософским специальностям и направлениям. / В. Д. Губин. – М., 2005.

12. Философия: Учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования: Учебник для вузов по экономическим специальностям и направлениям. – М., 2004.

13. Хрестоматия по философии. – М., 1997.

14. Хрестоматия по истории философии. – М., 1997.

15. Шаповалов В.Ф. Основы философии. – М., 1999.

16. Фролов И. Т. Введение в философию. –– М.: Изд-во Московского физико-технического института, 2003. Электронное издание. –– http://www.philosophy.mipt.ru/textbooks/frolovintro

Дополнительная литература

Тема I . Предмет философии. Становление и историческое развитие философии.

1. Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. - М., 1998.

2. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. В 3 кн. – СПб., 1993 –1994.

3. Зеньковский В.В. Лекции по истории русской философии: В 2 т. – Ростов н/Д., 1999.

4. История современной зарубежной философии: компаративистский поход: В. 2-х т. – СПб., 1998.

5. История русской философии. – М., 1991.

6. История философии: Запад-Россия-Восток: В 3 кн. – М., 1997-1999.

7. Курбатов В.И. История философии. – Ростов н/Д., 1997.

8. Лосский Н.О. история русской философии. – М., 1991.

9. Любутин К.И., Сарангин Ю.К. История западноевропейской философии. Курс лекций. – Екатеринбург, 2000.

10. Ойзерман Т.Н. Философия как история философии. – СПб., 1999.

11. Рассел Б. История западной философии. – Ростов н/Д., 1999.

12. Рассел Б. Мудрость Запада. – Ростов н/Д., 1998.

13. Хрестоматия по философии. – Ростов н/Д., 1997.

14. Философия. Презентация лекций. Мульти-медиа. Выполнена на кафедре философии МГИМО. ––

http :// nibiryukov . narod . ru / nb _ russian / nbr _ teaching / nbr _ teach _ ppp / nbr _ ppp _ osnovy _ filosofii . htm

Тема II . Учение о бытии

1. Алексеев П. В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. – М., 1991.

2. Астрономия и современная картина мира. – М., 1996.

3. Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. – М., 1982.

4. Бытие человека в культуре. – Киев, 1992.

5. Гайденко П.В. Бытие и разум. // Вопросы философии, 1997, №7.

6. Губин В.Д. Онтология: проблемы бытия в современной европейской философии. – М., 1998.

7. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. – М., 1996.

8. Какабадзе З.М. проблема человеческого бытия. – Тбилиси, 1985.

9. Лобанов С.Д, Бытие и реальность. – М., 1999.

10. Ойзерман Т.И. Опыт критического осмысления диалектического материализма. // Вопросы философии. 2000, №1.

11. Спор о диалектике (К. Поппер, В. Садовский, В. Смирнов, В. Швырев) // Вопросы философии. 1995, №1

12. Хайдеггер М. Бытие и время. – М., 1997.

Тема III и IV . Человек, общество, культура. Смысл человеческого бытия.

1. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. – М., 1992.

2. Барулин В.С. Социально-философская антропология. – М., 1994.

3. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. – М., 1994.

4. Бердяев Н.А. О назначении человека. – М., 1993.

5. Больнов О. Философия экзистенциализма. – СПб., 1999.

6. Ватин И.В. Человеческая субъективность. – Ростов н/Д., 1984.

7. Ганди М. моя вера в ненасилии. // Вопросы философии. 1992, №3.

8. Гуревич П.С. Философия человека. – М., 1999.

9. Гвишиани Г.В. О «сверхсильном» антропном принципе // Вопросы философии. 2000, №2.

10. Диалог Тойнби – Икеда. Человек должен выбирать сам. – М., 1998.

11. Ильенков Э.В. Философия и культура. – М., 1991.

12. Камю А. Бунтующий человек. – М., 1990.

13. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. – М., 2000.

14. Каннети Э. Масса и власть. – М., 1997.

15. Кувакин В.А. Твой рай и ад: Человечность и бесчеловечность человека. – СПб., М., 1998.

16. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. – М., 1989.

17. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. – 1994.

18. Смирнов И. Человек человеку – философ. – СПб., 1999.

19. Тойнби Дж. Постижение истории. – М., 1991.

20. Тейяр де Шарден Ш. Феномен человека. – М.,1987.

21. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. – М., 1992.

22. Франк С.Л. Реальность и человек. – М., 1997.

23. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990.

24. Фромм Э. Бегство от свободы. – М., 1995.

25. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М., 1998.

26. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. – М., 1992.

27. Шпенглер О. Закат Европы. – М., 1993.

28. Ясперс К. Духовные основы общества. – М., 1993.

Тема V . Сознание и познание .

1. Алексеев П.В. Панин В.А. Теория познания и диалектика. – М., 1991.

2. Аналитическая философия. – М., 1993.

3. Бородай Ю. М. От фантазии к реальности. – М., 1995.

4. Диалектика познания. – М., 1991.

5. Загадка человеческого понимания. – М., 1991.

6. Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. – М., 1994.

7. Интуиция логика творчество. – М., 1987.

8. Мамардашвили К.М. Сознание как философская проблема. //Вопросы философии. 1990. №10.

9. Мамардашвили К.М., Пятигорский А.М. Символ и сознание: Метафизические рассуждения о сознании, символике, языке. – М., 1999.

10. Маркс К. Капитал. Соч. т. 23, гл. 24.

11. Коршунов А.М., Мантатов В.В. Диалектика социального познания. – М., 1988.

12. Лешкевич Т.Г., Мирская Л.А. Философия науки: интерпретация забытой традиции. – Ростов н/Д., 2000.

13. Объяснение и понимание в социальном познании. – М., 1999.

14. Проблема сознания в современной западной философии. – М., 1989.

15. Познание в социальном контексте. – М., 1994.

16. Рациональность на перепутье: В 2-х кн. – М., 1999.

17. Современные теории познания. – М., 1992.

18. Суворов О.В. Сознание и абсолют: Философский трактат. – М., 1999.

19. Фромм Э. Душа человека. – М., 1992.

20. Эволюция. Язык. Познание. Когнитивная эволюция. Развитие научного знания. Эволюция мышления. – М., 2000.

Тема VI . Будущее человечества .

1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. – М., 1999.

2. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. – М., 1991.

3. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума. – М., 2000.

4. Новая постиндустриальная волна на западе. Антология. – М., 1999.

5. Панарин А.С. Глобальное политическое прогнозирование. – М.. 2000.

6. Тоффлер Э. Третья волна. – М., 1999.

7. Уткин А.И. Американская стратегия для XXI века. – М., 2000.

8. Философия глобальных проблем. – М., 1998.

9. Чумаков А.Н. Философия глобальных проблем. – М., 1994.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Контрольные вопросы для самопроверки

Вопросы по теме мировоззрение

1. Что такое мировоззрение?

2. Какова структура мировоззрения?

3. Какие существуют виды мировоззрений?

4. В чем сущность идеалистического и материалистического мировоззрения?

5. Какие выделяют формы мировоззрения?

6. Какие существуют уровни мировоззрения?

7. Что такое миф и мифология?

8. Какова роль мифов в первобытном обществе?

9. В чем разница мифологии и религии?

10. Какие основные функции религии?

11. В чем разница религии и философии?

Вопросы по теме специфика философии

1. Что такое философия?

2. Что является предметом философии?

3. Какие основные функции философии?

4. Какие основные разделы философии?

5. Что объединяет философию и религию?

6. Как соотносятся философия и наука?

7. Какое значение имеет философия для развития человека и общества?

8. Какая основная причина появления философии?

9. В каких формах знания выражается философия?

10. Что значит философское учение?

Вопросы по теме материя и бытие

1. Что означает понятие «бытие»?

2. Как в античности решали проблему бытия?

3. Как рассматривалось бытие в период Нового времени?

4. Как решалась проблема единого и много в античной натурфилософии?

5. Как понималось бытие в философском материализме?

6. В чем суть понятия «материя»?

7. Какие основные атрибуты материи?

8. Что означают понятия «движение» и «развитие»?

9. Какие основные формы движения выделил Ф. Энгельс?

10. Как понимаются пространство и время в философии?

11. Какие выделяются формы пространства и времени?

Вопросы по теме диалектика

1. Что такое диалектика?

2. Какие выделяют основные исторические формы диалектики?

3. Какая проблема диалектики является центральной?

4. Как понимается понятие «категория» в материалистической диалектике?

5. Какие категории являются основными в диалектике?

6. Какое значение имеют понятия «принцип», «категория», «закон» для понимания мира?

7. Какие существуют основные законы диалектики?

8. Какие основные функции диалектики?

9. В чем суть учений относящихся к детерминизму и индетерминизму?

10. Какова сущность принципа причинности?

11. Какие философские школы относятся к индетерминизму?

12. Какие основные типы детерминизма рассматривают в философии?

13. Какие критерии (основания) определяют виды законов?

14. В чем смысл понятия «закономерность»?

15. Какие законы относятся к статистическим и динамическим?

16. Какая основная черта метафизики как философского способа мышления?

17. Кто предложил термин «метафизика»?

18. Что означает понятие «метафизика»?

19. Каким формам человеческого мышления свойственно одностороннее понимание мира и абсолютизация какой-то одной стороны сущего?

Вопросы по теме человек и сознание

1. Что такое сознание?

2. Как реализуется сознание?

3. Какова структура сознания?

4. Как соотносятся понятия «душа» и «сознание»?

5. Какая основная функция сознания человека?

6. В чем смысл понятия «самосознание»?

7. Какое значение имеет рефлексия для духовного роста человека?

8. Какова сущность понятия «сознательность»?

9. Какая связь между сознанием и речью?

10. Имеет ли влияние стиль мышления на формирование речи?


Приложение 2

Контрольные вопросы для подготовки к экзамену

1. Мировоззрение. Его типы и формы.

2. Понятие философии. Объект и предмет философии. Ее назначение.

3. Основной вопрос философии. Специфика философских проблем. Структура и функции философии.

4. Философская мысль Древнего Востока и Древней Греции.

5. Философская мысль европейского Средневековья и Возрождения.

6. Философия Нового времени.

7. Возникновение и развитие философии 20-го столетия.

8. Философское понятие бытия. Способы и формы его существования.

9. Материя и сознание.

10. Классическая диалектика.

11. Неклассическая диалектика.

12. Детерминизм как учение о всеобщей обусловленности объективных явлений.

13. Научно-философские и религиозные картины мира.

14. Человек, его структура и сущность. Человек во Вселенной и в мире культуры.

15. Проблема происхождения и развития человека.

16. Смысл человеческого бытия.

17. Личность. Типы личности.

18. Проблема свободы и ответственности.

19. Некоторые проблемы развития личности: социализация, достоинство, культурный идеал.

20. Сущность и структура психики человека. Сознание.

21. Сознание, язык, общение.

22. Познание. Проблема истины в философии.

23. Знание и вера.

24. Иррациональное и рациональное познание.

25. Интуиция как способ и форма познания.

26. Научные проблемы. Гипотезы как формы развития наук.

27. Структура научного познания. Эмпирический уровень.

28. Структура научного познания. Теоретический уровень.

29. Роль науки в развитии техники.

30. Общество и его структура.

31. Многообразие подходов в социальной философии к исследованию общества.

32. Философские проблемы экономической жизни общества.

33. Правовая сфера жизни общества. Концепция правового государства.

34. Человек в системе социальных связей.

35. Искусство, мораль, религия.

36. Основные свойства общества. Развитие, прогресс и регресс.

37. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

38. Культура и цивилизация.

39. Запад, Восток, Россия в диалоге культур.

40. Глобальные проблемы современности и предпосылки их преодоления.


Приложение 3

Планы ответов при подготовке к экзамену

К вопросу 1. Мировоззрение. Его типы и формы.

1. Понятие мировоззрения.

2. Миф, религия, философия как исторические типы мировоззрения.

3. Формы мировоззрения: миропонимание, мироощущение и мировосприятие.

К вопросу 2. Понятие философии. Объект и предмет философии. Ее назначение.

1. Понятие философии. Ее сходство и различие с наукой.

2. Объект и предмет философии. Их универсальность.

3. Значение философии в жизни человека.

К вопросу 3. Основной вопрос философии. Специфика философских проблем. Структура и функции философии

1. Основной вопрос философии. Мир и человек. Бытие и сознание.

2. Два направления: материалисты и идеалисты.

3. Структура философии: онтология, гносеология, логика, этика, эстетика, социальная философия, история философии.

4. Функции философии: мировоззренческая, гносеологическая, методологическая.

К вопросу 4. Философская мысль Древнего Востока и Древней Греции.

1. Особенности буддийских представлений о Божестве и Мире. Учение о нирване. Идеи «перевоплощения» и «кармы».

2. Философские школы в Древнем Китае: конфуцианство и даосизм. Значение «Книги перемен (И-цзин)» для образованного китайца древности и наших дней.

3. Античная философия. Космоцентрический характер древнегреческой философии.

4. Сократ: открытие человека и свободы.

5. Идеализм Платона. Школа Платона.

6. Жизнь и творчество Аристотеля. Школа Аристотеля (перипатетики).

К вопросу 5. Философская мысль европейского Средневековья и Возрождения.

1. Религиозный характер философской мысли средних веков в Европе. Аврелий Августин «Исповедь».

2. Философия Фомы Аквинского. Обоснование идеи Бога.

3. Антропологический характер философии Возрождения. Гуманизм и проблема человеческой индивидуальности.

4. Натурфилософия Возрождения. Пантеизм. Возвращение к первоначальному смыслу диалектики (Николай Кузанский, Джордано Бруно).

К вопросу 6. Философия Нового времени.

1. Философия Нового времени: критика догматизма, религии, схоластики.

2. Научная революция 17 века (И. Ньютон). Проблема метода познания в философии (Р. Декарт, Ф. Бэкон).

3. Понятие субстанции в европейской философии 17-18 веков.

4. И. Кант как родоначальник классической немецкой философии. Наука и нравственность.

5. Тождество мышления и бытия как исходный пункт философской системы Гегеля. Философия духа, философия истории, философия природы, диалектическая логика.

6. Антропологизм философии Фейербаха. Отношение Фейербаха к диалектике и религии.

К вопросу 7. Возникновение и развитие философии 20-го столетия.

1. Формирование философских взглядов Карла Маркса: «Экономическо-философские рукописи 1844 года».

2. Отношение к разуму и науке в философии 20-го века. Идея бессознательного и психоанализ. З. Фрейд и его последователи.

3. Постановка проблемы человека в философии 20-го века (экзистенциализм, антропологизм, марксизм).

4. Религиозная философия в России конца 19-го- начала 20-го веков: Ф. Достоевский, В. Соловьев, Н. Бердяев, Л. Карсавин,
П. Флоренский.

5. Культ научно-технического разума и его противники. Сциентизм и антисциентизм в философии 20-го века.

К вопросу 8. Философское понятие бытия. Способы и формы его существования.

1. Жизненные корни и философский смысл проблемы бытия. Концепции бытия.

2. Движение как способ бытия.

3. Основные формы бытия: пространство и время. Субстанциональная и реляционная концепции.

4. Проблема субстанции. Дуализм и монизм.

5. Синергетика.

К вопросу 9. Материя и сознание.

1. Формирование научно-философского понятия материи.

2. Происхождение Вселенной. Концепция Большого взрыва.

3. Уровни организации неживой и живой природы.

К вопросу 10. Классическая диалектика.

1. Диалектика как учение об универсальных связях, изменении, развитии.

2. Понятие развития, его виды.

3. Универсальные категории диалектики.

4. Диалектика количественных и качественных изменений. Противоречивость бытия и познания.

5. Диалектические противоположности.

К вопросу 11. Неклассическая диалектика.

1. Экзистенция Кьеркегора.

2. «Мировая воля» Шопенгауэра.

3. «Воля к власти» Ф. Ницше.

4. Теологическая диалектика.

5. Постмарксисткая диалектика. С. Стоянович, Л. Козэр.

К вопросу 12. Детерминизм как учение о всеобщей обусловленности объективных явлений.

1. Понятие причинности.

2. Интердетерминизм.

К вопросу 13. Научно-философские и религиозные картины мира.

1. Бытие и небытие – два возможных принципа философствования.

2. Философия: человек и мир.

3. Противоречивость научной картины мира.

4. Религиозная картина мира глазами богословов и верующих.

К вопросу 14. Человек, его структура и сущность. Человек во Вселенной и в мире культуры.

1. Комплексный характер антропосоциогенеза. Концепция человека в теории Карла Маркса: достоинства и недостатки.

2. Человек: психологический аспект. З. Фрейд.

3. Природное и общественное в человеке. Ж.-П. Сартр.

4. Воздействие научно-технического процесса на человека и образ его жизни.

К вопросу 15. Проблема происхождения и развития человека.

1. Антропосоциогенез и его комплексный характер. Труд, язык, сознание.

2. Становление общественных отношений и их качественное отличие от отношений биологических.

3. Гармоничность и дисгармония человеческого существования. Самоценность человеческой жизни. Смысл жизни.

К вопросу 16. Смысл человеческого бытия.

1. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества.

2. Дискуссия по вопросу о «праве на смерть» (эвтаназия). Понятие танатологии.

3. Проблемы человеческой идентификации: клонирование, искусственный интеллект.

4. Концепции бессмертия.

К вопросу 17. Личность. Типы личности.

1. Личность и ее социальные роли в обществе.

2. Структура личности: интеллектуальное, нравственное, культурное.

3. Личность в ходе истории человечества.

К вопросу 18. Проблема свободы и ответственности.

1. Философский анализ отчуждения человека. Отчуждение и проблема переоценки ценностей.

2. Свобода как ценность и как процесс снятия отчуждения человека.

3. Типы ценностных ориентаций. Проблема формирования ценностных ориентаций при воспитании и обучении.

К вопросу 19. Некоторые проблемы развития личности: социализация, достоинство, культурный идеал.

1. Роль социальной среды в формировании личности.

2. Личность и проблема ценностных ориентаций.

3. Духовность общества как проблема аксиологии.

К вопросу 20. Сущность и структура психики человека. Сознание.

1. Психика человека, ее структура и сущность.

2. Сознание как высший уровень психики человека. Сознание и личность. Cознание и бессознательное.

3. Структура сознания: мыслительный процесс, эмоции, воля, память.

К вопросу 21. Сознание, язык, общение.

1. Общественное сознание и общественное бытие. Структура общественного сознания и его формы.

2. Сознание и культура человека. Структура и формы самосознания. Язык.

3. Сознание и творчество. Специфика творчества в искусстве, науке и технике.

К вопросу 22. Познание. Проблема истины в философии.

1. Познание как предмет философского анализа: скептицизм, юмизм, агностицизм.

2. Виды познания.

3. Познание и понимание. Понимание и объяснение в гуманитарных науках.

4. Модели познавательных действий: рациональное и иррациональное.

5. Истина. Структура, формы и роль практики в познании.

К вопросу 23. Знание и вера.

1. Знание как система.

2. Истина, вера, заблуждение. Практика – критерий истины.

3. Вненаучное знание и его формы.

4. Рациональность в познании и деятельности.

К вопросу 24. Иррациональное и рациональное познание.

1. Рациональное познание.

2. Иррациональное познание.

К вопросу 25. Интуиция как способ и форма познания.

1. Интуиции, ее сущность.

2. Учение об интуиции Н. Лосского и С. Франка.

3. Творческая роль интуиции.

К вопросу 26. Научные проблемы. Гипотезы как формы развития наук.

1. Научное познание и его методы.

2. Наука как социальный институт и как традиция.

3. Проблема. Гипотеза. Теория.

К вопросу 27. Структура научного познания. Эмпирический уровень.

1. Наука как специализированная форма познания.

2. Эмпирический уровень: предмет, методы и формы знания.

К вопросу 28. Структура научного познания. Теоретический уровень.

1. Наука как специализированная форма познания.

2. Теоретический уровень: предмет, методы и формы знания.

К вопросу 29. Роль науки в развитии техники.

1. Наука как вид производства идей и технологий.

2. Превращение науки в непосредственную производительную силу.

3. Роль науки в прогнозировании и решении глобальных проблем современности.

К вопросу 30. Общество и его структура.

1. Общество как подсистема объективной реальности, как саморазвивающаяся система.

2. Понятие общественного производства. Понятие общественных отношений.

3. Проблема типологии изменения общества.

4. Анализ общественно-исторической практики, общественных потребностей, интересов, целей.

К вопросу 31. Многообразие подходов в социальной философии к исследованию общества.

1. Идея развития в концепциях «индустриального общества» (А. Арон, Масуда и др.).

2. Прогресс в теориях «локальных цивилизациях» (Н.Я. Данилевский, А.Тойнби, О.Шпенглер и др.).

3. Массовое сознание в работах Х. Ортеги-и-Гассета.

К вопросу 32. Философские проблемы экономической жизни общества.

1. Способ производства как материальная основа целостности общества, его конкретно-исторические определенности.

2. Соотношение производительных сил и производственных отношений.

3. Производство, обмен, распределение, собственность.

К вопросу 33. Правовая сфера жизни общества. Концепция правового государства.

1. Традиционное и либеральное общество.

2. Договорная концепция развития государства. Дж. Локк, Т. Гоббс.

3. Власть как элемент социального управления, политика как вид социального управления.

К вопросу 34. Человек в системе социальных связей.

1. Виды социальных связей.

2. Общественные отношения и системность общества.

3. Общественные организации и учреждения как «орудия» социальной практики.

К вопросу 35. Искусство, мораль, религия.

1. Философия и искусство.

2. Приоритет непреходящих общечеловеческих ценностей над временными, групповыми. Человек как высшая ценность.

3. Мировые религии. Религиозная мораль.

К вопросу 36. Основные свойства общества. Развитие, прогресс и регресс.

1. Понятие развития. Развитие и прогресс. Прогресс и регресс.

2. Диалектика и социально-научные теории развития. Принцип историзма.

3. Критерии прогресса.

К вопросу 37. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

1. К. Маркс. Дискуссия по проблемам формаций в философской литературе. Формация и реальное общество.

2. Н.Я.Данилевский, А.Тойнби, О.Шпенглер. «Локальные цивилизации»

К вопросу 38. Культура и цивилизация.

1. Философское понятие культуры. Культура и цивилизация.

2. Понятие и контрасты современной цивилизации.

3. Восток и Запад: проблема национальности.

4. Воля к жизни и воля к культуре.

К вопросу 39. Запад, Восток, Россия в диалоге культур.

1. Дискуссия о типах культур в истории человечества: «Восток, Запад, Россия».

2. Культурные ценности восточного человека.

3. Идеал западного человека.

4. Евразийство.

К вопросу 40. Глобальные проблемы современности и предпосылки их преодоления.

1. Понятие глобальных проблем современности, критерии выделения, иерархия и пути их разрешения.

2. Научно-технический прогресс и экология. Идея ноосферы (Тейяр-де Шарден, В. И. Вернадский).

3. Тенденции, перспективы развития философии. Философский диалог о будущем.


Приложение 4

Министерство образования и науки Российской Федерации

Иркутский государственный технический университет

Заочно-вечерний факультет

Кафедра общеобразовательных дисциплин

Отчет

по самостоятельной работе

по дисциплине «ФИЛОСОФИЯ»

Студент гр. ____________________

(ФИО) ________________________

ППреподаватель: (звание, долж.)_

_(ФИО) ________________________

Иркутск 20__ г.


Приложение 5

Примерная тематика реферативно-исследовательских работ

1. А. С. Хомяков как идеолог славянофильства.

2. Библейский идеал человека.

3. Библия как памятник культуры.

4. Бытие как философская проблема.

5. В.И. Вернадский о ноосфере.

6. Вера и разум в учении Фомы Аквинского.

7. Виртуальная реальность как философская проблема.

8. Внерациональные формы познания: понимание, интуиция.

9. Глобальное сознание и разнообразие частных интересов.

10. Запад и Восток: проблемы мировоззренческого синтеза.

11. Знание, нравственность и право в философии И. Канта.

12. Идеи естественного права и общественного договора в философии Просвещения.

13. Истина и достоверность.

14. К. Ясперс о духовной ситуации времени.

15. Компьютерная революция: социальные перспективы и последствия.

16. Концепции «идеального общества»: философский смысл социальной утопии.

17. Кризис современной цивилизации: философский анализ.

18. Культура и цивилизация.

19. Личность Сократа: его жизнь и философия.

20. Методология И. Лакатоса.

21. Мировоззрение как основа человеческого развития.

22. Мировоззрение: его сущность и структура.

23. Миф как осмысление жизни.

24. Мифология и философия.

25. Модели свободы. Запад и Россия.

26. Научная революция XVII в. и новый образ философии.

27. О понятии русской классической философии.

28. Оценка морали в философии Ф. Ницше.

29. П. Я. Чаадаев о России и мировой цивилизации.

30. Платон и Аристотель о назначении философии.

31. Постиндустриальное общество. Концепции А. Тоффлера,
З. Бжезинского, Е. Масуда.

32. Постмарксисткая диалектика. Стоянович, Козар.

33. Проблема отчуждения (Г. Гегель, Фейербах, К.Маркс).

34. Проблема свободы в философии А. Камю и Ж.-П. Сартра.

35. Проблема справедливости в философии.

36. Проблемы свободы в философии Г. Гегеля.

37. Проблемы философской антропологии в ХХI веке.

38. Развитие науки: революция или эволюция?

39. Рациональное и иррациональное в познании мира.

40. Россия как специфическая цивилизация.

41. Русские космисты.

42. Самопознание как проблема мировоззрения.

43. Свобода и творчество в философии Н. А. Бердяева.

44. Смысл исторического развития общества.

45. Современное российское общество и социальная справедливость.

46. Социалистическая идея и жизнь.

47. Социальная философия Т. Гоббса, Дж. Локка: сравнительный анализ.

48. Социальные утопии Т. Мора и Т. Кампанеллы: вымысел или предвидение?

49. Теории марксизма и русская культура.

50. Теория гелиотараксии А.Л. Чижевского

51. Теория идеального государства Платона и его критика Аристотелем и К. Поппером.

52. Учение Аристотеля о благе и блаженстве.

53. Феномен «информационного общества».

54. Феномен глобализации: причины, проблемы и перспективы.

55. Деструкция в постмодернизме.

56. Философия в современном мире.

57. Философия всеединства В. Соловьева.

58. Философия и мифология.

59. Философия и наука.

60. Философия и политика.

61. Философия и религия.

62. Философия и судьба техногенной цивилизации.

63. Философия как образ жизни.

64. Философия как явление античной культуры.

65. Философия ненасилия.

66. Философия техники и ее ценностные установки.

67. Философские взгляды на общество К. Маркса.

68. Философские основы русской духовной культуры.

69. Философский аспект теории относительности Эйнштейна.

70. Фрейдизм и неофрейдизм.

71. Ценности христианства в истории культуры.

72. Человек, техника, общество в XXI веке.

73. Человеческое в человеке.

74. Этические взгляды Сократа.

75. Этические проблемы в современном обществе и их социальный контекст.


Приложение 6

Задания по экспресс-тестированию

1. Дайте оценку приведенным высказываниям и предложите свое суждение по проблеме: в мифах дается фантастическое, антропоморфное отражение мира, в религиозных учениях действительность объясняется с помощью сверхъестественных сил, бога, святого духа. Философия же стремится к научному, рациональному объяснению мира.

2. Английский философ и ученый Бертран Рассел, размышляя над вопросом о специфике философии и ее месте в духовной культуре общества, заметил: «Философия, как я буду понимать это слово, является чем-то промежуточным между теологией и наукой. Подобно теологии, она состоит в спекуляциях по поводу предметов, относительно которых точное знание оказалось до сих пор недостижимым; но подобно науке, она взывает скорее к человеческому разуму, чем к авторитету, будь то авторитет традиции или откровения. Все точное знание, по моему мнению, принадлежит науке; все догмы, поскольку они превышают точное знание, принадлежат теологии. Но между теологией и наукой имеется Ничья Земля, подвергающаяся атакам с обеих сторон; эта Ничья Земля и есть философия» /Рассел Б. История западной философии. – М., 1959. Согласны ли вы с таким определением предмета и места философии в духовной жизни общества?

3. Прав ли философ? «Мир есть совокупность фактов, а не вещей. Факты в логическом пространстве суть мир. Мир распадается на факты. То, что имеет место, что является фактом – это существование атомарных фактов. Атомарный факт есть соединение объектов (вещей, предметов). Атомарные факты независимы друг от друга» (Л. Витгенштейн).

4. Дайте оценку следующему высказыванию П.А. Флоренского: «Что я делал всю жизнь? Рассматривал мир как единое целое, как единую картину и реальность, но в каждый момент или, точнее, на каждом этапе своей жизни, под определенным углом зрения. Я просматривал мировые соотношения на разрезе мира по определенному направлению, в определенной плоскости и старался понять строение мира по этому, на данном этапе меня занимающему признаку. Плоскости разреза менялись, но одна не отменяла другой, а лишь обогащала. Отсюда непрестанная диалектичность мышления (смена плоскости рассмотрения), при постоянстве установки на мир, как целое».

5. «Материя и сознание являются по сути дела конвенциональными понятиями; отстаивать примат материи или сознания перед лицом новейших научных данных так же бессмысленно, как спорить о том, что подвешено сверху, а что снизу – Солнце или Земля» (Рассел Б.)

6. «Этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим» (Гераклит). Как древние греки воспринимали «космос»?

7. Если каждая наука изучает какую-то форму движения материи, то куда можно отнести такие научные направления, как кибернетика, теория систем?

8. Раскройте смысл высказывания древнегреческого философа Платона: деятельность души не есть пассивное восприятие, а собственная внутренняя работа, носящая характер беседы с самой собой; размышляя, душа ничего иного не делает, как разговаривает, спрашивая сама себя, отвечая, утверждая и отрицая.

9. «Если под философией понимать поиски знания в его наиболее общей и наиболее широкой форме, то ее, очевидно, можно считать матерью всех научных исканий. Но верно и то, что различные отрасли наук и в свою очередь оказывают сильное влияние на тех ученых, которые ими занимаются, и, кроме того, сильно воздействуют на философское мышление каждого поколения» (А. Эйнштейн). Согласны ли с таким положением?

10. «Для ученого, прожившего жизнь, веруя в могущество человеческого разума, история (создания мира) кончается кошмаром: он поднимался над невежеством, он почти достиг вершины. И вот на этой вершине, сделав последнее усилие, подтянувшись к пику... он стал лицом к лицу с теологами, бывшими здесь столетиями» (Э. Фромм). Охарактеризуйте данное положение.

11. О. Тоффлер писал, что наука (ее гипотезы, теории, модели) формируются под влиянием экономических, политических и культурных факторов, действующих за стенами лаборатории, она не представляет собой независимую переменную. Насколько можно согласиться с суждением Тоффлера?

12. Т. Кун определяет науку как сообщество, объединенное общей парадигмой (образцом научного мышления). В какой мере такое понимание науки соответствует действительности?

13. Какие из указанных ниже признаков обязательны для научной теории? Системность. Непротиворечивость. Простота. Обоснованность. Целостность. Проверяемость. Опровержимость. Способность к предсказанию. Объективная истинность. Рациональность. Объяснительная сила. Формализованность. Строгость. Завершенность.

14. «Как бы мы не усложняли компьютер, он остается системой, функционирующей в рамках физико-химического движения, а психика, мышление – это продукты социально-биологические. Поэтому рассуждения об эре искусственного интеллекта, машинного разума – это мифы современного механизма, механизма кибернетического». Согласны ли вы с этим утверждением? Обоснуйте ответ.

15. Можно ли согласиться с высказываниями современных космистов: «Мозг представляет собой космическую систему, которая берет для своей работы энергию непосредственно из Вселенной, причем кожа используется как механизм захвата этой энергии»; «мозг связан с биосферой планеты и, следовательно со всей Вселенной двумя каналами связи – энергетическим и информационным».

16. «Человеку недостаточно познать самого себя, нужно найти также способ, с помощью которого он сможет разумно показать, проявить себя и в конце концов изменить себя и сформировать» (Ф. Бекон). В чем заключается суть разума, согласно Ф. Бекону?

17. «Истина – это то, что выдерживает проверку опытом»
(А. Эйнштейн). Выразите свое отношение к данному положению.

18. «Наука не является и никогда не будет являться законченной книгой. Каждый важный успех приносит новые вопросы. Всякое развитие обнаруживает со временем все новые и более глубокие трудности»
(А. Эйнштейн). Прав ли ученый?

19. В чем особенность социальных явлений, и каковы их признаки? «Каждый процесс значимого человеческого взаимодействия (а это и есть по Сорокину «социальное явление») состоит из трех компонентов. Эти компоненты включают в себя, во-первых, мыслящих, действующих и реагирующих людей, являющихся субъектами взаимодействия. Во-вторых, значения, ценности, нормы, благодаря которым индивиды взаимодействуют, осознавая их и обмениваясь ими. И, в-третьих, открытые действия и материальные артефакты (искусственные предметы) как двигатели или проводники, с помощью которых объективируются нематериальные значения, ценности и нормы (Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 193).

20. В конце XVII и в XVIII вв. популярной была идея общественного договора. Общественный договор лежит в основе образования и единства общества и государства, – так считали многие просветители. "Человеческий род не может долго существовать в первобытном состоянии, иначе бы он погиб... Ему необходимо найти такую форму объединения, которая защищала бы и охраняла совокупной общей силой личность и имущество каждого участника.... Вот основная проблема, которую разрешает общественный договор" – писал мыслитель XVIII в Ж-Ж Руссо (Руссо Ж-Ж. Об общественном договоре. М., 1938., С. 14). Как вы думаете, в чем сила и слабость теории общественного договора?

21. Дайте философский анализ следующего высказывания: «Свобода есть познанная необходимость» (Спиноза). Почему Н.А. Бердяев подверг критике это положение?

22. «Для христиан история начинается с Откровения. Для марксистов она им кончается. Две религии» (А. Камю). Как вы относитесь к такому высказыванию?

23. Многие современные мыслители считают, что серьезной ошибкой К. Маркса является абсолютизация экономического фактора; отношения же между экономическим и духовными укладами общественной жизни носят более сложный характер, чем это представлялось «историческому материализму». Подумайте, прав ли Маркс в том, что экономические условия жизни (базис) являются определяющими?

24. Проанализируйте следующее выражение: «Свобода – это самовыражение личности; выражение ее духовных, эмоциональных и чувственных способностей» (Э. Фромм). К какому направлению в философии можно отнести взгляды Э. Фромма? Каковы аргументы, подтверждающие данное высказывание?

25. Выделите достоинства и недостатки определений понятия «Культура».

Культура – это все созданное людьми для удовлетворения материальных и духовных потребностей общества.

Культура – это социально унаследованный комплекс практики и верований, определяющий основы жизни людей.

Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, передаваемых от поколения к поколению.

Культура – это весь образ жизни, определяемый социальным окружением.

26. «Мы стоим перед основным парадоксом: без техники невозможна культура, с нею связано самое возникновение культуры, и окончательная победа техники в культуре, вступление в техническую эпоху влечет культуру к гибели» (Н. Бердяев). Раскройте философский смысл высказывания русского философа.

27. «Мораль – это выдумка человечества, но не вывод из жизненного опыта» (Э. М. Ремарк). Можно ли согласиться с этим суждением?

28. Раскройте сущность высказывания О. Шпенглера: «как только цель достигнута и идея, вся полнота внутренних возможностей, завершена и осуществлена вовне, культура внезапно коченеет, отмирает, ее кровь свертывается, силы надламываются – она становится цивилизацией».

29. «Величие искусства и состоит в этой вечной напряженной раздвоенности между красотой и страданием, любовью к людям и страстью к творчеству, мукой одиночества и раздражением от толпы, бунтом и согласием. Искусство балансирует между двумя пропастями легкомыслием и пропагандой. На гребне хребта, по которому идет вперед большой художник, каждый шаг – приключение, величайший риск. В этом риске, однако, и только в нем заключается свобода искусства» (А. Камю). Согласны ли вы с таким пониманием искусства?

30. Что такое массовая культура? Одни определяют ее как совокупность материальных и духовных ценностей, навязываемых сознанию трудящихся и молодежи с целью отвлечения от социальных проблем в сторону низменных интересов. Другие определяют ее как распространение среди населения стереотипов поведения, норм и ценностей для лучшей управляемости гражданами. Привилегированные слои общества пользуются элитарной культурой. Могли бы вы дать свое определение массовой культуры? Примером какого философского направления являются следующие слова? Можно ли согласиться с автором?

31. «Природа дала человеку в руки оружие – интеллектуальную моральную силу, но он может пользоваться этим оружием и в обратную сторону, поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом и самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах» (Аристотель). Прав ли Аристотель в своем понимании нравственной стороны человека?

32. Можно ли согласиться с высказыванием А. Камю? «Цивилизация заключается не в большей или меньшей утонченности. Но в сознании, общем для целого народа. И это сознание никогда не бывает утонченным. Наоборот, оно вполне здравое. Представлять цивилизацию творением элиты – значит отождествлять ее с культурой, меж тем как это совершенно разные вещи».

33. «Культура – это та веревка, которую можно бросить утопающему и которой можно удушить своего соседа. Развитие культуры идет столь же на пользу добра, сколько и на пользу зла. Растет кротость – растет и жестокость, растет альтруизм, но растет и эгоизм. Дело не происходит так, чтобы с увеличением добра уменьшалось зло; скорее так, как при развитии электричества: всякое появление положительного электричества идет параллельно с появлением отрицательного. Поэтому борьба м«жду добром и злом не угасает, а обостряется; она и не может кончиться и не может, по-видимому, не кончиться» (П.А. Флоренский). Согласны ли вы с таким утверждением?

34. «Чем дальше продвигается духовная эволюция человечества, тем более очевидным мне представляется, что путь к истинной религиозности пролегает не через страх жизни, страх смерти или слепую веру, а через стремление к рациональному знанию» (А. Эйнштейн). Прав ли ученый в своем отношении к религии?

35. «Человек не свободен выбирать между тем, чтобы иметь, и между тем, чтобы не иметь «идеалы»; но он свободен выбирать между различными идеалами, между служением власти, разрушению или служением разуму и любви. Все люди «идеалисты», они стремятся к чему-то, выходящему за пределы физического удовлетворения. Различаются люди именно тем, в какие идеалы, они верят» (Э. Фромм). Прав ли ученый?

36. Человек должен избавиться от страданий, тогда он будет счастлив (точка зрения буддизма). Человек должен страдать, искупая грехи, только тогда он придет к счастью (точка зрения христианства). Дайте философский анализ этих позиций. Что с вашей точки зрения определяет человеческое счастье?

37. «Никогда еще человек не подходил так близко, как сегодня, к осуществлению своих самых заветных надежд. Наши научные открытия и технические достижения приближают то время, когда стол будет накрыт для всех голодных, когда человечество преодолеет разобщенность и станет единым: Но что он скажет в отношении самого себя? Приблизился ли он к осуществлению другой заветной мечты человеческого рода – совершенству самого человека? – Человека любящего ближнего своего, справедливого, правдивого? Неловко даже задавать этот вопрос – ответ слишком ясен» (Э. Фромм). Каковы причины противоречия с точки зрения философа?

38. «Если душа существует, неверно было бы думать, что она дается нам уже сотворенной. Она творится на земле, в течение всей жизни. Сама жизнь – не что иное, как эти долгие и мучительные роды. Когда сотворение души, которым человек обязан себе и страданию, завершается, приходит смерть.» (А. Камю). Согласны ли вы с таким понимаем смысла жизни?

39. «Не обязательно понимать мир, Нужно лишь найти себя в нём»
(А. Эйнштэйн). Объясните, какова роль человека в мироустройстве согласно этой цитате.

40. «Человек – единственное животное, которое может скучать, быть недовольным, чувствовать себя изгнанным из рая. Человек – единственное животное, для которого собственное существование составляет проблему, которую он должен разрешить и которой он не может избежать. Он не может вернуться к дочеловеческому состоянию гармонии с природой: он должен продолжать развивать свой разум, пока не станет хозяином природы и хозяином самому себе» (Э. Фромм). Выразите свое отношение к данному положению.


Подписано в печать 10. 11. 2008. Формат 60х841 /16

Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 2,0

Уч.-изд. п.л. 2,5. Тираж 1000 экз. Заказ № 154. Поз. плана 100.

Ид № 00000 от 26. 12. 2001

Иркутский государственный технический университет

664074, Иркутск, ул. Лермонтова, 83