Реферат: Типологические признаки литературно-художественного книжного издания

Название: Типологические признаки литературно-художественного книжного издания
Раздел: Издательское дело и полиграфия
Тип: реферат Скачать документ бесплатно, без SMS в архиве

Типологические признаки литературно-художественного книжного издания

Кожевников Г.В.

Систематизация литературно-художественных изданий - наиболее разработанная область книговедческой типологии. Этому способствовало исследование проблемы в русле прикладной филологической дисциплины - текстологии, а также в русле традиционных книговедческих дисциплин - библиотековедения, библиографоведения, теории и практики редактирования. В последнее время предпринимаются попытки систематизации литературно-художественных книжных изданий (чаще их навивают - "литературно-художественные издания") на общекниговедческом уровне.

Однако в этих исследованиях сам объект систематизации (типизации) берется как некоторая данность, без выявления его сущностных характеристик, без определения его специфики. Это связано с пониманием типологии литературно-художественных книжных изданий только как систематизации, классификации этой группы книжных изданий, без учета того, что типология - это не только систематизация по существенным признакам, а и учение о "типе", то есть о сущности, о наиболее общем в систематизируемых явлениях.

Такое же понимание типологии бытует и в современных работах по теории книговедения. Необходимость выявления сущности систематизируемых объектов объясняется еще и тем, что без этого невозможно определить существенные признаки ("основание деления"), которые и являются критерием систематизации (типизации).

Наиболее перспективным для типологии литературно-художественных книжных изданий представляется подход, предлагающий рассматривать эту проблему не изолированно и не только на уровне систематизации изданий, а в связи с общими проблемами типологии книги, в связи с типологическим изучением ее сущности и форм движения в обществе. В этом случае издание предстает как один из уровней, один из этапов опосредования социальной информации в коммуникационном процессе "книжное общение", как форма существования книги, как результат организации, опосредования литературного произведения в книжном общении.

Важно также помнить, что нас интересуют не все издания, а только книжные. Обычно понятие "литературно-художественное издание" употребляется как синоним понятия "литературно-художественное книжное издание". Между тем издание как способ существования в обществе литературного произведения неоднородно, и поэтому литературное произведение может в книжном деле опредмечиваться в различные его формы: книжное издание, газетное издание. Эти формы издания отличаются друг от друга не только по периодичности выхода в свет и не только по материально-конструктивной форме, как традиционно принято считать, но и по своей сущности, по своей роли в коммуникационном процессе. Совершенно ясно, что литературное произведение (в том числе и литературно-художественное) по-разному будет организовываться, воплощаться в эти формы издания. В то же время эти формы издания не исключают друг друга, а сосуществуют в каждой из сфер книжного общения. В этом случае различия в материальной конструкции и в периодичности выхода в свет являются следствием сущностной специфичности каждой из форм издания.

Книжное издание по сравнению с газетным, журнальным представляет наиболее сложную форму, позволяющую отразить литературное произведение в издании с наибольшей полнотой, во всем многообразии его текста и контекста (предмет книжного издания), предназначенную для распространения (обмена) в обществе наиболее сложно организованного средствами книжного дела литературного произведения (целевое назначение) и направленную на "книжный" тип читательского восприятия, на удовлетворение потребности общества в фундаментальном, многократном, длительном пользовании, восприятии литературных произведений (читательский адрес).

Литературно-художественное книжное издание является одним из этапов коммуникационного процесса: словесная художественная деятельность (словесное художественное творчество) - его субъект и результат - словесный художественный образ; литературно-художественное общение (художественная литература) - его субъект и результат - литературно-художественное произведение; литературно-художественное книжное общение (литературно-художественная книга) - его субъект и результат - литературно-художественное книжное издание.

Как явление одного из этапов данной коммуникационной системы, форма существования литературно-художественной книги в книжном деле литературно-художественное книжное издание содержит в себе в снятом виде все предыдущие и характеризуется таким же системным типологическим признаком: предметом, целевым назначением и читательским адресом данного способа социальной коммуникации.

Предметом литературно-художественного книжного издания является литературно-художественное произведение, организованное с наибольшей степенью сложности отражения его контекста и текста.

Сложность предмета литературно-художественного книжного издания обусловливается и сложностью самого литературно-художественного произведения как результата коммуникационного процесса "литературно-художественное общение". Этот результат можно представить как единичное конкретное литературно-художественное произведение. Можно представить его и как особенную часть, как результат развития какой-либо части литературно-художественного общения (одного жанра, одной исторической литературно-художественной эпохи и т.д.). Правомерно представить его и как всеобщий результат литературно-художественного общения, не только как сумму конкретных литературно-художественных произведений, но и как целостное, всеобщее литературно-художественное произведение.

Целевое назначение литературно-художественного книжного издания обусловлено его спецификой как определенного этапа опосредования словесной художественной информации, словесной художественной деятельности и ее результата - словесного художественного образа - в коммуникационном процессе, как субъекта и результата литературно-художественного книжного общения, как формы существования в книжном деле литературно-художественной книги. Поэтому оно включает в снятом виде целевое назначение всех предыдущих уровней этого коммуникационного процесса и его реализация в целостности литературно-художественного книжного издания становится действительностью всех предыдущих уровней.

Целевое назначение литературно-художественного книжного издания можно определить как обеспечение обращения в обществе литературно-художественного произведения, организованного с наибольшей степенью сложности отражения его контекста и текста, отношения общёства к нему средствами литературно-художественного книжного общения. При этом следует отметить сложность и многоуровневость целевого назначения литературно-художественного книжного издания, связанные со сложностью и многоуровневостью его предмета. Таким образом, помимо общего целевого назначения можно выделить соответственно уровням системы "предмет" и различные уровни целевого назначения.

Такой же сложностью отличается и читательский адрес литературно-художественного книжного издания, определяемый как направленность книжного издания на литературно-художественный "книжный" тип читательского восприятия, на удовлетворение потребности в литературно-художественном книжном общении, потребности общества в фундаментальном, многократном (длительном) восприятии литературно-художественных произведений. Здесь важно отметить, что мы имеем дело не с потребностью в словесном художественном освоении действительности и не с потребностью в освоении словесного художественного образа в чистом виде, и даже не с потребностью в литературно-художественном общении и в освоении литературно-художественного произведения, а с потребностью в них же, но опосредованных литературно-художественным книжным общением, то есть с потребностью в освоении литературно-художественного книжного издания. И эта специфичность читательского адреса, направленности литературно-художественного книжного издания на определенный тип читательского восприятия объективно отражается в самом книжном издании, в способах организации литературно-художественного произведения в книжное издание.

Сложность читательского адреса тесно связана с тем, что читательские (общественные) интересы могут выражаться как интерес к различным уровням предмета литературно-художественного книжного издания: как интерес к конкретному отдельному литературно-художественному произведению, как интерес к какой-либо части литературно-художественного общения (части творчества одного писателя, группы писателей одного жанра, литературного направления, эпохи и т.д.), как интерес к результату литературно-художественного общения в целом (всей совокупности литературно-художественных произведений одного автора, различных авторов).

Кроме того, и в читательском художественном восприятии можно выделить несколько взаимосвязанных уровней. Так, обобщая опыт советских исследователей этой проблемы, Ю.С. Зубов выделяет следующие уровни целостного читательского художественного восприятия: элементарное (то есть восприятие с позиций обыденного сознания) и направленное, конкретное и системное (собственно целостное художественное восприятие) .

Основанная на таком подходе дифференциация читателей литературно-художественных книжных изданий и соответствующая ей дифференциация внутренних уровней читательского адреса охватывают и отражают все многообразие различных типов читательского восприятия литературно-художественного произведения.

Систему уровней читательского художественного восприятия, а следовательно, и его типы можно представить в таком виде. Первый - элементарное читательское художественное восприятие, на котором литературно-художественное произведение осознается как конгломерат отдельных литературно-художественных элементов, мир художественно осваивается читателем в конкретных, разрозненных проявлениях, с преобладанием освоения отдельных элементов произведения, но при неосознанном воздействии всех других (именно в этом заключается возможность художественного развития читателя - в осознании сначала отдельных элементов литературно-художественного произведения, а затем осознания их как системы). Второй - "квалифицированное" (объединенное, "направленное" и "конкретное") читательское художественное восприятие, на котором литературно-художественное' произведение осваивается, осознается как комплекс литературно-художественных элементов, мир художественно осваивается читателем с помощью осознаваемых им словесных художественных образов, с осознанным восприятием всех элементов произведения. На этом уровне для читателя характерно наличие своеобразной модели восприятия литературно-художественного произведения, некоторой "системы ожидания". Третий - системное ("концептуальное", "профессиональное", "специальное") читательское художественное восприятие. На этом уровне литературно-художественное произведение осваивается как целостное, системное единство во всем многообразии его исторического и художественного контекста.

Соответственно этим уровням читательского художественного восприятия можно выделить группы читателей, а следовательно, и модификации читательского адреса литературно-художественных книжных изданий.

Литературно-художественное книжное издание является способом существования литературно-художественной книги в книжном деле, формой литературно-художественного издания, предмет которого - диалектическое единство литературно-художественного произведения и выраженного отношения общества к его контексту и тексту; целевое назначение - обеспечение обращения в обществе организованных средствами книжного дела литературно-художественных произведений; читательский адрес - направленность на литературно-художественный "книжный" тип читательского восприятия, на удовлетворение потребности общества в фундаментальном, многократном длительном восприятии (освоении) литературно-художественных произведений.

Существуя как целостный субъект и результат литературно-художественного книжного общения, литературно-художественное книжное издание на уровне конкретного реализуется как сложная система разнообразных литературно-художественных книжных изданий, обладающих как общими, так и отличительными чертами, признаками. Различные способы организации литературно-художественного произведения в книжное издание в связи с дальнейшей конкретизацией его предмета, целевого назначения и читательского адреса фиксируются в традиционных книговедческих типологических категориях "тип" и "вид" литературно-художественного книжного издания.

Впервые попытка определить эти категории, выявить их сущность сделана С.П. Омилянчуком в диссертации "Собрание сочинений как вид издания" (М., 1971). Ранее "вид" и "тип" литературно-художественного книжного издания как книговедческие типологические категории не определялись и исследовались как некоторая данность, что приводило к известному различию в подходах и сказывалось на строгости самой типологической системы. С.П. Омилянчук определяет вид литературно-художественного издания как книговедческую категорию, "сущность которой отражает опосредованный в издании, во всех его основных признаках и характеристиках, способ организации литературного материала в отдельное издание" . Тип издания в его понимании - "это книговедческая категория, отражающая сущность опосредованного в издании способа организации литературного материала в издание, конкретизацию основного признака вида" . Эти определения отражают сложившееся в настоящее время понимание соотношения двух основных типологических категорий литературно-художественных книжных изданий: под первым, более общим, уровнем систематизации литературно-художественных изданий понимается категория "вид издания", а под вторым, конкретизирующим первый, - "тип издания". Практически все существующие типологические системы литературно-художественных книжных изданий придерживаются этого двухуровнего принципа систематизации, нарушая общепринятую во всех науках иерархию классификационных уровней "тип - род - вид", где тип выступает как наиболее общий уровень систематизации. Однако для сопоставимости в анализе различных типологических схем литературно-художественных книжных изданий мы в дальнейшем будем использовать традиционную книговедческую иерархию "вид издания - тип издания".