Учебное пособие: Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы

Название: Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы
Раздел: Остальные рефераты
Тип: учебное пособие Скачать документ бесплатно, без SMS в архиве

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬГО ОБРАЗОВАНИЯ

КЕМЕРОВСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по выполнению выпускной

квалификационной работы

специальности 080113 «Страховое дело»

для студентов очной формы обучения

2007 год

РАССМОТРЕНО

на заседании цикловой комиссии Протокол №________

от «___»_______200__г.

УТВЕРЖДАЮ

Зам.директора по научно-

методической работе

______________________

от «___»_________200__г.

Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы для студентов специальности 080113 «Страховое дело» дневной формы обучения.

Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы включают: требования Государственного образовательного стандарта, порядок выбора темы, выполнения и защиты дипломной работы, требования к структуре работы и оформлению, требования к руководству дипломными работами и, процедура защиты дипломной работы и критерии оценки дипломных работ.

Составитель: Якушева Елена Петровна - преподаватель экономических дисциплин, высшей квалификационной категории.

Рецензенты: Фаттахова О.М. к.т.н. доцент кафедры «Финансы и кредит» РГЭТУ г.Кемерово

Носкова П.А. – зав. отделением ТЭ, преподаватель высшей квалификационной категории

СОДЕРЖАНИЕ

Требования Государственного образовательного

стандарта............................................................................... 3

1. Общие положения............................................................ 5

2. Тематика выпускных работ и выбор темы.................... 6

3. Порядок выполнения и защиты дипломной работы.... 7

4. Структура и основное содержание дипломной работы 9

5. Работа над литературой................................................. 11

6. Оформление дипломной работы.................................. 12

7. Язык и стиль дипломной работы................................. 51

8. Руководство дипломными работами........................... 61

9. Процедура защиты дипломной работы в

Государственной аттестационной комиссии.................. 62

10.Критерии оценки дипломных работ........................... 65

Приложения……………………………………………….69


Требования Государственного образовательного стандарта

Квалификационная характеристика выпускника.

Специалист страхового дела по специальности «Страховое дело» должен быть подготовлен к профессиональной работе в государственных органах федерального, регионального и муниципального уровня страховых компаний, инвестиционных фондах, экономических службах предприятий и организаций всех форм собственности, на должностях, требующих среднего профессионального образования, согласно квалификационному справочнику должностей руководителей среднего звена.

Специальность «Страховое дело» дает комплекс знаний в области: государственных и муниципальных организаций страхового дела. Специальность предполагает изучение: процессов формирования экономических и правовых отношений, обеспечивающих страховую защиту имущественных интересов производителей и потребителей, различных категорий населения и общества в целом; механизма управления страховой деятельностью; функционирования внебюджетных организаций; порядка планирования, учета и отчетности страховых компаний, организаций, учреждений; организации и управления денежными потоками страховых предприятий, инвестиционной деятельности страховых организаций; особенностей организации финансов предприятий страхового дела.

Требования к профессиональной подготовленности специалиста.

Выпускник должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации, указанные в Государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования

Дипломированный специалист должен:

· иметь системное представление о структурах и тенденциях развития российской и мировой экономик;

· понимать многообразие экономических процессов в современном мире, их связь с другими процессами, происходящими в обществе;

· уметь использовать знания по экономической теории, бухгалтерскому учету, менеджменту и др. в своей практической деятельности;

· знать основы организации денежно-кредитного регулирования, взаимосвязи между разными частями денежного оборота, биржевого дела, основы организации налогообложения и страхования, государственных и муниципальных финансов;

· быть подготовленным к профессиональной деятельности в учреждениях финансовой и кредитной системы, включая внешнеэкономическую сферу, способным самостоятельно работать на должностях, требующих аналитического подхода в нестандартных ситуациях;

· решать нестандартные задачи, прогнозировать экономические процессы в сфере страховых отношений;

· видеть перспективы развития страховых отношений и перспективы своей профессиональной деятельности;

· быть конкурентоспособным, обладать знаниями по смежной специализации;

· уметь на научной основе организовать свой труд, владеть компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редактирования) информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности, использовать современные информационные технологии;

Требования к подготовке специалиста страхового дела по профилю специальности Кемеровского профессионально-технического колледжа устанавливаются учебным заведением, исходя из содержания дисциплины специализации.

Требования к итоговой государственной аттестации специалиста страхового дела по специальности 0801113 «Страховое дело».

1. Итоговая государственная аттестация специалиста страхового дела по специальности 080113 «Страховое дело» включает выпускную квалификационную работу, позволяющая выявить теоретическую подготовку к решению профессиональных задач. Итоговая государственная аттестация осуществляется государственными аттестационными комиссиями, организуемыми в среднем профессиональном учебном заведении и функционирующими в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников средних учебных заведений в Российской Федерации.

2. Требования к выпускной квалификационной работе специалиста:

- Выпускная квалификационная работа специалиста страхового дела по специальности 080113 «Страховое дело» выполняется в соответствии с учебным планом и имеет своей целью систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний в области страхового дела, выявление умения применять полученные знания при решении конкретных страховых, экономических, научных и производственных задач; развитие навыков ведения самостоятельной работы и применения методик исследования при решении разрабатываемых в выпускной работе проблем и вопросов; выявление степени подготовленности студента к самостоятельной работе в различных областях страховой деятельности.

- Выпускная квалификационная работа должна представлять собой законченную разработку актуальной страховой проблемы и обязательно включать в себя как теоретическую часть, где студент должен продемонстрировать знания основ страховой теории по разрабатываемой проблеме, так и практическую часть, в которой необходимо показать умение использовать методы ранее изученных учебных дисциплин для решения поставленных в работе задач.

1. Общие положения

Завершающим этапом обучения в колледже, после сдачи всех зачетов, экзаменов, защиты отчетов по производственной практике, является защита выпускной квалификационной работы.

Специальность «Страховое дело» присваивается студенту - выпускнику при условии успешного завершения всех этапов государственной аттестации.

Основная цель дипломной работы - подтвердить приобретенные студентом за время обучения умения и навыки, определяющие квалификацию специалиста. При выполнении дипломной работы студенты изучают отечественный и зарубежный опыты организации страховой работы на предприятиях, исследуют состояние отдельных сегментов страхового рынка, самостоятельно проводят экономический анализ, изучают теоретическое состояние исследуемого вопроса и на основании сделанных выводов разрабатывают мероприятия и предложения по улучшению работы субъектов рыночной экономики страхового дела, повышения эффективности их деятельности в современных условиях развития хозяйства.

Выполнение дипломной работы имеет своей целью:

· систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности; применение их при решении конкретных задач в области организации, методологии и техники страховой работы, страхового анализа, планирования, контроля и управления на предприятиях любой формы собственности;

· развитие навыков самостоятельной деятельности;

· овладение методикой исследования вопросов темы выпускной работы;

· выявление подготовленности студента к практической деятельности по специальности в условиях дальнейшего совершенствования управления страховой деятельностью, повышения ее эффективности, углубления рыночных отношений;

· освоение приемов работы со страховой информацией, научной и справочной литературой, периодическими изданиями;

· развитие навыков научно-исследовательской работы.

Требования, которым должна отвечать дипломная работа:

1) дипломная работа должна быть выполнена на высоком профессиональном уровне, при ее подготовке должны быть использованы законодательные акты, инструктивные материалы, литературные источники, материал лекционных курсов и навыки, приобретенные на практике;

2) при подготовке дипломной работы практический материал и литературные источники должны быть проработаны и органически увязаны с избранной темой;

3) дипломная работа должна отразить глубину теоретической подготовки студента, понимание рассматриваемого круга вопросов, способность самостоятельно использовать литературные источники, умение связывать теоретические положения с их практическим применением, формировать и обосновывать собственные выводы, логически и грамотно излагать свои мысли;

4) дипломная работа должна быть грамотно и аккуратно написана и правильно оформлена.

Процесс подготовки и защиты дипломной работы состоит из следующих этапов:

· выбор и закрепление за студентом темы, предприятия, по материалам которого будет выполняться работа, и руководителя дипломной работы;

· подбор литературы и ознакомление с ее содержанием;

· составление плана дипломной работы;

· подбор практического материала по теме дипломной работы;

· написание дипломной работы;

· формулирование выводов и практических предложений по результатам проведенных исследований;

· выбор материалов для наглядной иллюстрации содержания и результатов дипломной работы;

· оформление дипломной работы;

· сдача дипломной работы руководителю для оценки возможности допуска к защите и написания отзыва;

· сдача дипломной работы заведующему отделением для получения разрешения на защиту.

2. Тематика дипломных работ и выбор темы

Дипломная работа должна быть написана на реальную тему, результаты которой могут быть полностью или частично реализованы на практике.

Выбор темы дипломной работы должен быть направлен на решение задач, имеющих практическую значимость, отвечать потребностям развития страховых аспектов деятельности различных субъектов рынка. Академические (чисто теоретические) темы для дипломных работ могут быть рекомендованы только в порядке исключения.

Тематика дипломных работ должна быть актуальной, соответствовать современному состоянию и перспективам развития страховой деятельности предприятий.

Тематика дипломных работ должна быть направлена на исследование и разработку следующих проблем и вопросов субъектов страховой деятельности:

- исследование инвестиционной деятельности субъекта как фактора эффективности хозяйствования;

- анализ форм организации и ведения финансовой работы субъектов различных организационных форм;

- исследование перспектив развития страховой системы в России и проблемы ее стабилизации;

- проблемы совершенствования страхового планирования, контроля и анализа в условиях рыночной экономики;

- совершенствование налогообложения страховой деятельности в России;

- исследование стратегических приемов управления финансовыми активами и капиталом страховой компании;

- исследование стратегических приемов управления формированием собственных ресурсов предприятий;

- исследование стратегических приемов управления с привлечением заемных ресурсов на предприятии;

- пути и направления финансовой стабилизации экономики в целом и отдельных хозяйствующих субъектов страховой отрасли;

- проблемы оптимизации инвестиций в зависимости от доходности и рисков;

- анализ отдельных элементов финансово-хозяйственной деятельности субъектов рыночной экономики;

- особенности организации финансовой деятельности страховых компаний различных по типу организационно-правовой формы собственности;

- проблемы формирования страхового рынка;

- совершенствование и повышение эффективности страховых услуг;

- характеристика и значение статистической, финансовой и бухгалтерской отчетности в современных условиях;

- проблемы оценки и анализа финансово-хозяйственной деятельности субъектов страхового рынка;

- проблемы и совершенствование внутреннего аудита на предприятиях;

- проблемы использования статистических методов и приемов в анализе финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности.

Примерная тематика выпускных работ разрабатывается преподавателем технико-экономического отделения (ТЭО) ежегодно, пересматривается и обновляется. Студентам предоставляется право выбора темы выпускной работы. При выборе темы студент должен, прежде всего, учитывать наличие объекта исследования и возможность получения информации, обеспеченность учебно-методической, нормативной и научной литературой, а также опыт финансовой и страховой деятельности. Тема может быть предусмотрена и в заявке предприятия, по материалам которого намечено выполнить дипломную работу, и согласована с руководителем данного предприятия. Студент также может избрать тему, не предусмотренную тематикой ТЭФ. Однако в данном случае необходимо обоснование целесообразности ее разработки.

Выбранная студентом тема должна соответствовать накопленному им практическому опыту, уровню подготовки, научным интересам и личным наклонностям, могла бы разрабатываться на конкретных материалах, полученных на предприятии или из статистических сборников и аналитических обзоров периодических изданий. Необходимо также учитывать и возможности практического использования предложений и рекомендаций по совершенствованию финансово-хозяйственной деятельности страховых компаний.

Не разрешается дублировать дипломные работы, т.е. выполнять их несколькими студентами на одну и ту же тему.

Тема и назначение руководителя дипломной работы утверждается заведующим технико-экономическим отделением (ТЭО) и по его представлению оформляются приказом по колледжу.

3. Порядок выполнения и защиты дипломной работы

3.1. Выбрав тему, студент не менее чем за две недели до начала преддипломной практики на имя заведующего отделением заполняет заявление по установленной колледжем форме о закреплении избранной темы. На основании заявления ТЭО назначает руководителя дипломной работы, а при необходимости и консультанта по ее отдельным разделам или частным вопросам (например, экономико-математические методы расчетов и анализа, использование современной вычислительной техники).

Руководителями дипломных работ могут быть преподаватели ТЭО; преподаватели аналогичных факультетов вузов; научные сотрудники научно-исследовательских институтов; практические работники субъектов хозяйственного комплекса - высококвалифицированные и компетентные специалисты, имеющие высшее специальное экономическое образование.

3.2. Студент, получив подтверждение о закреплении темы и руководителя, осуществляет подбор необходимой литературы и составляет план дипломной работы, который показывает своему руководителю для уточнения и корректировки. Порядок составления плана приведен в приложении.

3.3. На основании составленного плана руководитель лично заполняет задание и календарный план дипломной работы по каждой дипломной работе в соответствии с установленной колледжем формой в двух экземплярах. Бланки для заполнения задания и календарного плана находятся на ТЭО.

Оба экземпляра задания подписывают руководитель, консультант и дипломник. Календарный план подписывает руководитель. Задание и календарный план утверждается заведующим ТЭО. Один экземпляр задания и календарного плана вручается (отсылается) студенту, а второй хранится на кафедре. Экземпляры, переданные студенту, впоследствии вместе с дипломной работой представляются в государственную аттестационную комиссию.

3.4. Процесс выполнения дипломной работы, соблюдение студентом календарного плана должны постоянно контролироваться руководителем. Для этого студент не менее двух раз в месяц отчитывается перед руководителем о ходе работы. О порядке и степени выполнения дипломной работы делается отметка в каждом из экземпляров календарного плана. Руководитель дипломной работы обязан раз в месяц на заседаниях ТЭО докладывать о состоянии работы студента. Задача руководителя - обеспечить своевременное представление к защите доброкачественной дипломной работы, отвечающей всем необходимым требованиям.

Со стороны ТЭО так же осуществляется контроль за ходом выполнения дипломной работы, который заключается в заполнении специального журнала. В журнале регистрируются следующие сведения: фамилия и инициалы студента; название темы; наименование организации, по материалам которой будет выполняться работа; номер и дата приказа по колледжу о закреплении темы; фамилия и инициалы руководителя и консультантов; дата выдачи студенту задания на дипломную работу; срок завершения работы: плановый и фактический; дата допуска заведующим ТЭО к защите; фамилия и инициалы рецензента; дата рецензии; дата защиты в государственной аттестационной комиссии; оценка.

Студенты, нарушающие график выполнения дипломной работы, приглашаются на заседания ТЭО с отчетами о степени проработки темы для устранения обнаруженных недостатков. При систематическом нарушении графика и не посещении установленных консультаций студенты-дипломники, по представлению руководителя дипломной работы, могут быть решением ТЭО не допущены к защите дипломной работы.

3.5. Студент обязан не позднее, чем за неделю до установленной даты защиты работы в Государственной аттестационной комиссии (ГАК) представить дипломную работу руководителю для рецензирования и написания отзыва по установленной колледжем форме. Для завершения оформления дипломной работы студенту необходимо заполнить титульный лист на дипломную работу по установленной форме. Бланк титульного листа находится на ТЭО.

3.6. Не менее чем за три дня до установленного срока защиты в ГАК студент должен представить дипломную работу (с отзывом руководителя и рецензией) заведующему отделением для принятия решения о допуске работы к защите. Не предоставленные в срок работы к защите не допускаются.

3.7. В процессе подготовки к публичной защите дипломной работы в ГАК студенту необходимо подготовить доклад, в котором излагается цель работы, актуальность выбранной тематики, методический инструментарий (при необходимости), полученные результаты и выводы по решению исследуемой проблемы и разработанные предложения и рекомендации. Время изложения доклада не должно превышать 7 - 10 минут. Доклад должен быть проиллюстрирован наглядным материалом, подобранным студентом совместно с руководителем и отражающим содержание работы. Содержание доклада должно быть согласовано с руководителем.

3.8. Защита дипломной работы происходит на открытом заседании государственной аттестационной комиссии, на котором могут присутствовать и представители предприятий - заказчиков или потенциальные работодатели. В процессе защиты студент должен представить вниманию членов ГАК доклад и иллюстрационный материал, ответить на замечания рецензента (если они имеются в рецензии), а также подробно ответить на вопросы членов ГАК. При необходимости, защита дипломной работы может проводиться непосредственно на предприятиях, для которых тематика защищаемых дипломных работ представляет технический интерес.

4. Структура и основное содержание дипломной работы

Дипломная работа должна отвечать следующим требованиям:

1) должна быть выполнена на высоком профессиональном уровне, при ее подготовке должны быть использованы законодательные акты, инструктивные и ведомственные материалы, основные и дополнительные литературные источники, материал лекционного курса и навыки, приобретенные на практике;

2) при подготовке дипломной работы практический материал и литературные источники должны быть проработаны и органически увязаны с избранной темой;

3) дипломная работа должна отразить глубину теоретической подготовки студента, понимание рассматриваемого круга вопросов, способность самостоятельно использовать литературные источники, умения связывать теоретические положения с их практическим применением, формировать и обосновывать собственные выводы, логически и грамотно излагать свои мысли;

4) дипломная работа должна быть правильно оформлена, написана разборчиво, грамотно и аккуратно.

В дипломной работе должны быть следующие основные разделы:

1. Введение (примерно 2 – 3 страниц текста).

2. Теоретическая часть (20 – 25 стр.)

3. Практическая часть (35 – 40 стр.)

4. Заключение (3 – 5 стр.)

5. Литература (2 – 3 стр.)

6. Приложения.

Во введении должно быть кратко характеризовано современное состояние исследуемой проблемы, включая четкую формулировку ее новизны и актуальности, обоснована необходимость ее выполнения; указана цель работы; приведено определение объекта и предмета исследования, методы исследования.

Содержанием теоретической главы являются, как правило, теоретические вопросы по теме дипломной работы, написанные с использованием литературных источников.

Большое значение имеет правильная трактовка понятий, их точность и научность. Употребляемые термины должны быть общепринятыми либо приводиться со ссылкой на автора. Точно так же общепринятыми должны быть и формулы, исключение составляют впервые вводимые те или иные научные понятия, расчеты.

Для тем теоретического характера должно быть полно изложено состояние вопроса, которому посвящена выбранная студентом тема дипломной работы. Предметом анализа должны быть новые идеи и проблемы в области экономики, возможные подходы к их решению, оценка противоречивых сведений, содержащихся в различных источниках.

Практическая часть для всех тем формируется на материале предприятия, включает в себя краткую характеристику исследуемого объекта и анализ его технико-экономического или финансового состояния. Далее подробно анализируются материалы по предмету исследования, в процессе анализа и оценки следует использовать современные методы экономико-математического анализа, с тем, чтобы выявить закономерности, определить влияние факторов на изменение показателей. Для обработки отчетных данных и представления полученных результатов рекомендуется использовать компьютерную технику с применением специальных программ для обработки данных.

Содержание практической части дипломной работы необходимо проиллюстрировать таблицами, схемами, диаграммами и другими материалами, которые размещают по тексту или в виде приложений, а также на плакатах.

Заключение должно содержать основные выводы по дипломной работе, хозяйственную, научную, социальную ценность результатов дипломной работы или их экономический эффект, также следует указать, чем завершена работа: получение научных данных о субъектах и объектов финансово-хозяйственной деятельности, разработкой новых методов и принципов исследований, составлением рекомендаций (предложений), методик, разработкой норм и правил, программ и других результатов.

Список литературы должен включать, как правило, 15-20 источников по всем разделам дипломной работы. Перечень использованной литературы оформляется в следующем порядке: сначала законодательные акты, нормативные и инструктивные материалы, затем основная и вспомогательная специальная литература в строгом алфавитном порядке.

В приложении приводится вспомогательный материал: необходимые исходные данные (копии), промежуточные расчеты, таблицы вспомогательных данных и прочие иллюстрации вспомогательного характера. Приложения необходимо располагать и нумеровать в порядке появления ссылок в тексте разделов.

По каждой главе дипломной работы должны быть сформулированы выводы, резюмирующие основные результаты исследования.

К выполнению дипломной работы студент должен готовить себя, начиная со II курса, участвуя в научной работе по тематике ТЭО, выполняя контрольные работы, рефераты и курсовые работы (научные доклады).

5. Работа над литературой

Дипломная работа выполняется на основе глубокого изучения литературы по специальности и по теме выпускной работы.

Работу над литературой студент должен начать с подбора и составления списка литературы, используя для этого библиотечный каталог и библиографический справочный материал.

В процессе выполнения дипломной работы студенту рекомендуется использовать следующие материалы и документы:

· законы Российской Федерации по страховым, финансово-экономическим вопросам;

· указы Президента Российской Федерации по указанным вопросам;

· постановления исполнительных органов власти Российской Федерации по указанным вопросам;

· инструктивные и методические материалы министерств и ведомств.

При выполнении дипломной работы целесообразно использовать монографии, учебники, учебные пособия, справочники, а также статьи, публикуемые в журналах «Финансы», «Менеджмент в России и за рубежом», «Маркетинг в России и за рубежом», «Экономист», «Вопросы экономики», «Эксперт», «Банковское дело», «Страховое ревю» и другие. При необходимости можно использовать аналитическую информацию и материалы газет «Экономика и жизнь», «Финансовая Россия», «Российская газета» и др.

Работу над литературными источниками следует начинать с изучения правовых актов РФ, учебников, учебных пособий, а также монографий. Затем изучаются статьи в журналах.

Наряду с указанными литературными источниками могут быть использованы сборники научных трудов, сборники научных статей и материалы научных конференций.

6. Оформление дипломной работы

Принято считать, что оформление диплома является заключительной стадией работы. Однако, это не так. Определение формы изложения неразрывно связано с планом работы и всем процессом ее подготовки. Четкая структура работы, логичное и аргументированное изложение в сочетании с методически верным оформлением не только производит положительное впечатление о работе и авторе, но характеризует уровень профессиональной и научной культуры дипломника. Формализация работы, следование установленным нормам оформления вырабатывает в студенте способность привести проведенные исследования, результаты к единому сложившемуся научному стилю, профессиональному языку. Подготовка дипломной работы с учетом требований методических документов по оформлению способствует также укреплению внутренней дисциплины студента и готовит его к дальнейшей профессиональной работе.

Таким образом, все это позволяет сделать вывод, что оформление диплома - это не менее важный по сравнению с написанием диплома процесс, откладывать который «на потом» нельзя.

Учитывая это, имеет смысл рассмотреть не только общее оформление диплома, но и остановиться на отдельных видах текстового, табличного, формульного и иллюстративного материала, а также правила оформления библиографического аппарата дипломной работы.

6.1. Общие правила оформления дипломной работы

Текст дипломной работы должен быть напечатан с использованием компьютерной техники на одной стороне стандартного листа (формат А4 - 210х297 мм) белой односортной бумаги. Размеры полей устанавливаются в соответствии со следующими размерами: слева - 30 мм, справа- 15 мм, сверху и снизу - по 20 мм. Интервал между строк должен быть при компьютерной распечатке - через 1,5 интервала (межстрочный режим «полуторный»). Шрифт 14.

Поля слева оставляют для переплета, справа - во избежание того, чтобы в строках не было неправильных переносов из-за неуместившихся частей слов.

Работа печатается в строго последовательном порядке. Не допускаются разного рода текстовые вставки и дополнения, помещаемые на отдельных страницах или на оборотной стороне листа, переносы кусков текста в другие места.

Все сноски и подстрочные примечания должны быть размещены на той странице, к которой они относятся. Сноски печатаются тем же шрифтом, что и основной текст, с межстрочным интервалом «одинарный» (в компьютерном варианте). Допустимо уменьшение размера шрифта сноски до 10-12 пунктов с обязательным соблюдением единого размера по всем сноскам текста диплома.

Все страницы нумеруются, начиная с содержания (оглавления) дипломной работы. Цифру, обозначающую порядковый номер страницы, ставят в правом нижнем углу страницы. В обозначении используется шрифт основного текста работы. Допустимо уменьшение размера цифры порядкового номера страницы на 2 пункта относительно размера основного текста. При этом на первые три листа дипломной работы - титул дипломной работы, задание на дипломную работу, календарный план - не ставится цифра, обозначающая порядковый номер страницы. Таким образом, «первая» страница дипломной работы (как правило, это страница с планом работы), расположенная после указанных выше страниц, нумеруется цифрой «4».

Каждая новая глава начинается с новой страницы. Это же правило относится к другим основным структурным частям работы: введению, заключению, списку литературы, приложениям.

Названия глав, заголовки параграфов могут иметь увеличенный на 2 пункта размера шрифта по сравнению с размером шрифта основного текста. Допустимо использование ПРОПИСНЫХ букв в названиях глав. Названия глав, заголовки параграфов могут иметь полужирное написание. Использование курсива в них не рекомендуется. Расстояние между названием главы и последующим текстом должно быть равно 3 интервалам (2 строчки с межстрочным интервалом текста 1,5). Такое же расстояние выдерживается между заголовками главы и параграфа. Расстояние между основаниями строк заголовка принимают таким же, как и в тексте. Точку в конце заголовка, располагаемого посредине строки, не ставят. Подчеркивать заголовки и переносить слова в заголовке не допускается.

Фразы, начинающиеся с новой (красной) строки, печатают с абзацным отступом от начала строки, равным пяти ударам. При компьютерном наборе отступ формируется табулятором с установкой 1,27 см.

Текст на иностранном языке может быть целиком напечатан или вписан от руки черными чернилами или чертежной тушью (примесь частично напечатанных на пишущей машинке отдельных букв и цифр не допускается).

Формулы (при невозможности компьютерного набора) должны быть вписаны в текст тщательно и разборчиво, полностью от руки, черными чернилами или чертежной тушью. Прописные и строчные буквы, надстрочные и подстрочные индексы в формулах должны обозначаться четко. При написании формул от руки размеры знаков для формул рекомендуются следующие: прописные буквы и цифры - 7-8 мм, строчные - 4 мм, показатели степеней и индексы - не менее 2 мм.

Таблицы, рисунки, чертежи, графики, фотографии, как в тексте работы, так и в приложениях должны быть выполнены (при выполнении от руки) интенсивными линиями черными чернилами или чертежной тушью на стандартных листах 210х297 мм или наклеены на них. Подписи и пояснения к фотографиям, рисункам должны быть с лицевой стороны.

При наборе текста в среде Microsoft Word 7.0 или последующих версий рекомендуются следующие установки:

а) размер левого поля - 30 мм, правого - 15 мм, верхнего и нижнего - 20 мм;

б) ориентация страницы - «книжная» (допустима, но нежелательна «альбомная» ориентация для отдельных страниц);

в) шрифт - Times New Roman (вариант - Times New Roman Cur), размер - 14 пунктов, межстрочный интервал - «полуторный», перенос слов в тексте - «автоматический», выравнивание текста - «по ширине»;

г) начертание - «обычный», допустимо выделение «курсивом», «полужирным», «полужирным курсивом», «подчеркнутым » отдельных фрагментов основного текста (предложения, части предложения и т.д.) для смыслового усиления или отделения, при этом желательно не более 3-х стилей выделения в тексте;

д) при вставке формул использовать Microsoft Equation 3 при установках: элементы формулы, для греческих букв и символов шрифт Symbol, для остальных элементов шрифт Times New Roman (использование букв русского алфавита в формуле нежелательно). Размер базовых символов формулы (суммы, интегралы и проч.) - 18, строчных - 14 и всех остальных - 12 пунктов. Нумеровать рекомендуется лишь формулы, на которые имеются ссылки.

Отпечатанная дипломная работа должна быть тщательно вычитана. Все ошибки и опечатки необходимо исправить на пишущей машинке или от руки чернилами черного цвета. Число исправлений должно быть минимальным: на страницу допускается не более пяти исправлений.

Объем дипломной работы рекомендуется в пределах 50-60 страниц компьютерного текста, не включая список литературы и приложения.

6.2. Представление табличного материала

Одной из наиболее важных форм представления аналитического материала, результатов исследования является табличная форма. Освоение основных правил формирования таблицы и ее оформления - важное звено в процессе подготовке дипломной работы.

Таблица представляет собой такой способ подачи информации, при котором цифровой или текстовой материал группируется в колонки, отграниченные одна от другой вертикальными и горизонтальными линейками.

Таблицу следует располагать в дипломе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. На все таблицы должны быть ссылки. При ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера.

Длина таблицы (строки) на листе формата А4, расположенной вдоль короткой стороны, не должна превышать 175 мм и вдоль длинной стороны - 252 мм.

Обычно таблица состоит из следующих элементов: порядкового номера и тематического заголовка, боковика, заголовков вертикальных граф (головки), горизонтальных и вертикальных граф (основной части).

Логика построения таблицы должна быть такова, что ее логический субъект, или подлежащее (обозначение тех предметов, которые в ней характеризуются), должен быть расположен в боковике, или в головке, или в них обоих, но не в основной части, а логический элемент таблицы, или сказуемое (т.е. данные, которыми характеризуется подлежащее), - в основной части, но не в головке или боковике. Каждый заголовок над графой должен относится ко всем данным в этой графе, а каждый заголовок строки в боковике - ко всем данным этой строки.

Заголовок каждой графы должен быть по возможности кратким. Следует устранять повторы тематического заголовка в заголовках граф; устранять ярус с указанием единиц измерения, вынося ее в тематический заголовок; выносить в объединяющие заголовки, повторяющиеся слова.

Боковик, как и головка, должен быть лаконичным. Повторяющиеся слова следует выносить в объединяющие рубрики; общие для всех заголовков боковика слова помещают в заголовок над боковиком. После заголовков боковика знаки препинания не ставят .

В основной части все повторяющиеся элементы, относящиеся ко всей таблице, выносят в тематический заголовок или в заголовок графы; однородные числовые данные располагают так, чтобы их классы совпадали; неоднородные данные помещают каждое в красную строку; кавычки используют только вместо одинаковых слов, которые стоят одно под другим.

Основные заголовки в самой таблице пишут с прописной буквы. Подчиненные заголовки пишутся двояко: со строчной буквы, если они грамматически связаны с главным заголовком, и с прописной буквы - если такой связи нет. Заголовки (как подчиненные, так и главные) должны быть максимально точными и простыми. В них не должно быть повторяющихся слов или размерностей.

Следует избегать вертикальной графы «номер по порядку», в большинстве случаев не нужной. Весьма осторожно нужно обращаться и с вертикальной графой «Примечание». Такая графа допустима лишь в тех случаях, когда она содержит данные, относящиеся к большинству строя таблицы.

Все элементы таблицы (текст, цифры и т.п.) начинаются от вертикальных и горизонтальных линий с промежутком: от вертикальных линий в 1-2 знака; от горизонтальных линий в 0,5-1 интервал.

Все таблицы, если их несколько, нумеруют арабскими цифрами сквозной нумерацией в пределах всего текста. Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой.

Над правым верхним углом таблицы помещают надпись «Таблица...» без кавычек строчными буквами (первая буква - прописная) с указанием порядкового номера таблицы (например «Таблица 4») без значка «№» перед цифрой и точки после нее. Если в тексте диплома только одна таблица, то ей присваивается номер 1.

Таблицы снабжают тематическими заголовками, которые располагают посередине страницы и пишут строчными буквами (первая буква - прописная) на 2 интервала ниже слова «Таблица». Точки после заголовка не ставят. Если тематический заголовок больше одной строки, то его делят на смысловые строки: каждая строка должна иметь законченный смысл. Переносы и сокращения в заголовке не ставят. Тематический заголовок отделяется от верхней ограничительной горизонтальной линии таблицы двумя интервалами.

При переносе таблицы на следующую страницу головку таблицы следует повторить и над ней справа поместить слова «Продолжение таблицы 4» (если порядковый номер таблицы - 4). Если головка объемная, допускается ее не повторять. В этом случае пронумеровывают графы и повторяют их нумерацию на следующей странице. Заголовок таблицы не повторяют.

Помещать в дипломе следует только те таблицы, которые трудно передать обычным текстом (результаты исследований, анализ данных, справочные сведения и т.д.). Довольно часто студенты - дипломники приводят цифровой материал в таблицах, когда его удобнее поместить в тексте. Такие таблицы производят неблагоприятное впечатление и свидетельствуют о неумении обращаться с табличным материалом. Поэтому перед тем как помещать какой-то материал в виде таблицы следует решить, нельзя ли представить его в обычной текстовой форме.

В дипломной работе очень часто применяют упрощенные таблицы-выводы. Вывод, как правило, содержит боковики, отточия и одну или две графы (столбцы). Вывод приводят без заголовка, если он является непосредственным продолжением излагаемого материала и грамматически связан с вводной фразой текста; с заголовком, если вывод имеет самостоятельное значение. Приведем пример, когда вывод следует давать без заголовка, поскольку он находится в тексте, предшествующем самому выводу:

При анализе структуры страховых полюсов были получены следующие результаты:

Договор ОМС..................... 5 полюсов

Договор ДМС......................10 полюсов

Не допускается помещать в текст дипломной работы без ссылки на источник таблицы, данные которых уже опубликованы в печати.

Все цифровые данные, публиковавшиеся ранее в печати и периодической литературе и приводимые в работе, должны иметь ссылку на источник.

6.3. Оформление библиографических ссылок

Библиографическая ссылка - совокупность библиографических сведений о цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом в тексте документа другого документа (его составной части или группе документов), необходимых для его общей характеристики, идентификации и поиска. Грамотное владение особенностями оформления ссылок существенно повышает

При оформлении таких ссылок допускаются некоторые отклонения от общих правил библиографического описания источников.

Рассмотрим более подробно порядок представления формул, чтобы помочь дипломнику в наибольшей мере приблизить их оформление к установленным требованиям. Такой порядок заключается в соблюдении ряда технико-орфографических правил.

Наиболее важные формулы, а также длинные и громоздкие формулы, содержащие знаки суммирования, произведения, дифференцирования, интегрирования располагают на отдельных строках. Таким же образом и все нумерованные формулы.

Для экономии места несколько коротких однотипных формул, выделенных из текста, можно помещать на одной строке, а не одну под другой. Небольшие и несложные формулы, не имеющие самостоятельного значения, размещают внутри строк текста.

Нумерация формул также требует знания некоторых особенностей ее оформления. Нумеровать следует наиболее важные формулы, на которые имеются ссылки в последующем тексте. Не рекомендуется нумеровать формулы, на которые нет ссылок в тексте.

Порядковые номера формул обозначают арабскими цифрами в круглых скобках у правого края страницы без отточия от формулы к ее номеру. Место номера, не умещающегося в строке формулы, располагают в следующей строке ниже формулы. Место номера при переносе формулы должно быть на уровне последней строки. Место номера формулы в рамке находится вне рамки в правом краю против основной строки формулы. Место номера формулы-дроби располагают на середине основной горизонтальной черты формулы. Одну формулу обозначают – «(1)». Допускается нумерация формул в пределах главы дипломной работы. В этом случае номер формулы состоит из номера главы или вопроса и номера формулы, разделенных точкой, например: «(3.1)». Формулы, помещаемые в приложениях, должны нумероваться отдельной нумерацией арабскими цифрами в пределах каждого приложения с добавлением перед каждой цифрой обозначения приложения, например, «(В.1)».

Сквозная нумерация формул применяется в небольших работах, где нумеруется ограниченное число наиболее важных формул. Такую же нумерацию можно использовать и в более объемных работах, если пронумерованных формул не слишком много и в одних главах содержится мало ссылок на формулы из других глав.

Рассмотрим теперь оформление ссылок на номера формул в тексте. При ссылках на какую-либо формулу ее номер ставят точно в той же графической форме, что и после формулы, т.е. арабскими цифрами в круглых скобках. Например: «в формуле (3.7); из уравнения (5.1) вытекает...».

Если ссылка на номер формулы находится внутри выражения, заключенного в круглые скобки, то их рекомендуется заменять квадратными скобками. Например: «Используя выражение для исчисления [см. формулу (14.3)], получаем...».

Следует знать и правила пунктуации в тексте с формулами. Общее правило здесь таково: формула включается в предложение как его равноправный элемент. Поэтому в конце формул и в тексте перед ними знаки препинания ставят в соответствии с правилами пунктуации.

Двоеточие перед формулой ставят лишь в тех случаях, когда оно необходимо по правилам пунктуации: а) в тексте перед формулой содержится обобщающее слово; б) этого требует по­строение текста, предшествующего формуле.

Знаки препинания между формулами, следующими одна за другой и не разделенные текстом, отделяют запятой или точкой с запятой. Эти знаки препинания помещают непосредственно за формулами до их номера.

6.4. Представление отдельных видов иллюстративного материала .

Практика показывает, что из-за незнания специфических требований к оформлению иллюстративного материала, существенно ухудшается общее впечатление от дипломной работы и негативно характеризует дипломника как специалиста. Под иллюстрациями принято понимать рисунок, чертеж, схему, график, фотографию. Рассмотрим общие правила представления и оформления отдельных видов иллюстративного материала.

Иллюстрировать диплом, необходимо исходя из определенного общего замысла, по тщательно продуманному тематическому плану, который помогает избавиться от иллюстраций случайных, связанных с второстепенными деталями текста и предупредить неоправданные пропуски иллюстраций к важнейшим темам. Каждая иллюстрация должна отвечать тексту, а текст - иллюстрации.

Все иллюстрации в дипломной работе должны быть пронумерованы. Нумерация их, обычно бывает сквозной, то есть через всю работу. Если рисунок один, то он обозначается «Рисунок 1».

В тексте на иллюстрации делаются ссылки, содержащие порядковые номера, под которыми иллюстрации помещены в дипломе.

Не следует оформлять ссылки как самостоятельные фразы, в которых лишь повторяется то, что содержится в подписи. В том месте, где речь идет о теме, связанной с иллюстрацией и где читателя нужно отослать к ней, помещают ссылку либо в виде заключенного в круглые скобки выражения «(рис.3)», либо в виде оборота типа: «...как это видно на рис.3» или «...как это видно из рис.3».

Каждую иллюстрацию необходимо снабжать подрисуночной подписью, которая размещается по центру и должна соответствовать основному тексту и самой иллюстрации.

Примеры:

Рис. 122. Структурная схема региональной системы страхования.

Рис. 123. График погашения задолженности предприятия.

Рис. 124. Диаграмма привлечения ресурсов.

Подпись под иллюстрацией обычно имеет четыре основных элемента:

- наименование графического сюжета, обозначаемого сокращенным словом «Рис.»;

- порядковый номер иллюстрации, который указывается без знака номера арабскими цифрами;

- тематический заголовок иллюстрации, содержащий текст с характеристикой изображаемого в наиболее краткой форме;

- экспликацию, которая строится так: детали сюжета обозначают цифрами, затем эти цифры выносят в подпись, сопровождая их текстом.

Следует отметить, что экспликация не заменяет общего наименования сюжета, а лишь поясняет его.

Пример:

Рис.125. Схема группового обучения агентов страхового дела:

1 – коллективное взаимодействие;

2 - процесс принятия решений;

3 – количественные критерии;

4 – сбор и анализ данных;

5 – управление технологическим процессом;

6 – методы решения проблем.

Основными видами иллюстративного материала в дипломах экономического направления являются: рисунок, схема, диаграмма и график.

Схема - это изображение, передающее обычно с помощью условных обозначений и без соблюдения масштаба основную идею какого-либо устройства, предмета, сооружения или процесса и показывающие взаимосвязь их главных элементов.

На схемах всех видов должна быть выдержана толщина линий изображения основных и вспомогательных, видимых и невидимых деталей и толщина линий их связей.

В дипломах пространственные схемы различных систем и структур изображаются в виде прямоугольников с простыми линиями связи. Такие схемы обычно называют блок - схемами.

Диаграмма - один из наиболее часто используемых способов графического изображения зависимости между величинами. Диаграммы составляются для наглядного изображения и анализа массовых данных.

В соответствии с формой построения различают диаграммы плоскостные, линейные и объемные. В дипломах наибольшее распространение получили линейные диаграммы, а из плоскостных - столбиковые (ленточные) и секторные.

Для построения линейных диаграмм обычно используют координатное поле. По оси абсцисс в изображенном масштабе откладывается время или факториальные признаки (независимые), на оси ординат - показатели на определенный момент или период времени, или размеры результативного независимого признака. Вершины ординат соединяются отрезками, в результате чего получается ломаная линия. На линейные диаграммы одновременно можно наносить ряд показателей.

На столбиковых (ленточных) диаграммах данные изображаются в виде прямоугольников (столбиков) одинаковой ширины, расположенных вертикально или горизонтально. Длина (высота) прямоугольников пропорциональна изображаемым ими величинам.

При вертикальном расположении прямоугольников диаграмма называется столбиковой, при горизонтальном - ленточной. Секторная диаграмма представляет собой круг, разделенный на секторы, величины которых пропорциональны величинам частей отображаемого объекта или явления.

Результаты обработки числовых данных можно дать в виде графиков, то есть условных изображений величин и их соотношений через геометрические фигуры, точки и линии. Графики используются как для анализа, так и для повышения наглядности иллюстрируемого материала.

Кроме геометрического образа, график должен содержать ряд вспомогательных элементов:

· общий заголовок графика;

· словесные пояснения условных знаков и смысла отдельных элементов графического образа;

· оси координат, шкалу с масштабами и числовые сетки;

· числовые данные, дополняющие или уточняющие величину нанесенных на график показателей.

Оси абсцисс и ординат графика вычерчиваются сплошными линиями. На концах координатных осей стрелок не ставят. В некоторых случаях графики снабжаются координатной сеткой соответствующей масштабу шкал по осям абсцисс и ординат. Можно при вычерчивании графиков вместо сетки по осям короткими рисками наносить масштаб. Числовые значения масштаба шкал осей координат пишут за пределами графика (левее оси ординат и ниже оси абсцисс). Исключение составляют графики, ось абсцисс или ось ординат которых служит общей шкалой для двух величин. В таких случаях цифровые значения масштаба для второй величины часто пишут внутри рамки графика или проводят вторую шкалу (в случае другого масштаба). Следует избегать дробных значений масштабных делений по осям координат.

На координатной оси этот множитель следует указывать либо при буквенном обозначении величины, откладываемой по оси, либо вводить в размерность этой величины.

По осям координат должны быть указаны условные обозначения и размерности отложенных величин в принятых сокращениях. На графике следует писать только принятые в тексте условные буквенные обозначения. Надписи, относящиеся к кривым и точкам, оставляют только в тех случаях, когда их немного, и они являются краткими. Многословные надписи заменяют цифрами, а расшифровку приводят в подрисуночной подписи. Если надписи нельзя заменить обозначениями, то их пишут посередине оси снизу вверх. Так же поступают со сложными буквенными обозначениями и размерностями, которые не укладываются на линии численных значений по осям координат.

Если кривая, изображенная на графике, занимает небольшое пространство, то для экономии места числовые деления на осях координат можно начинать не с нуля, а ограничивать теми значениями, в пределах которых рассматривается данная функциональная зависимость.

6.5. Оформление библиографического аппарата .

Библиографический аппарат в дипломной работе - это ключ к источникам, которыми пользовался автор при ее написании. Кроме того, такой аппарат в определенной мере есть выражение научной этики и культуры научного труда. Именно по нему можно судить о степени осведомленности студента в имеющейся литературе по изучаемой проблеме. Библиографический аппарат диплома представлен библиографическим списком и библиографическими ссылками.

Рассмотрим вначале оформление библиографического списка, который иногда неверно называют литературой.

Библиографический список - элемент библиографического аппарата, который содержит библиографические описания использованных источников и помещается после заключения. Такой список составляет одну из существенных частей диплома, отражающей самостоятельную творческую работу его автора, и потому позволяющий судить о степени фундаментальности проведенного исследования.

Библиографическое описание составляют непосредственно по произведению печати или выписывают из каталогов и библиографических указателей полностью без пропусков каких-либо элементов, сокращений заглавий и т.п. Благодаря этому можно избежать повторных проверок, вставок пропущенных сведений.

В дипломной работе в библиографический список не включаются те источники, на которые нет ссылок в основном тексте, и которые фактически не были использованы дипломником. Не включаются также энциклопедии, справочники, научно-популярные издания.

В дипломах используются следующие способы построения библиографических списков: по алфавиту фамилий авторов или заглавий, по тематике, по видам изданий, по характеру содержания, списки смешанного построения. Наиболее часто используемым способом является алфавитный способ, который мы рекомендуем для дипломной работы.

Алфавитный способ группировки литературных источников характерен тем, что фамилии авторов и заглавий (если автор не указан) размещены по алфавиту. Однако не следует в одном списке смешивать разные алфавиты. Иностранные источники обычно размещают по алфавиту после перечня всех источников на языке диплома.

При алфавитном способе расположения библиографических описаний источников их список обычно не нумеруют. Связь библиографических записей с основным текстом устанавливается при помощи фамилии авторов и года издания.

Печатается библиографическое описание источника следующим образом: в строке делается абзацный отступ, ставится порядковый номер, точка, пропуск в один пробел, затем фамилия автора или название книги и т.д. Причем вторая строка начинается без отступа от левого края страницы. Ниже приведены образцы наиболее часто используемых библиографических описаний: книг, научно-технических статей, авторефератов диссертаций.

6.6.1. Описание книг

1.Баскаков, М.И. Страхование: Конспект лекций [Текст]: пособие для подготовки к экзаменам./ М.И. Баскаков.- Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – 192 с.

2. Козлова, О.Н. Трусова Н.М. Страхование [Текст]: учебное пособие / О.Н.Козлова, Н.М.Трусова. - Кемерово: Изд-во «Практика». – 2003. – 236 с.

3. Шахов, В.В. Страхование [Текст]: учебник для вузов / В.В. Шахов. – М.: Страховой полис, ЮНИТИ, 1997.- 311 с.

6.6.2. Описание статей

1.Бурдина, А.А. Совершенствование налогового планирования и управления активами организации [Текст] / А.А.Бурдина // Маркетинг.- 2006.- №1.- С.88-100.

2.Лаврова, Т.Д. информационное обслуживание населения [Текст] / Т.Д.Лаврова // Кузбасс. – 2007.- №34.- 2февраля. – С.8.

3. Копеин, В.В., Кучерова Е.В., Голофастова Н.Н. Банковская система Кузбасса: проблемы и перспективы[Текст] / В.В.Копеин, Е.В.Кучерова, Н.Н.Головастова // КузГТУ. - 1999. - № 1. - С. 102-104.

6.6.3. Описание электронных ресурсов

1. Образца правовых документов: Электронный правовой справочник [Электронный ресурс]. СПб.: Кодекс, 2000. 1СД-диск, 12 см.

2. Патенты России: описание изобретений [Электронный ресурс] / Российское агентство по патентам и товарным знакам.- М.: ФИПС, 1999. – 1СД-диск. 12 см.

3. Интернет для библиотечных и информационных работников: Вводный курс [Электронный ресурс]. – М.: Центр «Информатика», 1999. – 1 СД-диск.12 см.

6.6.4. Нормативно-правовые документы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (с изм.) // Сборник кодексов, 2003, 1 марта.

2. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности в РСФСР» (с изм.) // Российская газета. 1998. 10 марта.

3.Федеральный Закон «Об организации страхового дева в Российской Федерации» (с изм.) // Национальная страховая группа 1992,№ 4015-1, 27 ноября.

7. Язык и стиль дипломной работы .

Поскольку диплом является, прежде всего, квалификационной работой, его языку и стилю следует уделять самое серьезное внимание. Именно языково-стилистическая культура диплома лучше всего позволяет судить об общей культуре его автора. К ее элементам относится способность студента интерпретировать собственную и привлекаемые точки зрения с целью обоснования результатов исследования. Однако не следует полагать, что существует свод «писаных правил» изложения дипломной работы. Можно говорить лишь о некоторых ее особенностях, уже закрепленных традицией.

Наиболее характерной особенностью языка письменной речи диплома является формально-логический способ изложения материала. Это находит свое выражение во всей системе речевых средств. Для текста дипломной работы характерна смысловая законченность, целостность и связность. Важнейшим средством выражения логических связей являются здесь специальные функционально-синтаксические средства связи, указывающие на последовательность развития мысли (вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак и др.), противоречивые отношения (однако, между тем, в то время как, тем не менее), причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого, кроме того, к тому же), переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к..., обратимся к..., рассмотрим, остановимся на..., рассмотрев, перейдет к..., необходимо остановиться на..., необходимо рассмотреть), итог, вывод (итак, таким образом, значит, в заключение отметим, все сказанное позволяет сделать вывод, подведя итог, следует сказать...). Освоение студентом практики применения перечисленных средств связи позволяет добиться целостность, логичности, связности изложения работы. В качестве средств связи могут использоваться местоимения, прилагательные и причастия (данные, этот, такой, названные, указанные и др.).

Не всегда такие и подобные им слова и словосочетания украшают слог, но они являются своеобразными дорожными знаками, которые предупреждают о поворотах мысли автора, информируют об особенностях его мыслительного пути. Читатель сразу понимает, что слова «действительно» или «в самом деле» указывают, что следующий за ними текст предназначен служить доказательством, слова «с другой стороны», «напротив» и «впрочем» готовят читателя к восприятию противопоставления, «ибо» - объяснения.

Благодаря использования специальных, свойственных определенной отрасли науки, терминов достигается возможность в краткой и экономной форме давать развернутые определения и характеристики научных фактов, понятий, процессов, явлений. Нельзя произвольно смешивать в одном тексте различную терминологию, помня, что каждая наука имеет свою, присущую только ей, терминологическую систему.

Фразеология дипломной работы признана, с одной стороны, выражать логические связи между частями высказывания (такие, например, устойчивые сочетания, как «привести результаты», «как показал анализ», «на основании полученных данных», «резюмируя сказанное», «отсюда следует, что» и т.п.), с другой стороны, обозначать определенные понятия, являясь, по сути дела, терминами (такие, например, фразеологические обороты и сложные термины, как «ток высокого напряжения», «государственное право», «коробка перемены передач» и т.п.

Рассмотрим теперь грамматические особенности научной речи, также существенно влияющие на языково-стилистическое оформление текста диплома. С точки зрения морфологии следует отметить в нем наличие большого количества существительных с абстрактным значением, а также отглагольных существительных (исследование, рассмотрение, изучение и т.п.).

Для образования превосходной степени чаще всего исполь­зуются слова «наиболее», «наименее». Не употребляется сравнительная степень прилагательного с приставкой «по» (например, «повыше», «побыстрее»), а также превосходная степень прилагательного с суффиксами -айш-, -ейш-, за исключением некоторых терминологических выражений, например, «мельчайшие элементы страхования клиентов».

Особенностью языка дипломной работы является также отсутствие экспрессии. Отсюда доминирующая форма оценки - констатация признаков, присущих определяемому слову. Поэтому большинство прилагательных являются здесь частью терминологических выражений. Отдельные прилагательные употребляются в роли местоимений. Так, прилагательное «следующие» заменяет местоимение «такие» и везде подчеркивает последовательность перечисления особенностей и признаков.

Глагол и глагольные формы в тексте дипломной работы несут особую информационную нагрузку. К примеру, в практике изложения квалификационных работ обычно используется написание «рассматриваемая проблема», а не «рассмотренная проблема». Эти глагольные формы служат для выражения постоянного свойства предмета (в законах, закономерностях, установленных ранее или в процессе данного исследования), они употребляются также при описании хода исследования, доказательства.

Основное место в изложении дипломной работы занимают формы несовершенного вида глагола, и формы настоящего времени, так как они не выражают отношение описываемого действия к моменту высказывания.

Часто употребляется изъявительное наклонение глагола, редко - сослагательное наклонение и почти совсем не употребляется повелительное наклонение. Широко используются возвратные глаголы, пассивные конструкции, что обусловлено необходимостью подчеркнуть объект действия, предмет исследования (например: «В данной статье рассматриваются...», «Намечено выделить дополнительные кредиты...»).

Широко распространены указательные местоимения «этот», «тот», «такой». Они не только конкретизируют предмет, но и выражают логические связи между частями высказывания (например: «Эти данные служат достаточным основанием для вывода...»). Местоимения «что-то», «кое-что», «что-нибудь» в силу неопределенности их значения в тексте дипломов не используются.

Остановимся теперь на синтаксисе дипломной работы. Поскольку такая речь характеризуется строгой логической последовательностью, здесь отдельные предложения и части сложного синтаксического целого, все компоненты (простые и сложные), как правило, очень тесно связаны друг с другом, каждый последующий вытекает из предыдущего или является следующим звеном в повествовании или рассуждении. Поэтому для текста диплома, требующего сложной аргументации и выявления причинно-следственных отношений, характерны сложные предложения различных видов с четкими синтаксическими связями. Преобладают сложные союзные предложения. Отсюда богатство составных подчинительных союзов «благодаря тому что», «между тем как», «так как», «вместо того чтобы», «ввиду того что», «оттого что», «вследствие того что», «после того как», «в то время как» и др. Особенно употребительны производные предлоги «в течение», «в соответствии с...», «в результате», «в отличие от...», «наряду с...», «в связи с...» и т.п.

Безличные, неопределенно-личные предложения в тексте диплома используются при описании фактов, явлений и процессов. Номинативные предложения применяются в названиях разделов, глав и параграфов, в подписях к рисункам, диаграммам, иллюстрациям.

У изложения дипломной работы имеются и чисто стилистические особенности. Объективность изложения - основная стилевая черта, которая вытекает из специфики научного познания, стремящегося установить научную истину. Отсюда наличие в тексте научных работ вводных слов и словосочетаний, указывающих на степень достоверности сообщения. Благодаря таким словам тот или иной факт можно представить как вполне достоверный (конечно, разумеется, действительно), как предполагаемый (видимо, надо полагать), как возможный (возможно, вероятно).

Обязательным условием объективности изложения материала является также указание на то, каков источник сообщения, кем высказана та или иная мысль, кому конкретно принадлежит то или иное выражение. В тексте это условие можно реализовать, используя специальные вводные слова и словосочетания (по сообщению, по сведениям, по мнению, по данным, по нашему мнению и др.). Сугубо деловой и конкреный характер описаний изучаемых явлений, фактов и процессов почти полностью исключает индивидуальные особенности слога, эмоциональность и изобретательность. В настоящее время довольно четко сформировались определенные стандарты изложения материала. Так, описание экспериментов делается обычно с помощью кратких страдательных причастий. Например: «Было выделено 15 структур».

Использование подобных синтаксических конструкций позволяет сконцентрировать внимание читателя только на самом действии. Субъект действия при этом остается необозначенным, поскольку указание на него в научных текстах является необязательным.

Стиль письменной речи дипломной работы - это безличный монолог. Поэтому изложение обычно ведется от третьего лица, так как внимание сосредоточено на содержании и логической последовательности сообщения, а не на субъекте. Сравнительно редко употребляется форма первого и совершенно не употребляется форма второго лица местоимений единственного числа. Авторское «я» как бы отступает на второй план.

Рекомендуется использовать конструкции, которые являются неопределенно-личные предложения (например, «Вначале производят отбор образцов для анализа, а затем устанавливают их соответствие по размерам тарифов.»). Аналогичную функцию выполняют предложения со страдательным залогом (например, «Разработан комплексный подход к исследованию.»). Такой залог устраняет необходимость в фиксации субъекта действия и тем самым избавляет от необходимости вводить в текст работы личные местоимения.

Качествами, определяющими культуру изложения, являются точность, ясность и краткость Смысловая точность - одно из главных условий, обеспечивающих научную и практическую ценность заключенной в тексте диплома информации. Действительно, неправильно выбранное слово может существенно исказить смысл написанного, дать возможность двоякого толкования той или иной фразы, придать всему тексту нежелательную тональность.

Между тем дипломники не всегда добиваются точности словоупотребления, небрежно отбирая слова, которые часто искажают высказанную мысль. Отсюда различного рода лексические ошибки, лишающие работу точности и ясности. Особенно мешает точности высказываний злоупотребление иностранными словами.

Нередко и исконно русские слова употребляются неточно, вопреки их значению, и тогда рождаются фразы типа: «Большая половина товаров осталась нереализованной», «Предлагаемый этим банком вариант кредитования вооружен специально оговоренным залоговым обязательством».

Очень часто точность нарушается в результате синонимии терминов. Терминов-синонимов в одном высказывании быть не должно.

Нельзя также признать за норму образование от двух русских слов нового слова на иностранный манер. Снижает точность сообщаемой информации проникновение в научную речь просторечных и жаргонных слов цехового обихода, которые употребляются вместо соответствующих терминов.

Точность речи обусловлена не только целенаправленным выбором слов и выражений, не менее важен выбор грамматических конструкций, предполагающий точное следование нормам связи слов во фразе. Возможность по-разному объяснять слова в словосочетаниях порождает двусмысленность.

Другое необходимое качество дипломной работы - ее ясность. Ясность - это умение писать доступно и доходчиво. Практика показывает, что особенно много неясностей возникает там, где авторы вместо точных количественных значений употребляют слова и словосочетания с неопределенным или слишком обобщенным значением.

Не рекомендуется использовать без дополнительных разъяснений обороты типа «известным образом» или «специальным способом», так как возможно понимание, что автор в первом случае не знает каким образом, а во втором - какой именно способ.

Нередко доступность и доходчивость называют простотой. Простота изложения способствует тому, что текст диплома читается легко, т.е. когда мысли ее автора воспринимаются без затруднений. Однако нельзя отождествлять простоту и примитивность.

Краткость - третье необходимое и обязательное качество изложения дипломной работы, более всего определяющее ее культуру. Реализация этого качества означает умение избежать ненужных повторов, излишней детализации и словесного мусора. Каждое слово и выражение служит здесь той цели, которую можно сформулировать следующим образом: как можно не только точнее, но и короче донести суть дела. Поэтому слова и словосочетания, не несущие никакой смысловой нагрузки, должны быть полностью исключены из текста диплома.

Многословие, или речевая избыточность, чаще всего проявляется в употреблении лишних слов. Например: «Для этой цели фирма использует имеющиеся подсобные помещения» (если помещений нет, то и использовать их нельзя); «Проверкой было установлено, что существующие расценки во многих страховых компаниях нашего города были значительно завышены» (несуществующие расценки не могут быть ни завышены, ни занижены).

Чтобы избежать многословия, необходимо, прежде всего, бороться с плеоназмами, т.е. когда в текст вкрапливаются слова, ненужные по смыслу. Такие слова свидетельствуют не только о языковой небрежности ее автора, но и часто указывают на нечеткость представления о предмете речи или о том, что он просто не понимает точного смысла заимствованного из чужого языка слова. Так появляются сочетания типа: интервал перерыва, внутренний интерьер, габаритные размеры и пр.

К речевой избыточности следует отнести и употребление без надобности иностранных слов, которые дублируют русские слова и тем самым неоправданно усложняют высказывание. Зачем, например, говорить «ничего экстраординарного», когда можно сказать «ничего особенного»; вместо ординарный - обыкновенный, вместо индифферентно - равнодушно, вместо игнорировать - не замечать, вместо лимитировать - ограничивать и т.д.

Другая разновидность многословия - тавтология, т.е. повторение того же самого другими словами, например: «в августе месяце», «схематический план», «пять человек агентов» и т.п.

Особенно часто канцеляризмы проникают в изложение текста диплома в результате неуместного использования так называемых отыменных предлогов (в деле, по линии, за счет, в части), которые лишают такую речь эмоциональности и краткости. Например: «В части удовлетворения запросов населения».

8. Руководство дипломными работами.

Приказом директора колледжа по предоставлению руководителем ТЭО назначаются руководители дипломных работ. Руководитель дипломной работы:

· выдает задание на дипломную работу;

· помогает студенту в составлении содержания дипломной работы;

· рекомендует студенту необходимую литературу по теме;

· оказывает помощь в выборе методов исследования;

· проверяет выполнение работы (по частям или в целом);

· дает рекомендации по оформлению работы (титульного листа, таблиц, иллюстраций, списка литературы, ссылок на источники и др.);

· дает отзыв на законченную дипломную работу;

· проводит предзащиту дипломной работы с целью выявления готовности студента к ее защите.

Заведующий технико-экономическим отделением контролируют ход выполнения студентами дипломных работ.

9. Процедура защиты дипломной работы в Государственной аттестационной комиссии .

Студент допускается к защите дипломной работы в Го­сударственной аттестационной комиссии, если им полнос­тью выполнен учебный план и получен допуск к защите, подписанный заведующим ТЭО.

Процедура защиты дипломных работ определяется По­ложением об итоговой государственной аттестации выпуск­ников ГОУ СПО в Российской Федерации, утвержденным Министерством образования.

В соответствии с этим Положением к защите выпускной дипломной работы допускаются лица, завершившие полный курс обучения и успешно прошедшие все аттестационные испытания (экзамены и зачеты), предусмотренные учебным планом.

Сдача итоговых экзаменов и защита выпускных квали­фикационных работ проводится на открытых заседаниях Государственной аттестационной ко­миссии.

Для доклада основных положений дипломной работы, обоснования выводов и предложений студенту дается 7 - 10 минут. Слово для доклада предоставляет студенту председатель Государственной аттестационной комиссии. После доклада студент обязан ответить на заданные вопросы по теме дипломной работы.

Результаты защиты определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Оценка дипломной работы выносится членами Государ­ственной аттестационной комиссии на ее закрытом заседании. Комиссией принимается во внимание содержание ра­боты, качество расчетов, обоснованность выводов и пред­ложений, содержание доклада студента-дипломника, от­зывы на дипломную работу, уровень теоретической, науч­ной и практической подготовки студента.

Решение комиссии по каждой работе оформляются специальным протоколом, в котором записывают вопросы, заданные студенту, особое мнение членов и Председателя Государственной Аттестационной комиссии, если оно имеется, оценка дипломной работы.

Оценки дипломных работ объявляются в тот же день после оформления в установленном порядке протокола за­седания комиссии.

По результатам итоговой аттестации выпускников Государственная комиссия по защите выпускных квалифика­ционных (дипломных) работ принимает решение о присвоении им квалификации по направлению (специальности) и выдаче диплома о среднем профессиональном образовании.

Согласно квалификационным требованиям к выпускнику, достигшему осо­бых успехов в освоении профессиональной обязательной программы и прошедшему все виды аттестационных испы­таний с оценкой «отлично», может быть выдан диплом с отличием. Конкретные условия выдачи диплома с отличием определяются ученым советом высшего учебного заведе­ния.

Решения государственных аттестационных и экзамена­ционных комиссий принимаются на закрытых заседаниях простым большинством голосов ее членов, участвовавших в заседании. При равном числе голосов голос председателя является решающим.

Студент, не прошедший в течение установленного срока обучения всех аттестационных испытаний, входящих в со­став итоговой государственной аттестации, отчисляется из учебного заведения и получает академическую справку.

Бывают случаи, когда защита дипломной работы при­знается неудовлетворительной. Тогда Государственная ат­тестационная комиссия устанавливает, может ли студент представить к вторичной защите ту же работу с соответ­ствующей доработкой, определяемой комиссией, или же студент обязан разработать новую тему, которая должна быть определена выпускающим отделением после первой за­щиты.

10. Критерии оценки дипломных работ .

В соответствии с Положением об итоговой государствен­ной аттестации выпускников средних профессиональных учебных заведений в Российской Федерации итоговая государственная аттеста­ция выпускников проводится в учебных заведени­ях, имеющих государственную аккредитацию, по направ­лениям и специальностям, предусмотренным государствен­ным образовательным стандартом среднего профессиональ­ного образования, и завершается выдачей диплома госу­дарственного образца.

Итоговая государственная аттестация выпускника со­стоит из защиты выпуск­ной квалификационной работы в форме дипломной работы.

По специальности «Страховое дело» учебным планом предусмотрена публичная защита дипломной работы.

Дипломные работы должны иметь исследовательский характер, быть выполнены в соответствии с методическими указаниями ТЭО, в них должна быть проявлена самостоятельность студентов.

Защита дипломной работы заканчивается выставлени­ем оценок.

«Отлично» выставляется за следующую дипломную ра­боту:

· работа носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенную теоретическую базу, глубокий анализ по теме, харак­теризуется логичным, последовательным изложением ма­териала с соответствующими выводами и обоснованными предложениями;

· имеет положительные отзывы научного руководи­теля и рецензента;

· при защите работы студент показывает глубокие зна­ния вопросов темы, свободно оперирует данными исследо­вания, вносит предложения по улучшению финансового положения страховой компании, эф­фективному использованию финансовых ресурсов, а во вре­мя доклада использует наглядные пособия (таблицы, схе­мы, графики и т. п.) или раздаточный материал, легко от­вечает на поставленные вопросы.

«Хорошо» выставляется за следующую дипломную ра­боту:

· носит исследовательский характер, содержит грамот­но изложенную теоретическую базу, достаточно подроб­ный экономический анализ и критический разбор финансово-хозяйственной деятельности предприятия (организации), характеризуется последовательным изложением материа­ла с соответствующими выводами, однако с не вполне обо­снованными предложениями;

· имеет положительный отзыв научного руководителя и рецензента;

· при защите студент показывает знания вопросов темы, оперирует данными исследования, вносит предложения по улучшению финансово-хозяйственной деятельности предприятия (организации), эффективному использованию финансовых ресурсов, во время доклада использует нагляд­ные пособия (таблицы, схемы, графики и т. п.) или разда­точный материал, без особых затруднений отвечает на по­ставленные вопросы.

«Удовлетворительно» выставляется за следующую дип­ломную работу:

· носит исследовательский характер, содержит теоре­тическую главу, базируется на практическом материале, но отличается поверхностным анализом, в ней просматривается непос­ледовательность изложения материала, представлены нео­боснованные предложения;

· в отзывах руководителя и рецензента имеются заме­чания по содержанию работы и методике анализа;

· при защите студент проявляет неуверенность, по­казывает слабое знание вопросов темы, не дает полного, аргументированного ответа на заданные вопросы.

«Неудовлетворительно» выставляется за следующую дипломную работу:

· не носит исследовательского характера, не содер­жит анализа, не от­вечает требованиям, изложенным в методических указани­ях технико-экономического отделения;

· не имеет выводов либо они носят декларативный ха­рактер;

· в отзывах руководителя и рецензента имеются кри­тические замечания;

· при защите студент затрудняется отвечать на по­ставленные вопросы по теме, не знает теории вопроса, при ответе допускает существенные ошибки, к защите не под­готовлены наглядные пособия и раздаточный материал.


Приложение А

Рекомендации по составлению плана

дипломной работы

План дипломной работы представляет собой составленный в определенном порядке перечень глав и развернутый перечень вопросов, которые должны быть освещены в каждой главе. Правильно построенный план работы служит организующим началом в работе студентов, помогает систематизировать материал, обеспечивать последовательность его изложения.

План дипломной работы студент составляет самостоятельно, с учетом замысла и индивидуального подхода.

Однако при всем многообразии индивидуальных подходов к плану дипломных работ традиционным является следующий план дипломной работы.

Введение

Глава 1 (полное наименование главы).

Глава 2 (полное наименование главы).

Заключение

Список использованной литературы.

Приложения.

Согласно традиционной структуре дипломной работы в каждой главе должно быть, как правило, по 2 – 3 параграфа (вопроса).

План дипломной работы рекомендуется согласовывать с руководителем дипломной работы.

В процессе деятельности план дипломной работы может

уточняться. Могут расширяться отдельные главы и параграфы, вводятся новые параграфы за счет собранного материала, представляющего интерес. Другие параграфы, наоборот, могут сокращаться либо опускаться.

Приложение

Рассмотрено и утверждено Утверждаю

на заседании ПЦК зам. директора по УР протокол __________________

№____от_________200_г. «___»_______200_г.

Примерная тематика

дипломных работ по специальности 080113

«Страховое дело (по отраслям)»

  1. Формирование страхового рынка Кузбасса

Цель : основные аспекты развития страхового рынка, организационно-правовые формы, субъекты и объекты страхового рынка, особенности страхового продукта, классификация видов страхования, качество страховой услуги. Анализ формирования рынка страховых услуг в Кузбассе, динамика и перспективы развития.

  1. Оценка развития страхового рынка

Цель: требования, предъявляемые к развитию страхового рынка, специфика показателей страхового рынка, система показателей анализа страхового рынка, информационно-аналитический материал, методы анализа страхового рынка.

  1. Анализ становления и развития страхового рынка России

Цель: страховые компании России, структура страховых организаций, динамика страховых взносов, структура поступлений страховых премий, уровень страховых выплат, собственные средства страховщиков, анализ структуры страхового портфеля, концентрация страхового рынка, доля страховых премий на одного человека, место страхового рынка в общеэкономических показателях.

  1. Анализ развития страхового рынка Кемеровской области

Цель: региональные аспекты формирования страхового рынка, объем страховых услуг в Кузбассе, динамика страховой премии, структура страхового портфеля, эффективность страхового рынка, место страхового рынка Кемеровской области на страховом рынке России.

  1. Государственное регулирование страховой деятельности

Цель: значение, сущность, необходимость государственного регулирования страховой деятельности, формы государственного регулирования, нормативные акты, проблемы правового регулирования, основные направления государственного регулирования страхования согласно концепции развития национальной системы страхования.

  1. Маркетинг в страховании

Цель: сущность, функции и тенденции страхового маркетинга; управление маркетингом, маркетинг отношений, исследование страхового рынка, сегментация страхового рынка, маркетинговая среда; товарная, ценовая, сбытовая и коммуникативная политики; продвижение и продажа страховых услуг.

  1. Маркетинг страховых услуг

Цель: особенности страховых услуг в концепции маркетинга, комплекс маркетинга страховых услуг (услуга, цена, каналы распределения, система продвижения), классификация страховых услуг, номенклатура потребительских свойств страховых услуг, ассортиментная политика в сфере страховых услуг, жизненный цикл страховых услуг, оценка качества, ассортиментные стратегии (дифференциации, узкой специализации, диверсификации, вертикальной интеграции).

  1. Организация страхового дела

Цель: виды договоров страхования, особенности определения страховой суммы в зависимости от видов страхования, порядок определения страховой премии, основные положения договора страхования по видам страхования, система возмещения убытков по страховым случаям.

  1. Построение страховых тарифов

Цель: сущность страховых тарифов; признаки страхового портфеля, отражающие особенности экономической категории страхования; структура страхового тарифа; расчеты страховых тарифов по накопительным видам страхования и рисковым видам страхования; методики расчета страховых тарифов, этапы расчета тарифных ставок.

  1. Формирование и использование страховых резервов

Цель: формирование страховых резервов и обеспечение финансовой устойчивости страховых операций; источники формирования; виды страховых резервов: страхование жизни, технические резервы и резерв предупредительных мероприятий.

  1. Инвестиционная деятельность страховых компаний

Цель: сущность и особенности инвестиционной политики страховых компаний; анализ деятельности страховых компаний по инвестированию резервов; принципы ликвидности, прибыльности, диверсификации при инвестировании резервов, правила размещения резервов; сбалансированный инвестиционный портфель.

  1. Платежеспособность страховой компании

Цель: сущность и значение платежеспособности страховой компании; анализ показателей ликвидности и платежеспособности; маржа платежеспособности: понятие, сущность, значение, методика расчета; резерв платежеспособности: оплаченный уставной капитал; резервы, не с вязанные с какими-либо обязательствами; будущую прибыль; доходы от недооценки отдельных статей актива и переоценки статей пассива.

  1. Формирование финансовых результатов

Цель: понятие, сущность и значение финансовых результатов; особенности определения налогооблагаемой базы; состав доходов и расходов; выручка страховщика; прибыль страховой компании; источники формирования и распределения прибыли; динамика и анализ прибыли страховой компании; мероприятия по повышению результативности страховой компании; «Отчет о прибылях и убытках страховой организации» (форма №2-страховщик).

  1. Анализ страховых операций

Цель: понятие, сущность и значение анализа страховых операций; оценка результатов деятельности страховой компании; резервы роста страховой защиты и качества обслуживания страхователей; сбор обработка информации и принятие управленческих решений; теоретический и текущий анализ страховых операций; влияние факторов на показатель объема страховых платежей; методы анализа страховых операций.

  1. Государственное регулирование финансовой устойчивости

Цель: сущность и необходимость государственного регулирования финансовой устойчивости страховой компании; направления государственного регулирования финансовой устойчивости; факторы обеспечения финансовой устойчивости страховой компании; нормативные акты службы страхового надзора, регулирующие финансовую устойчивости страховой компании; меры государственного регулирования.

  1. Налогообложение страховых организаций

Цель: страховые организации в системе налоговых отношений; виды налогов; субъекты и объекты налогообложения; законодательство о налогах и сборах; права и обязанности налогоплательщиков; характеристики основных налогов страховых компаний; пути оптимизации налогов; Налоговый Кодекс РФ (часть 1).

  1. Менеджмент в страховой компании

Цель: понятие, сущность и значение менеджмента страховой компании; принципы и функции управления; качество управления; структура управления: линейная, функциональная, линейно-функциональная, матричная, штабная и др.; анализ структуры управления; подбор кадров, мотивация и обучение; анализ движения кадрового потенциала; эффективность использования кадрового потенциала.