: №3. Основные международные организации, участвующие в торгово-таможенном регулировании вэд

Название: №3. Основные международные организации, участвующие в торгово-таможенном регулировании вэд
Раздел: Остальные рефераты
Тип: Скачать документ бесплатно, без SMS в архиве

Лекция №3. Основные международные организации, участвующие в торгово-таможенном регулировании ВЭД.

1. Всемирная торговая организация.

2. Всемирная таможенная организация.

1. Всемирная торговая организация.

Таможенные отношения России тесно связаны с деятельностью Всемирной торговой организации (ВТО) — важнейшего международ­ного института, разрабатывающего правила и методы тарифного и не­тарифного регулирования ВЭД. Всемирная торговая организация, являющаяся преемницей дейст­вовавшего с 1947 года Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995 года. Секретариат ВТО находится в Женеве (Швейцария). Создана она была в результа­те многосторонних торговых переговоров, проводившихся в период 1986—1994 гг. в рамках Генерального соглашения по тарифам и тор­говле — ГАТТ (GENERAL AGREEMENT ON TARIFFS AND TRADE 1994 — GATT 1994) и получивших название Уругвайского раунда. В переговорах принимали участие представители более 120 государств. По завершении переговоров 15 апреля 1994 г. в г. Марракеше, Марокко, был подписан Заключительный акт, открывший путь для подписания Соглашения об учреждении ВТО (AGREEMENT ESTABLISHING THE WORLD TRADE ORGANIZATION).

Главной задачей- ВТО является либерализация международной торговли путем ее регулирования преимущественно тарифными мето­дами при последовательном сокращении уровня импортных пошлин, а также устранении количественных и других нетарифных барьеров в торговле.

Основополагающими принципами и правилами ГАТТ/ВТО, явля­ются: предоставление режима наибольшего благоприятствования во взаимной торговле на недискриминационной основе; взаимное предо­ставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения; транспарентность торговой политики; разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и т. д.

Как международно-правовой инструмент Генеральное соглаше­ние, например, состоит из свода принципов и правил, включенных в основной текст, вместе с приложениями и списками тарифных ус­тупок, дополнительных решений и протоколов, отдельных решений и договоренностей.

Основными функциями ВТО являются:

  • организация выполнения и применения всех соглашений Уругвай­ского раунда, а также других документов, переговоры по которым и подписание которых состоятся в будущем;
  • организация переговоров между членами ВТО по вопросам, отно­сящимся к уже подписанным соглашениям, а также и по более широ­кому кругу проблем, по которым Конференцией на уровне министров будут приняты соответствующие решения;
  • обеспечение рассмотрения споров и конфликтных ситуаций меж­ду членами ВТО;
  • обеспечение составления периодических обзоров торговой поли­тики стран-членов ВТО.

Одно из ключевых положений статуса ВТО, как уже отмечалось, заключается в том, что страны-участницы должны осуществлять защиту своей эко­номики только с помощью мер таможенной политики. Уровень тамо­женного обложения должен постепенно снижаться путем взаимных переговоров, и сниженные таким путем ставки пошлин должны быть связаны (консолидированы) против их нового увеличения* в будущем. Уровни тарифных ставок, согласованные в ходе переговоров или предложенные странам другим путем, перечисляются в перечнях (списках) тарифных уступок. Каждая страна-член ВТО имеет свои на­циональные перечни уступок и обязуется не вводить тарифные ставки и другие сборы выше уровня, указанного в перечнях. Ставки пошлин, указанные в перечнях, получили название «связанных» (консолидиро­ванных) ставок. Страна-член ВТО может получить возможность под­нять связанную ставку пошлины. Для этого она должна вновь всту­пить в переговоры с другими странами, в переговорах с которыми эта ставка была согласована, а также с главными странами-поставщика­ми товара, ставка пошлины на который должна быть изменена. Пред­полагается, что в таких переговорах страна, ищущая возможности поднять ставку пошлины, должна предложить равноценную тариф­ную уступку по другому товару. Это соответствует основному прин­ципу, на базе которого страны-участницы ведут тарифные перегово­ры,— принципу взаимных уступок и взаимной выгоды. Это означает, что любая страна, стремящаяся улучшить доступ своих товаров на рынки других стран и добивающаяся снижения их тарифных ставок, должна быть готова сделать тарифные уступки на взаимной основе в тех областях, в которых эти страны их добиваются.

За почти полувековую историю ГАТТ сложилась техника и мето­дика тарифных переговоров, а также система взаимных тарифных ус­тупок. Все это полностью перешло в ВТО и стало одной из ее основ­ных функций. Переговоры о взаимном снижении таможенных пош­лин могут носить двусторонний, групповой или многосторонний ха­рактер.

В первом случае страны попарно ведут переговоры о взаимном снижении пошлин на конкретные товары, перечисленные в списках тарифных уступок. Достигнутые результаты распространяются на остальные страны на базе режима наибольшего благоприятствова­ния (РНБ).

Многосторонние переговоры охватывают всех участников, и их результаты распространяются сразу же на все участвующие страны. Обычно многосторонние переговоры касаются более общих вопро­сов. Так, в Токийском и Уругвайском раундах на многосторонних переговорах был согласован коэффициент снижения пошлин, а на групповых и двусторонних переговорах определены товары (для каж­дой страны), на которые распространяется снижение пошлин, и кон­кретный уровень снижения на отдельные товары, на которые общий коэффициент снижения не распространяется.

В случае двусторонних и групповых переговоров возникает про­блема неконтролируемого распространения результатов тарифных переговоров на все страны, связанные РНБ. В этом случае какая-либо из этих стран, а не первоначальные участники переговоров, может получить основную выгоду от тарифных уступок, согласованных на двустороннем или групповом уровнях. Опасение этого привело к появлению так называемого «правила главного поставщика» (principal supplier rule), смысл которого заключается в следующем: двусторонние переговоры о тарифных уступках по импорту конкрет­ного товара ведутся только со стороной, которая является главным поставщиком этого товара (или потенциально может им стать), до­стигнутая договоренность затем распространяется на другие страны на основе PHБ.

С самого начала в рамках ГАТТ в практике тарифных переговоров фигурирует термин «тарифные уступки» (commitments). Под уступ­ками имеются в виду два главных метода: первый — снижение ставок пошлин, второй — обязательство не повышать пошлины (связывание пошлин — binding). Причем связывание пошлин считается не менее важным обязательством, чем их снижение. Страна, вступая в тариф­ные переговоры, вносит свои предложения в виде перечня товарных позиций и ставок пошлин.

Таможенные отношения в области тарифного регулирования. Тарифное регулирование является наиболее важным и трудоемким процессом, который включает в себя несколько взаимосвязанных опе­раций.

Основные из них из них: определе­ние страны происхождения товаров и определение таможенной стои­мости, которые нашли свое отражение в ходе рассмотрения и согла­сования со статьями ВТО.

Вопрос о происхождении товаров (Статья IX. Отметки о происхождении), связано с возрастающим чис­лом и усложнением преференциальных торговых соглашений, тре­бующих подтверждения права на получение соответствующих льгот.

Устанавливая (§ 1) к товарам стран-членов ГАТТ режим наиболь­шего благоприятствования в отношении требований, предъявляемых к маркировке, ст. IX содержит и целый ряд конкретных указаний, направленных против усложнения формальностей, связанных с от­метками о происхождении. В частности, наложение требуемых отме­ток о происхождении должно, при практической возможности, осу­ществляться в момент ввоза (§ 3). Законы импортирующей страны в отношении маркировки не должны вызывать серьезного поврежде­ния товаров или значительного снижения их ценности, а также нера­зумного увеличения стоимости (§ 4). Как правило, не должны нала­гаться специальные пошлины или штрафы за несоблюдение правил маркировки (§ 5) .

Система определения таможенной стоимости включает в себя: Кодекс по таможенной стоимости ВТО/ГАТТ; соглашение о выполне­нии статьи VII ГАТТ-1994 (г. Марракеш, 15.04.94) по результатам Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров, Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе» и методические по­ложения ГТК РФ.

Статья VII ГАТТ касается оценки товаров для целей взимания таможенных пошлин. Она устанавливает общие для всех стран-участ­ниц принципы определения таможенной стоимости товаров и гово­рит, что таможенная стоимость товара должна основываться на его фактической стоимости и не может определяться на базе фиктивных оценок или стоимости товара отечественного происхождения.

Таможенные отношения в рамках нетарифного регулирова­ния. «Под нетарифным регулированием в таможенном деле понима­ются различного рода меры контроля для регулирования внешней торговли, за исключением таможенных пошлин. К этой категории обычно относятся различные меры финансовой, технической, адми­нистративной, кредитной и торговой политики, как сознательно на­правленные на регулирование внешней торговли (запреты, квотиро­вание, лицензирование), так и предназначенные для других целей воздействия на внешнюю торговлю (например, санитарные, ветери­нарные и фитосанитарные ограничения). В связи с недостаточностью проработки данной проблемы, отсутствием единого понятия, а также с таким огромным количеством разнонаправленных мер необходима четкая система управления ими в таможенном деле.

2. Всемирная таможенная организация.

Важную роль в международных таможенных отношениях игра­ют взаимодействия России со Всемирной таможенной организацией (ВТО/СТС).

В 1947 г. по инициативе 13 западноевропейских государств в рам­ках Комитета по европейскому экономическому сотрудничеству в совместной Декларации было предусмотрено создание в Европе од­ного или нескольких таможенных союзов. В Брюсселе была органи­зована рабочая группа по созданию таможенного союза. В ее рамках были образованы экономический и таможенный комитеты. Результа­том их работы явилось подписание 15 декабря 1950 г. в Брюсселе двух конвенций — Конвенции по номенклатуре для классификации таможенных тарифов и Конвенции по оценке товаров в таможенных целях. Тогда же была подписана Конвенция о создании Совета тамо­женного сотрудничества (СТС) в составе 17 стран, вступившая в силу 4 ноября 1952 г.

Правовая база деятельности СТС: Внутренний регламент, Финан­совый регламент, Положение о секретариате, определяющее статус персонала и ежегодные размеры взносов в бюджет организации.

Задачами СТС являются :

а) изучение вопросов сотрудничества государств в области таможенного дела;

б) оценка технических факторов и экономических аспектов с целью выработки рекоменда­ций для членов в области унификации таможенных правил и проце­дур;

в) подготовка конвенций и дополнений к ним;

г) сбор информа­ции, касающейся таможенных процедур;

д) обеспечение государств-членов необходимой информацией;

е) разрешение споров между государствами по таможенным вопросам;

ж) сотрудничество с други­ми международными организациями.

В октябре 1994 года СТС был переименован во Всемирную та­моженную организацию (ВТО) и в настоящее время насчитывает 143 страны. Глобальная задача ВТО — содействие в создании и раз­витии современных эффективных многофункциональных таможен­ных служб во всех странах мира, особенно в тех, где происходят серьезные экономические преобразования. Для реализации этой за­дачи на современном этапе членами ВТО был принят Стратеги­ческий план, определивший ключевые направления деятельности организации на 1996—2000 гг., и утверждена Программа реформ и модернизации таможни, которая призвана помочь национальным таможенным службам более четко определить свои цели и способы их осуществления путем активизации потенциальных возможнос­тей, совершенствования методов управления, укрепления органи­зационной структуры и внедрения современных таможенных техно­логий '.

В своей работе ВТО/СТС использует региональный подход. Все государства-члены делятся на региональные группы: Америка и Ка­рибский бассейн, Европа, Северная Африка, Ближний и Средний Восток, Западная и Центральная Африка, Восточная и Южная Афри­ка, Дальний Восток, Южная и Юго-Восточная Азия, Австралия и Океания. Каждый регион возглавляет региональный представитель, избираемый на сессии по представлению Политической комиссии. Задача каждой группы — проведение линии ВТО по гармонизации таможенных систем данного региона (продвижение актов ВТО, их разъяснение, привлечение новых членов).

Региональные группы занимаются обучением работников тамо­женных служб, организуя различные курсы и семинары, созданием информационных центров по борьбе с таможенными правонаруше­ниями, обменом делегациями между национальными таможенными службами и административными органами ВТО.

ВТО активно решает вопросы организации конкретного взаимо­действия между странами в области борьбы с контрабандой (в пер­вую очередь — наркотиков).

ВТО приняла множество документов, регулирующих различные направления внешней торговли. Среди них — Кодекс стандартных требований к документации 1952 г., Конвенция об упрощении и уни­фикации таможенных процедур, Конвенция 1961 г. о запрещении не­законной торговли наркотическими средствами, в рамках которой был создан Комитет по контролю над наркотиками, Конвенция 1977 г. о сотрудничестве в борьбе с НТП, Конвенция об упрощении и гар­монизации таможенных процедур 1974 г., Конвенция о взаимном административном содействии в предупреждении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений (Россия присоединилась в 1994 г. к Приложению X «Помощь в борьбе с контрабандой нарко­тических средств и психотропных веществ»), которая помимо общих мер взаимопомощи предусматривает конкретные меры по борьбе с контрабандой наркотических и психотропных веществ, а также про­изведений искусства, антиквариата и другой культурной собствен­ности.

В рамках ВТО действуют порядка 20 конвенций, 50 рекомендаций и более десятка международных норм по отдельным таможенным вопросам.

Основными целями создания ВТО были провозглашены: обеспе­чение высокого уровня согласованности и единообразия таможенных систем стран-участниц, взаимодействие таможенных органов; разви­тие и улучшение технических средств контроля и таможенного зако­нодательства; совершенствование организации и управления тамо­женными органами стран-членов ВТО '.

Для достижения поставленных целей Всемирная таможенная организация на современном этапе:

• принимает различные рекомендации, которые упрощают и унифи­цируют таможенные процедуры;

• разрабатывает конвенции и другие документы;

• осуществляет посреднические и примирительные мероприятия в случае возникновения споров и разногласий;

• изучает вопросы сотрудничества в таможенной области;

• исследует технические аспекты таможенной системы;

• распространяет информацию о таможенных процедурах;

• сотрудничает с другими международными организациями. Несмотря на то, что решения ВТО носят рекомендательный ха­рактер, эта организация обладает большими правами и привилегиями, имеет собственный бюджет, хорошо организованную структуру уп­равления. Благодаря этому ВТО играет одну из главных ролей в международных отношениях.