Реферат: План урока: I. Проверка домашнего задания. II. Система образования в первой половине XIX в

Название: План урока: I. Проверка домашнего задания. II. Система образования в первой половине XIX в
Раздел: Остальные рефераты
Тип: реферат Скачать документ бесплатно, без SMS в архиве

Урок 16 Наука и образование первой половины XIX в.

Цели урока:

• познакомить учащихся с образовательной системой Российской империи в первой половине XIX века, а так же с достижениями российской науки в это время;

• развивать умения анализировать, определять и объяснять понятия, раз­решать проблемы, излагать материал;

• воспитывать любовь к Родине, интерес к учебе в целом и истории в ча­стности.

План урока:

I. Проверка домашнего задания.

II. Система образования в первой половине XIX в.

III. Грамотность в России.

IV. Развитие наук в России.

V. Закрепление материала.

Новые термины и даты: гимназия, приходское училище, уездное учили­ще, сословность образовательной системы.

Оборудование: портреты российских ученый и первооткрывателей первой половины XIX века.

Предварительная подготовка: сообщение учащегося «Н. М. Карамзин -последний русский летописец».

Ход урока

I . Проверка домашнего задания

- Каковы были настроения русского общества после подавления вос­стания декабристов? (С одной стороны, общественная жизнь прохо­дит в обстановке государственного надзора и преследования. Пра­вительство Николая I ставит перед собой задачу пресечь любые на­меки на возможность повторения событий на Сенатской площади. С другой стороны, судьба декабристов становится предметом раз­мышлений определенных слоев русского общества, прежде всего студенчества, толчком к проявлению оппозиционных настроений)

- Как проявляются оппозиционные настроения? (В студенческих кружках, участники которых обсуждали судьбу декабристов, во­просы введения конституции и отмены крепостного права.)

Что такое теория официальной народности? Кто ее автор? С какой целью она была создана? (Консервативная идеология правительства Николая I . Ее основной принцип сформулирован министром народно­го просвещения С. С. Уваровым словами: «православие, самодержа­вие, народность». Теория должна была служить идеологическому обоснованию и укреплению самодержавия. Появление этой теории означало осознание властью тщетности борьбы с передовыми идеями только одними репрессивными мерами. Сам Уваров рас­сматривал ее как «умственную плотину» против проникновения с Запада «разрушительных идей» и распространения их в России.)

- Когда в России оформились течения западников и славянофилов? Кто были их идеологи и представители? В чем сущность разногласий между западниками и славянофилами?

- Сравните идеи «теории официальной народности» и взгляды славя­нофилов. Насколько они близки между собой? (Учение о самобытно­ сти и национальной исключительности русского народа, его месси­анской предопределенности, неприятие западноевропейского пути социально-политического развития, противопоставление России За­паду, защита самодержавия, православия, некоторых патриархаль­ных общественных институтов сближали славянофилов с предста­вителями «официальной народности». Однако их никоим образом нельзя приравнивать друг к другу. Славянофильство - оппозиционное течение в русской общественной мысли.)

- Когда в России начинают распространяться социалистические тео­рии? Что такое социализм? (40-50-е гг., социализм - учение, цель и идеал которого установление общества, в котором отсутствуют эксплуатация и социальное угнетение, утверждаются социальное равенство и справедливость.)

- Кто являлся основателем «русского социализма»? Назовите основные идеи его учения. (А. И. Герцен. Россия придет к социализму, минуя капитализм, через крестьянскую общину. Нужно не допустить раз­витие капитализма и появление пролетариата, распространить крестьянское самоуправление на города и государство в целом.)

- Представители всех направлений общественной мысли обращались к идее «народности». Как понимали этот термин представители каждо­го направления? {Теория «официальной народности» - привержен­ность народа к православию и самодержавию, благодаря чему он со­храняет свое единство; славянофилы - самобытность, националь­ная исключительность русского народа, институт общины; ради­кально-демократическое направление - демократизация националь­ной культуры и просвещение народных масс в духе передовых идей, видит в народных массах свою основную опору в борьбе за социаль­ные преобразования.)

II. Система образования в первой половине XIX в.

Работа со схемой «Система образования в начале XIX в.»

- Подумайте, что обозначает вертикальное расположение учебных за­
ведений? (Наличие преемственности. Особенно между 2, 3 и 4
звеньями.)

В гимназии принимались дети по окончании уездного училища незави­симо от сословия. В одногодичные приходские училища принимались дети «всякого сословия» без различия «полу и лет». Они создавались как в горо­де, так и в сельской местности. Однако деньги на их содержание из государ­ственной казны не выделялись. Содержались эти учебные заведения либо за счет средств городского самоуправления, или на инициативе помещиков, приходских священников и государственных крестьян.

Система образования в начале XIX века

высшая школа

общеобразовательная школа

Университеты Академии

Гимназии (7 лет)

Уездные училища (3 года)

Приходские училища (1 год)

В первой половине XIX в. остро стояла проблема учительских кадров. В уездном училище работали, как правило, 2 учителя, преподававшие по 7-8 предметов, в гимназии - 8 учителей. Поэтому с 1804 г. при университетах были открыты педагогические институты.

При Николае I в 20-е годы был создан Комитет по устройству учебных заведений. Он, в частности, должен был определить перечень учебных дис­циплин и набор книг, по которым надлежало преподавать эти предметы.

Работа с документом. В рескрипте Николая I от 19 августа 1827 г. ска­зано, что «предметы учения и самые способы преподавания» должны быть «соображаемы с будущим предназначением обучающихся». Необходимо, чтобы в будущем учащийся «не стремился через меру возвыситься над тем состоянием, в коем суждено ему оставаться».

- Как вы понимаете слова документа?

В итоге Преобразований Николая I по-прежнему сохранялись три ступе­ни общеобразовательной школы, но каждая из них становилась сословно-обособленной.

Работа со схемой «Сословность в общеобразовательной школе»

Общеобразовательные учреждения

Приходские училища

Для детей «самых низ­ших состояний»

Гимназии

Для детей дворян, куп­цов, чиновников

Уездные училища

Для детей купцов, ремес­ленников и других город­ских жителей

Далее на выбор учителя предлагаются два варианта работы:

вариант

Рассказ учителя и беседа с учащимися по вопросам.

- Какие учебные дисциплины изучали дети в каждом из образователь­ных учреждений? Какое из образовательных учреждений давало наи­более разностороннее и глубокое образование? (Приходское училище - грамота, арифметика, закон Божий. Уездные училища - русский язык, арифметика, начала геометрии, история, география. Гимназия

давала наиболее разностороннее и глубокое образование, готовя учащихся к поступлению в университет.) - Представителям каких сословий после преобразований Николая 1 доступ к университетскому образованию был закрыт? {Детям кре­стьян, купцов, ремесленников и мещан.)

- Какие учебные заведения давали высшее образование? (Университе­ты, Академии)

- Где, когда и кем был основан первый в России университет? (1755 г., Елизаветой I по предложению Шувалова И. И. и Ломоносова М. В.)

Лицеи давали образование близкое к университетскому. Первый лицей -Александровский (Царскосельский) лицей был основан в 1811 г. Затем Де­мидовский лицей в Ярославле. 1815 г. - открытие Лазаревского Института

восточных языков в Москве.

- Вспомните одного из самых знаменитых выпускников Царскосель­ского лицея. (А. С. Пушкин.)

Запись в тетради:

В начале XIX в. в России открываются Дерптский, Казанский, Харьковский,

Виленский и Петербургский университеты; В 1834 г. - Киевский университет. Университетский устав 1804 г. - право самостоятельно избирать свое ру-

ководство.

II вариант

Учащиеся разбиваются на группы по 2-3 человека и готовят в течение 5-7 мин. интервью с учеником приходского училища, уездного училища, гимназии, лицея. Свои ответы озвучивают первые, наиболее быстро подго­товившиеся 3 группы.

Запись на доске:

Интервью о месте обучения, предметах, учителях, дальнейших перспектив

получения образования.

ДК-2001, с. 122-123; ДК-2003, с. 91-93; Зыр., с. 112-114; Зах., с. 95-97.

III . Грамотность в России

В первой половине XIX века в связи с внедрением научных и техниче­ских новшеств в производство возрастает потребность в грамотных, образо­ванных людях. Поэтому увеличивается число технических учебных заведе­ний, появляются ведомственные школы (Министерства финансов, Государ­ственных имуществ, Военного, Духовного ведомств и т. д.)

Беседа с учащимися.

- Вспомните, внедрение каких технических изобретений происходит в

первой половине XIX века?

(Изучив тему «Социально-экономическое развитие страны в первой по­ловине XIX века» учащиеся могут назвать паровоз, пароход.)

Учитель подводит итог: Несмотря на известное расширение системы образования в России уровень грамотности к 50-м годам XIX века не превышал 1%. В основном грамотными были представители дворянского со­словия.

IV . Развитие наук в России Работа с учебником

Естественно-математические науки. Прочитать материал учебника о развитии наук в России (ДК-2001, с. 119-120; ДК-2003, с. 93-95; Зыр., с.

114-115; Зах., с. 98-99).

- Назовите изобретения и их значение. Каким образом изобретения ученых были связаны с потребностями экономики? (Научно-технические изобретения внедрялись в производство.) Также см. Дополнительные материалы, I.

Первая половина XIX в. - время становления отечественной историче­ской науки.

Событием не только исторической науке, но и общественно-культурной жизни России стала «История государства Российского» Н. М. Карамзина.

Сообщение учащегося: «Н. М. Карамзин - последний русский летопи­сец» (см. Дополнительные материалы, П).

- Что такое история?

- Каково ее значение для общества? Работа с контурной картой и учебником (эта работа может быть дана

учащимся в качестве домашнего задания): ДК-2001, с. 120-122; ДК-2003, §16; Зыр., с. 116-119; Зах., с. 99-100.

Используя атлас и учебник заполните контурную карту «Русские перво­открыватели и путешественники в первой половине XIX века».

V . Закрепление материала Беседа с учащимися

- Назовите основные тенденции в развитии образования и науки в пер­вой половине XIX века. (Сословность системы образования. У пред­ставителей крестьянского сословия, ремесленников, мещан почти не было возможности даже при желании расширить образование. Об­разование же помещичьих крестьян целиком и полностью зависело от помещиков, которые не заботились о крестьянском образовании. В связи с началом промышленного переворота возникает необходи­мость не просто в технических изобретениях, но в их внедрении в

производство.) См. Дополнительные материалы, III.

Домашнее задание

ДК-2001, §15;

ДК-2003, §15-16, вопросы 1-3 на с. 96 и 2-3, 5 на с. 100;

Зыр., §11 и вопросы 1,3-4-в конце параграфа;

Зах., §13 и вопросы в конце параграфа.

Дополнительные материалы к уроку I .

Научно-технические изобретения первой половины XIX в.

Развитие науки в России в рассматриваемый период имело свои особенности -оно состояло в интенсивном накоплении фактического материала, новых теоретических разработок и в острой борьбе прогрессивных ученых с представителями идеа­листических теорий. При этом большое влияние на научные открытия оказывала передовая общественная и философская мысль, считавшая естественные науки фун­даментом материалистического мировоззрения.

Выдающимися русскими учеными в области математики были Н. И. Лоба­чевский (1792-1856) и М. В. Остроградский (1801-1862). Лобачевский создал новую систему так называемой неевклидовой геометрии. Она совершила переворот во взглядах на математическую науку и на целые десятилетия опередила ее развитие. Но значение гениальных открытий ученого не было ясно его современникам. За пределами Казанского университета, где он занимал должность ректора, его имени почти никто не знал.

Лобачевский был энциклопедистом. Помимо математики он серьезно занимался медициной, биологией, астрономией, физикой, политэкономией, статистикой, исто­рией, поэзией. При этом каждая отрасль знания осваивалась им профессионально. Его интересовали не популярные общедоступные выводы, а сама сущность предме­та. Астроном, физик и геометр, он прежде всего был философом, стремившимся по­нять взаимосвязь и взаимозависимость всех явлений. Открытия Лобачевского нашли свое признание и практическое применение в более позднее время. Остроградский сделал крупные открытия в математической физике. Его перу принадлежат работы по математическому анализу, аналитической и небесной механике, гидромеханике, теории упругости и баллистике.

В 1839 г. с санкции Николая 1 была основана Пулковская обсерватория (она дол­го так и называлась - Николаевская Пулковская), она стала заметной вехой в разви­тии не только русской, но и мировой астрономической науки. Главным направлени­ем ее работы было составление каталогов координат звезд. Эти каталоги расширили представление о строении Вселенной. Одним из создателей школы русских астро­номов был академик В. Я. Струве (1793-1864). Его работы по астрономии, астро­метрии, изучению мировых звезд получили мировую известность.

В области физики профессоре.В.Петров (1761-1834) нашел новую форму пе­рехода энергии постоянного тока в тепловую и световую энергию. Он открыл элек­трическую дугу (1802), которая стала применяться в металлургии при освещении. Открытия академика Э.Х. Ленца (1804-1865) внесли большой вклад в изучение электромагнитных явлений. Широко известны правила Ленца и закон Джоуля-Ленца. Работы Петрова и Ленца проложили дорогу к открытию закона сохранения и взаимного превращения тепловой, механической, химической и электромагнитной энергии.

Многочисленные исследования и изобретения в области электричества осущест­вил академик Б. С. Якоби (1801-1874). В 1834 г. он сконструировал первую модель электродвигателя. Мировую славу принесло ему изобретение гальванопластики, на­шедшей широкое применение в технике. Он продолжал после П. Л. Шиллинга рабо­ту над усовершенствованием телеграфного аппарата. Изобретенный им в 1839 г. ап­парат стал практически первым телеграфным записывающим устройством и дейст­вовал на подземной линии Петербург - Царское Село.

Работы ученых-химиков в первые десятилетия века велись главным образом в области неорганической химии. Зарождались фотохимия и электрохимия. В 1805-1818 гг. была разработана научная теория электролиза, получившая широкое приме­нение. Горный инженер и металлург П.П.Аносов (1799-1851) в 1831 г. положил начало изучению структуры стали. Он первым применил микроскоп в изучении ме­талла. Описание и изучение химических свойств органических веществ началось в 40-е годы. Внимание химиков особенно привлекали проблемы их синтеза.

(Я. А. Заичкин, И. Н. Почкаев «Русская история от Екатерины Великой до Александра II . М.,1994.)

II . Соотнесите имя ученого и сделанное им открытие:

А. Открытие новой геометрической системы - не­
евклидова геометрия.

Б. Демонстрация вольтовой дуги.

B. Обнаружил концентрацию звезд в главной
плоскости Млечного пути.

Г. Гальванопластика.

Д. Изготовление булатной стали.

Е. Строительство первой в России паровой желез­ной дороги.

Ж. Открытие реакции восстановления ароматиче­ских нитросоединений, послужившей основой новой отрасли химической промышленности -анилокрасочной.

3. Открытие Антарктиды.

И. Разработка метода применения внутреннего наркоза.

К. Доказал, что Сахалин - остров, а Амур судохо-ден.

1. С. Якоби

2. Н. И. Пирогов

3. Е. А. и М. Е. Черепановы

4. В. В. Петров

5. Н. Н. Зинин

6. Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев

7. Г. И. Нивельской

8. Н. И. Лобачевский

9. В. Я. Струве

10. П. П. Аносов

Ответы: 1-Г; 2-И; 3-Е; 4-Б; 5-Ж; 6-3; 7-К; 8-А; 9-4; 10-Д.

III. Н. М. Карамзин

Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) - известный писатель, журна­лист, историк. Родился в семье симбирского помещика. Велико было значение Ка­рамзина, как реформатора русского литературного языка. Он первый начал писать произведения более или менее простым разговорным языком. С 1804 года и до кон­ца жизни Н. М. Карамзин работа над главным своим трудом «Историей государства Российского». В 1816 г. при субсидии правительства были изданы первые 8 томов, а в 1819-1926 гг. - остальные 4 тома. 12 томов рассказывают об истории России с 862 по 1611 г., т. е. от Рюрика до Смутного времени.

«История государства Российского» - замечательный труд по русской истории. Она написана на основе богатого материала, в распоряжении Карамзина, который был назначен императорским историографом, находились все сохранившиеся к ому времени документы. Появление «истории государства Российского» было отмечено небывалым успехом - весь огромный для того времени тираж (3 тыс. экземпляров) был раскуплен в короткий срок. В дальнейшем она неоднократно переиздавалась.

А. С. Пушкин писал: «Появление сей книги (так и быть надлежало) наделало много шуму и произвело сильное впечатление.... Все, даже женщины, бросились читать историю своего Отечества.... Она была для них новым открытием. Древняя Россия, казалась найдена Карамзиным, как Америка - Колумбом... зато никто не сказал спасибо человеку, уединившемуся в ученый кабинет во время самых лестных успехов и посвятившему целых 12 лет жизни безмолвным и неутомимым трудам... повторяю, что «История государства Российского» есть не только создание великого писателя, но и подвиг честного человека.

{Из книги И. А. Заичкина, И. Н. Почкаева «Русская история от Екатерины Великой до Александра II . М, 1994.)