Учебное пособие: Методические указания к спецкурсу «Основы социолингвистики» для магистров 2-го года обучения (по направлению 52. 03. 00 «Филология», по программе подготовки «Русский язык»)
Название: Методические указания к спецкурсу «Основы социолингвистики» для магистров 2-го года обучения (по направлению 52. 03. 00 «Филология», по программе подготовки «Русский язык») Раздел: Остальные рефераты Тип: учебное пособие |
Министерство образования и науки Российской федерации Федеральное агентство по образованиюГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Самигулина Ф.Г. Факультет филологии и журналистики МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯк спецкурсу «Основы социолингвистики» для магистров 2-го года обучения (по направлению 52.03.00 – «Филология», по программе подготовки «Русский язык») Ростов-на-Дону 2006 Методические указания разработаны кандидатом филологических наук, доцентом кафедры русского языка Ф.Г. Самигулиной. Ответственный редактор канд. филол. наук Е.Г. Панасенко Печатается в соответствии с решением кафедры русского языка факультета филологии и журналистики РГУ, протокол № 9 от 22 июня 2006г. ДАННЫЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
На изучение спецкурса отводится 36 часов в 11 семестре. Курс включает лекционные и практические занятия. На лекции отводится 28 часов, на практические – 8. Форма отчетности – зачет в 11 семестре. СТРУКТУРА МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ
Методические указания включают рабочую программу курса, планы лекционных занятий и практических занятий, списки основной, дополнительной учебной и научной литературы, темы рефератов и докладов, контрольные вопросы к экзамену. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА1. Введение. Социолингвистика как наука. Макро- и микросоциолингвистика (лекция, 2 ч.). 2. История развития социолингвистики. Этапы её становления (лекция, 2 ч). 3. Основные понятия социолингвистики: языковое сообщество, социально-коммуникативная система, речевая и неречевая ситуация, речевое поведение, социальные общности и др. (лекция, 3 ч). 4. Владение языком как социолингвистическая проблема: языковая и коммуникативная компетенция (лекция, 1 ч.). 5. Коллективный выбор языка: языковой сдвиг и сохранение языка (лекция, 2 ч.). 6. Языковая политика и языковое планирование. Языковое строительство. Национально-языковая политика и ее аспекты в условиях моно- и билингвизма (лекция, 4 ч.). 7. Язык как инструмент власти: отражение социальной иерархии общества в лингвистических практиках (лекция, 2 ч.). 8. Социальный аспект речевого общения: социальная дифференциация языка (лекция, 2 ч.). 9. Социальная обусловленность процесса эвфемизации в речи. Эвфемизация и дисфемизация как коммуникативные стратегии косвенности (лекция, 2ч.). 10. Актуальные семантические процессы в лексике современного общества. Активные процессы современного словопроизводства (пр. занятие, 1 ч.). 11. Соотношение социальной дифференциации языка и функционально-жанрового членения речи (пр. занятие, 2 ч.). 12. Сфера массовой коммуникации: отражение социальной дифференциации языка в текстах СМИ (лекция, 1 ч, пр. занятие, 1 ч.). 13. Современный процесс жаргонизации речи: профессиональные и социальные жаргоны (лекция, 1 ч., пр. занятие, 1 ч.). 14. Социальные различия говорящих и их речевое поведение (пр. занятие, 1 ч.). 15. Носитель языка в социальной структуре. Проявление статуса и роли в языке (лекция, 1 ч.). 16. Социально-речевые портреты носителей современного русского языка: особенности набора языковых единиц и специфика речевого поведения (пр. занятие, 1 ч.). 17. Гендерные различия в языке. Гендерная лингвистика как область современной социолингвистики (лекция, 2 ч., пр. занятие, 1 ч.). 18. Язык и возраст: возрастные характеристики речи (лекция, 1 ч.). 19. Межличностная коммуникация. Анализ речевого взаимодействия. Проблемы межкультурной коммуникации (лекция, 2 ч.). 20. Прецедентный текст и его роль в культурно-языковом социуме. Закономерности межъязыковой и межкультурной коммуникации (лекция, 2 ч.).
ПЛАНЫ ЛЕКЦИОННЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема 1 Введение. Социолингвистика как наука (2 ч. л.)
1.Статус социолингвистики как научной дисциплины. Объект социолингвистики. 2.Социолингвистика как наука о всех видах взаимодействия между социумом и языком этноса. 3. Предметные области социолингвистики. 4. Понятие о микро- и макросоциолингвистике: проблемы, рассматриваемые ими. 5. Основные методы исследования.
Тема 2 История развития социолингвистики (2ч.л.) 1. Этапы становления социолингвистики в России: работы С.И. Карцевского, А.М. Селищева, В.Н. Волошина, Р.О. Шор. 2. Значение трудов Е.Д. Поливанова, Л.П. Якубинского для развития социолингвистики. 3. Стагнация в развитии социолингвистики в связи с эпохой «нового учения о языке» Н.Я. Марра. 4. Задачи социолингвистики в советский период. 5. Современный этап развития социолингвистики. 6. Развитие социолингвистики в США: идеи Ч. Фергюсона, Дж. Гамперца, Дж. Фишмана.
Тема 3 Основные понятия социолингвистики (3 чл.) 1. Языковое сообщество, родной язык и смежные понятия; языковая ситуация, социально-коммуникативная система. 2. Языковая компетенция: языковой код, переключение и смешение кодов, интерференция; билингвизм и диглоссия. 3. Речевая и неречевая коммуникация: коммуникативная ситуация и её компоненты. 4. Речевое общение, речевое поведение, речевой акт: их соотношение. 5. Составляющие коммуникативной компетенции. 6. Социальные общности (массовые и групповые). 7. Социальный статус, социальная роль. 8. Процесс социализации: понятие референтная группа/личность. 9. Язык как компонент и инструмент социализации.
Тема 4 Владение языком как социолингвистическая проблема (1 ч.л.)
1. Языковая компетенция: - способность к перефразированию; - способность различать многозначность и омонимию; - владение синонимией и интуитивное представление о норме. 2. Уровни владения языком: собственно лингвистический уровень. 2. Национально-культурный уровень владения языком. 3. Языковая компетенция: энциклопедический уровень. 4. Ситуативный уровень владения языком. 5. Коммуникативная компетенция.
Тема 5 Коллективный выбор языка: языковой сдвиг и сохранение языка (2 ч.л.)
1. Причины и условия языкового сдвига: число носителей, языковое окружение, наличие или отсутствие письменности, языковая политика государства, давление СМИ и др. 2. Темпы языковых сдвигов, разрыв языковой традиции. 3. Исчезающие языки в масштабах планеты. 4. Языковая жизнеспособность. Сохранение языка. 5. Языковая устойчивость и ее причины: сознательные усилия по сохранению языка, ошибка в оценке состояния языка и др. 6. Коллективный выбор языка: новые языки и конструирование новых идентичностей. Смешанные языки.
Тема 6 Языковая политика и языковое планирование (4 ч.л.) 1.Языковая политика и языковое планирование как целенаправленное воздействие административных и культурно-просветительских организаций на сферы функционирования языка. 2. Индивидуальное и государственное языковое планирование. 3. Последовательность шагов при языковом планировании. 4. Факторы, влияющие на выбор языка при языковом планировании. 5. Национально-языковая политика и ее аспекты в условиях моно- и билингвизма. Языковые меньшинства. 6. Языковые конфликты, их нейтрализация. 7. Двуязычие и образование. Типы программ двуязычного образования. Тема 7 Язык как инструмент власти (2 ч.л.)
1. Язык и власть: отражение социальной иерархии общества в лингвистических практиках. 2. Языковое варьирование как источник имплицитного воздействия на сознание. 3. Язык советской эпохи: тоталитарный дискурс. 4. Лингвистические особенности официального языка советского периода: пейоративные префиксы, «эластичные» слова, «ироническое цитирование» и др. 5. Языковое сопротивление.
Тема 8 Социальный аспект речевого общения (2 ч.л.)
1. Социальная дифференциация языка. Социальная маркированность фонетических явлений в области консонантизма, вокализма, произношения согласных. 2. Социальная и профессиональная обусловленность акцентных форм. 3. Социальная отмеченность словоизменительных форм: имен существительных мужского рода с окончанием –а/я (во мн.ч., им.п.). 4. Социальная, возрастная и профессиональная обусловленность некоторых глагольных словоформ. 5. Социальная и профессиональная маркированность словообразовательных моделей отдельных производных. 6. Социальная отмеченность синтаксических конструкций. 7. Отражение в лексическом значении слова социальных отношений между участниками обозначаемой ситуации: социально ориентированные и социально неориентированные значения слов. Тема 9 Социальная обусловленность процесса эвфемизации в речи (2 ч.л.) 1. Существование в современной речи двух противонаправленных тенденций: дисфемизации и эвфемизации. 2. Признаки дисфемизации (огрубления) речи: изменение в нормативном статусе ряда слов и лексических групп, некоторых медицинских терминов; повышение уровня агрессивности в речевом поведении, жёсткость в оценках поведения собеседников, негативная экспрессивность. 3. Понятие эвфемизации . Социальные сферы как источники эвфемизации: темы эвфемизации. 4. Функции эвфемизации, языковые способы и средства эвфемизации. 5. Социальные различия между говорящими в создании и использовании эвфемизмов. 6. Эвфемизация и дисфемизация как коммуникативные стратегии косвенности. 7. Эвфемизация и дисфемизация в политическом дискурсе. Тема 10 Актуальные семантические процессы в лексике современного общества. Активные процессы современного словопроизводства (1 ч. пр.)
1. Процесс деполитизации политических терминов. 2. Метафоризация как средство оценки общественно-политической ситуации. 3. Активные процессы современного словопроизводства: а) активность наименований процессов; б) тенденции в наименовании предметов; в) аббревиация как средство экспрессии. Тема 11 Социальная дифференциация языка и функционально-жанровое членение речи (2 ч. пр.)
1. Коммуникативные характеристики городского общения: принципы членения коммуникативного пространства, временные характеристики коммуникации, партнеры коммуникации, темы. 2. Ролевая структура разных типов коммуникативных ситуаций в современном городском общении. 3. Жанровая организация коммуникативного пространства города: принципы вычленения жанров речи. 4. Тенденции жанрового развития современной городской коммуникации: стремление к кооперации. 5. Малые письменные жанры в городском общении: тенденция к диалогичности.
Тема 12 Сфера массовой коммуникации (1 ч. л. + 1 ч. пр. ) 1. Отражение социальной дифференциации языка в текстах СМИ. 2. Проницаемость как основная особенность современного дискурса. 3. Активные процессы в языке массовых коммуникаций: освоение и популяризация терминологии. 4. Освоение новых иноязычных заимствований, «вестернизация речи». 5. Синхронная языковая и социокультурная экспансия: проблема аксиологической реполяризации менталитета. Тема 13 Современный процесс жаргонизации речи (1 ч.л. +1 ч. пр.)
1. Активное проникновение в речь профессиональных жаргонов: компьютерного, военного, партийного, жаргона чиновников. 2. Тенденция к моноглоссии в современном речевом общении. 3. Социальные жаргоны. 4. Причины актуализации жаргонизмов в современном дискурсе: внеязыковые и внутриязыковые факторы. 5. Социальная характеристика носителей языка, использующих жаргон.
Тема 14 Социальные различия говорящих и их речевое поведение (1 ч. пр.)
1. Речевое общение в социально неоднородной среде, кодовые переключения в речевом поведении говорящего. 2. Речевое общение в малой социальной группе (на примере семьи). 3. Речевое поведение в неиерархизованных общностях говорящих. 4. Иноязычное слово в речевом узусе разных социальных групп.
Тема 15 Носитель языка в социальной структуре (1 ч. л.)
1.Языковая личность, ее составляющие (психофизиологические, социальные и культурные характеристики). 2. Языковой компонент культуры социума. 3. Проявление статуса и роли в языке: модели речевого поведения. 4. Социальный компонент в значении слова, указывающий на неравенство статусов или асимметрию социальных ролей. Семантическая структура слов, обозначающих социально ориентированные отношения. 5. Специфика освоения ситуативно-ролевого поведения (в отличие от языкового).
Тема 16 Специфика речевого поведения носителей современного русского языка: социально-речевые портреты (1 ч. пр.) 1. Социально-речевые портреты носителей современного русского языка. 2. Речевой портрет представителя интеллигенции: специфика набора речевых единиц и особенности речевого поведения. 3. Социально-речевой портрет носителя просторечия (специфика речевого поведения). 4. Особенности набора языковых единиц и специфика речевого поведения бизнесмена.
Тема 17 Гендерные различия в языке (2 ч.л. + 1 ч.пр.) 1. Понятия «гендер», «гендерлект». 2. Гендер как культурная репрезентация. Гендерная лингвистика как область современной социолингвистики. 3. Обязательные различия по признаку мужское/женское в языке. 4. Различные речевые стили у мужчин и женщин. 5. Разные принципы организации речевого поведения. 6. Выбор языка мужчинами и женщинами в ситуации многоязычия и двуязычия. 7. Гендерное распределение «жанров» и ролей в разговоре. 8. Выбор мужчинами и женщинами различных моделей речевого поведения.
Тема 18 Язык и возраст (1 ч. л.)
1. Возрастные характеристики речи. Вопросы методологии. 2. Особенности речи детей и проблема онтогенеза языковой компетенции. 3. Регистр общения с детьми (babi-talk). 4. Специфика языка молодежи. 5. Характеристика речи пожилых людей: возрастные нарушения. Проблема так называемого вторичного регистра общения с детьми.
Тема 19 Межличностная коммуникация. Межкультурная коммуникация (2 ч. л.) 1. Межличностная коммуникация. Анализ речевого взаимодействия. 2. «Социологическая драматургия» И. Гофмана. 3. Теория «лингвистической вежливости» П. Браун и С. Левинсона. 4. Принцип кооперации. Коммуникативные постулаты Г.П. Грайса. 5. Теория вербальной коммуникации Дж. Гамперца. 6. Проблемы межкультурной коммуникации. Межкультурные различия в представлении о вежливости и face. 7. Вопрос об универсальности принципа кооперации в аспекте межкультурной коммуникации. Тема 20 Прецедентный текст и его роль в культурно-языковом социуме (2 ч. л.) 1. Закономерности межъязыковой и межкультурной коммуникации. 2. Прецедентный текст как один из базовых элементов культурно-языковой компетентности и коммуникативной грамотности носителя языка. 3. Прецедентные феномены как культурно-коммуникативные знаки, которые организуют, хранят и передают информацию, являющуюся принадлежностью этнокультурной группы. 4. Соотношение понятия прецедентные феномены с такими понятиями, как канон, эталон, символ, стереотип . 5. Культурно-национальные различия в сфере прецедентных текстов и связанных с ними прецедентных феноменов. 6. Классификация прецедентных феноменов по степени их распространения: социумно-прецедентные, национально-прецедентные и универсально-прецедентные. 7. Источники прецедентных феноменов, их независимость от социального устройства. Сферы их функционирования.
ЛИТЕРАТУРА
1.Основная Белл Р. Социолингвистика. Проблемы, цель, методы. - М., 1980. Диахроническая социолингвистика. - М., 1993. Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика. - М., 1994. Никольский Л.Б. Синхронная социолингвистика. - М., 1976. Русский язык конца ХХ столетия (1985-1995).- М., 2000. Гулида В.Б. Современная англоязычная социолингвистика // Язык и речевая деятельность. - Спб., 1999.- Т.2. 2.Дополнительная Аврорин В.А. Проблема изучения функциональной стороны языка / К вопросу о предмете социолингвистики. - Л., 1975. Бельчиков Ю. Л. Литературное просторечие и норма // Литературная норма в лексике и фразеологии. - М., 1983. Берн Ш. Гендерная психология. - СПб., 2001. Бондалетов В.Д. Социальная лингвистика. - М., 1987. Борисова Е.Г. Современный молодежный жаргон // Русская речь, 1980.- N 5. Васильев А.Д. Слово в российском телеэфире: Очерки новейшего словоупотребления. - М., 2003. Гудков Д.Б. Теория и практика межкультурной коммуникации. – М., 2003. Дубровина К.Н. Студенческий жаргон // ФН, 1980. - N 1. Звегинцев В.А. Социальное и лингвистическое в социолингвистике // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. - Вып.3. - М., 1982. Карасик В. Язык социального статуса. - М., 2002. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. – М., 1987. Кирилина А.В. Гендерные исследования в лингвистике и теории коммуникации. - М., 2004. Кон И. Социология личности. - М.,1976. Крысин Л.П. Социосемантика // Современный русский язык. - М., 1997. Мечковская Н.Б. Общее языкознание: Структурная и социальная типология языков. - М., 2001. Новое в лингвистике. Вып.7. Социолингвистика. - М., 1975. Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 17.Теория речевых актов. - М.,1986. Самигулина Ф.Г. Речевое поведение: психо- и социолингвистический аспекты изучения // Личность в современной научной парадигме. Научное издание. Материалы IX научно-практической конференции вузов Юга России – Р/Д., 2005. – С.203-211. Самигулина Ф.Г., Щемелева Е.Ю. Семиотические особенности сетевой коммуникации // Язык в прагматическом аспекте: экспрессивная стилистика, риторика. Межвузовский сборник научных трудов. – Р/Д, 2003. – С.82-92. Скворцов Л.И. Литературный язык, просторечие и жаргоны в их взаимодействии // Литературная норма и просторечие. - М., 1977. Социолингвистика. - Л., 1975. Социолингвистика вчера и сегодня. – М., 2004. Судзиловский Г. А. Сленг - что это такое? - Л., 1973. Шапошников В. Русская речь 1990-х. Современная Россия в языковом отображении. - М., 1998. Швейцер А. Д. Современная социолингвистика. - М., 1976. Швейцер А. Д., Никольский Л. Б. Введение в социолингвистику. – М, 1978.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ И ДОКЛАДОВ
1. Языковые особенности текстов объявлений. 2. SMS-сообщения как особый вид письменной разговорной речи.
3. Специфика языка чат-общения.
4. Изменения в системе обращений в современной русской речи.
5. Вербальная агрессия в речи и пути ее преодоления.
6. Современные проблемы кодификации языка.
7. Жанры текстов СМИ и их языковые особенности.
8. Жанры рекламы, языковая специфика рекламных текстов.
9. Рекламные тексты как источник прецедентных высказываний. 10. Тексты телевизионных передач как источник социокультурного исследования. 11. Специфика гендерных имиджей и их социальная обусловленность.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
1. Социолингвистика как наука. Объект, предметные области социолингвистики. Основные методы социолингвистического исследования. 2. Понятие макро - и микросоциолингвистики : основная проблематика данных разделов социолингвистики. 3. Этапы становления социолингвистки в России. Развитие социолингвистики в США. 4. Основные понятия социолингвистики: языковая и коммуникативная ситуация; языковой код, переключение и смешение кодов; коммуникативная компетенция и др. 5. Владение языком как социолингвистическая проблема: уровни языковой компетенции. 6. Социальная дифференциация языка: маркированность фонетических и акцентных явлений, словоизменительных форм, лексических значений и синтаксических конструкций. 7. Эвфемизация и дисфемизация как коммуникативные стратегии косвенности. 8. Активные семантические процессы в лексике современного общества. 9. Активные процессы в области современного словопроизводства. 10. Освоение новых иноязычных заимствований, «вестернизация речи»: проблема аксиологической реполяризации менталитета. 11. Отражение социальной дифференциации языка в текстах СМИ. 12. Современный процесс жаргонизации речи. 13. Языковая политика и языковое планирование как целенаправленное воздействие государства на сферы функционирования языка. Возможности языкового строительства. 14. Язык и власть: отражение социальной иерархии общества в лингвистических практиках. 15. Речевое общение в социально неоднородной среде, кодовые переключения в речевом поведении говорящего. Речевое общение в малой социальной группе. 16. Носитель языка в социальной структуре: языковая личность и ее составляющие. 17. Языковой компонент культуры социума: проявление статуса и роли в языке. 18. Социально-речевые портреты носителей современного русского языка: особенности набора языковых единиц и специфика речевого поведения. 19. Гендерная лингвистика как область социолингвистики. Гендер как культурная репрезентация. 20. Гендерная дифференциация речевого поведения. Стили общения мужчин и женщин. 21. Возрастные характеристики речи пожилых людей: возрастные нарушения. 22. Особенности детской речи. Регистр общения с детьми (babi-talk). 23. Проблемы межличностной коммуникации: «социологическая драматургия» Гофмана И. 24. Анализ речевого взаимодействия: теория лингвистической вежливости П. Браун и С. Левинсона. 25. Проблемы межкультурной коммуникации. Межкультурные различия в представлении о вежливости и face . 26. Принцип кооперации. Коммуникативные постулаты Г.П.Грайса. Универсален ли принцип кооперации (примеры межкультурной коммуникации). 27. Теория вербальной коммуникации Дж.Гамперца. 28. Прецедентный текст и его роль в культурно-языковом социуме: прецедентный текст как один из базовых элементов культурно-языковой компетентности и коммуникативной грамотности носителя языка. 29. Прецедентные феномены: их источники, классификация и сфера функционирования. 30. Соотношение понятия прецедентные феномены с такими понятиями, как канон, эталон, символ, стереотип . 31. Культурно-национальные различия в сфере прецедентных текстов и связанных с ними прецедентных феноменов. 32. Социальный компонент в значении слова, указывающий на неравенство статусов или асимметрию социальных ролей. Семантическая структура слов, обозначающих социально ориентированные отношения. 33. Причины актуализации жаргонизмов в современном дискурсе: внеязыковые и внутриязыковые факторы. Социальная характеристика носителей языка, использующих жаргон. 34. Жанровая организация коммуникативного пространства города. Тенденции жанрового развития современной городской коммуникации. 35. Индивидуальное и государственное языковое планирование. Последовательность шагов при языковом планировании. Факторы, влияющие на выбор языка. СОДЕРЖАНИЕ 1 Данные учебного плана 3 2 Структура методических указаний 3 3 Рабочая программа 3 4 Планы лекционных и практических занятий 5 4.1 Тема 1 Введение. Социолингвистика как наука 5 4.2 Тема 2 История развития социолингвистики 5 4.3 Тема 3 Основные понятия социолингвистики 6 4.4 Тема 4 Владение языком как социолингвистическая проблема 6 4.5 Тема 5 Коллективный выбор языка: языковой сдвиг и сохранение языка 7 4.6 Тема 6 Языковая политика и языковое планирование 7 4.7 Тема 7 Язык как инструмент власти 8 4.8 Тема 8 Социальный аспект речевого общения 8 4.9 Тема 9 Социальная обусловленность процесса эвфемизации в речи 9 4.10 Тема 10 Актуальные семантические процессы в лексике современного общества. Активные процессы современного словопроизводства 9 4.11 Тема 11 Социальная дифференциация языка и функционально- жанровое членение речи 10 4.12 Тема 12 Сфера массовой коммуникации 10 4.13 Тема 13 Современные процессы жаргонизации речи 11 4.14 Тема 14 Социальные различия говорящих и их речевое поведение 11 4.15 Тема 15 Носитель языка в социальной структуре 11 4.16 Тема 16 Специфика речевого поведения носителей современного русского языка: социально-речевые портреты 12 4.17 Тема 17 Гендерные различия в языке 12 4.18 Тема 18 Язык и возраст 13 4.19 Тема 19 Межличностная коммуникация. Межкультурная коммуникация 13 4.20 Тема 20 Прецедентный текст и его роль в культурно-языковом социуме 13 5 Литература 15 5.1 Основная 15 5.2 Дополнительная 15 6 Темы рефератов и докладов 17 7 Контрольные вопросы к зачету 18 |