Реферат: Правовое регулирование биржевой деятельности

Название: Правовое регулирование биржевой деятельности
Раздел: Остальные рефераты
Тип: реферат Скачать документ бесплатно, без SMS в архиве

Министерство образования, науки и молодежной политики Кыргызской Республики

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Кыргызско - Российский Славянский университет

Юридический факультет

Кафедра гражданского права и процесса

Реферат

Правовое регулирование биржевой деятельности

Выполнил: студент группы Ю-4-03

Чойбеков Б.А.

Научный руководитель: преподаватель Зайцев О.М.

Бишкек - 2006

Содержание:

1. Понятие, значение и виды бирж____________________________________________________3

2. Товарные биржи_________________________________________________________________4

3. Фондовые биржи________________________________________________________________11

4. Валютные биржи________________________________________________________________18

Список использованных источников__________________________________________________23

1. Понятие, значение и виды бирж

Понятие и значение бирж. Биржа – это юридическое лицо, целью деятельности которого является организация биржевой (оптовой) тор­говли определенным биржевым товаром, осуществляемой в форме глас­ных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным биржей правилам.

Исторически первой формой оптовой торговли, как известно, была караванная торговля, суть которой сводилась к тому, что предложение искало спрос. В настоящее время ярмарочная торговля в значительной степени вытеснена биржевой торговлей, где спрос и предложение на товар концентрируются в одном месте и в одно время.

Иначе говоря, главное отличие вышеназванных форм оптовой торговли – в регулярности проведения торгов. Первые две формы торговли являются эпизодическими, а биржевая торговля осуществляется в стационарном месте с фиксированными днями и часами работы.

Значение биржи заключается в следующем:

а) она позволяет сконцентрировать спрос и предложение на опре­деленный товар в одном месте и тем самым быстро и наиболее верно определить его цену. Достигается это путем котировки цен, т.е. выяв­ления и фиксации в течение биржевого дня средних цен по сделкам с опре­деленным товаром. Биржевая цена товара служит ориентиром при заклю­чении сделок, как на бирже, так и во внебиржевом обороте этого товара;

б) биржа позволяет получить достаточно четкое представление о конъюнктуре товарного рынка в данный момент: количество спроса и предложений, качество товара, его движение и цена. Тем самым биржа позволяет предпринимателям, обладающим биржевой информацией, строить свою деятельность на основе твердых расчетов.[1]

В целом можно отметить, что биржи выполняют роль стабили­затора рынка и в этом качестве являются неотъемлемым атрибутом рыночной экономики.

Виды бирж. Биржи – продукт длительной эволюции. В своем развитии они прошли ряд ступеней и последовательно принимали различные формы, что наглядно проявляется в характеристике их видов.

Так, в зависимости от цели, ради которой создаются биржи, они подразделяются на коммерческие и некоммерческие организации.

Целью деятельности первых является извлечение прибыли. Полу­ченная ими прибыль распределяется между учредителями. При этом учредители биржи сами на ней, как правило, не торгуют.

Биржи как некоммерческие организации не имеют извлечение прибыли в качестве цели своей деятельности. Биржа содержится за счет членских взносов учредителей. Учредители биржи, являясь пред­принимателями, участвуют в биржевой торговле в целях извлечения прибыли. Современные западные биржи организуются как неком­мерческие организации.

Кыргызские биржи изначально создавались по первому типу. В РФ постепенно коммерческие биржи преобразуются в некоммерческие организации либо, теряя статус биржи, становятся обычными коммерческими орга­низациями: торговыми домами, коммерческими центрами и т.п.

По степени вмешательства государства в сферу биржевого оборота различают, условно говоря, свободные биржи и биржи, деятельность которых всесторонне регламентируется государством.

Первые организуются и действуют на автономных началах как объединения предпринимателей. Они самостоятельно определяют условия доступа на биржу, виды биржевых товаров, правила биржевой торговли и т.п. Такие биржи, предполагающие минимальное участие государства в их деятельности, распространены в западных странах.

Деятельность национальных бирж детально регламентируется и строго контролируется государством. Существует специальное биржевое законодательство[2] и специальные органы исполнительной власти, осуществляющие государственный контроль за биржевой деятельностью. Биржевая деятельность подлежит лицензированию.

По характеру биржевой торговли биржи могут быть открытыми и закрытыми.

Первые представляют собой доступные для всех желающих соб­рания, где продавцы и покупатели без посредников находят друг друга и совершают сделки. Исторически вначале появились именно такие биржи.

В торгах на закрытых биржах могут участвовать только биржевые посредники (брокеры, дилеры), аккредитованные на данной бирже. Другие лица могут купить или продать товар на бирже только с помощью биржевого посредника, заключив с ним соответствующий договор. Современные биржи за рубежом являются закрытыми. Такая же тенденция наблюдается и в нашей биржевой практике, хотя в опре­деленных случаях допускается непосредственное участие в биржевой торговле ограниченного количества сторонних лиц – посетителей.

В зависимости от вида биржевого товара различают товарные, фондовые и валютные биржи.

Товарные биржи организуют торговлю материальными ресурсами определенного рода (металл, лес, зерно и т.п.). Они могут быть уни­версальными, т.е. оперировать разными товарами, и специали­зированными по отдельным видам товаров. Западные биржи являются преимущественно специализированными, российские и кыргызские товарные биржи пока являются универсальными.

Фондовые биржи оперируют ценными бумагами: акциями, обли­гациями и некоторыми другими.

На валютных биржах осуществляется купля-продажа иностранной валюты и определяется ее курс.

Возможны также смешанные биржи (например, товарно-фон­довые), организующие биржевую торговлю материальными ресурсами, ценными бумагами и иностранной валютой. Однако при этом биржевая торговля каждым из видов биржевого товара проводится отдельно от других, в разных залах или в разное время.

Наконец, в зависимости от характера биржевых операций раз­личают наличные и фьючерсные биржи.

Наличная биржа организует торговлю реальным (наличным) то­варом, т.е. заключение сделки на бирже сопровождается обязательной последующей поставкой товара. Такие биржи исторически возникли первыми.

Современные биржи являются фьючерсными, проведение торгов на них допускается без последующей поставки товаров. Основная цель таких биржевых торгов – получение после перепродажи контракта (прекращения сделки) разницы от возможного изменения цены на предмет контракта, а также страхование (хеджирование) сделок с на­личным товаром от неблагоприятного изменения цены на него.[3]

2. Товарные биржи

Понятие товарной биржи. Правовое положение товарных бирж определяется Законом Кыргызской Республики «О товарной бирже и биржевой торговле в Республике Кыргызстан» от 29 июня 1992 года N 915-XII (далее – Закон о товарной бирже) и Законом РФ от 20 февраля 1992 г. «О товарных биржах и биржевой торговле» (далее – Закон РФ о товарных биржах). К числу специальных нормативных актов, регулирующих деятельность товарных бирж, относятся также

Постановление Правительства КР «О лицензировании отдельных видов предпринима­тельской деятельности» от 31 мая 2001 года N 260. Многие отношения в сфере биржевой торговли регламентируются локальными нормативными актами: учредительными документами, правилами биржевой торговли, положениями об органах управления биржи и ее подразделениях и другими внутренними документами биржи, принятыми в соответствии с законодательством.

Следует подчеркнуть, что Закон о товарной бирже не регулирует отношения, связанные с деятельностью других бирж (фондовых, ва­лютных, трудовых), а также фондовых и валютных отделов товарных, товарно-фондовых и универсальных бирж.

В соответствии с легальным определением товарная биржа – организация, создающая условия для оптовой торговли товарами по свободным ценам, осуществляющая свою деятельность в виде публичных торгов в определенном месте по установленным правилам (правилам биржевой торговли).

Закон четко определяет сферу деятельности товарной биржи. Она вправе осуществлять деятельность, непосредственно связанную с орга­низацией и регулированием биржевой торговли. При этом бирже запрещено осуществлять торговую, торгово-посредническую и иную деятельность, непосредственно не связанную с организацией биржевой торговли, например, запрещено совершать биржевые сделки. Также бирже запрещено осуществлять вклады, приобретать доли (паи), акции других организаций, если эти организации не ставят целью осуществление деятельности, непосредственно связанной с организацией и регулированием биржевой торговли, т.е. допускается только создание союзов, ассоциаций и других объеди­нений бирж при условии соблюдения антимонопольного законо­дательства.

Организации, не отвечающие вышеуказанным требованиям, не имеют права на организацию биржевой торговли, использование в своем наименовании слов «биржа» или «товарная биржа» и не подлежат государственной регистрации под наименованиями, включающими эти слова в любых сочетаниях.

Закон допускает существование товарных бирж двух видов: коммер­ческих организаций и некоммерческих организаций. Однако конкретные организационно-правовые формы товарных бирж законом не опре­делены. С учетом ряда положений Закона о товарной бирже, а также практики создания товарных бирж в КР и РФ следует заключить, что они могут соз­даваться в форме хозяйственных обществ и некоммерческих партнерств.

В соответствии с п.1 ст. 11 Закона о товарной бирже доля каждого учредителя или члена биржи в ее уставном капитале не может превышать десяти процентов (т.е. число учредителей не должно быть менее 10), а членство на бирже дает право получать дивиденды, если они предусмотрены учредительными документами биржи. С уче­том этих условий следует заключить, что товарные биржи могут созда­ваться и действовать в форме хозяйственных обществ (очевидно, акцио­нерных) или некоммерческих организаций.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время Правительство РФ проводит политику, направленную на стимулирование деятельности товарных бирж, имеющих статус некоммерческих организаций (пони­женные размеры сборов за выдачу лицензий, ставок арендной платы за арендуемые помещения, тарифов за услуги связи и т.п.)C:\EDITA\Desktop\l.[4]

Товарная биржа может учреждаться юридическими и (или) физи­ческими лицами. Однако в ее учреждении не могут участвовать и ее членами не могут быть:

· органы государственной власти и управления;

· банки и иные кредитные организации;

· страховые и инвестиционные компании и фонды;

· общественные организации;

· физические лица, которые в силу закона не могут осуществлять предпринимательскую деятельность, например, должностные лица органов государственной власти и управления;

· C:\EDITA\Desktop\lслужащие данной или какой-либо иной товарной биржи;

· любые организации, если их руководители являются служащими данной биржи.

Члены биржи имеют право участвовать в управлении товарной биржей, т.е. участвовать в принятии решений на общих собраниях чле­нов биржи и в работе других органов управления биржи; участвовать в распределении прибыли и получать дивиденды, если это преду­смотрено учредительными документами биржи; участвовать в бир­жевой торговле.

Члены товарной биржи имеют право сдавать в аренду (уступать на определенный договором срок) свое право на участие в биржевой тор­говле только одному юридическому или физическому лицу. Такой до­говор подлежит регистрации на бирже. Субаренда (переуступка) прав на участие в биржевой торговле не допускается (ст.13 Закона о товарной бирже).

В зависимости от объема прав Закон РФ о товарных биржах различает две категории членов товарной биржи: полные и неполные.

Полные члены имеют право на участие в торгах во всех секциях (отделах) биржи и на определенное учредительными документами биржи количество голосов на общем собрании членов биржи и на об­щих собраниях членов секции (отделов) биржи.

Неполные члены товарной биржи имеют право на участие в торгах только в соответствующей секции (отделе) и на определенное учреди­тельными документами биржи количество голосов на общем собрании членов биржи и общем собрании членов секции (отдела) биржи.

Товарная биржа, являясь юридическим лицом, подлежит госу­дарственной регистрации в установленном порядке. Однако биржевая торговля может осуществляться на бирже только после получения специальной лицензии, выдаваемой органом юстиции КР.

Перечень документов, представляемых в орган юстиции для получения лицензии, порядок выдачи, аннулирования и приостановления дейст­вия лицензии определяются Положением «О лицензировании отдельных видов предпринимательской» утверждено постановлением Правительства Кыргызской Республики от 31 мая 2001 года N 260.

В РФ положением о порядке лицензирования деятельности товарных бирж на территории РФ. Лицензия на орга­низацию биржевой торговли выдается бирже после установления соот­ветствия ее учредительных документов и правил биржевой торговли законодательству. Комиссия по товарным биржам не вправе отказать в выдаче лицензии, за исключением случаев представления ненад­лежащим образом оформленных документов или их несоответствия требованиям закона. Товарная биржа вправе обжаловать в судебном порядке решение Комиссии об отказе в выдаче лицензии, ее анну­лировании или приостановлении действия.[5]

Важнейшими документами, определяющими правовой статус и дея­тельность товарной биржи, являются устав и правила биржевой торговли.

Разрабатывая устав товарной биржи, ее учредители должны учи­тывать требования ст. 16 Закона о товарной бирже. Устав товарной биржи должен содержать:

· состав учредителей, размер уставного фонда, перечень других фондов, образуемых биржей;

· наименование, место нахождения товарной биржи, ее вид;

· порядок приема в члены биржи, приостановления, прекращения членства, права и обязанности членов биржи;

· структуру и компетенцию органов управления товарной биржей и порядок их образования;

· состав и объем сведений, составляющих коммерческую тайну;

· порядок разработки и принятия правил биржевого торга, регистрации сделок и расчетов по ним;

· порядок использования прибыли, возмещения убытков;

· порядок учета, отчетности на бирже;

· имущественную ответственность учредителей и членов биржи;

· применение санкций, установленных биржевым советом, и порядок их обжалования;

· порядок реорганизации и ликвидации товарной биржи.

Помимо положений, характеризующих юридическое лицо определенной организационно-правовой формы, в уставе товарной биржи должны быть отражены специальные положения, в частности, о максимальном количестве чле­нов биржи, о правах и обязанностях членов биржи и других участников биржевой торговли, о порядке разрешения споров между участниками биржевой торговли по биржевым сделкам и др.

Требования к правилам биржевой торговли определены ст. 17 Закона о товарной бирже. В них должны быть определены: порядок прове­дения торгов: виды биржевых сделок, порядок их регистрации и учета;

· наименование товарных секций;

· перечень основных подразделений биржи;

· порядок котировки цен биржевых товаров;

· порядок инфор­мирования участников биржевой торговли о торгах, сделках, ценах, конъюнктуре товаров;

· порядок взаимных расчетов участников биржевой торговли при заключении сделок;

· меры по контролю за правильным ходом биржевых торгов: перечень нарушений, за которые биржей взыскиваются штрафы с участников биржевой торговли, размеры штрафов и порядок их взимания;

· размеры сборов и других платежей и порядок их взимания биржей.

Товарная биржа как юридическое лицо имеет свои органы управ­ления и структуру. С учетом организационно-правовой формы биржи ее органами управления могут быть общее собрание членов товарной биржи, биржевой совет, ревизионная комиссия и биржевая арбитражная комиссия (по законодательству КР), по законодательству РФ дополнительно исполнительный орган и в качестве конт­рольного органа может создаваться ревизионная комиссия.

Структура товарной биржи определяется целями ее деятельности. Для организации и регулирования биржевой торговли в рамках товар­ной биржи создаются функциональные подразделения (комитеты, отделы, комиссии и др.). Их перечень определяется правилами бир­жевой торговли, разрабатываемыми каждой биржей самостоятельно, и поэтому может не совпадать. В основном это такие комитеты, как торговый, экспертный, копировальный, информационный, регист­рационный, расчетный и биржевой арбитраж, которые в техноло­гической последовательности обеспечивают работу биржи.

Так, торговый комитет следит за соблюдением правил биржевой торговли, участвует в подготовке и проведении торгов, регистрирует и контролирует участников торгов. Он включает в себя маклеров (веду­щих торгов), специализирующихся по видам товара.

Экспертный коми­тет разрабатывает и контролирует биржевые стандарты; принимает решения о допуске товаров к торговле, проводит экспертизу качества реальных товаров, реализуемых через биржевые торги (ст. 27 Закона РФ о товарных биржах).

Информационный комитет принимает заявки на продажу или по­купку от участников биржевых торгов и информирует о них участников биржевой торговли в ходе торгов. Заключенные на бирже сделки регист­рируются в соответствующем комитете, а расчетный комитет организует расчеты между участниками биржевой торговли по таким сделкам.

В ст. 28 Закона РФ о товарных биржах специально отмечается, что биржа в целях обеспечения исполнения совершаемых на ней форвардных, фьючерсных и опционных сделок обязана организовать расчетное обслуживание путем создания расчетных учреждений (клиринговых центров) или заключения договора с банком или другой кредитной организацией об организации расчетного (клирингового) обслу­живания. Клиринговые центры могут создаваться как независимые от биржи организации биржевых посредников.

Клиринговые центры вправе устанавливать виды, размеры и поря­док взимания взносов, гарантирующих исполнение биржевых сделок и возмещение ущерба, возникшего в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по этим сделкам: осу­ществлять кредитование и страхование участников биржевых сделок в пределах, необходимых для гарантирования этих сделок, а также воз­мещения ущерба в случае их неисполнения.[6]

Котировальный комитет занимается выявлением цены на товар, реализуемый через биржу, составляет биржевой бюллетень на основе сделок, заключенных на бирже за определенный период, например, за прошлый день. Биржевой бюллетень публикуется и является ориен­тиром о ценах на биржевые товары для участников биржевой торговли и внебиржевого оборота.

Таким образом, ценообразование на товары, реализуемые через бир­жи, является свободным, цены на них складываются в зависимости от спроса и предложения. Гарантией свободных цен в биржевой торговле является норма ст. 29 Закона РФ о товарных биржах. В соответствии с ней бир­же запрещается устанавливать уровни и пределы цен на биржевой товар.

Биржевой арбитраж создается для рассмотрения споров, связанных с заключением биржевых сделок, и является по существу третейским судом (ст. 30 Закона РФ о товарных биржах).

Участники биржевой торговли. Участниками биржевой торговли, на­ряду с членами биржи, являются посетители биржи. Следовательно, товарная биржа не является закрытой.

Биржевые сделки заключаются участниками биржевой торговли, как правило, через биржевых посредников.

Под биржевыми посредниками понимаются брокерские фирмы (коммерческие организации), брокерские конторы (филиалы коммер­ческих организаций) и независимые брокеры (индивидуальные пред­приниматели).

Биржевые сделки совершаются в ходе биржевых торгов через биржевых брокеров – служащих или представителей коммерческих организаций – биржевых посредников, а также независимых брокеров.

Деятельность биржевых посредников и биржевых брокеров, совер­шающих фьючерсные и опционные сделки, лицензируется Комиссией по товарным биржам.

Совершая биржевые сделки, биржевые посредники осуществляют брокерскую и дилерскую деятельность. Брокерская деятельность – это совершение биржевых сделок биржевым посредником: 1) от имени клиента и за его счет, 2) от имени клиента и за свой счет, 3) от сво­его имени и за счет клиента. В таких случаях отношения между бир­жевыми посредниками и их клиентами определяются на основе соот­ветствующих договоров: поручения, комиссии, на брокерское обслу­живание (ст. 9, 25 Закона РФ о товарных биржах).

Дилерская деятельность – это совершение биржевых сделок бир­жевым посредником от своего имени и за свой счет с целью после­дующей перепродажи на бирже.

Закон о товарных биржах определяет формы участия членов биржи и посетителей в биржевой торговле.

Члены биржи, являющиеся брокерскими фирмами или незави­симыми брокерами, осуществляют биржевую торговлю непосредст­венно в качестве дилеров или брокеров.

Члены биржи, не являющиеся брокерскими фирмами или незави­симыми брокерами, участвуют в биржевой торговле через организуе­мые ими брокерские конторы, либо на договорной основе с брокер­скими фирмами, брокерскими конторами и независимыми брокера­ми, осуществляющими свою деятельность на данной бирже, либо непос­редственно от своего имени – только при торговле реальным товаром, исключительно за свой счет, без права на биржевое посредничество.

Как уже отмечалось, участниками биржевой торговли являются также посетители. Под посетителями биржевых торгов понимаются юридические и физические лица, не являющиеся членами биржи, и имеющие в соответствии с учредительными документами биржи право на совершение биржевых сделок. Посетители биржевых торгов могут быть постоянными и разовыми.

Постоянные посетители, являющиеся брокерскими фирмами, брокерскими конторами или независимыми брокерами, вправе осу­ществлять биржевое посредничество в порядке и на условиях, установ­ленных для членов биржи с учетом следующих особенностей:

– постоянные посетители пользуются услугами биржи за плату, которую они обязаны вносить за право на участие в биржевой торговле в размере, определенном соответствующим органом управления биржи:

– право на участие в биржевых торгах постоянным посетителям предоставляется на срок не более трех лет:

– число постоянных посетителей биржевых торгов не должно пре­вышать тридцати процентов от общего числа членов биржи.

Разовые посетители биржевых торгов имеют право на совершение сделок только на реальный товар и только от своего имени и за свой счет.

Биржевые сделки. Биржевой сделкой является зарегистрированный биржей договор, заключенный участниками биржевой торговли в отношении биржевого товара в ходе биржевых торгов (ст. 7 Закона о товарной бирже).

Являясь по своей юридической природе договором на реализацию товаров (куплей-продажей, поставкой), биржевая сделка характе­ризуется следующими особенностями:

– особенностями места и времени совершения. Биржевая сделка совершается в ходе биржевых торгов;

– особенностями участников. Биржевая сделка совершается участ­никами биржевой торговли (членами биржи, постоянными и разовыми посетителями) непосредственно или через биржевых посредников;

– особенностями предмета. Биржевая сделка заключается в отно­шении биржевого товара, т.е. не изъятого из оборота товара определен­ного рода и качества, в том числе стандартного контракта и коносамента на указанный товар, допущенный в установленном порядке биржей к биржевой торговле. Биржевым товаром не могут быть недвижимое имущество и объекты интеллектуальной собственности (ст. 6 Закона РФ о товарных биржах);

– особенностями порядка совершения. Порядок регистрации и оформления биржевых сделок устанавливается биржей самостоятельно и определяется в правилах биржевой торговли.

Закон РФ о товарных биржах дает примерный перечень видов бир­жевых сделок (ст. 8). К ним относятся:

1) сделки, связанные с взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара. На практике это так называемые кассовые сделки или сделки на наличные, имеющие целью действительное при­обретение (отчуждение) товара, подлежащие немедленному испол­нению (обычно в срок не позднее 14 дней со дня заключения);

2) сделки, связанные с взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара с отсрочкой его поставки (форвардные сделки). В отличие от кассовых в форвардных сделках предусмотрены более длительные сроки поставки;

3) сделки, связанные с взаимной передачей прав и обязанностей в отношении стандартных контрактов на поставку биржевого товара (фьючерсные сделки). В отличие от сделок с реальным товаром (кассовых и форвардных) фьючерсные сделки заключаются не с целью покупки или продажи реального товара, а с целью получения в ходе перепродажи стандартного контракта разницы от возможного изме­нения цен на товар.[7]

Известно, что в торговом обороте действует принцип, в силу кото­рого торговец (биржевой посредник и его клиент) заинтересован не в самом товаре, проходящем через него, а в той меновой стоимости, которая остается от него. Главное значение имеет разность между ценой приобретения и ценой отчуждения. Если эта разность может быть получена без обращения реального товара – тем лучше.

Так, если торговец А. обязался поставить торговцу Б. к известному сроку 1000 единиц товара по 100 руб. за единицу, то при повышении цены ко времени передачи товара до 110 руб. для Б. все равно – получит ли он все количество товара за 100000 руб. с возможностью перепродать его по повышенной рыночной цене или же прямо получит от А. эту разность в размере 10000 руб. Если наоборот, цена товара ко времени передачи понизилась до 90 руб. за единицу, то Б. получая товар за 100000 руб., может продать его за 90000 руб. Поэтому для него все равно – получить ли товар и потом продать его с убытком или прямо уплатить А эту разницу в 10000 руб.

Таким образом, фьючерсная сделка – это спекулятивная сделка. Ее предметом является не реальный товар, а стандартный биржевой контракт, который, подобно оборотной бумаге, может быть в течение срока своего действия множество раз перепродан.

Участники биржевой торговли, используя биржевую информацию и играя на разности цен (покупая и перепродавая контракты), естест­венно, стремятся получить прибыль. Однако это зависит от того, уга­дают они направление колебания стоимости товара или не угадают. Так, одни их них, играя на повышение, а другие – на понижение, гасят амплитуду цен на товар. Тем самым биржевая спекуляция объективно (в конечном счете) способствует стабилизации цен и во внебиржевом обороте данного товара.

Фьючерсные сделки заключаются также с целью страхования (хед­жирования) сделок с реальным товаром. Хеджирование осуществляется путем купли или продажи фьючерсных контрактов одновременно с заключением сделок на бирже реального товара. Все условия конт­рактов, заключаемых на фьючерсной бирже и бирже реального товара, полностью совпадают, но прямо противоположны по направленности. [8]

Фьючерсные сделки по своей природе являются мнимыми, так как совершаются лишь для вида, без намерения повлечь юридические последствия. За историю развития биржевой торговли такие спеку­лятивные сделки не раз запрещались законодателем, но со временем вошли в биржевую практику и стали признаваться, поскольку играют важную стабилизирующую роль в рыночной экономике. Фьючерсные сделки способствуют выравниванию цен на бирже и вне ее, так как благодаря им число совершаемых сделок многократно увеличивается и цены так сильно не колеблются;

4) сделки, связанные с уступкой прав на будущую передачу прав и обязанностей в отношении биржевого товара или контракта на поставку биржевого товара (опционные сделки). Опционные сделки, или как их еще называют – сделки с премией, также как и фьючерсные сделки, являются сделками, заключаемыми на срок без реального товара.

Срочные сделки, как было показано на примере, трудно прогно­зируемы ввиду возможности сильного колебания цены на товар и харак­теризуются неограниченным риском их участников. Сделки с премией имеют своей целью ограничить этот риск, поставить его в границы, за пределами которых участник срочной сделки может не бояться отри­цательных последствий.

Сделки с премией представляют собой приобретение права на продажу или куплю биржевого товара или контракта по цене, фик­сированной в момент заключения сделки. Другая сторона по сделке за предоставление такого права получает определенную премию, которая становится ее доходом даже в том случае, если контрагент не восполь­зовался своим правом. Премия определяется обычно в процентах к цене товара.

Право выбора делает положение одного из контрагентов более благоприятным, чем положение другого. Контрагент, уплативший премию, обеспечен против неограниченного риска, связанного с коле­баниями цены, тогда как другая сторона, получившая премию, имеет в ней ограниченную выгоду, но открыта для неограниченных потерь, связанных с колебанием цены на товар.

Сделки с премией могут быть различных видов: простые, двойные, сложные, кратные. [9]

Государственное регулирование деятельности товарных бирж. Дея­тельность товарных бирж, а также их членов, биржевых посредников и других участников биржевой торговли является самостоятельной.

В этой связи Закон РФ о товарных биржах прямо предусматривает гарантии самоуправления товарных бирж (ст. 38). В частности, не до­пускается вмешательство органов государственной власти и управления в деятельность бирж за исключением случаев нарушения ими зако­нодательства. Незаконные решения органов власти и управления могут быть признаны судом недействительными, а причиненные ими убытки подлежат возмещению из соответствующих бюджетов.

В то же время деятельность товарных бирж в силу ее макро­экономического, организационного и регулирующего характера может оказывать сильное влияние на экономику. Противоправными дейст­виями биржевых служащих и биржевых посредников может быть выз­вано искусственное колебание цен и связанные с этим экономические потрясения, которые затрагивают всех участников рынка и общество в целом. Все это обусловливает необходимость определенного госу­дарственного регулирования и контроля биржевой деятельности.

Государственное регулирование и контроль деятельности товарных бирж осуществляются Комиссией по товарным биржам при Госу­дарственном антимонопольном комитете РФ. В соответствии с Зако­ном РФ о товарных биржах и Положением о Комиссии по товарным бир­жам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24 февра­ля 1994 г. № 152, в состав Комиссии входят представители государст­венных органов, деятельность которых связана с регулированием товарных рынков, представители биржевых союзов, ассоциаций и иных объединений предпринимателей, а также эксперты. [10]

На Комиссию возложено исполнение следующих функций:

· выдача лицензий на организацию биржевой торговли: выдача и контроль за выдачей лицензий биржевым посредникам и биржевым брокерам на совершение фьючерсных и опционных сделок в биржевой торговле;

· контроль соблюдения законодательства о товарных биржах;

· организация и изучение деятельности товарных бирж; разработка методи­ческих рекомендаций по подготовке биржевых документов;

· органи­зация рассмотрения жалоб участников биржевой торговли на злоупот­ребления и нарушения законодательства в биржевой торговле;

· разра­ботка предложений по совершенствованию законодательства о товар­ных биржах.

В соответствии с названными функциями Комиссия обладает определенными полномочиями. Она вправе отказать товарной бирже в выдаче лицензии на организацию биржевой деятельности, аннули­ровать выданную лицензию или приостановить ее действие в случае нарушения законодательства; направлять товарной бирже обязатель­ные для исполнения предписания об отмене или изменении поло­жений учредительных документов, правил биржевой торговли, реше­ний органов управления биржи или о прекращении деятельности, ко­торая противоречит законодательству; направлять биржевому посред­нику обязательные для исполнения предписания о прекращении деятельности, которая противоречит законодательству; назначать госу­дарственного комиссара на товарную биржу; организовывать по сог­ласованию с органами финансового контроля аудиторские проверки деятельности товарных бирж и биржевых посредников, требовать от товарных бирж, их расчетных учреждений (клиринговых центров) и биржевых посредников представления учетной документации; при­менять к бирже или биржевому посреднику соответствующие санкции в случае нарушения ими законодательства, неисполнения или несвое­временного исполнения предписаний Комиссии; направлять в суд или арбитражный суд материалы для применения предусмотренных законом санкций к товарным биржам и их членам, нарушившим законодательство.

Непосредственный контроль за соблюдением биржей и биржевыми посредниками законодательства возлагается на Государственного комиссара, назначаемого Комиссией по товарным биржам. В КР таким органом выступает органы ютиции.

За биржевые правонарушения Комиссия по товарным биржам вправе применять к бирже и биржевым посредникам санкции в виде приостановления действия лицензии до трех месяцев; аннулирования выданной лицензии: штрафа в различных размерах в зависимости от вида правонарушения.

3. Фондовые биржи

Понятие фондовой биржи. Правовое положение фондовой биржи определяется прежде всего в ФЗ «О рын­ке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г (далее – Закон РФ о рынке ценных бумаг) и Закон Кыргызской Республики «О рынке ценных бумаг» от 21 июля 1998 года N 95 (далее – Закон о рынке ценных бумаг)C:\EDITA\Desktop\l. Кроме того, действует ряд подзаконных актов:

Положение «О Государственной комиссии при Правительстве Кыргызской Республике по рынку ценных бумаг» утвержден постановлением Правительства Кыргызской Республики от 19 марта 2001 года №108.

Положение о лицензировании биржевой деятельности на рынке ценных бумаг, утвержденное Минфином РФ от 13 апреля 1992 г. № 20C:\EDITA\Desktop\l; [11]

Положение об аттестации специалистов инвестиционных институтов и фондовых бирж (фондовых отделов бирж) на право совершения операций с цен­ными бумагами, утвержденное Минфином РФ 21 апреля 1992 г. № 23 с изменениями от 5 мая 1993 г. № 57 и 8 июня 1994 г. № 75.[12]

Большое значение в определении правового положения фондовой биржи имеют локальные нормативные акты:

· устав (положение о фон­довом отделе биржи);

· положения об органах управления и подраз­делениях биржи;

· правила допуска участника рынка ценных бумаг к торгам; правила допуска к торгам ценных бумаг;

· правила совершения операций с ценными бумагами и др.

Локальные нормативные акты должны соответствовать требованиям законодательства.

На рынке ценных бумаг могут осуществляться следующие виды профессиональной деятельности:

· брокерская;

· дилерская;

· по доверительному управлению ценными бумагами;

· клиринговая;

· депозитарная;

· инвестиционных фондов;

· инвестиционных консультантов;

· по ведению реестра владельцев ценных бумаг;

· по организации торговли на рынке ценных бумаг.

Брокерская деятельность . По статье 10 Закона «О рынке ценных бумаг» брокерской деятельностью признается совершение гражданско-правовых сделок с ценными бумагами в качестве поверенного или комиссионера, действующего на основании договора поручения или комиссии, а также доверенности на совершение таких сделок при отсутствии указаний на полномочия поверенного или комиссионера в договоре.

Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий брокерскую деятельность, именуется брокером. Брокером может быть только юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией.

Передоверие брокерами совершения сделок допускается только брокерам. Передоверие допускается, если оно оговорено в договоре комиссии или поручения либо в случаях, когда брокер вынужден к этому силой обстоятельств для охраны интересов своего клиента с последующим уведомлением последнего.

Брокер должен выполнять поручения клиентов добросовестно и в соответствии с условиями договора. Сделки, осуществляемые по поручению клиентов, во всех случаях подлежат приоритетному исполнению по сравнению с дилерскими операциями самого брокера при совмещении им деятельности брокера и дилера.

В случае наличия у брокера интереса, препятствующего осуществлению поручения клиента на наиболее выгодных для клиента условиях, брокер обязан немедленно уведомить последнего о наличии у него такого интереса.

В случае если брокер действует в качестве комиссионера, договор комиссии может предусматривать обязательство хранить денежные средства, предназначенные для инвестирования в ценные бумаги или полученные в результате продажи ценных бумаг у брокера на счетах и право их использования брокером до момента возврата этих денежных средств клиенту в соответствии с условиями договора.

В случае если конфликт интересов брокера и его клиента, о котором клиент не был уведомлен до получения брокером соответствующего поручения, привел к исполнению этого поручения с ущербом для интересов клиента, брокер обязан за свой счет возместить убытки в порядке, установленном гражданским законодательством Кыргызской Республики.

Дилерская деятельность . По ст.11 Закона «О рынке ценных бумаг» дилерской деятельностью признается совершение сделок купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем объявления цен покупки и/или продажи определенных ценных бумаг с обязательством покупки и/или продажи этих ценных бумаг по ценам, объявленным лицом, осуществляющим такую деятельность.

Профессиональный участник, совершающий сделки с ценными бумагами от своего имени и за свой счет с целью получения прибыли в результате последующей перепродажи ценных бумаг или совершения иных сделок с ними, именуется дилером.

Дилером может быть только юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией.

Кроме цены дилер обязан объявить существенные условия договора купли-продажи ценных бумаг: минимальное и максимальное количество покупаемых и/или продаваемых ценных бумаг, а также срок, в течение которого действуют объявленные цены.

В случае уклонения дилера от заключения договора к нему может быть предъявлен иск о принудительном заключении такого договора и/или о возмещении причиненных клиенту убытков.

Деятельность по доверительному управлению ценными бумагами. По ст.12 Закона «О рынке ценных бумаг» под деятельностью по доверительному управлению ценными бумагами признается осуществление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем от своего имени за вознаграждение в течение определенного срока доверительного управления переданными ему во владение и принадлежащими другому лицу в интересах этого лица или указанных этим лицом третьих лиц:

- ценными бумагами;

- денежными средствами, предназначенными для инвестирования в ценные бумаги;

- денежными средствами и ценными бумагами, получаемыми в процессе доверительного управления ценными бумагами.

Порядок осуществления деятельности по доверительному управлению ценными бумагами, права и обязанности доверительного управляющего определяются законодательством Кыргызской Республики и договорами.

Доверительный управляющий при осуществлении своей деятельности обязан указывать, что он действует в качестве доверительного управляющего. В случае если конфликт интересов доверительного управляющего и его клиента или разных клиентов одного доверительного управляющего, о котором все стороны не были уведомлены заранее, привел к действиям доверительного управляющего, нанесшим ущерб интересам клиента, доверительный управляющий обязан за свой счет возместить убытки в порядке, установленном гражданским законодательством Кыргызской Республики.

Клиринговая деятельность. По ст.13 Закона «О рынке ценных бумаг» Клиринговая деятельность - деятельность по определению взаимных обязательств (сбор, сверка, корректировка информации по сделкам с ценными бумагами и подготовка бухгалтерских документов по ним) и их зачету по поставкам ценных бумаг и расчетам по ним.

Организации, осуществляющие клиринг по ценным бумагам, в связи с расчетами по операциям с ценными бумагами принимают к исполнению подготовленные при определении взаимных обязательств бухгалтерские документы на основании их договоров с участниками рынка ценных бумаг, для которых в установленном порядке производятся расчеты.

Клиринговая организация, осуществляющая расчеты по сделкам с ценными бумагами, обязана формировать специальные фонды для снижения рисков неисполнения сделок с ценными бумагами. Минимальный размер специальных фондов клиринговых организаций устанавливается Национальной комиссией по согласованию с Национальным банком Кыргызской Республики.

Депозитарная деятельность. По ст.14 Закона «О рынке ценных бумаг» депозитарной деятельностью признается оказание услуг по хранению ценных бумаг и/или учету и переходу прав на ценные бумаги.

Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий депозитарную деятельность, именуется депозитарием. Депозитарием может быть только юридическое лицо. Лицо, пользующееся услугами депозитария по хранению ценных бумаг и/или учету прав на ценные бумаги, именуется депонентом.

Договор между депозитарием и депонентом, регулирующий их отношения в процессе депозитарной деятельности, именуется депозитарным договором (договором о счете депо). Депозитарный договор должен быть заключен в письменной форме. Депозитарий обязан утвердить условия осуществления им депозитарной деятельности, являющиеся неотъемлемой составной частью заключенного депозитарного договора.

Заключение депозитарного договора не влечет за собой переход к депозитарию права собственности на ценные бумаги депонента. Депозитарий не имеет права распоряжаться ценными бумагами депонента, управлять ими или осуществлять от имени депонента любые действия с ценными бумагами, кроме осуществляемых по поручению депонента в случаях, предусмотренных депозитарным договором. Депозитарий не имеет права обусловливать заключение депозитарного договора с депонентом отказом последнего хотя бы от одного из прав, закрепленных ценными бумагами. Депозитарий несет гражданско-правовую ответственность за сохранность депонированных у него ценных бумаг.

На ценные бумаги депонентов не может быть обращено взыскание по обязательствам депозитария.

В обязанности депозитария входят:

· регистрация фактов обременения ценных бумаг депонента обязательствами;

· ведение отдельного от других счета депо депонента с указанием даты совершения каждой операции по счету;

· передача депоненту всей информации о ценных бумагах, полученной депозитарием от эмитента или держателя реестра владельцев ценных бумаг.

Депозитарий имеет право регистрироваться в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг или у другого депозитария в качестве номинального держателя в соответствии с депозитарным договором.

Депозитарий несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей по учету прав на ценные бумаги, в том числе за полноту и правильность записей по счетам депо.

Депозитарий в соответствии с депозитарным договором имеет право на поступление на свой счет доходов владельцев по ценным бумагам, хранящимся с целью перечисления на счета депонентов.

Деятельность инвестиционных фондов. По ст.15 Закона «О рынке ценных бумаг» инвестиционный фонд создается в целях привлечения денежных средств посредством выпуска и открытого размещения своих ценных бумаг и последующего диверсифицированного инвестирования привлеченных средств в ценные бумаги.

Учреждение и деятельность инвестиционных фондов регулируются законодательством Кыргызской Республики.

Деятельность инвестиционных консультантов. По ст. 16 Закона «О рынке ценных бумаг» деятельность инвестиционного консультанта - оказание консультационных услуг на рынке ценных бумаг.

Деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг . По ст.17 деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг признаются сбор, фиксация, обработка, хранение и предоставление данных, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг.

Деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг имеют право заниматься только юридические лица. Лица, осуществляющие деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, именуются держателями реестра (регистраторами).

Регистратор не вправе осуществлять сделки с ценными бумагами зарегистрированного в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг эмитента. Регистратор вправе оказывать консультации эмитентам, акционерам по вопросам ведения реестра, соблюдение прав акционеров.

Под системой ведения реестра владельцев ценных бумаг понимается совокупность данных, зафиксированных на бумажном носителе и/или с использованием электронной базы данных, обеспечивающих идентификацию зарегистрированных в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг номинальных держателей и владельцев ценных бумаг и учет их прав в отношении ценных бумаг, зарегистрированных на их имя, позволяющая получать и направлять информацию указанным лицам и составлять реестр владельцев ценных бумаг.

Держателем реестра может быть эмитент или регистратор, осуществляющий деятельность по ведению реестра на основании договора с эмитентом. В случае, если число владельцев превышает 50, а также в случаях дополнительной эмиссии или размещения своих ценных бумаг на фондовой бирже держателем реестра должен быть независимый от эмитента регистратор. Регистратор имеет право делегировать часть своих функций по сбору информации, входящей в систему ведения реестра, другим регистраторам. Передоверие функций не освобождает регистратора от ответственности перед эмитентом.

Договор на ведение реестра заключается эмитентом только с одним регистратором. Регистратор может вести реестры владельцев ценных бумаг неограниченного числа эмитентов.

Держатель реестра имеет право взимать со сторон по сделке плату, соответствующую количеству распоряжений о передаче ценных бумаг и одинаковую для всех юридических и физических лиц. Держатель реестра не вправе взимать со сторон по сделке плату в виде процента от объема сделки.

Лицу, допустившему ненадлежащее исполнение порядка поддержания системы ведения реестра и нарушение форм отчетности (эмитенту, регистратору, депозитарию, владельцу), может быть предъявлен иск о возмещении ущерба (включая упущенную выгоду), возникшего из невозможности осуществить права, закрепленные ценными бумагами.

Держатель реестра обязан по требованию владельца или лица, действующего от его имени, а также номинального держателя ценных бумаг представить выписку из системы ведения реестра по его лицевому счету в течение трех рабочих дней. Владелец ценных бумаг не имеет права требовать включения в выписку из системы ведения реестра не относящейся к нему информации, в том числе информации о других владельцах ценных бумаг и количестве принадлежащих им ценных бумаг.

Выпиской из системы ведения реестра является документ, выдаваемый держателем реестра с указанием владельца лицевого счета, количества ценных бумаг каждого выпуска, числящихся на этом счете в момент выдачи выписки, фактов их обременения обязательствами, а также иной информации, относящейся к этим бумагам.

Лицо, выдавшее указанную выписку, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, содержащихся в ней.

Права и обязанности держателя реестра, порядок осуществления деятельности по ведению реестра определяются законодательством и договором, заключенным между регистратором и эмитентом.

При замене держателя реестра эмитент дает объявление об этом в средствах массовой информации или уведомляет всех владельцев ценных бумаг письменно.

В случае прекращения действия договора по поддержанию системы ведения реестра между эмитентом и регистратором, последний передает другому держателю реестра, указанному эмитентом, информацию, полученную от эмитента, все данные и документы, составляющие систему ведения реестра, а также реестр, составленный на дату прекращения действия договора. Передача производится в день расторжения договора.

Все выписки, выданные держателем реестра после даты прекращения действия договора с эмитентом, недействительны.

Держатель реестра вносит изменения в систему ведения реестра в соответствии с настоящим Законом и другими нормативными актами Кыргызской Республики.

Необоснованный отказ от внесения записи в систему ведения реестра или уклонение от такой записи влекут ответственность, предусмотренную законодательством Кыргызской Республики.

Деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг. По ст.18 Закона «О рынке ценных бумаг» деятельностью по организации торговли на рынке ценных бумаг признается предоставление услуг, непосредственно способствующих заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами между участниками рынка ценных бумаг.

Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг, называется организатором торговли на рынке ценных бумаг. Организатор торговли на рынке ценных бумаг обязан раскрыть следующую информацию любому заинтересованному лицу:

правила допуска профессионального участника рынка ценных бумаг к торгам;

· правила допуска к торгам ценных бумаг;

· правила заключения, оформления и регистрации сделок;

· порядок исполнения сделок;

· правила, ограничивающие манипулирование ценами;

· расписание предоставления услуг организатором торговли на рынке ценных бумаг;

· порядок внесения изменений и дополнений в вышеперечисленные позиции;

· список ценных бумаг, допущенных к торгам.

О каждой сделке, заключенной в соответствии с установленными организатором торговли правилами, любому заинтересованному лицу предоставляется следующая информация:

· дата и время заключения сделки;

· наименование ценных бумаг, являющихся предметом сделки;

· государственный регистрационный номер ценных бумаг;

· цена одной ценной бумаги;

· количество ценных бумаг.

Организатор торговли обязан обеспечить гласность и публичность проводимых торгов путем оповещения своих членов о месте и времени проведения торгов, о списке и котировке ценных бумаг, допущенных к обращению, о результатах торговых сессий.

Другими видами деятельности фондовая биржа заниматься не может. Являясь некоммерческой организацией, фондовая биржа создается и действует в организационно-правовой форме некоммерческой организации (ст. 8 Федерального закона РФ от 12 января 1996 г. «О неком­мерческих организациях»). Государственная регистрация фондовых бирж осуществляется в общем порядке в соответствии с ГК.

Однако осуществление биржевой деятельности не допускается до тех пор, пока фондовая биржа не получит специальную лицензию Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ст. 39 Закона РФ о рынке ценных бумаг).

Членами фондовой биржи могут быть любые профессиональные участники рынка ценных бумаг, которые осуществляют деятельность, указанную в гл. 2 Закона РФ о рынке ценных бумаг: брокеры, дилеры, доверительные управляющие, клиринговые организации, депозитарные организации, реестродержатели, организаторы торговли на рынке ценных бумаг. Все профессиональные участники рынка ценных бумаг действуют на основании лицензии. При этом Закон о рынке ценных бумаг указывает на три вида лицензии: лицензия профессио­нального участника рынка ценных бумаг, лицензия на осуществление деятельности по ведению реестра, лицензия фондовой биржи. Объяс­няется это установленными законом ограничениями на совмещение видов деятельности и операций с ценными бумагами. В частности, осуществление деятельности по ведению реестра не допускает ее сов­мещения с другими видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

Количество членов фондовой биржи, порядок вступления в члены фондовой биржи, выхода и исключения из членов фондовой биржи определяются фондовой биржей самостоятельно в локальных норма­тивных актах.

В отличие от товарной биржи, на фондовой бирже не допускается неравноправное положение членов биржи, временное членство, а также сдача мест в аренду и их передача в залог (уступка права на торговлю) другим лицам, не являющимся членами данной фондовой биржи. Это означает, что фондовая биржа организует торговлю только между чле­нами биржи. Понятие члена фондовой биржи и понятие участника биржевой торговли на фондовой бирже совпадают. Участники рынка ценных бумаг, не являющиеся членами данной фондовой биржи, могут совершать операции на бирже исключительно через посредничество членов биржи. Служащие фондовой биржи не могут быть учредителями и участниками профессиональных участников рынка ценных бумаг –юридических лиц, а также самостоятельно участвовать в качестве предпринимателей в деятельности фондовой биржи. В то же время к ним предъявляются определенные квалификационные требования. Специалисты фондовой биржи специально аттестуются на право совершения операций с ценными бумагами.

Операции с ценными бумагами. Операции с ценными бумагами осуществляются как на фондовой бирже, так и вне ее. Фондовая биржа самостоятельно устанавливает правила совершения операций с цен­ными бумагами, определяет правила их допуска к торгам (листинг) и исключения из торговли (делистинг), правила регистрации и порядок исполнения сделок.

Как не всякий товар является биржевым на товарной бирже, так не всякая эмиссионная ценная бумага может быть допущена к обращению на той или иной фондовой бирже, т.е. котироваться на ней.

Юстировальная (листинговая) комиссия как структурное подраз­деление фондовой биржи, состоящая из специалистов, может на осно­вании заранее утвержденных биржей критериев допустить ценные бумаги определенного эмитента к торговле на фондовой бирже, отка­зать в допуске, приостановить торговлю данным видом ценных бумаг, исключить их из биржевой торговли на данной бирже.

Критериями допуска ценных бумаг к торговле на бирже являются их надежность, доходность и ликвидность. Тем самым листинг является гарантией высокого качества обращающихся ценных бумаг, средством защиты потенциальных инвесторов от ненадежных ценных бумаг. Листинг стыкует интересы всех участников фондовой торговли: для эмитента, если его акции попали в число котируемых на бирже, это самая лучшая реклама; для инвестора – определенная гарантия того, что капитал вложен в качественные ценные бумаги, для брокера – это тоже хорошая реклама, так как, если ему доверили деньги и он их эф­фективно вложил, это залог того, что к нему придут новые клиенты.

Листинг характеризует уровень и самой биржи, так как именно она определяет рейтинг ценных бумаг в аспекте их надежности, доход­ности и ликвидности. Так, крупнейшая биржа мира – Нью-Йоркская – допускает к котировке акции компаний с рыночной или балансовой стоимостью не менее 18 млн. долл., получающих прибыль не менее 2 млн. долл. в последние три года, располагающих 2000 акционеров – вла­дельцев 100 и более акций, выпустивших в свободную продажу не менее 1100000 акций, среднемесячный оборот которых превышает 100000 единиц.[13] Естественно, что включение в котированный список Нью-Йоркской фондовой биржи – свидетельство высокого рейтинга компании-эмитента, высокого качества котируемых здесь ценных бумаг. [14]

Требования российских (кыргызских) бирж пока гораздо ниже и ограничиваются несколькими критериями невысокого порогового значения. Это объяс­няется тем, что слишком жесткий листинг привел бы к уходу из бирже­вого оборота значительного числа российских компаний, не отвечаю­щих высоким требованиям, и сворачиванию биржевого оборота ценных бумаг. А между тем именно биржевой рынок ценных бумаг является необходимым инструментом определения их рейтинга и рыночных цен.

Обобщающим показателем движения курса ценных бумаг являются биржевые индексы ценных бумаг, позволяющие прогнозировать изме­нение средней стоимости множества ценных бумаг, обращающихся на рынке. Так, наиболее известными биржевыми индексами являются:

· биржевой индекс Доу-Джонса, отражающий совокупный курс акций 30 крупнейших компаний США, котируемых на Нью-йоркской фон­довой бирже;

· биржевой индекс «Никкей», расчитываемый на Токий­ской бирже по курсу акций 225 основных компаний;

· биржевой индекс «Евротак», определяемый Лондонской биржей по курсу акций 100 важ­ных компаний Европы и др.

В России начинает появляться практика определения средней цены обращающихся на рынке акций, например, региональный индекс Фондового эмиссионного синдиката (ФЭС).

Ценные бумаги, включенные фондовой биржей в список ценных бумаг, допускаемых к обращению на бирже, могут быть объектом сделок, совершаемых на бирже. В соответствии с Законом о рынке ценных бумаг ценные бумаги, не включенные в список обращаемых на фондовой бирже, в виде исключения также могут быть объектом сделок на бирже в порядке, предусмотренном ее внутренними документами (ст. 14).

На фондовой бирже совершаются такого же рода сделки, как и на товарной бирже, включая кассовые, форвардные, фьючерсные и сделки с премией. Порядок совершения сделок, их регистрации, сверки и расчетов по заключенным сделкам определяется фондовой биржей самостоятельно в соответствующих правилах (ст. 9 Закона РФ о рынке ценных бумаг).

Государственное регулирование деятельности фондовых бирж. Гаран­тированное законом широкое самоуправление фондовых бирж и их членов имеет свои пределы, определяемые в конечном счете необхо­димостью защиты инвесторов от недобросовестных действий эми­тентов и профессиональных участников рынка ценных бумаг. Это обстоятельство обусловливает необходимость определенного госу­дарственного регулирования биржевой деятельности и контроля за ней.

Кроме того, как уже отмечалось, биржа может при определенных условиях (недобросовестные действия членов биржи и ее служащих, направленные на искусственное колебание курса ценных бумаг) оказывать дестабилизирующее воздействие на экономику и создавать угрозу не только участникам рынка ценных бумаг, но и безопасности всего общества.

Государственное регулирование и контроль деятельности участ­ников рынка ценных бумаг, включая фондовые биржи, осуществляет Государственная комиссия по рынку ценных бумаг при Правительстве КР.

Федеральная комиссия в РФ имеет широкие межотраслевые функции и права. Ее постановления обязательны для исполнения органами госу­дарственной власти и управления, а также профессиональными участ­никами рынка ценных бумаг и их саморегулирующимися органи­зациями. Нормативные акты по вопросам регулирования рынка ценных бумаг, деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и их саморегулирующихся организаций принимаются феде­ральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции только по согласованию с Федеральной комиссией. Федеральная ко­миссия имеет свои региональные отделения на территории РФ, которые образуются решением Федеральной комиссии по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ и действуют на основании положения, утверждаемого Федеральной комиссией. [15]

4. Валютные биржи

Международная валютная система. Валюта – это денежная единица страны, участвующий в международном экономическом обмене и других международных связях, влекущих за собой денежные расчеты. В качестве валюты национальная денежная единица имеет международную цену, выражающиеся в национальном курсе. Все национальные валюты – бумажные.

До мирового экономического кризиса 1929 – 1933 гг., т.е. до момента крушения системы золотомонетного обращения, не существовало практически надобности в регулировании валютных отношений. Эти отношения были саморегулирующимися поскольку существовал свободный обмен национальных денежных единиц на золото, а золото реально функционировало в качестве мировых денег. Валютный курс определялся соотношением весовых количеств золота содержащихся в денежных единицах.

Первая попытка международного регулирования валютных отношений была предпринята в конце Второй мировой войны на Бреттон – Вудской валютно – финансовой конференции ООН в 1944 г. были разработаны и подписаны соглашения о создании Международного валютного фонда (МВФ) и о принципах построения валютной системы.

Основные принципы сводились к следующему. Вместо золотого стандарта, когда золото лежит в основе денежной системы и свободно обменивается на бумажные деньги, был установлен ограниченный золотодевизный стандарт. Свободный обмен на золото был сохранен только для американского доллара и английского фунта стерлингов. Обе валюты получили статус резервной валюты и наряду с золотом выступили в качестве базовой валюты для установления паритетов других валют.

Бреттон – Вудская система была хорошо задумана и могла эффективного работать при условии устойчивости резервных валют. Сначала фунт стерлингов, а затем и доллар потеряли устойчивость. Это означало конец Бреттон – Вудской системы. Основные причины краха избыток долларов на мировом рынке.

После ряда конференций возникла новая система, в основе которой не было уже ни золота, ни резервных валют. Валютные курсы стали свободными (плавающими), добровольно привязываясь друг к другу. Фиксированная цена на золото была отменена, золото стало обычным товаром. Для поддержания устойчивости валют стала использоваться система так называемых специальных прав заимствования – СДР (Special Drawing Right, SDR).

Суть данной системы – это особые договорные деньги, созданные и введенные по решению МВФ. Страны – члены МВФ получили определенную долю СДР (через открытие специальных счетов) в соответствии с долями в основном капитале фонда. СДР существует только как расчетные единицы, при определенных условиях они могут быть обращены в национальную валюту. С 1 января 1981 г. МВФ использует упрощенную котировку СДР на основе средневзвешенного курса валютной корзины, состоящей из валют: американского доллара 42%, немецкой марки – 19%, французского франка, английского фунта стерлингов и японской йены – по 13%. Удельный вес валют были определены в соответствии с удельными весами валют в международной торговле и платежах.

Различная надежность валют, а также разные региональные интересы определили три основных вида валют и валютных курсов:

1. Валюты, которые твердо привязаны к одной или нескольким валютам. Допускается колебание валютного курса в пределах 1%.если национальная валюта привязана к нескольким группам валют то это означает, что выбрана некая «корзина валют» или в качестве основы для установления курса используется СДР.

2. Валюты, курс которых может колебаться относительно одной или нескольких валют (до 2,25% в каждую сторону). В эту же группу валют подпадает и Европейская валютная система, которая была создана 1979 г. как средство, обеспечивающее валютную стабильность стран, входящих в Европейское экономическое сообщество.

3. Валюты со свободно плавающим курсом. Курс валюты устанавливается ежедневно в зависимости от спроса и предложения на валютных рынках.

Валютные биржи за рубежом . Валютная биржа – организованный рынок национальных валют. На ней осуществляется свободная купля – продажа национальных валют исходя из курсового соотношения между ними (котировки), складывающегося на рынке под воздействием спроса и предложения. Котировки на бирже зависит от покупательной способности обмениваемых валют, которая в свою очередь определяется экономической ситуацией в странах эмитентах. Операции на валютных биржах основаны на конвертируемости валют, обмениваемых на ней. Это типу биржи присущи все элементы классической биржевой торговли.

Ежедневно во всем мире происходят сделки приблизительно на 500 млрд. американских долларов, но реальный (физический) обмен случается очень редко компьютеры телефоны помогают мгновенной передаче информации и быстрому, документально зафиксированному урегулированию сделок.

Тремя главными центрами торговли иностранной валюты являются Лондон, Нью – Йорк и Токио. Наибольшие по объему операции происходят в лондонский полдень, когда рабочий день в Европе и Америке совпадает основными валютными биржевиками являются:

· Банки, образуя своего рода «внутрибанковскую биржу». Банки являются естественными посредниками между теми, кто хочет купить или продать иностранную валюту, и осуществляют спекулятивные, защищающие валютные сделки для своих клиентов по всему миру.

· Брокеры иностранной валюты выступают в качестве посредников между продавцом и покупателем, намного повышая эффективность сделки.

· Компании, участвующие в мировой торговле.

· Менеджеры в области международного капиталовложения переводят ценные бумаги с одной валюты на другую, следя за тем, чтобы их ценные бумаги имели максимальную прибыль.

· Центральные банки являющиеся главными владельцами иностранной валюты страны. Центральные банки часто выступают посредниками на валютной бирже, чтобы смягчить колебания стоимости национальных валют.

Среди биржевых операций с валюты могут быть:

· конвертируемыми (используются во всем мире, например, доллар США):

· частично конвертируемыми (вовлечены в мировую экономику, но в очень ограниченных объемах вне национального рынка);

· неконвертируемые (продажа ограничена, или совсем запрещена).

Сделки купли-продажи иностранной валюты могут осуществляться непосредственно между уполномоченными банками (внебиржевой межбанковский валютный рынок), а также через валютные биржи (биржевой валютный рынок), действующие в порядке и на условиях, установленных ЦБ РФ.

Понятие валютной биржи. Валютные биржи организуют биржевой валютный рынок. Специального закона, определяющего правовое положение валютных бирж, до сих пор нет. Центральному банку РФ, Минфину РФ и Минэкономики РФ было поручено подготовить пред­ложения по концепции развития валютной биржи, ее юридическому статусу и функциям, имея в виду органичное включение валютного рынка в общую систему фондового рынка. Предполагалось, что в Законе о рынке ценных бумаг будет предусмотрен специальный раздел, регу­лирующий деятельность валютной биржи. [16]

Действующие законы о товарных биржах и о рынке ценных бумаг, определяющие правовое положение товарных и фондовых бирж и регу­лирующие их деятельность, к валютным биржам не применимы.

Таким образом, правовое положение валютной биржи и правовое регулирование ее деятельности определяются лишь общими законами и специальными подзаконными актами, а также локальными нор­мативными актами.

В качестве общего акта в данном случае следует назвать Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октяб­ря 1992 г.(далее - Закон РФ о ва­лютном регулировании), в соответствии со ст. 4 которого определяется, что валютные биржи действуют в порядке и на условиях, устанав­ливаемых ЦБ РФ. В КР действующих законов и подзаконных актов, регулирующих отношения в сфере валютных бирж нет!

К локальным нормативным актам, определяющим правовое поло­жение конкретных валютных бирж, относятся уставы валютных бирж, правила проведения валютных операций на бирже, правила расчетов по биржевым операциям купли-продажи иностранной валюты и др.

Исходя из целей деятельности валютной биржи, определенных п. 2 инструкции ЦБ РФ от 29 июня 1992 г. № 7 – организация операций по купле-продаже иностранной валюты за рубли и проведение расчетов по заключенным на бирже сделкам, – валютная биржа является неком­мерческой организацией в организационно-правовой форме неком­мерческого партнерства. Биржа обеспечивает условия для гласных публичных торгов своим членам.

Членами валютной биржи являются банки и другие финансовые организации, имеющие лицензии ЦБ РФ на осуществление валютных операций. Процедура приема в члены биржи, порядок допуска членов биржи к торгам, их права и обязанности, а также порядок выхода и исключения из членов биржи регулируются правилами приема в члены биржи, определяемыми биржей самостоятельно.

Операции на валютной бирже. Валютная биржа является закрытой. Участниками торговли на ней могут быть только ее члены. Члены валют­ной биржи могут осуществлять операции на валютной бирже от своего имени и за свой счет или от своего имени по поручению клиентов (посреднические операции за комиссионное вознаграждение).

Операции на бирже осуществляются членами биржи через своих представителей из числа их сотрудников, которые допускаются к опера­циям после проверки биржей их профессиональной пригодности. Представителям членов биржи запрещается проводить операции от своего имени и за свой счет. Члены биржи несут полную ответственность за действия своих представителей.

Перед началом торгов члены биржи представляют бирже заявку на покупку и (или) продажу иностранной валюты. В заявке указывается сумма покупки или продажи иностранной валюты в долларах США, а также может указываться курс, по которому член биржи готов купить или продать валюту Минимальная сумма покупки или продажи иност­ранной валюты – 10000 долл. США. Суммы иностранной валюты, указанные в заявках, должны быть кратными 10000 долл. США.

В ходе торговли члены биржи через своих представителей могут подавать дополнительные заявки, а также изменять сумму покупки или продажи, курс ранее поданных заявок.

В случае значительной несбалансированности между спросом и предложением иностранной валюты ЦБ РФ перед началом торгов может вводить временные лимиты на покупку иностранной валюты для членов биржи или временно приостановить проведение биржевых торгов.

Члены биржи открывают корреспондентские счета в рублях и иностранной валюте в банках, в которых открыты счета валютной бир­жи. К началу торгов их участники обязаны депонировать средства в иностранной валюте и рублях на открытых корреспондентских счетах в размерах, достаточных для продажи или покупки иностранной валюты на очередных торгах. В противном случае они не допускаются к участию в торгах.

Проведение торгов и определение рыночного курса осуществляется специально уполномоченным сотрудником биржи – курсовым маклером.

В качестве начального курса доллара США к рублю используется курс, зафиксированный на предыдущих торгах. В начале торгов кур­совой маклер объявляет о суммах заявок на покупку и продажу иност­ранной валюты, соответствующих указанному курсу.

Если общий размер предложения иностранной валюты в начале торгов превышает общий размер спроса на нее, то курсовой маклер понижает курс доллара США к рублю. Если общий размер пред­ложения иностранной валюты меньше общего размера спроса на нее, то курсовой маклер повышает курс доллара США к рублю.

По решению биржевого совета могут использоваться другие методы установления текущего курса иностранной валюты к рублю.

Все заявки представителей членов биржи на покупку или продажу иностранной валюты, направляемые ими непосредственно в ходе торгов курсовому маклеру, оформляются письменно по форме, уста­новленной биржей

Установление фиксированного для текущих торгов курса доллара США к рублю происходит в момент уравновешивания спроса и пред­ложения иностранной валюты.

Для сделок, заключенных в ходе биржевых торгов, применяется единый курс доллара США к рублю.

После завершения биржевых торгов биржа выдает представителям членов биржи биржевые свидетельства, в которых фиксируются резуль­таты состоявшихся торгов. Биржевые свидетельства имеют силу договора между биржей и членами биржи. В них указывается сумма сделок, валютный курс, размер комиссионного вознаграждения для биржи.

Биржевые свидетельства оформляются в двух экземплярах, под­писываются курсовым маклером и представителем члена биржи.

Платежи в рублях и иностранной валюте по сделкам, заключенным на бирже, осуществляются через специальные банки, в которых откры­ваются бирже и членам биржи корреспондентские счета для про­ведения расчетов по биржевым сделкам.

На основе биржевых свидетельств оформляются платежные поручения:

– биржей на перевод средств (в рублях или в иностранной валюте) в пользу членов биржи (покупателей);

членами биржи (продавцами) на перевод средств (в рублях и в иностранной валюте) в пользу биржи.

На основании платежных поручений производится списание средств с корреспондентских счетов членов биржи и биржи и зачис­ление средств на соответствующие счета биржи и членов биржи.

За нарушение членами биржи порядка расчетов к ним приме­няются санкции: штраф, временное отстранение от участия в торгах, исключение из членов биржи.

Государственное регулирование деятельности валютных бирж. Дея­тельность валютных бирж в конечном счете направлена на определение рыночного курса рубля (сома) и создание условий для постепенного перехода к его полной конвертируемости, т.е. способности свободно обме­ниваться на иностранные валюты в любой форме и во всех видах операций без ограничения.

Гарантируя самостоятельность валютной биржи и ее членов в определении рыночного курса рубля (сома), закон устанавливает определенные пределы этой самостоятельности в целях защиты участников валютного рынка и общества в целом от искусственного колебания курса валют и экономических потрясений, вызываемых такими действиями.

Государственное регулирование и надзор за деятельностью валют­ных бирж и их членов осуществляет ЦБ РФ, в частности через своих представителей в биржевых органах.

Для воздействия на курс рубля (сома) и на суммарный спрос и предло­жение денег ЦБ РФ осуществляет валютные интервенции, т.е. покупает или продает необходимое количество иностранной валюты на валют­ном рынке (ст. 41). Так, при падении курса рубля ЦБ РФ продает имею­щуюся у него иностранную валюту на рынке и тем самым уравно­вешивает спрос и предложение на нее и стабилизирует курс рубля. И наоборот, при повышении курса рубля ЦБ РФ покупает иностранную валюту на рынке.

Мировая практика выработала широкий спектр мер контроля за процессом ценообразования в биржевой торговле, в том числе уста­новление предельных размеров колебания курса в течение одной торговой сессии, введение ценовых коридоров, в рамках которых фор­мируется валютный курс, внесение участниками биржевых торгов залога, гарантирующего исполнение заключенных сделок, право приостановки торгов и т.д. Все эти меры может использовать ЦБ РФ.

Для осуществления своих функций ЦБ РФ вправе проводить про­верки бирж и их членов, направлять им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применять предусмотренные законом санкции по отношению к на­рушителям (ст. 74).

Валютные сделки . Валютные сделки – это операции по обмену ценных бумаг в одной в одной валюте на ценные бумаги в другой валюте по договорному курсу на определенную дату. Виды валютных операций:

Кассовые или наличные (сделки «спот») – это сделка, совершаемая по сенам сегодняшнего дня где одна валюта используется для покупки другой в двухдневный срок либо немедленно;

Срочные (форвардные сделки) при которых происходит купля – продажа иностранной валюты на заранее согласованный срок с передачей ее к концу срока по курсу, зафиксированному в момент заключения сделки;

Операции «своп» - это покупка иностранной валюты при условиях «спот» в обмен на национальную валюту с обязательством ее последующего выкупа через определенный срок;

Арбитражные – участники сделки используют различия в валютных курсах на различных валютных рынках с целью извлечения прибыли. [17]


Список использованных источников:

1. Закон Кыргызской Республики «О товарной бирже и биржевой торговле в Республике Кыргызстан» от 29 июня 1992 года N 915-XII;

2. ФЗ РФ «О товарных биржах и биржевой торговле» от 20 февраля 1992 г.;

3. Закон Кыргызской Республики «О рынке ценных бумаг» от 21 июля 1998 года N 95

4. ФЗ РФ. «О рын­ке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г;

5. Закон ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октяб­ря 1992 г.;

6. Постановление Правительства КР «О лицензировании отдельных видов предпринима­тельской деятельности» от 31 мая 2001 года N 260;

7. Положение «О Государственной комиссии при Правительстве Кыргызской Республике по рынку ценных бумаг» утвержден постановлением Правительства Кыргызской Республики от 19 марта 2001 года №108;

8. Положение о лицензировании биржевой деятельности на рынке ценных бумаг, утвержденное Минфином РФ от 13 апреля 1992 г. № 20C:\EDITA\Desktop\l;

9. Положение об аттестации специалистов инвестиционных институтов и фондовых бирж (фондовых отделов бирж) на право совершения операций с цен­ными бумагами, утвержденное Минфином РФ 21 апреля 1992 г. № 23 с изменениями от 5 мая 1993 г. № 57 и 8 июня 1994 г. № 75;

10. Организация биржевой торговли: Учебник для вузов. – М.:Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. - 303с.;

11. Коммерческое право. Ч. II./ Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб.: С.-Петербургский университет, 1998. – 408с.;

12. Экономика и жизнь. 1992. № 18. - С. 8;

13. Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. Т.2. СПб., 1908. - 729.


[1] Коммерческое право. Ч. II. / Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб.: С.-Петербургский университет, 1998. - С. 162.

[2] Закон Кыргызской Республики «О товарной бирже и биржевой торговле в Республике Кыргызстан» от 29 июня 1992 года N 915-XII.

[3] Коммерческое право. Ч. II. / Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб.: С.-Петербургский университет, 1998. - С. 164.

[4] Коммерческое право. Ч. II. / Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб.: С.-Петербургский университет, 1998. - С. 166.

[5] Положение о лицензировании деятельности биржевых посредников и бир­жевых брокеров, совершающих товарные сделки в биржевой торговле. Постановление Правительства РФ от 9 октября 1995 г. № 981 // СЗ РФ. 1995. № 42. ст. 3982.

[6] Коммерческое право. Ч. II. / Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб.: С.-Петербургский университет, 1998. - С. 169.

[7] См. там же. - С. 172.

[8] См. там же. - С. 173.

[9] Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. Т.2. СПб., 1908. - С.539.

[10] Комиссия вправе делегировать брокерским гильдиям или их ассоциациям право на выдачу лицензий биржевым посредникам и биржевым брокерам.

[11] Экономика и жизнь. 1992. № 22. - С. 18.

[12] См. там же. 1992. № 22. - С.18; 1993. № 22. - С.11; 1994. № 26. - С.9.

[13] Коммерческое право. Ч. II./ Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб.: С.-Петербургский университет, 1998. - С. 180.

[14] Экономика и жизнь. 1992. № 18. - С. 8.

[15] Примерное положение о региональной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку. Постановление Правительства РФ от 28 февраля 1995 г. № 193.

[16] Решение Совета Безопасности РФ от 2 ноября 1994 г. по вопросу «Об итогах работы Государственной комиссии по расследованию причин резкой дестабилизации финансового рынка» // Российская газета. 1994. 9 нояб.

[17] Организация биржевой торговли: Учебник для вузов. – М.:Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. – С.