www.internet-school.ru
«Что такое реферат» в определениях
Реферат
- Реферат
Издательский словарь
кратко изложенное содержание произведения, включающее его осн. положения, фактические сведения и выводы и позволяющее определить целесообразность его чтения целиком.
Р. является одним из элементов аппарата издания
— его выходных сведений
. Р. может быть отд. произведением в составе сборника, журнала, продолжающегося издания. В этом последнем случае по ГОСТ 7.9—95 ему должна предшествовать библиогр. запись
реферируемого издания (произведения), содержащая помимо его библиогр. описания заголовок библиогр. записи
, заглавие Р. (если его составляют на ином языке, чем язык реферируемого произведения или издания; если реферируют часть его и требуется, чтобы заглавие Р. отвечало содержанию этой части; если заглавие издания или произведения не отражает его содержания), а также рекомендуется сопровождать Р. элементами информационно-поискового языка.
Обычный план Р.: 1) тема, предмет (объект) и цель работы; 2) метод проведения работы; 3) результаты работы; 4) выводы (оценки, предложения), принятые и отвергнутые гипотезы; 5) области применения.
ГОСТ 7.4—95 относит Р. к доп. выходным сведениям
, одновременно ограничивая область его применения только науч. изданиями по естественной и техн. тематике, хотя ради широты науч. информации было бы полезно сопровождать им или резюме науч. работу любого содержания, и коль скоро стандарт предоставляет право издателю самому решать, печатать или не печатать в издании Р., то и ограничение тут неуместно. Общие требования к Р. содержит ГОСТ 7.9—95.
Особенность библиогр. описания Р. — указание в примечании после слов Реф. кн.:
или Реф. ст.:
сведений о реферируемом произведении (издании): автор, заглавие, место и год издания, число страниц — для книги; заглавие периодич. или продолжающегося издания, год выпуска, номер тома, номера страниц, на которых напечатана реферируемая статья. Напр.:
Справочная книга редактора // Изд. дело: Реф. информ. 1975. Вып. 12. Реф. кн.: Butcher J. Copy-editing. The Cambridge University Presse, 1975. 309 с.
Если у Р. нет заглавия, описание составляют по схеме: описание реферируемого издания, затем после слова Реф.:
приводят сведения о Р. Напр.:
Ганженко М. Б. Проблемы оптимизации методического аппарата учебника русской литературы для национальной школы: Автореф. дис... канд. пед. наук М., 1981. 25 с. Реф.: Мулина Т. // Изд. дело: Реф. информ. 1982. Вып. 7. С. 25—27.
Если автор Р. не указан и Р. не озаглавлен, то после описания реферируемого издания указывают Реф. в:
и затем размещают описание издания, в котором напечатан Р.
(от лат. refero — докладываю, сообщаю), краткое изложение в письменном виде или в форме публичного выступления содержания книги, научной работы, результатов изучения научной проблемы; доклад на определённую тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников. Как правило, Р. имеет научно-информационное назначение. Р., называемые также научными докладами, получили распространение в научно-исследовательских учреждениях, высшей школе, в системе политического просвещения, в народных университетах. В общеобразовательной школе и средних специальных учебных заведениях Р. называют специально подготовленные сообщения учащихся на факультативных занятиях и др. Р. (автореферат), составляемый соискателем учёной степени кандидата наук или доктора наук по своей диссертации, содержит основные научно-теоретические положения диссертационной работы.
РЕФЕРА'Т
, а, м.
[от латин. refero — доношу, излагаю].
1.
Краткое изложение основных положений книги, учения или научной проблемы в письменном виде или в форме публичного доклада. Рефераты в журнале о новых книгах.
2.
Доклад на заданную тему по определенным источникам. Студент прочел р. в семинаре.
лат., научный доклад
Виды рефератов
- Обзорный реферат
реферат
, составленный на некоторое множество документов-первоисточников и являющийся сводной характеристикой определенного содержания документов. Обзорный реферат.
Обзорный реферат - реферат, составленный на некоторое множество документов-первоисточников и являющийся сводной характеристикой определенного содержания документов. Обзорные рефераты различаются: - на монорефераты в виде связного произведения; - на полирефераты в виде совокупности отдельных рефератов.
- Критический реферат
Критический реферат - реферат, в котором ставится задача: - отразить содержание первоисточника в реферате; и - выразить свое отношение к содержанию первоисточнику.
- Иллюстративный реферат
Иллюстративный реферат - реферат, сформированный на основе переработки иллюстративного материала первоисточника. Иллюстративные рефераты используется для большей наглядности, облегчения восприятия, анализа, оценки, повышения информативности и т.п.
- Табличный реферат
Табличный реферат - реферат в виде справочной, аналитической, динамической или иной таблицы. Табличные рефераты составляются для того, чтобы придать документальной информации сопоставимую и наглядную форму.
- Реферат
телеграфного стиля
Реферат телеграфного стиля - реферат, содержание которого представлено в виде коротких назывных предложений или набора ключевых слов (дескрипторов). Такие рефераты используются для констатации наличия определенных сведений из анализируемого документа.
- Анкетный реферат
Анкетный реферат - реферат, составленный на основе изучения первоисточника в виде ответов на вопросы заранее заданной анкеты. Анкетный реферат может иметь вид связного текста, таблицы и т.п.
- Сводный реферат
реферат
, составленный на основе двух и более исходных документов (напр., реферат сборника нескольких произведений).
http://www.1945msk.ru
Что такое "реферат", как его писать?
Реферат - это аналитический обзор или развернутая рецензия, в которой обосновывается актуальность исследуемой темы, кратко излагаются и анализируются содержательные и формальные позиции изучаемых текстов, формулируются обобщения и выводы. Структура реферата определяется его видом, приведем в качестве примера возможную классификацию рефератов: Аналитический обзор может быть построен двояко:
- В виде изложения истории изучения проблемы (что нового внесли те или иные исследователи);
- В виде анализа современного состояния проблемы (рассматриваемые работы группируются по признаку общности).
Обзор должен представлять собой не компиляцию, а анализ и сопоставление работ, выявление данных, подтверждающих друг друга. Обзор должен заканчиваться краткими выводами: перечислением уже исследованных аспектов проблемы, постановкой дискуссионных вопросов, а также выделением новых аспектов, подлежащих изучению. Критический анализ дискуссии - такой вид реферата представляет собой более глубокое изучение противостоящих точек зрения по какому-то вопросу. Главная его цель - выявить сущность спора. Для этого требуется внимательно проанализировать каждую позицию, выяснить, какие факты и/или теоретические положения послужили основой для того или иного взгляда на проблему. Развернутая рецензия может включать следующие позиции:
- Обоснование актуальности рецензируемой работы.
- Краткое изложение теоретической позиции автора рецензируемой работы.
- Анализ теоретической позиции работы в сопоставлении с другими исследованиями.
- Анализ особенностей изложения, например, ясность, логичность, целостность и т.д.
- Выводы, которые можно сделать на основе проведенного анализа, - что является ценным в рецензируемой работе, что требует дополнительного изучения и уточнения, что вызывает сомнения.
В качестве примера приведем возможный перечень требований к составлению реферата. Общие требования к разработке реферата
- Продумайте тему и цель своей работы, в общих чертах определите ее содержание, набросайте предварительный план.
- Составьте список литературы, которую следует прочитать; читая ее, отмечайте и выписывайте все то, что должно быть включено в работу.
- Разработайте, как можно более подробный план и возле всех пунктов и подпунктов укажите, из какой книги или статьи следует взять необходимый материал.
- Во вступлении к работе раскройте значение темы, определите цель реферата.
- Последовательно раскройте все предусмотренные планом вопросы, обосновывайте, разъясняйте основные положения, подкрепляйте их конкретными примерами и фактами.
- Проявляйте свое личное отношение: отразите в работе собственные мысли и чувства.
- Пишите грамотно, точно; разделяйте текст на абзацы; не допускайте повторений; кратко формулируйте выводы.
- В пронумерованных подстрочных сносках укажите, откуда взяты приведенные в тексте цитаты и факты.
- В конце работы сделайте обобщающий вывод.
- Самокритично прочитайте свою работу, установите и исправьте все замеченные недостатки; перепишите работу начисто.
Примерная структура реферата
- Титульный лист.
- Оглавление (в нем последовательно излагаются названия пунктов реферата, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт).
- Введение (формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи реферата, дается характеристика используемой литературы).
- Основная часть (каждый раздел ее, доказательно раскрывая отдельную проблему или одну из ее сторон, логически является продолжением предыдущего).
- Заключение (подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме реферата, предлагаются рекомендации).
- Список литературы.
- Приложение (таблицы, графики, схемы могут быть вынесены из основанной части, чтобы не перегружать ее деталями).
Требования к оформлению реферата Объем реферата может колебаться в пределах 10-15 печатных страниц (без приложений). Размер шрифта - 13, Times New Roman, обычный; интервал между строк - 1,5; размер полей: левого - 30 мм, правого - 10 мм, верхнего - 20 мм, нижнего - 20 мм. Текст печатается на одной стороне страницы; сноски и примечания печатаются на той же странице, к которой они относятся (через 1 интервал, более мелким шрифтом, чем текст). Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа; цифру номера страницы ставят вверху по центру страницы; на титульном листе номер страницы не ставится. Каждый новый раздел (введение, главы, параграфы, заключение, список источников, приложения) начинается с новой страницы. Расстояние между названием раздела (заголовками главы или параграфа) и последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Заголовок располагается посередине строки, точку в конце заголовка не ставят. Титульный лист является первой страницей рукописи и заполняется по определенным правилам. В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения, отделенное от остальной площади титульного листа сплошной чертой. В среднем поле указывается название темы реферата без слова "тема". Это название пишется без кавычек. Ниже, по центру заголовка, указывается вид работы и учебный предмет (например, экзаменационный реферат по биологии). Еще ниже, ближе к правому краю титульного листа, указывается фамилия, имя, отчество ученика, класс. Еще ниже - фамилия, имя, отчество и должность руководителя и, если таковые были, консультантов. В нижнем поле указывается город и год выполнения работы (без слова "год"). Выбор размера и вида шрифта титульного листа не имеет принципиального значения. После титульного листа помещается оглавление, в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Далее следует введение, основной текст (согласно делению на разделы и с краткими выводами в конце каждого раздела) и заключение. Основной текст может сопровождаться иллюстративным материалом (рисунки, фотографии, диаграммы, схемы, таблицы). Если в основной части содержатся цитаты или ссылки на высказывания, необходимо указать номер источника по списку и страницу в скобках в конце цитаты или ссылки. Список литературы выстраивается и нумеруется по алфавиту фамилий авторов. Должна быть соблюдена правила библиографического описания использованной литературы. Библиографическое описание - совокупность библиографических сведений о документе, приведенных по установленным правилам и предназначенных для его идентификации и общей характеристики.
- Описание книги, написанной 1-2 авторами
Сведения об авторах. Основное заглавие/ Сведения о редакторах. - Сведения о повторности издания. - Место издания: Издательство, Год издания. - Количество страниц. Например, Егидес А.П., Егидес Е.М. Лабиринты мышления, или Учеными не рождаются. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2004. - 320 с.
- Описание книги, написанной несколькими авторами
Основное заглавие/ Сведения об авторах; сведения о редакторах. - Сведения о повторяемости издания. - Место издания: Издательство, год издания. - Количество страниц. Например, Как учить школьников работать с учебником/ Г.Г.Граник, С.М. Бондаренко, Л.А.Концевая. - М.: Знание, 1987. - 80 с.
- Описание статьи
Сведения об авторах. Основное заглавие. - Сведения об издании// Где опубликована статья. - Год. - Номер. - Страницы. Например, статья в журнале: Ильенков Э. Школа должна учить мыслить// Наука и жизнь. - 1984. - № 8. - С. 14- 20. Например, статья в сборнике: Лузгин В.В. Единство учебной и научно-исследовательской работы-студента// Проблемы подготовки учителя: Из опыта работы Казанского государственного педагогического института. - Казань: КГПИ, 1976. - С. 188-206.
- Описание многотомного издания
Основное заглавие: Общее количество томов/ Сведения о редакторах. - Сведения о повторяемости издания. - Место издания: Издательство, год издания. - Том. - Количество страниц. Например, Словарь современного русского литературного языка: В 20 т./ Гл.ред. К.С.Горбачевич. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Рус.яз., 1993. - Т.4. - 576 с.
- Описание ресурса интернета
Описание электронного ресурса обязательно включает указание подробного электронного адреса. Краткий отчет "Основные результаты международного исследования образовательных достижений учащихся". http://www.centeroko.ru.
Критерии оценки реферата
- Актуальность темы исследования.
- Соответствие содержания теме.
- Глубина проработки и логика изложения материала.
- Самостоятельность выполнения работы.
- Правильность и полнота использования источников.
- Соответствие оформления реферата стандартам.
Воровщиков С.Г. "Азбука логичного мышления".
|