Учебное пособие: Настоящие методические указания разработаны в соответствии с «Положением о зачетах и экзаменах гоу впо сибгму росздрава» (далее Положение)

Название: Настоящие методические указания разработаны в соответствии с «Положением о зачетах и экзаменах гоу впо сибгму росздрава» (далее Положение)
Раздел: Остальные рефераты
Тип: учебное пособие Скачать документ бесплатно, без SMS в архиве

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

(ГОУ ВПО СибГМУ Росздрава)

Кафедра фармакогнозии с курсами ботаники и экологии

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры

протокол №___ от «___»__________2009г

Заведующий кафедрой, профессор

_____________ Дмитрук С.Е.

Организационно-методические указания

по проведению коллоквиума, семестрового зачета и

курсового экзамена по фармакогнозии

со студентами 3 курса очного отделения фармацевтического факультета

Составили:

Профессор Калинкина Г.И.

Доцент Сальникова Е.Н.

Томск – 2009


Настоящие методические указания разработаны в соответствии с «Положением о зачетах и экзаменах ГОУ ВПО СибГМУ Росздрава» (далее Положение).

Фармакогнозия – одна из профильных дисциплин, которую студенты фармацевтического факультета изучают в течение 5 и 6 семестров (3 курс), завершая сдачей курсового экзамена. В 9 семестре (5 курс) студенты изучают на кафедре 2 спецкурса: «Основы сертификации лекарственного растительного сырья» и «Основы фитотерапии». Завершением полного курса фармакогнозии является выпускной государственный экзамен в комплексе с профильными дисциплинами – фармацевтической технологией, фармацевтической химией и управлением и экономикой фармации.

Система подготовки на кафедре фармакогнозии с курсами ботаники и экологии СибГМУ предусматривает не только контроль знаний на всех этапах изучения предмета, но и использование различных форм и методических приемов для расширения объема знаний по предмету, а также развития комплексного мышления будущих провизоров.

1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ АТТЕСТАЦИИ СТУДЕНТОВ

Аттестация студентов 3 курса по фармакогнозии предусматривает следующие этапы:

1.1. Выполнение студентом плана лекционного курса и практических занятий

Пропущенные по любой причине практические занятия должны быть отработаны в соответствии с распорядком, принятым на кафедре, в противном случае студент не допускается до сдачи коллоквиума по данной теме.

Пропущенные студентом лекции не отрабатываются, но студент, пропустивший более двух лекций в учебном году, не допускается к участию в предметной олимпиаде.

1.2. Сдача коллоквиумов по 4 темам:

1. Лекарственное растительное сырье (ЛРС), содержащее витамины и эфирные масла.

2. ЛРС, содержащее полисахариды, кардиостероиды, антрагликозиды, сапонины.

3. ЛРС, содержащее фенольные соединения.

4. ЛРС, содержащее алкалоиды.

Студент, не сдавший коллоквиумы в осеннем семестре, не допускается к сдаче итогового семестрового зачета.

Студент, не сдавший коллоквиумы в весеннем семестре, но посетивший все практические занятия, может быть допущен по решению кафедры до весенней экзаменационной сессии. В данном случае сдаче курсового экзамена в период сессии предшествует сдача материала коллоквиума.

1.3. Оценка практических навыков

Практические навыки по фармакогнозии, приобретенные студентами на занятиях, оцениваются в конце каждого семестра. Студент, получая индивидуальное задание, должен показать умение определять подлинность и доброкачественность цельного и резаного ЛРС. Студент, не выполнивший индивидуальное задание, не может быть аттестован по фармакогнозии за семестр.

1.4. Выполнение курсовой работы

В течение 6 семестра студент должен выполнить и защитить на групповой конференции курсовую работу. Оценка за курсовую работу включает:

- своевременность сдачи реферата;

- содержание реферата;

- качество оформления реферата;

- качество защиты (доклада) и ответов на вопросы.

Студент, не представивший своевременно курсовую работу, не допускается к участию в предметной олимпиаде (см. «Положение о курсовой работе…»).

1.5. Итоговые семестровые зачеты

По завершению 5 и 6 семестров студент, не имеющий задолженностей по вышеперечисленным разделам, сдает итоговый семестровый зачет по тестовым заданиям, включающим материал текущего семестра. Тестовые задания включают, как теоретические лекционные вопросы, так и вопросы по диагностике ЛРС. Оценка знаний проводится по шкале, представленной ниже в разделе 4.

1.6. Участие в предметной олимпиаде

Олимпиада по фармакогнозии проводится в 2 тура (см. «Положение об олимпиаде по фармакогнозии»).

Первый тур является отборочным и проводится по итогам учебного года. Ко второму туру допускаются студенты:

- посетившие все лекции или пропустившие не более двух лекций в течение учебного года;

- сдавшие все коллоквиумы на «отлично» и «хорошо»;

- получившие оценки практических навыков «отлично» и «хорошо»;

- своевременно представившие рефераты по курсовым работам и защитившие их на «отлично» и «хорошо».

В результате второго тура олимпиады, который проводится письменно по ситуационным заданиям, студенты, получившие оценки «отлично» и «хорошо», аттестуются по фармакогнозии без сдачи курсового экзамена. Желающие пересдать «хорошо» на «отлично» сдают экзамен во время экзаменационной сессии на общих основаниях.

2. АТТЕСТАЦИЯ СТУДЕНТОВ НА ИТОГОВЫХ КОЛЛОКВИУМАХ

К итоговому коллоквиуму по пройденной теме допускаются студенты, не имеющие задолженностей по практическим занятиям. Коллоквиум проводится в 2 этапа:

2.1. Тестовый контроль

Студент проходит компьютерное тестирование. Каждый вариант тестового задания содержит 15 вопросов по теоретическому лекционному материалу и диагностике ЛРС. Студент, ответивший правильно на 70% и более вопросов, допускается к следующему этапу коллоквиума.

2.2. Собеседование по теоретическому материалу и диагностике ЛРС

Проводится по вопросам, которые даются студентам заранее (в начале семестра вывешиваются на доске объявлений). Вопросы включают в себя материал по классификации, физико-химическим свойствам БАВ, методам их выделения из ЛРС, качественного обнаружения и количественного анализа, способам сбора, сушки и хранения ЛРС, примесям к ЛРС, химическому составу, фармакологическим свойствам, применению в медицинской практике и препаратам ЛРС. Кроме того, студенту предлагается выполнить:

- определение ЛР по гербарным образцам;

- диагностику ЛРС и описание его внешних и микроскопических признаков;

- диагностику ЛРС по анатомическим признакам (фоторисунки)

- определение БАВ или его структурной единицы по формуле, предложенной на карточке, подбор ЛРС по фармакологическому действию и другие ситуационные задания.

Оценка знаний студента по данной теме должна проводиться по всем вышеуказанным разделам, т.е. учитывать оценки за тестовый контроль, теоретические вопросы и ситуационные задачи. Незнание одного из них дает преподавателю право снижать оценку или не аттестовать студента (см. «Положение о промежуточной аттестации…»)

3. ОЦЕНКА ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ

3.1. Оценка практических навыков студентов проводится в конце осеннего и весеннего семестров согласно календарному плану практических занятий.

К сдаче практических навыков допускаются студенты, посетившие и отработавшие все практические занятия и лабораторные работы.

3.2. По завершении семестра студенты должны уметь:

- проводить анализ цельного, измельченного и порошкованного ЛРС на подлинность по внешним и микроскопическим признакам;

- приготовить микропрепарат (плоскостной, поперечный срез, порошка);

- провести анализ микропрепарата, найти диагностические анатомические признаки сырья;

- провести качественные, микрохимические или гистохимические реакции на наличие БАВ;

- по установленным внешним и микроскопическим признакам, результатам реакций определить лекарственное сырье, используя ключ-определитель и другую учебную литературу;

- оценить доброкачественность ЛРС при внешнем осмотре: наличие примесей, изменение окраски, наличие гнили, плесени и т.д.

-оформить отчет-заключение по проведенному анализу ЛРС.

3.3. Преподаватель принимает отчет студента и оценивает работу по пятибалльной системе, ставит оценку в журнал, а в конце учебного года заполняет зачетную книжку практических навыков студента по фармакогнозии.

4. ПРИЕМ ИТОГОВОГО СЕМЕСТРОВОГО ЗАЧЕТА

В соответствии с учебным планом в 5 семестре обучения студенты 3 курса очного отделения фармацевтического факультета до начала экзаменационной сессии сдают теоретический зачет по фармакогнозии.

4.1. Студенты допускаются к итоговому зачету после получения отметки «зачтено». Отметка «зачтено» ставится преподавателем при отсутствии у студента задолженности по итоговым и текущим практическим занятиям при условии посещения всех занятий и освоения практических умений (подтверждается отметками в книге (журнале) учёта практической подготовки студента), а также сдачи всех коллоквиумов, предусмотренных учебным планом в осеннем семестре. При этом студенту выставляется отметка «зачтено» на правой стороне зачетной книжки; вместе с отметкой «зачтено» отмечается количество аудиторных часов практических занятий.

4.2. Зачет по фармакогнозии проводится в форме компьютерного тестирования в объеме программы 5 семестра.

4.3. Зачет принимает преподаватель, проводивший занятия в данной группе. На зачете могут присутствовать заведующий кафедрой, профессора, доценты, старшие преподаватели или ассистенты кафедры (по распоряжению заведующего кафедрой).

4.4. Студент получает вариант тестовых заданий (15 вопросов) методом случайной выборки из 170 вопросов. Вопросы тестирования включают теоретический лекционный материал по общей характеристике, классификации, методах анализа, фармакологических свойствах групп биологически активных веществ и их растительных источников. Кроме того, в тестах представлены вопросы по диагностике лекарственного растительного сырья по описанию внешних и микроскопических признаков.

4.5. Знания студентов на зачете оцениваются отметкой "зачет", "незачет". Студент, ответивший правильно на 70% и более тестов, получает «зачет», менее 70% тестов «незачет».

4.6. При тестировании знания студента могут быть оценены дифференцированно:

– "отлично" заслуживает студент, решивший верно 90% и более тестов.

– "хорошо" заслуживает студент, решивший верно 89-80% тестов.

–"удовлетворительно" заслуживает студент, решивший верно 79-70% тестов.

- "неудовлетворительно" выставляется студенту, решившему менее 70% тестов.

4.7. Во время зачета студент, ответивший на менее 70% тестов, имеет право использовать 2-ой вариант заданий.

4.8. Студенты, уличенные в использовании запрещенной на зачете литературы (учебники, лекции, конспекты и др.) а так же технических средств (телефон, компьютер и др.) удаляются с зачета с выставлением оценки «неудовлетворительно».

4.9. После проведения зачета в ведомость и зачетную книжку выставляется положительная итоговая оценка. Результаты семестровой аттестации студента проставляются на левую сторону зачётной книжки отметкой «зачёт». На левой стороне зачётной книжки вместе с результатами аттестации отмечается количество лекционных часов.

Оценка "незачет" проставляется только в ведомость. Неявка на зачет отмечается в ведомости словом "не явился". В соответствующих графах должны быть проставлены номер зачетной книжки, подпись преподавателя. Ведомость сдается преподавателем, ответственным за курс, в деканат не позднее первого дня экзаменационной сессии.

4.10. Студенты, получившие оценку "незачет", допускаются к повторной сдаче зачета в сроки и в порядке согласно Положению.

5. АТТЕСТАЦИЯ СТУДЕНТОВ НА КУРСОВОМ ЭКЗАМЕНЕ

Курсовой экзамен по фармакогнозии проводится в 3 этапа: прием (оценка) практических навыков студентов, компьютерное тестирование и теоретическое собеседование по ситуационным заданиям.

5.1. Оценка практических навыков студентов

Оценка практических навыков студентов проводится в конце весеннего семестра согласно календарному плану практических занятий (см. п. 3).

5.2. Тестирование

В день экзамена студент проходит компьютерное тестирование. Каждый вариант тестового задания содержит 15 вопросов по теоретическому лекционному материалу и диагностике ЛРС. Студент, ответивший правильно на 70% и более вопросов, допускается к следующему этапу курсового экзамена.

5.3. Теоретическое собеседование по ситуационным заданиям

Проводится по билетам, в которых содержатся 2 задания по общим теоретическим вопросам фармакогнозии и специальной части предмета, включающей характеристику ЛРС по группам БАВ. Студентов заранее знакомят с формой проведения экзамена; для подготовки им дается перечень вопросов по данным разделам. Вопросы включают материал по сырьевой базе и стандартизации ЛРС, классификации, физико-химическим свойствам БАВ, методам их выделения из ЛРС, качественного обнаружения и количественного анализа, способам сбора, сушки и хранения ЛРС, примесям к ЛРС, химическому составу, фармакологическим свойствам, применению в медицинской практике и препаратам ЛРС.

Оценка знаний студента на курсовом экзамене должна проводиться по всем вышеуказанным разделам, т.е. учитывать оценки за практические навыки, тестовый контроль, теоретические вопросы и ситуационные задачи. Незнание одного из них дает преподавателю право снижать оценку или не аттестовать студента (см. «Положение о промежуточной аттестации…»).

При теоретическом собеседовании и решении ситуационных задач руководствоваться следующим:

– оценки "отлично" заслуживает студент, показавший всестороннее и глубокое знание программного материала, умение свободно выполнять задания и решать задачи по программе курса, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой, проявивший творческие способности в понимании, изложении и применении учебно-программного материала;

– оценки "хорошо" заслуживает студент, показавший полное знание программного материала, усвоивший основную литературу, рекомендованную программой, способный к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшего обучения и профессиональной деятельности;

– оценки "удовлетворительно" заслуживает студент, показавший знание основного учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшего обучения и профессиональной деятельности, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой по программе курса. Как правило, оценка "удовлетворительно" выставляется студентам, допустившим погрешности в ответе на аттестационных испытаниях, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя;

– оценка "неудовлетворительно" выставляется студенту, показавшему пробелы в знании основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Как правило, оценка "неудовлетворительно" ставится студентам, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании вуза без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.

Приложение:

1. Список лекарственного растительного сырья для приема практических навыков студентов.

2. Сборник тестовых заданий для коллоквиумов, семестровых зачетов и курсового экзамена.

3. Вопросы и ситуационные задания для курсового экзамена.