Реферат: Современная коммуникативная ситуация в России отличается рядом противоречий. Речь идет прежде всего о стремлении Homo Loquens превратиться из фактора коммуникат

Название: Современная коммуникативная ситуация в России отличается рядом противоречий. Речь идет прежде всего о стремлении Homo Loquens превратиться из фактора коммуникат
Раздел: Остальные рефераты
Тип: реферат Скачать документ бесплатно, без SMS в архиве

А.А.Чувакин (Барнаул)

Риторика как направление специализации в подготовке филологов в классическом университете

Современная коммуникативная ситуация в России отличается рядом противоречий. Речь идет прежде всего о стремлении Homo Loquens превратиться из фактора коммуникативно-речевого пространства в его центр и неспособности достичь этого; резком повышении коммуникативной активности россиян и размывании речекоммуникативных норм; постепенной замене господствовавшей многие десятилетия коммуникативной парадигмы монологического типа на коммуникативную парадигму диалогического типа; нарушении баланса в отношениях тенденции к речевой гармонии и тенденции к речевой агрессии в пользу последней; выступлении части т.н. общественности за запреты новых явлений и процессов в речевой практике и попытках признать избыточным отечественное филологическое образование, подменить его изучением языка - но не родного, а иностранного…

В этих условиях общество предъявляет к специалисту-филологу ряд новых и-или активизирует ряд традиционных требований. В их числе требования соответствия между уровнем профессиональных знаний, умений и навыков специалиста и уровнем его подготовленности в организационно-управленческой области; умения выпускника обобщать и осмыслять явления социальной и индивидуальной практики и развивать знание, в том числе путем сочленения "полей знания" (исторического и культурологического, философского и лингвистического и др.); владения выпускником автокоммуникацией и умения работать с текстом и др.

Из сказанного становятся достаточно ясными те мотивы, которые предопределили введение в содержание и структуру университетского филологического образования риторической составляющей. Последняя обеспечивается прежде всего за счет обязательных или элективных дисциплин, а также за счет дисциплин специализации. В данной статье представляется опыт осуществления специализации по риторике на филологическом факультете Алтайского государственного университета. Эта специализация предлагается студентам русского отделения на 5-10 семестрах.

Цель специализации видится в подготовке специалистов, владеющих знаниями в области теоретической и прикладной риторики и умениями в сфере риторической коммуникации.

Выпускники-филологи, прошедшие данную специализацию, будут подготовлены к практической деятельности в качестве преподавателей и учителей риторики, а также спичрайтеров, референтов и других специалистов, способных создавать, оценивать, редактировать и интерпретировать тексты различных коммуникативных сфер.

В связи с этим дисциплины специализации тесно связаны и с дисциплинами, составляющими фундамент филологического образования (история и теория русского языка, история русской и зарубежной литературы, теория языка и теория литературы; классические языки), и с другими филологическими, из которых обратим внимание на филологические теории текста (общую, художественного, массовой коммуникации и др.), общую и педагогическую риторику, герменевтику, теорию интерпретации, а также с общими гуманитарными и социально-экономическими (в первую очередь философией и логикой, психологией и педагогикой, историей и культурологией).

При изучении дисциплин, входящих в совокупность филологической теории коммуникации, где свое место занимает и риторика, студентам специализации предлагается исходить из того, что риторика как наука имеет свой предмет и методы исследования. Она отличается своим взглядом на речевую коммуникацию, сущность которого теоретиками связывается с действенностью, эффективностью, целенаправленностью, оптимальностью, персуазивностью и др. признаками или с наборами их. Думается, что риторический взгляд отличается комплексностью (интегративностью)[1] . Соответственно и методы, которые используются в риторическом исследовании, характеризуются этим же качеством. При решении тех или иных задач исследователь обращается к методам гуманитарных наук, изучающих речевую коммуникацию (теории коммуникации, лингвистики, литературоведения, теории публицистики, логики, психологии и др.), но корректирует их с позиций избранного (выработанного) им риторического подхода к коммуникации. С тех же позиций интерпретируются и результаты, полученные на каждом этапе исследования и в процессе исследования в целом.

Образовательно-профессиональная программа специализации предусматривает цикл специальных курсов по риторике, специальные семинары, курсовые и дипломную работы, производственную практику по специализации.

В специальных курсах рассматривается специфика риторической коммуникации, предмет риторики и его развитие, основные этапы коммуникативно-риторической деятельности (изобретение, композиция, словесное оформление), а также особенности риторического искусства и обучения риторике. В последние годы сложилась следующая система спецкурсов: введение в риторику; теория аргументации; композиция риторического текста; экспрессивные средства современного русского языка; технология спичрайтерства. В рамках спецкурсов студенты слушают лекции, изучают научную литературу, выполняют реферативные работы, анализируют фактический материал. Курсы, как правило, заканчиваются зачетом.

В иллюстративных целях приведем изложение программы по специальному курсу «Введение в риторику», открывающему цикл спецкурсов. Его цель состоит в том, чтобы осветить возникновение и этапы развития риторики: традиционный и современный, рассмотреть объект, предмет и основные понятия риторики; кратко охарактеризовать национальные модели неориторики; описать ее коммуникативная модель.

Курс опирается на знания, полученные студентами при изучении введения в языкознание и введения в литературоведение, классических языков, современного русского языка, истории русской и зарубежной литературы, лингвистики текста, ортологии.

Структуру курса составляют лекции (18 час.) и семинарские занятия (6 час).

В содержание лекционного курса входят следующие основные проблемы.

· Возникновение риторики (середина 1 тысячелетия до н.э.). Риторика как искусство, технология и наука. Эволюция объекта и предмета риторики.

· Риторика в классический период своего развития. Риторика и ораторское искусство. Риторические сочинения Платона. Аристотель и Квинтилиан, их значение в складывании основных направлений риторики. М.В. Ломоносов и русская риторика. Развитие русского красноречия в сер.18 – сер.19 вв. Упадок риторики (сер. 18-19 вв.) и попытки ее реанимации в первой половине 20 в. (В.В. Виноградов, М.М Бахтин и др.).

· Возникновение современной риторики (новой риторики, или неориторики) в середине 20 века. Условия и факторы возрождения риторики и превращения ее в научную дисциплину. Коммуникативная практика в Европе, Северной Америке и России как важнейшая предпосылка возрождения риторики. Роль культурологии и гуманитарной семиотики в формировании и развитии современной риторики. Современная филология и неориторика. Учение о функциях языка (Р. Якобсон), лингвистическая прагматика и теория речевых актов (Г.П. Грайс, Дж. Остин, Дж. Серль, Н.Д. Арутюнова, Ю.С. Степанов и др.), трансформационные модели языка (Н. Хомский, З. Харрис, И. Мельчук, Е.В. Падучева и др.), исследования в области теории текста (лингвистические, коммуникативные и др. модели текста), филологическая герменевтика (Г.П. Гадамер, П. Рикер, Г.И. Богин и др.), их вклад в современную риторику.

· Проблема объекта и предмета современной риторики. Речь как объект исследования риторики. Способы предметизации объекта риторики как науки: одноаспектный (на основе теории речевого воздействия, представлений об эффективной и оптимальной коммуникации), и интегральный. Основные направления их разработки. Соответствие интегральных представлений о предмете риторики логике ее внутреннего развития и тенденциям развития гуманитарного знания во второй половине 20 - начале 21 вв. Теоретическая и прикладная риторика. Общая и частная риторика. Виды красноречия (коммуникативно-риторической практики) и их изучение в частных риториках.

· Статус риторики в современном гуманитарном знании. Риторика как филологическая наука. Ее место в системе филологических дисциплин, изучающих коммуникацию, и филологии в целом. Риторика и другие гуманитарные науки.

· Проблема метода в риторике. Метод как способ риторической практики, содержанием которой является деятельность по созданию и пониманию риторического высказывания (текста). Метод как способ исследования. Комплексность научного метода в риторике. Риторическая интерпретация частичных результатов, получаемых на разных этапах исследования. Интерпретация целостного результата с позиций риторики. Виды интерпретации и их соотношение с различными истолкованиями предмета риторики. Основополагающие принципы научного объяснения в риторике (М.М. Бахтин, В.В. Виноградов, Е.А. Яковлева и др.). Риторическая критика (Г.Ф. Плетт, Т.А. ван Дейк, Х. Блум, П. де Ман и др.).

· Некоторые направления риторики 20 - начала 21 вв. Американская научная риторика и контент-анализ, речеведение. Японская теория "языкового существования". Риторика как теория аргументации (Х. Перельман). «Общая риторика» (Ж. Дюбуа и др.). Риторика как теория коммуникации (Германия, США, Россия и др.). Мета- и парариторические исследования.

· Коммуникативно-риторические процессы в современной России, их специфика и значение для развития коммуникативных подходов в риторике. Коммуникативная модель риторики, ее основания. Риторическая коммуникация как объект моделирования. Ее элементы:

- ритор. Ритор, образ ритора; понятие риторической маски. Учение об этосе, пафосе, логосе. Требование к ритору о всестороннем знании предмета речи (Платон, Аристотель);

- аудитория как «конечная цель всего» (Аристотель). Аудитория и образ аудитории. Параметры оценки аудитории, принятые в современной риторике;

- язык. Естественный человеческий язык и другие языки (параязык, др. семиотические системы) как средство риторической коммуникации;

- вербализация/понимание в риторике. Вербализация как движение от мысли к слову; риторический канон. Понимание как герменевтическая процедура; интерпретация. Риторическое понимание;

- риторический текст. Коммуникативно-риторическая программа текста. Коммуникативно-риторические коды текста. М.Ю. Лотман об «ученом», сознательном характере риторического текста;

- обстоятельства как деятельностный контекст коммуникативно-риторического акта. Человек как центр обстоятельств; человек классического мира и современный человек. Национальный риторический идеал;

- коммуникативные и прагматические цели, их риторическая интерпретация. Взаимоотношения между ними; их отношение к предмету риторической коммуникации.

Разрешающие возможности модели. Перспективы ее развития.

Семинарские занятия выступают формой коллективного рассмотрения проблемы риторики в аспекте истории, теории и метода. На занятиях идет обсуждение работ (фрагментов работ) ряда авторов, в том числе Платона, Аристотеля и М.В. Ломоносова, М.М. Бахтина и Ю.М. Лотмана, Ж. Дюбуа и Х. Перельмана, Ю.В. Рождественского и А.К. Михальской.

Начиная с пятого семестра (после прохождения просеминариев) студенты начинают работать в специальных семинарах. Семинары по риторике имеют две составляющие:

1) научно-исследовательскую: предполагает постановку и решение определенной исследовательской задачи (сбор и осмысление научной информации по теме исследования, нахождение или разработка метода исследования, сбор и анализ риторического материала с интерпретацией полученных результатов, выступление, как правило, с двумя научными сообщениями и докладом, участие в обсуждении докладов коллег по семинару);

2) прикладную: включает в себя аналитико-синтетическую работу над риторическим текстом - его создание, понимание (и интерпретация), оценка с позиций риторической критики , а также редактирование (каждый студент выполняет в течение учебного года по две такого рода работы). Годовая работа в семинаре завершается зачетом.

На основе научной работы, осуществленной в семинаре, студентом выполняется курсовая работа. Курсовые работы представляют собой исследование, как правило, образцовых в риторическом отношении текстов или коммуникативно-риторической деятельности по их созданию/пониманию. Однако работы в области риторической критики и редактирования предполагают обращение к текстам необразцовым. Объектом исследования может стать и текст (первичный, текст-интерпретация, текст-критика), составленный автором научного сочинения по риторике. Курсовая работа оценивается дифференцированным зачетом.

Написанию дипломной работы предшествует производственная практика. В период практики студенты специализации "Риторика" посещают и проводят по 1-2 урока и-или внеклассных мероприятия по риторике, разрабатывают и критически оценивают риторический текст, предназначенный для использования вне сферы обучения риторике (журналистский, деловой, научный и др.).

Дипломная работа - это законченное самостоятельное исследование в области теоретической, прикладной или исторической риторики. В работе решается конкретная задача, актуальная для современной риторики или коммуникативно-риторической деятельности человека. Дипломная работа может включать в себя дидактически ориентированный компонент. Не исключено, что предметом исследования в дипломной работе могут быть и проблемы методики обучения риторике. Дипломная работа защищается в Государственной аттестационной комиссии.

Приведем – в иллюстративных целях – темы нескольких дипломных работ, выполненных и защищенных в 1996 – 2002 гг: Аргументативные стратегии как способ моделирования пространства художественного текста (на материале повести М. Булгакова «Багровый остров»); Композиция текста рекламной статьи: лингвориторический аспект (по региональным материалам); Коммуникативный фрагмент в риторической коммуникации (на материале русских деловых переговоров); Образ оратора в судебной защитительной речи (на материале речей Ф.Плевако); Политическая листовка: от мысли к слову; Политический плакат как текст: лингвориторический аспект (обе работы – по материалам Сибирского федерального округа); Рационально-логические и эмоционально-психологические способы убеждения в предвыборном тексте; Семейный диалог: пути оптимизации.

…»Язык чудовищно богат, и мы едва начали отчетливо понимать систематическим образом огромное разнообразие того, чем имплицитно владеем»2 . Убежден, что филолог, образованный риторически , сможет профессионально – осознанно и, главное, ответственно – распоряжаться этим богатством во благо человеку.


[1] Более подробно см.: Основы общей риторики: Учеб. пособие / Под ред. А.А. Чувакина. Барнаул, 2000.

2 Страуд Б. Аналитическая философия и метафизика // Аналитическая философия: Избр. Тексты. М., 1993. С. 168.

Опубликовано в: ΤéΧνη γραμματική (Искусство грамматики). Вып.1. Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та; православная академия во имя Преподобного Сергия Радонежского, 2004.С. 552-559.