Учебное пособие: Методические указания к проведению семинарских занятий для студентов 2 курса направления «Социальная работы» дневной формы обучения Одобрено

Название: Методические указания к проведению семинарских занятий для студентов 2 курса направления «Социальная работы» дневной формы обучения Одобрено
Раздел: Остальные рефераты
Тип: учебное пособие Скачать документ бесплатно, без SMS в архиве

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Саратовский государственный технический университет

Балаковский институт техники, технологии и управления

АНТРОПОЛОГИЯ

Методические указания к проведению семинарских занятий для студентов 2 курса направления «Социальная работы» дневной формы обучения

Одобрено

редакционно-издательским советом

Балаковского института техники,

технологии и управления

Балаково 2010

Введение

Антропология относится к общепрофессиональным дисциплинам направления «Социальная работа».

Целью преподавания курса является освоение антропологических знаний, формирование целостного видения актуальных проблем современной антропологии, а также развития творческого мышления и навыков применения гуманистического мировоззрения в рамках профессии социальная работа. Владение основами курса «Антропология» позволит будущему специалисту расширить границы своей профессиональной компетентности; вести эффективную научно-исследовательскую и практическую работу.

К основным задачам изучения антропологии относятся:

- изучение предметного поля антропологии и ее места в системе наук и практике;

- представление о морфологической и социальной эволюции человека, о единстве биосоциального в человеке;

- многоаспектный анализ феноменов человеческого бытия как обыденного, так и уникального характера;

- изучение проблем маргинальной антропологии и девиантного развития человека;

- формирование понимания антропологических основ социальной работы и гуманного отношения к человеку независимо от его половозрастных, статусных, этнических, религиозных и иных различий.

По окончании курса студент должен:

- иметь целостную систему антропологических знаний, направленных на комплексное представление о человеке;

- уметь свободно ориентироваться в антропологической проблематике и интерпретировать феномены антропологического измерения;

- обладать навыками социально-антропологического консультирования по различным проблемам социальной жизни человека;

- самостоятельно работать со специально-научной литературой, владеть современными методами и технологиями социально-антропологического анализа и их реализации на практике.

Аудиторные занятия включают: лекции – 34 часа; семинары – 34 часа; экзамен.

Основная литература

Белик А. А. Историко-теоретические проблемы психологической антропологии. М.: Из-во РГГУ, 2005.

Ерастов Б. С. Социальная культурология. М., 2009.

Козлова Н. Н. Социально-историческая антропология: учебник. – М.: «Ключ-С», 2006.

Кравченко А. И. Социальная антропология: учебное пособие для вузов. М.: Академический проект, 2005.

Котова А. Б., Петрулевич И., Столяренко В. Е., Столяренко Л. Д. Антропология: учебное пособие. Ростов н/Д: МарТ, 2008.

Лукьянова И. Е., Овчаренко В. А. Антропология: учебное пособие. М.: Инфра-М, 2008.

Марков Б. В. Философская антропология: очерки истории и теории. СПб.: Лань, 2007.

Минюшев Ф. И. Социальная антропология: Учебное пособие. М.: Издательство «КДУ», 2009.

Отюцкий Г. П. История социальной антропологии. М.: Академический проект, 2003.

Шаронов А. В. Основы социальной антропологии.- СПб.: Лань, 2009.

Эванс-Причард Э. История антропологической мысли. М.: Восточная литература РАН, 2003.

Ярская-Смирнова Е. Р., Романов П. В. Социальная антрпология. Ростов н/Д: Феникс, 2005.

Раздел 1. Предмет антропологии. Ее место в системе наук и практике.

Тема 1. Предмет антропологии и ее дисциплинарный статус

1. Предмет и задачи антропологии.

2. Этапы и пути развития антропологического знания.

3. Антропология в системе естественнонаучного и гуманитарного знания.

Основные понятия: человек, наука, антропология, междисциплинарное знание.

Методические рекомендации

Для раскрытия данной темы необходимо обратиться к вопросу о теоретических предпосылках формировании антропологии и путях ее развития. Человек в любое время представляет актуальное поле исследований в многообразии социальных, культурных, экономических, политических и других связей. Вследствие своей многоаспектности антропология является междисциплинарной наукой и потому в условиях современности все чаще выполняет функцию гуманитарного экспертного знания.

Литература

Белик А. А., Резник Ю. М. Социокультурная антропология (историко- теоретическое введение): учебное пособие. – М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1998.

Белик А. А. Культурная (социальная) антропология – область научных исследований и учебная дисциплина// Этнографическое обозрение. 2000. №5.

Боас Ф. История антропологии// Этнографическое обозрение. 2002. №6.

Бороноев А. О., Емельянов Ю. Н. Антропология в современном мире// Социально-политические науки. 1993. №5-6.

Емельянов Ю. Н. Основы культуральной антропологии: учебное пособие. – СПб.: С.-Петербургский университет, 1994.

Ерастов Б. С. Социальная культурология. М., 2000.

Орлова Э. А. Введение в социальную и культурную антропологию. М.: МГИК, 1994.

Соловьева А. Н. Современная американская антропология: основные тенденции и перспективы развития// Личность. Культура. Общество. 2008. Вып. 2 (41).

Социальная антропология. Введение в специальность// Личность. Культура. Общество. 2003. Т. 5. Вып.1-2.

Харитонов В. М., Ожигова А. П., Година Е. В., Боцевич В. А., Хрисанфова Е. М. Антропология. М.: ВЛАДОС, 2004.

Шалоткина Н. Культурная антропология и классическая экономика: тенденции межпредметных связей// Вопросы культурологии. 2007. №2.

Темы 2, 3. Предмет и задачи физической антропологии

1. Физическая антропология: история становления и основные задачи. 2.Проблема антропогенеза.

3.Морфология человека. Соматическая и функциональная антропология.

4.Этническая антропология.

Основные понятия: антропогенез, этногенез, морфология, конституционология, психосоматика, физиогномика, биосоциальная природа человека.

Методические рекомендации

В рамках настоящей темы предметом анализа выступает человек как биологический феномен. В ходе ее раскрытия необходимо обратить внимание на следующие аспекты: проблема происхождения человека, представления о морфологической и социальной эволюции первобытного человека, факторы, теории и этапы антропогенеза; возрастная периодизация жизни человека и проблема психосоматических конституциональных типов; видовое единство человека; морфологические, физиологические, генетические данные о единстве человечества; взаимосвязь биологической и социокультурной сущности человека.

Литература

Васильев В. В. Мозг и сознание: выходы из лабиринтов// Вопросы философии. 2006. №1.

Киселев Г. С. Мир человека: тупиковая ветвь эволюции?// Вопросы философии. 2007. №4

Тяптиргямов М. М. Философско-методологические аспекты исследования биоразнообразия// Социально-гуманитарные знания. 2003. №1.

Шубин А. В., Серпиоонова Е. И. Ассмметрия мозга и особенности вербальной креативности// Вопросы психологии. 2007. №4.

Харитонов В. М., Ожигова А. П., Година Е. В. др. Антропология. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

Хоружий С. С. Конституция личности и идентичности в перспективе опыта древних и социальных практик себя// Вопросы философии. 2007. № 1.

Тема 4. Понятийно-категориальный аппарат и структура социально-антропологического знания

1. Дискурс антропологии и ее понятийно-категориальный аппарат.

2. Социальная, философская, политическая и культурная антропология.

Основные понятия: дискурс, индивид, личность, индивидуальность, норма, социальная идентичность, социализация, инкультурация, социальная антропология, философская антропология, культурная антропология.

Методические рекомендации

Антропология представляет самостоятельную, специфическую научно-исследовательскую логику. Основным объектом социально-антропологического анализа выступает человек, сущность и феноменальный мир которого раскрывается в таких понятиях как личность, индивидуальность, социализация, инкультурация, смысл жизни. В освоении понятийно-категориальным аппаратом социальной антропологии необходимо обращение к основным ее школам (эволюционизм, структурализм, функционализм, биологический и психологический подходы). При подготовке к настоящему семинарскому занятию важно учитывать, что многообразие видов антропологического знания – свидетельство уникальности и сложности феномена, каковым является человек.

Литература

Белик А. А. Культурология. Антропологические теории культур. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1999.

Вальверде К. Философская антропология. М.: Христианская Россия, 2000.

Горбачев В. Г. Предпосылки становления и статус философской антропологии// Социально-гуманитарные знания. 2005. №1.

Гуревич П. С. Философская антропология: опыт систематики// Вопросы философии. 1995. №8.

Гурин С. П. Проблемы маргинальной антропологии. Саратов: Изд. центр Сарат. гос. соц.-эк. ун-та, 1999.

Козлова Н. Н. Социально-историческая антропология: учебник. – М.: «Ключ-С», 1998.

Козлова Н. Н. Введение в социальную антропологию: курс лекций. – М.: Институт молодежи, 1996.

Лурье С. В. Культурная антропология в России и на Западе: концептуальные различия// Общественные науки и современность. 1997. №2.

Марков Б. В. Философская антропология: очерки истории и теории. СПб.: Лань, 1997.

Митрошенков О. А. «Интегральная антропология» как форма междисциплинарного синтеза// Личность, культура, общество. 2002. Том 4. №1-2 (11-12).

Степин В. С. Философская антропология и философия науки. – М.: Высшая школа, 1992.

Шаронов А. В. Основы социальной антропологии.- СПб.: Лань, 1997.

Тематика рефератов и докладов раздела

Исторические этапы формирования науки антропологии.

Антропология в системе естественнонаучных представлений.

Теории происхождения человека и факторы антропогенеза.

Основные стадии биосоциальной эволюции человека.

Антропологический состав народов мира.

Проблема психосоматических типов в антропологии.

Социальная антропология: актуальность и перспективы развития.

Индивид и общество: проблемы социальной и культурной идентичности.

Современная социальная дифференциация: антропологический подход.

Инкультурация как проблема антропологического анализа.

Философская антропология: специфика и круг основных проблем.

Основные школы социальной антропологии.

Вопросы для самоконтроля

1. Чем вызван в последние несколько лет интерес к антропологии со стороны корпуса социальных и гуманитарных наук?

2. В чем заключается специфика культурно-антропологического изучения человека?

3. Как вы понимаете термин «социокультурный процесс? Каковы точки приложения «социальности» и «культуры»?

4. В чем заключается сущность социальной природы человека? Рассмотрите на конкретном примере.

5. В чем заключается принципиальное отличие представления человека западной и незападными культурами?

Раздел 2. Основные направления и школы социальной антропологии.

Тема 5. Медицинская антропология

1. Основные направления медицинской антропологии.

2. Клиника как дисциплинарный институт.

3. Человек в условиях медикализации современной культуры.

Основные понятия: медикализация культуры, клиника, дисциплинизация, патернализм, власть, медицина как социокультурный институт.

Методические рекомендации

Подготовку к настоящему семинарскому занятию следует начать с ознакомления с основными направлениями медицинской антропологии: этномедицинским, биомедицинским, экологическим, прикладным. В контексте данного курса, медицина, прежде всего, представляет интерес как социокультурный институт, поэтому справедливым видится обращение к клинике как к инструменту дисциплинизации человека в системе властных отношений врач-пациент. Особое внимание также следует уделить антропологической критике медикализации социальных проблем современности.

Литература

Вич Р. Модели моральной медицины в эпоху революционных изменений// Вопросы философии. 1994. №3.

Иванушкин А. Биоэтика и психиатрия// Вопросы философии. 1994. №3.

Михель Д. В. Воплощенный человек: западная культура, медицинский контроль и тело. Саратов: Издательство Саратовского университета, 2000.

Огурцов А. П. Этика жизни или биоэтика: аксиологические альтернативы// Вопросы философии. 1994. №3.

Панфилова Т. В. Клонирование в свете концепции гуманизма// Общественные науки и современность. 2008. №1.

Сэниор К. Медицина: врачи, колдуны и лекарства. М., 1994.

Субиран Ж.-М. Косметическая хирургия. Почему? Как? Зачем? Ростов н/Д: Феникс, 1995.

Тищенко П. Д. К началам биоэтики// Вопросы философии. 1994. №3.

Фуко М. Рождение клиники. М.: Смысл, 1998.

Эрцлиш К. Болезнь и здоровье как объекты социологии// Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. Т.2 №1 (5).

Ярская-Смирнова Е. Р. Социальное конструирование инвалидности// Социологические исследования. 1999. №4.

Тема 6. Телесность как социокультурный феномен

1. Тело как культурный артефакт.

2. Феномен телесности и практики исключения.

3. Современное масс-медийное тело и проблема гигиенического идеала.

Основные понятия: феномен телесности, артефакт, идентификация, практика исключения, норма, гигиенический идеал, прекрасное, здоровье, инвалидность.

Методические рекомендации

Изучая курс антропологии, важно иметь в виду, что телесность является не только биологическим феноменом, но также и феноменом социокультурным. Как культурный артефакт тело представляет собой пресечение социальных стратегий, феноменальное воплощение определяющих развитие общества на определенном этапе философских концептов. В этой связи будет считаться удачным рассмотрение телесности как пространства социокультурной идентификации и маркировки, индикатор благополучной социализации или отчуждения. Кроме того, особый дополнительный интерес вызывает анализ современного понимания телесности, сформированного «экранно-глянцевой» масс-медийной культурой, затрагивающий не только эстетический образ человека, но и его сущностное измерение.

Литература

Бодрийар Ж. Америка. СПб.: Владимир Даль, 2000.

Бодрийар Ж. Забыть Фуко. СПб., 2000.

Бодрийар Ж. Символический обмен и смерть. М., 2000.

Евдокимчева М. Адаптация человека в современном культурном пространстве// Вопросы культурологии. 2008. №10.

Еляхов А. Д. Информационное бытие современного человека// Социально-гуманитарное знание. 2008. №3.

Иоселиани А. Д. Техносфера в контексте глобализации /Homo faber. Антропологические истоки техники/ //Социально-гуманитарные знания. 2002. №1.

Кириллова Н. Б. Мифотворчество в медиакультуре// Общественные науки и современность. 2005. №5.

Подорога В. А. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию (материалы лекционных курсов 1992-1994). М.: Ad Marginem, 1995.

Рубчевский К. В. СМИ и проблема развития личности// Философия и общество. 2006. №1.

Тарасенко В. В. Антропология. Интернет: самоорганизация «человека кликающего»// Общественные науки и современность. 2000. №5.

Тоффлер Э. Шок будущего. М.: ООО «Издательство АСТ», 2002.

Тема 7. Феномен смерти и мертвого тела.

1.Историко-культурный опыт представления феномена смерти.

2.Становление анатомии как медицинского и социокультурного знания.

3.Культурологические и философские модели восприятия феномена

смерти.

Основные понятия: феномен смерти, умирание, достойное умирание, модели восприятия смерти, анатомия, эвтаназия, биоэтика.

Методические рекомендации

Феномен смерти относится к числу фундаметальных феноменов человеческого существования, без которого знание о природе человека будет страдать поверхностностью. Подготовку к данной теме необходимо начать с изучения исторического опыта представления смерти в различных культурах. При этом важно обратить внимание на архаическое отношение к смерти через традиции трупосохранения и трупоуничтожения как на возможный прототип современных моделей восприятия смерти. Чрезвычайно актуальным будет обращение к западной культуре как к «культуре без смерти», с выявлением в ее рамках кризиса восприятия феномена смерти и постановки проблемы достойного умирания человека. Для наиболее полного освоения проблемы рекомендуется обращение как к философской (Ж Бодрийар), культурологической (Ф. Арьес), так и к художественной литературе (Л.Н. Толстой).

Литература

Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М.: Издательская группа «Прогресс» - «Прогресс – Академия», 1992.

Варавва В. В. Метафизика смерти: опыт «апофатической рациональности»// Вопросы философии. 2005. №12.

Грейсон Б., Харрис Б. Консультирование людей переживших околосмертный опыт// Духовный кризис: Когда преобразование личности становится кризисом. М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.

Гроф С. За пределами мозга. М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.

Гроф С., Хэлифакс Д. Человек перед лицом смерти. М.: «Издательство АСТ», 2002.

Моуди Р. Жизнь после жизни/ Восток и Запад о жизни после смерти. СПб.: Лениздат, 1993.

Розин В. М. Смерть как феномен философского осмысления (Культурно-антропологический и эзотерический аспекты)// Общественные науки и современность. 1997. №2.

Рязанцев С. Танатология – наука о смерти. – Танатология (учение о смерти). СПб.: Астрель, 2005.

Хилимов Ю. В. Кризис восприятия феномена смерти и проблема достойного умирания// Вопросы научной теории и социальной практики.- Саратов: ООО Издательство «Научная книга», 2004.

Хрусталев Ю. М. Эвтаназия: сущность и проблемы, взгляд в будущее// Философские науки. 2003. №7.

Тема 8. Феномен рождения и детства

1.Рождение как биосоциальный феномен. Историческая ретроспектива социокультурных практик рождений.

2.Культурно-антропологические теории детства. Медикализация и педагогизация тела ребенка.

3.Современная субкультура детства.

Основные понятия: феномен рождения: феномен детства, субкультура детства, воспитание, педагогика, педиатрия, школа.

Методические рекомендации

Подготовку к данному семинарскому занятию следует начать с раскрытия рождения как биосоциального феномена. Следуя избранной исследовательской логике, вполне уместным будет обращение к исторической ретроспективе социальных практик рождения. При этом заслуживает отдельного внимания знакомство с концепцией перинатальных матриц С. Горфа, особенно с ее мировоззренческим и социально-антропологическим значением. Раскрытие феномена детства требует обращения к его культурно-антропологическим теориям (М. Мид, Ж. Пиаже и др.), а также к истории медикализации и педагогизации тела ребенка. В настоящее время отмечается высокая динамика возрастающей роли феномена детства в обществе, что находит свое отражение в формировании соответствующей субкультуры. Эта тенденция должна быть учтена при работе над текущей темой.

Литература

Борисов С. В. Ценность детского философствования в социокультурном пространстве// Личность. Культура. Общество. 2005. Вып. 1 (25)

Геннеп А., ван. Обряды перехода: систематическое изучение обрядов. М.: Вост. лит., 2002.

Гроф С. За пределами мозга. М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.

Данилюк А. Я. Развитие педагогической антропологии в контексте русской культурной традиции// Педагогика. 2003. №1.

Зинченко В. П. Детство – ценность, а не объект// Вопросы философии. 2006. №1.

Кон И. С. Ребенок и общество. М., 1988.

Мальковская И. А. Детство: социокультурная традиция// Социологические исследования. 1995. №4.

Мид М. Культура и мира детства. М.: Наука, 1988.

Ниязбаева Н. Н. Экзистенциальные основания феномена любви в педагогическом взаимодействии// Педагогика. 2006. №8.

Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М., 1994.

Тема 9. Феминистская антропология

1.История феминистской антропологии.

2.Репрезентация гендера в культуре.

Основные понятия: пол, гендер, феминизм, сексуальность, фемин- ность, маскулинность.

Методические рекомендации

Раскрытие данной темы должно начинаться с истории феминистской антропологии, включающей историю вопроса корректного разведения понятий «пол» и «гендер». В свой анализ необходимо включить основные этапы развития и направления современной феминистской антропологии, рекомендуется выявить причины стереотипизации массовым сознанием понятия «феминизм». При подготовке к семинарскому занятию важно рассмотреть социокультурный анализ гендерной стратификации, репрезентацию гендера в культуре, феминистскую этнографию, феминистский анализ труда.

Литература

Айвазова С. К истории феминизма// Общественные науки и современность. 1992. №6.

Ключко О. И. Гендерная стереотипизация в изучении актуальных социальных проблем// Общественные науки и современность. 2008. №6.

Ключко О. И. Отечественный вариант гендерных исследований// Общественные науки и современность. 2007. №4.

Навохацкая О. В. Повседневная деятельность селян: гендерный аспект// Социологические исследования. 2008. №3.

Рабжаева М. В. Гендерная антропология: концептуальная и конституциональная характеристика// Журнал социологии и социальной антропологии. 2002. Т.5.

Тулузакова М. В. Гендерная стратегия развития как условие социальной безопасности российского общества// Вопросы научной теории и социальной практики: Сборник научных статей. Выпуск 3. Саратов: Издательский центр «Наука», 2007.

Ушакин С. А. Культура пола// Социокультурный анализ гендерных отношений/ Под ред. Е. Р. Ярской-Смирновой. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та., 1998.

Шаповалов В. Ф. Особенности российской сексуальной культуры// Общественные науки и современность. 2007. №2.

Тема 10. Женщина как объект культурно-антропологического анализа

1.Открытие женского тела европейской наукой.

2.Женские образы в культурно-историческом восприятии.

3.Феминность и женская сексуальность как социокультурный феномен. Образ деловой современной женщины.

Основные понятия: феминность, женская сексуальность, материнство, проституция, женская истерия, современная деловая женщина.

Методические рекомендации

История антропологического исследования женщин полна сложностей и противоречий, вызванных особенностями социокультурных установок. В контексте данного семинара важно выявить причины сложившихся стереотипных представлений вокруг существующих проблем. В соответствии с предложенным планом, предлагается рассмотреть различные женские образы в европейской культуре и их оценки с позиций доминирующих в конкретной исторической ситуации ожиданий. При этом большой интерес вызывает анализ сложного образа современной деловой женщины, взятого самого по себе и в соотношении с традиционным представлением женщины как матери.

Литература

Блох Э. История проституции. СПб.: Фирма «РИД», Изд-во «АСТ- ПРЕСС», 1994.

Канапьянова Р. М. Женщины во властных структурах// Социологические исследования. 2007. №2.

Киселева Т.Г. Социальный образ женщины в культурах мира// Общественные науки и современность. 2003. №3.

Левин А. И., Левина Л. В. Феминизм и положение женщин на рынке труда// Социальная политика и социология. 2003. №3.

Лысова А. В. Женская агрессия и насилие в семье// Общественные науки и современность. 2008. №3.

Михель Д. В. Воплощенный человек: западная культура, медицинский контроль и тело. Саратов: Издательство Саратовского университета, 2000.

Мишле Ж. Женщина. Ведьма. М.: Издательство «ЭКСМО», 2007.

Пушкарева Н. Л. Материнство в новейших социологических, философских и психологических концепециях// Этнографическое обозрение. 1999. №5.

Силасте Г. Гендерная асимметрия как фактор карьерного роста женщин// Высшее образование в России. 2004. №3.

Тулузакова М. В. Социальное творчество женщин как фактор становления гражданского общества. Саратов: Издательство Саратовского университета, 2004.

Толок Е. С. Проблема дискриминации женщин в современной России// Вопросы научной теории и социальной практики. Саратов: ООО Издательство «Научная книга», 2004.

Филиппова Г. Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии// Вопросы психологии. 2001. №2.

Тема 11. Мужчина как объект культурно-антропологического анализа

1.Социокультурные основания понятия маскулинности.

2.Образы мужского в культурно-исторической ретроспективе.

3.Кризис маскулинности и проблема сексуальных перверсий.

Основные понятия: маскулинность, мужской характер, мужественность, мужская сексуальность, мужчина-воин, мужчина-рабочий, мужчина-интеллектуал.

Методические рекомендации

Проблема представленности мужчины в антропологическом и в целом в социогумантирном знании связана с тем, что классические гуманитарные исследования исходили как бы от его имени, в которых сам мужчина обозначен практически не был. Это вызывает определенные трудности в изучении данного предмета. При подготовке к настоящему семинарскому занятию важно обратить внимание на то, как формировались устойчивые представления о природе мужественного, и каким образом они воплощаются в рамках современной культуры.

Литература

Алексеева А. В. Трансформация семейных ролей мужчины и женщины в современном украинском обществе// Журнал практического психолога. 2005. №5.

Алешина А.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины// Вопросы психологии. 1991. №4.

Баранов Н. А. Современные политические реалии и особенности формирования менталитета российских военнослужащих// Социально-гуманитарные знания. 2004. №3.

Глушач Н. Н. Психологические проблемы мужской гендерной роли// Вопросы научной теории и социальной практики.- Саратов: ООО Издательство «Научная книга», 2004.

Кастанеда К. Путешествие в Икстлан. СПб., 1993.

Мещеркина Е.Ю. Социологическая концептуализация маскулинности// Социологические исследования. 2002. №1.

Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО – Пресс; Харьков: Изд-во «Фолио», 1997.

Фуко М. История сексуальности. Т. 1. Воля к знанию// Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. М.: Касталь, 1996.

Тема 12. Организационная антропология

1.Понятие организационной антропологии.

2.Человек в условиях организационной культуры.

3.Символическое пространство организационной культуры.

Основные понятия: организация, организационная культура, управление, символ, символическое поведение.

Методические рекомендации

При раскрытии данной темы необходимо дать определение и раскрыть основные понятия организационной антропологии. В связи с тем, что на ее становление большое влияние оказала английская антропологическая школа, рекомендуется обратиться к изучению опыта последней. Определяющим понятием темы настоящего семинарского занятия является организационная культура. На семинаре необходимо представить существующие подходы к пониманию и методологическим основаниям исследований организационной культуры, проанализировать примеры отечественных исследований в этом направлении. Особый интерес представляет обращение к изучению символического пространства организации и человека в его контексте.

Литература

Васильев Г. Человек в современной цивилизации в ракурсе власти и управления// Вопросы культурологи. 2008. №3.

Диев В. С. Философия управления// Личность. Культура. Общество. 2005. Вып. 1 (25)

Клюев А. В., Макаров Е. В. Социально-трудовой потенциал общества: структура и ресурсные возможности// Личность. Культура. Общество. 2008. №2.

Кремнева Н. Ю. Формирование корпоративной культуры// Социологические исследования. 2007. №7.

Простов А., Шилин Г. Психобиологические аспекты социального управления// Вопросы культурологи. 2008. №4.

Сидорина Т. Ю. Человек и его работа: из прошлого в информационную эпоху// Общественные науки и современность. 2007. №3.

Федотова В. Г. Человек в экономических теориях: пределы онтологизации// Вопросы философии. 2007. №9.

Тема 13. Городская антропология

1.Основные понятия городской антропологии.

2.Девиация и маргинальность как феномены городского

пространства.

Основные понятия: городская среда, маргинальность, девиация, народно-городской континуум, этноцентризм, шанти-тауны, примордиализм, толерантность.

Методические рекомендации

Городская антропология – одно из динамично развивающихся направлений современного антропологического знания, где пространство города представляет межнаучный предмет исследований. В ходе существующих гуманитарных изысканий одно из важных мест занимает исследование этничности и этнической идентичности в контексте социальной дифференциации в городском пространстве. Приоритетной задачей городской антропологии является раскрытие феномена девиации и его сущности, маргинальности, а также проблемы Другого. При этом важно обратить внимание на связь маргинализации некоторых социальных категорий с понятием продуктивности. Отдельный интерес вызывает обращение к таким явлением народно-городского континуума как культурный релятивизм и проблеме толерантности.

Литература

Байкова Е. Человек и среда в культурном пространстве города// Вопросы культурологии. 2008. №12.

Вагин В. В. Городская антропология: учебное пособие для муниципальных управляющих. М.: Московский общественный научный фонд, 2000.

Грошева И. А. Модальная личность: портрет с отклонениями// Социологические исследования. 2009. №3.

Гурин С. П. Проблемы маргинальной антропологии. Саратов: Изд. центр Сарат. гос. соц.-эк. ун-та, 1999.

Кармадонец О. А. Социальная девиация как фактическая ценностнормативная модель// Социально-гуманитарные знания. 2001. №6.

Розин В. М. Российский маргинал как точка бифуркации// Философские науки. 2003. №8.

Севастьянова Л. П. Проблема бытия человека этнического в городской макро- и микросреде// Вопросы научной теории и социальной практики: Сборник научных статей. Выпуск 4. Саратов: Издательский центр «Наука», 2008.

Ярская-Смирнова Е. Р. Социокультурный анализ нетипичности. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т., 1997.

Тема 14. Прикладная антропология

1.Исторические этапы развития прикладной антропологии.

2.Зарубежный и отечественный опыт прикладной антропологии.

Основные понятия: прикладные исследования, аккультурация, акционизм.

Методические рекомендации

Тема данного семинара должна быть раскрыта в направлении обозначения актуальности и перспектив развития прикладных антропологических исследований. Свою подготовку необходимо начать с рассмотрения основных исторических этапов развития прикладной антропологии, провести сравнительный анализ зарубежного и отечественного опыта. Будет вполне уместным, в контексте заданных условий, вести речь об антропологии как об экспертном знании, способном интегрировать различные социогуманитарные дискурсы. В плане востребованных в будущем направлений прикладной антропологии справедливым будет выделение экологического направления и антропологии прав человека.

Литература

Нипишенков А. А. Прикладные исследования в западной социальной/культурной антропологии// Этнографическое обозрение. 2000. №5.

Резник Ю. М. Прикладная социальная антропология организаций: научный статус и специфика// Социологические исследования. 1999. №6.

Романов П. В. «Другая» культура как объект социологии: эволюция этнографического метода// Социокультурные проблемы нетипичности. Саратов. 1997.

Романов П. В., Ярская-Смирнова Е. Р. Прикладная антропология: управление и развитие// Политические исследования, 2004. №6.

Соколовский С. В. Этнографические исследования: идеал и действительность// Этнографическое обозрение. 1993. № 2, 3.

Тематика докладов и рефератов раздела:

Феномен смерти как культурно-антропологический феномен.

Практики свидетельствования умирания в структуре антропологических оснований социальной работы.

Концепция перинатальных матриц С. Грофа.

Детство как феномен культуры и его теории.

Этнография детства М. Мид.

Концепция человека в психоанализе и неофрейдизме.

Дискурс телесности в социально-антропологическом знании.

Культурно-исторический опыт представления безумия.

Антропологический набросок преступного субъекта в аспекте пересечения криминологии и психиатрии.

«Генеалогия власти» М. Фуко и социальная антропология.

Антропологические характеристики людей пожилого возраста.

Инвалиды в контексте дискурса непродуктивных тел маргинальной антропологии.

Исторический и социокультурный опыт презентации маскулинности.

Современный кризис маскулинности и проблема сексуальных перверсий.

Антропологический опыт концептуализации женской истерии.

Традиционный образ женщины-матери и женская сексуальность в структуре антропологических исследований

Социокультурные факторы формирования образа современной деловой женщины.

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте значение дискурса медицины для антропологического знания.

2. Какое значение для антропологии имеет исторический метод исследования?

3. Как вы понимаете следующую модель восприятия смерти: «примирить смерть со счастьем» (Ф. Арьес)?

4. В чем выражается современный кризис восприятия смерти и умирания?

5. Согласны ли вы с тезисом, что «школа – это институт дисциплинизации детства»? Прокомментируйте данное утверждение.

6. Какова роль социокультурных факторов в формировании половой идентичности?

7. Каким образом антипсихиатрия переосмысливает антропологический образ безумия?

8. Проследите историко-культурную динамику изменения преступного субъекта. В чем суть этих изменений?

9. Как вы полагаете, в чем суть различий антропологических образов воина и солдата?

10. Сопоставьте понятие женской сексуальности с репродуктивной способностью женщины в историческом опыте и в современности.

11. Раскройте взаимосвязь проблемы коммуникации и образа Другого в антропологическом знании.

12. Каким образом дискурс власти и социальные институты формируют пространство антропологических феноменов?

Раздел 3. Антропологическое исследование

Тема 15. Методы исследования в социальной антропологии

1.Понятие и принципы полевого исследования.

2.Прикладные, акционистские и партисипаторные исследования.

3.Этика социально-антропологического исследования.

Основные понятия: полевое исследование, валидность, качественные и количественные методы, этика социально-антропологического исследования.

Методические рекомендации

Предложенная тема позволяет ознакомиться с базовыми принципами социально-антропологического исследования. В русле поставленных задач необходимо дать определение полевого исследования, выявить особенности его осуществления и классификации. Рекомендуется обратиться к анализу метода – участие в повседневной жизни, с раскрытием понятия валидности и надежности участвующего наблюдения. Кроме этого, подготовка к данному семинарскому занятию включает обзор прикладных, акционистских и партисипаторных исследований, а также осмысление положений этического кодекса социального антрополога.

Литература

Альмодавар Ж.-П. Рассказ о жизни и индивидуальная траектория: сопоставление масштабов анализа// Вопросы социологии. 1992. Т.1. №2.

Кодекс этики Американской антропологической ассоциации (пер. с англ. Е. Ярской-Смирновой)// Журнал социологии и социальной антропологии. №1. 2000.

Ньюман Л. Полевое исследование// Социологические исследования. 1999. №4.

Мостова Л.А. Парадигмы антропологической теории ХХ века//Научно-практический журнал «Личность. Культура. Общество», 2000.

Плотинский Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов: учебное пособие для высших учебных заведений.- М.: Изд. корпорация «Логос», 1998.

Савинский О. Б. Субъективность в качественном исследовании: новые подходы// Социологические исследования. 2007. №10.

Сладкова О. Б. Количественные методы в исследовании социокультурного пространства// Личность. Культура. Общество. 2007. Т.9. 3 (37).

Тема 16. Тексты в социальной антропологии

1.Культурные артефакты как тексты.

2.Качественный и количественный контент-анализ.

3.Визуальная антропология.

Основные понятия: текст, культурный артефакт, контент-анализ, нарративный анализ, визуальная антропология.

Методические рекомендации

Текст является важнейшим объектом современного социогуманитарного знания. Исходным тезисом настоящего семинара выступает «мир как текст». В этой связи предлагается рассмотреть многообразие культурных артефактов как различные вариации текстового наполнения. В процессе подготовки к занятию, рекомендуется обращение к анализу текстов как деконструкции, к качественному и количественному контент-анализу, анализу визуальных текстов (фото- и видеоисследование), нарративному анализу интервью, этнографическому письму.

Литература

Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность: Сб. науч. ст./ под ред. Е. Р. Ярской-Смирновой, П. В. Романова, В. Л. Круткина. – Саратов: Научная книга, 2007.

Грязнова Е. В. Виртуальная реальность: анализ смысловых элементов понятий// Философские науки. 2005. №2.

Кранк Э. О. К вопросу о самоидентификации фотографии как культурного феномена// Личность. Культура. Общество. Т.11 Вып. 1 (46-47).

Ньюман Л. Неопросные методы исследования// Социологические исследования. 1998. №6.

Суминова Т. Н. Текст, контекст, гипертекст… (размышления о художественном произведении)// Общественные науки и современность. 2006. №3.

Ярская-Смирнова Е. Р. Нарративный анализ в социологии// Социологический журнал. 1997. №3.

Тема 17. Антропологические основания социальной работы

1.Антропологические аспекты социальной работы.

2.Фундаментальные и прикладные антропологические исследования в социальной работе.

3.Антропологические основания социальной работы в контексте современной культуры.

Основные понятия: человек, ценности, гуманизм, толерантность, теория и практика социальной работы.

Методические рекомендации

Теория и практика социальной работы требуют владения всесторонними знаниями о человеке во всем многообразии его биосоциальных составляющих. При этом большое значение принадлежит пониманию человека как ценностного существа в аспекте философских смысложизненных категорий. Это существенным образом расширяет понимание предмета и задач социальной работы. Особенно важным для социальной работы является антропологический анализ современности, что позволяет скорректировать социальные проекты и программы, способствуя их оптимизации.

Литература

Антропология профессий: Сб. науч. ст. / под ред. П. В. Романова и Е. Р. Ярской-Смирновой. – Саратов: Центр социальной политики и гендерных исследований: Изд-во «Научная книга», 2005.

Бороноев А., Емельянов Ю. Антропология в современном мире// Социально-политический журнал. 1998. №5-6.

Бочаров В.В. Антропологическая наука и общество//Журнал социологии и социальной антропологии. Изд. Санкт-Петербургского университета. 2000. Т. 3, №1.

Мостова Л.А. Парадигмы антропологической теории ХХ века// Личность. Культура. Общество, 2000.

Плотинский Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов: учебное пособие для высших учебных заведений.- М.: Логос, 1998.

Тульчинский Г. Л. Новая антропология: личность в перспективе постчеловечности// Вопросы философии. 2009. №4.

Ярская-Смирнова Е. Профессиональная этика социальной работы. М.: Ключ-С, 1999.

Тематика докладов и рефератов раздела:

Методологические основания полевого исследования в социальной антропологии.

Количественные методы в социальной антропологии.

Качественные методы в социальной антропологии.

Этический кодекс социального антрополога.

Текст в социогуманитарном знании и проблема интерпретации.

Феноменальный мир визуальной антропологии.

Социальный антрополог и социальный работник в пространстве помогающих профессий.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое полевое исследование?

2. Каковы критерии валидности социально-антропологического исследования?

3. Что собой представляет нарративный анализ?

4. Каким образом следует правильно составлять отчет проведенного изыскания?

5. В чем заключаются преимущества контент-анализа? (раскрыть на примере)

6. Какие принципы являются неотъемлемыми положениями этического кодекса социального антрополога?

7. В чем заключается гуманистический смысл профессиональной деятельности социального работника?

АНТРОПОЛОГИЯ

Методические указания к семинарским занятиям для студентов направления (521100/ специальности (040101.65) дневной формы обучения «Социальная работа»

Составил Хилимов Юрий Викторович

Рецензент Ю. Л. Верхова

Редактор Л. В. Максимова

Корректор А. М. Рогачева

Подписано в печать Формат 60х80 1/16

Бум. тип. Усл. печ. 1,5 Уч.-изд.л. 1,5

Тираж 100 экз Заказ Бесплатно

Саратовский государственный технический университет

410054, г. Саратов, ул. Политехническая, 77

Копипринтер БИТТиу, 413800, г. Балаково, ул. Чапаева, 140