Реферат: По предмету: «Психология и педагогика» на тему: «Деятельность человека как средство социализации личности»

Название: По предмету: «Психология и педагогика» на тему: «Деятельность человека как средство социализации личности»
Раздел: Остальные рефераты
Тип: реферат Скачать документ бесплатно, без SMS в архиве

АНО ВПО «АКАДЕМИЯ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРАВА»

Юриспруденция

Реферат

По предмету: «Психология и педагогика»

на тему: «Деятельность человека как средство социализации личности»

Выполнила : Ермакович М.В.

студентка IV курса

заочного отделения

Московская область, г. Щелково 2007 г.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………… 3

Понятие «Социализация» ………………………………………………………… 3

Процесс социализации ………………………………………………………….… 4

Структура социализации личности ………………………………………….…... 4

Институт социализации …………………………………………………….…..... 5

Структура социализации личности ………………………………………..…….. 8

Этапы социализации личности …………………………………………...……… 9

Механизм социализации……………………………………………………….…. 11

Заключение……………………………………………………………….………… 13

Список литературы………………………………………………………….…….. 15

Введение

Термин "социализация" широко применяется в социологии для раскрытия проблем связанных со становлением, развитием личности, хотя впервые он появился в экономических науках и означал "обобществление земли, средств производства и т.д.".

Одну из первых попыток дать развернутую характеристику социализации в современном ее понимании осуществил в своих работах французский социолог Габриель Тард. В 1892 году в Санкт-Петербурге вышла книга, в которой он рассматривает два взаимосвязанных социальных процесса - денационализацию и социализацию. Социализацией Тард обозначал включение индивида в нацию, народ, достижение сходства в языке, образовании, воспитании с другими индивидами, составляющими общество.


Пользовались этим термином в своих исследованиях Э. Дюркгейм и Г. Зиммель. Проблема социализации дискутировалась А. Валлоном и Ж. Пиаже. Развернутая социологическая теория, описывающая процессы интеграции индивида в социальную систему, содержится в работах Т. Парсонса. Проблема социализации была достаточно широко представлена в работах М. Вебера, Э. Гидденса, Ч. Кули, Л. Колберга, О. Линтона, Р. Мертона, Дж. Мида, Смелзера, З. Фрейда, Э. Фромма, Т. Шибутани.
Термин "социализация" не имеет однозначного толкования. Прежде были распространены два подхода к его пониманию - психоаналитический и интеракционистский. В психологической традиции социализация понимается как вхождение изначально асоциального или антисоциального индивида в общественную среду и адаптация к ее условиям. В русле интеракционизма она трактуется как процесс и следствие межличностного взаимодействия людей.

Понятие «Социализация»

В последнее время все чаще социализация определяется как двусторонний процесс. С одной стороны, индивид усваивает социальный опыт, входя в социальную среду, в систему социальных связей, а с другой - в процессе социализации он активно воспроизводит систему социальных связей за счет активного вхождения в среду. Таким образом, этот подход акцентирует внимание на том, что человек в процессе социализации не только обогащается опытом, но и реализует себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства, на окружающих его людей.

Процесс и результат социализации заключают в себе внутренний до конца неразрешимый конфликт между идентификацией личности с обществом и обособлением ее. То есть успешная социализация предполагает эффективную адаптацию человека к обществу, с одной стороны, и его саморазвитие, активное взаимодействие с обществом, с другой. Этот конфликт раскрывается в фазовой теории социализации, предполагающей фазу социальной адаптации, включающую приспособление индивида к социально-экономическим условиям, ролевым функциям, социальным нормам, складывающимся на различных уровнях жизнедеятельности общества, к социальным группам, организациям, институтам, и фазу интериоризации - процесс включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека.


Наиболее подробно эти противоречия описывает А.В. Петровский, рассматривая фазы жизненного пути человека: детство как адаптацию, отрочество как индивидуализацию и юность как интеграцию, отмечая, что вторая фаза вызывается противоречием между достигнутым результатом адаптации и потребностью в максимальной реализации своих индивидуальных способностей ("потребностью персонализации"), а третья фаза - противоречием между данной потребностью личности и стремлением группы принять только часть ее индивидуальных особенностей.

В целом понятие "социализация" раскрывается и в отечественной, и в зарубежной социологической литературе как процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит.

Процесс социализации

В 20-х годах нынешнего столетия в западной социологии утвердилось понимание социализации как составной части процесса становления личности, в ходе которого формируются ее наиболее распространенные, устойчивые черты, проявляющиеся в социально-организованной деятельности, регулируемой ролевой структурой общества.


В учебнике политологии для американских колледжей дается определение социализации как процесса образования и совершенствования, посредством которого индивид усваивает политическую культуру общества, его основные политические понятия, свои права и обязанности по отношению к правительству и приобретает представления о структуре и механизмах функционирования политической системы.


Данная характеристика не противоречит определению процесса социализации, которое дает И.С. Кон: "Это усвоение индивидом социального опыта, определенной системы социальных ролей и культуры, в ходе которого создается конкретная личность". То есть многозначный термин "социализация" обозначает совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид осваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Причем социализация включает в себя не только осознанные, контролируемые, целенаправленные воздействия (в частности, воспитание в широком смысле слова), но и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе влияющие на формирование личности.

Процесс социализации выражает взаимодействие личности и общества, результатом которого является согласование обоюдных требований и ожиданий. Личность приспосабливается к существующим объективным условиям своего бытия. Но процесс социализации представляет собой одновременно и выявление индивидуализированной формы общественной сущности, то есть процесс саморазвития личности, обладающей определенной самодостаточностью.

Представляется правомерным считать социализацию процессом становления человека как общественного существа, включающим социальное познание, то есть осознание индивидом своего собственного "Я" и взаимоотношений с другими людьми, приобретение знаний об общественных структурах, в том числе отдельных социальных институтах и их функциях, усвоение ценностей и норм, значимых в обществе, и формирование на их основе системы ценностных ориентаций и социальных установок, выработку практических навыков и реализацию их в конкретной деятельности.

Структура социализации личности


Структура социализации личности. Наиболее перспективный подход к определению структуры социализации личности состоит в анализе ее в 2-х аспектах: статическом и динамическом. Соответственно можно условно выделять статическую и динамическую структуру социализации. Элементами структуры являются устойчивые, относительно константные образования. При этом не учитывается различная степень их собственной внутренней изменчивости. К ним следует отнести прежде всего личность и общество, а также те социальные образования, которые способствуют процессу их взаимодействия.


Понятие "личность" фиксирует социально значимое в человеке, являющемся, с одной стороны, частью природы, а с другой, - социальным индивидом, членом конкретного общества. Это его общественная сущность, которая развивается только вместе с обществом или только на его основе.

Институт социализации

В качестве социальных образований, способствующих процессу взаимодействия личности и общества, рассматриваются институты социализации. В понятии "институт социализации" фиксируется прежде всего организационная оформленность деятельности по воспроизводству человека и соответствующих отношений. Под институтами социализации понимается система специально созданных или естественно сложившихся учреждений и органов, функционирование которых направлено на социальное становление человека, формирование его сущности. Хотя эти процессы взаимосвязаны, они не тождественны и могут реализовываться с помощью разных социальных институтов.

Важнейшим институтом раннего детства является семья. В ней закладываются основы характера человека, его отношение к труду, моральным, идейным, политическим и культурным ценностям. В семье происходит формирование основных черт будущего общественного поведения индивида: старшие передают ему определенные взгляды, образцы поведения; от родителей он получает пример участия или уклонения от участия в общественной жизни, первые рациональные и эмоциональные оценки. Это - непосредственная социализация в семье, а косвенная заключается в том, что авторитет родителей формирует отношение к другим (большим) авторитетам. Атмосфера в семье формирует основные черты личности: способность к согласованным действиям; умение обсуждать вопросы, несовпадающие с собственной позицией; проявление или отсутствие агрессивных тенденций.


Однако современная семья явно не обладает той самодовлеющей ролью, на которую она претендовала в предшествующую эпоху. Сказывается как развитие общественного воспитания (детские сады, школы), так и изменение самой семьи (уменьшение ее стабильности, малодетность, ослабление традиционной роли отца, чрезмерная занятость женщин и т.д.).


Автор концепции конфликта поколений Дж. Колеман считает, что если в прошлом семья готовила молодого человека к вступлению в общество, то в современных условиях она уже не может более осуществлять эту функцию. Родители не способны понять те огромные перемены, которые произошли в обществе со времени их собственной молодости и поэтому не могут поставить себя на место своих собственных детей, а поскольку молодые люди имеют, как правило, более высокое образование, то у них на самом деле мало общего с их родителями.

С концепцией Дж. Колемана о взаимоотношениях поколений сходна концепция М. Мид, которая раскрывается в книге "Культура и мир детства". В частности, М. Мид характеризует взаимоотношения между представителями старшего и младшего поколений следующим образом: "Совсем недавно старшие могли говорить: "Послушай, я был молодым, а ты никогда не был старым". Но сегодня молодые могут им ответить: "Ты никогда не был молодым в мире, где молод я, и никогда им не будешь" . Таким образом, распадается цепочка взаимосвязей между поколениями. На смену власти родителей над детьми (как основы влияния), что было характерно для предшествовавших обществ (постфигуративных и кофигуративных, по терминологии М. Мид), должно прийти влияние авторитета.

В целом же более значимым авторитетом, играющим все более активную роль в процессе социализации подростка, по сравнению с родителями и другими взрослыми, становится группа (окружение) сверстников.

По мнению польского политолога Е. Вятра, группа сверстников является: первым форумом, на котором ребенок сопоставляет взгляды, усвоенные в семье, со взглядами других индивидов, то есть идет формирование собственных взглядов вне сферы контроля старших; формой игрового взаимодействия, имеющей определенные социальные черты: группа имеет свою иерархию власти, создает собственные нормы солидарности и образцы поведения, которые частично почерпнуты из жизни взрослых, частично - из автономных образцов поведения, ценных в группе.

Дж. Колеман, отрицая определяющую роль семьи, также придает большое значение в социализации молодежи группе молодых людей, к которой принадлежит сам субъект социализации. Эту группу Колеман обозначает словами "peer group". "Peer group" означает нечто большее, чем "группа сверстников" или "гомогенная возрастная группа". "Peer" - от латинского "par" - равный, поэтому обозначаемое им равенство относится не только к возрасту, но и к социальному положению. Колеман выделяет три причины возникновения "peer group": усиливающуюся бюрократизацию общества, социально-экономическую дифференциацию и быстрорастущую "индустрию подростков". Он указывает, что в "peer group" складывается субкультура, которая заметно отличается от культуры взрослых. Ей свойственны внутреннее единообразие и внешний протест против установленной системы власти. Благодаря наличию собственной культуры "peer group" маргинальны по отношению к обществу, т.е. официально не интегрированы.

Изучавший молодежную субкультуру американский психолог и врач Д. Аусубель отмечает, что она выполняет ряд позитивных функций:

- адаптацию к обществу;

- присвоение молодому человеку первичного статуса;

- облегчение эмансипации от родительской опеки;

- передачу специфических для данного слоя ценностных представлений и ориентаций;

- сплочение сил сопротивления против авторитета взрослых (особенно родителей);

- удовлетворение потребностей в гетеросексуальных контактах;

- действие в качестве важнейшего социального подготовительного института ("переходного поля") для юношеского возраста.

Сходную позицию занимает немецкий социолог С. Эйзенштадт, согласно которой малые группы образуют как бы промежуточное звено при переходе молодого человека из интимного мира семьи в формально бюрократизированные структуры общества. Поэтому они являются самыми важными инстанциями социализации, служат идеальным полем для тренировки исполнения будущих социальных ролей, снятия напряжения после работы и учебы, местом развития самосознания, солидарности и т.д. В них есть своя молодежная субкультура, противостоящая традиционной культуре взрослых и характеризующаяся повышенным единообразием в стиле поведения, языке и т.п.


Рассматривая оригинальные разработки вопросов социализации Дж. Колемана, М. Мид, представителей немецкой школы, необходимо учитывать, что эти концепции взаимоотношений поколений сформировались на конкретном фактическом материале стран Западной Европы и США, и поэтому не следует их абсолютизировать, так как попытка экстраполировать их на нашу страну привела бы к определенной односторонности. При анализе взаимоотношений поколений необходимо учитывать особенности, свойственные нашей стране: влияние политической обстановки, традиций в системе воспитания; материальную зависимость детей от родителей (до довольно зрелого возраста); региональные и национальные особенности; противоречия и сложности периода становления рыночных отношений и др.


Важным институтом социализации является школа (как средняя, так и высшая), хотя и ее роль в формировании личности существенно меняется. Раньше, когда учитель был самым образованным, а иногда и единственным грамотным человеком в деревне, ему было гораздо легче. Если тогда он "присваивал" себе часть родительских функций, то сегодня некоторые его собственные функции стали проблематичными. Весьма сложной является и проблема индивидуализации воспитания и обучения в школе. Если уровень обучения низок, никакой другой общественный институт не может восполнить этот пробел. Характер школьного обучения, взаимоотношений с учителями и сверстниками формирует также общий стиль умственной деятельности, систему ценностных ориентаций индивида, отношение к труду, наказаниям и поощрениям, навыки группового поведения и т.п.

Чрезвычайно важный институт социализации - средства массовой информации (телевидение, радио, печать). Их значение постоянно и довольно быстро растет, но и они также не всемогущи. Во-первых, существует механизм индивидуального и группового отбора, оценки и интерпретации сообщаемой информации. Как ни много времени проводят люди у экранов телевизоров, смотрят они не всё подряд, а их реакция на увиденное и услышанное сильно зависит от установок, господствующих в их первичных группах (семье, группе сверстников, в учебном, трудовом или воинском коллективе и т.д.). Это существенно усложняет задачи социального контроля. Во-вторых, сама массовость прессы и телевидения делает их в чем-то ограниченными, вызывая быструю стандартизацию и, как следствие этого, эмоциональную инфляцию форм, в которые облечена сообщаемая информация. В-третьих, существует угроза избыточного, всеядного потребления телевизионной и прочей массовой культуры, что отрицательно сказывается на развитии творческих потенций, индивидуальности и социальной активности личности.


Кроме названных, к институтам социализации относятся: дошкольные детские учреждения, трудовые, производственные, воинские коллективы, различные общественные объединения, группы "по интересам" и др.

Перечень институтов социализации можно было бы и продолжить, но представляет интерес, прежде всего, факт их множественности и автономии. Чтобы их скоординировать, нужно знать, в чем они принципиально заменимы, где недоработка в одном звене может быть восполнена другим, а в чем - уникальны. Однако ни один институт в отдельности нельзя считать полностью ответственным за конечный результат процесса социализации, то есть за формирующийся под их (но не только под их) воздействием социальный тип личности.

К тому же соотношение институтов социализации исторически изменчиво. Привычно гордясь тем, что наша страна самая читающая в мире, мы не всегда учитывали, что этот факт обусловлен недостаточной развитостью других форм досуга и культурного потребления. Ведь сейчас неоспоримым является тот факт, что люди стали читать меньше. А вызвано это улучшением работы телевидения, развертыванием "видеореволюции", а также удорожанием в условиях рыночных отношений печатной продукции.


Значительное внимание роли различных институтов в процессе социализации уделяется представителями американской структурно-функциональной школы социологии. Т. Парсонс в "Общетеоретических проблемах социологии" указывал, "что процесс социализации проходит ряд стадий, определяющихся как подготовка к участию в различных уровнях организации общества. Имеется три основных стадии процесса социализации. Первая из них имеет место в семье, вторая концентрируется в начальной и средней школе и третья - в колледжах, в высшей и профессиональной школах.

Основной характер структуры отдельной личности складывается в процессе социализации на основе структурных систем социальных объектов, с которыми она имела связь в течение своей жизни, включая культурные ценности и нормы, институализированные в этих системах".


В структурно-функциональной теории Т. Парсонса молодой человек представлен как "marginal man" (маргинальный человек), т. е. аутсайдер общества. Понятие "маргинальный" происходит от латинского "margo" - край. Это понятие в западной социологии употребляется для выделения и анализа специфических, противопоставляемых общественно-нормальным отношений "социальный субъект -социальная общность". Т. Парсонс и Р. Мертон, подчеркивая маргинальный статус молодежи, указывали, что в малых группах неизбежно наличие молодежной субкультуры и специфических для молодежи форм поведения, которые характеризуются как маргинальные.

В целом, теории Т. Парсонса и других американских социологов 40-60-х гг., рассматривавших социализацию прежде всего как процесс социальной адаптации, приспособления личности к среде путем усвоения заданных обществом норм, правил и т.п., являются по существу теориями конформности, недооценивающими собственную активность и вариабельность поведения личности на всех этапах ее развития. А ведь в реальном процессе социализации индивиды не просто адаптируются к среде и усваивают предлагаемые им социальные роли и правила, но также постигают науку создавать нечто новое, преобразуя самих себя и окружающий мир. Здесь проявляется другая, "деятельностная" модель личности.

Но все-таки главным, определяющим фактором в процессе социализации выступает микросреда - та объективная реальность, которая представляет собой совокупность экономических, политических, идеологических и социально-политических факторов, непосредственно взаимодействующих с личностью в процессе жизнедеятельности.

Структура социализации личности

Таким образом, в статической структуре социализации отражены определенные общественные отношения, которые формируют человека как личность. Статическая структура социализации личности позволяет конкретно исторически подойти к анализу относительно устойчивых элементов данного процесса на определенном этапе развития общества. Однако, как уже было замечено, все вышеперечисленные элементы статической структуры не являются раз и навсегда данными, неизменными, лишенными определенных изменений, развития. Поэтому анализ основных элементов статической структуры социализации личности в их движении, изменении и взаимодействии позволяет перейти к исследованию динамической структуры этого процесса.

Динамическая структура социализации личности основывается на признании изменчивости тех элементов, которые образуют статическую структуру данного процесса, основной акцент при этом делается на связях и корреляциях тех или иных элементов друг с другом. В отечественной социально-философской литературе ряд авторов пытается представить динамику процесса социализации личности через последовательность и стадиальность его протекания. Соответственно, существуют различные подходы к определению этапов социализации личности. Проблема последовательности процесса социального становления человека рассматривается в 2-х аспектах: как долго длится процесс социализации личности и на какие периоды он подразделяется.


По мнению некоторых авторов, процесс социализации личности ограничивается временем, необходимым для первичной устойчивой интериоризации комплекса норм, ролей и выработки устойчивой системы социальных ориентаций, установок и т.д., то есть временем, необходимым для формирования индивида как личности. Таким образом, этот процесс начинается с момента рождения ребенка и заканчивается где-то к 23 - 25 годам.


Данная точка зрения была подвергнута справедливой критике, как в социально-психологической, так и в философской литературе и всесторонне обосновано более правильное решение данного аспекта проблемы: социализация личности - процесс, длящийся на протяжении всей жизни человека. Следует отметить, что в настоящее время преодолен взгляд на социализацию личности как на процесс, охватывающий лишь отдельный период в жизни человека.

Этапы социализации личности

Что касается второго аспекта проблемы - на какие периоды подразделяется процесс социального становления человека, то в социально-философской литературе нет однозначного решения. Так, представители одной точки зрения выделяют 3 основных этапа социализации личности:


1) первичная социализация или социализация ребенка;

2) маргинальная (промежуточная) или псевдоустойчивая социализация - социализация подростка;
3) устойчивая, т.е. концептуальная, целостная социализация, которая знаменует собой переход от юношества к взрослости.

Сторонники другой точки зрения к вышеперечисленным этапам социализации личности предлагают добавить следующие: социализацию зрелого индивида как активного трудоспособного члена общества и социализацию пожилого человека (переход его на положение третьего поколения в семье, в обществе, выход на пенсию). Таким образом, количество этапов социализации доводится до 5.


Сторонники менее дифференцированной классификации этапов социализации личности выделяют этапы ранней социализации, обучения, социальной зрелости и завершения жизненного цикла. Все перечисленные этапы связываются с определенными временными отрезками человеческой жизни. Так, этап ранней социализации охватывает период от рождения до поступления в школу, этап обучения - с момента поступления в школу до окончания очных форм общего и профессионального обучения, социальная зрелость охватывает период трудовой активности, завершение жизненного цикла - с момента прекращения трудовой деятельности в рамках официальной организации.


Данному подходу очень близка точка зрения Э.А. Домбровского, который выделяет подготовительный этап жизни человека. На данном этапе он выделяет стадию ранней социализации и стадию обучения. Первая стадия протекает в дошкольные годы, включая следующие социальные институты: семья, ясли, детский сад. Вторая начинается с приходом ребенка в школу. Эта стадия охватывает различные возрастные периоды: детство, подростковый, юношеский, но в социальном отношении характеризуется единством основного вида деятельности - учебы. Далее наступает следующий этап социализации, связанный со смещением в видах деятельности. Основным становится труд. Соответственно выделяется стадия социальной зрелости и стадия завершения жизненного цикла.


Следует отметить, что все вышеупомянутые подходы, к определению этапов и стадий социализации личности связаны с онтогенетическим развитием человека, с определенными возрастными периодами его жизнедеятельности (детство, отрочество, юность, зрелость и т.д.), вследствие чего происходит подмена социальных параметров в определении стадий и этапов социального становления человека органическими признаками или признаками его биологического созревания.


Понимая недостаточную обоснованность, "слабость" периодизации процесса социального становления человека на основании возрастных изменений индивида, ряд авторов пытается найти и обосновать другие критерии. Так, например, Л.А. Антипов предлагает осуществлять периодизацию данного процесса в зависимости от того, какой из социальных институтов является в тот или иной момент формирования личности доминирующим - социализация школьника, студента и т.д.

Интересный подход к обоснованию последовательности и периодизации процесса социализации человека был предложен чешским исследователем А.Ю. Юровским. Он различает в процессе социализации человека три основных этапа, каждый из которых изучается определенной гуманитарной дисциплиной: социологией, социальной психологией, общей психологией. Первый этап связан с процессом освоения человеком социальных отношений и норм. Он реализуется по мере вхождения человека в первичные социальные группы: семью; группу, в которой происходят игры; школу и т.д. Второй этап характеризуется межличностными связями (положение в группе, групповые роли и т.д.). Третий этап связан с процессом духовного обогащения личности, развитием его особенностей и индивидуального опыта, на основе социального опыта и всей системы социальных условий и отношений.

Анализируя данную точку зрения, Б.Д. Парыгин совершенно справедливо отмечает, что попытка расчленить во времени процесс вхождения человека в социальную структуру, систему межличностных отношений, с одной стороны, и процесс внутреннего обогащения развития и самоутверждения личности, с другой, не представляется достаточно обоснованной. В действительности все эти процессы происходят более или менее единовременно, ибо представляют собой не отдельные существующие друг от друга явления, а лишь различные стороны одного и того же процесса социализации человека.

Представляется, что основания для выделения этапов социализации личности должны заключаться не только в отдельном индивиде, в его возрастных изменениях, и даже не во вне, не в обществе, а в деятельности, так как человек становится личностью, приобретает социальные качества только в процессе предметно-практической деятельности. Наиболее четко данный подход выражен в позиции А.Я. Кузнецовой, которая считает, что каждый этап социализации личности характеризуется определенным видом деятельности, который и является главным образующим фактором всех личностных характеристик.

Содержание этапов социализации является исторически конкретным, их значение и удельный вес изменяются в зависимости от уровня социально-экономического развития общества. Например: детство как один из этапов онтогенетического развития - результат исторического развития. Д.Г. Эльконин утверждает, что детство связано с уровнем развития производительных сил. В первобытном обществе дети не составляли относительно отдельной группы, поскольку простота общественного производства позволяла им прямо включаться в этот процесс в качестве полноправных его участников. В обществе, находящемся на низкой ступени развития, дети быстро становятся самостоятельными (многочисленные примеры можно найти в художественной и публицистической литературе). Таким образом, ведущая деятельность определяет этап онтогенетического развития индивида.

Все вышеперечисленные попытки отразить динамику процесса социализации личности через последовательность и периодичность этапов его протекания интересны, заслуживают пристального внимания, поскольку имеют замечательные практические выходы, но ограничены лишь онтогенетическим развитием отдельного индивида.

Необходимо учитывать, что динамическая структура социализации личности призвана отразить не столько различные этапы развития и становления человека, сколько связи между различными социальными феноменами, взаимодействующими в процессе его социального становления, и прежде всего - активность, как общества, так и самого индивида в реализации данного процесса. В процессе социализации эти связи как бы "удваиваются". Во-первых, человек, который включается в систему общественных отношений, присваивает социальный опыт, и во-вторых, "переносчиком" и "передатчиком" этого социального опыта выступают социальная группа, класс, общество. И общество, и индивид являются активными участниками процесса социализации. Следует отметить, что ведущим фактором социализации является общество.


Общество участвует в накоплении, сохранении социального опыта и в то же время в его передаче индивидам, направляет и контролирует этот процесс. Оно стремится к тому, чтобы передать те компоненты социального опыта, которые наиболее значимы для его функционирования и дальнейшего развития.

Являющаяся до сих пор актуальной, диалектико-материалистическая концепция исходит из признания активности самой личности. Личность не только продукт общества, объект его воздействия, но и субъект - действующее лицо истории. Как субъект социального развития личность сама активно воздействует на исторический процесс, выполняя свою роль в системе общественно-исторической практики. "Как само общество производит человека, как человека, так и он производит общество", - отмечал К. Маркс.


Кроме того, следует отметить, что личность, будучи активной стороной исследуемого процесса, т.е. его субъектом, в то же время является объектом для самой себя, т.е. самоизменяется. Связь объекта с субъектом социализации многогранна. Как справедливо отмечает К.Н. Любутин, индивид как объект общественного воздействия различного характера и различных субъектов - семьи, других общностей - по мере формирования в личностном плане становится субъектом практического присвоения, орудием материальной деятельности и общественных отношений. Объект воздействия и субъект присвоения - человеческий индивид - становится личностью, носителем конкретных видов деятельности, деятельным субъектом. В соответствии с вышесказанным нужно различать два основных аспекта динамической структуры социализации -"внутренний", связанный непосредственно с активностью самой личности, и "внешний" - обусловленный деятельностью общества по "производству человека", а основными элементами динамической структуры социализации личности являются субъект и объект данного процесса, а также формы их взаимодействия: адаптация, воспитание, обучение, образование и т.д., то есть процессы, которые осуществляют связь, корреляцию элементов статической структуры.

Механизм социализации

Для характеристики внутренней и внешней сторон процесса социализации используется понятие механизма социализации. В наиболее общем виде механизм социализации можно представить как систему элементов с определенным принципом их взаимодействия. Элементами этой системы являются, с одной стороны, человеческий индивид (внутренняя сторона системы), а с другой - социализирующие его факторы - социальная среда, культура, социальные институты и т.д. Посредством механизма социализации происходит перевод требований внешней стороны системы - общества - в элементы внутренней стороны системы - в личность, то есть происходит процесс интериоризации этих требований в форме норм, ролей, ценностей, потребностей и т. п. Одновременно наблюдается процесс, обратный интериоризации, - экстериоризация - превращение опыта личности в действия, в поведение. Таким образом, через механизм социализации происходит постоянное взаимодействие элементов системы "человек - общество (социальная среда)", которая на каждом новом этапе социализации порождает новое качество, новый результат, в свою очередь определяющий соотношение внутренних и внешних элементов системы.

Выделение в механизме социализации внутренней и внешней сторон имеет условный характер. Однако в первом приближении к проблеме это имеет смысл. Коль скоро основным условием процесса социализации является передача социального опыта отдельной личности от окружающей социальной среды, то необходимо выделить следующие четыре момента:

1. Что и в каком виде передается (нормы, роли, идеалы, взгляды, культура, образ жизни, социальные отношения и др.)?

2. Кто передает эту информацию (отдельный человек, институт и т.д.)?
3. В какой форме происходит передача (подражание, внушение, инструктирование, принуждение и т.п.)?

4. Как индивид воспринимает эту информацию, какие изменения его организма и личности сопровождают этот процесс?

Первые три из этих элементов характеризуют в основном внешнюю сторону механизма социализации, а последний - внутреннюю. Внешняя для индивида сторона механизма социализации определяет содержание личности как результат этого процесса.

Сочетание внешних и внутренних элементов механизма социализации имеет специфику на каждом возрастном этапе. Л.С. Выготский называл такое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий "социальной ситуацией развития". Воздействие одних и тех же социальных факторов оказывает совершенно различный эффект в зависимости от уровня развития личности, ее актуальных и потенциальных потребностей. Это один аспект проблемы. Другой аспект заключается в том, что в процессе социализации по мере созревания личности происходит "перекомпоновка" ее элементов. Те элементы, которые раньше не содержались в структуре личности, а входили в состав внешнего контроля, переходят непосредственно в личность, интерпретируются ею. Для того чтобы представить себе процесс взаимодействия внутренних и внешних элементов механизма социализации, их переходы и взаимопроникновение, этот механизм целесообразно представить в виде континуума, на одном полюсе которого сосредоточены внешние элементы, а на другом - внутренние. Рассмотрение этих двух сторон в единстве дает возможность любое воздействие на человека и его реакцию на это воздействие представить как точки на континууме, где переход из одного состояния в другое не прерывается. Так, сложно определить момент, когда кончается действие социальной среды и начинается ответная активность личности, ее творчество. Бывает трудно, а подчас и невозможно выяснить, на что ориентирован человек: на зрелые сложившиеся убеждения либо на внешний контроль и страх наказания. Единство внешней и внутренней сторон механизма социализации проявляется также и в том, что он не действует в обществе без человека и в человеке, "вынутом" из общества. (О чем свидетельствуют судьбы детей, воспитанных животными.) Правда, далеко не всякое социализирующее воздействие внешней стороны механизма социализации - общества - доходит до своего адресата. Результат такой осечки - асоциальное поведение, корни которого видятся в неполной или искаженной социализации личности. И наоборот, "хорошо социализированная" личность не совершает преступлений вовсе не из страха перед грозящим наказанием, а в результате успешной социализации. Под воздействием механизма социализации "социальное", т.е. общественные требования к становящейся личности, претерпевает развитие, усложняется, вместе с тем усложняется и сама личность - она становится все более зрелой.

Механизм социализации регулирует взаимоотношения между личностью и социальной средой, между человеком и обществом, между человеком и человеком, регулирует как поведение в целом, так и отдельные поведенческие акты. Исходя из специфики регулирования поведения человека, наличия определенных закономерностей, присущих этому процессу, можно выделить два структурно-функциональных уровня социализации личности. Значение этих уровней на разных этапах социализации различно.


Первый уровень - адаптация в сфере отношений "организм - природная среда". Хотя процесс адаптации на этом уровне и характеризуется биологическими закономерностями, он все-таки проходит под воздействием социальных обстоятельств. Общественное влияние проявляется на этом уровне в специфической форме. Он не создает регуляции между природной средой и человеческим организмом, но как бы модифицирует существенные закономерности этого воздействия.


Второй, высший уровень, - это собственно социализация, адаптация в сфере отношений "личность - социальная среда". На этом уровне происходит взаимодействие двух взаимно адаптирующихся систем: личности и ее социального окружения.

Личности присущ качественно особый вид приспособительной деятельности, вытекающий из специфики социальной активности как высшей формы проявления активности материального мира. Активность на уровне социальной формы движения материи выражается в человеческой, преобразующей предметной деятельности: человек преобразует внешнюю среду, приспосабливая ее к своим биосоциальным и специфическим социальным потребностям.


Исходя из этого, социализацию личности в обществе следует рассматривать как двуединый процесс, в котором человек не только подвергается воздействию среды, приспосабливаясь к ней, но и сам воздействует на нее, приспосабливая к себе. Другими словами, личность одновременно выступает объектом и субъектом социализации, то есть социализация осуществляется в сложной объективно-субъективной форме - в форме приспособления и приспосабливания. Логическим обоснованием для выделения этих двух форм является то, выступает ли личность преимущественно объектом или субъектом социализации. Приспособление связано с преимущественно пассивной позицией человека, который является объектом воздействия социальной среды, то есть приспосабливается к иной ситуации.

Заключение

Термин "социализация" многозначен и обозначает совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полнокровного члена общества. Социализация включает в себя не только осознанные, контролируемые, целенаправленные действия, но и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе влияющие на формирование личности.

Социализация осуществляется под воздействием многих факторов, которые можно условно разделить на три группы:

1. макрофакторы, являющиеся условиями социализации всех или очень многих людей: космос, планета, мир в целом, страна, общество, государство;

2. мезофакторы - этнос, тип населения, город или село, в котором живет человек;

3. микрофакторы - институты социализации, с которыми человек непосредственно взаимодействует: семья, школа, общество сверстников, трудовой или воинский коллектив.


Ведущим и определяющим началом социализации является воспитание, ядро которого составляет процесс передачи накопленных прошлыми поколениями знаний и культурных ценностей, то есть образование. Образование, в свою очередь, включает в себя, во-первых, относительно специализированное и более или менее формализованное по своим методам обучение и, во-вторых, более широкое по своим целям просвещение, пропаганду и распространение культуры, предполагающие в той или иной степени самостоятельный и свободный выбор индивидом сообщаемой информации.


Процесс социализации испытывает воздействие и со стороны индивида как субъекта социализации. Социализация выступает результатом его деятельности в новой микросреде, сознательного и творческого усвоения предъявляемых требований. Усвоение элементов новой микросреды находится в прямой зависимости от уровня собственной активности личности. Своей деятельностью личность может оказывать влияние на микросреду, содействуя созданию в ней условий для реализации в ней ее социальных потребностей. Поэтому социализация осуществляется как процесс взаимовлияния микросреды и личности, взаимного согласования их позиций в отношении друг друга при определяющей роли микросреды. На этой основе достигается оптимальная связь между ними, которая способствует сокращению условий возникновения коллизий между коллективом, группой и личностью, преобладанию положительных форм разрешения конфликтных ситуаций.

Характеризуя социально-психологическую природу процесса социализации личности, необходимо отметить, что любое "вхождение", затем "врастание" в новую среду ближайшего окружения есть непрерывный коммуникативный процесс, в котором люди совместно преодолевают трудности и, приспосабливаясь друг к другу, вырабатывают новые способы взаимодействия с различными структурными элементами социальной среды. Следовательно, любой вид социализации (профессиональная, бытовая, политическая и др.) включает не только известную приобщенность к определенным видам деятельности, но и приспособленность к социально-психологической атмосфере нового коллектива, группы, то есть каждый из видов социализации имеет две взаимосвязанные стороны: предметную и социально-психологическую.


Таким образом, социализация личности представляет собой процесс становления человека как общественного существа, характеризующийся сложным диалектическим взаимодействием личности и социальной среды, имеющий статическую и динамическую структуру. Она включает в себя как овладение навыками, умениями, знаниями, связанными с природными объектами, так и формирование ценностей, идеалов, норм и принципов социального поведения.

Литература

1. Материал подготовлен по данным сайта

http://www.ussr.to/All/sphaera/Psy/soc3.htm

2. Шашунов Н. Н. «Социализация личности»

3. Кравченко А.И. Общая социология: Учебник для вузов. М.:Юнити,2002

4. Кравченко А.И. Социология: Словарь. Учебное пособие для вузов. М.: Изд. центр

"Академия".1997

5. Общая социология: Систем. Курс: Учеб пособие/Ю.Н. Аксененко и др.; Под ред. Г.В.

Дыльнова. 2-е изд.,перераб., доп. Саратов: СЮИ МВД России,1999

6. Социология: Основы общей теории. Учеб пособие для вузов/Отв. ред. Г.В.Осипов. М.:

Аспект Пресс,1998

7. Тощенко Ж.Т. Социология: Общ.курс. Для вузов. 2-е изд.,доп.,перераб. М.:Прометей,

Юрайт,1998