Статья: Подготовка школьников к цивилизованному предпринимательству

Название: Подготовка школьников к цивилизованному предпринимательству
Раздел: психология, педагогика
Тип: статья Скачать документ бесплатно, без SMS в архиве

Подготовка школьников к цивилизованному предпринимательству

Ю.С. Тюнников, Е.В. Черткова, Сочинский пединститут

В подготовке школьников к цивилизованному предпринимательству могут быть реализованы следующие концептуальные идеи.

Генерализация в образовательно-воспитательном процессе готовности учащихся к цивилизованному предпринимательству.

Данная концептуальная идея направлена на создание практически реализуемой системы целей, определяющей место подготовки к предпринимательской деятельности в общем образовании. По отношению к общему образованию подготовка к предпринимательской деятельности выступает как фактор и условие его прикладной, профессиональной направленности. В качестве главной цели мы рассматриваем готовность учащихся к цивилизованному предпринимательству. Как интегральное качество личности, данная готовность должна быть присуща не только сугубо экономическим, но и многим другим современным профессиям, поскольку связана с инициативой, поиском, системной ориентировкой в собственном деле, нормами деловой этики. Будучи сформированной, готовность к предпринимательству начинает действовать постоянно, возникая всякий раз в связи с поставленной задачей и определяя тем самым направленность личности. Генерализация в данном случае означает выделение того главного, что мы хотим достигнуть в процессе интеллектуального, эмоционального, нравственного и иного развития ученика. Для определения соответствующего учебного содержания и построения учебно-воспитательного процесса главную целя следует представить в виде дерева целей, разбив ее на частные цели и подцели. Последние при этом соотносятся со структурой готовности к предпринимательской деятельности и конкретизуются на четырех уровнях:

роли и функции цивилизованного предпринимателя;

виды деятельности;

проблемы;

знания, умения, навыки и качества личности.

Как видим, при таком подходе в центре внимания оказываются не просто деятельность в сфере бизнеса и ее профессиональные атрибуты, а психологическая структура личности цивилизованного предпринимателя, ее мировоззренческая, культурологическая, нравственная, эстетическая, поведенческая и другие составляющие.

Интегративная организация образовательно-воспитательного процесса по формированию у учащихся готовности к цивилизованному предпринимательству.

Практическое воплощение генерализованных целей предпринимательской подготовки учащихся (см. первую позицию) предполагает определенное согласование целей, содержания, средств, форм и методов различных звеньев учебно-воспитательного процесса. Это необходимо, прежде всего, для того, чтобы в процессе обучения и воспитания не произошло потери целостности такого сложного и интегрального качества личности, каковым является готовность к цивилизованному предпринимательству. В частности, предметная разобщенность может привести к распаду формируемого опыта, к утрате личностного смысла при овладении цивилизованными нормами предпринимательской деятельности.

Необходимое взаимодействие всех звеньев учебно-воспитательного процесса можно обеспечить за счет функционирования относительно самостоятельных интегративных процессов. Каждый такой интегративный процесс соответствует определенному педагогическому приоритету, имеет свое содержание, средства, способы реализации и решает свои специфические задачи. Мы выделяем четыре приоритетных интегративных процесса, которые в совокупности образуют педагогическую систему предпринимательской подготовки учащихся.

Первый интегративный процесс: общая и предпринимательская культура. Общая и предпринимательская культура - это фундамент подготовки учащихся к цивилизованному предпринимательству. Общая культура дает возможность вычленить собственно культурологическую сторону разнообразных явлений общественной жизни (культуры быта, потребления, мышления, эстетического восприятия, природопользования, здорового образа жизни и др.), а предпринимательская - культурологические стороны профессиональной деятельности в сфере бизнеса (культура деловых отношений, торговых традиций, рекламы, предпринимательского мышления, информационная культура и др.).

Нередко специализация в некоторой области чревата потерей целостности человеческой деятельности. При этом человек начинает воспринимать окружающую действительность узко, с позиций частичных раздробленных функций. Представляется, что цивилизованный предприниматель должен в процессе своей деятельности руководствоваться не только специальными знаниями, но также нравственными и эстетическими позициями, социальными, экологическими и иными знаниями. Общая культура как раз призвана снять таково рода ограниченность профилированной подготовки. Следовательно, культурное развитие учащихся должно идти не по пути противопоставления и размежевания общей и профессиональной (предпринимательской) культуры, а по пути обеспечения их слияния и целостности. Центральной задачей здесь становится субординация и координация составляющих общей и предпринимательской культуры, при которых данный интегративный процесс предстает как расширяющееся многообразие определенных видов деятельности и отношений человека к окружающему миру. На наш взгляд, в качестве единой основы такого согласования оправданно принять преемственность общих и профессиональных традиций.

Предприниматель должен в процессе своей деятельности руководствоваться не только специальными знаниями, но также нравственными и эстетическими позициями, социальными, экологическими и иными знаниями. Общая культура как раз призвана снять таково рода ограниченность профилированной подготовки. Следовательно, культурное развитие учащихся должно идти не по пути противопоставления и размежевания общей и профессиональной (предпринимательской) культуры, а по пути обеспечения их слияния и целостности. Центральной задачей здесь становится субординация и координация составляющих общей и предпринимательской культуры, при которых данный интегративный процесс предстает как расширяющееся многообразие определенных видов деятельности и отношений человека к окружающему миру. На наш взгляд, в качестве единой основы такого согласования оправданно принять преемственность общих и профессиональных традиций.

Второй интегративный процесс: мировоззренческая ориентация.

Готовность учащихся к активной, сознательной и ответственной деятельности в сфере бизнеса требует от них определенного мировоззрения, не только понимания сущности происходящего в обществе, экономике и производстве изменений, но и гуманистического восприятия реальности, включая реальность экономическую.

Формирование мировоззренческих знаний и выработка у учащихся ценностных отношений к различным сторонам окружающей действительности осуществляется путем раскрытия и осмысления мировоззренческих проблем. Соответственно целевая направленность интегративного процесса определяется формированием у учащихся взглядов, принципов, идеалов, представлений, объединенных мировоззренческими проблемами. Здесь должны быть представлены мировоззренческие проблемы как общего контекста (социальные, идеологические, экологические, этические, эстетические), так и специального, имеющего непосредственное отношение к предпринимательской деятельности (экономические, организационные, управленческие, этические, правовые и др.). При построении содержания данного интегративного процесса мировоззренческая проблематика конкретизируется применительно к той системе социальных ролей, которую реализует современный цивилизованный предприниматель.

Третий интегративный процесс: опыт предпринимательской деятельности.

Формирование опыта предпринимательской деятельности, видимо, целесообразней проводить в четыре этапа. На первом должны даваться наиболее общие представления о предпринимательской деятельности. В рамках второго

Готовность учащихся к активной, сознательной и ответственной деятельности в сфере бизнеса требует от них определенного мировоззрения, не только понимания сущности происходящего в обществе, экономике и производстве изменений, но и гуманистического восприятия реальности, включая реальность экономическую.

Формирование мировоззренческих знаний и выработка у учащихся ценностных отношений к различным сторонам окружающей действительности осуществляется путем раскрытия и осмысления мировоззренческих проблем. Соответственно целевая направленность интегративного процесса определяется формированием у учащихся взглядов, принципов, идеалов, представлений, объединенных мировоззренческими проблемами. Здесь должны быть представлены мировоззренческие проблемы как общего контекста (социальные, идеологические, экологические, этические, эстетические), так и специального, имеющего непосредственное отношение к предпринимательской деятельности (экономические, организационные, управленческие, этические, правовые и др.). При построении содержания данного интегративного процесса мировоззренческая проблематика конкретизируется применительно к той системе социальных роле, которую реализует современный цивилизованный предприниматель.

Третий интегративный процесс: опыт предпринимательской деятельности.

Формирование опыта предпринимательской деятельности, видимо, целесообразней проводить в четыре этапа. На первом должны даваться наиболее общие представления о предпринимательской деятельности. В рамках второго этапа проводится обработка универсальных схем и приемов в анализе предпринимательских идей и проблем. Третий этап в большей степени посвящается обработке универсальной ориентировки. И четвертый заключительный этап предполагает обобщение приобретенных знаний и способов деятельности на качественно новом уровне, отвечающем критериям продуктивности мышления, позволяющем самостоятельно ориентироваться в собственном деле.

Четвертый интегративный процесс: функциональное поле иностранных языков.

В НОУ "школа-бизнес" данный интегративный процесс строится на базе углубленного изучения двух иностранных языков (по одному языку подготовка начинается с подготовительного класса для детей 5-6 летнего возраста), преподавания ряда предметов на иностранном языке (преимущественно на старшей ступени обучения), а также - внеучебных формах работы. При этом руководствуемся следующими соображениями.

Овладение иностранными языками является одним из ключевых звеньев общего и профессионального образования и поэтому должно осуществляться в контексте становления и развития общей профессиональной культуры учащихся. Знать языки - вовсе не означает понимать друг друга. Тем более, если речь идет о профессиональных взаимоотношениях в такой интеллектуально насыщенной сфере, как бизнес. Именно поэтому ставится вопрос о необходимости создания вполне определенного функционального поля иностранных языков, обеспечивающего формирование культуры мышления на иностранном языке, приобщение учащихся к достижениям мировой художественной культуре, к истории и культуре стран изучаемого языка, развитие профессиональной грамотности (включая опыт делового общения на иностранном языке). В этой связи усилена культурологическая и профессиональная составляющая содержания языковой подготовки, предусмотрена система педагогических средств и мероприятий, ориентированных на последовательное включение учащихся в языковую среду как с общей, так и с профессиональной лексикой с обязательным привлечением информантов (носителей языка).

Особенностью названных интегративных процессов является их потенциальная включенность практически во все звенья образовательно-воспитательного процесса, направленность на устойчивое ядро личности, соразмерность с общими сроками обучения. Сохраняя свою устойчивость и самостоятельность, интегративные процессы определенным образом взаимодействуют и дополняют друг друга, обеспечивая тем самым последовательное развертывание системы предпринимательской подготовки учащихся.

Содержательно интегративные процессы реализуются, во-первых, через набор профилированных учебных предметов ("Экономика и мы", "основы делового проектирования" и др.), во-вторых, через набор соответствующих межпредметных модулей ("Экология и экономика", "история и экономика", 2География и экономика" и др.), и, в-третьих, имплицитно в общеобразовательных предметах.

Вариативность содержания и обработка "стыков" в системе непрерывного образования.

Необходимая вариативность обучения достигается за счет использования разноуровневых программ и индивидуальных планов, введения на средней и старшей ступенях обучения факультативных курсов, а также ведения специализации на старшей ступени обучения со значительным расширением предметов по избранному профилю.

Включение в учебный план разнопрофильных вариативных программ с перспективой сокращения сроков обучения для одаренных обучающихся базируется на горизонтальной и вертикальной системе дифференцированного обучения. Горизонтальная дифференциация представляет обучаемым возможность и право перехода в соответствии со своими интересами из одного направления специализации на другое. Возможность такого перехода предусмотрена, главным образом, на средней (второй) ступени обучения, когда активно формируются интересы учащихся и закладываются основы по избранному профилю специализации. Например, учащиеся могут перейти с профиля "рокер" на профиль "служащий банка" и т.д.

Вертикальная дифференциация означает углубленное и расширенное содержание тех или иных циклов предметов по итогам обучения (вторая и третья ступени) в соответствии с профилем проводимой специализации. Школа предусматривает договорные отношения с университетами и вузами соответствующего профиля (Сочинский государственный университет туризма и курортного дела, Международный университет г. Москва и др.).

Технологизация образовательно-воспитательного процесса по стратегическим направлениям подготовки учащихся к предпринимательской деятельности.

Инерция прежних подходов проявляется в том, что в построении педагогического процесса особое внимание, как и раньше, уделяется совершенствованию отдельных фрагментов (преподавание отдельных предметов, проведение воспитательных мероприятий). Технологизация с позиций педагогических приоритетов позволяет перейти к системной организации учебно-воспитательного процесса. Принципиальным отличием в данном случае является, во-первых, изменение ракурса технологизации (она проводится с позиции не общеобразовательной, а профессионально ориентированной подготовки), во-вторых, изменение масштаба технологизации педагогического процесса и, в-третьих, осуществление ее на качественно ином уровне - уровне интегративного согласования различных звеньев педагогического процесса. Особое значение в этой связи придается обработке диагностируемых целей, дифференцированных учебных материалов, созданию банка общих и профилированных учебно-познавательных проблем, системы педагогических средств творческого развития учащихся, рейтинговой системе оценки. В разрабатываемых педагогических технологиях ведущее место должны занять вариативные формы организации и методы обучения, обеспечивающие необходимую активизацию учебно-познавательной деятельности учащихся, создающих обстановку самостоятельного мышления, творческого диалога и сотрудничества между педагогами и учащимися.

Педагогизация социокультурной и профессиональной среды.

Речь, по сути, идет о создании педагогически ориентированной среды с целью обеспечения благоприятных условий для прямых и опосредованных интенсивных воздействий на учащихся. Главное здесь состоит в том, чтобы каждый, отдельно взятый ученик, мог занять активную позицию в системе заданных отношений, имел возможность принимать самостоятельные решения и активно действовать. Специфика целенаправленного и оперативного регулирования вхождения учащихся в социокультурную и профессиональную среду определяется системой социокультурных ролей и характеристиками самой среды (в частности, характеристиками коммерческих учреждений, предприятий, магазинов и т.д., на базе которых проводятся занятия). В качестве объектов педагогического конструирования здесь следует рассматривать, во-первых, систему социальных ролей в соответствии с общими задачами специализации и профилем профессиональной подготовки учащихся, во-вторых, социокультурную и профессиональную среду (состав элементов и структура по заданным характеристикам и параметрам), в-третьих, педагогические модули, ориентированные на овладение социальными ролями и, в четвертых, средства функционально-ролевой активизации учащихся.

Создаваемая педагогическая ориентированная среда должна соответствовать познавательным возможностям и интересам учащихся разных возрастных групп, иметь четко выраженный результат, содержать эффект новизны, позволять проявлять творчество и самостоятельность, предоставлять выбор видов и способов деятельности. Все это диктует необходимость разработки и внедрения специальных программ, направленных на расширение участия обучаемых в различных проектах, в принятии решений, требующих от них определенной ответственности.