Учебное пособие: Методические указания для студентов Нижний Новгород 2008 ббк 66. 4 (2)

Название: Методические указания для студентов Нижний Новгород 2008 ббк 66. 4 (2)
Раздел: Остальные рефераты
Тип: учебное пособие Скачать документ бесплатно, без SMS в архиве

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского»

Как написать и защитить курсовую и выпускную работу

Методические указания для студентов

Нижний Новгород - 2008

ББК 66.4 (2)

Корнилов А.А., Сорокин А.С. КАК НАПИСАТЬ И ЗАЩИТИТЬ КУРСОВУЮ И ВЫПУСКНУЮ РАБОТУ: Методические указания для студентов. - Нижний Новгород: Издательство Нижегородского госуниверситета, 2008. - 16 с.

Рецензент: профессор Ю.А. Перчиков

Методические указания разъясняют студентам порядок подготовки и составления текста курсовой и выпускной (бакалаврской, дипломной, магистерской) работы, указывают пути поиска и соответствующего оформления списка источников и литературы. Предлагаются варианты тем курсовых и выпускных проектов, выделяются приоритетные группы проблем для исследования.

Для студентов, обучающихся по специальности и направлению «международные отношения» и «регионоведение».

ББК 66.4 (2)

©Нижегородский государственный университет ИМ. Н.И.Лобачевского», 2008

Содержание

Введение.......................................................................................................................4

Глава 1. Выбор темы и научного руководителя.................................................6

Глава 2. Источники и литература........................................................................10

Глава 3. Структура и правила оформления работы........................................19

Глава 4. Защита курсовой и выпускной работы...............................................24

Заключение...............................................................................................................27

Введение

Начиная с первого курса университета, студенты приступают к важному этапу своей деятельности - исследовательскому этапу. Они готовят и пишут курсовые проекты, которые в зависимости от периода обучения на специалиста, бакалавра или магистра, превращаются на выпускном курсе в дипломное сочинение, бакалаврскую работу или магистерскую диссертацию. Студенческое исследование – важная и необходимая стадия на пути становления профессионала. Факультет международных отношений ННГУ им. Н.И. Лобачевского (факультетское отделение международных отношений и регионоведения) готовит специалистов широкого профиля с акцентом на внешнеполитическую деятельность по окончании вуза. Процесс подготовки специалиста предполагает серьезные аналитические усилия в области .подготовки курсового проекта, ведь последние профилируют, нацеливают студента на объект будущей деятельности. Как показывает опыт, целый ряд наших выпускников, получивших место во внешнеполитических учреждениях Российской Федерации, своим благополучным трудоустройством в значительной степени обязаны своим научно-исследовательским достижениям и аналитическим навыкам. Таким образом, научная деятельность студента становится важным фактором его будущего, его жизненным капиталом.

Подготовка курсовой и выпускной работы - бакалаврской и дипломной, ее исполнение представляют собой сложный процесс, имеющий свои правила, ограничения и в то же время большие творческие возможности. Научиться выполнять эти правила - задача каждого студента, кто желает продолжать получение знаний в формате аспирантуры или же собирается служить в государственном внешнеполитическом учреждении. Автор курсовой и выпускной работы проявляется не только как знаток конкретной международной проблемы, не только как знающий иностранные языки, но и как растущий специалист, критически анализирующий оригинальные источники и профильную литературу.

Настоящее издание ставит задачей объяснить студенту основные этапы подготовки рукописи курсовой работы и правила оформления текста.

Глава 1. Выбор темы и научного руководителя.

На отделении «Международные отношения и регионоведение» ФМО учатся студенты-международники и студенты-регионоведы. Стандарты подготовки специалистов и учебные планы обеих специальностей, как и направления «Регионоведение» имеют целый ряд совпадений или близких по содержанию и назначению дисциплин. В то же время существуют некоторые принципиальные различия в процессе подготовки, которые оказывают влияние и на разработку текста курсового проекта.

Студенты-международники имеют возможность выбирать тему по следующим основным направлениям исследований:

• Внешняя политика конкретной страны.

• Конфликты, миротворчество.

• Экономические связи и глобализация экономики.

• Международные финансовые отношения.

• Международный терроризм и международная преступность.

• Процесс принятия внешнеполитических решений в конкретных странах и национальных организациях.

• Внешнеполитические и военные доктрины и концепции.

• Деятельность ключевых внешнеполитических институтов и учреждений государства:

1) Правительство и его внешнеполитические министерства;

2) органы законодательной власти;

3) экспертные, научно-исследовательские центры, институты, фонды;

4) неформальные группы давления.

Вышеназванные направления исследований понимаются как основные, ведущие. Наряду с этим внешнеполитическая практика, скоростная динамика развития современных международных отношений придают исследованиям новые очертания, усложняют или уточняют проблематику, рождают новые пласты источниковых материалов и множество экспертно-аналитической «продукции». Меняется, в связи с этим, и тематика курсовых и дипломных сочинений. Научные руководители стремятся ориентировать студентов на освоение качественно новых областей международных отношений, подсказывают иные сферы поиска документальной базы и литературы.

При выборе темы международники должны учитывать, а научный руководитель их в этом ориентировать, что тема связана с конкретной изучаемой, профильной дисциплиной. Так, на первом и втором курсах тематика курсовой должна соответствовать дисциплине «История международных отношений и внешней политики России». На 3-м курсе курсовая должна быть связана со сферой «Мировая интеграция и международные организации». Студентам 4-го курса необходимо увязывать тему с дисциплиной «Современная внешняя политика Российской Федерации в контексте нового миропорядка». Желательно, чтобы курсовые проекты «вращались» вокруг какой-то одной, достаточно серьезной и актуальной проблемы. Разные же дисциплины означают исследование различных аспектов поставленной проблемы. Это правило верно и для студентов-регионоведов.

Студенты-регионоведы , разрабатывающие международную

проблематику, обязаны выбрать конкретный регион: регион России (как правило, субъект Российской Федерации), Европа, Ближний Восток, Северная Америка. Все вышеназванные для международников направления могут быть вполне применимы к этим четырем регионам. Поощряется, например, исследование внешних связей российских регионов, изучение этнических вопросов диаспоральной политики. Особый акцент регионоведы обычно делают на анализ регионального политического пространства, поведения политической элиты региона, экономических процессов, культурного развития, языковых и религиозных граней развития региона.

Как и в случае с международниками, регионоведам требуется увязывать тематику курсовых работ с конкретными дисциплинами. На первом и вто ром курсах - это сфера истории и теории международных отношений. На третьем курсе исследование должно быть связано с изучением проблем международных интеграционных процессов и международных организаций. В восьмом семестре (четвертый курс ) студентам предлагается анализировать проблему в контексте международных отношений и внешней политики изучаемого региона.

Международная проблематика сегодня, как и прежде, требует использования многофакторного подхода. На факультете международных отношений этими факторами традиционно считаются:

1) критический анализ оригинальных источников (документов);

2) изучение различных точек зрения в отечественной и зарубежной литературе на проблему, изучаемую в курсовой работе. Здесь важно помнить, что при всей изящности анализа, проведенного отечественным или зарубежным специалистом, этот анализ не является идеальным, всеобъемлющим и абсолютно объективным, и потому следует вырабатывать собственную, авторскую точку зрения на вопрос, который студент рассматривает.

3) отличное знание иностранного языка: для международников - языка изучаемой страны и второго языка, для регионоведов - знание двух языков, один из которых - язык региона. Знание языка означает, как минимум, способность читать и переводить иностранный текст с использованием словаря.

4) межпредметный анализ проблемы, в ходе которого студент исследует не только свою сферу, например, политику, но и экономику, влияние военного фактора, международных организаций, воздействие этно-религиозных процессов, политического лидера, группы таковых, межличностное соперничество и прочее;

5) пребывание в изучаемой стране (регионе) как желательное условие для успешного исследования. Пребывание в стране (регионе) изучения позволяет изнутри анализировать происходящие политические, экономические, культурные, межэтнические и другие события, «выстраивать» правильную, близкую к реальности, систему тенденций развития того или иного явления.

Как выбрать научного руководителя? Научный руководитель должен быть специалистом по избранной студентом теме. С этой целью каждая кафедра вывешивает списки курсовых работ, каждый из которых ведет (курируют) тот или иной преподаватель. Научный руководитель может помочь выбрать тему работы, скорректировать ее, показать, в какой библиотеке (сайте Интернета) можно найти источники и литературу.

Глава 2. Источники и литература

Международникам и регионоведам очень важно понять ценность источника в научной работе, будь то курсовой, дипломный проект или реферат. Говоря упрощенно, источники - это памятники истории, помогающие реконструировать события и тенденции международной и региональной жизни.

Существуют различные точки зрения и определения того, что принято называть «историческим источником». М.К. Макаров утверждает, что источник - это «письменный исторический памятник, отобранный для освещения того или другого вопроса, дающий что-либо для его освещения, после проведения внешней критики становится источником изучения этого вопроса или темы». Известный отечественный источниковед СО. Шмидт полагает, что историческим источником могут служить все остатки прошлого, независимо от их происхождения, а также вся окружающая нас действительность в различных ее проявлениях. Он также уточняет, что источники - это памятники материальной и духовной культуры человека во всем ее многообразии (от уникальных вершинных достижений до бесчисленных образцов каждодневного обихода).

Исторический источник есть все то, что источает или может источать информацию, полезную для историка и теоретика международных отношений, для регионоведа, занимающегося изучением зарубежного региона. Всякий источник многофункционален, как показывают нижеследующие классификации, но источнику всегда присуща информативная функция.

Профессионалы - источниковеды до сих пор спорят о том, какая классификация источников является наиболее оптимальной. Не вдаваясь глубоко в эти дебаты, мы все же должны иметь представление о типах исторических источников.

Источниковеды советского периода выделяли 7 типов исторических источников: 1. письменные.

2. вещественные,

3. этнографические,

4. лингвистические,

5. устные,

6. фотокинодокументы,

7. фонодокументы.

Подобную классификацию мы находим в Советской исторической энциклопедии (М., 1956, т. 6), БСЭ (М., 1972, т. 10) и в работе Николаевой А.Т. «Теория и методика советского источниковедения» (М, 1975):

Академик И.Д. Ковальченко предлагал более обоснованную классификацию. В частности, мы читаем в его работах: «По методам и формам отражения действительности вся совокупность исторических источников четко делится на четыре группы или категории: вещественные, письменные, изобразительные (изобразительно-графические, изобразительно-художественные и изобразительно-натуральные) и фонические». СО. Шмидт дает свою типологическую классификацию, которая также не лишена оснований:

1. Вещественные источники во всем их многообразии, от памятников археологии до современных машин и предметов бытового обихода.

2. Изобразительные источники: художественно-изобразительные (произведения изобразительного искусства, искусства кино и фотографии); изобразительно-графические, изобразительно-натуральные (прежде всего, фотографии, кинокадры).

3. Словесные источники: разговорная речь; памятники устного творчества (фольклор); письменные памятники (включая эпиграфические). К этому типу С.О. Шмидт относит и все фонодокументы, фиксирующие речь человека.

4. Конвенциональные источники. Все системы условных обозначений графическими знаками (ноты, знаки математической, химической и другой символики). К ним могут быть отнесены документы информации, запечатленной на машинных носителях.

5. Поведенческие источники. Визуально наблюдаемые (или воспроизводимые) обычаи и обряды (ритуалы). Коллективные и индивидуальные действия (трудовые, семейно-бытовые, праздничные, спортивные и др.). Некоторые из них мимические по форме, другие сопровождаются словами, музыкой, являясь комплексными источниками.

6. Звуковые или аудиальные источники. В этом плане не только любой фонодокумент, но и устная речь может рассматриваться как звуковой источник.

Таким образом, приведенные выше классификации свидетельствуют, что термин «источник» гораздо шире термина «документ». К источникам мы можем отнести и особенности природных условий страны или региона. Ведь географическая среда оказывает значительное влияние на психологию, формирование трудовых и воинских навыков, обычаев, влияет на календарь сельскохозяйственных работ и здоровье политически активного населения страны (региона).

Наибольшим информационным потенциалом обладают, безусловно, письменные исторические источники . Они содержат колоссальный объем зафиксированной социальной информации, которую должны находить и анализировать международник и регионовед.

Студенты и преподаватели ФМО ННГУ традиционно работают с письменными источниками, хотя современные темы побуждают обращаться к методу устной истории, широко использовать личные встречи и интервью с участниками событий. Мы предлагаем следующий перечень стандартных письменных источников, которые наиболее часто встречаются студентам-международникам и регионоведам:

• неопубликованные документы архивных учреждений (сюда входят документы текущего архива государственного учреждения);

• документы органов законодательной власти страны (стран) изучения;

• документы органов исполнительной власти страны (стран) изучения;

• документы политических партий и общественных организаций;

• труды государственных и общественных деятелей;

• документы международных организаций (например, институтов ООН, региональных межгосударственных и неправительственных организаций);

• мемуары и эпистолярное наследие.

В таком порядке студент может располагать раздел «Источники» в Списке источников и литературы. Следует подчеркнуть, что место каждого источника из данного перечня меняется в зависимости от темы исследования. Например, если студент изучает деятельность институтов Европейского Союза или Организации Исламская Конференция, то, конечно, эти документы выйдут на первое место Списка источников и литературы.

Анализ источника требует дать внешнюю и внутреннюю критику.

Внешняя критика . Она призвана установить происхождение источника, т.е. подлинность, обстоятельства появления и цели составления документа. При этом выясняются хронологические особенности, данные языка, структура документа, а также сведения о событиях, лицах, организациях, учреждениях и месте составления.

Внутренняя критика . Предполагает изучение содержания источника. Это - работа с текстом. Необходимо проанализировать смысл, содержание текста документа и его значение для событий (тенденций), которые мы изучаем. Исследователь при анализе текста должен задать целый ряд вопросов и найти ответы, чтобы составить объемную картину прошлого.

Прочтение только одного источника затрудняет раскрытие темы исследования. Однако здесь имеется выход из ситуации. Дело в том, что всякий источник всегда «обрастает» дополнительными материалами, а история двигается дальше. Например, анализ коммюнике, решения правительства, заявления внешнеполитического ведомства того или иного государства неизбежно приводит к вопросу: Существуют ли подготовительные материалы? Существуют ли документы, которые американисты называют «Draft»? Драфты (проекты) сегодняшних документов откладываются в текущем архиве, который станет доступным большинству исследователей только по истечении большого срока лет. Безусловно, если анализируемый документ относится к периоду прошлых лет, например, прошлого десятилетия, то крайне полезны будут воспоминания. К таковым относятся, например, мемуары президента США Б. Клинтона «Моя жизнь», канцлера ФРГ Г. Шредера «Решения. Моя жизнь в политике», советского посла В.М. Виноградова «Дипломатия: люди и события. Из записок посла», российского посла А.Е. Бовина «Записки ненастоящего посла. Из дневника». Большую помощь в анализе документа и сопутствующих документов окажет переписка – как официальная, так и корреспонденция частных лиц. Так, нижегородские ученые в первом и втором томах хрестоматии «Проблемы войны и мира в ХХ веке» опубликовали уникальные документы дипломатической переписки, имеющей отношение к деятельности британского Форин Офис и министерства по делам колоний на Ближнем Востоке в период между двумя мировыми войнами. Эти документы доступны студентам ФМО в библиотечном фонде ННГУ.

Всякий источник, если он открытый, «обрастает» материалами прессы. Пресса может действительно существенным образом дополнить политическое содержание и политический смысл анализируемого документа. Работа с прессой очень интересна и в то же время деликатна, требует осторожного подхода исследователя. Пресса сама по себе тоже может быть источником, если:

А) публикует официальные документы

Б) публикует статью официального деятеля (правительственного и государственного)

В) публикует статистику.

Г) публикует интервью с официальным деятелем.

Д) публикует материалы «круглого стола» с участием официальных деятелей.

В таком случае международник и регионовед могут ссылаться на прессу как на источник. При анализе материалов прессы – и в случае, когда она является источником, и в случае, когда она является дополнительным информационным ресурсом – следует учитывать, интересы какой политической, экономической группы или государственного учреждения выражает тот или иной автор публикации. Такие интересы может выражать и весь редакторский коллектив СМИ. Понять, чьи интересы выражает газета, журнал, Интернет-портал, представляется важным, потому что дает возможность правильно понять политическое настроение публикации, отнести средство информации к конкретному политическому лагерю. Нередко именно пресса своими публикациями готовит общественное мнение страны (стран) к выдвижению громкой внешнеполитической инициативы. Отметим и такую важную грань процесса анализа материалов прессы. Журналист, написавший статью, может брать псевдоним, выражать при этом точку зрения определенных политических кругов или же предпринимательского сообщества, а может и намеренно искажать реальность, предлагая отвлеченный взгляд на происходящие события, давать неполный анализ тенденциям международных отношений.

В поиске ответов на сложные вопросы исследования студенту рекомендуем использовать комплекс различных источников, вести их сравнительный анализ. Следует помнить о том, что всякий источник составляется людьми, отражает позицию того или иного учреждения, организации или точку зрения конкретного лица, и потому источнику присуща некая односторонность и необъективность.

Существенную помощь в подготовке курсовой работы оказывает литература или исследования отечественных и зарубежных авторов по выбранной студентом теме.

Какое значение для выполнения курсового и выпускного проектов имеет литература? Не будет преувеличением сказать, что ценность литературы практически равна ценности источников, которые анализирует студент. Действительно, приступая к разработке выбранной темы, студент должен, прежде всего, хорошо знать, что написали его предшественники - ученые России и зарубежных стран - по данной теме. Необходимо знать не только, что, но и как рассматривали ученые проблему, какие аспекты они считали наиболее важными для анализа. Следует узнать, о чем вообще не писали предшественники. Возьмем конкретный пример - внешняя политика стран Ближнего Востока. Написано множество исследований по арабо-израильскому конфликту, по ирано-иракской проблематике, по внешней политике конкретных ближневосточных государств. Однако мало что исследовано, по крайней мере, в отечественной (советской и российской) литературе в сфере процесса выработки и осуществления внешнеполитического курса конкретных стран региона. Если Турция, Иран, Израиль, в определенной степени Арабская Республика Египет стали хорошо изученным предметом, то прочие государства региона, в особенности, Иордания, Сирия, Ливан, Королевство Саудовская Аравия, ОАЭ, Эмират Кувейт только еще становятся предметом глубокого исследования российских ближневосточников. В этом отношении очень полезными для студентов-арабистов и тюрковедов станут монографии и другие научные издания московского Института изучения Израиля и Ближнего Востока.

Другой пример в смысле степени изученности темы - Европейский Союз. За последние 10-15 лет успешно продвигаются исследования институциональных, концептуальных, военно-политических и экономических аспектов европейской интеграции. В то же время европейская реальность преподносит исследователям «неожиданные» сюрпризы в области межнациональных отношений и регулирования миграционных потоков из стран Востока. Лишь в последние годы ученые, журналисты и политики стали всерьез обсуждать вопрос: сможет ли ЕС справиться с потоком восточных, неевропейских мигрантов? Будет ли Европа европейской в условиях небывалого роста жителей-мусульман в Великобритании, во Франции, ФРГ, Италии и других странах? Опасность размывания собственно европейской идентичности, которая так и не сформировалась окончательно, страх перед исламским радикализмом, массовой иммиграцией иностранцев с Юга, угроза международного терроризма - все эти проблемы в случае их нерешенности способны подточить фундамент кажущегося прочным «европейского дома».

Таким образом, изучение литературы по выбранной теме крайне необходимо. Проанализировав литературу, студент сможет определить свое место в разработке темы, так как он видит, что исследовано, как исследовано и что вообще не исследовано.

При подготовке курсовой работы и дипломного сочинения традиционно стоит вопрос: в какой степени студент должен опираться на источники и в какой степени на литературу? Здесь также может оказать помощь научный руководитель, но идеального, на все времена ответа здесь нет. Источники всегда суть основа, база, фундамент исследования в области международных отношений и регионоведения. В то же время любая тема содержит такие аспекты, где невозможно обойтись без ссылки на авторитетного ученого, на признанную в научном мире монографию или статью. Примером может служить тема генезиса и эволюции общин духоборов в Канаде, которую изучала студент-регионовед ФМО. Проблематика изучена в России слабо - не проблематика духоборов, проживающих в РФ, а именно духоборов Канады. Можно назвать 2-3, в крайнем случае, 4 имени исследователей, из них 1-2 проживают в Канаде и США и являются эмигрантами. Понятно, что в этой теме литература (исследования и статьи) имеет очень большое значение; студенту приходится быть пионером и самостоятельно искать и комментировать оригинальные источники. Однако и здесь исследователя подстерегает «ловушка». Так, известный историк-описатель духоборов В.Д. Бонч-Бруевич изучал общины с революционных позиций, с точки зрения борьбы с самодержавием. У него мы не найдем сравнительно-богословского анализа, а ожидаемый научный анализ нередко подменяется описательностью и политической критикой.

Студент, приступающий к изучению литературы, должен уметь пользоваться библиотечными каталогами, включая электронный каталог. В период первой курсовой работы он еще только знакомится с «классиками» выбранной темы, а на старших курсах уже знает не только необходимые монографии, но перечень специальных, профильных журналов - как отечественных, так и зарубежных. Статьи в научных журналах отражают развитие науки, продвижение в разработке темы, за которым студент просто обязан следить. Например, студент, исследующий международные отношения в регионе Ближнего Востока, должен знать такие журналы, как «Восток», «Азия и Африка сегодня», про-мидовский журнал «Международная жизнь». Военные аспекты ближневосточных событий помогает изучать «Зарубежное военное обозрение». Массу полезной информации содержит «Независимая газета» и ее «Военное обозрение». Все эти издания комплектуются в филиале университетской библиотеки на ФМО и в фундаментальной библиотеке ННГУ на Гагарина, 23, и доступны студентам. Рекомендуем в этом плане заглядывать на странички «Нижегородского журнала международных исследований» (НЖМИ), который содержит последние разработки ученых ФМО ННГУ и приглашенных исследователей. Еще большим подспорьем послужит «Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Международные отношения. Политология. Регионоведение». Здесь публикуются статьи преподавателей и сотрудников ННГУ и других вузов по самой широкой международной и регионоведческой проблематике. О том, какую ценность представляют два вышеназванных издания, говорит тот факт, что их регулярно читают сотрудники оперативно-дипломатического состава центрального аппарата МИД РФ, других государственных учреждений внешнеполитического комплекса России, а также дипломаты-сотрудники посольств зарубежных государств, аккредитованных в РФ. Факультет международных отношений получает благожелательные отзывы и рецензии на НЖМИ и «Вестник» из ведущих научных учреждений г. Москвы и Санкт-Петербурга.

Где искать источники и литературу? Ответ на этот вопрос, во-первых, дает научный руководитель, во-вторых, студент обязан заниматься самостоятельным поиском. К его услугам - библиотека факультета и университета, областная библиотека, всемирная сеть Интернет. Студенты, проходящие различные виды практик, направляются факультетом в Москву. Московские библиотеки весьма репрезентативны в плане документальных фондов, фондов литературы и СМИ. К услугам наших студентов – Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы (ВГБИЛ), Российская государственная библиотека («ленинка»), библиотека Института научной информации по общественным наукам РАН. Помимо того, существуют отечественные научно-исследовательские институты в системе РАН и частные. Они располагают крупными библиотечными фондами и прочими информационными ресурсами. Наши студенты, аспиранты и преподаватели традиционно обращаются в библиотеки таких институтов, как: Институт США и Канады РАН, Институт Европы РАН, Институт востоковедения РАН, Институт Дальнего Востока РАН, частный Институт Ближнего Востока и целый ряд других. На кафедрах ФМО также собраны очень интересные коллекции оригинальных документов и литературы. Некоторые документы из кафедральных коллекций можно найти только на ФМО ННГУ, потому что их аналоги находятся за рубежом. Пытливые студенты могут воспользоваться материалами текущего архива федеральных органов власти и местных администраций, особенно в период прохождения практики. Большое значение имеют встречи, интервью с экспертами, специалистами в интересующей студента области исследований, а также с участниками событий.

Консультации экспертов. Студенты I, II курсов, вероятно, не в полной мере осознают значение совета, который может дать специалист по выбранной теме, пишущий в течение многих лет по данной проблематике. На старших курсах студенту, как правило, приходит понимание ценности рекомендации, данной профессионалом. Студенты-старшекурсники проходят различные виды практик, непосредственно общаются с экспертами и понимают, что профессионалы глубже разбираются в динамике проблемы, обучают корректно ставить вопросы, искать нужные источники. Получивший консультацию у профессионала-практика, например, сотрудника МИД РФ или специалиста одного из комитетов Государственной Думы ФС РФ, студент, мы не сомневаемся, будет более широко смотреть на предмет исследования и напишет работу, более приближенную к реальности. Консультации эксперта реально получить на факультете, так как к нам регулярно приезжают ведущие специалисты, ученые и политики не только России, но и других стран. Они приезжают, чтобы участвовать в научных конференциях, или же оппонировать диссертационную работу в диссертационном совете. Постоянно приезжают наши коллеги из Института мировой экономики и международных отношений РАН, Института стран Азии и Африки при МГУ, Института востоковедения РАН, Московского государственного университета, Московского государственного института (университета) МИД РФ, Санкт-Петербургского госуниверситета и других вузов. Факультет международных отношений посещают высокопоставленные сотрудники центрального аппарата МИД России, имеющие многолетний стаж дипломатической службы за границей. Мы встречаем депутатов Государственной Думы ФС РФ, экспертов-политологов и международников, реально участвующих в процессе выработки и осуществления внешнеполитического курса Российской Федерации. На факультет приезжают сотрудники иностранных посольств, ученые из университетов стран Запада и Востока. Общение со всеми этими экспертами и политиками приносит немалую пользу студенту и формирует в нем профиль серьезного исследователя. Студенту необходимо только внимательно следить за объявлениями ФМО и приходить на встречи с гостями факультета.

Глава 3. Структура и правила оформления работы.

Структура работы традиционно включает следующие элементы:

- титульный лист;

- содержание;

- введение, которое включает: а) актуальность темы, б) цель и задачи работы; в) обоснование хронологических рамок (если таковые определены в работе); г) характеристика источников; д) обзор литературы, статей и других материалов; е) методология и методы исследования; ж) обоснование структуры работы. Очень часто введение представляет наибольшую трудность для написания и является первым объектом критики со стороны научного руководителя, рецензента, государственной комиссии или комиссии кафедры, которая оценивает работу защищаемого студента 4-го курса. Именно по этой причине научный руководитель традиционно обращает самое пристальное внимание на корректность написания введения, соблюдения всех необходимых правил и процедур.

Студенты нередко задают вопрос научному руководителю: Что такое актуальность темы , и чем актуальность отличается от новизны исследования ? Эти и другие вопросы вполне естественны, и очень хорошо, что студенты вообще задают вопросы, интересуются качеством своего труда. Актуальность означает, в какой степени выбранная студентом тема значима для политики, экономики, культуры, международных отношений, внешней политики зарубежной страны, Российской Федерации. Например, внешняя политика султана Абдул Хамида II теперь уже имеет историческую актуальность, а вот, например, влияние традиций османской дипломатии на стратегию и тактику современного министерства иностранных дел Турции очень актуально. Другой пример. Историки вспоминают и анализируют знаменитую в прошлом «доктрину Монро». Актуальным же для регионоведа-американиста является изучение того, каким образом «доктрина» влияет на современную внешнюю политику США, предположим, в Южной Америке. Проблема Палестины никогда не перестанет быть актуальной. То же самое относится к курдскому вопросу, вопросу армянского геноцида в турецко-армянских отношениях. А разве проблема сохранения суверенитета, государственных границ и их незыблемость не стала самой актуальной после цепочки событий: вторжение США в Ирак 2003 г., независимость края Косово, признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии? Иными словами, актуальность обычно связана с современностью, с злободневностью, с тем, как часто тот или иной сюжет (тема, выбранная студентом) обсуждается в СМИ и используется политиками разных стран и руководителями международных организаций и ТНК для продвижения своих, нередко эгоистических, интересов.

Новизна исследования представляет собой другое измерение проблемы. Новизна предполагает, что автор (студент) изучил качественно новые аспекты проблемы, ввел в научный оборот (то есть, нашел, перевел с иностранного языка на русский язык первоисточники - документы, использовал их в курсовой, выпускной работе), сделал оригинальные научные выводы, систематизировал статистику или терминологические данные, которые позволяют взглянуть на тему с новой стороны. Поэтому если студент использовал уже известные документы, пересказал уже проанализированную другими литературу, повторил чужие выводы, то возникает вопрос: в чем же новизна проделанного труда? Тема исследования может быть необычайно актуальной, а новизна почти нулевой.

Возьмем для примера тему институтов ЕС. Для обывателя развитие институтов Европейского Союза представляется некой «серой, однородной массой», никаких оттенков, акцентов со стороны суверенных государств-членов Союза. Если же проанализировать, какой вариант развития учреждений ЕС предлагает, например, правительство ФРГ или правительство Великобритании, то мы увидим элемент новизны, так как каждое правительство добавляет свои акценты, и их изучение несет в себе маленькое научное открытие. Если же студент будет делать прогноз относительно развития институтов ЕС, например, какие из них приобретут наибольший вес, это также будет иметь элемент новизны. Другой пример. Можно изучать внешнюю политику страны с точки зрения деятельности ключевых внешнеполитических ведомств, а можно анализировать деятельность неправительственных организаций, которые формально не подчиняются правительству данной страны, а на деле усердно служат реализации ее интересов. Без сомнений, изучение работы таких организаций (институтов по изучению языка, благотворительных фондов, ассоциаций в области образования и подготовки кадров, религиозных миссий и прочее) рождает новизну исследования.

Добавим, что трудно требовать новизны курсовой работы от студентов первого-второго курсов. Новизна начинается, как правило, с третьего курса, а более серьезно об этом можно говорить на 4-5 курсах.

Во Введении работы должна быть четко обозначена цель . Цель всегда одна, а задач несколько. Цель всегда связана с заголовком работы. Задачи обычно соответствуют названиям глав работы.

О характеристике источников и литературы мы уже говорили. Здесь только добавим, что следует сгруппировать источники по видам, жанрам или ведомственной принадлежности. Сгруппировать следует и литературу. Часть литературы написана отечественными авторами, другая часть – зарубежными специалистами. Внутри каждой части можно выделить подгруппы согласно предмету исследования. Например, если мы изучаем внешнюю политику Дж. Буша-младшего, то одна часть авторов исследовала тенденции внешней политики, ее географические направления. Другая группа авторов изучала процесс выработки и принятия решений при Дж. Буше. Третья группа авторов анализировала влияние лоббистских структур на внешнюю политику. И таким образом, по группам можно дать характеристику литературы.

Методология и методы нередко вызывают вопросы у студентов. А о чем тут писать? – спрашивают они. Методология – это научное мировоззрение автора, которым он смотрит на предмет исследования, на выбранную тему исследования. По дисциплине «Теория международных отношений» студентам преподается достаточное количество вариаций взгляда на мир, на международные отношения. Поэтому студент может использовать различные теории в качестве своей методологической базы. Однако в этом случае он обязан объяснить, почему и каким образом он использует теоретическую основу реализма или институционализма для своего исследования. Методы исследования -0 это инструменты познания, инструменты анализа действительности международных отношений, которые применяет студент. К методам относятся: историческая индукции и дедукция, сравнительно-исторический метод, контент-анализ, метод исторической реконструкции, метод кейз-стади и другие. Какой метод из вышеперечисленных или иных выберет автор, решать ему после совета с научным руководителем. Однако написать о методах во Введении студент просто должен. Ведь характеризуя методологию и методы, он показывает, в какой степени вообще он состоятелен как специалист по международным отношениям и по регионоведению. Он показывает всем Введением, какова «кухня» его работы. В обосновании структуры работы автор объясняет логику, последовательность изложения глав.

Далее структура работы включает:

- главы текста, желательно 3-4; каждая глава обязательно содержит выводы. Эти выводы отвечают на вопрос и проблему, указанные в наименовании главы. Выводы по главе не могут повторяться в Заключении. Они являются авторскими и потому не сопровождаются ссылками на источник или литературу.

- заключение, где содержаться выводы студента по теме исследования;

- примечания (ссылки на источники и литературу, подтверждающие те или иные факты и тенденции, если нет подстрочника в самом тексте);

- список использованных источников и литературы;

- приложения (тексты документов, таблицы, диаграммы, схемы, фотоматериалы и прочее).

Ссылки на источники и литературу в курсовой работе можно делать либо постранично, либо в Примечаниях. Традиция, сложившаяся в нижегородской школе американистики и сравнительного анализа проблем международных отношений, предполагает делать от 2-х до 5-ти ссылок на странице. Сам текст курсовой работы обычно содержит фактовую основу, излагает факты и тенденции и сопровождает группу фактов и тенденций промежуточными выводами. Вновь повторим, что каждая глава курсовой (дипломной работы) обязательно завершается выводами по главе. Подчеркнем, что Заключение как раздел является творением исключительно автора. Студент приводит в Заключении свои, только свои выводы по теме исследования. Никакие ссылки на источники и литературу в Заключении не допускаются. Заключение - это аналитический итог исследовательских усилий студента.

Особо необходимо сказать о правилах оформления ссылок на Интернет-издания. Студенты очень часто приводят в ссылке только адрес источника, книги или статьи в Интернете. Однако культура ссылки требует вначале указать название материала, затем после косой черты - название сайта и лишь потом, после двойного слэша - интернетовский адрес издания. Например, студент изучает структуру и функции государственного департамента США. В Интернете, на соответствующем сайте, он находит материал и ссылается следующим образом: Department Organization/ U.S. Department of State// www . state . gov / r / pa / ei / rls / do s/436.htm. Допускается после двух косых скобок сослаться на общий адрес госдепартамента - www.state.gov. В то же время некоторые научные учреждения при публикации статей или тезисов требуют полной ссылки, то есть, указания всего адреса, где размещен материал (источник, книга или статья). Поэтому мы призываем все-таки ссылаться на полный адрес в Интернете.

Другой пример. Студент должен проанализировать заявление президента РФ В.В. Путина в связи с террористическим актами 2005 г. в Лондоне. Как оформить ссылку? Ссылаемся: Заявление в связи с террористическим актами, произошедшими в Лондоне. 7 июля 2005 г. Глениглс/ Президент России// wvvw.kremlin.ru/text/appears/2005/07/91077.shtml

Нередко большие трудности вызывает у студентов оформление Списка использованных источников и литературы. Список также имеет свою традиционную структуру. Под римской цифрой I обычно располагаются Источники, которые, в свою очередь, подразделяются на подгруппы, обозначаемые буквами а, б, в и т.д. Эти подгруппы могут соответствовать тому перечню письменных источников, который мы уже привели выше. Далее под цифрой II располагаются Исследования, вначале - на русском языке, затем - на иностранных языках, однако нумерация изданий с раздела «Источники» продолжается сплошная до конца Списка. Эта нумерация использует арабские цифры. Под цифрой III приводятся статьи, также на русском языке. А затем на иностранных языках. Следующий раздел, цифра IV - «Периодические издания», раздел V - «Справочные издания». Студенты обычно завершают Список разделом «Материалы всемирной сети Интернет», ■ однако следует помнить, что целый ряд сайтов может быть отнесен к источникам, например, сайты правительственных и законодательных учреждений. Поэтому необходимо различать материалы Интернет по их происхождению и содержанию.

Правила предусматривают следующие границы полей страниц: слева - 30 мм, справа - 15 мм, сверху и снизу - по 20 мм. Шрифт -Times New Roman. Размер шрифта -14. Красная строка - 1,27 см.

Текст работы следует печатать через 1,5 интервала. Расстояние между заголовком и текстом составляет 3 интервала. В конце заголовков глав и подглав точка не ставится. Название главы пишется большими строчными буквами, название подглав - обычными прописными буквами, и выделяется жирным шрифтом. Требуемый объем курсовой работы составляет 25-30 страниц, включая Примечания и Список использованных источников и литературы. Приложения продолжают сплошную нумерацию текста, но не учитываются в общем количестве страниц. Нумерация страниц ставится с первой страницы (введение должно начинаться с 3-ей страницы) в правом верхнем углу или вверху по центру.

Глава 4. Защита курсовой и выпускной работы

На 4-м курсе обучения студенты обязаны защищать курсовую или бакалаврскую работу, а на 5-м курсе - дипломное сочинение. Защита предполагает определенную процедуру, к которой автор «курсовика», бакалаврского труда и дипломной работы должен быть подготовлен. Защита курсового проекта тем более важна, что является своеобразной репетицией будущей дипломной работы. Студент должен изложить на защите основные положения своей работы , причем, успеть за установленное кафедрой или комиссией время. Обычно это время составляет 5-7 минут, максимум 10 минут. Мы рекомендуем в выступлении сообщить преподавателям кафедры об актуальности темы, новизне исследования цели и задачах, об основных результатах (выводах) работы. Не стоит пересказывать все Введение и все Заключение, ведь текст работы члены кафедры или члены государственной комиссии читают во время защиты.

После выступления студента задаются вопросы по теме исследования. Мы всегда советуем своим подопечным не теряться, каким бы ни был вопрос, а опираться в ответе исключительно на свои знания и, прежде всего, знания источников (документов). Вопросы могут быть разными, однако, большинство вопросов вращается вокруг таких проблем, как:

1. Как Вы понимаете термин (такой-то)?

2. Почему выбраны именно такие хронологические рамки исследования?

3. В чем состоит новизна вашего исследования? Этот вопрос задается, в особенности, при защите дипломной и вообще выпускной работы.

4. Дайте характеристику использованных источников (1-2 или более документов).

5. Поясните, в чем заключается ценность такого источника, как, например, FRUS – Foreign Relations of the United States или материалы германского бундестага? В чем их информативность?

5. Поясните, в чем заключается практическая значимость Вашей работы? Особенно уместен такой вопрос при защите дипломной работы, а также бакалаврской и магистерской работ.

Перечень вопросов может быть продолжен. Случается, что заданный вопрос прямо не относится к теме исследования. В таком случае студент должен тактично ответить, что заданный вопрос в курсовой (выпускной) работе не изучался, однако, если студент имеет некие знания, он может вступить в «рассуждения на тему...». Только пусть эти рассуждения будут действительно по серьезному научными. Поскольку число защищающих работы студентов каждый раз велико, ответы студента на вопросы должны быть ясными, конкретными, четкими, емкими, не расплывчатыми. В ответах демонстрируется степень, в какой автор исследования владеет проблемой.

Далее за вопросами-ответами обычно следует выступление научного руководителя студента. Если по каким-либо уважительным причинам научный руководитель отсутствует, его письменный отзыв зачитывается. На защите выпускной (дипломной и магистерской) работы после научного руководителя выступает рецензент . (На защите бакалаврской работы выступление рецензента пока не предусмотрено) Как правило, это специалист с ученой степенью, хотя он может и не быть узким специалистом по теме исследования. Отзыв рецензента, помимо положительной оценки студенческой работы, обязательно содержит критические замечания. Студент заранее читает текст рецензии и советуется с научным руководителем, каким образом следует отвечать на критику. Необходимо заметить, что процедура ответа на рецензию - важная часть защиты. Студент дискутирует, спорит с рецензентом, приводит аргументы, убедительные факты, чтобы отстоять свою концепцию. Не все замечания рецензента требуют защиты. Так, замечания по поводу стилевых погрешностей, оформления ссылок не по ГОСТу, невычитанности текста уже не исправить, и студенту просто необходимо с ними согласиться (Конечно, это не значит, что данные погрешности разрешается допускать в тексте работы). Гораздо более принципиальный вопрос - критика рецензентом выводов студента, критика структуры работы и иные содержательные замечания. На эту критику студент должен ответить, используя свои знания, эрудицию и текст работы. Вот здесь уместно и поспорить с рецензентом, но с использованием не общих слов, а настоящих научных аргументов. Опять-таки мы рекомендуем, чтобы накануне защиты научный руководитель поработал со студентом, помог ему подготовить ответы на острые, нередко «жалящие» замечания рецензента. Опыт защит показывает, как велика роль научного руководителя, а также выпускающей кафедры, которая допустила студента к столь ответственной процедуре защиты.

По завершении ответов на критику рецензента наступает момент научной дискуссии , когда имеют право выступить сотрудники кафедры или члены государственной комиссии (в случае защиты выпускной работы). На данном этапе звучит общая оценка исследования, подчеркивается вклад автора, анализируются выводы работы. После этого студенту предоставляется заключительное слово. Следует указать на этическую сторону этого слова. Студент обычно благодарит научного руководителя, рецензента и кафедру (государственную комиссию) за внимание, проявленное к его работе. В то же время, если на дискуссии позвучала принципиальная критика курсовой (выпускной) исследования, студент должен использовать заключительное слово еще и для того, чтобы ответить на критику. Как видим, на каждом этапе защиты студент должен быть внимательным к словам возможных оппонентов и бороться за оценку. Оценка исследования слагается не только из текста, но зависит также от уровня и качества защиты. Вот почему к любой защите студент обязан готовиться, и существенную роль в подготовке играет научный руководитель.

Кафедры обычно проводят предзащиты выпускных студенческих работ за 2-3 недели до реальной защиты перед государственной комиссией. Эти предзащиты в точности репетируют основные этапы защиты и таким образом готовят студентов к предстоящим испытаниям. Студентам, авторам выпускных работ, следует помнить, что у преподавателей, у выпускающей кафедры никогда не бывает и в принципе не может быть намерения «завалить» или преднамеренно занизить оценку. Вопросы, которые задаются на предзащитах и защитах, имеют, как правило, одну цель - выяснить уровень квалификации студента, оценить его знания и умение защищать свою точку зрения и, в конечном счете, выставить тот объективный балл, который автор работы заслуживает.

Заключение

Подводя итог, отметим, что научное исследование студента - необходимая стадия его профессионального роста. Подготовка, написание и защита работы является творческим делом и обладает индивидуальными чертами, так как каждый автор неповторим в своем подходе к теме исследования. По нашему мнению, каждая курсовая и выпускная работа представляет собой определенный этап роста студента-исследователя.

1-й курс - происходит поиск того, что уже исследовано и не исследовано, определение «своей» темы в контексте изучаемой проблемы. Научный руководитель обязан мягко, ненавязчиво подсказывать подопечному, что является принципиальным, а что не таким уж важным. На первом курсе не стоит, наверное, «нажимать» на студента в плане выработки стиля изложения. Однако представляется архиважным научить отличать источник от литературы и правильно классифицировать источники. Неплохо, если студент 1-го курса поймет, как правильно составлять введение и что оно пишется в последнюю очередь. Правила оформления работы, считаем, следует прививать тоже на первом году обучения.

2-й курс - традиционно это первая работа студента, основанная на анализе первоисточников, оригинальных документов, тогда как на первом курсе происходит знакомство, прежде всего, с литературой. Автор работы, студент второго курса, показывает свои знания иностранного языка, как минимум, первого языка. Научный руководитель по-прежнему помогает студенту разработать план курсовой работы. На данном этапе развивается желание искать и критиковать документ, сравнивать различные материалы. Конечно, здесь еще преобладает зависимость студента от источника, и все же появляются самостоятельные выводы. Повторим, что подготовка работы -процесс индивидуальный, так что и на втором курсе, как свидетельствует практика, студенты показывают разные результаты - от весьма низких до многообещающих высоких.

3-й курс - студент в значительной степени освоил избранную тему, использует на знание двух иностранных языков. Документальная база его исследования значительно расширилась. На первой консультации студент третьего курса может самостоятельно предложить научному руководителю структуру своей курсовой работы (план).

4-й курс - этап подготовки курсовой или бакалаврской работы. Обе работы студент готовится защищать. На четвертом курсе, как правило, выбирают тему, связанную с темой выпускной работы (бакалаврской, дипломной, магистерской). В исследовании этого уровня обучения студент показывает свои навыки критики и анализа множества разнообразных источников. Документальная база уже пополнилась за счет материалов, собранных в результате ознакомительной практики в государственных и негосударственных учреждениях, а также в ходе встреч и консультаций с экспертами по теме исследования.

Бакалаврская работа подводит итог 4-хлетнему обучению, содержит авторскую концепцию, особым образом раскрывающую заявленную тему.

5-й курс - дипломная работа. Это самостоятельное творческое исследование студента, базирующееся на анализе широкого круга источников и литературы. Безусловно, привлекаются периодические издания, статьи из профильных журналов, справочники и энциклопедии. Часть документов впервые вводится автором в научный оборот. Студент-дипломник проявляет себя здесь и как квалифицированный переводчик письменных текстов (документов). Дипломная работа содержит развернутую авторскую концепцию, отличается новизной, то есть, впервые по-новому ставит и раскрывает проблему или какой-то ее существенный компонент.

Для студентов, решивших избрать сложный путь научной карьеры (аспирантура, подготовка и защита кандидатской диссертации) дипломная работа является показательным моментом и важным шагом на этом поприще. Будущие аспиранты ФМО ННГУ к моменту защиты дипломной работы, как правило, уже имеют научные публикации - в «Нижегородском журнале международных исследований», в сборнике статей «Актуальные проблемы американистики», в сборнике по итогам семинара «Теория и практика регионоведения» и других изданиях, включая материалы научных конференций других вузов России.