Реферат: по дисциплине «История предпринимательства» на тему: Морозовские мануфактуры

Название: по дисциплине «История предпринимательства» на тему: Морозовские мануфактуры
Раздел: Остальные рефераты
Тип: реферат Скачать документ бесплатно, без SMS в архиве

Российская Академия Предпринимательства

Реферат по дисциплине

«История предпринимательства»

на тему:

Морозовские мануфактуры

XIX- начала XX вв.

Выполнила:

студентка группы ЗУП - 072

Волкова Э.Г.

Преподаватель:

Ермакова Любовь Викторовна

Ногинск 2007 год

Содержание

Введение.......................................................................................................... 3

Глава I. ............................................................................................................ 5

Глава II...............................................................................................................

Глава III.............................................................................................................

Глава IV. ...........................................................................................................

Заключение........................................................................................................

Список литературы...........................................................................................

Семья Морозовых представляет собой влиятельную и мощную купеческую

династию. Эта семья разделилась на несколько ветвей и охватила обширные

участки и районы их деятельности. Морозовы имели значительное влияние в

Московской промышленности. Они выпускали газету « Русские ведомости»

и входили в философское московское общество, имели Художественный

театр, и музей французской живописи, клинику на Девичьем Поле, они были

страстными коллекционерами, театралами, строили музеи, университеты,

училища, больницы, богадельни, детские приюты, роддома, театры,

библиотеки общего пользования. . Самым значительным был институт для

лечения раковых опухолей при Московском университете.

Про эту клинику - Рябушинский говорит, что она представляла собой

целый город. Далее были университетские психиатрические клиники,

детская больница имени В. Е. Морозова.

Эта творческая династия оставила глубокий след в истории, экономике и

культуре России. В их роду было много ярких, выдающихся личностей, для

которых богатство служило источником для благотворительности,

поражающей своими масштабами.

Почитали Морозовых за то, что жизнь большинства из них - это дорога к

Богу, ибо они несли людям любовь. Морозовы были очень набожны. Они

возводили как храмы церковные, так и храмы науки, культуры, просвещения.

Наряду с промышленными делами Морозовы живо интересовались

искусством, были страстными коллекционерами, театралами, строили музеи,

университеты, училища, больницы, богадельни, детские приюты, роддома,

театры, библиотеки общего пользования.

Морозовы были одной из немногих московских семей, где уже к началу

девятнадцатого века насчитывалось пять поколений, одинаково активно

принимавших участие и в промышленности, и в общественности.

В их роду было много ярких, выдающихся личностей, для которых богатство

служило источником для благотворительности, поражающей своими

масштабами. Было конечно, проявления и упадка, но в общем эта

семья сохраняла долго свое руководящее влияние.

Основателем Морозовской семьи был Савва Васильевич Морозов, начавший

свою деятельность в начале 19 века, после московского пожара, когда

сгорели прежние московские фабрики. С этого времени, под влиянием

благоприятного таможенного тарифа, начался подъем в хлопчатобумажной

промышленности.

У Саввы Васильевича было пять сыновей: Тимофей, Елисей, Захар, Абрам и

Иван. О судьбе последнего известно немного, а первые четыре явились

самыми, или через своих сыновей, создателями четырех главных ветвей

Морозовского рода. Тимофей был во главе Никольской мануфактуры;

Елисей и его сын Викула - Мануфактуры Викулы Морозова; Захар –

Богородско - Глуховской, а Абрам - Тверской. Все эти мануфактуры в

дальнейшем жили своей отдельной жизнью.

Тимофей Савич был основателем одной из первых Морозовских

мануфактур, - Никольской, которая была первой русской хлопчатобумажной

фабрикой, оборудованной конторой Л.И. Кноп.

Акционерную форму она приняла сравнительно поздно, в 1873 году, и

получила название: «Товарищество Никольской мануфактуры Саввы

Морозова, сын и Ко». Это была полная мануфактура, то есть покупавшая

хлопок и продававшая готовый товар – ткань и одежда, зачастую из своих

складов, непосредственно потребителям. Работали так называемый бельевой

и одежный товар, и изделья ее славились по всей России, и за рубежом, - в

Азии и на Востоке.

Тимофей Савич тратил немало средств на разные культурные начинания, в

частности на издательство, которое он осуществил, с помощью своего зятя,

профессора Г.Ф. Карпова…

У Тимофея Савича было два сына и три дочери, - Савва и Сергей

Тимофеевичи, Анна, Юлия и Александра Тимофеевны. Сергей Тимофеевич

дожил до глубокой старости и умер сравнительно недавно, в эмиграции.

Сергею Тимофеевичу принадлежит честь создания в Москве Кустарного

музея в Леонтьевском переулке. Он много содействовал развитию кустарного

искусства…

Савва Тимофеевич в течение ряда лет был во главе Никольской мануфактуры

и хорошо знал фабрично-заводское дело. Кроме того, он много занимался и

промышленно-общественной деятельностью…

Савва Тимофеевич был интересным человек, его многое интересовало. Он

сыграл большую роль в жизни Художественного театра. В Москве

насчитывается более 70 Морозовских зданий. Причем нужно отметить, что

этот многочисленный род для себя использовал лишь меньшую часть из них,

а остальные две трети домовладений (более 40 зданий) использовались в

культурных, просветительских и благотворительных целях. Фамилия

Морозовых звучала в названиях 10 московских учреждений. Сегодня она

звучит лишь в названии детской Морозовской больницы. На большинстве

Морозовских зданий нет даже памятных досок с упоминанием их имени и

заслуг перед Отечеством.

В последнее время много пишут и говорят о предпринимательстве, о

необходимости изучения этого исторического опыта, важности

возрождения ценных дореволюционных традиций.

В глазах широких слоёв читателей фигуры видных представителей

предпринимательского мира России XIX – начала XX в. (Алексеевых,

Бахрушиных, Морозовых, Рябушинских, Третьяковых, Щукиных)

принимают всё более отчётливые очертания. Восхищают не только их

деловая хватка, предприимчивость, размах, но и другие аспекты

многогранной деятельности предпринимателей.

Активная и целенаправленная предпринимательская деятельность чаще

всего ассоциируется с возникновением и утверждением капиталистических

отношений, хотя отдельные её элементы появились ещё в эпоху господства

феодализма, и зарождались они, прежде всего в сфере торговли.

Гораздо хуже изучены истоки российского предпринимательства,

связанные с торговым обменом, ремесленным производством,

ростовщичеством и различными промыслами. Надо подчеркнуть, что

далеко не всякую разновидность хозяйственной активности можно назвать

в полном смысле слова предпринимательством.

Активная и целенаправленная предпринимательская деятельность чаще

всего ассоциируется с возникновением и утверждением

капиталистических отношений, хотя отдельные её элементы появились ещё

в эпоху господства феодализма, и зарождались они, прежде всего в сфере

торговли.

Богородско-Глуховская мануфактура была одной из старейших

русских акционерных компаний, основанная в 1855 году Иваном

Захаровичем, внуком Саввы Васильевича. У него было два сына, Давыд и

Арсений Ивановичи

Глуховская мануфактура практически образовалась на пустом месте, были

вложены огромные деньги и усилия для дальнейшего развития всего дела.

Были построены производственные цеха, складские помещения, казармы для

рабочих, соответственно магазины, больница, даже клуб прикащиков.

Богородско - Глуховская мануфактура была наиболее значимая. Это была

одна из лучших по своему техническому оборудованию фабрик даже во

всей Европе. Выпускала она, как и все фабрики Морозовых, бельевой и

одежный ассортимент. На фабриках шла полная переработка хлопка с

начальной стадии до конечного готового результата. Хлопок завозили на

фабрику, потрошили, очищали его от мусора, пропускали через чесальные

приспособления. Хлопок перерабатывали в вату, а потом в нитки. Из ниток

ткали матерьял, тут же его проверяли на качество, окрашивали его.

Существовали швейные цеха по пошиву одежды. И уже из готовой ткани

изготавливали ассортимент. Так же на месте существовали магазины по

реализации собственной продукции. Весь этот процесс был рассчитан, весь

механизм мануфактуры работал очень слажено и беспрерывно. Что бы весь

этот механизм работал, слажено и без сбоев нужна была постоянно крепкая

рука. На фабрике помимо простых рабочих трудилось и много служащих

среднего звена, так называемые в настоящее время мастера, такие же

контролеры, такие же начальники цехов. Морозов применял метод кнута и

пряника. Он был очень требовательным человеком и ни терпел,

расхлябанности и воровства на своем производстве. Он интересовался все

чем он заправлял, от и до.

В своё время в Москве очень много говорили об участии С.Т. Морозова в

революционном движении, приведшем, в конце концов, его к

самоубийству. Вл.Ив. Немирович – Данченко даёт по этому поводу

любопытные Подробности «Человеческая природа не выносит двух

равносильных противоположных страстей. Купец не смеет увлекаться. Он

должен быть верен своей стихии, стихии выдержки и расчёта.

Измена неминуемо подведёт к трагическому

конфликту, а Савва Морозов мог страстно увлекаться.

Не женщиной, - это у него большой роли не играло, а личностью, идеей,

общественностью. Он с увлечением отдавался роли представителя

Московского купечества, придавая этой роли широкое общественное

значение.»

На революционное движение он давал значительные суммы. Когда же в

1905 году разразилась первая революция и потом резкая реакция, что – то

произошло в его психике, и он застрелился. Это случилось в Ницце.

Вдова привезла в Москву для похорон закрытый металлический гроб.

Московские болтуны пустили слух, что в гробу не Савва Морозов.

Жадные до всего таинственного люди подхватили, и по Москве много-

много лет ходила легенда, что Морозов жив и скрывается где-то в глубине

России… Легенда действительно по Москве ходила, но сомнений, что в

Москву было перевезено и похоронено тело Саввы Тимофеевича Морозова,

не было. Тело из Ниццы привезла не вдова, а специально посланный его

семьёй его племянник Карпов. Он сам рассказывал, как выполнил эту

миссию, и у него никаких сомнений не было.

Другая ветвь Морозовской семьи была «викулычи». Им принадлежала

другая мануфактура в том же местечке Никольском под названием «Т-во

Викулы Морозова сыновей». Викула Елисеевич был сын Елисея Саввича

и отец многочисленного семейства. Все они были старообрядцы,

«беспоповцы», очень твердые в старой вере. Все были с большими

черными бородами, не курили и ели непременно своей собственной

ложкой. Самый известный из них — Алексей Викулович,

у которого была на редкость полная и прекрасно

подобранная коллекция русского фарфора. В Москве эту коллекцию

знали мало, так как владелец не очень любил ее показывать. Было у него и

хорошее собрание русских портретов.

Из братьев жил Елисей Викулович, который, как помнится, ничем

особенно не отличался. Зато одна из сестер получила большую известность:

она была замужем за мебельным фабрикантом Шмидтом и мать

известного революционера, покончившего с собой в московской тюрьме

после декабрьского восстания 1905 года.

Другая была замужем за крупным ткацким фабрикантом В. А.

Горбуновым, который был тоже «беспоповец». На его похоронах

церковная служба продолжалась более шести часов кряду.

внуком Саввы Васильевича. У него было два сына, Давыд и Арсений

Ивановичи. Про первого мало информации, он давно уже умер, а Арсений

Иванович был однин из главных персонажей в старообрядчестве

(Рогожского согласия) и пользовался и среди них, и в промышленных

кругах весьма большим уважением.

У него было два сына, Петр и Сергей Арсеньевичи, и дочь, Глафира

Арсеньевна Расторгуева (ее муж был Николай Петрович, из семьи

Расторгуевых — рыбников).

Оба брата, Арсений и Давыд Ивановичи, покровительствовали литературе,

и некоторые журналы — «Голос Москвы», «Русское дело» и «Русское

обозрение»

— издавались в значительной степени на их средства. У Давыда

Ивановича было также два сына и дочь — Николай и Иван Давыдовичи и

Ольга Давыдовна, по мужу Царская. Николай Давыдович был. Женат на

Елене Владимировне, урожденной Чибисовой и дочери Ольги

Абрамовны из семьи «тверских» Морозовых. Детей у них не было.

Николай Давыдович был одной из самых примечательных фигур на.

Московском торгово-промышленном горизонте. Он долгое время стоял во

главе дела, принадлежавшего их семье, и поставил Богородсксо -

Глуховскую мануфактуру набольшую высоту. Это была одна из лучших

по своему техническому оборудованию фабрик во всей Европе

заслуженной славой. Николай Давыдович долго жил в Англии, хорошо

знал английскую хлопчатобумажную промышленность и даже состоял

членом профессиональных английских организаций. Н. Д. принимал участие

и в работе Биржевого комитета, хотя и не любил занимать официально

какие-либо должности. Но он был своего рода душой дела, к голосу его

прислушивались и с мнением его считались. Он вел суровую борьбу против

отдельных попыток всякого рода злоупотреблений и бесчестностей в

торгово-промышленном

обиходе: неплатежей, невыполнения обязательств по контрактам,

нарушения данного слова и пр. В этих случаях он был беспощаден к

правонарушителю и своей горячностью и страстностью всегда умел

заставить большинство следовать за ним.

Николай Давыдович купил у Белосельских-Белозерских их

подмосковное имение, где построил прекрасный дом в стиле английского

замка.

Брат его, Иван. Давыдович, занимался сначала больше общественной

деятельностью. Он был и гласным думы, и почетным мировым судьей,

и принимал участие в городских благотворительных комитетах,

например по Вербному базару и Дню белой ромашки. Женат он был

первым браком на Ксении Александровне Найденовой.

Они были радушными и хлебосольными хозяевами.

Последней ветвью Морозовской «династии» были «Абрамовичи», или

«Тверские». Родоначальником этой группы был Абрам Саввич,

основатель Тверской мануфактуры, женатый на Дарье Давыдовне

Широковой, родная сестра которой, Пелагея Давыдовна, была замужем за

Герасимом Ивановичем Хлудовым. Его сын, Абрам Абрамович, был женат

на Варваре Алексеевне Хлудовой, дочери Алексея Ивановича Хлудова, т.е.

иначе говоря, на своей двоюродной племяннице. У них было три сына:

Арсений, Михаил и Иван Абрамовичи. У другого сына Абрама Саввича,

Давыда Абрамовича, был сын Никола Давыдович, ничем себя не

проявивший и умерший сравнительно рано, и три дочери: Серафима

Давыдовна Красильщикова, Маргарита Давыдовна Карпова и

Антонида Давыдовна Алексеева.

В этой ветви Морозовского семейства особенно известными были женщины

— не урожденные Морозовы, а Морозовские жены. Варвара Алексеевна,

урожденная Хлудова, и Маргарита Кирилловна, урожденная Мамонтова,

сыграли обе огромную роль не только в московской, но и в культурной

общерусской жизни Варвару Алексеевну Боборыкин описал в своем

«Китай-городе». Но оригинал был гораздо примечательнее копни. Верно у

Бобсрыкина лишь то, что ее деятельность широко развернулась после

смерти ее первого мужа, А. А. Морозова. Вторым ее мужем был

профессор В. М. Соболевский, руководители газеты «Русские ведомости».

По каким-то завещательным затруднениям она не

могла выйти за него замуж официально, и ее дети от Соболевского, Глеб и

Наталья, носили фамилию Морозовых. Глеб Васильевич был женат на

Марине Александровне Найденовой. Варвара Алексеевна была

«классический тип прогрессивной московской благотворительницы».

Не было начинаний, на которые она не откликалась бы. Но в ее

активности была особая черта, являющаяся, конечно, следствием ее

близости к «Русским ведомостям», и в этом вопросе она представляла

некоторое исключение среди других деятелей из московского купечества.

Одним из ее главных созданий были так называемые Пречистинские

курсы для рабочих, которые действительно были таковыми не течением

времени стали значительным центром для просвещения московских

рабочих масс.