Учебное пособие: Методические указания по выполнению контрольных работ и домашних заданий (рефератов) по дисциплине «основы нейролингвистического программирования» для студентов специальности «Социология» 040201

Название: Методические указания по выполнению контрольных работ и домашних заданий (рефератов) по дисциплине «основы нейролингвистического программирования» для студентов специальности «Социология» 040201
Раздел: Остальные рефераты
Тип: учебное пособие Скачать документ бесплатно, без SMS в архиве

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

_______________________________________________________________________

ИНСТИТУТ СОЦИОЛОГИИ И УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ И ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ (РЕФЕРАТОВ)

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ»

для студентов специальности

«Социология» - 040201

МОСКВА 2007 г.

Составитель

кандидат психологических наук, доцент

О.А. Колосова

Ответственный редактор

заведующий кафедрой социологии и психологии управления

доктор психологических наук, профессор

В.Н. Князев

Обсуждена и одобрена

на заседании кафедры социологии и психологии управления

Протокол от « __ »____ 200__ г., № ___

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ:

Методические указания по выполнению контрольных работ разработаны для студентов специальности «Социология» -040201 очной и очно – заочной форм обучения и предназначены для промежуточного контроля знаний студентов по дисциплине «Основы НЛП»

В рамках изучение данной дисциплины предусматривается:

¨ чтение лекций, в которых определяются базовые положения темы, освещается степень разработанности и существующие проблемы их изучения, раскрываются способы научного анализа исследуемых феноменов;

¨ проведение семинарских занятий (в форме тренингов), которые предполагают конкретизацию и углубленную проработку лекционного материала, акцентирование практической направленности полученных знаний, освоение и закрепление изучаемых вопросов посредством решения как теоретических, так и практических задач. А также проведения контрольных работ и выполнения домашнего задания (доклада) для оценки качества освоения дисциплины.

Кроме того, непосредственное освоение тем программы в ходе лекционного курса и практических занятий совмещается с самостоятельной работой студентов, включающей дополнительное изучение специальной литературы и подготовку домашнего задания (реферата) по самостоятельно выбранной теме. Для студентов очной и очно-заочной форм обучения предусматривается самостоятельная работа в объеме 18 (13) часа.

Оперативный контроль знаний студентов по дисциплине «Основы НЛП» осуществляется на каждой лекции с помощью вопросов на понимание материала лекционного курса.

Текущий контроль качества и степени усвоения знаний проводится в виде обсуждения результатов выполнения контрольных работ, а также самостоятельно подготовленных студентами домашних заданий (докладов).

Рубежный контроль знаний по всему курсу осуществляется в форме зачета.

Данное методическое руководство к написанию контрольных работ и домашних заданий (докладов) ставит своей задачей помочь студентам овладеть базовыми знаниями, умениями и навыками в рамках изучаемой дисциплины «Основы НЛП». Основной целью изучения данной дисциплины является формирование системных знаний в данной области и успешно усвоить материал, предусмотренный программой.

Тематика контрольных работ в настоящем руководстве составлена таким образом, что охватывает главные аспекты изучаемой дисциплины.

При подготовке и выполнению контрольных работ первым и наиболее важным шагом является внимательное изучение тех вопросов, которые затрагиваются в рассматриваемой теме. Поэтому для успешного выполнения контрольного и домашнего задания необходимо, прежде всего, хорошо понять формулировку темы, а затем обратиться к рекомендуемой основной и дополнительной литературе для последующего изучения в рамках самостоятельной работы студента.

Методические указания по выполнению контрольных работ и домашних заданий (докладов) по дисциплине «Основы НЛП» разработан в соответствие с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки специалиста – социолога.

2.ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ВЫПОЛНЕНИЮ И НАПИСАНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ.

Главная цель выполнения контрольной работы заключается в том, чтобы помочь студенту закрепить пройденный материал, приобрести навыки самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Курс предусматривает проведение учебных мероприятий текущего контроля знания студентов в следующих видах: анализ результатов выполнения двух письменных контрольных работ, а также обсуждение самостоятельно подготовленных студентами домашних заданий (рефератов). Содержание письменных контрольных работ меняется один раз в семестр.

Так как ответы на контрольные вопросы носят описательный характер, необходимо помнить, что описание должно быть полным, логически построенным и четким. Поверхностное изложение вопроса рассматривается как недостаток работы.

Домашнее задание (реферат) должен состоять из текстовой части и списка литературы. Он должен иметь титульный лист, который оформляется в соответствии с принятыми правилами. Текст размещается на листах стандартного формата (А4), на одной стороне листа, с оставлением полей (25 мм слева, 15 мм справа). Текст должен быть четким и разборчивым. Произвольное сокращение слов не допускается. Все заимствованные данные сопровождаются ссылками на источники (постраничные или концевые сноски с соблюдением библиографических требований). Все цитаты и ссылки на других авторов, использованные в работе должны быть соответствующим образом оформлены. Прямое цитирование «берется» в кавычки, далее в квадратных скобках идет ссылка на источник (номер источника в списке литературы) и указывается номер страницы. Ссылки на исследователей и авторов литературы отмечаются указанием в квадратных скобках номера источника, в которых раскрывается содержание материала.

Объем реферата - не менее 1 печатного листа, т.е. 16 машинописных страниц через полтора интервала (или 20 - 30 страниц рукописного текста в зависимости от почерка). Желательно, чтобы доклад был выполнен на компьютере.

Домашняя работа (реферат) оценивается в соответствии с полнотой систематизации важного теоретического материала, проверке определенных теоретических концепций и гипотез. Полученный материал может быть использован в учебном процессе, а также в научно-исследовательской работе.

Завершается подготовка домашнего задания (реферата) защитой, которая производится в присутствии учебной группы. В устном выступлении (10-20 минут) студент излагает суть своей работы и основные выводы. Ему могут быть заданы вопросы, связанные с его работой, на которые требуется дать аргументированные ответы.

3. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ТЕМ И КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.

В соответствии с программой учебной дисциплины «Основы НЛП» в рамках текущего контроля знаний студентов, предусматривается проведение двух контрольных работ и обсуждение на практических занятиях самостоятельно подготовленных домашних заданий (докладов) по тематике курса.

Контрольное задание №1 проводится в письменной форме и предлагается в пяти вариантах , в зависимости от численного состава учебной группы. Далее представлен пример контрольной работы. Для оценки качества освоения дисциплины «Основы НЛП»:

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1.

1. Заполните пропущенные слова в данных предложениях.

· «Карта - .............................................................................................................. территории»

· Мы реагируем не на окружающий мир как таковой, а на ..........................................................................................................................................................

· Любые наши высказывания и действия..................................................................................., в зависимости от типа ситуации, в которой они происходят.

· ..........................................отмечал, что «все наше видимое поведение контролируется стратегиями внутренней обработки

· Отождествляя ценности или личность человека с его конкретным поведением в данной ситуации,.........................................................................................................................................

· Каждый вид поведения ...........................................................................................контексте.

· При проведении любых изменений надо учитывать их...................................,то есть прогнозировать их влияние, оказываемое на других людей в человеческой системе и их совместимость с другими частями системы.

· Существует ..................................................................форма общения.

· ........................................в случае необходимости может помочь внести в процесс общения изменения, для получения желаемого результата.

· Не бывает..............................................., есть только обратная связь.

· Ресурсы, необходимые для изменения, могут ................................ или ....................................

· Применяя на практики методы НЛП, следует помнить об одном из наиболее эффективных способов улучшения качества общения –..........................................................................................................................................................

· Технологии нейролингвистического программирования применяются в различных областях:....................................................................................................................................................................................................................................................................................................

· Якорем для нас …………………………………………………отклик. Это может быть: звук, ………………………………………………………. или вкус.

2. Ответьте письменно на предложенные вопросы.

· Что мы понимаем под базовыми постулатами НЛП?..............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

· Какие из перечисленных базовых постулатов НЛП вы хотели бы применить в Вашей повседневной жизни? Почему?...............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

· Что означает выражение «сенсорная острота»?..........................................................................................................................................................................................................................................................................................

· Что в НЛП означает термин «раппорт»?.......................................................................................................................................................................................................................................................................................

· Определите ведущую репрезентативную систему у пяти известных лидеров, выступления и речи которых вы можете увидеть по телевизору. Подробно укажите (с примерами) на основе каких ключей доступа вы пришли к данному выводу. ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

· Репрезентативная система ввода – это.....................................................................................................................................................................................................................................................................................................

· Репрезентативная система вывода – это...................................................................................................................................................................................................................................................................................................……………………

· Синестезия – это..................................................................................................................................................................................................................................................................................................…………………….

3. Восстановите соответствие.

Характеристики

Ответ

Зоны движения глаз

А. Конструирование зрительных образов

A -

1 – 4 зона

В. Аудиальное конструирование

B-

2 – 1 зона

С. Залипание в кинестетических образах прошлого.

C-

3 – 9 зона

D. Проговаривание «про себя» или внутренний диалог

D-

4 - 5 зона

E. Визуальное воспоминание образов

E-

5 – 7,8 зоны

F. Кинестетические (эмоционально-телесные) ощущения

F -

6 – 2,3 зоны

G. Залипание в визуальном образе.

G -

7 – 8 зона

H. Аудиальные воспоминания

H -

8 – 6 зона

I. Визуализация, или состояние транса.

I -

9 – 2 зона

4. Выполните тест для определения предпочитаемой репрезентативной системы.

Оцените каждое из следующих утверждений, проранжировав их в порядке ваших предпочтений. Поставьте напротив каждой фразы соответствующую цифру

4 – лучше всего Вас характеризует

3 – лучшая характеристика из оставшихся.

2 – характеристика, занимающая третье место.

1 – менее всего Вам подходит.

1 При принятии важных решений, я:

_____ опираюсь на свои чувства.

_____ выбираю то решение, которое звучит лучше всего.

_____ выбираю то решение, что выглядит для меня самым лучшим.

_____ опираюсь на точность информации и на знание о вопросе.

2. В ходе дискуссии на меня, скорее всего, влияет:

_____ тон голоса другого человека.

_____ возможность видеть схему рассуждений другого человека.

_____ логичность аргументов другого человека

_____ возможность чувствовать состояние другого человека

3. То, что происходит со мной, легче всего выяснить, ориентируясь на:

_____ то, как я одеваюсь и выгляжу.

_____ мои чувства.

_____ выбираемые мною слова.

_____ тон моего голоса

4. Мне легче всего:

_____ найти идеальную громкость и установить настройки в стереосистеме.

_____ правильно сформулировать вопрос на интересующую меня тему.

_____ выбрать наиболее комфортную мебель.

_____ подобрать привлекательную цветовую композицию.

5. Проранжируйте данные утверждения:

_____ я настраиваюсь на звуки моего окружения.

_____ я специалист по приданию смысла новым фактам и данным.

_____ я очень забочусь о том, как на мне «сидит» одежда.

_____ на меня сильно влияет цвет и вид комнаты.

ЭТАП 1. Подставьте данные вами оценки в следующую таблицу

1

_____ К

_____ А

_____ В

_____ Д

2

_____ А

_____ В

_____ Д

_____ К

3

_____ В

_____ К

_____ Д

_____ А

4

_____ А

_____ Д

_____ К

____ В

5

_____ А

_____ Д

_____ К

_____ В

ЭТАП 2. Занесите в таблицу цифры, соответствующие каждой букве. Вносите оценки в том порядке, в каком отвечали на вопросы.

В

К

А

Д

1

2

3

4

5

ВСЕГО В= К= А= Д=

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2.

5. Прочитайте отрывки текста и определите ведущую репрезентативную систему автора произведения, заполнив следующую таблицу:19

№ п/п

Алгоритм

Решение задачи

1

В письменном виде перечислите визуальные предикаты, используемые автором в данном отрывке, подсчитав их количество.

Всего V предикатов =

2

В письменном виде перечислите аудиальные предикаты, используемые автором в данном отрывке, подсчитав их количество.

Всего А предикатов =

3

В письменном виде перечислите кинестетические предикаты, используемые автором в данном отрывке, подсчитав их количество.

Всего К предикатов =

4

Сопоставьте количество выявленных предикатов V-А-К, используемых автором в тексте и определите его предпочитаемую репрезентативную систему.

Общее соотношение репрезентативных систем: V=, А=,К=

ВЫВОД:

Отрывок №1.

«Погонщик верблюдов сидел, прислонясь спиной к стволу пальмы, и тоже глядел на запад. В эту минуту из-за бархана по­явился Сантьяго.

— Сюда идет войско, — сказал юно­ша. — У меня было видение.

— Пустыня наполняет сердца мужчин видениями, — ответил Погонщик верб­людов.

Но юноша рассказал ему о ястребах, о том, как он следил за их полетом и вдруг погрузился в Душу Мира.

Погонщик не удивился — он понял, о чем говорил юноша. Он знал, что любая вещь на поверхности земли способна расска­зать историю всей земли. Открой на любой странице книгу, погляди на руки человека, достань любую карту из колоды, проследи полет ястреба в небе — непременно оты­щешь связь с тем, чем живешь в эту минуту. И дело тут не столько в самих вещах, сколько в том, что люди, глядя на них, открывают для себя способ проникнуть в Душу Мира.

В пустыне много людей, которые зараба­тывают на жизнь своим умением проникать в Душу Мира. Их боятся женщины и стари­ки, а называют их прорицателями. Воины редко обращаются к ним, потому что трудно идти в битву, зная, что тебя там убьют. Воины предпочитают неизвестность и те ощущения, которые дарует человеку битва. Будущее написано рукой Всевышнего, и что бы ни значилось на этих скрижалях, написа­но Им, а то, что Он написал, всегда было во благо человеку.

Воины живут лишь настоящим, ибо оно полно неожиданностей, а потому надо обра­щать внимание на тысячу разных разностей: с какой стороны заносится над твоей головой сабля врага, как скачет его конь, как ты должен отразить удар, если хочешь сохра­нить жизнь.

Но Погонщик не был воином и потому уже много раз справлялся у прорицателей: одни угадывали безошибочно, у других это не получалось. И однажды самый старый из них (его-то больше всех и боялись) спросил, для чего он хочет знать будущее.

— Я хочу знать, что мне делать, — ответил тот. — И чтобы я мог изменять ход тех событий, которые мне хочется предот­вратить.

— Но тогда они не станут твоим буду­щим, — ответил Прорицатель.

— Ну, может быть, я смогу приготовить­ся к тому, что со мной произойдет.

— Если произойдет что-нибудь хорошее, это будет приятной неожиданностью. А если плохое — ты почувствуешь это задолго до того, как оно случится.

— Я хочу знать, что со мной будет, потому что я человек, — сказал на это Погонщик. — А люди зависят от своего будущего.

Прорицатель довольно долго молчал. Он предсказывал судьбу по прутикам — бросал их наземь и смотрел, как они лягут. В тот день он решил не гадать. Завернул их в платок и спрятал в карман.

— Я зарабатываю себе на хлеб, расска­зывая людям, что их ждет, — ответил он наконец. — Я знаю, как бросить прутики, чтобы с их помощью проникнуть в то прост­ранство, где все про всех написано. А уж оказавшись там, я читаю прошлое, открываю то, что уже было забыто, и распознаю знаки настоящего.

Будущее я не читаю, я его отгадываю, ибо оно принадлежит Всевышнему, и он лишь в исключительных обстоятельствах приподнимает над ним завесу. Как мне это

удается? По знакам настоящего. Именно в нем, в настоящем, весь секрет. Уделишь ему должное внимание — сможешь улучшить его. А улучшишь нынешнее свое положе­ние — сделаешь благоприятным и грядущее. Не заботься о будущем, живи настоящим, и пусть каждый твой день проходит так, как заповедано Законом. Верь, что Всевышний заботится о своих детях. Каждый день несет в себе частицу вечности.

Тогда Погонщик захотел узнать, что же это за исключительные обстоятельства, при которых Господь позволяет узнавать будущее.

— Только если Он Сам раскрывает его. А Всевышний раскрывает будущее очень редко. И когда Он так поступает, то только по одной причине: предначертанное должно быть изменено.

«Этому юноше Всевышний приоткрыл грядущее, — думал сейчас Погонщик. — Он избрал его своим орудием».

— Ступай к вождям, — велел он Санть­яго. — Расскажи им о том, что к нам приближается войско.

— Они поднимут меня на смех.

— Нет. Это люди пустыни, а значит, они привыкли не оставлять без внимания знаки и приметы.

— Тогда они и сами должны все знать.

— Они не заботятся об этом, ибо верят, что, если им по воле Аллаха нужно будет что-то узнать, кто-нибудь придет и расска­жет. Так уже много раз бывало раньше. А теперь этим кем-то станешь ты.

Сантьяго подумал о Фатиме и решился предстать перед вождями племен, населяв­ших оазис».

(Пауло Коэльо. Алхимик. София. 2004 С. 147-151)

Отрывок №2.

«И снова меня оледенило предчувствие непоправимой беды. Неужели, неужели я никогда больше не услышу, как он смеется? Этот смех для меня — точно родник в пустыне.

— Малыш, я хочу еще послушать, как ты смеешься... Но он сказал:

— Сегодня ночью исполнится год. Моя звезда станет как раз над тем местом, где я упал год назад...

— Послушай, малыш, ведь все это — и змея, и свиданье со звездой — просто дурной сон, правда?

Но он не ответил.

— Самое главное,— то, чего глазами не увидишь... — сказал он.

— Да, конечно...

— Это как с цветком. Если любишь цветок, что растет где-то на далекой звезде, хорошо ночью глядеть в небо. Все звезды расцветают.

— Да, конечно...

— Это как с водой. Когда ты дал мне напиться, та вода была как музыка, а все из-за ворота и веревки... Помнишь? Она была очень хорошая.

— Да, конечно...

— Ночью ты посмотришь на звезды. Моя звезда очень ма­ленькая, я не могу ее тебе показать. Так лучше. Она будет для тебя просто — одна из звезд. И ты полюбишь смотреть на звез­ды... Все они станут тебе друзьями. И потом, я тебе кое-что по­дарю...

И он засмеялся.

— Ах, малыш, малыш, как я люблю, когда ты смеешься!

— Вот это и есть мой подарок... это будет, как с водой... .— Как так?

— У каждого человека свои звезды. Одним — тем, кто стран­ствует,— они указывают путь. Для других это просто маленькие огоньки. Для ученых они — как задача, которую надо решить. Для моего дельца они — золото. Но для всех этих людей звез­ды — немые. А у тебя будут совсем особенные звезды...

— Как так?

— Ты посмотришь ночью на небо, а ведь там будет такая звезда, где я живу, где я смеюсь,— и ты услышишь, что все звез­ды смеются. У тебя будут звезды, которые умеют смеяться!

И он сам засмеялся.

— И когда ты утешишься,— в конце концов, всегда утешаешь­ся,— ты будешь рад, что знал меня когда-то. Ты всегда будешь мне другом. Тебе захочется посмеяться со мною. Иной раз ты вот так распахнешь окно, и тебе будет приятно... И твои друзья станут удивляться, что ты смеешься, глядя на небо. А ты им ска­жешь: «Да, да, я всегда смеюсь, глядя на звезды!» И они поду­мают, что ты сошел с ума. Вот какую злую шутку я с тобой сыграю...

И он опять засмеялся.

— Как будто вместо звезд я подарил тебе целую кучу сме­ющихся бубенцов...

И он опять засмеялся. Потом снова стал серьезен:

— Знаешь... сегодня ночью.... лучше не приходи.

— Я тебя не оставлю.

— Тебе покажется, что мне больно... покажется даже, что я умираю. Так уж оно бывает. Не приходи, не надо.

— Я тебя не оставлю.

Но он был чем-то озабочен.

— Видишь ли... это еще из-за змеи. Вдруг она тебя ужалит... Змеи ведь злые. Кого-нибудь ужалить для них удовольствие.

— Я тебя не оставлю. Он вдруг успокоился:

— Правда, на двоих у нее не хватит яда...

В эту ночь я не заметил, как он ушел. Он ускользнул не­слышно.

Когда я наконец нагнал его, он шел быстрым, решительным шагом.

— А, это ты....— сказал он только.

И взял меня за руку. Но что-то его тревожило.

— Напрасно ты идешь со мной. Тебе будет больно на меня смотреть. Тебе покажется, будто я умираю, но это неправда...

Я молчал.

— Видишь ли... это очень далеко. Мое тело слишком тяже­лое... Мне его не унести.

Я молчал.

— Но это все равно, что сбросить старую оболочку. Тут нет ничего печального...

Я молчал.

Он немного пал духом. Но все-таки сделал еще одно усилие:

— Знаешь, будет очень славно. Я тоже стану смотреть на звезды. И все звезды будут точно старые колодцы со скрипучим воротом. И каждая даст мне напиться...

Я молчал.

— Подумай, как забавно! У тебя будет пятьсот миллионов бубенцов, а у меня — пятьсот миллионов родников...

И тут он тоже замолчал, потому что заплакал.

— Вот мы и пришли. Дай мне сделать еще шаг одному. И он сел на песок, потому что ему стало страшно. Потом он сказал:

— Знаешь... моя роза... я за нее в ответе. А она такая слабая! И такая простодушная. У нее только и есть что четыре жалких шипа, больше ей нечем защищаться от мира.

Я тоже сел, потому что у меня подкосились ноги. Он сказал:

— Ну... вот и все...

Помедлил еще минуту и встал. И сделал один только шаг. А я не мог шевельнуться.

Точно желтая молния мелькнула у его ног. Мгновенье он ос­тавался недвижим. Не вскрикнул. Потом упал— медленно, как падает дерево. Медленно и неслышно, ведь песок приглушает все звуки»

( Антуан де Сент-Экзюпери. Избранное. Маленький принц. С. 209-211).

Отрывок №3.

«На огонь смотреть было лучше, чем на траву, ин все время менял цвет, как небо, и двигался, но при этом оставался на месте. Фандорин смотрел на пламя до тех пор, пока трупы не начали шевелиться. Один из мерт­вецов скорчился так, будто ему вздумалось сесть. Это было неприятно. Да еще запахло паленым.

Титулярный советник сначала отвернулся, затем ото­шел в сторону.

Костер шипел и трещал, но Эраст Петрович стоял к нему спиной и не оборачивался.

Какое-то время спустя подошел Тамба.

— Не молчи, — попросил он. — Скажи что-нибудь. Иначе ки не найдет выхода, и у тебя образуется комок в сердце. Так можно умереть.

Что такое ки, Фандорин не знал, умереть не боял­ся, но просьбу старика удовлетворил — почему нет?

Сказал:

— Жарко. Когда ветер в эту сторону, жарко

Дзёнин довольно кивнул.

— Хорошо. Теперь твое сердце не лопнет. Но оно покрылось коркой льда, а это тоже опасно. Я знаю очень хороший способ растопить лед, сковавший сердце. Это месть. У нас с тобой один враг. Ты знаешь, кто.

«Дон Цурумаки», мысленно произнес титулярный советник, прислушался к себе — ничто в нем не ше­вельнулось.

— Это ничего не изменит, — произнес он вслух. Тамба снова кивнул.

Помолчали.

— Знаешь, я нашел ее, — тихо заговорил старик минуту, а может, час спустя. — Пришлось разгребать бревна и доски, но я нашел ее. Она там, смотри.

И показал на второй костер.

Только теперь Эраст Петрович понял, что там ле­жит, прикрытое белой материей. Фандорина начала бить дрожь. Унять ее было невозможно, с каждой секундой она становилась всё сильней.

— Она моя дочь. Я решил похоронить ее отдельно. Пойдем, простишься.

Но титулярный советник не тронулся с места — лишь отчаянно замотал головой.

— Не бойся. Ее тело разорвано, но я прикрыл его. А лицо наполовину уцелело. Только не подходи близко.

Не дожидаясь, Тамба пошел к костру первым. От­кинул край покрывала, и Фандорин увидел профиль Мидори. Белый, тонкий, спокойный — и такой же пре­красный, как при жизни.

Эраст Петрович бросился к ней, но дзёнин прегра­дил ему путь:

— Ближе нельзя!

Как это нельзя? Почему нельзя?! Отшвырнул Тамбу, как щепку, однако тот пере­хватил титулярного советника поперек талии.

— Не нужно! Она бы этого не хотела!

Чертов старик был цепок, и дальше не удалось про­двинуться ни на шаг. Эраст Петрович приподнялся на цыпочки, чтобы увидеть не только профиль.

И увидел.

Вторая половина ее лица была черной и обуглен­ной, похожей на страшную африканскую маску.

В ужасе Фандорин попятился, а Тамба сердито крикнул:

— Что шарахаешься? У мертвых ниндзя не бывает лица, а у нее половина осталась. Это потому, что Мидо­ри наполовину перестала быть ниндзя — из-за тебя! — Его голос дрогнул. Дзёнин зажег факел. — Ничего. Огонь всё очищает. Смотри. Ее тело будет сгибаться и разги­баться в языках очистительного пламени, а потом рас­сыплется в пепел.

Но смотреть, как будет корчиться ее бедное тело, Эраст Петрович не стал. Он шагнул в сторону леса, хватая ртом воздух.

Что-то случилось с легкими. Воздух не наполнял грудь. Мелкие, судорожные вдохи были мучительны.

Зачем, зачем он не послушал Тамбу! Зачем подо­шел к костру! Она хотела расстаться красиво, по на­уке, чтобы в памяти у любимого остались ее нежное лицо, ее прощальные слова. А теперь — он твердо знал это — всё заслонит черно-белая маска: наполовину неописуемо прекрасная, наполовину — само вопло­щение ужаса и смерти.

Что же все-таки случилось с легкими? Дыхание стало коротким, дерганым. И дело было не в том, что он не мог вдохнуть — наоборот, он не мог выдохнуть. Отрав­ленный воздух этого проклятого утра засел у него в груди и ни за что не желал выходить.

— У тебя кожа голубого цвета, — сказал подошед­ший Тамба.

Лицо у старика было спокойное, даже какое-то сонное.

— Не могу дышать, — отрывисто объяснил Фан­дорин.

Дзёнин посмотрел ему в глаза, покачал головой:

— И не сможешь. Нужно выпустить злую силу. Ина­че она тебя задушит. Нужно расколоть лед, стиснув­ший твое сердце.

Он снова про Дона, понял Эраст Петрович.

— Хорошо. Я пойду с тобой. Вряд ли это согреет мне сердце, но, может быть, я снова смогу дышать».

(Б. Акунин. Алмазная колесница. М. 2003. С.679-682)

Отрывок №4.

«Князь Андрей не только знал, что он умрет, но он чувст­вовал, что он умирает, что он уже умер наполовину. Он ис­пытывал сознание отчужденности от всего земного и радост­ной и странной легкости бытия. Он, не торопясь и не трево­жась, ожидал того, что предстояло ему. То грозное, вечное, неведомое и далекое, присутствие которого он не переставал ощущать в продолжение всей своей жизни, теперь для него было близкое и — по той странной легкости бытия, которую он испытывал,— почти понятное и ощущаемое.

Прежде он боялся конца. Он два раза испытал это страшное мучительное чувство страха смерти, конца, и те­перь уже не понимал его.

Первый раз он испытал это чувство тогда, когда граната волчком вертелась перед ним и он смотрел на жнивье, на кусты, на небо и знал, что перед ним была смерть. Когда он очнулся после раны и в душе его, мгновенно, как бы осво­божденный от удерживавшего его гнета жизни, распустился этот цветок любви, вечной, свободной, не зависящей от этой жизни, он уже не боялся смерти и не думал о ней.

Чем больше он, в те часы страдальческого уединения и полубреда, которые он провел после своей раны, вдумывался в новое, открытое ему начало вечной любви, тем более он, сам не чувствуя того, отрекался от земной жизни. Всё, всех лю­бить, всегда жертвовать собой для любви, значило никого не любить, значило не жить этою земною жизнию. И чем больше он проникался этим началом любви, тем больше он отрекался от жизни и тем совершеннее уничтожал ту страшную прегра­ду, которая без любви стоит между жизнью и смертью. Когда он, это первое время, вспоминал о том, что ему надо было уме­реть, он говорил себе: ну что ж, тем лучше.

Но после той ночи в Мытищах, когда в полубреду перед ним явилась та, которую он желал, и когда он, прижав к своим губам ее руку, заплакал тихими, радостными слезами, любовь к одной женщине незаметно закралась в его сердце и опять привязала его к жизни. И радостные и тревожные мысли стали приходить ему. Вспоминая ту минуту на перевязочном пункте, когда он увидал Курагина, он теперь не Мог возвратиться к тому чувству: его мучил вопрос о том, жив ли он? И он не смел спросить этого.

Болезнь его шла своим физическим порядком, но то, что Наташа называла: это сделалось с ним, случилось с ним два дня перед приездом княжны Марьи. Это была та последняя нравственная борьба между жизнью и смертью, в которой смерть одержала победу. Это было неожиданное сознание того, что он еще дорожил жизнью, представлявшейся ему в любви к Наташе, и последний, покоренный припадок ужаса перед неведомым.

Это было вечером. Он был, как обыкновенно после обеда, в легком лихорадочном состоянии, и мысли его были чрезвы­чайно ясны. Соня сидела у стола. Он задремал. Вдруг ощу­щение счастья охватило его.

«А, это она вошла!» — подумал он.

Действительно, на месте Сони сидела только что неслыш­ными шагами вошедшая Наташа.

С тех пор как она стала ходить за ним, он всегда испыты­вал это физическое ощущение ее близости. Она сидела на кресле, боком к нему, заслоняя собой от него свет свечи, и вязала чулок. (Она выучилась вязать чулки с тех пор, как раз князь Андрей сказал ей, что никто так не умеет ходить за больными, как старые няни, которые вяжут чулки, и что в вязании чулка есть что-то успокоительное.) Тонкие пальцы ее быстро перебирали изредка сталкивающиеся спицы, и за­думчивый профиль ее опущенного лица был ясно виден ему. Она сделала движенье — клубок скатился с ее колен. Она вздрогнула, оглянулась на него и, заслоняя свечу рукой, ос­торожным, гибким и точным движением изогнулась, подняла клубок и села в прежнее положение.

Он смотрел на нее, не шевелясь, и видел, что ей нужно было после своего движения вздохнуть во всю грудь, но она не решалась этого сделать и осторожно переводила дыханье.

В Троицкой лавре они говорили о прошедшем, и он ска­зал ей, что, ежели бы он был жив, он бы благодарил вечно Бога за свою рану, которая свела его опять с нею; но с тех Пор они никогда не говорили о будущем.

«Могло или не могло это быть? — думал он теперь, глядя на нее и прислушиваясь к легкому стальному звуку спиц.— Неужели только затем так странно свела меня с нею судьба, чтобы мне умереть?.. Неужели мне открылась истина жизни только для того, чтобы я жил во лжи? Я люблю ее больше всего в мире. Но что же делать мне, ежели я люблю ее?» — сказал он, и он вдруг невольно застонал, по привычке, кото­рую он приобрел во время своих страданий.

Услыхав этот звук, Наташа положила чулок, перегнулась ближе к нему и вдруг, заметив его светящиеся глаза, подо­шла к нему легким шагом и нагнулась.

— Вы не спите?

— Нет, я давно смотрю на вас; я почувствовал, когда вы вошли. Никто, как вы, не дает мне той мягкой тишины... того света. Мне так и хочется плакать от радости.

Наташа ближе придвинулась к нему. Лицо ее сияло вос­торженной радостью.

— Наташа, я слишком люблю вас. Больше всего на свете.

— А я? — Она отвернулась на мгновение.— Отчего же слишком? — сказала она.

— Отчего слишком?.. Ну, как вы думаете, как вы чувст­вуете по душе, по всей душе, буду я жив? Как вам кажется?

— Я уверена, я уверена! — почти вскрикнула Наташа, страстным движением взяв его за обе руки. Он помолчал.

— Как бы хорошо! — И, взяв ее руку, он поцеловал ее. Наташа была счастлива и взволнована; и тотчас же она вспомнила, что этого нельзя, что ему нужно спокойствие.

— Однако вы не спали,— сказала она, подавляя свою радость.— Постарайтесь заснуть... пожалуйста.

Он выпустил, пожав ее, ее руку, она перешла к свече и опять села в прежнее положение. Два раза она оглянулась на него, глаза его светились ей навстречу. Она задала себе урок на чулке и сказала себе, что до тех пор она не оглянет­ся, пока не кончит его.

Действительно, скоро после этого он закрыл глаза и за­снул. Он спал недолго и вдруг в холодном поту тревожно проснулся.

Засыпая, он думал все о том же, о чем он думал все это время,— о жизни и смерти. И больше о смерти. Он чувство­вал себя ближе к ней.

«Любовь? Что такое любовь? — думал он.— Любовь ме­шает смерти. Любовь есть жизнь. Все, все, что я понимаю, я понимаю только потому, что люблю. Все есть, все существует только потому, что я люблю. Все связано одною ею. Любовь есть Бог, и умереть — значит мне, частице любви, вернуться к общему и вечному источнику». Мысли эти показались ему утешительны. Но это были только мысли. Чего-то недостава­ло в них, что-то было односторонне личное, умственное — не было очевидности. И было то же беспокойство и неясность. Он заснул.

Он видел во сне, что он лежит в той же комнате, в которой он лежал в действительности, но что он не ранен, а здоров. Много разных лиц, ничтожных, равнодушных, являются перед князем Андреем. Он говорит с ними, спорит о чем-то ненуж­ном. Они сбираются ехать куда-то. Князь Андрей смутно при­поминает, что все это ничтожно и что у него есть другие, важ­нейшие заботы, но продолжает говорить, удивляя их, какие-то пустые, остроумные слова. Понемногу, незаметно все эти лица начинают исчезать, и все заменяется одним вопросом о затворенной двери. Он встает и идет к двери, чтобы задвинуть задвижку и запереть ее. Оттого, что он успеет или не успеет запереть ее, зависит все. Он идет, спешит, ноги его не двига­ются, и он знает, что не успеет запереть дверь, но все-таки бо­лезненно напрягает все свои силы. И мучительный страх охва­тывает его. И этот страх есть страх смерти: за дверью стоит оно. Но в то же время как он бессильно-неловко подползает к двери, это что-то ужасное, с другой стороны уже, надавливая, ломится в нее. Что-то не человеческое — смерть — ломится в дверь, и надо удержать ее. Он ухватывается за дверь, напря­гает последние усилия — запереть уже нельзя — хоть удер­жать ее; но силы его слабы, неловки, и, надавливаемая ужас­ным, дверь отворяется и опять затворяется.

Еще раз оно надавило оттуда. Последние, сверхъестест­венные усилия тщетны, и обе половинки отворились беззвуч­но. Оно вошло, и оно есть смерть. И князь Андрей умер.

Но в то же мгновение, как он умер, князь Андрей вспом­нил, что он спит, и в то же мгновение, как он умер, он, сделав над собою усилие, проснулся.

«Да, это была смерть. Я умер — я проснулся. Да, смерть— пробуждение!» — вдруг просветлело в его душе, и завеса, скрывавшая до сих пор неведомое, была приподнята перед его душевным взором. Он почувствовал как бы освобождение прежде связанной в нем силы и ту странную легкость, которая с тех поп не оставляла его».

( А. Толстой. Война и мир. Книга четвертая. Часть 1. Глава XVI).

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 3.

6. Выполните планирование достижения цели, использую технику постановки цели К. Тернер.

ЦЕЛЬ:

ТИП: (долгосрочная, среднесрочная, срочная)

СФЕРА: (из колеса жизни)

Для чего это нужно?

1.

2.

3.

4

Основная выгода:

Препятствия

Решения

1.

1

2.

2

3

3

4

4

5

5

ПЛАН

Поэтапные действия

Предполагаемая дата

Дата выполнения

Необходимое время

Результат

Получение поощрения

1

2

3

4

5

Конечный срок исполнения:

Подтверждение №1

Подтверждение №2

Обязательство:

Дата Подпись

4. ДОМАШНЯЯ РАБОТА (РЕФЕРАТ).

В соответствии с программой учебной дисциплины «Основы НЛП» в рамках текущего контроля знаний студентов, также предусматривается обсуждение на практических занятиях самостоятельно подготовленных домашних заданий (рефератов) по тематике курса.

Выбор темы домашнего задания (реферата) предоставляется студенту, в соответствии с основной проблематикой изучаемого курса. На индивидуальных и групповых консультациях студенты могут получить дополнительную информацию по вопросам, вызывающим затруднения, а также совместно с преподавателем осуществить подбор необходимой литературы для самостоятельного изучения.

Домашнее задание (реферат) оценивается в соответствии с полнотой систематизации важного теоретического материала, проверке определенных теоретических концепций и гипотез. Полученный материал может быть использован в учебном процессе, а также в научно-исследовательской работе.


5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Основная литература.

1. Бендлер Р. Гриндер Д. Из лягушек к принцы. Нейро-лингвистическое программирование. Воронеж. 1994.

2. Бендлер Р. Гриндер Д. Структура магии. СПб 1996.

3. Бендлер Р. Гриндер Д. Шаблоны гипнотических техник Милтона Эриксона с точки зрения НЛП. Перевод с анг. «Реноме» 1999.

4. Бендлер Р. Используйте свой мозг для изменений. СПб., Ювента, 1994.

5. Боденхамер Б., Холл М. Учебник магии НЛП. СПб, 2003.

6. Боденхамер Б., Холл М.. Полный курс НЛП. СПб 2006.

7. Введение в современное НЛП. Психотехнологии личностной эффективности. М., Флинта, 2001.

8. Горин С. НЛП- техники россыпью. М., 1997.

9. Деркс Л., Холландер Я. Сущность НЛП. М., КСП+, 2000.

10. Дилтс Р. Моделирование с помощью НЛП СПб., 2001.

11. Дилтс Р. НЛП: навыки эффективной презентации. СПб. 2002.

12. Дилтс Р. Фокусы языка. Изменение убеждений с помощью НЛП. СПб 2000.

13. Диммик С. Успешная коммуникация через НЛП. КСП+, М., 2003.

14. Ковалев С.В. Введение в современное НЛП. Психотехнологии личной эффективности. М., Флинта. 2002.

15. Коледа С. Моделирование бессознательного. М., 1999.

16. Куделин А.С., Геращенко А.В. Гипноз. Практическое руководство. Ростов н/Д. Феникс. 2002.

17. Любимов А. «НЛП: мастерство коммуникации» Питер 2003.

18. О Коннор Дж., Приор Р. Успешные продажи вместе с НЛП. СПб 1998.

19. О Коннор Дж., Сеймор Дж. Введение в НЛП. 1997.

20. Пуселик Ф., Люис Б. Магия нейролингвистического программирование без тайн. СПб, 1995.

21. Путеводитель по НЛП. Толковый словарь терминов. Сост В.В. Морозов. Челябинск. 2001.

22. Эйхер Дж. НЛП в бизнесе и менеджменте. М.,2001.

Дополнительная литература.

1. Андреас К., Андреас С. Измените свое мышление – и воспользуйтесь результатами. СПб. Ювента. 1994.

2. Бейтсон Г. Бейтсон М.К. Ангелы страшатся. Сокр перевод с анг. М.1992г

3. Бендлер Р. Гриндер Д. Трансформейшн: Нейролингвистическое программирование и структура гипноза. СПб., 1995.

4. Бендлер Р. Гриндер Д. Рефрейминг. Воронеж. НПО “МОДЭК” 1995.

5. Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. СПб, Питер 1997.

6. Доценко ЕЛ Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М., 2000.

7. Ковалев С.В. НЛП человеческого совершенства. М. КСП+, 2002.

8. Митрошенков О.А. Эффективные переговоры. Москва 2000.

9. Мокшанцев Р.И. Психология переговоров. Учебное пособие. ИНФРА-М 2002.

10. Найт. С. Руководство по NLP. СПб. 2000.

11. Ниренберг Дж., Калеро Г. Читать человека – как книгу. М., 1990.

12. Олдер Г. Хэзер Б. NLP: полное практическое руководство. Киев. София. 2001.

13. Плигин А. Герасимов А. Руководство к курсу НЛП-Практик. М. КСП+.2001.


19 Утлик Э.П. Нейролингвистическое программирование (НЛП). М. 2001.