Реферат: «Географический фактор национальной безопасности»

Название: «Географический фактор национальной безопасности»
Раздел: Остальные рефераты
Тип: реферат Скачать документ бесплатно, без SMS в архиве

Федеральное агентство по образованию

Волгоградский государственный университет

Кафедра регионоведения и международных отношений

Реферат на тему:

«Географический фактор национальной безопасности»

Выполнил: студент гр. МО-031

Гулузаде Ф.В.

Проверил: Нелин Т.В.

Волгоград 2006

Оглавление

Оглавление. 2

Введение. 3

Глава 1. Понятие и различные аспекты национальной безопасности.. 4

Глава 2. Географический фактор национальной безопасности.. 9

Заключение. 14

Список литературы.. 15

Введение

Национальная безопасность состоит из множества компонентов: военная безопасность, экономическая, информационная, демографическая, продовольственная и т.д. Все эти компоненты тесно связаны между собой и ослабление внимания даже к одному компоненту может иметь длительные, негативные последствия и ослабить всю систему безопасности в целом.

Различают несколько факторов национальной безопасности. Немаловажную роль из них играет географический. Он включает в себя расположение государства, его площадь, рельеф, полезные ископаемые и т.п.

Цель этой работы придать определение самой безопасности и влиянию географии на нее. Перед автором поставлена задача, раскрыть сущность национальной безопасности и в тоже время роль географии во внешней политике и национальной безопасности государства.

Для освящения данной проблемы использована различная литература, в том числе публикации ведущих исследователей. Большой интерес представляет собой труд известного политолога К.С.Гаджиева «Геополитика».

Глава 1. Понятие и различные аспекты национальной безопасности

Понятие «безопасность» непосредственно связано с понятием «опасность». Не будет преувеличением утверждение, что все люди, их организации и учреждения, государство и общество в целом считают одной из важнейших своих задач обеспечение безопасности. Наличие большого многообразия опасностей в обществе порождает проблему ликвидации их причин или защиты от них, то есть создания обществу в целом и его составляющим структурам условий для их безопасного существования и функционирования.[1]

Есть много определений понятия национальной безопасности. Традиционно под безопасностью понимаются, прежде всего, физическое выживание государства, защита и сохранение его суверенитета и территориальной целостности, способность адекватно реагировать на любые реальные и потенциальные внешние угрозы.

Подобное понимание безопасности порождает необходимость разведение двух подходов к ее содержанию. Первый подход связан с абсолютным толкованием этого понятия, и описывает идеальную ситуацию, при которой нет вообще никакого источника опасности, а, следовательно, и самой опасности. Между тем, такое положение принципиально недостижимо. Опасность является не только неустранимым, но и естественным спутником, одним из важнейших факторов развития всего живого на земле. Сама жизнь требует активного и творческого отношения к окружающему миру, противодействия возникающим опасностям, поиска соответствующих мер и механизмов их преодоления. В ходе решения этих задач и происходит прогрессивное развитие общества, совершенствование всех его сфер.

Следовательно, более реалистичен подход, который исходит из относительности понятия «безопасность». Он позволяет адекватно отражать имеющиеся опасности и предвидеть возможность появления новых, правильно отражать и исследовать существующие и возникающие связи и отношения между явлениями, процессами, людьми, социальными общностями, для которых, в ходе их взаимодействия, возникают различные опасности.[2]

Чем сложнее социальный организм, тем большее число опасностей могут возникнуть для него. В этом смысле наиболее сложным и трудным для познания является общество (страна) в целом.

В литературе сегодня утвердилось такое понимание проблем опасностей и безопасностей общества, при котором весь круг проблем, связанных с этими процессами, концентрируется в понятии «национальная безопасность».

Данное понятие американского происхождения и оно на западе используется не в смысле безопасности какой-то отдельной национальности, а в смысле безопасности всей страны. Во-первых, этому соответствует смысл слово «nation», которое переводится с английского не только как «нация», но и «страна». Во-вторых, западные страны в основном соответствуют стандарту: одна нация – одна страна (одно государство).

Заимствование этого понятия многонациональными государствами породило определенную некорректность. Например, в нашей многонациональной стране понятие «национальная безопасность» вынуждены использовать каждый раз с оговоркой, что речь идет о безопасности всей страны. Дело в том, что у нас не просто десятки национальностей. Многие из них имеют свою государственность в виде республик, свою конституцию и даже свои Советы безопасности, занимающиеся обеспечением опять, а несколько национальных безопасностей.[3]

Чтобы уйти от подобной двусмысленности в нашей стране начали использовать другое выражение «национально-государственная безопасность». Однако и оно не является только одним из элементов общества, хотя и очень важным. Кроме того, существует отдельное понятие «государственная безопасность». Исходя из изложенного, представляется, что, несмотря на некоторую некорректность, все же целесообразнее использовать понятие «национальная безопасность», подразумевая под содержанием этого понятия безопасность всей страны и всех наций, проживающих в ней. Именно на это обращено внимание в новой редакции Концепции национальной безопасности РФ 2000г., во вступительной части которой отмечается, что «под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа».[4]

Национальная безопасность тесно связанна с безопасностью самой общественно-политической системы данной страны, с другой стороны при реализации государством своих целей, оно имеет отношения с другими государствами, которые либо будут способствовать, либо препятствовать их выполнению. Поэтому естественно концепция национальной безопасности должна строится с учётом как внешних так внутренних угроз.

Исторически известно три основных подхода к обеспечению безопасности.[5] Первым возник подход сделавший ставку на социальный эгоизм и возможность любого произвола при его реализации. В сути своей это навязывание силой своей воли другим, для чего необходимо собственное превосходство. (Охранительный подход)

Второй подход тоже опирается на силу, на способность дать эффективный отпор потенциальному агрессору. При этом признаётся нежелательность или даже недопустимость силового давления, диктата по отношению к тем, кто не является в данный момент ни реальным, ни потенциальным агрессором («конкурентный» подход).

Существо третьего подхода связано со стремлением к обретению безопасности через отказ от насилия вообще, через процесс всеобъемлющего разоружения. На современном этапе утопичность этого подхода очевидна, поэтому в сознании систем национальной безопасности в политической практике используются первые две концепции.

На протяжении многих веков мощь, военное превосходство служили государству для самозащиты и для нападений. Чем сильнее было государство, с военной точки зрения, тем меньше было шансов, что оно подвергнется нападению других государств, сила давала возможность завоевания соседних территорий, уменьшая тем самим риск нападений извне, и, конечно же, устранения любых беспорядков, восстаний и т.д. внутри государства. В то же время сила давала возможность государству достигать своих целей, используя силу как основное средство против противников.

В условиях, когда национальные интересы формулировались исходя из представления о защите государственной территории, населения и природных ресурсов, военная сила выступала в качестве главного атрибута власти и мощи государства.[6]

Исходя из этого, можно сказать, что концепция национальной безопасности долгое время имела внешнюю направленность, и в этом смысле главными её несущими конструкциями были внешнеполитическая стратегия, дипломатическая практика, военно-политическая платформа и военно-силовое обеспечение.

В современных условиях национальная безопасность зависит не только от мощи и боеспособности вооружённых сил, но и от целого ряда других факторов – экономического могущества, конкурентоспособной индустрии, качества системы образования, благосостояния граждан. Важной составной частью национально-государственной безопасности является экономическая безопасность. От неё зависят соблюдение и реализация внутренних и внешних государственных интересов, жизнеспособность и эффективность внутри и внешнеполитической стратегии.[7]

Внешняя политика того или иного государства определяется множеством детерминант, включая уровень социально-экономического и общественно-политического развития, географическое положение страны, ее национально-исторические традиции, цели и потребности обеспечения суверенитета и безопасности и т.д. Все они в переложении на внешнюю политику фокусируются в концепции национального интереса.

Исходя всего этого можно предложить определение национальной безопасности, которое предоставлено более полным и точным. Национальная безопасность – это такое состояние общества (страны) при котором оно сохраняет свою целостность, устойчивость и способность к эффективному функционированию и развитию, а на их основе - возможность надежной зашиты всех реальных и потенциальных объектов опасности страны от любых деструктивных внутренних и внешних воздействий.[8]

Глава 2. Географический фактор национальной безопасности

География рассматривает множество аспектов: размеры и масштабы территории конкретного государства, место его расположения, топографию, климат, условия для сельскохозяйственного производства, наличие природных ресурсов, доступ к морям и океанам и т.д. Эти аспекты определяют ряд параметров, которые указывают на потенциальные и реальные возможности государства, определяющие его место в мировом сообществе. Исторический опыт образования, развития, а иногда и крушения государств показывает, что сама земля, территория государства, составляет важный стратегический ресурс, который по значимости, возможно, превосходит все остальные. Ландшафт, степень плодородия почвы, природные ресурсы и т.д. непосредственным образом сказываются как на структуре и рентабельности народного хозяйства, так и на плотности населения. Топография и климатические условия страны крайне важны для развития путей сообщения, размещения ресурсов и народнохозяйственной инфраструктуры, внутренней и внешней торговли. Географическое положение государства, его близость или удаленность от океанов и морей определяют освоение важнейших рынков, зависимость от центров силы и очагов конфликтов. Немаловажное значение для безопасности и национальной целей имеет также близкое окружение государства. Очевидно, что географическое положение ставит определенные параметры при решении государством не только многочисленных внутриэкономических и внутриполитических, но также основополагающих внешнеполитических целей государства.[9]

Географический фактор на протяжении всей истории играл важную роль. Можно выделить несколько государств, развитие которых непосредственно было связано с его географическим положением. Самым ярким примером этого может быть Англия. Ее островное положение, окружение ее со всех сторон водой принуждало иметь сильный военно-морской флот, что сделало ее недоступной для континентальных держав Европы.

При рассмотрении географического фактора мы сталкиваемся с геополитикой. Она представляет собой науку, которая рассматривает государства как географический организм или феномен в пространстве.

Традиционные представления о международных отношениях основывались на трех главных китах: территории, суверенитете, безопасности государств, то есть факторах международной политики. В трактовке же отцов-основателей геополитики центральное место в детерминации международной политики того или иного государства отводилось его географическому положению. Смысл геополитики виделся в выдвижении на передний план пространственного, территориального начала. Не случайно одним из первых, кто предпринял попытку связать между собой политику и географию и изучить политику того или иного государства исходя из его географического положения, занимаемого им пространства, был германский географ, зачинатель политической географии конца XIX- начала XX века Ф. Ратцель.[10] По его мнению, элементы ландшафта, повторяясь в бесконечных вариациях, оказывают немаловажное влияние на характер народов, живущих в тех или иных регионах земного шара. Ратцель рассматривал земной шар как единое целое, неразрывной частью которого является человек. В своей «Политической географии», опубликованной в 1897 году, он обосновал тезис о том, что государство предоставляет собой биологический организм, действующий с биологическими законами[11] . Более того, он видел в государстве продукт органической эволюции, укорененной в земле подобно дереву. Сущностные характеристики государства, поэтому определяются его территорией и месторасположением, и его успех зависит от того, насколько успешно государство приспосабливается к условиям среды.

Одной из важных вех в формировании геополитических идей считается появление в конце XIX века работ американского адмирала А. Мэхена, среди которых центральное место занимает книга «Влияние морской силы на историю (1660-1783)», опубликованная в 1890 году. Объясняя превосходство Великобритании над другими государствами в конце XIX века ее морской мощью, Мэхен писал: «Должное использование морей контроль над ними составляют лишь одно звено в цепи обмена, с помощью которого страны аккумулируют богатства…но это – центральное звено». Мэхен выделял условия, определяющие, по его мнению, основные параметры морской мощи: географическое положение страны, ее природные ресурсы и климат, протяженность территории, численность населения, национальный характер и государственный строй.[12]

Во время второй мировой войны развернулись усилия по разработке нового американского глобального Weltanschauung[13] . Наиболее показательны позиции Н. Спайкмена. «В мире международной анархии,- писал он, - внешняя политика должна иметь своей целью, прежде всего улучшение или, по крайней мере, сохранение сравнительной силовой позиции государства. Сила, в конечном счете, составляет способность вести успешную войну, и в географии лежат ключи к проблемам военной и политической стратегии. Территория государства – это база, с которой оно действует во время войны, и стратегическая позиция, которую оно занимает во время временного перемирия, называемого миром. География является самым фундаментальным фактором во внешней политике потому, что этот фактор – самый постоянный. Министры приходят и уходят, умирают даже диктаторы, но цепи гор остаются непоколебимыми»[14] .

Спайкмен выделял три крупных центра мировой мощи: атлантическое побережье Северной Америки, европейское побережье и Дальний Восток Евразии. Он допускал также возможность четвертого центра в Индии. Из всех трех центрах евразийских регионов Спайкмен считал особо значимым для США европейское побережье, поскольку Америка возникла в качестве трансатлантической проекции европейской цивилизации.

После второй мировой войны, особенно в 70-90-е годы, предпринимались попытки переосмысления методологических основ геополитических трактовок международных отношений. Так, например американский исследователь Л. Кристоф утверждал: «Современные геополитики смотрят на карту, чтобы найти здесь не то, что природа навязывает человеку, а то, на то она его ориентирует».[15] Другой американский политолог, К. Грей, посвятивший этой проблеме несколько работ, в середине 70-х годов назвал геополитику наукой о «взаимосвязи между физической средой в том виде, как она воспринимается, изменяется и используется людьми, и мировой политикой».[16] Как считал Грей, геополитика касается взаимосвязи международной политической мощи и географического фактора. Под ней подразумеваются «высокая политика» безопасности и международного порядка; влияние длительных пространственных отношений на возвышение и упадок силовых центров; то, как технологические, политико-организационные и демографические процессы сказываются на весе и влиянии соответствующих стран.

Наиболее далеко идущую попытку пересмотра традиционных геополитических идей в ракетно-ядерный век предпринял французский генерал и исследователь П. Галлуа. Прежде всего, обращает на себя внимание отказ Галуа от географического и энвайороментального детерминизма. По его мнению, важными параметрами геополитического измерения современного мира наряду с пространственно-территориальными характеристиками государства являются появление и распространение ракетно-ядерного оружия, которое как бы уравнивает силу владеющих им государств независимо от их географического положения, размеров, удаленности друг от друга и т.д. Заслугой Галлуа является также то, что помимо суши, морей и воздушного пространства он включил освоение космического пространства в качестве важного параметра геополитики.

Заключение

Таким образом, можно сказать, что география является одним из самых важных, главных элементов национальной безопасности. Но как утверждают некоторые политолог - аналитики в условиях современного развития военной техники, наличие ядерной оружии географический фактор утрачивает свое значение. Любое государство независимо от места его расположения, и от других географических аспектов может стать жертвой ядерно-ракетной атаки другого государства. Но это не означает, что мы должны уделять этому факторы, которое доминировал на протяжении всей истории малое внимание. Безусловно, даже в таких современных условиях роль и влияние географии на внешнюю политику и безопасности неоспоримо.

В заключении можно сказать, что на современном этапе в сфере безопасности произошли перемены принципиального характера, касающейся не только путей и средств обеспечения безопасности в современном мире, но и самой сути понятия. Усиления взаимозависимости стран и появление глобальных проблем ведет к понимании того, что эти проблемы невозможно решить в одиночку, для этого требуется объединенное усилия всех народов на основе мирового сотрудничества. Новая модель безопасности должна создаваться усилиями всех государств и народов.

Список литературы

1. Безопасность России. XXI век. М’00.

2. Булавин В.Н. Национальная безопасность современной России. Н.Новгород’99.

3. Гаджиев К.С. Геополитика. М’97.

4. Гречко П.К. К вопросу о понятии «национальная безопасность»//Социально-политический журнал. 1998. №3

5. Концепция национальной безопасности России в 1995 году. М’95.

6. Косолапов Н. Национальная безопасность в меняющемся мире//МЭ и МО. 1992. №10

7. Ларин В. Безопасность развития и развитие безопасности//Свободная мысль. 1996. №7

8. Серебрянников В.В. «Новая модель безопасности: диалектика средств её обеспечения» – МЭ и МО 1991, №3

9. Стахов А. Концепция национальной безопасности России: административно-правовой аспект//Российская юстиция. 2003. №3

10. Цыганков П. А. “Международные отношения”// М.//Новая школа. 1996

11. Шабаев А.Х. Национальная безопасность: некоторые вопросы теории//Безопасность Евразии. 2005. №1

12. Экономическая и национальная безопасность. М’04.


[1] Шабаев А.Х. Национальная безопасность: некоторые вопросы теории//Безопасность Евразии. 2005. №1. С. 409

[2] Там же. С. 409

[3] Концепция национальной безопасности России в 1995 году. С. 5

[4] Булавин В.Н. Национальная безопасность современной России. С. 23

[5] Косолапов Н. Национальная безопасность в меняющемся мире//МЭ и МО 1992. №10. С. 58

[6] Экономическая и национальная безопасность. С. 15

[7] Серебрянников В.В. Новая модель безопасности: диалектика средств её обеспечения//МЭ и МО.1991. №3. С. 73

[8] Шабаев А.Х. Национальная безопасность: некоторые вопросы теории//Безопасность Евразии. 2005. №1. С. 411

[9] Гаджиев К.С. Геополитика. С. 17-18

[10] Гаджиев К.С. Геополитика. С. 6

[11] Там же. С. 7

[12] Гаджиев К.С. Геополитика. С. 7-8

[13] Weltanschauung-мировоззрение (перевод с нем.)

[14] Гаджиев К.С. Геополитика. С. 12

[15] Там же. С. 15

[16] Там же. С. 15