Учебное пособие: Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов специальности 060800 «Экономика и управление на предприятии (в сфере сервиса)»

Название: Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов специальности 060800 «Экономика и управление на предприятии (в сфере сервиса)»
Раздел: Остальные рефераты
Тип: учебное пособие Скачать документ бесплатно, без SMS в архиве

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агентство по образованию

Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики


Кафедра « Экономика и управление на предприятии в сфере сервиса»

И.Ю. Левитина

Экономика предприятия

Методические указания
по выполнению курсовой работы

для студентов специальности 060800

«Экономика и управление на предприятии

(в сфере сервиса)»

Санкт-Петербург

2006

Одобрены на заседании кафедры «Экономика и управление предприятием сервиса», протокол № 3 от 18.10.2005 г.

Утверждены Методическим Советом по специальности 060800, протокол № 4 от 29.10.2005 г.

.

Экономика предприятия. Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов специальности 060800 «Экономика и управление на предприятии (в сфере сервиса)». – СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2006. – 43 с.

Составители: канд. экон. наук, доцент И.Ю. Левитина

Рецензенты: канд. экон. наук, доцент Е.Е. Шарафанова;

канд. экон. наук, доцент Е.В. Ялунер

Научный редактор: д-р экон. наук, профессор В.Н. Соловьев

Ó Санкт-Петербургский государственный университет

сервиса и экономики

2006 г.

Содержание

1. Цели и задачи курсовой работы... 4

2. Содержание и порядок выполнения курсовой работы... 5

3. Выбор темы и подготовка задания на курсовую работу.. 8

4. Методические рекомендации по выполнению теоретической части курсовой работы... 15

5. Методические указания по выполнению практической части курсовой работы... 21

5.1. Сущность франчайзинга . 21

5.2. Определение суммы инвестиций на создание нового бизнеса . 22

5.2.1. Определение величины инвестиций на формирование основных средств предприятия. 22

5.2.2. Определение величины инвестиций на формирование нематериальных активов предприятия. 23

5.2.3. Определение величины инвестиций на формирование оборотных средств предприятия. 24

5.3. Формирование баланса предприятия и определение источников финансирования инвестиций. 26

5.4. Расчет экономической эффективности. 28

5.5. Определение текущих расходов. 30

5.6. Калькулирование себестоимости и определение цен
на товары и услуги.
34

5.7. Определение доходов предприятия и финансвых результатов его деятельности. 36

ЛИТЕРАТУРА.. 38

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 40

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 41

1. Цели и задачи курсовой работы

"Экономика предприятия" является одной из первых профилирующих дисциплин в системе подготовки экономиста-менеджера по специальности 060800 "Экономика и управление на предприятии в сфере обслуживания". Целью курса является изучение современного экономического механизма, обеспечивающего жизнедеятельность предприятия в условиях рынка и конкуренции, приобретение базовых теоретических и практических навыков, необходимых для успешного освоения всех дисциплин специальности, формирующих специалиста, деятельность которого "направлена на обеспечение функционирования предприятий всех организационно-правовых форм в целях рационального управления экономикой, производством и социальным развитием с учетом отраслевой специфики техники, технологии, организации производства..." (государственный стандарт по специальности 060800). Данный курс закладывает у студента основные понятия о предприятии как о едином целом по отношению к внешней среде, о внутренней структуре предприятия, основных его функциональных системах и их взаимодействии давая цельную картину из основных определений и понятий, которые в дальнейшем будут изучаться более подробно в спецкурсах.

В результате изучения дисциплины экономист-менеджер должен:

1. Знать:

- законодательные и нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность предприятия;

- отечественный и зарубежный опыт в области управления экономикой предприятия;

- формы и методы экономического управления предприятием в современных условиях хозяйствования в России;

- уметь самостоятельно и творчески использовать теоретические знания в процессе последующего обучения в соответствии с учебным планом.

2. Владеть:

- специальной экономической терминологией и лексикой данной дисциплины;

- навыками расчетов основных экономических показателей деятельности предприятия;

- навыками самостоятельного овладения новыми знаниями по теории экономики предприятия и практике ее развития.

Курсовая работа дает возможность не только расширить, систематизировать и закрепить знания, полученные студентами в процессе изучения курса, но и приобрести опыт использования справочных, нормативных материалов и литературных данных. Это первая исследовательская работа в процессе обучения в университете, которая по сложности приравнивается к изучению курса и оценивается отдельной самостоятельной оценкой. Оценки за курсовые работы в обязательном порядке отражаются в выписке к диплому в отдельном разделе.

Основной целью курсовой работы является формирование у студентов навыков проведения научно-исследовательских работ.

Основные задачи :

- формулировка проблематики работы и систематизация методов ее решения;

- отработка навыков поиска нормативно-справочной и учебной литературы по заданной теме;

- самостоятельное теоретическое изучение методов экономического управления ресурсами предприятия;

- анализ и осмысление изученного материала, его структуризация в соответствии с планом работы, грамотное выполнение реферата;

- отработка практических навыков выполнения экономических расчетов и их анализа, необходимых для принятия грамотных бизнес- решений;

- отработка навыков грамотного оформления результатов проведенной работы;

- получения опыта открытой защиты своей работы.

2. Содержание и порядок выполнения курсовой работы

Содержание курсовой работы зависит от тематики разработки, индивидуального задания каждого исполнителя и конкретной задачи, которая определена темой работы. Однако во всех случаях основное содержание работы представляется в виде пояснительной записки, которая должна давать полное представление о цели работы, задачах, решаемых студентом, проведенных им расчетах и сделанных на их основании выводах. Для каждого направления работы в пояснительной записке выделяется отдельный раздел, где кратко излагается необходимый теоретический материал и приводятся выполненные на его базе расчеты. Однако необходимо помнить, что это единая работа и практическая и теоретическая части в ней составляют единое целое . Оформляется пояснительная записка в папке-скоросшивателе , на листах формата А4 (размер 297х210), все страницы, таблицы, иллюстративный материал должны иметь сквозную нумерацию, приведение списка использованной литературы обязательно. В таблице 1 приведено примерное содержание работы, которое в зависимости от темы может быть изменено как по структуре, так и по объему.

Таблица 1

Примерное содержание курсовой работы

Название
раздела

Содержание раздела

Примерный объем

Титульный лист

Образец приведен в приложении 1.

1 стр.

Задание на курсовую работу

Образец приведен в приложении 2.

1 стр.

Введение

определяются цели выполнения работы, ее основные задачи; кратко формулируются проблемы, стоящие перед предприятиями в той области, которая рассматривается в теоретической части работы.

1-2 стр.

Теоретическая часть

реферат по теме курсовой работы

10-15 стр.

Практическая часть

выполнение расчетной работы по заданным исходным данным и параллельным изложением теоретического материала, необходимого для правильного выполнения расчетов

5-10 стр.

Заключение

обобщаются знания, полученные студентом в процессе выполнения курсовой работы

1-2 стр.

Список

литературы

указывается вся литература (в том числе и нормативно-справочная литература, интернет-ресурсы), которая использовалась при выполнении работы, оформленная по ГОСТ 7.32-91

1 стр.

Оглавление

Указание названия всех разделов работы и страниц, на которых они изложены

1 стр.

Студентами дневного отделения работа выполняется во внеаудиторное время и защищается во время зачетной недели. Успешная защита курсовой работы является необходимым условием для допуска студента к экзамену по курсу. Студентами заочного отделения работа выполняется в период между сессиями параллельно с изучением теоретического материала. Защиты курсовой работы проводится согласно расписанию зачетно-экзаменационной сессии и, как правило, непосредственно предшествует сдаче экзамена по курсу.

К выполнению работы следует приступать только после внимательного ознакомления с методическими указаниями и проработки соответствующей литературы.

После выбора темы и получения задания на курсовую работу студенты дневного отделения совместно с руководителем составляют календарный план-график работы, в котором отражены основные этапы и контрольные сроки, включая заключительный этап – защиту работы. Примерный календарный план-график работы для 4 семестра обучения длительностью 18 недель представлен в таблице 2.

Таблица 2

Примерный календарный план-график
выполнения курсовой работы

Название этапа работы

Длительность этапа

Срок

знакомство с задачами курсовой работы и выбор темы

2 недели

7.02-20.02

согласование задания

1 неделя

21.02-27.02

библиографический поиск необходимой литературы, согласование списка литературы с руководителем

2 недели

28.02-13.03

знакомство со специальной литературой и нормативно-законодательной базой, выполнение реферата

4 недели

14.03-10.04

выполнение расчетов

3 недели

11.04-30.04

оформление пояснительной записки

1 неделя

1.05-7.05

проверка работы преподавателем и исправление замечаний для получения допуска к защите

3 недели

8.05-28.05

защита курсовой работы

1 неделя

29.05-5.06

Студенты заочного отделения планируют свою работу самостоятельно, придерживаясь учебных графиков. Сроки сдачи курсовых работ на проверку определяются преподавателем во время установочной лекции.

Защита курсовой работы является заключительным этапом работы студента и весьма ответственна. При этом выделяется два момента: соблюдение календарных сроков предоставления пояснительной записки на проверку и успешная защита предлагаемых в ней решений. В процессе работы студент может получить замечания и консультацию руководителя работы в установленные дни и часы. В случае неправильности выполнения и ошибок, допущенных в работе, студент извещается об этом и должен исправить пояснительную записку в соответствии с замечаниями. Последующая проверка и допуск к защите производятся с учетом вышеизложенных требований.

К защите допускаются работы, отражающие требования задания на курсовую работу и успешное решение поставленных задач. Преподаватель, проверяющий работу, делает отметку на титульном листе о проверке и допуске к защите. Защита проводится в дни и часы, назначенные руководителем. Студент излагает кратко поставленную перед ним задачу, анализ состояния вопроса, методы его решения и конкретные результаты работы. После этого руководитель или присутствующие на защите могут задать интересующие их вопросы по данной работе. Ответ должен быть четким, кратким, с грамотным использованием специальной лексики. Отсутствие ответов на вопросы даже при наличии работы, выполненной в соответствии со всеми требованиями, приводит к неудовлетворительной оценке за выполнение курсовой работы.

Оценка производится по установленной бальной системе (отлично, хорошо, удовлетворительно). В случае неудачи, студент должен получить рекомендации по устранению дефектов в работе с целью успешной последующей защиты. По решению руководителя в отдельных случаях может быть определена новая тема и выдано задание на другую работу.

3. Выбор темы и подготовка задания на курсо вую работу

Задание на курсовую работу формируется студентом самостоятельно на основе типового задания, приведенного в приложении 2, и информации данного раздела. Оно согласовывается с руководителем.

При проверке работы преподаватель оценивает правильность и полноту выполненной работы, ее соответствие заданию и делает отметку о допуске работы к защите.

Общая тематика всех курсовых работ – "Ресурсы предприятия и его финансово-хозяйственная деятельность", однако каждый студент имеет возможность углубить и расширить свои знания в одном из направлений исходя из своих интересов, поэтому тема конкретной курсовой работы будет соответствовать теме реферата, выполненного студентом.

Примерная тематика курсовых работ:

1. Имущество предприятия. Анализ эффективности его использования.

2. Основные фонды предприятия. Пути повышения эффективности их использования.

3. Нематериальные активы предприятия. Пути повышения эффективности их использования.

4. Оборотные активы предприятия. Пути повышения эффективности их использования.

5. Трудовые ресурсы предприятия. Пути повышения эффективности их использования.

6. Формы и системы оплаты труда. Фонд оплаты труда, методы его планирования.

7. Доходы предприятия. Ценовая стратегия предприятия. Пути повышения доходов.

8. Расходы предприятия. Пути сокращения расходов на предприятии.

9. Основные принципы формирования и распределения прибыли на предприятии.

10.Финансовые ресурсы предприятия. Система управления финансовыми ресурсами на предприятии, методы оценки эффективности использования финансовых ресурсов предприятия.

Студент самостоятельно выбирает тему и согласовывает ее с руководителем курсовой работы, после чего определяется примерное содержание теоретической части работы на основе п.4 данных методических указаний и рекомендаций руководителя работы. Тема может отличаться от предложенного перечня, если это связано с научными интересами исполнителя или его научного руководителя. В этом случае она обязательно должна быть согласована с руководителем курсовой работы и соответствовать тематике данного курса.

Практическая часть работы представляет из себя 2 задачи, выполняемые по вариантам. Выбор варианта осуществляется по первой букве полного имени студента:


№ варианта

Первая буква имени студента

1

А, Ж, Л, Р, Х, Э;

2

Б, Е, М, С, Ц, Ю;

3

В, З, Н, Т, Ч, Я;

4

Г, И, О, У, Ш;

5

Д, К, П,Ф, Щ.

В исходных данных используются переменные :

В – номер варианта;

Г – последняя цифра года, в котором было выдано задание на контрольную работу (если она «0», то Г=10)

Задача 1.

На основании исходных данных, приведенных ниже, необходимо оценить экономическую эффективность создания предприятия, работающего по договору франчайзинга и упрощенной системе налогообложения. Расчет провести статическим методом, округляя все промежуточные результаты до тысяч рублей.

Решение данной задачи предусматривает выполнение следующих этапов работ:

1. Определение величины инвестиций на создание предприятия

a. Определение потребности в основных фондах

b. Определение потребности в запасах и величины оборотного капитала

2. Определение величины уставного капитала.

3. Формирование планового баланса предприятия на момент начала его работы, определение источников финансирования инвестиций.

4. Планирование финансовых результатов деятельности предприятия на первый и последующие 4 года

5. Расчет показателей экономической эффективности создания предприятия

Исходные данные:

Для ведения бизнеса по договору франчайзинга создается ООО "Интеллект". Расчет эффективности провести из расчета 5 лет работы фирмы. Условно считается, что создание фирмы и формирование имущества проводится в конце года, а текущая деятельность начинается с начала следующего года.

Уставный капитал общества формируется двумя учредителями. Первый предоставляет необходимые основные фонды и его доля составляет 50+В% . Второй учредитель вносит свою долю денежными средствами. Недостающая для начала деятельности сумма берется в банке в кредит на 2 года под (15+В)% годовых.

Франчайзинговый договор предусматривает:

1) разовую выплату франшизы (нематериальный актив);

2) ежемесячные платежи (роялти) в составе текущих расходов;

3) обязательное наличие аттестованных специалистов (затраты на аттестацию и обучение специалистов у фирмы-франчайзера учесть в составе инвестиций в оборотный капитал).

До начала деятельности необходимо произвести следующие расходы (инвестиции в создание предприятия из которых образуется имущество предприятия):

1. Зарегистрировать фирму. Для регистрации данного предприятия учредители пользуются услугами юридической фирмы, которая проводит все необходимые действия по формированию пакета учредительных документов и регистрации предприятия. Стоимость ее услуг составляет (8+В) тыс. руб.

2. Заключить франчайзинговый договор и выплатить франшизу в сумме 10+Г тыс. руб.

3. Провести обучение и сертификацию персонала у франчайзера
(Г+5 специалистов по 10*В тыс.руб. на каждого).

4. Внести предоплату аренды помещения в сумме 500+В*10 тыс.руб.

5. Выполнить ремонт помещений – 50+Г*10 тыс.руб.

6. Закупить необходимое имущество.

Необходимое имущество со сроком службы более 1 года:

вид ОФ

кол-во, шт.

цена за 1 шт., тыс. руб.

сервер

2

10*В

мини АТС с телефонными аппаратами

1

20+Г

персональные ЭВМ

10+В +20+Г

25

факс

5

4

принтер

4

5

сканер

1

5

рабочее место

10+В

5

учебное место

20+Г

2

машина

1

75

оборудование для кухни**

1

10

7. Создать запасы товаров, комплектующих, инструмента и запасных частей. Закупка товаров для перепродажи осуществляется у франчайзера в кредит со сроком оплаты в течение месяца. Первую закупку всех запасов осуществляют в сумме равной плановому нормативу. При расчете нормативов месяц считать за 30 дней, год – 360 дней. Страховой запас всех видов В дней.

Вид запаса

Планируемый годовой расход

Интервал между закупками

товары

720*В тыс.руб.

1 раз в 2 месяца

комплектующие

720*(Г+5) тыс.руб.

1 раз в месяц

запчасти и инструмент

360*(Г+В) тыс.руб.

2 раза в год

8. Провести рекламную компанию, в т.ч.

- реклама в газетах 10*В тыс. руб.

- печать и распространение рекламных буклетов 15+Г тыс.руб.

- оформление и установка рекламных щитов В штук по 5 тыс. руб.

9. Предусмотреть наличие денежных средств на непредвиденные расходы в сумме 2*В тыс.руб.

Предприятие работает по упрощенной системе налогообложения и платит единый налог – 15% от превышения доходов над расходами.

Результаты хозяйственной деятельности предприятия:

1 год работы

2-5 год работы

Доходы

Г+2 млн.руб.

на (В+1)*5% больше, чем в 1 году

Расходы

Г млн. руб

на В*5% больше, чем в 1 году (без учета процентов по кредиту)

В расходы первого и второго года работы необходимо добавить проценты по кредиту банка.

Задача 2.

На основании приведенных в таблице 3 исходных данных рассчитать результаты хозяйственной деятельности предприятия, осуществляющего изготовление ролл-штор и жалюзи на заказ. Предприятие имеет 1 производственный цех и некоторое количество приемных пунктов, где производят прием и выдачу заказов.

Для упрощения расчетов введены следующие условия:

- ценообразование и учет ведется в условных изделиях;

- амортизация начисляется линейным методом с нормой амортизации 20%.

Используйте следующий план работы:

1. Составить смету затрат на производство.

2. Составить калькуляцию на 1 условное изделие.

3. Определить себестоимость технологическую, производственную, полную, сумму условно-постоянных и условно-переменных расходов.

4. Назначить цену за условное изделие исходя из планового уровня рентабельности. Для дальнейших расчетов округлить ее до целых рублей.

5. Рассчитать на основе установленной цены выручку, объем реализации, чистую прибыль, рентабельность продукции и расчетную.

6. Рассчитать показатели из п.5 для планового года, в котором объем реализации будет больше на указанную величину. Цену оставить прежней, однако себестоимость продукции планового года пересчитать.


Таблица 3

Исходные данные для решения задачи 2

Показатель

Значение

Количество приемных пунктов (шт)

В

Балансовая стоимость оборудования цеха (тыс.руб)

=200*В

Балансовая стоимость оборудования 1 приемного пункта (тыс.руб)

=200+Г

Норма амортизации для всех видов основных фондов, %

=10+В

План на текущий год (тыс. условных изделий)

=(В+Г)/2

Нормы расхода на 1 условное изделие:

материалы (руб./шт)

=100*В+Г

комплектующие (руб/шт)

=800+Г

заработная плата основная (руб/шт)

=100*В

заработная плата дополнительная, %

=10+Г

Затраты на содержание 1 приемного пункта:

аренда помещения(тыс.руб./мес)

=5+В

заработная плата приемщицы(тыс.руб./мес)

=2+В

коммунальные платежи(тыс.руб./мес)

=2+Г/10

освещение(руб./мес)

=200+Г

расходы на ремонт (тыс.руб./год)

=20+В+Г

Затраты на содержание оборудования:

заработная плата ремонтника (тыс.руб./мес)

=3+В

запасные части (тыс.руб./год)

=100+Г

вспомогательные материалы (тыс.руб./год)

=70+В

Затраты на содержание цеха:

арендная плата (тыс.руб./мес)

=10+Г

коммунальные платежи (тыс.руб./мес)

=2+В/10

электроэнергия (руб./мес)

=800+Г*10

заработная плата мастера (тыс.руб./мес)

=4+Г

Затраты на управление:

заработная плата директора (тыс.руб./мес)

=5+В

заработная плата бухгалтера (тыс.руб./мес)

=4+В

заработная плата уборщицы (тыс.руб./мес)

=1+В

услуги связи (тыс.руб./мес)

=1+(В+Г)/10

командировочные расходы (тыс.руб./год)

=2+В

содержание автомобиля (тыс.руб./год)

=30+Г

бензин (тыс.руб./мес)

=В+Г

Затраты на реализацию:

реклама (тыс.руб./год)

=В+Г+5

участие в выставках (тыс.руб./год)

=В+Г+1


Услуги банка:

расчетно-кассовое обслуживание (тыс.руб./год)

=(В+Г)*2

инкассация (% от выручки)

0,3

Налоги:

НДС

18%

ЕСН

26%

обязательное страхование

1%

налог на прибыль

24%

налог на имущество

2%

транспортный налог (тыс.руб)

1

плановая рентабельность продукции, %

=(25+В)/100

плановый прирост выпуска продукции, %

=(В+Г-1)/100

Внимание! При выполнении расчетов необходимо обращать внимание на указанные в исходных данных единицы измерения.

Внимание! Часть исходных данных может быть заменена преподавателем на установочной лекции.

4. Методические рекомендации
по выполнению теоретической части курсовой работы

В данном разделе необходимо выполнить реферат на заданную тему. Объем реферата не ограничивается. Минимум содержания реферата определяется использованием всех дидактических единиц, указанных в расшифровке каждой темы. Необходимая литература студентом подбирается самостоятельно. Обязательно использование нормативно-законодательных документов, актуальных на дату выполнения работы. Поощряется широкое использование Интернет-ресурсов (кроме использования уже готовых рефератов) с обязательным указанием ссылок на сайты. Минимальный набор литературы и нормативно-законодательных актов имеется в конце методических указаний.

При пользовании литературой студент должен критически оценивать материал, выбирать самое основное, необходимое для работы. Излагать лучше своими словами, учитывая современную ситуацию в экономике России. Помните, что экономика нашей страны динамично развивается, постоянно обновляются технологии организации и обслуживания, нормативно законодательная база, совершенствуется рынок. Знакомство с современной нормативно-законодательной базой, регламентирующей деятельность предприятия в современной России, является обязательным.

Студент обязан освоить выбранный раздел курса более глубоко, чем он излагается в базовом учебнике по курсу "Экономика предприятия", свободно пользоваться всеми экономическими терминами, которые использованы в работе, хорошо изучить нормативно-законодательную базу и понимать суть проблем, стоящих перед предприятиями и конкретной области исследования.

Первым этапом работы над темой следует считать ознакомление со специальной литературой в библиотеке. Проведя библиографический поиск и ознакомившись с литературой, необходимо составить примерный план реферата. План вместе с составленным списком литературы лучше всего согласовать с руководителем работы до начала выполнения реферата. Преподаватель может внести изменения в них с целью более полного раскрытия темы, уточнения последовательности изложения материала, проверит, все ли необходимые нормативно-законодательные документы вами найдены. Консультация с руководителем на данном этапе работы избавит Вас от ненужной работы или необходимости доработки реферата.

Реферат должен:

- демонстрировать умение студента самостоятельно проводить анализ научных источников;

- показывать умение собирать, обрабатывать и анализировать статистическую информацию по исследуемой проблеме;

- проводить оценку накопленного отечественного и зарубежного опыта решения исследуемой проблемы;

- предусматривать взаимосвязь теоретических и практических аспектов рассматриваемой проблемы;

- содержать определение основных понятий и положений рассматриваемой проблемы;

- содержать выводы и рекомендации, полученные на основе проведенного в реферате анализа исследуемой проблемы.

Далее раскрываются основные дидактические единицы, которые необходимо отразить в реферате конкретно для каждой темы. Данные дидактические единицы обязательны для раскрытия темы реферата, их использование является обязательным. Поощряется более широкое освещение темы работы.

Тема: Имущество предприятия. Анализ эффективности его использования.

Имущество предприятия, отражение его в форме 1 баланса предприятия. Состав имущества предприятия, краткая характеристика основных элементов актива баланса предприятия. Источники образования и пополнения имущества предприятия и их отражение в пассиве баланса: уставный, добавочный и резервный капитал, целевые фонды, краткосрочные и долгосрочные пассивы.

Финансовые результаты от использования имущества предприятия, их отражение в форме 2 баланса предприятия. Прибыль как основной источник образования и пополнения имущества предприятия.

Методы анализа и оценки эффективности использования имущества предприятия на основе данных баланса предприятия.

Тема: Основные фонды предприятия (ОФ). Пути повышения эффективности их использования.

Состав ОФ. Структура ОФ. Активная и пассивная часть ОФ. Стоимость ОФ (первоначальная, остаточная, восстановительная, балансовая, ликвидационная, рыночная). Оценка среднегодовой стоимости ОФ. Цели и задачи переоценки ОФ. Источники образования и пополнения основных фондов (собственные, заемные, привлеченные – аренда и лизинг).

Износ основных фондов, виды износа.

Амортизация. Норма амортизации. Методы амортизации.

Обобщающие показатели эффективности использования ОФ (фондоотдача, фондоемкость, рентабельность ОФ). Частные показатели использования ОФ.

Пути повышения эффективности использования ОФ.

Тема: Нематериальные активы предприятия (НА). Пути повышения эффективности их использования.

Критерии отнесения имущества предприятия к нематериальным активам (НА). Состав НА. Интеллектуальная и промышленная собственность. Стоимость НА, методы ее оценки. Источники образования и пополнения НА.

Амортизация НА .

Методы создания и использования нематериальных активов (брендинг, франчайзинг и т.п.)

Показатели эффективности использования НА.

Методы управления НА, пути повышения эффективности использования НА.

Тема: Оборотные средства предприятия. Пути повышения эффективности их использования.

Оборотные средства (ОбС). Оборотные производственные фонды. Фонды обращения.

Кругооборот оборотных средств. Оборачиваемость оборотных средств. Коэффициенты оборачиваемости и загрузки оборотных средств. Длительность оборота. Относительное и абсолютное высвобождение оборотных средств.

Нормируемые и ненормируемые оборотные средства. Виды запасов и формирование норм запаса. Расчет нормативов по отдельным видам нормируемых оборотных средств и необходимой величины оборотного капитала.

Собственные, заемные и привлеченные источники образования и пополнения оборотных средств. Устойчивые пассивы как специфический источник пополнения оборотных средств. Оценка величины Собственных оборотных средств и текущих финансовых потребностей предприятия.

Влияние управления оборотными средствами на конечные результаты работы предприятия. Пути сокращения необходимой величины оборотных средств.

Тема: Трудовые ресурсы предприятия. Пути повышения эффективности их использования.

Трудовые ресурсы. Их особенности.

Количественная характеристика (списочная, явочная среднесписочная численность персонала). Качественная характеристика трудовых ресурсов (структура персонала, профессионально-квалификационная структура кадров, штатное расписание).

Фонд рабочего времени и его использование (календарный, номинальный, эффективный фонд рабочего времени, планируемые и непроизводительные потери рабочего времени, средняя продолжительность рабочей смены).

Понятие производительности труда. Основные показатели оценки уровня производительности труда (выработка, методы ее определения, трудоемкость технологическая, производственная, полная, трудоемкость обслуживания и управления). Динамика роста производительности труда.

Планирование численности персонала на основе норм выработки и норм обслуживания.

Основные пути улучшения эффективности использования трудовых ресурсов предприятия (организационно-технические и социально-экономические).

Тема: Формы и системы оплаты труда. Фонд оплаты труда, методы его планирования.

Заработная плата (основная, дополнительная, вознаграждения).

Тарифная и бестарифная системы оплаты труда. Принцип расчета заработной платы при бестарифной системе оплаты труда. Составляющие тарифной системы оплаты труда (тарифные сетки, ставки, тарифно-квалификационные справочники).

Формы тарифной. Повременная (по видам) и сдельная (по видам) формы оплаты труда. Методы расчета часовых тарифный ставок и расценок. Ограничение на использования сдельной оплаты труда.

Фонд оплаты труда, его составляющие. Методы планировани фонда оплаты труда.

Тема: Доходы предприятия. Ценовая стратегия предприятия. Пути повышения доходов.

Сущность понятия «доходы предприятия», классификация доходов.

Юридическое значение термина «реализация». Методы оценки выручки от реализации продукции (услуг) для целей налогообложения (по отгрузке и по оплате). Номенклатура и ассортимент продукции (услуг).

Цена продукции. Виды цен. Принципы ценообразования (на основании цен конкурентов, исходя из потребительской стоимости товара, исходя из затрат на производство и реализацию). Калькулирование цены на продукцию (услугу). Государственное регулирование цен на социально-значимые товары и услуги. Формирование ценовой стратегии предприятия.

Факторы, влияющие на величину доходов предприятия и пути повышения доходов.

Тема: Расходы предприятия. Пути сокращения расходов на предприятии.

Сущность понятий «расходы», «затраты», «издержки».

Расходы предприятия. Их классификация в бухгалтерском учете.

Себестоимость продукции и ее состав по элементам затрат.

Прямые и косвенные расходы. Себестоимость единицы продукции (услуги). Формирование калькуляции на товар. Виды себестоимости-технологическая, цеховая, заводская, производственная, полная.

Расходы условно-переменные и условно-постоянные. Влияние объема производства на величину расходов предприятия и себестоимость единицы продукции. Сущность эффекта масштаба. Определение критического объема продаж.

Пути сокращения расходов на предприятии.

Тема: Основные принципы формирования и распределения прибыли на предприятии.

Прибыль, ее экономическое содержание.

Форма 2 баланса предприятия как источник информации о формировании пребыли предприятия. Виды прибыли ( валовая, от реализации продукции, балансовая, чистая).

Значение прибыли для предприятия. Факторы, влияющие на величину прибыли.

Порядок распределения прибыли. Специализированные фонды, формируемые за счет прибыли предприятия.

Тема: Финансовые ресурсы предприятия. Система управления финансовыми ресурсами на предприятии, методы оценки эффективности использования финансовых ресурсов предприятия.

Финансы. Функции финансов. Финансовый механизм, его методы и рычаги.

Финансовые ресурсы предприятия. Их формирование и использование. Финансовые отношения предприятия с контрагентами, потребителями, прочими предприятиями, страховыми организациями, банковской системой, государством, вышестоящими управленческими структурами.

Система управления финансами на предприятии. Службы и подразделения предприятия, которые участвуют в управлении финансовыми ресурсами. Нормирование, контроль, распределение как методы управления финансами предприятия. Влияние государственной политики на финансовый механизм предприятия.

Оценка эффективности использования финансовых ресурсов предприятия (оценка эффективности текущей хозяйственной деятельности предприятия, оценка эффективности инвестиционной деятельности предприятия).

5. Методические указания по выполнению практической части курсовой работы

Практическая часть работы заключается в решении двух задач. Расчеты рекомендуется проводить с помощью EXСEL – таблиц, что позволит не только систематизировать теоретические знания по экономике, но и получить дополнительный практический опыт работы с электронными таблицами. Если такой возможности у студента нет, допускается проводить расчеты вручную.

В процессе выполнения рекомендуется все расчеты сопровождать теоретическими пояснениями, что позволит быстро сориентироваться при ответе на вопросы преподавателя во время проверки контрольной работы.

Далее излагается минимально необходимый теоретический материал, необходимый для решения задачи. В таблицах приведены примеры расчетов для 6 варианта (В=6), для задания, выданного в 2000 году (Г=10) по уровню сложности А.

5.1. Сущность франчайзинга

Франчайзинг[1] – это такая организация бизнеса, в которой компания (франчайзер) передает независимому предпринимателю или компании (франчайзи) право на продажу продукта и услуг этой компании.

Франчайзер – это компания, которая выдает лицензию или передает в право пользования свой товарный знак, ноу-хау и операционные системы. Франчайзер исследует, и развивает бизнес, тратит деньги на продвижение бизнеса, создает хорошую репутацию и узнаваемый имидж (брэнднэйм). Франшиза – это полная бизнес система, которую франчайзер продает франчайзи. При заключении контракта франшизополучатель должен, как правило, уплатить разовый или вступительный взнос (первоначальный платеж) за франчайзинговый пакет (франшизу), в который входят многочисленные компоненты: услуги по дизайну, право пользования торговой маркой, рекламный оригинал-макет, консультационные услуги, оборудование, мебель, аксессуары, услуги по контролю, учебные и обучающие материалы, вознаграждение за помощь в управлении, меню, диалоговые консультации (оперативные подсказки), справочное руководство, рекламные материалы, плата за возможность продления контракта, программное обеспечение, посуда, плата за услуги предварительного заказа, передача ноу-хау, услуги по организации офиса и др.

Франчайзи – это человек или компания, которая покупает возможность обучения и помощь при создании бизнеса у франчайзера и выплачивает сервисную плату (роялти) за использование товарного знака, ноу-хау и системы ведения работ франчайзера. Франчайзи обязуется продавать этот продукт или услуги по заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, которые устанавливает франчайзер. В обмен на осуществление всех этих правил франчайзи получает разрешение использовать имя компании, ее репутацию, продукт и услуги, маркетинговые технологии, экспертизу, и механизмы поддержки.

Франчайзи сам оплачивает затраты на создание бизнеса, делает первоначальный взнос франчайзеру, а затем выплачивает ежемесячные взносы (роялти), сумма которых оговаривается во франчайзинговом договоре (контракте). Работая под определенным контролем он, тем не менее, осуществляет самостоятельную предпринимательскую деятельность и остается независимым участником бизнеса. Франчайзи может быть предпринимателем без образованию юридического лица (ПБОЮЛ) или юридическим лицом.[2]

5.2. Определение суммы инвестиций на создание
нового бизнеса

5.2.1. Определение величины инвестиций
на формирование основных средств предприятия

Основные средства представляют собой стоимостную оценку основных фондов предприятия. Основные фонды (ОФ) – средства производства, участвующие в нескольких производственных циклах, не меняющие свою натурально вещественную форму и переносящие свою стоимость на стоимость готовой продукции в виде амортизационных отчислений. В бухгалтерском учете к ним относят материальное имущество, используемое для производственной деятельности, со сроком службы более 1 года. К ним относятся здания, сооружения, машины, оборудование, транспортные средства, инструменты и хозяйственный инвентарь и прочее.

Расчет необходимых средств для приобретения основных фондов заключается в определении количества необходимого оборудования и составления сметы затрат на его приобретение (см. табл. 4).

Таблица 4

Пример расчета стоимости основных фондов

Вид ОФ

Кол-во, шт.

Цена за 1 шт., тыс. руб.

Стоимость, тыс. руб.

сервер

2

60

120

мини АТС с телефонными аппаратами

1

30

30

персональные ЭВМ

46

25

1150

факс

5

4

20

принтер

4

5

20

сканер

1

5

5

рабочее место

16

5

80

учебное место

30

2

60

машина

1

75

75

оборудование для кухни

1

10

10

Итого

1570

5.2.2. Определение величины инвестиций
на формирование нематериальных активов предприятия

К нематериальным активам относятся авторские права всех видов, приобретенные за плату патенты, торговые марки и товарные знаки, права по пользованию производственной информацией (в нашем случае – первый взнос за франшизу), земельными участками и природными ресурсами, зданиями и оборудованием, а также организационные расходы (возникающие у учредителей расходы до момента создания предприятия, например, консультационные услуги, юридические, оплата расходов по учреждению и т.п.) и репутация фирмы (возникает при покупке целых действующих предприятий в виде превышения покупной стоимости фирмы над стоимостью ее имущества).

Таблица 5

Пример расчета стоимости нематериальных активов

вид нематериальных активов

стоимость, тыс. руб.

организационные расходы

8+6=14

франшиза

10+10=20

итого

34

5.2.3. Определение величины инвестиций
на формирование оборотных средств предприятия

Наряду с основным капиталом для нормальной работы предприятия необходим оборотный капитал или оборотные средства (ОС) – это денежные средства, авансированные в оборотные производственные фонды и фонды обращения.

В элементы ОС входят:

1. Запасы, в том числе:

1.1. Производственные запасы (сырье и основные материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, вспомогательные материалы, топливо, тара, запчасти для ремонта оборудования и т.п.).

1.2. Затраты на незаконченную продукцию (незавершенное производство, т.е. продукция, находящаяся на различных стадиях процесса обработки).

1.3. Расходы будущих периодов (затраты на освоение новых видов продукции и услуг, плата вносимая авансом за коммунальные услуги и аренду, подписку, абонементное обслуживание и пр.).

1.4. Готовая продукция (изделия, законченные производством и сданные на склад готовой продукции, а также товары в пути и товары для перепродажи).

2. Налог на добавленную стоимость, подлежащий возмещению из бюджета

3. Денежные средства и расчеты – денежные средства в кассе и на счетах в банках,

4. Дебиторская задолженность (то, что должны предприятию покупатели и заказчики и т.п.);

5. Краткосрочные финансовые вложения (приобретение краткосрочных ценных бумаг, вклад денег на краткосрочные депозиты и т.п.).

Для предварительных расчетов и обоснования величины оборотных средств можно оценить экспертно величину каждого элемента оборотных средств исходя из того, сколько средств необходимо потратить до момента получения первых доходов (таблица 7), так как по условия создание запасов определяется в сумме, равной плановому нормативу, необходимо определить нормативы запасов товаров, комплектующих, инструмента, запасных частей (таблица 6).

Норма запаса – это величина, соответствующая минимальному, экономически обоснованному объему запасов товарно-материальных ценностей. Она обычно устанавливается в днях и показывает, на сколько в среднем дней имеется на складе запаса данного вида.

Норматив запаса – это минимально необходимая сумма денежных средств, необходимая для создания запаса, обеспечивающего нормальный производственный процесс. Нормативы рассчитываются на каждый конкретный период (год, квартал) по каждому элементу нормируемых оборотных средств. После этого определяется суммарный норматив оборотных средств. Норматив фактически показывает стоимость запаса в среднем за период и определяется выражением
Нэ=(Оэ/Т)

где Нэ – норматив элемента оборотных средств, руб.;

Оэ – расход данного элемента запаса за плановый период, руб.

Т – длительность планового периода, дни;

Оэ/Т – среднесуточный расход данного элемента запаса, руб./день;

– норма запаса по данному элементу, дни.

Норма запаса учитывает время пребывания запаса в текущем (Т ), страховом (С ) и прочих видах (П ) запасов:=Т +С +П (5.3.12)

Текущий запас – основной вид запаса. Он определяет величину всей нормы запаса и предназначается для питания производства между двумя очередными поставками. Его величина представляет собой половину среднего интервала между поставками Т=1/2 Твзв , где Твзв – средневзвешенный фактический интервал между поставками.

Страховой (гарантийный) запас – второй по величине вид запаса. Он создается для обеспечения бесперебойного течения производства в случаях возможных задержек поставок. Прочие виды запаса создаются в особых случаях (превышение времени доставки груза над временем доставки платежных документов, необходимость подготовки материалов к производству, если имеется сезонный характер поставок либо сезонный характер потребления).

Таблица 6

Пример расчета норматива запаса

Виз запаса

Расход в год (тыс.руб.)

Интервал между поставками (дни)

Среднедневной расход (тыс. руб)

Норма запаса (дни)

Норматив запаса (тыс.руб.)

товары

720*6=

=4320

60

4320/360=12

60/2+6=36

12*36= =432

комплектующие

10800

30

30

21

630

инструменты и запчасти

5760

180

16

96

1536

итого

2598

Таблица 7

Пример расчета потребности в оборотных средствах:

элемент оборотных средств

стоимость, тыс. руб.

запасы (из таблицы 4.2.3.1.):

2596

дебиторская задолженность (предоплата за аренду помещений)

500+10*6=560

денежные средства:

- ремонт помещений

50+10*10=150

- рекламная компания

(10+6)+(15+10)+5*6=71

- обучение и сертификация персонала

(5+10)*10+6=900

- на непредвиденные расходы

6*2=12

итого

4291

5.3. Формирование баланса предприятия и определение источников финансирования инвестиций

Чтобы начать бизнес, необходимо определить стартовые затраты, необходимые для формирования имущества создаваемого предприятия и источники их формирования.

Активы (имущество предприятия) состоят из 2 частей: оборотный и внеоборотный капитал. Внеоборотный капитал – это имущество предприятия со сроком службы не менее 12 месяцев, он включает в себя нематериальные активы, основные средства, долгосрочные финансовые вложения, незавершенное строительство. Оборотный капитал показан во втором разделе баланса предприятия. Пассивы (источники формирования имущества предприятия) бывают собственные и заемные. При создании нового предприятия обычно имущество формируется частично за счет взносов учредителей, а недостающая сумма (активы – уставный капитал) – за счет кредиторской задолженности.

Таблица 8

Структура баланса предприятия

Актив

Сумма, тыс. руб.

Пассив

Сумма, тыс. руб.

1.Внеоборотные активы

1604

3. Капитал и резервы

2804

Нематериальные активы

34

Уставный капитал

2804

Основные средства

1570

Добавочный капитал

Незавершенное

Резервный капитал

Строительство

Фонды специального

Доходные вложения в

назначения

материальные ценности

Целевые

Долгосрочные

финансирование и

финансовые вложения

поступления

Прочие внеоборотные активы

Нераспределенная прибыль

2. Оборотные активы

4291

Непокрытый убыток

Запасы

2598

Дебиторская задолженность

260

Краткосрочные финансовые вложения

4. Долгосрочные обязательства

2659

Денежные средства

1133

5. Краткосрочные

432

Прочие оборотные активы

обязательства

Баланс

5895

Баланс

5895

В нашем случае уставный капитал формируется за счет взносов 2 учредителей – первый дает основные фонды, второй деньги. (2804 тыс.руб.)

Пример расчета потребности в заемном капитале:

Нематериальные активы – 34 тыс.руб.

Основные фонды – 1570 тыс.руб.

Оборотные средства – 2491 тыс.руб.

Итого активы создаваемого предприятия – 5895 тыс.руб.

Пассивы создаваемого предприятия = активам = 5895 тыс.руб.

Уставный капитал – 2804 тыс.руб.

Кредиторская задолженность 5895-2804=3091 тыс.руб.

Так как по условию закупка товаров осуществляется на условиях товарного кредита со сроком 1 месяц, то краткосрочная кредиторская задолженность составит 432 тыс.руб. Следовательно в банке необходимо просить 3091-432=2659 тыс.руб.

5.4. Расчет экономической эффективности.

Инвестиции представляют собой все виды вложения капитала в форме имущественных и интеллектуальных ценностей в экономические объекты с целью получения в будущем доходов или иных выгод.

Под словами "Вложение капитала" понимают вложения средств в:

1. Основные фонды предприятия (покупка оборудования, земли, строительство).

2. Нематериальные активы (патенты, лицензии, товарные знаки).

3. Долгосрочные финансовые вложения (вложения в другие предприятия – покупка акций, займы, в развитие дочерних фирм).

4. Увеличение величины оборотного капитала (увеличение запасов, расходы на подготовку и освоение нового производства, увеличение дебиторской задолженности).

Вложения средств в увеличение величины оборотного капитала необходимо отличать от единовременных затрат, финансируемых из свободного остатка денежных средств без увеличения общей величины оборотного капитала. Эти затраты являются текущими затратами на производство.

Эффективность проекта характеризуется системой показателей, которые отражают соотношение между затратами и результатами, рассчитанными исходя из целей его участников. Различают “Эффект” и “Эффективность”. Эффект – это производственный или социальный результат расходования ресурсов, полученный в течение определенного периода. Эффективность – это величина результата на единицу осуществленных затрат.

Существуют разные методы оценки эффективности инвестиций: статический, динамический (с учетом времени поступления доходов и расходов), сравнительный (на основе сравнения приведенных затрат).

В данном случае нам необходимо использования статический метод оценки. Его используют для грубой и быстрой оценки (без учета изменения стоимости денег во времени) на ранних стадиях разработки и выбора проектов. Определяют следующие показатели:

- чистый доход ЧД= ЧП-К

где ЧП – чистая прибыль (net benefit) от реализации данного проекта за период эксплуатации проекта (если проект реализуется на действующем предприятии, то это прирост прибыли, связанный с данным проектом);

К – сумма капитальных вложений, инвестиций (investment).

- индекс доходности (коэффициент benefit cost ratio ) – количество рублей прибили, полученное на 1 рубль вложенных инвестиций

ИД = ЧП / К,

- срок окупаемости (pay back) т.е. число лет от момента получения первых доходов от продаж, необходимых для того, чтобы чистая прибыль сравнялась с величиной инвестиций

Ток = К / ЧП ср.год

где ЧПср.год = ЧП / Т – среднегодовая чистая прибыль (yearly net benefit),

Т – Число лет эксплуатации проекта.

Пример расчета:

Таблица 9

Расчет финансовых результатов, тыс.руб.

1 год

2 год

3-5 год

Доход

(2+10)*1000

=12000

12000*(1+

(6+1*5)/100)

=16200

16200

Расход

10*1000+558,5=

10558,5

13000+558,5

=13558,5

10*1000*

(1+6*5/100)=13000

Превышение доходов над расходами

12000-10558,5=

1441,5

2641,5

3200

ЕНВД

15%*1441,5=216,2

396,2

480

Чистая прибыль

1441,5-216,2=1225,3

2245,3

2720


Так как по условию задачи предприятие применяет упрощенную систему налогообложения, то оно платит единый налог на вмененный доход по ставке 15% от суммы превышения доходов над расходами. В расходы первого и второго года работы включаются проценты по кредиту (15+6)% *2659=558,5 тыс.руб.

ЧП ср.год.=(1225,3+2245,3+2720*3)/5=2326,1 тыс.руб в год

Т = 5 лет

К = 5895 тыс.руб.

ЧД = 2326,1*5-5895=5735,6 тыс.руб.

ИД = 2326,1*5/5895=2 руб./руб.

Ток = 5895/2326,1= 2,5 года

5.5. Определение текущих расходов

Расходы предприятия – это уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) или возникновение обязательств. Расходы предприятия можно классифицировать по различным признакам:

1. По влиянию на формирование прибыли:

1.1. Выплачиваемые из выручки (НДС, акцизы, таможенные пошлины);

1.2. Включаемые в себестоимость продукции по элементам (материальные затраты, затраты на оплату труда (включая ЕСН – единый социальный налог), амортизация, прочие затраты); их общую величину необходимо определить исходя из списка затрат;

1.3. Относимые на финансовые результаты

1.3.1. операционные расходы (связанные с предоставлением во временное пользование активов организации, предоставлением за плату прав на использование интеллектуальной собственности, участие в уставных капиталах других организаций, расходы на оплату услуг кредитных организаций и т.п.); в нашем случае отнесем к ним расчетно-кассовое обслуживание банка;

1.3.2. внереализационные расходы (штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, возмещение причиненных другим убытков, убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году, суммы дебиторской задолженности по которым истек срок исковой давности, курсовые разницы и суммы уценки активов, некоторые налоги); в нашем случае отнесем к ним прочие налоги и сборы;

1.3.3. проценты к уплате; его рассчитаем исходя из величины планируемого кредита и установленной процентной ставки;

1.4. Налог на прибыль и аналогичные платежи; в нашем случае это будет единый налог по упрощенной системе налогообложения;

1.5. Расходы, осуществляемые за счет чистой прибыли.

Эта классификация необходима для правильного определения величины чистой прибыли (см. п. 4.7)

2. По принадлежности к определенному виду продукции

2.1. Прямые (четко идентифицируются с конкретным видом продукции);

2.2. Косвенные (нельзя точно сказать к какому изделию и какая часть этих расходов относится, поэтому их распределение либо вовсе не производится, либо производится пропорционально некоторому выбранному за основу показателю, например, пропорционально прямым расходам, зарплате, трудоемкости и т.п.).

Эта классификация необходима для составления калькуляции и определения себестоимости единицы товара (продукта, услуги).

Себестоимость продукции (п 2.2 классификации) – представляет собой стоимостную оценку использованных в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

Для определения полных затрат на производство и реализацию продукции составляют смету по элементам затрат. Состав элементов затрат одинаков для всех предприятий, однако его можно детализировать за счет деления элементов на более мелкие:

- материальные затраты (сырье и основные материалы за вычетом возвратных отходов; покупные изделия и полуфабрикаты, работы и услуги производственного характера; вспомогательные материалы; топливо; энергия; затраты на закупку товаров для перепродажи и т.п.);

- затраты на оплату труда (основная и дополнительная заработная плата, а также ЕСН – единый социальный налог и отчисления на обязательное страхование от несчастных случаев);

- амортизация;

- прочие расходы.

Амортизация – это постепенный перенос стоимости амортизируемых основных фондов (ОФ) и нематериальных активов на стоимость готовой продукции. Амортизируемыми являются ОФ, которые используются для производства продукции, работ, услуг, стоимостью более установленной суммы (на 2004 г – 10 тыс. руб.), остальные ОФ полностью амортизируются при передаче их в эксплуатацию. Существуют разные способы начисления амортизации, однако самый распространенный линейный

Агод лин = ОФбалн = ОФбал * На

где Агод – годовая сумма амортизации; ОФбал – балансовая стоимость ОФ; Тн – нормативный срок службы; На – норма амортизации

Пример расчета смет прямых, управленческих, коммерческих затрат и итоговой сметы затрат приведен в таблице 4.5.1.

3. По зависимости от объемов производства

3.1. Условно-переменные (растут пропорционально выпуску продукции, однако в расчете на 1 шт. не изменяются);

3.2. Условно-постоянные (не изменяются с ростом объемов производства, поэтому при увеличении количества в расчете на одну штуку уменьшаются).

Эта классификация необходима для планирования расходов при увеличении выпуска продукции.

Пример: в данной задаче переменная часть расходов совпадает с суммой прямых расходов (см. табл.4.5.1) и равна 18675,2 тыс.руб. Остальные 23113,9-18675,2=4438,7 тыс.руб. не зависят от количества изделий и являются условно-постоянными. При планируемом увеличении выпуска продукции на 15% общая сумма расходов составит 18675,2+18675,2*15%+4438,7=26115,2 тыс.руб.


Таблица 10

Смета текущих расходов на базовый год, тыс.руб.*

Элементы
затрат

Прямые расходы

РСЭО

Цеховые
расходы

Управленческие расходы

Коммерческие расходы

Итого

1. материальные, в т.ч.

11360,0

186,0

10,8

192,0

15,1

11763,9

- материалы

4880,0

76,0

4956,0

- комплектующие

6480,0

6480,0

- запчасти

110,0

110,0

- топливо

192,0

192,0

- электроэнергия

10,8

15,1

25,9

2. оплата труда, в т.ч.

7315,2

137,2

213,4

426,7

731,5

8824,0

- основная зарплата

4800,0

108,0

168,0

336,0

576,0

5988,0

-дополнительная

960,0

960,0

- ЕСН

1497,6

28,1

43,7

87,4

149,8

1806,5

- обяз. страхование

57,6

1,1

1,7

3,4

5,8

69,5

3. амортизация

24,0

201,6

225,6

4. Прочие, в т.ч.

0,0

0,0

511,2

79,2

1910,0

2500,4

- аренда

240,0

1440,0

1680,0

- коммунальные

31,2

216,0

247,2

- реклама

240,0

38,0

278,0

- ремонт

216,0

216,0

- остальное

79,2

79,2

Итого

18675,2

323,2

759,4

697,9

2858,2

23313,9

Примечание: расчет приведен для В=6, Г=10. В коммерческих расходах учтено содержание приемных пунктов и затраты на реализацию. Услуги банка в себестоимость не включаются, а входят в состав прочих расходов.

5.6. Калькулирование себестоимости
и определение цен на товары и услуги

Для определения себестоимости отдельного вида продукции используется группировка по статьям калькуляции. Эта группировка отражает состав расходов в зависимости от места их возникновения и их направления (производство или обслуживание). Номенклатура и содержание статей калькуляции зависит от технологических и экономических особенностей конкретного производства, места структурного подразделения предприятия в системе управления, особенностей планирования и учета на данном предприятии.

Структура калькуляции:

1) прямые материальные затраты;

2) прямые затраты на оплату труда;

3) прочие прямые расходы;

4) управленческие расходы (с делением по месту их возникновения, например, на расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, цеховые, заводские расходы);

5) коммерческие расходы.

Для торговли к прямым расходам относятся только затраты на закупку продаваемого товара. Остальные расходы считаются коммерческими.

Основным видом доходов является выручка от реализации, которую можно оценить по формуле:

,

где Цi – цена i-го вида продукции, Кi - количество реализованной продукции i –го вида.

Существуют разнообразные методы определения цен на товары (более подробно – в курсах «Маркетинг» или «Ценообразование»). Исходя из того, что берется за основу цены, их можно разделить на 3 группы: исходя из цен конкурентов, исходя из потребительской стоимости товара, исходя из затрат на производство и реализацию данного товара (калькуляционный подход). Однако при любом подходе целесообразно использовать как ориентир последний метод, так как цена должна обеспечить покрытие всех затрат и сверх того получение прибыли. Если рассчитанная цена будет выше сложившейся на рынке или определенной другим методом, то надо искать пути снижения затрат или отказаться от производства данного вида продукта или услуги.

Себестоимость

Прибыль

оптовая цена производителя

Оборотные налоги

отпускная цена предприятия-производителя

Наценка

себестоимость (для торговой организации)

Оборотные налоги

Издержки обращения

Прибыль торговли

розничная цена на продукцию (работу, услугу)

Рис. 1. Порядок формирования цен на товары и услуги

Пример расчетной калькуляций на условную услугу приведен в таблице 11. Пример расчета цены на условную услугу – в таблице 12.

Таблица 11

Калькуляция на условное изделие

Статьи калькуляции

Годовая программа,
тыс.руб.

Калькуляция
на 1 усл.изд. (руб.)

сырье

4880

610

комплектующие

6480

810

основная зарплата

4800

600

дополнительная зарплата

960

120

ЕСН

1497,6

187,2

обяз. страхование

57,6

7,2

Итого прямых

18675,2

2334,4

РСЭО

323,16

40,40

цеховые расходы

759,36

94,92

управленческие расходы

697,92

87,24

коммерческие расходы

2858,24

357,28

Итого косвенных

4638,68

579,84

Всего

23313,88

2914,24

Таблица 12

Определение цены условной услуги

показатель

значение

полная себестоимость

2914,2

рентабельность

31%

прибыль

903,4

оптовая цена

3817,6

оптовая цена (округленная)

3818,0

НДС

687,2

отпускная цена

4505,2

5.7. Определение доходов предприятия и финансвых результатов его деятельности

Реализованная продукция в оптовых ценах называется объемом реализации, т.е. Объем реализации (нетто-выручка)= брутто-выручка без оборотных налогов. К оборотным налогам могут относиться: НДС, акцизы (это особый налог на "предметы роскоши"), таможенные пошлины (начисляющихся при экспорте товаров) и т.п. Реализация товара в розничных ценах называется товарооборотом торговой организации. Пример такого расчета приведен в таблице 13.

Прибыль – экономическая категория, характеризующая эффект (финансовый результат) хозяйственной деятельности предприятия, которая характеризует превышение доходов предприятия над его расходами. Порядок расчета чистой прибыли предприятиями в России:

1. Выручка от продажи товаров, работ, услуг – НДС, акцизы и подобные платежи = объем реализации (нетто-выручка).

2. Объем реализации – себестоимость реализованной продукции (без коммерческих и управленческих расходов) = валовая прибыль.

3. Валовая прибыль – коммерческие расходы – управленческие расходы = прибыль/убыток от продаж.

4. Прибыль/убыток от продаж + прочие доходы – прочие расходы = прибыль/убыток до налогообложения (балансовая прибыль), где:

прочие доходы = проценты к получению + доходы от участия в других организациях + прочие операционные доходы + прочие внереализационные доходы

прочие расходы = проценты к уплате + прочие операционные расходы (расчетно-кассовое обслуживание) + внереализационные расходы (прочие налоги).

5. Прибыль/убыток до налогообложения (балансовая прибыль), скорректированный согласно главе 25 Налогового кодекса РФ = налогооблагаемая прибыль. При расчете налогооблагаемой прибыли не включаются льготируемые доходы и доходы, которые не облагаются налогом на прибыль, но в расходы включаются только принимаемые для целей налогообложения.

6. Балансовая прибыль – налог на прибыль (исчисленный от налогооблагаемой прибыли) и другие обязательные платежи = прибыль/убыток от обычной деятельности.

7. Прибыль/убыток от обычной деятельности + чрезвычайные доходы – чрезвычайные расходы = чистая прибыль/непокрытый убыток.

Таблица 13

Определение финансовых результатов, тыс.руб.*

показатель

базовый год

плановый год

количество усл. изд.

8000

9200

выручка-брутто

36041,9

41448,2

НДС

5497,9

6322,6

объем реализации

30544,0

35125,6

себестоимость без управленческих и коммерческих расходов

19757,7

22559,0

валовая прибыль

10786,3

12566,6

управленческие расходы

697,9

697,9

коммерческие расходы

2858,2

2858,2

прибыль от реализации

10786,3

12566,6

прочие расходы, в т.ч.:

196,3

212,5

- налог на имущество

49,2

49,2

- транспортный налог

7,0

7,0

- услуги банка

140,1

156,3

балансовая прибыль

10590,0

12354,1

налог на прибыль

2541,6

2965,0

чистая прибыль

8048,4

9389,1

рентабельность продукции,%

54,6%

55,7%

рентабельность расчетная, %

30,9%

36,5%

ЛИТЕРАТУРА

Основная литература:

1. Экономика предприятия: Учебник. Издание 3-е./ Под ред. проф.О.И.Волкова. – М.: Инфра. – М, 2003.

2. Гаврильчак И.Н., Левитина И.Ю. Экономика предприятия. Практикум. – СПб:СПбГАСЭ, 2003.

Законодательные и нормативно-правовые документы:

3. Гражданский кодекс РФ. Часть 1. Официальное издание. 1994 г.

4. Налоговый кодекс РФ, ч.1 от 31.07.98 г. № 146-ФЗ.

5. Налоговый кодекс РФ, ч.2 от 29.12.00 г. № 166-ФЗ.

6. "Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика предприятий" ПБУ 1/98, утвержденное приказом МФ РФ № 60н от 09.12.98 г.

7. ПБУ 4/96 "Бухгалтерская отчетность организации" (приказ МФ РФ от 08.02.96 г. №10).

8. ПБУ 5/98 "Учет материально-производственных запасов" (приказ МФ РФ от 15.06.98 г. № 25н).

9. ПБУ 6/97 "Учет основных средств" (приказ МФ РФ от 03.09.97 г. № 65н).

10. ПБУ 9/99 "Доходы организации" (приказ МФ РФ от 06.05.99 г. № 32н).

11. ПБУ 10/98 "Расходы организации" (приказ МФ РФ от 06.05.99 г. № 33н).

Дополнительная литература:

12. Горфинкель В.Я., Купряков Е.М.и др. Экономика предприятия. Учебник для ВУЗов по специальности "Экономика и управление на предприятии". – М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1996 г.

13. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: учебник для ВУЗов. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1997.

14. Ивасенко А.Г. Лизинг: экономическая сущность и перспективы развития. Новосибирск, 1996.

15. Липсиц И.В. Коммерческое ценообразование. Учебник для ВУЗов – М.: БЕК, 1997.

16. Справочник директора предприятия./под ред. Лапусты М.Г. – М.:Инфра-М,1998.

17. Стоянова Е.С и др. Управление оборотным капиталом. Учебно-практическое пособие. – М.: Перспектива, 1998.

18. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятия. – М.: ИНФРА-М, 1998.

19. Шим Д.К., Сигел Д.Г. Методы управления стоимостью и анализ затрат. – М.: Филинъ, 1996.

20. Я.С. Мелкумов. Экономическая оценка эффективности инвестиций и финансирование инвестиционных проектов. – М.: ИКЦ "ДИС", 1997.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Образец титульного лист а

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА И ЭКОНОМИКИ

КАФЕДРА "ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ СЕРВИСА"

КУРСОВАЯ РАБОТА

по курсу "Экономика предприятия"

Тема: " Источники образования и пополнения имущества предприятия "[3]

допущен к защите

дата

подпись

оценка

Выполнил студент

специальности 0608

группа 731

Иванов В.А

Руководитель проекта

Левитина И.Ю.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2005

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Образец задания на курсовую работ у

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА И ЭКОНОМИКИ

КАФЕДРА "ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ СЕРВИСА"

Задание на курсовую работу

по курсу "Экономика предприятия

"

студенту заочного[4] отделения специальности 0608 группа Э-5

Иванову Петру Егоровичу

Тема курсовой работы:

Содержание работы:

1. Введение.

2. Теоретическая часть (реферат по теме работы).

3. Практическая часть.

Задача 1. На основании исходных данных (В=5, Г=5) необходимо оценить экономическую эффективность создания предприятия, работающего по договору франчайзинга и упрощенной системе налогообложения:

1) Определить величину инвестиций на создание предприятия

- определить потребность в основных фондах;

- определить потребность в запасах и величину оборотного капитала.

2) Определить величину уставного капитала.

3) Сформировать плановый баланс предприятия на момент начала его работы, определить источники финансирования инвестиций.

4) Рассчитать финансовые результаты деятельности предприятия на первый и последующие 4 года работы

5) Рассчитать показатели экономической эффективности создания предприятия

Задача 2.

На основании исходных данных (В=5, Г=5) рассчитать результаты хозяйственной деятельности предприятия, осуществляющего изготовление ролл-штор и жалюзи на заказ.

1) Составить смету затрат на производство.

2) Составить калькуляцию на 1 условное изделие.

3) Определить себестоимость технологическую, производственную, полную, сумму условно-постоянных и условно-переменных расходов.

4) Назначить цену за условное изделие исходя из планового уровня рентабельности.

5) Рассчитать на основе установленной цены выручку, объем реализации, чистую прибыль, рентабельность продукции и расчетную.

6) Рассчитать показатели из п.5 для планового года, в котором объем реализации будет больше на указанную величину. Цену оставить прежней, однако себестоимость продукции планового года пересчитать.

4. Заключение.

5. Список литературы.

6. Оглавление.

Задание выдал _____________________________

(число и подпись руководителя)


Левитина Ирина Юрьевна

Экономика предприятия

Методические указания по выполнению курсовой работы
для студентов специальности 060800 «Экономика и управление на предприятии (в сфере сервиса)»

Подп. к печати 01.02.2006 г.

Формат 60´84 1/16

Усл. печ. л. 1,56

Уч.-изд. л. 2,75

Тираж 1300 экз.

Изд. № 001

Заказ № 0800

РИО СПбГУСЭ, лицензия ЛР № 040849

Член Издательско-полиграфической ассоциации университетов России

Государственный регистрационный номер 2047806003595 от 06.02.2004 г.

СПб государственный университет сервиса и экономики

192171, г. Санкт-Петербург, ул. Седова, 55/1

Отпечатано в ИИГ НОУ «АКТиБ», 192171, СПб., ул. Седова, 55/1

Лицензия ИД № 05598 от 14.08.2001 г.


[1] Более подробно см. http://rarf.ru/aboufrbook/appendix.asp

[2] формы организации и ведения предпринимательской деятельности – см. Часть1 Гражданского Кодекса РФ.

3 Текст, написанный курсивом индивидуален для каждого студента. Тема работы соответствует теме реферата.

[4] Текст, написанный курсивом индивидуален для каждого студента. Тема работы соответствует теме реферата. При формировании подпунктов пункта 2 задания можно ориентироваться на раздел 3 данных методических указаний. При формировании подпунктов пункта 3 задания можно ориентироваться на раздел 4 данных методических указаний.