Реферат: Программа дисциплины Основы организационной психологии Для направления 030300. 62 Психология подготовка бакалавра Авторы: С. А. Липатов, В. А. Штроо, А. В. Ловаков

Название: Программа дисциплины Основы организационной психологии Для направления 030300. 62 Психология подготовка бакалавра Авторы: С. А. Липатов, В. А. Штроо, А. В. Ловаков
Раздел: Остальные рефераты
Тип: реферат Скачать документ бесплатно, без SMS в архиве

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации

Государственный университет-

Высшая школа экономики

Факультет психологии

Программа дисциплины

Основы организационной психологии

Для направления 030300.62 – Психология

подготовка бакалавра

Авторы: С.А. Липатов, В.А. Штроо, А.В. Ловаков

Рекомендована секцией УМС

Секция «Психология»

Председатель

___________

«___» __________ 2008 г.

Одобрена на заседании

кафедры организационной и рефлексивной психологии

Зав. кафедрой

____________ В.А. Штроо

«___» __________ 2008 г.

Утверждено УС

факультета психологии

Ученый секретарь

__________Е.Б. Старовойтенко

«___» __________ 2008 г.

Москва 2008


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Автоыр программы

кандидат психологических наук, доцент Липатов Сергей Алексеевич, slipatov@hse.ru

кандидат психологических наук, доцент Штроо Владимир Артурович, vstroh@hse.ru

ассистент Ловаков Андрей Владимирович, lovakov@hse.ru

Требования к студентам

Знания в объеме дисциплин «Введение в профессию», «Общая психология» и «Социальная психология».

Аннотация

Курс «Основы организационной психологии» предназначен для студентов начинающих изучение организационной психологии. Данный курс должен познакомить студентов с предметом, методами организационной психологии как науки. Сформировать представление о научных разработках в области организационной психологии. Дать представление о системе работы организационного психолога-практика.

Данный курс является вводным, в дальнейшем содержание дисциплины «Организационная психология» получает свое развитие в таких спецкурсах, как «Организационная диагностика», «Организационное консультирование», «Управление персоналом».

Учебная задача дисциплины

В результате изучения дисциплины студент должен:

¨ знать основные теоретические разработки в области организационной психологии;

¨ знать основные понятия, используемые в практике работы организационной психолога;

¨ знать психологические механизмы различных процессов в организации;

¨ уметь самостоятельно организовывать исследование с целью решения организационных задач.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

- текущий контроль – посещаемость и тематические выступления на семинарах;

- промежуточный контроль – реферат;

- итоговый контроль – зачёт;

- результирующая оценка (см. ниже методику формирования).

Методика формирования результирующей оценки

1. При определении результирующей оценки Орез учитываются: оценка за активность на занятиях Оакт , оценка за реферат Ореф и оценка за зачет Озач .

2. Коэффициент (оценка относительной важности) имеет следующие значения: Wакт = 0,3; Wд.з. =0,3; Wзач =0,4.

3. Пример расчета:

Если у студента

Оакт = 7

Ореф =5

Озач =8

при коэффициентах

Wакт =0,3

Wреф = 0,2

Wзач =0,5

То в результате

округленно Орез = 7

Орез = Оакт W акт + Ореф Wреф + Озач W зач =

= 7*0,3 + 5*0,2 + 8*0,5 = 7,1

4. В ведомость и зачетную книжку студента выставляется двойная оценка, например: «зачтено (7)».

БАЗОВЫЕ УЧЕБНИКИ

Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001. – 720 с.

Занковский А.Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов по специальности «Организационная психология». – М.: Флинта, 2000. – 648 с.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Название темы

Всего

часов

Аудиторные часы

Самост.

работа

Лекции

Семин.

занятия

1

Организационная психология как научная дисциплина

12

2

2

8

2

Психолог в организации

12

2

2

8

3

Человек в организации

12

2

2

8

4

Группы в организации

12

2

2

8

5

Подбор, расстановка, оценка и аттестация персонала

12

2

2

8

6

Психологические механизмы мотивации персонала

12

2

2

8

7

Коммуникации в организации

12

2

2

8

8

Лидерство и руководство в организациях

12

2

2

8

9

Организационный климат и культура

12

2

2

8

Итого:

108

18

18

72

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Организационная психология как научная дисциплина

Место организационной психологии среди других психологических дисциплин. Предмет организационной психологии и история его становления. Источники возникновения организационной психологии: научный менеджмент Ф.У. Тейлора; экспериментальная психология; дифференциальная психология. Индустриальная психология, ее основные направления. Оформление организационной психологии в самостоятельную научную дисциплину.

Предмет организационной психологии (А.Н. Занковский, H. Schuler). Задачи организационной психологии. Организационная психология как связующее звено между фундаментальным знанием и реальной организационной деятельностью. Методы организационной психологии (наблюдение, анализ документов, опрос, эксперимент), их специфика.

Психологические проблемы организации. Психолог в организации. Функциональные и ролевые позиции (учитель, консультант, эксперт). Предметная, феноменальная и комплексная стратегии работы психолога. Основные формы и методы работы психолога в организации: тренинг, групповая дискуссия, деловая игра; психологическое обследование, диагностика и коррекция.

Основная литература

1. Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. Учебник для вузов. СПб., 2001. (Главы 1-3).

2. Занковский А.Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов. М.: Флинта, 2002. (Главы 1-2).

3. Леонова А.Б. Организационная психология: междисциплинарная парадигма исследований // Психология и ее приложения: Ежегодник РПО. 2002. Т. 9. Вып. 3. – С. 207-208.

4. Липатов С.А. К вопросу о предмете и статусе организационной психологии) // Журнал практического психолога. 2000, № 5-6. – С. 3-11.

5. Штроо В.А. Позиции и стратегии работы психолога в организации // Журнал практического психолога. 2000. № 5-6. – С. 79-87.

Дополнительная литература

1. Казмиренко В.П. Социальная психология организаций. Киев, 1993. – С. 7-76.

2. Липатов С.А. Личность и организация // Социальная психология в современном мире: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. М., 2002. – С. 115–131.

3. Леонова А.Б., Чернышева А.Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития (Хрестоматия). – М., 1995. – С. 10-20.

4. Липатов С.А. Методы социально-психологической диагностики организации // Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. 2-е исправленное изд. М.: Смысл, 1996. - с. 248-264.

5. Методы практической социальной психологии: Диагностика. Тренинг. Учебное пособие для вузов / Под ред. Ю.М. Жукова. М.: Аспект – Пресс, 2004. – 256 с.

6. Мучински П. психология, профессия, карьера. 7-е изд. СПб., 2004. – С. 15-69.

7. Шейнис М.Ю. Рабочая книга психолога организации. Самара: Издательский дом «Бахрах–М», 2005. – 224 с.

8. Штроо В.А. Проблемы становления российской организационной психологии // Психология и ее приложения: Ежегодник РПО. 2002. Т. 9. Вып. 3. – С. 208-210.

Тема 2. Психолог в организации

Место, роль и возможности психолога-практика в организации. Профессиональная компетентность организационного психолога-практика. Позиции психолога в процессе консультирования организации. Ролевое кольцо консультирования. «Внешние» и «внутренние» консультанты. Экспертное и процессуальное консультирование организаций.

Предметная, феноменальная и комплексная стратегии работы психолога. Основные формы и методы работы психолога в организации: тренинг, групповая дискуссия, деловая игра; психологическое обследование, диагностика и коррекция.

Основная литература

1. Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. Учебник для вузов. – СПб., 2001. – С. 27-32.

2. Штроо В.А. Позиции и стратегии работы психолога в организации // Журнал практического психолога. – 2000. – № 5-6. – С. 79-87.

3. Штроо В.А. Проблемы становления российской организационной психологии // Психология и ее приложения: Ежегодник РПО. – 2002. – Т. 9. – Вып. 3. – С. 208-210.

Дополнительная литература

1. Липатов С.А. Методы социально-психологической диагностики организации // Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. 2-е исправленное изд. - М.: Смысл, 1996. - с. 248-264.

2. Методы практической социальной психологии: Диагностика. Тренинг. Учебное пособие для вузов / Ю.М. Жуков, А.К. Ерофеев, С.А. Липатов и др.; Под ред. Ю.М. Жукова – М.: Аспект – Пресс, 2004. – 256с.

3. Шульц Д., Шульц С. Психология и работа. – 8-е изд. – СПб.: Питер, 2003. – С. 37-50.

Тема 3. Человек и организация

Меняющиеся представления о «человеке организации» (Кирхлер Э. и др.). Модели взаимодействия человека и организации. Модель «от человека к организации»: организационное окружение – стимулирующие воздействия – реакции человека на стимулирующие воздействия – результаты работы. Модель «от организации к человеку»: вход (люди, финансы, материалы, информация) – преобразователь (структура, технология, организационное поведение) – выход (товар или услуга).

Вхождение человека в организацию. Объективное противоречие во взаимодействии человека и организации. Проблема соотношения взаимных ожиданий и притязаний: квалификационные и личностные характеристики; место (статус) в организации; характер и результаты работы; вознаграждения и наказания; перспективы роста. Ролевой аспект взаимодействия человека и организации. Адаптация индивида в организации. Уровни адаптации – психофизиологический, психологический, социально-психологический – и факторы, ее обусловливающие.

Понятие организационного поведения. Критериальная база организационного поведения. Научение и изменение поведения индивида в организации. Традиционные составляющие организационного поведения – производительность труда, дисциплина, текучесть кадров, удовлетворенность работой. Современные подходы к пониманию организационного поведения.

Основная литература

1. Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. Учебник для вузов. СПб., 2001. (Главы 4-7).

2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М., 1999. – 528 с.

3. Липатов С.А. Личность и организация // Социальная психология в современном мире: Учебное пособие для вузов / Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. М., 2002. – С. 115–131.

4. Мучински П. Психология, профессия, карьера. 7-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – С. 159-200; 337-371.

Дополнительная литература

1. Громкова М.Т. Организационное поведение. М., 1999.

2. Кирхлер Э., Майер-Пести К., Хофманн Е. Психологические теории организации. Харьков, 2005.

3. Лютенс Ф. Организационное поведение. М., 1999.

4. Ньюстром Дж. В., Дэвис К. Организационное поведение: Поведение человека на рабочем месте. СПб., 2000.

Тема 4. Группы в организации

Взаимодействие человека и группы. Групповая идентичность. Типология групп. Общие характеристики групп (состав, структура, групповые процессы, групповые нормы и ценности, групповые санкции). Положение индивида в группе (групповой статус, позиция в группе, групповая роль).

Динамические процессы в группе. Групповые защитные механизмы. Внутригрупповые отношения. Формальная и неформальная структуры группы. Референтность как особое качество межличностных отношений в группе. Эмоциональные отношения в группе.

Формальные и неформальные группы в организациях. Типы формальных групп. Развитие неформальных групп и их характеристики (социальный контроль, сплоченность, неформальное лидерство). Взаимодействие формальных и неформальных групп в организации.

Межгрупповые проблемы в организациях. Межгрупповая дифференциация и интеграция. Межгрупповое сравнение. Проявления ингруппового фаворитизма и аутгрупповой дискриминации в организации. Причины конфликтов между группами. Предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций.

Основная литература

1. Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. СПб.: Питер, 2001. – С.582-623.

2. Занковский А.Н. Организационная психология. М.: Флинта, 2000. – С.435-487.

3. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология: Учебное пособие. СПб.: Речь, 2000. – С. 48-126.

4. Мучински П. Психология, профессия, карьера. 7-е изд. СПб.: Питер, 2004. С. 310-336.

Дополнительная литература

1. Громкова М.Т. Организационное поведение. М., 1999.

2. Организационная психология. Хрестоматия / Сост. и общ. ред. Винокурова Л.В., Скрипюка И.И. СПб.: Питер, 2000. – 512 с.

3. Стоу Б.М. Антология организационной психологии. М., 2005. – С. 519-568.

Тема 5. Подбор, расстановка, оценка и аттестация персонала

Юридические, экономические, социально-психологические и социологические ас­пекты оценки персонала в организации. Основные задачи и функции оценки персонала в организации. Проблемы организаций, для решения которых необходима оценка персонала: аттестация персонала, подбор и расстановка персонала, формирование резерва на выдвижение, подготовка руководителей и повышение их профессиональной компетентности, совершенствование системы управления коллективом, сокращение персонала.

Системный подход в оценке персонала. «Центр оценки персонала» как комплексная система оценки персонала в организации. Методы оценки персонала в организации: количественные, качественные.

Основная литература:

1. Агеев B.C., Базаров Т.Ю., Скворцов B.C. Методика составления социально-психологической характеристики для аттестации кад­ров. - М.: Изд-во МГУ, 1986.

2. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие. - М.: Логос, 1996.

Дополнительная литература:

1. Базаров Т.Ю. Центр оценки как метод отбора и аттестации кад­ров (об итогах семинара в Северо-Западном кадровом центре) // Вестник государственной службы, 1992, №

2. Кляйнманн М. Ассессмент-Центр / Пер. с нем. – Х.: Изд-во Гуманитарный Центр, 2004 – 128 с.

3. Ладанов И. Оценочные центры // Кадры. - 1996. – № 2.

4. Лифшиц А. Методы оценки персонала // Кадры. – 1997. – № 1

Тема 6. Психологические механизмы мотивации персонала

Психологическая структура мотивации и формы мотивов. Отношение к труду. Мотивационный элемент отношения к труду. Модели трудовой мотивации. Основные направления в изучении мотивации трудовой деятельности за рубежом. Диспозиционные (А. Маслоу, К. Альдерфер, Д. Макклеланд, Ф. Херцберг) и когнитивные теории мотивации (В. Врум, Э. Лоулер и Л. Портер, Э. Лок, С. Адамс).

Отечественные исследования мотивации труда. Влияние содержания, формы организации труда и характеристик личности на трудовую мотивацию.

Проблемы стимулирования труда. Основные системы методов улучшения мотивации работников и повышения результативности их труда: экономические методы, управление по целям, обогащение труда, метод соучастия или вовлечения работников. Эффективность труда и трудовая мотивация.

Основная литература

1. Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. СПб., 2001. (Глава 6).

2. Занковский А.Н. Организационная психология. М., 2000. (Глава 7).

3. Кирхлер Э., Родлер К. Мотивация в организациях. Психология труда и организационная психология. Т. 1. Харьков, 2003. – 144 с.

4. Шульц Д., Шульц С. Психология и работа. СПб.: Питер, 2003. – С. 277-290.

Дополнительная литература

1. Мучински П. Психология, профессия, карьера. СПб., 2004. – С. 410-453.

2. Кокурина И.Г. Методика изучения трудовой мотивации: Учебно-методическое пособие. М., 1990. – 56 с.

3. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1995. – С. 360-385.

Тема 7. Коммуникации в организации

Организация как система коммуникаций. Основные цели коммуникации в организации. Структура процесса коммуникации. Виды и средства коммуникации. Типы коммуникативных сетей. Формальные и неформальные каналы коммуникаций. Восходящая, нисходящая и горизонтальная коммуникация. Помехи (барьеры) коммуникаций в организациях: межличностные и организационные. Условия порождения слухов в организации. Совершенствование межличностного общения и информационного обмена в организации. Регулирование информационных потоков. Системы обратной связи в управленческом процессе: стендовая печать, радио, информационные бюллетени, внутрифирменная газета и видеопрограммы, системы сбора предложений. Развитие неформального общения в организации.

Конфликты в организации. Типологии конфликтов. Возможно ли управление конфликтами? Структурные методы управления конфликтами: прямое вмешательство в пользу одной из сторон, «разведение» конфликтующих сторон в пространстве или во времени, перераспределения функциональных обязанностей, использование координационных или интеграционных механизмов и др. Конфликт как развитие отношений: конфронтация, компромисс, коммуникация (Б.Л. Еремин). Стратегии поведения в конфликте (М. Фоллет).

Основная литература

1. Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. СПб., 2001. – С. 559-581.

2. Занковский А.Н. Организационная психология. М., 2000. – С. 488-527.

3. Ньюстром Дж. В., Дэвис К. Организационное поведение. СПб., 2000. – С. 51-82.

4. Снетков В.М. Психология коммуникации в организациях. М., 2002. – 192 с.

Дополнительная литература

1. Гибсон Дж.Л., Иванцевич Д.М., Донелли Д.Х. Организации: поведение, структура, процессы. М., 2000. – С. 522-551.

2. Кверк Б. Создавая связи. Внутрикорпоративные коммуникации в бизнес-стратегии. – М., 2006. – 416 с.

3. Мюллер А.П., Кизер А. Организационная коммуникация. – Харьков, 2005. – 438 с.

4. Организационная психология / Под ред. Г.В. Суходольского. Харьков, 2004. С. 76-140.

5. Управление персоналом / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. М., 2001.

Тема 8. Лидерство и руководство в организации

Влияние и власть. Баланс власти в организации. Классификация источников власти Дж. Френча и Б. Рейвена. Руководитель и лидер — отличие и сходство.

Теории лидерства (руководства). Теории черт лидерства. Характеристики личности эффективного руководителя. Поведенческие теории: стиль руководства. Традиционные (нормативные) подходы: теория К. Левина, двумерная теория Университета Огайо, «управленческая решетка» Р. Блейка и Дж. Мутон. Ситуационные подходы к эффективному лидерству: вероятностная модель эффективности руководства Ф. Фидлера, теория жизненного цикла П. Херси и К. Бланшара, нормативная модель В. Врума и Ф. Йеттона. Новые подходы к лидерству: теория атрибутивного лидерства, харизматическое и трансформационное лидерство. Критерии оценки эффективности руководства.

Карьера руководителя. Широкий и узкий смысл карьеры. Карьера как профессиональное продвижение, рост. Карьера как должностное продвижение, достижение определенного социального статуса.

Основная литература

1. Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. СПб., 2001. – С. 624-666.

2. Занковский А.Н. Организационная психология. М., 2000. – С. 207-248.

3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М., 1999. – С. 469-525.

4. Кричевский Р.Л. Если Вы руководитель... Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. М., 1996. – С. 8-67.

5. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1995. – С. 462-515.

6. Шеклтон В. Психология лидерства в бизнесе. СПб.: Питер, 2003 – 222 с.

Дополнительная литература

1. Лютенс Ф. Организационное поведение. М.: ИНФРА-М, 1999. – С. 367-466.

2. Филонович С.Р. Лидерство и практические навыки менеджера. М.: ИНФРА-М, 2000. – 288 с.

3. Журавлев А.В. Психология управленческого взаимодействия (теоретические и прикладные проблемы). М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2004. С. 114-212.

4. Лидерство. Психологические проблемы в бизнесе. Дубна, 1997. – 176 с.

Тема 9. Организационный климат и культура

Организационная (корпоративная) культура как сложное, многоуровневое и неоднородное образование, которое воспринимается, оценивается и усваивается членами коллектива и влияет на их организационное поведение (С.А. Липатов). Метафоры организационной культуры (М. Элвессон).

Содержание организационной культуры (совокупность базовых предположений, ценностей, верований, символов, образцов поведения) и ее структура (Э. Шайн). Характеристики организационной культуры: осознание себя и своего места в организации; тип коммуникации и стиль общения; внешний вид и манера поведения на рабочем месте; бытовые привычки и традиции; отношение к работе; трудовая этика; отношение ко времени; отношение к другим людям; ценности и нормы; вера во что-либо (Ф. Харрис, Р. Моран). Типы организационной культуры. (Л. Константин, Р. Хэнди, Т.Ю. Базаров). Субъективная и объективная составляющие культуры организации. Формирование организационной культуры в ходе решения задач, стоящих перед организацией, – внешней адаптации и внутренней интеграции (по Э. Шайну).

Психологический климат организации. Основные теоретические и эмпирические описания организационного климата. Соотношение понятий «организационная культура» и «организационный (социально-психологический) климат». Климат организации как часть корпоративной культуры. Основные подходы к измерению социально-психологического климата коллектива: удовлетворенность трудом и удовлетворенность отношениями (по горизонтали и по вертикали).

Организация как динамичная развивающаяся система. Организационные изменения. Концепция организационного развития. Изменения организационной культуры как фокус и результат организационного развития. Консультирование организационного развития как область профессиональной деятельности.

Основная литература

1. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология: Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2000. – С. 127-139.

2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.: Гардарика, 1999. – С. 419-467.

3. Занковский А.Н. Организационная психология. – М.: Флинта, 2000. – С. 381-410.

4. Липатов С.А. Организационная культура: социальное познание в организационном контексте // Мир психологии. – 1999. – № 3 (19). – С. 106-112.

5. Шейн Э. Организационная культура и лидерство. – СПб.: Питер, 2002. – 336 с.

Дополнительная литература

1. Камерон К. С., Куинн Р.Э. Диагностика и изменение организационной культуры. – СПб.: Питер, 2001. – 320 с.

2. Липатов С.А. Организационная культура: концептуальные модели и методы диагностики // Вестник МГУ. Серия 14. Психология, 1997, №4. – С.55-65.

3. Щербина С.В. Организационная культура в западной традиции: природа, логика формирования и функции // Социологические исследования, 1996, № 7. – С. 47-55.

Планы семинарских занятий

Занятие 1. Организационная психология как научная дисциплина

1. Развитие организационной психологии за рубежом.

2. Становление организационной психологии в России.

3. Междисциплинарные связи организационной психологии.

4. Предмет и задачи современной организационной психологии.

5. Психологические проблемы в организациях.

Литература

1. Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. – СПб., 2001. – С. 18-38.

2. Занковский А.Н. Организационная психология. – М., 2000. – С. 15-51.

3. Леонова А.Б. Организационная психология: междисциплинарная парадигма исследований // Психология и ее приложения: Ежегодник РПО. – 2002. – Т. 9. – Вып. 3. – С. 207-208.

4. Липатов С.А. К вопросу о предмете и статусе организационной психологии // Журнал практического психолога. – 2000. – № 5-6. – С. 3-11.

5. Штроо В.А. Проблемы становления российской организационной психологии // Психология и ее приложения: Ежегодник РПО. – 2002. – Т. 9. – Вып. 3. – С. 208-210.

6. Шульц Д., Шульц С. Психология и работа. – 8-е изд. – СПб.: Питер, 2003. – С. 21-86.

Занятие 2. Формы и методы работы психолога в организации

1. Место, роль и возможности психолога-практика в организации.

2. Профессиональная компетентность организационного психолога-практика.

3. Позиции психолога в процессе консультирования организации. Ролевое кольцо консультирования.

4. Основные формы и методы работы психолога в организации.

Литература

1. Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. Учебник для вузов. – СПб., 2001. – С. 27-32.

2. Штроо В.А. Позиции и стратегии работы психолога в организации // Журнал практического психолога. – 2000. – № 5-6. – С. 79-87.

3. Штроо В.А. Проблемы становления российской организационной психологии // Психология и ее приложения: Ежегодник РПО. – 2002. – Т. 9. – Вып. 3. – С. 208-210.

4. Липатов С.А. Методы социально-психологической диагностики организации // Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. 2-е исправленное изд. - М.: Смысл, 1996. - с. 248-264.

5. Методы практической социальной психологии: Диагностика. Тренинг. Учебное пособие для вузов / Ю.М. Жуков, А.К. Ерофеев, С.А. Липатов и др.; Под ред. Ю.М. Жукова – М.: Аспект – Пресс, 2004. – 256с.

6. Шульц Д., Шульц С. Психология и работа. – 8-е изд. – СПб.: Питер, 2003. – С. 37-50.

Занятие 3. Индивид в организации

1. Модели взаимодействия человека и организации.

2. Вхождение человека в организацию. Проблема соотношения взаимных ожиданий и притязаний человека и организации.

3. Адаптация индивида в организации. Уровни адаптации.

4. Понятие организационного поведения.

5. Традиционные составляющие организационного поведения – производительность труда, дисциплина, текучесть кадров, удовлетворенность работой.

6. Современные подходы к пониманию организационного поведения.

Литература

1. Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. Учебник для вузов. – СПб., 2001. – С. 122-178.

2. Липатов С.А. Личность и организация //Социальная психология в современном мире: Учебное пособие для вузов / Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. – М., 2002. – С. 115–131.

3. Мучински П. Психология, профессия, карьера. – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – С. 159-200; 337-371.

4. Лютенс Ф. Организационное поведение. – М.: ИНФРА-М, 1999. – С. 3-25.

5. Ньюстром Дж. В., Дэвис К. Организационное поведение: Поведение человека на рабочем месте. – СПб.: «Питер», 2000. – С. 13-50.

Занятие 4. Проектирование и организация труда персонала

1. Профессиографический анализ работы.

2. Оценка выполнения работы.

3. Удовлетворенность трудом: понятие и измерение.

4. Нагрузка и стресс.

5. Психологический подход к планированию работы.

6. Условия труда и оптимизация производственной деятельности.

Литература

1. Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. Учебник для вузов. – СПб., 2001. – С. 348-544.

2. Кирхлер Э., Хёльцл Э. Дизайн работ в организации. Психология труда и организационная психология; т.3. – Харьков, 2003. – 212 с.

3. Мучински П. Психология, профессия, карьера. – 7-е изд. – СПб., 2004. – С. 236-270.

4. Леонова А.Б., Чернышева А.Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития (Хрестоматия). – М., 1995. – С. 21-116; 136-224.

5. Ньюстром Дж. В., Дэвис К. Организационное поведение: Поведение человека на рабочем месте. – СПб., 2000. – С. 13-50.

Занятие 5. Содержательные теории мотивации трудовой деятельности

1. Теория иерархии потребностей человека А. Маслоу.

2. Теория ERG К. Альдерфера.

3. Теория приобретенных потребностей Д. МакКлеланда.

4. Двухфакторная теория Ф. Херцберга.

Литература

1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М., 1999. – С. 133-158.

2. Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. – СПб., 2001. – С. 243-253.

3. Занковский А.Н. Организационная психология. – М., 2000. – С. 327-346.

4. Кричевский Р.Л. Если Вы руководитель... Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. – М., 1996. – С. 307-335.

5. Кирхлер Э., Родлер К. Мотивация в организациях. Психология труда и организационная психология, т. 1. – Харьков: Издательство «Гуманитарный Центр», 2003. – С. 21-42.

6. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М., 1995. – С. 360-376.

7. Шульц Д., Шульц С. Психология и работа. – 8-е изд. – СПб.: Питер, 2003. – С. 277-285.

Занятие 6. Процессуальные теории мотивации трудовой деятельности

1. Теория ожидания В. Врума, Л. Портера и Э. Лоулера.

2. Теория постановки целей Э. Лока, Г. Латэма и Т. Райена.

3. Теория равенства С. Адамса.

4. Пути и способы повышения трудовой мотивации.

5. Методы стимулирования труда.

Литература

1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М., 1999. – С. 158-178.

2. Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. – СПб., 2001. – С. 253-302.

3. Занковский А.Н. Организационная психология. – М., 2000. – С. 346-380.

4. Кирхлер Э., Родлер К. Мотивация в организациях. Психология труда и организационная психология, т. 1. – Харьков: Издательство «Гуманитарный Центр», 2003. – С. 43-125.

5. Кричевский Р.Л. Если Вы руководитель... Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. – М., 1996. – С. 307-335.

6. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М., 1995. – С. 376-385.

7. Шульц Д., Шульц С. Психология и работа. – 8-е изд. – СПб.: Питер, 2003. – С. 286-290.

Занятие 7. Психологические проблемы эффективности руководства

1. Природа лидерства и эффективность руководства. Теория лидерских черт.

2. Поведенческие теории: стили лидерства по К. Левину; стили лидерства Универститета штата Огайо.

4. «Управленческая решетка» Р. Блейка и Дж. Мутон.

5. Вероятностная модель эффективности руководства Ф. Фидлера.

6. Модель жизненной зрелости П. Херсея и К. Бланшарда.

7. Ситуационная модель принятия управленческих решений В. Врума, Ф. Йеттона и А. Яго.

Литература

1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М., 1999. – С. 469-525.

2. Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. – СПб., 2001. – С. 624-666.

3. Журавлев А.В. Психология управленческого взаимодействия (теоретические и прикладные проблемы). – М., 2004. – С. 114-212.

4. Занковский А.Н. Организационная психология. – М., 2000. – С. 207-248.

5. Кричевский Р.Л. Если Вы руководитель... Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. – М., 1996. – С. 8-67.

6. Лидерство. Психологические проблемы в бизнесе. — Дубна, 1997. — 176 с.

7. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М., 1995. – С. 462-515.

8. Филонович С.Р. Лидерство и практические навыки менеджера. – М., 2000. – 288 с.

9. Шеклтон В. Психология лидерства в бизнесе. – СПб.: Питер, 2003 – 222 с.

Занятие 8. Группы в организации

1. Взаимодействие человека и группы в организации.

2. Общие психологические характеристики группы.

3. Типологии групп в организации.

4. Основные процессы групповой динамики.

5. Межгрупповые отношения в организации.

Литература

1. Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. – СПб., 2001. – С.582-623.

2. Занковский А.Н. Организационная психология. – М., 2000. – С.435-487.

3. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология: Учебное пособие. – СПб., 2000. – 298 с.

4. Мучински П. Психология, профессия, карьера. – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – С. 310-336.

5. Организационная психология: конспект лекций / кн.подгот. С.В. Кошелевой. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2005. – С. 44-64.

Занятие 9. Организационная культура

1. Понятие организационной культуры, ее содержание и структура.

2. Типологии организационных культур.

3. Формирование и поддержание организационной культуры.

4. Соотношение понятий «организационная культура» и «организационный (социально-психологический климат) климат».

5. Изменение организационной культуры.

6. Организационная культура и эффективность организации.

Литература

1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М., 1999. – С. 419-467.

2. Занковский А.Н. Организационная психология. – М., 2000. – С. 381-410.

3. Кричевский Р.Л. Если Вы руководитель... Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. – М., 1996. – С. 147-264.

4. Липатов С.А. Организационная культура: социальное познание в организационном контексте // Мир психологии. – 1999. – № 3 (19). – С. 106-112.

5. Шейн Э. Организационная культура и лидерство. – СПб.: Питер, 2002. – 336 с.

ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Агеев B.C., Базаров Т.Ю., Скворцов B.C. Методика составления социально-психологической характеристики для аттестации кад­ров. - М.: Изд-во МГУ, 1986.

2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.: Гардарика, 1999.

3. Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. Учебник для вузов. СПб., 2001.

4. Занковский А.Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов. М.: Флинта, 2002.

5. Кирхлер Э., Родлер К. Мотивация в организациях. Психология труда и организационная психология. Т. 1. Харьков, 2003. – 144 с.

6. Кричевский Р.Л. Если Вы руководитель... Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. М., 1996. – С. 8-67.

7. Леонова А.Б. Организационная психология: междисциплинарная парадигма исследований // Психология и ее приложения: Ежегодник РПО. 2002. Т. 9. Вып. 3. – С. 207-208.

8. Липатов С.А. К вопросу о предмете и статусе организационной психологии) // Журнал практического психолога. 2000, № 5-6. – С. 3-11.

9. Липатов С.А. Личность и организация // Социальная психология в современном мире: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. М., 2002. – С. 115-131.

10. Липатов С.А. Организационная культура: социальное познание в организационном контексте // Мир психологии. – 1999. – № 3 (19). – С. 106-112.

11. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1995. – С. 462-515.

12. Мучински П. Психология, профессия, карьера. 7-е изд. – СПб.: Питер, 2004.

13. Ньюстром Дж. В., Дэвис К. Организационное поведение. СПб., 2000. – С. 51-82.

14. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология: Учебное пособие. СПб.: Речь, 2000. – С. 48-126.

15. Снетков В.М. Психология коммуникации в организациях. М., 2002. – 192 с.

16. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие. - М.: Логос, 1996.

17. Шейн Э. Организационная культура и лидерство. – СПб.: Питер, 2002. – 336 с.

18. Шеклтон В. Психология лидерства в бизнесе. СПб.: Питер, 2003 – 222 с.

19. Штроо В.А. Позиции и стратегии работы психолога в организации // Журнал практического психолога. 2000. № 5-6. – С. 79-87.

20. Штроо В.А. Проблемы становления российской организационной психологии // Психология и ее приложения: Ежегодник РПО. – 2002. – Т. 9. – Вып. 3. – С. 208-210.

21. Шульц Д., Шульц С. Психология и работа. СПб.: Питер, 2003.

Дополнительная

1. Базаров Т.Ю. Центр оценки как метод отбора и аттестации кад­ров (об итогах семинара в Северо-Западном кадровом центре) // Вестник государственной службы, 1992, №

2. Гибсон Дж.Л., Иванцевич Д.М., Донелли Д.Х. Организации: поведение, структура, процессы. М., 2000. – С. 522-551.

3. Громкова М.Т. Организационное поведение. М., 1999.

4. Журавлев А.В. Психология управленческого взаимодействия (теоретические и прикладные проблемы). М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2004. С. 114-212.

5. Казмиренко В.П. Социальная психология организаций. Киев, 1993. – С. 7-76.

6. Камерон К. С., Куинн Р.Э. Диагностика и изменение организационной культуры. – СПб.: Питер, 2001. – 320 с.

7. Кверк Б. Создавая связи. Внутрикорпоративные коммуникации в бизнес-стратегии. – М., 2006. – 416 с.

8. Кляйнманн М. Ассессмент-Центр / Пер. с нем. – Х.: Изд-во Гуманитарный Центр, 2004 – 128 с.

9. Кокурина И.Г. Методика изучения трудовой мотивации: Учебно-методическое пособие. М., 1990. – 56 с.

10. Ладанов И. Оценочные центры // Кадры. - 1996. – № 2.

11. Леонова А.Б., Чернышева А.Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития (Хрестоматия). – М., 1995. – С. 10-20.

12. Лидерство. Психологические проблемы в бизнесе. Дубна, 1997. – 176 с.

13. Липатов С.А. Методы социально-психологической диагностики организации // Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. 2-е исправленное изд. М.: Смысл, 1996. - с. 248-264.

14. Липатов С.А. Организационная культура: концептуальные модели и методы диагностики // Вестник МГУ. Серия 14. Психология, 1997, №4. – С.55-65.

15. Лифшиц А. Методы оценки персонала // Кадры. – 1997. – № 1

16. Лютенс Ф. Организационное поведение. М.: ИНФРА-М, 1999. – С. 367-466.

17. Методы практической социальной психологии: Диагностика. Тренинг. Учебное пособие для вузов / Ю.М. Жуков, А.К. Ерофеев, С.А. Липатов и др.; Под ред. Ю.М. Жукова – М.: Аспект – Пресс, 2004. – 256с.

18. Мюллер А.П., Кизер А. Организационная коммуникация. – Харьков, 2005. – 438 с.

19. Организационная психология / Под ред. Г.В. Суходольского. Харьков, 2004. С. 76-140.

20. Организационная психология. Хрестоматия / Сост. и общ. ред. Винокурова Л.В., Скрипюка И.И. СПб.: Питер, 2000. – 512 с.

21. Стоу Б.М. Антология организационной психологии. М., 2005. – С. 519-568.

22. Управление персоналом / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. М., 2001.

23. Филонович С.Р. Лидерство и практические навыки менеджера. М.: ИНФРА-М, 2000. – 288 с.

24. Шейнис М.Ю. Рабочая книга психолога организации. Самара: Издательский дом «Бахрах–М», 2005. – 224 с.

25. Щербина С.В. Организационная культура в западной традиции: природа, логика формирования и функции // Социологические исследования, 1996, № 7. – С. 47-55.

Тематика заданий по различным формам текущего контроля

1) Тематическое сообщение на семинаре предполагает подготовку устного выступления по одному из вопросов плана с последующими ответами на вопросы и его обсуждением в студенческой группе.

2) Возможная тематика реферата

- Психологические проблемы в организациях различного типа.

- Социально-психологическое значение миссии и целей организации для ее членов.

- Человек и организация: взаимодействие и противоречия.

- Организационное поведение как предмет исследования.

- Взаимосвязь организационной культуры и эффективности организации.

- Человеческий фактор сопротивления инновациям в организации.

- Пути и способы повышения трудовой мотивации в современной организации.

- Социально-психологическое значение системы обратной связи в управленческой коммуникации.

- Проблемы психологической оценки эффективности руководства в организации.

- Использование социально-психологических методов в диагностике организации.

- Социально-психологические проблемы формирования команды в организации.

3) Примерная тематика домашнего задания (на материале периодической печати)

- Сравнительный анализ организационных культур двух-трех организаций, конкурирующих на одном рынке услуг

- Особенности лидерства/руководства в одной из российских компаний.

- Особенности жизненного цикла одной из известных российских компаний.

- Применение западных моделей мотивации сотрудников в российских бизнес-организациях: проблемы и пути их решения.

- Удачный (неудачный) опыт работы психолога (психологической службы) в российских организациях.

- Анализ системы коммуникаций в известной российской компании.

- Анализ системы мотивации персонала в известной российской компании.

- Анализ системы адаптации новичков в известной российской компании.

- Анализ системы социализации сотрудников в известной российской компании.

- Наиболее типичные психологические проблемы, с которыми сталкиваются российские организации, и пути их решения.

4) Зачёт может проводиться как в устной, так и в письменной (тест) форме.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЁТУ

1. Предмет и задачи организационной психологии на современном этапе.

2. Методы организационной психологии.

3. Основные психологические проблемы в организациях.

4. Психолог в организации: направления деятельности и формы работы.

5. Понятие и основные признаки социальной организации.

6. Меняющиеся представления об организации. Метафоры организации.

7. Организация как система. Общие характеристики организации.

8. Внутренняя и внешняя среда организации.

9. Жизненный цикл организации.

10. Проблемы взаимодействия человека и организации.

11. Меняющиеся представления о «человеке организации».

12. Организационное поведение: проблемы описания и изучения.

13. Виды групп в организациях.

14. Соотношение формальной и неформальной структур в организации.

15. Причины межгрупповых конфликтов в организации.

16. Мотивация трудовой деятельности: основные понятия.

17. Основные зарубежные теории мотивации трудовой деятельности.

18. Диспозиционные теории трудовой мотивации.

19. Когнитивные теории мотивации.

20. Проблемы и методы стимулирования труда.

21. Пути и способы повышения трудовой мотивации. Трудовая мотивация и удовлетворенность работой.

22. Общая характеристика процессов коммуникации в организациях.

23. Модели коммуникативного процесса.

24. Каналы и сети организационных коммуникаций.

25. Барьеры коммуникаций в организациях.

26. Регулирование информационных потоков в организации. Системы обратной связи в управленческом процессе.

27. Конфликты в организациях: их предупреждение и разрешение.

28. Конфликт как развитие отношений.

29. Проблемы власти и руководства в организациях.

30. Источники власти в организации, их классификации.

31. Соотношение руководства и лидерства в организации.

32. Теории лидерства.

33. Стиль руководства. Современные и традиционные подходы к его изучению.

34. Ситуационные подходы к эффективному лидерству.

35. Карьера руководителя. Типологии карьер руководителя.

36. Понятие организационной культуры. Основные проблемы ее изучения.

37. Психологический климат в организации, его соотношение с организационной культурой.

38. Содержание организационной культуры и ее структура (Э. Шейн).

39. Метафоры организационной культуры.

40. Типологии организационных культур.

Авторы программы (С.А. Липатов)

(В.А. Штроо)

(А.В. Ловаков)