Учебное пособие: Методические указания по изучению дисциплины и задание для контрольной работы для студентов-заочников агробиологического факультета по специальности 1-74 02 01 агрономия

Название: Методические указания по изучению дисциплины и задание для контрольной работы для студентов-заочников агробиологического факультета по специальности 1-74 02 01 агрономия
Раздел: Остальные рефераты
Тип: учебное пособие Скачать документ бесплатно, без SMS в архиве

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ


ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КАДРОВ


УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛОРУССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»


Кафедра ботаники и физиологии растений

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ МИКРОБИОЛОГИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ

ДИСЦИПЛИНЫ И ЗАДАНИЕ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Для студентов-заочников агробиологического факультета

по специальности 1-74 02 01 – агрономия

Горки 2004


МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ


ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КАДРОВ


УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛОРУССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»


Кафедра ботаники и физиологии растений

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ МИКРОБИОЛОГИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ

ДИСЦИПЛИНЫ И ЗАДАНИЕ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Для студентов-заочников агробиологического факультета

по специальности 1-74 02 01 - агрономия

Горки 2004


Одобрено методической комиссией агрономического факультета 15.10. 2003.

Составила О.С. КИЛЬЧЕВСКАЯ, канд. биол. наук.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие методические указания по изучению дисциплины. . . . . . . . . . .. . . 3

2. Вопросы для выполнения контрольной работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

3. Методические указания по выполнению контрольной работы . . . . . . . . . . 23

УДК 576.8

Сельскохозяйственная микробиология: Методические указания / Белорусская государственная сельскохозяйственная академия; Сост. О.С. Кильчевская. Горки, 2004. 24 с.

Приводятся общие методические указания по изучению дисциплины – этапы изучения, содержание, общий объем часов и примерный тематический план лекций и лабораторных занятий. Имеется список рекомендуемой литературы. Содержатся вопросы для выполнения работы. Даны образцы таблиц и задания для оформления рисунков. Описываются методические указания по выполнению контрольной работы.

Для студентов-заочников агробиологического факультета по специальности

1-74 02 01 - агрономия.

Таблиц 11. Библиогр. 9.

Рецензент Н. С. ВАГИНА, ст. преподаватель.

© Составление. О.С. Кильчевская, 2004

© Учреждение образования

«Белорусская государственная сельскохозяйственная академия», 2004


1. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Настоящие методические указания составлены в соответствии с программой и учебным планом по курсу «Сельскохозяйственная микробиология».

Изучение дисциплины состоит из двух этапов:

1.Самостоятельная работа студентов заключается в выполнении контрольной работы. Для этого следует изучить рекомендуемую литературу и ответить на предложенные по шифру вопросы, заполнить таблицы и сделать рисунки по составленным образцам. При изучении курса микробиологии студентам предлагается ознакомиться с использованием в хозяйствах микробиологических препаратов, прежде всего бактериальных удобрений.

2.Во время лабораторно-экзаменационной сессии читается курс лекций, рассчитанный на студентов, усвоивших материал по теоретическим вопросам.

Лабораторные занятия помогут студентам овладеть микроскопией, изучить некоторые вопросы морфологии, физиологии микроорганизмов, методы их культивирования и способы стерилизации, позволят познакомиться с возбудителями превращений ряда веществ в природе и значением этих процессов.

Студенты, изучившие соответствующий теоретический учебный материал, выполнившие качественно контрольную работу, прослушавшие курс лекций и отработавшие все лабораторные занятия, допускаются к экзамену по всему курсу сельскохозяйственной микробиологии.

Зачтенную контрольную работу студент должен представить на экзамене, предварительно доработав замечания и в случае необходимости дать по ним разъяснения.


Учебным планом заочного обучения для сельскохозяйственных вузов по микробиологии предусматривается следующее количество часов:

Специальность Агрономия, Агрономия,

3-й курс НИСПО, 1-й курс

Лекционные

часы 6 6

Лабораторные

занятия 10 12

Контрольная

работа 1 1

Экзамен 1 1

Всего часов 16 18

Ниже приведены основные разделы дисциплины «Сельскохозяйственная микробиология».

Введение.

I. Основы общей микробиологии.

1.1. Морфология и систематика микроорганизмов.

1.2. Микробы и окружающая среда.

1.3. Питание микроорганизмов.

1.4. Обмен веществ у микроорганизмов.

1.5. Генетика и селекция микроорганизмов.

1.6. Превращение микроорганизмами соединений углерода.

1.7. Превращение микроорганизмами азота.

1.8. Превращение микроорганизмами серы, фосфора, железа.

2. Специальная микробиология.

2.1. Почвенное микронаселение и факторы, влияющие на

жизнедеятельность почвенной микрофлоры.

2.2. Микроорганизмы зоны корня и поверхности растений.

2.3. Синтез микроорганизмами белка и биологически активных

веществ.

2.4. Микробные препараты и бактериальные удобрения

2.5. Микробиология кормов.

3. Микробиология воды и воздуха.

При изучении дисциплины «Сельскохозяйственная микробиология» студентами 3-го и 1-го курсов агробиологического факультета по специальности 1-74 02 01 разработан следующий примерный темати-

ческий план лекций и лабораторных занятий.

Лекции

1.Морфология микроорганизмов. Микробы и окружающая среда. Питание и обмен веществ у микроорганизмов (2 часа).

2.Превращение микроорганизмами углерода и азота (2 часа).

3.Превращение микроорганизмами соединений серы, фосфора, железа. Основы почвенной микробиологии. Микроорганизмы зоны корня и поверхности растений. Микробиология кормов (2 часа).

Лабораторные занятия

1.Приготовление препарата-мазка. Основные формы бактерий

(2 часа).

2.Питательные среды. Методы стерилизации. Посев микроорганизв из воздуха и почвы (2 часа).

3.Количественный и качественный анализ микрофлоры воздуха и почвы (2 часа).

4.Превращение микроорганизмами соединений углерода – спиртовое, молочнокислое, маслянокислое брожения. Силос и квашеные продукты (2-4 часа).

5.Превращение микроорганизмами азота – аммонифицирующие и азотфиксирующие бактерии (2 часа).

При изучении дисциплины «Сельскохозяйственная микробиология» студентам рекомендуется использовать приведенную ниже литературу.

О с н о в н а я

1.Мишустин Е.Н., Емцев В.Т. Микробиология. М.: Агропромиздат, 1987.

2.Емцев В.Т., Шильникова В.К. Микробиология. М.: Агропромиздат, 1990.

3.Теппер Е.З., Шильникова В.К., Переверзева Г.И. Практикум по микробиологии. М.: Колос, 1993.

Д о п о л н и т е л ь н а я

4.Асонов Н.Р. Микробиология. М.: Агропромиздат, 2001 (1989).

5.Бабьева И.П., Зенова Г.М. Биология почв. М.: Изд-во МГУ, 1983.

6.Гусев М.В., Минеева Л.А. Микробиология. М.: Изд-во МГУ, 1992.

7.Колешко О.И. Микробиология. Мн.: Вышэйш. шк., 1997.

8.Федосова Н.Х. Микробиология. Мн.: Ураджай, 2001.

9.Шлегель Г. Общая микробиология. М.: Мир, 1987.

2. ВОПРОСЫ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ

РАБОТЫ

1. Направления развития микробиологии.

2. Роль микроорганизмов в природе и сельском хозяйстве.

3. Роль микробиологии в охране окружающей среды.

4. Описательный период развития микробиологии. Работы А. Левенгука, Д.С. Самойловича, М.М. Тереховского, П.Ф. Горяинова.

5. Физиологический период развития микробиологии. Открытия

Л. Пастера.

6. Значение работ И.И. Мечникова, Д.И. Ивановского, С.Н. Виноградского, В.Л. Омелянского.

7. Мир микробов и его разнообразие. Основные группы микроорганизмов.

8. Влияние влажности среды, концентрации и осмотического давления растворов на микроорганизмы и предупреждение их развития с помощью этих факторов.

9. Отношение микроорганизмов к температуре. Различные температурные группы микробов и их кардинальные температурные точки.

10. Отношение микроорганизмов к кислотности среды. Привести конкретные примеры. Использование этого фактора в практике.

11. Отношение микробов к свету, радиации, звуку, электричеству, механическим сотрясениям и гидростатическому давлению.

12. Действие на микроорганизмы химически ядовитых веществ. Дезинфекция.

13. Симбиоз, метабиоз. Сущность этих отношений. Привести конкретные примеры.

14. Антагонизм и причины, его вызывающие. Привести конкретные примеры.

15. Паразитизм. Хищничество. Конкретные примеры.

16. Способы питания. Поступление питательных веществ в клетку микроорганизмов.

17. Химический состав клеток микроорганизмов.

18. Классификация микроорганизмов по типам питания. Сущность автотрофного и гетеротрофного питания. Сапрофиты и паразиты.

19. Фотоавтотрофы. Пурпурные и зеленые серные бактерии.

20. Хемоавтотрофы. Основные представители. Явление хемосинтеза.

21. Организация генетического аппарата у микроорганизмов.

22. Генотипическая и фенотипическая изменчивость микроорганизмов.

23. Мутации, их разновидности. Мутагенные факторы.

24. Генетические рекомбинации у бактерий.

25. Методы селекции микробов. Получение ценных форм микроорганизмов.

26. Спиртовое брожение. Возбудители, их морфологические и физиологические особенности. Факторы, влияющие на этот процесс. Значение. Получение глицерина.

27. Молочнокислое брожение. Возбудители (сделать рисунок), их морфологические и физиологические особенности. Молочнокислые продукты и их микрофлора.

28. Гетероферментативное молочнокислое брожение. Бифидоброжение. Возбудители. Значение.

29. Пропионовокислое брожение – химизм, возбудители, значение.

30. Маслянокислое брожение – химизм, возбудители (сделать рисунок), их морфологические и физиологические характеристики и значение. Ацетонобутиловое брожение.

31. Аэробное разложение клетчатки. Возбудители и их характеристика.

32. Анаэробное разложение (брожение) клетчатки. Возбудители. Значение.

33. Разложение гемицеллюлоз и лигнина – химизм и возбудители. Значение этих процессов.

34. Разложение пектиновых веществ. Типы пектиновых веществ. Брожение пектиновых веществ – химизм, возбудители (сделать рисунок). Водяная мочка льна. Росяная мочка льна и микробы, ее вызывающие.

35. Окисление этилового спирта до уксусной кислоты. Химизм. Возбудители и их характеристика. Значение этого процесса.

36. Получение лимонной кислоты. Возбудители и значение.

37. Окисление микроорганизмами жиров – химизм и возбудители.

38. Окисление углеводородов. Возбудители, их характеристика и использование для приготовления микробного белка.

39. Аммонификация белков. Возбудители и их характеристика. Химизм. Продукты аэробного и анаэробного распада.

40. Аммонификация мочевины – уравнение реакции, характеристика уробактерий, значение процесса.

41. Нитрификация. Работы С.Н. Виноградского. Фазы нитрификации. Нитрифицирующие бактерии и их характеристика. Оптимальные условия. Значение.

42. Иммобилизация азота. Значение. Влияние соотношения углерода к азоту на процессы минерализации и иммобилизации азота в почве.

43. Денитрификация. Прямая и косвенная. Химизм. Возбудители и их характеристика. Значение.

44. Биологическая фиксация молекулярного азота. История изучения этого вопроса. Азотфиксирующие бактерии. Химизм фиксации микроорганизмами молекулярного азота.

45. Аэробные свободноживущие азотфиксирующие бактерии. Характеристика азотобактера и его практическое применение.

46. Анаэробные свободноживущие азотфиксирующие бактерии. Характеристика Clostridium pasteurianum.

47. Симбиотические азотфиксирующие микроорганизмы – цианобактерии, ризобии, актиномицеты. Симбиотическая азотфиксация у небобовых растений.

48. Симбиотическая фиксация азота у бобовых растений. Клубеньковые бактерии – морфологическая и физиологическая характеристика, свойства, оптимальные условия для развития. Практическое использование.

49. Участие микроорганизмов в круговороте серы. Поэтапность процессов. Возбудители. Значение превращений серы в природе.

50. Сульфофикация. Морфологические и физиологические особенности серных бактерий. Значение.

51. Десульфофикация. Характеристика возбудителей и значение процесса.

52. Превращение микроорганизмами органических соединений фосфора. Роль микробов в мобилизации нерастворимых минеральных соединений фосфора в растворимые, доступные для растений.

53. Роль микроорганизмов в превращении соединений железа. Морфологические и физиологические особенности железобактерий.

54. Роль русских и советских ученых в становлении почвенной микробиологии.

55. Роль микроорганизмов в почвообразовательном процессе.

56. Влияние температуры и влажности на жизнедеятельность микроорганизмов почвы.

57. Воздушный режим почвы как фактор, определяющий направленность микробиологических процессов в почве.

58. Влияние активной кислотности на микрофлору почвы. Методы регулирования.

59. Влияние механического состава почвы на деятельность микроорганизмов.

60. Роль биотических факторов в формировании ценозов почвы.

61. Общая характеристика методов изучения состава и численности почвенных микроорганизмов.

62. Методы определения суммарной биохимической активности почвенной микрофлоры.

63. Количественный и качественный состав микрофлоры различных типов почв. Привести цифровые данные.

64. Характеристика основных групп почвенного микронаселения.

65. Сапрофитная группировка почвы, представители и значение.

66. Характеристика автохтонной группировки почвенных микроорганизмов.

67. Олиготрофные и хемоавтотрофные микроорганизмы почвы.

68. Влияние обработки почвы на жизнедеятельность почвенных микроорганизмов.

69. Влияние севооборотов на почвенное микронаселение.

70. Роль биологического азота в земледелии.

71. Значение микроорганизмов для накопления гумуса и создания структуры почвы.

72. Влияние минеральных и органических удобрений на состав микрофлоры почвы.

73. Способы хранения навоза и микробиологические процессы, при этом происходящие.

74. Влияние пестицидов на почвенную микрофлору. Факторы, определяющие скорость распада этих веществ.

75. Корневая и прикорневая микрофлора, ее состав и влияние на растения.

76. Микориза, ее виды, отношение растений к микоризе и ее роль.

77. Эпифитная микрофлора, ее состав. Микрофлора зерна и ее изменения при различном хранении.

78. Микробы-антагонисты и их применение для защиты растений.

79. Антибиотики микробного, животного и растительного происхождения.

80. Использование антибиотиков для защиты растений и в животноводстве.

81. Инфекция и иммунитет.

82. Биопрепараты в защите растений от вредных насекомых.

83. Регуляторы роста растений, вырабатываемые микроорганизмами.

84. Синтез микроорганизмами кормового белка и аминокислот.

85. Синтез микроорганизмами витаминов и ферментов.

86. Нитрагин (ризоторфин, ризобин, сапронит), получение, применение и влияние на урожай.

87. Азотобактерин (ризофил), получение, применение.

88. Фосфоробактерин (фитостимофос), получение, применение, эффективность.

89. Использование цианобактерий и азоспириллы для бактеризации растений.

90. Микоризация растений.

91. Силосование кормов. Микробиологические процессы и их регулирование. Микрофлора силоса.

92. Органолептические, химические и микробиологические показатели качества силоса.

93. Силосуемость растений. Сахарный минимум.

94. Сенажирование кормов. Микробиологические процессы. Сходства и различия сенажа и силоса.

95. Распространение микроорганизмов в воде. Микробиологические показатели загрязненности воды.

96. Методы очистки и обеззараживания воды.

97. Микрофлора воздуха, пути переноса и распространение возбудителей инфекционных заболеваний.

Вопрос № 98

Сделайте предложенные рисунки.

Рисунок 1

Формы бактерий

Микрококки

Диплококки

Тетракокки

Стрептококки

Сарцины

Стафилококки

Палочковидные

Бациллы

Нитчатые

Вибрионы

Спириллы

Спирохеты

Сделайте рисунки всех перечисленных форм бактерий.


Рисунок 2

Строение бактериальной клетки

1. Капсула

2. Клеточная стенка

3. Цитоплазматическая мембрана

4. Цитоплазма

5. Нуклеоид

6. Мезосомы

7. Рибосомы

8. Включения запасных питательных веществ

9. Спора

10. Жгутики

11. Ворсинки

Представьте рис. 2 внутренней структуры бактериальной клетки и сделайте на нем соответствующие обозначения цифрами.

Рисунок 3

Расположение жгутиков у бактерий

Монотрихи

Лофотрихи

Амфитрихи

Перитрихи

Изобразите на рис. 3 бактерии с различным числом и расположением жгутиков. Назовите виды движений бактерий и приведите примеры форм, передвигающихся таким способом.

Рисунок 4

Расположение спор у бактерий

Бациллярное

Клостридиальное

Плектридиальное

Нарисуйте и поясните особенности таких спорообразований.

Рисунок 5

Морфология миксобактерий и цитофаг

Миксобактерии

1. Палочки

2. Клетки роения

3. Плодовые тела

4. Миксоспоры

Цитофаги

1. Палочки

2. Микроцисты

Сделайте обозначения на выполненных рисунках.

Рисунок 6

Морфология микоплазм и актиномицетов

Микоплазмы

Актиномицеты

Нарисуйте и опишите особенности строения микоплазм и актиномицетов. Укажите, каковы размеры и форма микоплазм, какова толщина (тонкий, толстый) и организация мицелия (одноклеточный, многоклеточный) актиномицетов.


Рисунок 7

Морфологические признаки плесневых грибов

Мукор

Пенициллиум

Аспергиллус

Признаки:

1. Одноклеточный мицелий

2. Многоклеточный мицелий

3. Спорангий со спорами

4. Спорангиеносец

5. Конидиеносец

6. Конидии

Сделайте рис. 7 морфологических признаков грибов, отметьте соответствующие обозначения цифрами.

Рисунок 8

Морфологические признаки дрожжей

1. Клеточная стенка

2. Цитоплазматическая мембрана

3. Цитоплазма

4. Ядро

5. Вакуоль

6. Волютин

7. Гликоген

8. Капли жира

Представьте схему строения дрожжевой клетки, указав, что и где находится на рисунке. Еще ответьте на вопрос, какие бывают по форме клетки дрожжей и нарисуйте их.

Рисунок 9

Строение бактериофага

1. Головка

2. ДНК

3. Хвостовой отросток

4. Стержень

5. Чехол

6. Базальная пластинка

7. Нити

8. Зубцы

Нарисуйте бактериофаг и сделайте обозначения его составляющих.

Рисунок 10

Кривая роста клеточной массы микроорганизмов

на питательных средах

Логарифм числа клеток

Время, ч

Отобразите графически на рис. 10 фазы роста бактериальной культуры, укажите и подпишите их.


Вопрос № 99

Заполните следующие таблицы:

Таблица 1. Характеристика клеточной организации микробов

Признаки

Эукариоты

Прокариоты

Наличие истинного ядра с мембраной

Наличие нуклеоида

Присутствие в клетке органоидов (митохондрий, аппарата Гольджи, эндоплазматической сети)

Наличие рибосом

Целлюлоза и хитин в составе клеточной стенки

Муреин в составе клеточной стенки

Споры для размножения

Споры для сохранения жизнеспособности

Отвечая на вопросы табл. 1, в соответствующих графах поставьте знаки (+) или (-).

Таблица 2. Распределите перечисленные ниже формы микробов по двум группам согласно их клеточной организации

Микроорганизмы

Прокариоты

Эукариоты

Простейшие

Водоросли

Цианобактерии

Бактерии

Риккетсии

Микоплазмы

Актиномицеты

Плесневые грибы

Дрожжи

Вирусы

Фаги

Таблица 3. Отношение бактерий к окраске по Граму

Микроорганизмы

Грамположительные

Грамотрицательные

Кокки

Бациллы

Клостридиумы

Вибрионы

Спириллы

Спирохеты

Псевдомонады

Азотобактер

Клубеньковые

Кишечная палочка

Нитрифицирующие

Миксобактерии

Цианобактерии

Молочнокислые

Актиномицеты

Отметьте правильные ответы в табл. 2, 3, 4, 5, 7 и 10 знаком (+).

Таблица 4. Способы размножения (деления) прокариотов

Группы микроорганизмов

Бинар-ное

Пере-тяжкой

Почко-

вание

Фрагмен-тация

Внутри-

клеточное

Конъю-

гация

Спо-

рами

Истинные бактерии

(кокки, палочки)

Миксобактерии

Почкующиеся

Кишечная палочка

Риккетсии

Микоплазмы

Актиномицеты

Таблица 5. Отношение микробов к аэрации

Микроорганизмы

Аэробы

Анаэробы

Факультативные

Облигатные

Плесневые грибы

Дрожжи

Азотобактер

Актиномицеты

Бациллы

Клостридиумы

Бактерии:

молочнокислые

нитрифицирующие

клубеньковые

денитрифицирующие

уксуснокислые

Таблица 6. Отношение микробов к температуре

Группы микроорганизмов

Кардинальные температуры

Представители

минимум

оптимум

максимум

Психрофилы

Мезофилы

Термофилы

Таблица 7. Температурный режим при различных способах термической стерилизации

Способ стерилизации

56-60°

60-90°

100°

115-120°

160-180°

Около 1000°

Фламбирование

Кипячение

Сухим жаром

Текучим паром

Автоклавирование

Пастеризация

Тиндализация

Дайте определение понятиям «стерилизация», «пастеризация». Объясните, зачем используются эти процессы.

Заполняя табл. 7 и 8, приведите в них конкретные примеры.

Таблица 8. Способы получения энергии микроорганизмами

Способ

Исходные вещества

Конечные продукты

Источник кислорода

Представители

Аэробное дыхание

Анаэробное дыхание

Неполное окисление

Брожение

Источники кислорода – свободный, связанный, отсутствует.


Таблица 9. Типы питания микроорганизмов

Тип питания

Источник

энергии

Источник углерода

Представители

Фотолитоавтотрофы

Фотоорганогетеротрофы

Хемолитоавтотрофы

Хемоорганогетеротрофы

(сапрофиты, паразиты)

Источники энергии: свет, химические реакции.

Источники углерода: СО2 , органическое вещество.

Дополнительно к заполнению табл. 9 поясните, что такое сапрофиты и паразиты, приведите примеры таких микробов.

Таблица 10. Значение микроорганизмов

Микро-

организмы

Получение продуктов микробного синтеза

Возбуди-

тели болезней

Лимонная кислота

Спирт

Анти-

био-

тики

Белок

Дрожжи

Аспергиллус

Пенициллиум

Мукор

Актиномицеты

Фузариум

Триходерма

Вопрос № 100

Ответьте на представленные в задании вопросы.

Таблица 11. Бактериальные удобрения

Название бактериального удобрения

Культивируемые микроорганизмы

Какой процесс стимулирует

Под какие культуры используется

Нитрагин

(ризоторфин,

ризобин,

сапронит)

Азотобактерин

(ризофил)

Ризобактерин

Фосфоробактерин (фитостимофос)

Разберитесь, что такое бактериальные удобрения (микробные землеудобрительные препараты) и заполните табл. 11, отвечая на перечисленные в ней вопросы.

3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Контрольная работа включает в себя выполнение шести заданий.

1. Ответы на первые три вопроса необходимо выполнять согласно шифру, приведенному в таблице. Перечень вопросов дан в разделе 2 методических указаний. Например, если две последние цифры вашего шифра 35, следовательно, номера для контрольной работы будут:

1. Направления развития микробиологии.

39.Аммонификация белков. Возбудители и их характеристика. Химизм. Продукты аэробного и анаэробного распада.

50.Сульфофикация. Морфологические и физиологические особенности серных бактерий. Значение.

2. Чтобы ответить на вопрос № 98, перерисуйте в тетрадь формы заданий для десяти рисунков (с 1 по 10), сделайте соответствующие зарисовки и требуемые к ним пояснения.

3. Для выполнения вопроса № 99 перечертите в тетрадь таблицы с 1 номера

по 10 и заполните их. Отвечая на вопросы, поставленные в таблицах 1 – 6 и 9, в соответствующих графах нужно поставить знаки (+) или (+) и (-), а таблицы 7 и 8 заполнить текстом самостоятельно.

4. Ответ на вопрос № 100 заключается в работе с заданием, сформулированным в таблице 10. Перенесите форму таблицы в тетрадь и заполните ее.

В конце работы укажите список использованной литературы.

Поставьте дату выполнения работы и распишитесь.

За консультацией по вопросам контрольной работы и рекомендуемой по ним литературой, а также выполнению рисунков обращайтесь на кафедру ботаники и физиологии растений Белорусской государственной сельскохозяйственной академии (учебный корпус № 10, 4-й этаж, ауд. 568 и 558, тел. 5 94 31).


Номера вопросов контрольной работы *

Предпо-

следняя цифра шифра

Последняя цифра шифра

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

1,35,75,

98, 99,100

4,39,92,

98,99,100

5,41,89,

98,99,100

6,40,90,

98,99,100

7,42,77,

98,99,100

8,45,88,

98,99,100

9,50,87,

98,99,100

10,64,86,98,99,100

11,46,90,

98,99,100

13,62,89,

98,99,100

1

9,52,46,

98,99,100

10,63,86, 98,99,100

12,50,91,

98, 99,100

13,51,87, 98,99,100

14,53,92,

98,99,100

17,59,76,

98,99,100

18,58,83,

98,99,100

26,66,86,98,99,100

27,64,78,

98,99,100

30,67,79,

98,99,100

2

16,56,77,

98,99,100

19,48,80,

98,99,100

20,60,94,

98,99,100

26,62,91,

98,99,100

27,65,84,

98,99,100

28,61,90,

98 99,100

29,62,83,

98,99,100

30,71,85,98,99,100

31,72,95,

98,99,100

32,75,97,

98,99,100

3

2,41,65,

98,99,100

12,47,85,

98,99,100

13,43,84,

98,99,100

14,31,51,

98,99,100

15,26,57,

98,99,100

1,39,50,

98,99,100

16,61,76,

98,99,100

27,68,91,98,99,100

34,45,67,

98,99,100

35,69,92,

98,99,100

4

3,42,93,

98,99,100

4,34,76,

98,99,100

5,39,94,

98,99,100

6,38,95,

98,99,100

7,36,97,

98,99,100

2,46,92,

98,99,100

26,63,89,

98,99,100

28,41,65,98,99,100

29,42,66,

98,99,100

30,51,68,

98,99,100

5

17,35,76,

98,99,100

18,27,48,

98,99,100

20,37,59,

98,99,100

21,39,54,

98,99,100

22,34,60,

98,99,100

4,36,73,

98,99,100

3,29,43,

98,99,100

5,37,74,

98,99,100

7,43,52,

98,99,100

8,25,55,

98,99,100

6

2,40,75,

98,99,100

9,45,84,

98,99,100

12,50,85,

98,99,100

11,44,79,

98,99,100

10,47,80,

98,99,100

13,52,81,

98,99,100

14,53,87,

98,99,100

15,57,88,98,99,100

24,47,57,

98,99,100

25,55,82,

98,99,100

7

3,43,58,

98,99,100

15,49,74,

98,99,100

6,46,82,

98,99,100

18,45,60,

98,99,100

19,32,54,

98,99,100

21,33,51,

98,99,100

22,40,56,

98,99,100

23,38,49,98,99,100

27,67,81,

98,99,100

31,70,83,

98,99,100

8

17,48,72,

98,99,100

1,41,71,

98,99,100

5,42,65,

98,99,100

6,37,77,

98,99,100

8,44,96,

98,99,100

9,48,90,

98,99,100

11,45,77,

98,99,100

23,59,78,98,99,100

33,70,97,

98,99,100

34,67,82,

98,99,100

9

19,56,93,

98,99,100

20,58,94,

98,99,100

21,49,95,

98,99,100

24,53,91,

98,99,100

28,61,78,

98,99,100

29,63,81,

98,99,100

31,69,97,

98,99,100

32,79,88,98,99,100

35,66,80,

98,99,100

36,64,96,

98,99,100

* Ответы на вопросы 98, 99, 100 нужно дать, руководствуясь требованиями методических указаний на с. 23.


Учебно-методическое издание

Оксана Семеновна Кильчевская

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ МИКРОБИОЛОГИЯ

Методические указания по изучению дисциплины

и задание для контрольной работы

Редактор Е.Г. Бутова

Техн. редактор Н.К. Шапрунова

Корректор Л.А. Малеванкина

Подписано в печать 12.07.2004.

Формат 60х84 1/16. Бумага для множительных аппаратов.

Печать ризографическая. Гарнитура «Таймс».

Усл. печ. л. 1,39. Уч.-изд.л. 1,23.

Тираж 250 экз. Заказ . Цена 1400 руб.


Редакционно-издательский отдел БГСХА

213410, г. Горки Могилевской обл., ул. Студенческая, 2

Отпечатано на ризографе копировально-множительного бюро БГСХА

г. Горки, ул. Мичурина, 5