Учебное пособие: Методическиеуказани я

Название: Методическиеуказани я
Раздел: Остальные рефераты
Тип: учебное пособие Скачать документ бесплатно, без SMS в архиве

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»

М Е Т О Д И Ч Е С К И Е У К А З А Н И Я

к дипломному проектированию

для студентов специальности "Маркетинг" – 080111

Москва - 2007

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

Институт маркетинга

Кафедра маркетинга

У т в е р ж д а ю

первый проректор ГУУ

проф. В.М.Свистунов

_____________________

"__" ___________ 200 7_ г.

М Е Т О Д И Ч Е С К И Е У К А З А Н И Я

к дипломному проектированию

для студентов специальности "Маркетинг" – 080111

Москва – 2007

УДК 338.147:339.138 (072)

Методические указания к дипломному проектированию для студентов

специальности "Маркетинг" – 080111 / Сост. Г.Л.Азоев, И.В.Алешина - М.: ГУУ, 2007. – 33 с.

С о с т а в и т е л и

доктор экономических наук, профессор

Г.Л.Азоев

кандидат экономических наук, доцент

И.В. Алешина

О т в е т с т в е н н ы й р е д а к т о р

заведующий кафедрой маркетинга,

доктор экономических наук, профессор

А.Г. Поршнев

О б с у ж д е н ы

на заседании кафедры маркетинга

Протокол от 15.01.2007 г. № 4

Обсуждены и одобрены

на заседании методического совета

института маркетинга

Протокол от “_____”_______________200_ г. № ___

Рецензент

Заведующий кафедрой инновационного менеджмента

кандидат технических наук, профессор

Б.Н.Киселев

Ó Азоев Г.Л., Алешина И.В. 2007- 2004

Ó Государственный университет управления, 2007-2004

Ó Азоев Г.Л., Березной М.Н., 2001

СОДЕРЖАНИЕ

1

Цель и задачи дипломного проектирования . . . .

5

2

Выбор темы дипломного проекта . . . .

6

3

Структура дипломного проекта . . . . . . .

9

4

Организация дипломного проектирования . . . .

15

5

Оформление дипломных проектов . . . . . .

16

6

Рецензирование дипломных проектов . . . .

18

7

Порядок защиты и оценка дипломных проектов . .

19

Приложения . . . . . . . . . . . .

Приложение 1. Форма заявления по теме и руководству

на дипломное проектирование . . . . . .

21

Приложение 2. Перечень рекомендуемых тем дипломных

проектов . . . . . . . . . . . . .

22

Приложение 3. Список некоторых тем дипломных проектов,

защищенных на кафедре в течение последних лет . .

24

Приложение 4. Форма титульного листа дипломного проекта

25

Приложение 5. Форма задания к выпускной квалификационной

работе . . . . . . . . . .

26

Приложение 6. Форма отзыва руководителя

28

Приложение 7. Образец аннотации. . . . . . . .

29

Приложение 8. Образец перечня сокращений, условных

обозначений, терминов . . . . . . . .

30

Приложение 9. Пример оформления списка использованных

источников . . . . . . . . . .

31

Приложение 10. Формат рецензии

34

1. Цель и задачи дипломного проектирования

Дипломный проект по специальности «Маркетинг» является самостоятельной квалификационной работой, составной частью итоговой государственной аттестации студента. Уровень качества дипломного проекта и его оценка Государственной аттестационной комиссией (ГАК) служат основанием для присуждения / неприсуждения студенту квалификации «Маркетолог».

Дипломное проектирование – завершающий этап обучения по специальности «Маркетинг», обеспечивающий специализацию и формирование квалификационных характеристик выпускника. Дипломный проект демонстрирует умение студента использовать полученные в университете теоретические знания для самостоятельного системного решения практических задач маркетинга предприятий и организаций.

Дипломный проект должен решать задачи анализа макро- и микросреды маркетинговой деятельности, разработки комплекса проектных предложений по организации и реализации маркетинговых решений, а также экономической оценки проектных предложений.

Основные требования к дипломному проекту: актуальность темы и разработка ее на уровне современных научных, методических и практических знаний по специальности; обоснованность аналитических решений и выводов; соответствие проектных решений целям развития организации; комплексность и конкретность, практическая значимость и экономическая эффективность проектных решений.

Для выполнения и защиты дипломного проекта студенту необходимы знания всех циклов дисциплин учебного плана специальности: общих гуманитарных и социально-экономических, естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных. Студент должен:

- иметь глубокие знания в области макроэкономики и микроэкономики, экономики фирмы; знать современные тенденции и проблемы развития мировой и национальной экономики, международных отраслей и национальных рынков товаров и услуг,

- уметь пользоваться Интернет, периодической и специальной литературой для сбора информации по теме;

- уметь вести анализ макро- и микросред маркетинговой деятельности предприятия и делать соответствующие выводы для разработки проектных решений,

- уметь использовать методы изучения потребителей, конкурентов, постав

щиков и посредников;

- применять методы анализа спроса и сегментирования рынка, позиционирования товара, оценки его конкурентоспособности,

- уметь вести анализ состояния маркетинговой деятельности компании (в разрезе комплекса маркетинга),

- уметь проводить сбор и обработку первичной маркетинговой информации для аналитических целей;

- разрабатывать проектные решения по комплексу маркетинга, а также по каждому из элементов этого комплекса (продукт, цена, распространение, продвижение);

- уметь разрабатывать управленческие решения по развитию функции маркетинга и ее интеграции в систему управления организацией

- использовать современные программные и аппаратные средства вычислительной техники и информационных сетей в процессе анализа, проектирования и оформления дипломного проекта;

- уметь логично, грамотно и убедительно: формулировать цели и задачи дипломного проекта, представлять результаты анализа, методические рекомендации, проектные решения и мероприятия по их внедрению;

- иметь навыки публичных выступлений, подготовки текстов докладов, оформления раздаточных материалов и мультимедийной презентации.

2. Выбор темы дипломного проекта

Темы дипломных проектов должны соответствовать спектру профессиональных задач специалиста-маркетолога. В качестве тем дипломных проектов выбираются решения практических задач компаний и организаций, рассматриваемые в специальных дисциплинах учебного плана специальности «Маркетинг»: «Маркетинговые исследования», «Анализ деятельности конкурентов», «Управление продуктом», «Поведение потребителей», «Коммерческая деятельность», «Ценообразование», «Введение в маркетинговые коммуникации», «Реклама», «Связи с общественностью», «Персональные продажи», «Маркетинг услуг», «Стратегический маркетинг», «Маркетинг в малом бизнесе», «Промышленный маркетинг» и др. Базами выполнения дипломных проектов служат производственные, исследовательские, сервисные, торговые, консалтинговые и другие организации, являющиеся местами будущей работы студентов.

Темы дипломных проектов определяются кафедрой маркетинга университета с учетом запросов организаций – баз практики и профессиональных интересов студентов. Ежегодно из списка исключаются темы, потерявшие актуальность, и включаются новые, определяющие тенденции развития маркетинга в России. Тематика дипломных проектов ежегодно утверждается на заседании ученого совета Института.

Уточненный перечень типовых тем представляется студентам для ознакомления за 1-2 месяца до преддипломной практики. Одновременно преподаватели кафедры проводят со студентами индивидуальные консультации по выбору тем для дипломного проектирования. При выборе тем целесообразно учитывать тематику выполненных студентами курсовых проектов по специальным дисциплинам.

Студенты заполняют типовые бланки заявлений на дипломное проектирование и сдают их на кафедру не позднее 1 ноября (Приложение 1). Выбранные темы уточняются в соответствии с характером баз практики. Определяются руководители проектирования. До начала практики издается распоряжение директора института по дипломному проектированию на текущий год.

Корректировка тем дипломных проектов допускается только в течение практики. Для этого оформляется заявление студента на имя заведующего кафедрой маркетинга с обоснованием причины изменения, которое обязательно визируется руководителем дипломного проектирования.

В течение двух недель после окончания преддипломной практики ректор Университета издает приказ о дипломном проектировании, в котором за каждым студентом окончательно закрепляются тема и руководитель дипломного проекта, а в случае необходимости и консультант по специальным вопросам.

Требования к формулировке темы:

1. Формулировка темы должна однозначно идентифицировать предмет (что разрабатывается/проектируется) и объект (базу) дипломного проектирования, имеющие прямое отношение к сфере профессиональной компетенции маркетолога.

Предметом проектирования является маркетинговое решение (программа, план, система, проект, процесс, технология, комплекс), относящееся;

а) к маркетинговой функции в целом;

б) к одной из функциональных подсистем маркетинга (продукт, цена, распространение, продвижение) или задач маркетинга (маркетинговые исследования, выход на новый рынок, конкурентоспособность компании, прибыльность бизнеса, оптимизация клиентской базы);

в) к группе или марке товаров (услуг);

г) к сегменту рынка (географическому, демографическому, психографическому, др.) .

Объектом (базой) дипломного проектирования может быть организация/компания, реализующая свои задачи в рыночных условиях, а также группа компаний, отрасль.

2. Тема дипломного проекта должна иметь конструктивный, проектный, созидательный характер, иметь признак действия .

3. Тема дипломного проектирования должна отражать цели, задачи, содержание и основные результаты конкретной дипломной работы.

Структура названия темы дипломного проекта

Сущность

проектного предложения

Предмет проектирования

(решение), и его конкретизация (функциональная подсистема/ кросс-функциональная область/ процесс (процедура, технологии) маркетинга

Объект

маркетинга

(что

маркетируем)

Объект проектирования и его конкретизация (организация/отрасль/регион)

Разработка

программы

маркетинга

-

торговой компании

«Мир»

Разработка

плана

маркетинга

наукоемких

технологий

-

НИЦ «Агат»

Управление

продуктным

ассортиментом

компьютерной компании

«Информ»

Развитие

системы

маркетингового ценообразования

центра бытовых услуг

«Заря»

Формирование

стратегии

продвижения

услуг

гостиничного комплекса

«Турист»

Развитие

системы

распространения

горюче-смазочных

материалов

на примере

ООО

«Зенит»

Разработка

проекта

интернет-маркетинга

Консалтинго-

вых услуг

на примере

ООО «Право»

Организация

маркетинговой

информационной системы

телекоммуни-кационной компании

«Апорт»

Совершенство-вание

системы

маркетинговых исследований

корпорации

«Рубин»

Повышение

конкуренто- способности

услуг

туристической компании

«Вега»

Перечень базовых тем дипломных проектов приведен в Приложении 2. Данный перечень является примерным. Выбранная тема требует уточнения применительно к конкретной организации, типу продукции и услуг, географии рынка и другим существенным параметрам. Студентом или организацией может быть предложена собственная тема. В этом случае она должна быть согласована с руководителем дипломного проектирования и отвечать общей направленности специальных курсов. Список некоторых тем дипломных проектов, защищенных на кафедре в течение последних лет, представлен в Приложении 3.

3. Структура дипломного проекта

Дипломный проект включает пояснительную записку и графические материалы. Обязательными составляющими пояснительной записки являются:

· титульный лист;

· задание на дипломное проектирование;

· аннотация на русском и иностранном языках;

· оглавление (содержание);

· перечень сокращений, условных обозначений, терминов;

· введение;

· аналитическая часть (Глава 1);

· проектная часть (Глава 2);

· заключение;

· список использованных источников;

· приложения.

Титульный лист оформляется в соответствии с установленными требованиями. Он должен быть подписан автором, руководителем дипломного проектирования и консультантом. На титульном листе должна быть подпись заведующего кафедрой «Маркетинг» или его заместителя, разрешающая допуск дипломного проекта к защите (Приложение 4).

Задание на дипломное проектирование оформляется по стандартной форме и подписывается студентом-дипломником, руководителем проектирования и консультантом (Приложение 5).

Аннотация представляет собой краткую характеристику дипломной работы и содержит следующие сведения: объем пояснительной записки в страницах и количество иллюстраций (рисунков, таблиц) в ней; объект исследований (базовая организация) и предмет исследований (маркетинговое решение /процесс /система ); основное содержание и результаты анализа маркетинговой среды, предлагаемые пути решения проблем (реализации возможностей) средствами маркетинга; основные проектные решения и их экономическая оценка. Пример аннотации приведен в Приложении 6.

Оглавление (содержание) включает развернутый перечень всех частей пояснительной записки, следующих за самим оглавлением (содержанием) – список сокращений, введение, наименования глав, параграфов и пунктов, заключение, список использованных источников, приложения с указанием номеров страниц по тексту. Содержание выносится на отдельную страницу (страницы).

Перечень сокращений, условных обозначений, терминов – включает многократно используемые в тексте пояснительной записки аббревиатуры, условные обозначения и узкоспециализированные термины (Приложение 7).

Введение должно содержать обоснование, аргументацию выбора темы дипломного проекта для данного предприятия (отрасли) и для экономики в целом. Для этого во введении дается краткая характеристика предприятия и сфер его деятельности, основных целей и проблем развития.). Показывается актуальность, комплексный характер и практическая значимость темы с использованием ссылок на отечественный и зарубежный опыт.

Введение завершается формулировкой цели дипломного проектирования . Она должна быть ясной, лаконичной (не более двух-трех предложений) и корреспондироваться с темой дипломного проекта, названиями его аналитической и проектной частей. Затем приводятся 5-7 задач дипломного проекта , вытекающие из цели и конкретизирующие ее. Формулировка задач должна быть связана с названиями параграфов аналитической и практической частей. Цель и задачи дипломного проектирования должны представлять основные пути решения проблемы, заявленной в названии дипломного проекта.

Введение должно занимать не более 4-5 страниц машинописного текста и не должно содержать иллюстраций.

Аналитическая часть ( Глава 1) содержит анализ макро- и микросреды маркетинговой деятельности компании с учетом специфики темы дипломного проекта и завершается выводами аналитического резюме .

Аналитическая часть должна иметь предметное, конкретное название . Например, если тема дипломного проекта связана с развитием сети реализации запасных частей к легковым автомобилям компании «АВС», то название аналитической части может быть следующим: «Глава 1. Анализ российского рынка запасных частей и обоснование направлений развития оптовых и розничных продаж компании «АВС»».

Материалы аналитической части (вторичная информация, статистические данные, экспертные оценки, данные опросов и/или наблюдений) формируются студентом в период преддипломной практики. Полнота и качество материалов аналитической части определяют обоснованность и результативность проектных решений.

Объем аналитической части должен составлять примерно 40-45 страниц машинописного текста, включая таблицы и рисунки.

В аналитической части в соответствии с выбранной темой дипломного проекта:

1. Дается общая характеристика объекта проектирования (предприятия, группы компаний), его сфер деятельности и состояния целевого рынка . Представляются сведения о масштабах деятельности предприятия, его основных экономических результатах и управленческих параметрах. Определяются географические границы и структура целевого рынка, описывается механизм его функционирования и взаимосвязь с другими рынками товаров и услуг. Выделяются наиболее значимые сегменты. В качестве источников информации используются: деловые и отраслевые издания, в т.ч. Интернет-источники; справочная, научная, учебная литература; материалы аналитических обзоров, планово-отчетная документация предприятия, экспертные оценки.

2. Анализируется состояние и динамика факторов макросреды (экономические, политические, социо-культурные, технологические, научно-технические, экологические и др.) компании. Выявляются наиболее значимые факторы, влияющие на достижение целей предприятия, описывается характер влияния и их значение для компании.

3. Исследуется состояние и динамика микросреды:

- состав и структура потребителей, особенности их поведения на рынке; объемы, структура и периодичность закупок, характер потребления;

- состав и деятельность основных конкурентов, включая распределение рыночных долей, оценку интенсивности конкуренции, измерение и сопоставление конкурентоспособности предлагаемой продукции, используемые стратегии конкуренции;

- состав и структура поставщиков и посредников, особенности их взаимодействия с производителями (продавцами) продукции;

- ключевые факторы микросреды, способствующие успеху на рынке и возможные направления их изменения.

4. Анализируется маркетинговая деятельность выбранной компании :

- характеристика «продукта» анализируемого предприятия, - ассортиментное предложение товаров и услуг, тенденции продаж в различных сегментах рынка;

- динамика продаж и ее влияние на финансовое положение; основные источники, формирующие прибыль; платежеспособность предприятия и динамика его активов;

- ценовая политика предприятия в различных ассортиментных группах и сегментах рынка, эластичность спроса по ценам, особенности динамики цен, основные тенденции изменения цен;

- организация каналов распределения продукции; функционирование службы продаж и систем товародвижения, оптовых и розничных структур; эффективность распределения продукции;

- маркетинговые коммуникаций, направленные на посредников и конечных потребителей: продвижение продаж, персональные продажи, реклама, паблик рилейшнз;

- организация маркетинговой деятельности, - роль и место маркетингового подразделения в системе управления предприятием; распределение маркетинговых функций между внешними и собственными исполнителями.

5. Заполняется матрица SWOT - анализа на основе данных, полученных в процессе анализа макро- и микросред деятельности предприятия. Формируется стратегия компании.

6. Разрабатывается аналитическое резюме , в котором обобщаются результаты анализа и предлагаются основные направления решения проблем компании (или использования возможностей), в т.ч. развитие маркетинговой деятельности. Аналитическое резюме – завершающий этап аналитической части дипломного проекта. Оно представляет собой лаконичное обоснование и аргументацию разработки последующих проектных решений и включает:

А. Цель проекта. Формулировка цели должна отражать изменение конечных результатов деятельности компании после внедрения проекта, так как совершенствование маркетинговой деятельности не является самоцелью. Требуемые изменения могут быть представлены как в количественной, так и в качественной форме.

В. Основание для разработки проекта. Основные выводы, полученные в ходе анализа, обобщаются и формулируются так, чтобы необходимость маркетинговых решений стала очевидной. Целесообразно использование структуры выводов, представленной в виде «дерева», где с помощью направленных линий показано влияние различных факторов на конечные результаты деятельности компании. В качестве формального основания для разработки проекта может служить заказ предприятия, хозяйственный договор. Базой для разработки является проведенный анализ, а также прогрессивный опыт решения аналогичных задач маркетинга в России и за рубежом.

С. Состав (перечень) проектных решений. Формулируются основные проектные решения. Они могут быть сгруппированы по отдельным службам, видам маркетинговой деятельности, ассортиментным группам товаров, сегментам рынка, периодам развития и т.п. Данный раздел определяет структуру и содержание проектной части дипломного проекта.

D. Экономическая целесообразность разработки проекта. Приводятся факторы и источники экономии в результате внедрения проекта, направления вложения финансовых средств, делаются предварительные выводы относительно экономической значимости проекта.

Проектная часть (Глава 2) представляет собой комплекс проектных решений, разработанных на основе результатов проведенной аналитической работы (выводов аналитического резюме) и определяемых темой дипломного проекта.

Проектная часть, как и аналитическая, должна иметь конкретное название. Например, если тема дипломного проекта посвящена развитию системы продаж продукции, то проектная часть может иметь название: «Глава 2. Проектные решения по развитию сети продаж продукции компании «АВС» в Западной Сибири».

Типовая структура проектной части включает 3-5 параграфов (по 6-8 стр.) с изложением предлагаемых решений, 1 параграф с экономическим обоснованием проекта (6-8 стр.), 1 параграф с изложением особенностей внедрения проекта (в т.ч. риски и безопасность для экологии и жизнедеятельности (2-4 стр.). Объем проектной части примерно составляет 40-45 стр. машинописного текста, включая таблицы и рисунки.

Проектные решения должны содержать предлагаемые изменения деятельности предприятия (объекта проектирования) в области маркетинга, необходимые для решения проблем компании или реализации рыночных возможностей. Проектные решения должны быть направлены на достижение цели и решение задач дипломного проекта.

Разработку проектной части целесообразно начать с построения общей модели (структуры, схемы) проектных решений. Последующие параграфы должны детализировать основные принципиальные блоки общей модели; содержать конкретные проектные решения.

Проектные решения могут включать:

1) изменения ассортимента (продуктовый комплекс (набор линий), длина и глубина продуктовых линий); концепция продукта; критерии формирования ассортиментного предложения; процедуры разработки нового продукта (брэнда); элементы марочной политики; решения по марочному названию, качеству, дизайну, упаковке и другим дополнительным характеристикам продукта; соединение материальной и сервисной составляющих продукта; проектирование «товарного шлейфа»; пути и методы повышения конкурентоспособности товара; процедуры позиционирования продукта; критерии выбора поставщика; схемы управления материало- и товаропотоком; процедуры выведения товара из процесса реализации; пути обеспечения гарантированности доходов от реализации существующего ассортимента;

2) ценовые решения, в том числе: формирование банка ценовых стратегий для определенных продуктов и линий; рекомендации по ценообразованию при внедрении на новый рынок; методы расчета цен, скидок и надбавок для определенных групп товаров или состояния рынков; стратегические и тактические решения в области изменения цен; процедуры построения ценовой шкалы; формы и методы ценовой конкуренции; ответы на ценовые решения конкурентов; процедуры мониторинга цен; формирование информационных баз данных по ценам;

3) решения о распространении продукта, в том числе: организация сети реализации продукции, оптовой и розничной торговли, дистрибуции и дилерства; оптимизация схем товародвижения; взаимодействие складов и розничной (оптовой) торговли; критерии отбора партнеров по распределению продукции; процесс организации и выполнения заказа на поставку продукции; программы поддержки сбыта; управление связями между несколькими каналами реализации продукции; рекомендации по вертикальной/горизонтальной интеграции маркетинговых каналов;

4) решения о продвижении продукта и/или организации, в том числе: рекламные решения; предложения по персональным (личным) продажам, PR-программам, продвижению продаж; рекомендации по стимулированию торговли и продавцов; программы коммуникаций с потребителями; информационная архитектура интернет-сайта (портала) компании, программы участия в интернет-сообществах и электронной рассылки;

5) программы и планы маркетинга; расчет бюджета маркетинга и схемы его распределения; методы контроля и аудита маркетинговой деятельности; решения об интеграции маркетинговых решений в систему управления компанией.

Проектные решения могут быть также посвящены отдельным направлениям аналитической работы маркетолога. В этом случае они могут включать:

- процедуры сбора данных, обработки полученной информации; особенности формирования баз данных по потребителям, конкурентам, товарным группам; технологии проведения маркетинговых исследований;

- построение конкурентных карт рынка, селлограмм, карт восприимчивости, схем ответной реакции потребителей;

- процедуры анализа взаимовлияния конкурентов, влияния поведения потребителей на динамику цен и др.

Проектные решения могут затрагивать реструктуризацию системы управления компанией или ее подразделений, изменение сфер ответственности и обязанностей, системы контроля исполнения.

Оценка экономической эффективности проектных решений служит свидетельством их экономической целесообразности и обоснованности.

В заключении кратко формулируются основные результаты дипломного проектирования (по аналитическим и проектным решениям), даются выводы о реализации целей и задач проекта и оценка эффективности проектных решений. Заключение является структурно-логической основой доклада (презентации результатов дипломного проектирования) в процессе защиты на заседании ГАК. Заключение не должно превышать 5 стр. машинописного текста.

Список использованных источников включает все информационные источники, которые были использованы при разработке дипломного проекта, в том числе электронные. Источники располагаются в списке в алфавитном порядке: сначала даются российские источники, а затем (при наличии) – иностранные. Все иностранные источники представляются на языке издания. Для каждого источника указываются: фамилия и инициалы автора (авторов), название, место, год и объем издания. Список может включать материалы предприятий, специализированных маркетинговых фирм, ассоциаций, а также web-адреса и наименования интернет-ресурсов. Пример оформления списка использованной литературы представлен в Приложении 8.

В тексте пояснительной записки должны быть сделаны ссылки на источники. Например, ссылка [2, с.52] означает, что использован информационный источник под номером «2» в списке литературы и ссылка делается на страницу «52». [11, с.52-60] – означает ссылку на 9 страниц текста из источника под номером «11», [2-4, 13] – поясняет ссылку на 4 источника без указания страниц. Наличие ссылок подтверждает работу автора с источниками и в этом смысле является обязательным элементом пояснительной записки.

Приложения к дипломному проекту содержат дополнительную, вспомогательную и уточняющую информацию к пояснительной записке, загромождающую основной текст работы. Это могут быть документы, таблицы с обширным статистическим материалом, анкеты, списки, схемы, распечатки, фотографии, использование которых в тексте расчетно-пояснительной записки нарушает логическую стройность изложения.

Каждое приложение должно иметь свой порядковый номер и название. В расчетно-пояснительной записке обязательно должны быть сделаны ссылки на приложения.

4. Организация дипломного проектирования

Общее руководство дипломным проектированием осуществляет кафедра «Маркетинг». Заведующий кафедрой назначает руководителями дипломного проектирования профессоров и преподавателей кафедры, а также (в необходимых случаях) высококвалифицированных специалистов-маркетологов, работающих в сторонних организациях: компаниях, вузах, специализированных маркетинговых фирмах, ассоциациях, государственных структурах. При подборе и назначении руководителя учитывается соответствие его специализации направлению и теме дипломного проекта.

На руководителя дипломного проектирования возлагается ответственность за весь процесс проектирования – от выдачи задания до защиты дипломного проекта. Студент и руководитель обмениваются координатами и определяют график и формы контакта (очная, по телефону, электронной почте) для планирования, консультирования и контроля дипломного проектирования.

Руководитель дипломного проекта выдает задание на проектирование до начала преддипломной практики. В дальнейшем уточняет задание в соответствии с условиями и результатами практики, оказывает методическую помощь студенту в сборе и обобщении необходимых материалов. Руководитель консультирует и контролирует работу студента по всем этапам дипломного проектирования (сбор материалов, анализ, разработка и оформление решений). После завершения работы дипломный проект представляется руководителю для экспертизы. При обнаружении серьезных замечаний проект возвращается студенту для доработки. Проект, соотвествующий формальным требованиям, подписывается руководителем и представляется заведующему кафедрой для допуска к защите. Допущенный к защите проект направляется на рецензию. Студент завершает работу над раздаточным материалом и докладом (презентацией).

Для оказания помощи студенту в работе по отдельным направлениям дипломного проектирования по рекомендации руководителя проекта допускается привлечение консультанта. Консультант работает в тесном контакте с руководителем проектирования; в пределах своих функций определяет вопросы, которые должны быть решены в соответствии с темой дипломного проекта. Роль консультанта может выполнять руководитель проекта. В отдельных случаях, когда это диктуется темой дипломного проекта, в качестве дополнительных консультантов могут быть приглашены ведущие преподаватели других кафедр университета.

Дипломный проект должен быть полностью закончен, оформлен и допущен к защите за 10 дней до начала работы ГАК.

5. Оформление дипломных проектов

При оформлении пояснительной записки и графических (раздаточных) материалов следует ориентироваться на использование норм ГОСТа по оформлению отчетов по НИР, а также методов, принятых в делопроизводстве и деловой отчетности.

Расчетно-пояснительная записка представляется на бумажном носителе – листах формата А4 ( 210 х 297 мм). Текст, рисунки и таблицы размещаются на одной стороне листа с соблюдением полей слева 30 мм, сверху 25 мм, снизу 25 мм, справа 15 мм. Рекомендуемый шрифт – «Times New Roman Cyr», размер шрифта – 12-14, расстояние между строками – 16. Обязательным условием сдачи дипломного проекта является передача на кафедру «Маркетинг» магнитной копии работы в формате Word, которая каталогизируется в информационном фонде кафедры.

Пояснительная записка должна быть конкретной, четкой и лаконичной. В тексте записки не допускаются общие теоретические рассуждения, повторения общеизвестных положений, обширные выписки из специальной литературы, учебников и т.п. Все модели и схемы должны носить прикладной характер, иметь реальное практическое наполнение материалами анализа и рекомендаций для конкретного предприятия, рынка или отрасли. Записка должна содержать все необходимые данные, обосновывающие рекомендации автора дипломного проекта.

Пояснительная записка должна содержать 15-20 иллюстраций, в т.ч.:

а) таблицы, в которых данные располагаются с последнего отчетного периода (сначала 2005 г., затем 2004 г. и т д.), цифры ограничены двумя-тремя значимыми цифрами (например, 12 млрд. руб. вместо 12000 млн. руб., 34,4 кг. Вместо 34,411 кг.), сравниваемые величины расположены в строку, а не в ряд (если рядов данных много, их целесообразно разделять затемнителем через каждые пять строк);

б) графики, отражающие взаимосвязь исследуемых величин. При их построении необходимо помнить, что

- в одной координатной системе нецелесообразно представлять более трех графиков,

- если одной из анализируемых величин является время, его необходимо наносить на горизонтальную ось,

- для наглядного отображения можно пользоваться цветовыми выделениями;

в) секторные диаграммы, показывающие части целого. Они должны быть ограничены 5-6 секторами. Если таких секторов больше, их помещают в один общий сектор, например «Прочее»;

г) гистограммы, которые отражают изменение показателей во времени или их соотношение. В этой группе изображений используются горизонтальные, групповые, сегментные, разделительные гистограммы и пиктограммные изображения;

д) схемы (оргструктуры управления, процессы) и блок-схемы (алгоритмы, процедуры);

е) многослойные графики;

ж) географические и иные карты;

з) изображения web-страниц (если они содержат решения дипломника).

Весь иллюстративный материал может быть представлен таблицами и рисунками (схемы, диаграммы, блок-схемы и другой графический материал представляется как рисунки), которые должны иметь номер и название. Рисунки и таблицы нумеруются отдельно. Нумерация иллюстраций может быть по разделам или сквозной. В тексте должны быть ссылки на имеющиеся таблицы и рисунки. Обязательным условием является наличие ссылок на используемую литературу.

Материалы пояснительной записки формируются в последовательности, указанной ранее в разделе «Структура дипломного проекта». Пояснительная записка должна быть сшита в твердый или мягкий переплет. К пояснительной записке студент прилагает экземпляр раздаточного материала - иллюстрации к презентации на защите.

Для защиты студент готовит раздаточный материал обьемом 10-12 страниц и согласовывает его с руководителем. Раздаточный материал должен включать схемы, таблицы, диаграммы, структуры, графики, краткие текстовые материалы и другую информацию, иллюстрирующую аналитические и проектные решения. На первой странице раздаточного материала должны быть указаны: тема дипломного проекта, ф.и.о. студента и научного руководителя. Материал подписывается студентом и руководителем дипломного проектирования.

Раздаточный материал готовится в 9-ти экземплярах – членам ГАК, секретарю и самому докладчику для презентации. После защиты экземпляр раздаточного материала сдается на кафедру вместе с пояснительной запиской.

Доклад на защите рекомендуется также иллюстрировать мультимедийной (Power Point) презентацией, которая готовится студентом заранее и согласовывается в процессе подготовки заседания ГАК по организационным и техническим параметрам.

6. Рецензирование дипломных проектов

Рецензирование дипломного проекта проводится в целях предварительной оценки его качества и практической значимости внешним (для кафедры маркетинга) экспертом. Списки внешних рецензентов представляются в учебный отдел института кафедрой «Маркетинг». Они согласовываются с представителями ГАК и утверждаются директором института.

В число рецензентов включаются высококвалифицированные специалисты, имеющие необходимые знания и опыт маркетинга и менеджмента, работающие на профессиональных или руководящих позициях в компаниях, вузах, специализированных маркетинговых фирмах, бизнес-ассоциациях, государственных учреждениях. Список формируется преимущественно из работников предприятий и организаций – баз преддипломной практики.

На рецензирование направляются проекты, допущенные заведующим кафедрой (или его заместителем) к защите. Заведующий кафедрой определяет степень готовности проекта к защите, представленного на кафедру не позднее, чем за 10 дней до защиты. Дипломный проект, не соответствующий требованиям представления к защите, возвращается дипломнику на доработку. Проект, готовый к защите, визируется заведующим кафедрой (или его заместителем). После получения визы заведующего кафедрой на титульном листе проекта дипломник получает направление на рецензию к эксперту, которому представляет свой проект для рецензирования.

Рецензент после ознакомления с проектом составляет письменное заключение (рецензию) объемом одна-две страницы, в котором излагается его позиция по следующим вопросам:

1) Актуальность / неактуальность темы дипломного проекта.

2) Общая характеристика содержания работы (сущность проведенного анализа и проектных решений). Степень соответствия разработанного проекта заданию на проектирование. Особенности (какие) аналитических и проектных решений (каких конкретно).

3) Достоинства и недостатки аналитических и проектных решений. Аргументированность и обоснованность аналитических и проектных решений. Наличие / недостаток оригинальных и интересных аналитических, проектных, научных решений (указать, каких).

4) Высокий / низкий теоретический уровень работы. Умение /неумение дипломника использовать теоретические знания в решении практических задач.

5) Высокая / невысокая практическая ценность выпускной работы для предприятия (организации) – базы практики.

6) Общая оценка дипломного проекта: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

7) Уровень квалификации (высокий / невысокий), продемонстрированный дипломником. Дипломник заслуживает / не заслуживает присвоения квалификации «маркетолог».

7. Порядок защиты и оценка дипломных проектов

После ознакомления с проектом заведующий кафедрой определяет соответствие проекта предъявляемым требованиям и принимает решение о допуске его к защите.

Защита дипломных проектов осуществляется на заседании Государственной аттестационной комиссии (ГАК). Сведения о студентах, защищающих дипломные проекты на очередном заседании ГАК, о темах дипломных проектов, фамилии председателя, секретаря и членов ГАК, месте заседания комиссии и начале работы помещаются на доску объявлений.

Защита дипломного проекта проводится на открытом (публичном) заседании. Дипломный проект представляется в ГАК вместе со следующими документами:

- личной карточкой студента с выпиской из учебного плана и оценками, полученными при сдаче экзаменов;

- зачетной книжкой;

- заключением рецензента.

Публичная защита дипломного проекта проводится в следующем порядке:

1) Доклад дипломника – 10-12 минут.

2) Вопросы членов и председателя ГАК и ответы дипломника. Вопросы могут быть заданы и другими лицами, присутствующими на защите.

3) Оглашение рецензии на дипломный проект.

4) Ответ студента на замечания рецензента.

Текст доклада готовится студентом заранее в письменной форме и согласовывается с руководителем. Содержание доклада строится в соответствии с логикой и последовательностью изложения материала в дипломном проекте и представляет собой обзор выполненной дипломником работы. В докладе должны быть представлены цель и задачи проекта, основные результаты аналитической и проектной работы, выводы и рекомендации). В тексте доклада делаются ссылки на раздаточный материал и материал медиапрезентации. Речь-доклад с Power Point презентацией отрабатывается (репетируется) дипломником заранее, отслеживается соблюдение временного регламента доклада.

Общая продолжительность защиты – 30 минут.

Решения ГАК оформляются специальными протоколами. В них записываются вопросы, заданные дипломникам, выступления, особое мнение членов ГАК, других присутствующих, оценки членами ГАК выполнения и защиты дипломного проекта.

После окончания публичной защиты проводится краткое закрытое совещание членов ГАК, на котором обсуждаются дипломные проекты и презентации, а затем с учетом результатов учебной, научной и общественной работы дипломанта за весь период обучения в университете определяется общая оценка защищенного проекта. Решение об оценке принимается простым большинством голосов. Решающим является голос председателя ГАК.

Критерии оценки выпускной работы:

Оценка «Отлично» ставится при выполнении дипломников всех указанных в данных «Методических указаниях. . .» требований к дипломному проекту, презентации и срокам выполнения проекта в полной мере (100-90%).

Оценка «Хорошо» ставится при не достижении указанных требований в полной мере (90-80%)

Оценка «Удовлетворительно» ставится при выполнении указанных требований в преобладающей части ( 80-70%)

Оценка «Неудовлетворительно» ставится при выполнении указанных требований в недостаточной мере ( менее чем на 70%)

После завершения совещания ГАК на вновь открытом публичном заседании председатель (или представляющий его член ГАК выпускающей кафедры) объявляет решение ГАК о результатах защиты и присуждении (неприсуждении) квалификации дипломантам.

Приложение 1

Форма заявления для закрепления темы и руководителя дипломного

проектирования

Заведующему кафедрой маркетинга,

д.э.н., проф. Поршневу А.Г.

от студента ____________________

_________(Фамилия, Имя, Отчество)

специальности Маркетинг

форма обучения ___________

_____ курса _______ группы

З А Я В Л Е Н И Е

Прошу закрепить за мной следующую тему дипломного проекта: _______

и выделить руководителя дипломного проектирования

________________________________________________________________.

(ученая степень, звание, инициалы, фамилия)

«___» _______ 200 ___ г.

( подпись студента)

__________________

(виза руководителя)

координаты студента:

тел. дом. __________________,

е-mail __________________ ,

тел.раб./ места практики ________________

тел.моб. __________________

Приложение 2

Перечень рекомендуемых тем дипломных проектов*)

1. Разработка программы международного маркетинга промышленного холдинга.

2. Разработка маркетинговой программы развития предприятия

3. Реструктуризация бизнеса на основе концепции маркетинга.

4. Управление маркетингом венчурной фирмы.

5. Управление маркетингом торговой фирмы.

6. Организация маркетинга неприбыльной организации.

7. Разработка программы работы с потребителями компании.

8. Разработка программы внедрения системы электронных CRM в компании

9. Реструктуризация системы работы с клиентами на основе персонализации маркетинговых решений.

10.Повышение эффективности маркетинга промышленных услуг.

11.Реализация маркетинговой политики в индустрии сервиса.

12.Формирование программы маркетинга страховых услуг.

13.Организация маркетинга инвестиционных товаров.

14.Управление филиальной сетью банка на основе стратегий маркетинга

15..Разработка комплекса маркетинга малого предприятия.

16.Создание компании по оказанию маркетинговых услуг.

17.Организация и планирование маркетинга информационных услуг.

18.Организация прямого маркетинга на промышленном рынке.

19.Организация интернет-маркетинга информационного продукта.

20.Разработка маркетингового обоснования системы электронной коммерции.

21.Разработка маркетинговой программы интернет-магазина.

22.Организация телемаркетинга продукции.

23.Организация кооперации при проведении маркетинговых кампаний.

24.Управление продвижением продукции на внешних рынках.

25. Разработка маркетинговой стратегии выхода на внешние рынки.

26.Организация компании по оказанию маркетинговых услуг.

27.Формирование системы внутриорганизационного маркетинга.

28.Разработка кампании продвижения продукции.

29.Организация взаимодействия с конкурентами при разработке и реализации продукции.

30.Формирование стратегии и тактики конкуренции.

31.Разработка системы методов и форм неценовой конкуренции.

32.Разработка методов и форм ценовой конкуренции.

33.Планирование инвестиций на основе маркетинговых исследований.

34.Формирование и ведение банка маркетинговой информации.

35.Разработка системы маркетинговой информации компании.

__________________________

*) Перечень не является исчерпывающим. Название тем требует уточнения применительно к типу рассматриваемой продукции и географии рынка. Разработка темы ведется на примере конкретной компании или группы компаний, что должно быть отражено в названии. Пример: "Разработка маркетинговой кампании продвижения электротехнической продукции на рынке московского региона (на примере АО "Электромир")

36.Прогнозирование спроса, структуры и объема продаж продукции.

37.Организация мониторинга рынка.

38.Организация маркетингового тестирования новых товаров.

39.Организация и проведение панельных исследований рынка.

40.Разработка программы проведения маркетинговых экспериментов.

41.Организация исследовательской службы в рекламном агентстве.

42.Управление разработкой нового товара и стратегия его продвижения на рынке.

43.Управление товарным ассортиментом.

44.Формирование марочной политики компании.

45.Организация маркетинговой экспертизы потребительской продукции.

46.Обеспечение конкурентоспособности товарного предложения компании.

47.Формирование ценовой политики компании.

48.Разработка ценовой политики предприятия сферы услуг.

49.Разработка ценовой политики для новых промышленных товаров.

50.Разработки системы ценообразования на экспертные работы.

51.Формирование и развитие сети реализации продукции.

52.Планирование оптового и розничного товарооборота.

53.Оптимизация коммерческих логистических систем.

54.Оптимизация организации и выполнения заказа на товары и услуги в розничной / оптовой торговой сети.

55.Разработка розничного комплекса торговой фирмы.

56.Организация вертикальных сетей реализации продукции.

57.Организация логистических процессов в торгово-закупочной сети.

58.Организация логистических процессов в транспортно-заготовительной сети розничной / оптовой торговли.

59.Разработка программы маркетинговых коммуникаций компании

60. Разработка программы продвижения продукта.

61. Разработка комплексной системы стимулирования продаж.

62.Организация и планирование рекламной кампании.

63.Создание системы контроля и прогнозирования результативности рекламы.

64.Разработка плана рекламы по формированию "климата мнений".

65. Разработка рекламной программы по товару / услугам.

66. Организация интернет-рекламы.

67. Разработка программы маркетинговых паблик рилейшнз компании.

68. Разработка программы выставочной деятельности компании.

69.Формирование корпоративного брэнда.

70. Разработка программы работы с референтными группами целевого рынка.

71.Формирование информационного поля продаж нового продукта.

72. Организация директмейл для продвижения промышленной продукции.

73.Формирование системы персональных продаж.

74.Формирование системы стимулирования продаж продукта.

75.Разработка методов и организационных форм проведения маркетингового аудита в компании.

Приложение 3

Список некоторых тем дипломных проектов,

защищенных на кафедре в течение последних лет

1. Разработка программы маркетинга полиграфического предприятия (на примере ИПК «Московская Правда»)

2. Разработка программы маркетинга для московской сети автосалонов «Элекс-Полюс»

3. Повышение конкурентоспособности ОАО «Аэрофлот – РАЛ» на внутреннем рынке пассажирских авиаперевозок

4. Разработка маркетинговой стратегии центра ипотечных программ «МИЭЛЬ»

5. Разработка программы работы с потребителями розничной сети ОАО «Седьмой континент»

6. Позиционирование и продвижение новой модели компании «Автофрамос» на российском рынке

7. Разработка коммуникативного комплекса для ЗАО «Завод «Димидовский»

8. Оптимизация комплекса маркетинговых коммуникаций НП «Автомир»

9. Формирование продуктового портфеля в условиях конкуренции (на примере компании ООО «Жиллетт Группа»)

10.Разработка стратегии позиционирования на международных рынках сети ресторанов «Ти Джи Ай Фройдис»

11.Разработка маркетингового проекта детского медицинского центра (на примере Международной общественной организации ЦНП «Благовест»)

12.Разработка программы маркетинга предприятия-изготовителя гибкой полимерной упаковки (на примере ООО «Реал Пак»)

13.Разработка маркетинговой программы развития Индийского банка «Bank of Punjab Ltd.»

14.Разработка и реализация маркетинговых технологий управления сервисной организацией (на примере «United Parcel Service»)

15.Разработка прграммы продвижения ипотечных продуктов (на примере ОАО «Внешторгбанк»)

16.Разработка комплекса маркетинга для продукции мясоперерабатывающей отрасли (на примере ОАО «Царицино»)

17.Разработка плана маркетинга оптовых продаж инструмента (на примере компании ЗАО «Стройинструмент»)

18.Разработка нового товара и стратегия его продвижения на рынке (на примере ЗАО ПЗ «Коммунарка»)

19.Планирование вывода нового товара на российский рынок (на примере аэрозольных освежителей воздуха группы компаний «Инвент»)

20.Формирование ассортиментного предложения парфюмерно-косметической продукции ГК «Инвент»

21.Разработка программы рекламной поддержки корпоративного брэнда ЗАО «Экспоцентр»

Приложение 4

Форма титульного листа дипломного проекта

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

Институт маркетинга

Кафедра маркетинга

Специальность «Маркетинг» - 080111

Форма обучения: очная

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

на тему: ________________________________________________________

________________________________________________________________

СТУДЕНТ(КА) __________________ ______________________________

(личная подпись) (инициалы и фамилия)

РУКОВОДИТЕЛЬ:

__________________ ______________________________

(личная подпись) (ученая степень, звание, инициалы и фамилия)

КОНСУЛЬТАНТ __________________ ______________________________

(личная подпись) (ученая степень, звание, инициалы и фамилия)

Допустить к защите

Заведующий кафедрой:

Чл.-корр. РАН, д.э.н., проф. ___________________ А.Г.ПОРШНЕВ

(ученая степень, звание) (личная подпись) (инициалы, фамилия)

Москва – 200__ г.

Приложение 5

Форма задания к выпускной квалификационной работе

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Государственный университет управления

Институт маркетинга

Кафедра маркетинга

Специальность: «Маркетинг» - 080111

"УТВЕРЖДАЮ"

Зав. кафедрой, член-корр.РАН, д-р экон.наук, проф.

_________________________ А.Г.Поршнев

"__" __________ _____ г.

З А Д А Н И Е

к выпускной квалификационной работе

(дипломному проекту) студента

_____ курса _______ группы, ___________________ формы обучения

______________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

1. Тема дипломного проекта ____________________________________________________ ___________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

утверждена приказом ректора от «_____» ________ 200__ г. № __________________

2. Срок сдачи студентом законченного(й) проекта (работы) _________________________

3. Исходные данные к проекту _________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Содержание дипломного проекта (перечень подлежащих разработке вопросов) ______________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Продолжение см. на оборотной стороне

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Перечень графического (раздаточного) материала (названия рисунков, таблиц):

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Консультанты по проекту (работе) с указанием относящихся к ним разделов:

Раздел

Инициалы, фамилия

Дата, личная подпись

консультанта

Задание выдал

Задание принял

Дата выдачи задания "__" __________ 200__ г.

Руководитель выпускной квалификационной работы

______________ _______________________________________

(личная подпись) ( инициалы и фамилия)

Задание принял к исполнению:

_______________ ______________________________________

(подпись) ( инициалы и фамилия)

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Форма отзыва руководителя

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Государственный университет управления»

Институт Маркетинга

Кафедра Маркетинга

О Т З Ы В

руководителя на выпускную квалификационную работу

Студента(ки) _________________________________________________

Специальность Маркетинг

Форма обучения ________________ курс ________ группа ____________

Тема:_____________________________________________________________

____________________________________________________________________ _______________________________________________________________

Актуальность темы: _______________________________________________

_________________________________________________________________

Степень самостоятельности проведенного исследования: __________

_______________________________________________________________

_________________________________________________________________

Практическая значимость: __________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Недостатки: ______________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Общий вывод: ____________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Руководитель __________________ ___________________________

(личная подпись) (инициалы, фамилия)

«___» ____________________ 200__ г.

Приложение 7

Образец аннотации

АННОТАЦИЯ

Дипломного проекта студента ___ курса____группы_____ (ФИО)___

________________________________________________________

(очной, очно-заочной, заочной формы обучения)

на тему « ______________________________________________________»

Пояснительная записка, 96 с., 14 рис., 9 таблиц.

Объект исследования : ОАО «Пилот», компания занимается производством и продажей фармпрепаратов на российском и зарубежном рынках

Предмет исследования : программа маркетинга (или маркетинговых исследований / работы с клиентами / маркетинговых коммуникаций / брэндинга / ценообразования / развития системы распространения или продаж и др.)

Основное содержание и результаты анализа маркетинговой среды : Проведен анализ макро- и микросред деятельности ОАО «Пилот». Рассмотрено состояние и тенденции развития фармацевтического рынка в России. Исследованы экономические, политические, научно-технологические, социокультурные и правовые факторы работы ОАО «Пилот» на рынке фармпрепаратов. Представлена специфика работы на российском фармацевтическом рынке в условиях глобализующейся отрасли. Выявлены и охарактеризованы основные сегменты потребителей, компании-конкуренты и партнеры. Проведен анализ состояния маркетинговой активности ОАО «Пилот». В результате SWOT-анализа сформулированы основные направления развития компании с целью расширения ее доли на рынке качественных фармпрепаратов, доступных отечественным потребителям со средним и низким доходом.

Предлагаемые пути решения проблем (реализации рыночных возможностей) средствами маркетинга: разработана программа маркетинга компании в составе основных элементов маркетингового комплекса. Предлагается развитие ассортиментной политики по производству дженериков. Разработана ценовая стратегия на линию новых продуктов под собственной маркой. Представлены предложения по развитию сети распространения с использованием прямых каналов и интернет-заказов. Разработана программа маркетинговых коммуникаций, ориентированных на оптовых посредников, профессиональных врачей, широкую аудиторию, аптечные сети и киоски, научное сообщество, иностранных партнеров, госструктуры.

Экономическая эффективность проектных решений по введению на рынок нового препарата определена методом NPV (ЧДД, ЧТС). Срок окупаемости этой программы составляет 3 квартала при затратах на решение маркетинговых и смежных задач – 6,5 миллиона рублей в течение первого года работы по проекту вывода препарата на рынок.

Приложение 8

Образец перечня сокращений, условных обозначений, терминов

ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ

БД – база данных

EC - Европейский Союз

СМИ - средства массовой информации

WEF - World Economic Forum

SBU – Strategic Business Unit

FMCG – Fast Moving Consumer Goods

МИС – маркетинговая информационная система

ИТ – информационные технологии

ИМК – интегрированные маркетинговые коммуникации

СМИ – средства массовой информации

CTR – Click Through Rate

GRP – Gross Rating Point

Call-центр, - центр обработки телефонных обращений клиентов

CRM – Customer Relationship Management

CMR – Customer Managed Relations

ERP – Enterprise Resource Planning

SWOT – Strengths, Weaknesses, Opportunities, Threats

DWH – Data Warehouse

OLAP - On-Line Analytical Processing

PLM – Product Lifecycle Management

PDM – Product Data Management

CAD – Computer Assisted Design

ЧДД - чистый дисконтированный доход

ЧТС – чистая текущая стоимость

NPV – Net Present Value

Приложение 9

Пример оформления списка использованных источников

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Аакер Д. Создание сильных брэндов. М. ИД Гребенникова, 2003. - 440 с.

2. Азоев Г.Л., Михайлова Е.А. Маркетинговые исследования. М.: Финстатинформ. 1999. -120 с.

3. Азоев.Г.Л., Челенков А.П. Конкурентные преимущества фирмы. – М.: ОАО Типография «Новости», 2000.- 254 с.

4. Алешина И.В. Маркетинг для менеджеров. М.: Фаир-Пресс, 2003. – 456 с.

5. Алешина И.В. Паблик Рилейшнз для менеджеров. – М.: ИКФ Экмос, 2006, 2004, 2003, 2002. – 480 с.

6. Алёшина И.В. Поведение потребителей. М.: Экономистъ, 2006. – 525 с.

7. Армстронг, Г., Котлер Ф. Введение в маркетинг. М.: ИД Вильямс, 2000. - 640 с.

8. Ассэль Г. Маркетинг: принципы и стратегия. М.: Инфра-М, 2001. – 804 с.

9. Блэкуэл Д. и др. Поведение потребителей /пер. Спб.: Питер, 2002. - 624 с.

10.ГОСТ- 7.32-2001. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления.(Международный стандарт. Система стандартов по информационному, библиотечному и издательскому делу).

11.Канунников С. Борьба за место на полке. // Коммерсантъ, 13.11.2002, с.20

12.Киршина М.В. Коммерческая логистика. М.: ЦэиМ, 2001.- 256 с.

13.Ковалев А.И. Промышленный маркетинг. Ч1, Ч2. М.: ЦэиМ, - 2002.

14.Ковалев А.И., Войленко В.В. Маркетинговый анализ. М.: ЦэиМ, 2000. – 256 с.

15.Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Спб.: Питер, 2003. - 800 с.

16.Котлер Ф. и др. Основы маркетинга. 2-е европ. изд. Спб.: Питер, 2003. - 944 с..

17.Лашманова Н.В. Информационные системы маркетинга. Спб: СПБГУП, 2006. – 184 с.

18.Майдебура Е. Маркетинг услуг. Вира-Р. 2001. –574 с.

19.Малхотра Н.К. Маркетинговые исследования. Практическое руководство. 4-е изд. /Пер. с англ. М.: ИД "Вильямс", 2007. – 1186 с.

20.Малхотра Н.К.Маркетинговые исследования и эффективный анализ статистических данных. М.:Диасофт, 2002. – 768 с..

21.Мельникова О. Фокус-группы в маркетинговом исследовании. М.: Академия, 2003.- 272 с.

22.Методические указания к оформлению курсовых, дипломных проектов

(работ), научных рефератов, отчетов о практике и научно-исследователь-

ской работе студентов./ сост. Заичкин Н.И., Куприянов Н.С. М.: ГУУ,

2002.-35 с.

23.Минетт С. Промышленный маркетинг. М.: ИД Вильямс, 2003, - 208 с.

24.Михайлова Е.А. Бенчмаркинг. М.: Благовест, 2002.- 176 с.

25.Михайлова Е.А. Основы бенчмаркинга. М.: Юристъ, 2002. – 110 с.

26.Мусич П. Новые игроки на оффщорном рынке ИТ. //PC Week/RE, 12.11.2002, c.38

27.Мосмюллер Г., Ребик Н., Маркетинговые исследоания с SPSS. М.: Инфра-М, 2007, 159 с.

28.Портер М. Конкуренция. М. ИД Вильямс, 2001.- 495 с.

29.Прозоровский С.А. Международный маркетинг.//Маркетинг, спецвыпуск, 2 (24), 2004. - 128 с.

30.Семенов И.В., Прозоровский С.А. Анализ деловых ситуаций (кейсов) по дисциплине «Стратегический маркетинг». М.: ГУУ.-2001. – 131 с.

31.Семенов И.В. Формирование маркетинговой стратегии. М. ; ЦМИиМ, 2002. – 120 с.

32.Управление организацией / под ред. Поршнева А.Г. М.: Инфра-М, 2003. -716 с.

33.Холмогоров В. Интернет-маркетинг. Краткий курс. Спб.: Питер, 2002 . – 272 с.

34.Челенков А.П. Маркетинг услуг. Учебное пособие. М.: ЦМИиМ. 2004. – 128 с.

35.Черчиль Г.А. Маркетинговые исследования. Спб.: Питер, 2002. – 752 с.

36.Шкаровский С.И. Маркетинговые технологии: расширение банковского бизнеса. Региональный аспект. М.: Р.Валент, 2004.- 112 с.

37.Шмидт Р. Финансовые аспекты маркетинга. М.: Юнити Дана, 2000. – 527 с.

38.Braunsberger K., Gates R. Buyer beliefs, attitudes and behaviour: foods with therapeutic claims. // Journal of Consumer Marketing, Volume 19 Number 7, 2002, pp.591-607

39.Dobbs T., Stone, M., Abbott J. UK data warehousing and business intelligence implementation // Qualitative Market Research: An International Journal. Volume 5 Number 4 2002, pp. 235 - 238 .

40.Kotler P., Armstrong G. Principles of Marketing. 9-th ed/ Prentice Hall, 2000.

41.Newsom D., Turk J., Kruckeberg D. This is PR: The Realities of Public Relations.7-th ed., Watsworth Pub Co, 1999.

42.Tyson G. Striking a Balance. // Selections, fall 2002, V.2, pp 28-36.

43.www.comcon-2.com - сайт агентства Комкон

44. www.4p.ru - сайт о маркетинге

45.www.marketer.ru - сайт «Маркетер»

46.www.microsoft.com – корпоративный сайт компании Microsoft

47.www.promo.ru - сайт агентства интернет-рекламы

48.www.rbc.ru - информационное агентство РБК.ру

49. www.amazon.com - интернет-магазин Amazon.com

50.www.colibri.ru - интернет-магазин книг Colibri.ru

51.www.bizbook.ru - интернет-сайт магазина «Бизнес-книга»

52.www.guu.ru - официальный сайт Государственного университета управления

53.www.emeraldinsight.com - электронная база научной периодики Emerald

54.www.proquest.com - электронная база научной периодики ProQuest

Приложение 10

Формат рецензии

Р Е Ц Е Н З И Я

на выпускную квалификационную работу студента(ки) ____________________________

___________________________________________________________________________

(имя, отчество, фамилия)

института маркетинга Государственного университета управления.

Тема дипломного проекта):____________________________________________________ ____________________________________________________________________________

1. Актуальность темы: _______________________________________________________

2. Научная новизна и практическая значимость; __________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

3 . Наличие самостоятельных разработок; ________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

4. Использование современных информационно-компьютерных технологий, экономико-математических методов и др.; ________________________________________________

___________________________________________________________________________

5. Наличие недостатков; указать, каких _________________________________________

___________________________________________________________________________

6. Общий вывод: _________________________________________________.__________

________(заслуживает оценки _________, присвоения квалификации «Маркетолог» )

Р Е Ц Е Н З Е Н Т - _______________________________________________________________

(имя, отчество, фамилия, ученая степень, звание, должность, место работы)

«___»____________________ 200__ г.

М.П.

________________________________

(личная подпись)