Реферат: «Важнейшие нарпавления госполитики в современной Украине»

Название: «Важнейшие нарпавления госполитики в современной Украине»
Раздел: Остальные рефераты
Тип: реферат Скачать документ бесплатно, без SMS в архиве

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ОДЕССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. И. И. МЕЧНИКОВА

Реферат на тему :

«Важнейшие нарпавления госполитики в современной Украине»

Студент

ИСН факультета

3 курс,1 группа

специальность политология

Одесса 2007

План

Вступление....................................................................................................3ст

1. Приоритетные направления внешней политики Украины……….4ст

2. Важнейщее направление госполитики в области
национальной безопасности………………………………………..7ст

3. Важнейшее направление государственной политики в области зоны ответственности Министерства семьи…………………….....9ст

4. Приоритетное направление государственной политики в области экономического прогресса…………………………………………..10ст

Вывод.........................................................................................................13ст

Список литературы................................................................................. .14ст

Вступление

Государственная политика – это основа существования и постоянного развития страны. Насколько будут правильно выбраны самые актуальные направления государственной политики, насколько грамотно будут реализованы на законодательном уровне, насколько четко будет их выполнять исполнительная власть, настолько крепкой будет основа социального благополучия граждан державы, настолько хорошо будет жить любой человек в этой стране.

Основные направления госполитики: внешняя и внутренняя. Хотя деление это условно, так как каждый удачный шаг во внутренней политике позитивно отображается на внешней политике, и наоборот – позитив во внешней политике незамедлительно сказывается самым благоприятным образом на внутренней политике. Но тем не менее для более точной классификации в реферате будут рассмотрены приоритетные направления внешней политики и одни из основных направлений внутренней политики.

1. Приоритетные направления внешней политики Украины.

Ещё в 1993 году Верховная Рада Украины одобрила Закон об "Основных направлениях внешней политики Украины" [3]. Этот документ определяет базовые национальные интересы Украины и задачи ее внешней политики, содержит основы, на которых строится внешнеполитическая деятельность нашего государства.

В документе, в частности, отмечается, что, учитывая геополитическое положение, исторический опыт, культурные традиции, богатые естественные ресурсы, мощный экономический, научно-технический и интеллектуальный потенциал, Украина имеет все возможности стать влиятельным мировым государством, выполнять значительную роль в обеспечении политико-экономической стабильности в Европе.

Внешняя политика Украины направляется на выполнение таких главнейших задач:

утверждения и развитие Украины как независимого демократического государства;

обеспечении стабильности международного положения Украины;

сохранение территориальной целостности государства и неприкосновенности его границ;

включения национального хозяйства в мировую экономическую систему для его полноценного экономического развития, повышение благосостояния народа;

защита прав и интересов граждан Украины, его юридических лиц за границей, создания условий для поддержания контактов с зарубежными украинцами и выходцами из Украины, предоставления им помощи в соответствии с международным правом;

распространения в мире образа Украины как надежного и предвиденного партнера.

Основы, на которые наше государство реализует свою внешнюю политику, базируются на соблюдении общепринятых норм и принципов международного права, устава ООН, Хельсинского Заключительного акта, Парижской хартии для новой Европы и других документов ОБСЕ.

Украина осуществляет открытую внешнюю политику и стремится к сотрудничеству со всеми заинтересованными партнерами, избегая зависимости от отдельных государств или групп государств.

Украина, подчеркивается в документе, не является врагом ни одной государства. Она безоговорочно осуждает войну как орудия национальной политики, придерживается принципа неприменения силы и угрозы силой и стремится решать любые международные споры исключительно мирными средствами. Мы не выдвигаем ни единых территориальных претензий к своим соседям, так же, как и не принимаем ни единых территориальных претензий к себе.

Украина придерживается принципа неделимости международного мира и международной безопасности и считает, что угроза национальной безопасности любого государства представляет угрозу общей безопасности и миру во всем мире. В своей внешней политике она отстаивает подход "безопасность для себя - через безопасность для всех".

В своей внешней политике Украина опирается на фундаментальные общечеловеческие ценности и осуждает практику двойных стандартов в межгосударственных отношениях.

Украина выступает против присутствия вооруженных сил других государств на украинской территории, а также против размещения иностранных войск на территориях других государств без ясно высказанного согласия этих государств, кроме случаев применения международных санкций соответственно уставу ООН.

Главными сферами внешнеполитической деятельности Украины есть развитие двусторонних межгосударственных отношений, расширения участия в европейском региональном сотрудничестве, сотрудничество в рамках Содружества независимых государств, членство в ООН и других универсальных международных организациях. Приоритетными направлениями двусторонних отношений Украины есть активное развитие отношений с такими группами государств: западные государства - члены ЕС и НАТО, географически близкие государства, страны Азии, Азиатско-Тихоокеанского региона, Африки и Латинской Америки.

В "Основных направлениях внешней политики Украины" обращается особое внимание на то, что в связи с особенностями исторического развития и спецификой геополитического геоэкономического положения Украины доминантной двусторонних отношений с пограничными государствами являются украинско-русские отношения. Для Украины они являются отношениями "особого партнерства", поскольку от их характера в значительной мере будет зависеть судьба прогрессивного демократического развития как Украины, так и Российской Федерации, стабильность в Европе и во всем мире.

Каждое пограничное государство есть стратегический партнер Украины. Разветвленные и стабильные отношения Украины с географически близкими государствами есть необходимым условием полноценного интегрирования Украины в семью европейских народов, ее активного участия в региональном и субрегиональном сотрудничестве.

Очерчивая основные направления регионального сотрудничества Украины в Европе: деятельность в рамках Совета по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), участие в Совете Североатлантического сотрудничества и Североатлантической ассамблеи, развитие контактов с Советом Европы и другими европейскими структурами.

Украина будет развивать свою внешнеполитическую активность и на субрегиональных направлениях, в частности в Черноморском экономическом сотрудничестве и Дунайской комиссии, будет налаживать широкие контакты в Среднеземноморском направлении. В документе подчеркивается, что перспективной целью украинской внешней политики есть членство Украины в Европейских Сообществах, а также других западноевропейских или общеевропейских структурах.

Украина, как одна из учредительниц Содружества независимых государств, развивает сотрудничество с странами - участницами СНГ соответственно положений соглашения о Содружестве независимых государств с Предостережениями к ней, сделанными Верховной Радой Украины.

Украина выступает за развитие широчайших торгово-экономических и других связей между странами СНГ на основах суверенного партнерства, равноправия и взаимовыгоды. Она будет отстаивать позиции сбалансированной хозяйственной деятельности в рамках СНГ как необходимого этапа на пути внедрения цивилизованных форм развития интеграционных процессов. Признавая потребность тесного экономического взаимодействия в рамках СНГ, Украина исходит из того, что насущной необходимостью современного этапа есть содействие наискорейшему вхождению Украины и других заинтересованных стран СНГ в европейскую и мировую экономическую систему.

2. Важнейшее направление госполитики в области
национальной безопасности.

В Законе "Об основах национальной безопасности" [1] уточнен перечень приоритетов национальных интересов Украины, к которым относятся, в частности, гарантирование конституционных прав и свобод человека и гражданина, защита государственного суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности госграницы, невмешательство иностранных государств во внутренние дела страны, создание конкурентоспособной, социально ориентированной рыночной экономики обеспечение постоянного роста уровня жизни и благосостояния населения. В основах национальной безопасности также определяются угрозы национальной безопасности и интересам Украины. В частности, это военно-политическая нестабильность в мире; региональные и локальные войны (конфликты) в разных регионах, прежде всего, вблизи украинских границ; структурная и функциональная несбалансированность политической системы общества, неспособность отдельных ее звеньев к кооперативному реагированию на угрозы национальной безопасности. Среди угроз также названы большая долговая зависимость государства, критические объемы государственного внешнего и внутреннего долгов, "тенезация" государственной экономики, утечка ученых, специалистов, квалифицированной рабочей силы за пределы страны, компьютерная преступность и компьютерный терроризм.

Основными направлениями госполитики по вопросам нацбезопасности Украины является участие в международной миротворческой деятельности под эгидой ООН, ОБСЕ и других организаций в сфере безопасности, адаптация законодательства Украины к законодательству Европейского Союза, обеспечение межконфессионной стабильности, предотвращение конфликтных обострений на религиозной почве, недопущение противостояния разных церквей, в том числе в отношении распределения сфер влияния на территории Украины. Основными направлениям госполитики нацбезопасности является также обеспечение стабильного экономического роста, обеспечение информационного суверенитета страны. Закон определяет, что основными функциями субъектов обеспечения нацбезопасности является создание нормативно-правовой базы, подготовка сил и средств субъектов системы к их применению в соответствии с назначением, систематическое наблюдение за состоянием и проявлениями международного и других видов терроризма.

3. Важнейшее направление государственной политики в области зоны ответственности Министерства семьи.

Министр Украины по делам семьи, молодежи и спорта Юрий Павленко представил стратегию демографического развития на 2006-2015 годы, разработанную Министерством и Институтом демографии и социальных исследований Национальной академии наук Украины. Целью документа является улучшение качественных характеристик населения и гармонизация возобновления численности населения Украины [2].

Документ насчитывает 6 основных разделов. Первый раздел "Стратегия политики рождаемости и развития семьи" предусматривает содействие всестороннему развитию семьи, создание социально-экономических условий для ее полноценного функционирования, удовлетворение и возобновление потребности семьи в детях. Главная задача на этом этапе, по словам Ю.Павленко, преодоление страха по поводу рождения второго ребенка, не говоря уже о третьем, четвертом или пятом.

Второй раздел - "Стратегия улучшения состояния здоровья, снижения смертности и увеличение продолжительности жизни" предусматривает сохранение и улучшение состояние здоровья населения, продление периода здоровой жизни, снижение преждевременной смертности и повышение средней продолжительности жизни путем формирования целостной общественной системы защиты жизни и здоровья населения. Отмечается необходимость сократить потребление алкоголя, табакокурение, пропагандировать активный способ жизни. По статистическим данным почти 38% украинских мужчин умирают в трудоспособном возрасте, в первую очередь из-за нездорового образа жизни. При этом в трудоспособном возрасте мужчин умирает в 2-3 раза больше, чем женщин. Кроме того, украинский гражданин живет на 11 лет меньше, чем среднестатистический европеец.

Целью третьего раздела "Стратегия регулирования миграционных процессов" является замедление темпов депопуляции, удержание численности и структуры населения на уровне, обеспечивающем поддержку хозяйственной освоенности территории во всех регионах государства при сохранении существующей ментальной целостности украинского населения. Необходимо создавать все условия для того, чтобы украинцы видели возможность своего развития именно в Украине, а не на территории других государств.

Разделом "Стратегия преодоления негативных последствий старения населения" предусматривается адаптация украинского общества к процессу демографического старения и обеспечение гармоничной интеграции представителей разных поколений и их креативного взаимодействия. По словам Ю.Павленко, процесс старения прослеживается не только в Украине, а и во всей Европе. За 10 лет преодолеть этот процесс невозможно, но вполне реально изменить тенденцию.

Раздел "Региональные приоритеты демографического развития" предусматривает определение приоритетов и целевых показателей в сфере демографического развития для каждого из регионов, источников и объемов бюджетного финансирования, необходимых для их организации.

Говоря о шестом, последнем разделе стратегии - подготовлен соответствующий проект постановления об утверждении стратегии.

4. Приоритетное направление государственной политики в области экономического прогресса

В основе современного экономического роста лежит научно-технический прогресс. Те страны, которые приняли этот факт как руководство к действию, сегодня процветают, а остальные фактически вынуждены платить обладателям новых технологий интеллектуальную ренту за счет занижения цены труда своих граждан, за счет эксплуатации своих природных ресурсов. В связи с этим проблема разработки промышленной политики становится все более актуальной. Наша экономика пока недостаточно восприимчива к достижениям научно-технического прогресса. Значительная часть предприятий практически не вкладывает средств ни в создание новых технологий, ни в модернизацию старых. В то же время на наших ученых, их научные результаты и высокие технологии большой спрос за рубежом. Государственная политика в области научно-технического прогресса должна представлять собой целевую стратегию управления наукой, которая, в свою очередь, должна определять приоритетные направления на основе прогнозов глобального и национального развития.
Задача экономического роста страны требует определенного пересмотра роли научных достижений в так называемом пятом укладе развития экономики, ориентированном на установление взаимосвязей между экономикой и сферой научных исследований и разработок, на организацию процесса превращения научных идей в технологические разработки и определение стратегии деятельности промышленных компаний по освоению новых технологий и новых видов продукции, а также роли государственных и частных инвестиций для обеспечения технологического развития национальных производителей. Экономический рост напрямую зависит от научно-технических исследований в перспективных направлениях фундаментальных исследований и новых технологий, определяющих крупные структурные сдвиги в традиционных отраслях промышленности.
Значительный рост ВВП, можно получить при наличии набора факторов – инфраструктура, квалифицированный менеджмент, эффективные финансовые инструменты, совершенная и эффективная законодательная
база [4].
Особое внимание необходимо уделять процессу перехода к экономике знаний, в частности, управлению ими; созданию условий для наилучшего обмена знаниями; взаимодействию творческих коллективов, совместно работающих над инновационными проектами; разработке средств, обеспечивающих успешное выполнение подобных проектов.
Экономическая политика играет ключевую роль в развитии инновационного процесса, а инновации и распространение знаний требуют прочной научной базы и системы научно-исследовательских кластеров, в которых разрабатываются новые идеи, новые формы сотрудничества научного и производственного сектора.
Важным моментом является изучение роли инвестиций в научные исследования, особенность венчурного финансирования фундаментальных исследований и разработок. Важно изучение государственных научно-технических приоритетов США, Европы, Азии в области фундаментальных и прикладных исследований, имеющих наибольшую важность в обеспечении безопасности страны, приоритетного развития и конкурентоспособности государства в целом, методы их разработки, стратегического планирования, прогнозирования и распределения ресурсов.
Создание эффективных механизмов коммерциализации знаний позволяет ускоренными темпами решать такие серьезные задачи, как поддержание темпов роста экономики и ее конкурентоспособности на мировых рынках, увеличение занятости населения, сохранение окружающей среды, качество здравоохранения и другие стратегические задачи.
Инновации приобретают все большее значение для устойчивого экономического развития, как на микроэкономическом, так и на макроэкономическом уровнях, поскольку дают возможность предприятиям отвечать на все более сложные требования заказчиков, опережать конкурентов на внутреннем и международном рынках, повышать производительность.
Инновационную систему можно определить как сеть агентов (участников) из сфер науки, бизнеса и политики, которые взаимодействуют между собой с целью разработки, обмена и применения новых технологий, новых знаний для обеспечения устойчивого развития.
Сегодняшняя структура отечественной промышленности выстраивается с учетом требований международного рынка и главным инструментом в при этом является получаемая прибыль.

Исходя из реалий, в стране промышленная политика должна решать двуединую задачу. С одной стороны, задачу конъюнктурной модернизации экономики путем решения ее самых острых текущих проблем и стимулирования экономического роста. С другой стороны, задачу определения долговременной стратегии экономического развития страны.

Вывод

Список литературы.

1. Алмаева М.Х., Давыдова А.В. В основе современного экономического роста лежит научно-технический прогресс http://www.partyofregions.org.ua/opposition-a-z/443e5c82573aa/view_print/

2. Информационный портал украинской сети деловой информации ЛІГАБізнесІнформ www.liga.net

3. Лента новостей www.defense-ua.com/rus/news/?id=9652

4. ПроАгро-Новости www.proagro.com.ua