Реферат: Исследование взаимоотношений государства и гражданского общества в России

Название: Исследование взаимоотношений государства и гражданского общества в России
Раздел: Рефераты по политологии
Тип: реферат Скачать документ бесплатно, без SMS в архиве

Исследование взаимоотношений государства и гражданского общества в России

МГТУ им Н.Э. Баумана, г. Москва, Россия

Гражданское общество - наивысшая форма общности, состоящая из частных лиц, групп, классов, прямо не зависящих от государства. Исторически первые зачатки гражданского общества появились в Средневековье в Западной Европе, где жители городов, они же граждане, противостояли тирании феодалов.

Признаки гражданского общества:

-Развитые связи (политические, экономические, культурные, правовые) между членами гражданского общества

-Способность контролировать государство и контролировать его -Способность к самоуправляемости и самоконтролируемости -Плюралистичность

Гражданское общество невозможно без гражданина. Он с одной стороны наделен правами и свободами, с другой стороны способен отвечать за свои поступки Механизм взаимодействия гражданского общества и государство Государство отвечает за общие интересы, как общества, так и самой страны. Гражданское же общество отвечает за частные интересы его членов. Государство должно создавать условия роста людей, обеспечивать их права и свободы, гражданское же общество контролирует государство, в трудные моменты поддерживает или совсем http://sntbul.bmstu.ru/ doc/566177.html заменяет его. Хороший тому пример - Смутное время. В царе творилась анархия и только усилия общества предотвратили полный распад России. Вообще, государство не может нормально функционировать без гражданского общества, и наоборот.

То есть, гражданское общество абсолютно необходимо для совершенствования государства. Что необходимо сделать, чтобы дать импульс развитию гражданского общества?

Необходимые меры

-Отработанный правовой механизм влияния общества на политическую систему -Развитие свободных рыночных связей, государство занимает преимущественно регулирующую, а не управляющую роль

-независимость гражданского общества от государства.

-Свобода созданий общественных организаций и их независимое функционирование

Последний пункт является наиболее важным, так как общественные организации являются передаточным звеном от гражданского общества, от индивида, к государственной машине

Рассмотрим историю развития гражданского общества в России Вторая половина 19-начало 20 века - самое зарождение гражданского общества. В процессе участвует очень ограниченный слой населения

Начало 20 века - Развитие получает новый импульс с политической оттепелью после первой революции: создание массовых политических партий, первого русского парламента-думы Необходимо отметить, что на этих этапах влияния гражданского общества на государство почти не было. Вскоре и сам парламент де-факто оказался под контролем исполнительной власти.

1917-1980 События, последовавшие за Февральской революцией, показали неповоротливость тогдашнего гражданского общества, отсутствие гибкости, слабую способность к самоуправлению. Большевики взяли вверх, начали строить свою модель гражданского общества. Строго говоря, гражданским оно не было. Было оно всего лишь еще одним инструментом контроля и подчинения. Оно было спущено сверху, а большую ценность имеет то, что вышло из народа. Несмотря на это, необходимо признать, что такая система, со всеми ее недостатками, дисциплинировала страну.

1980е-1990е Попытка импорта западной модели гражданского общества С началом перестройки хватка власти постепенно ослаблялась, начиналось развитие рыночных отношений, появляются независимые общественные государства, ряд новых политических партий. С одной стороны была возможность развития. Помешали внешние обстоятельства и последствия коммунизма. Советский менталитет вкупе с провалом экономических реформ убили в людях всякую веру в рынок, ибо он был неконтролируемым. Да и сами люди не привыкли конкурировать. Мертва была не только вера в рынок, но и подорвано доверие людей друг к другу - следовательно, не было открытого и свободного диалога. Разгул преступности доверию также не способствовал. В результате, негатив перевешивал позитив, развитие гражданского общества затормозило в самом начале.

С 2000 года по наш день - современное состояние гражданского общества

С приходом к власти Путина снова начала усиливаться государственная власть. Можно даже в этом увидеть некий возврат к советским временам

-Одна партия (де факто)

-Организации, созданные по указке кремля для обеспечения видимости гармонии гражданского общества и власти (те же «наши»). Государство осознает неоюходимость развития гражданского общество, но и в то же время оставляет за собой монополию на действия в этой области.

-Показательные суды и расправа с противниками государства (дело Ходорковского, Магнитского)

Все это вместе с общей гражданской инертностью россиян дает повод политологам утверждать, что гражданского общества в России нет. В чем-то они правы. Того, что реформаторы пытаются посадить на Российской почве, не будет.

ЧТО ЖЕ В РОССИИ?

Всеорганизующему обществу в России противостоит неорганизованной гражданское общество. Несмотря на его сильную разобщенность, оно сильно и далеко пустило свои корни. Каковы его признаки?

-Общество сильное и всепроникающее

-Неорганизованность

-Малое влияние на политический строй

Полная противоположность идеальной западной модели

Институты гражданского общества в России

Здесь не увидишь традиционных институтов гражданского общества, таких как общественные организации. Они есть и функционируют, но деятельности их очень формализована. Сами они либо спущены сверху, либо завезены с Запада и без его помощи существовать не могут («Мемориал»). В народе они не приживаются.

Народные институты существуют в виде застолья, похода на рыбалку, спортивного клуба. Тот же церковный приход или религиозная община могут быть институтами. Именно там люди продвигают свои частные интересы, выходят на людей, контакты с которыми помогут им «решить проблему». Таким образом, истинное гражданское общество в России бесформенно, на виду вроде ничего нет, а «проблемы решаются». Хотя есть и некоторые проблески. В некоторых случаях общество может встать и высказать протест. Можно вспомнить акцию «за честные выборы», протесты против уничтожения Химкинского леса, строительства мечети в Митино, противодействие строительству шоссе через Измайловский парк. НО эти случаи можно рассматривать скорее как исключение. Так, сделанный в 2008 году Доклад Общественной палаты показывает, что только около восьми процентов россиян задействованы в общественной деятельности. Кроме того, в большинстве случаев протест гражданского общества возникает тогда, когда что-либо сделать чаще всего оказывается поздно.

Взаимодействие с государством

В западной модели взаимодействие происходит через суды - легальным способом. В России же на это уходит всего лишь малая часть контакта. Это своеобразная вершина Айсберга. Большая часть проходить под водой, на неофициальном уровне, в том числе не всегда нелегально, с помощью коррупции. Для России коррупция-метод продвижения частных интересов граждан и подчас единственная защита от всеорганизующего государства. Вероятно, поэтому масштабы ее столь велики. Борьба же с коррупцией - борьба с собственным обществом, то есть она по определению бессильна, хотя на высшем уровне этой проблеме придают большое значение.

Интересы общества и государства не совпадают, от этого происходят неудачи многих реформ, отсюда вытекает невозможность улучшения государства, следовательно, само гражданское общество так и остается в подпольном состоянии. А только воз и ныне там

Чем это продиктовано?

По большей части это продиктовано менталитетом и историческим развитием. Жесткость проводимых реформ, те неудобства и тяготы, которые они несли, убедили россиян, что в них ничего хорошего быть не может. Поэтому они всеми способами, легальными и нелегальными пытаются оставить все на своих местах, лишь бы хуже не стало. Кроме того тиранская форма правления установило в россиянах, что они одни ничего не сделают, что их никто не выслушает, что все решит только царь батюшка- отсюда инертность, нежелаеи перемен, неготовность к диалогу.

Хотя и сами россияне в чем-то виноваты. С одной стороны, жесткость законов, с другой стороны стремление людей обмануть хозяина привели к исключительно низкому уровню правовой культуры. Отсюда и коррупция

Бесформенность же продиктована жесткой политикой государства к оппозиции. Этому примером являются история организации «Байкальская экологическая волна», на которую был произведен милицейский рейд в 2010 году по причине якобы нелегального ПО. Если организация чем-то провинилась, чем-то мешает, то ее быстро уберут.

Что можно сделать для улучшения ситуации

-На уровне государства улучшить правовое воспитание и культуру, работать с подрастающим поколением. Так, в школе можно пересмотреть учебные курсы «Правоведения» или «Обществознания», перейти от механического пересказа основ отдельных законов к преподаванию фундаментальных ценностей (духа) права; ввести в школьную практику правовые игры. Также не повредит создать курсы, сайты, телепередачи, объясняющие, как защитить свои права и свободы. Цель в том чтобы стало выгодно действовать по закону, а нелегальные действия стали морально неприемлемы. Эта мера с некоторой степени может уменьшить степень коррупции.

Совершенствование правовой базы, чтобы возможно было просто и не нарушая закон, решать проблемы

-Воспитывать в подрастающем поколении гражданскую ответственность, не давать развиться стереотипу «ну что я там один сделаю», «все равно от меня ничего не зависит». Человек в этом случае научится действовать, бороться за свои права.

-Политическая реформа: постепенное ослабление вертикали власти. В этой области уже есть небольшие успехи, например возвращение выборов глав субъектов РФ. В этом случае общество может напрямую влиять на власть. Хотя большой оттепели ждать не приходится.

-Обеспечивание многопартийности как основы гражданского общества. Недавнее принятие закона о партиях дало возможность ограниченному количеству людей продвигать и защищать свои интересы. Теперь необходимо дать новым партиям часть властных полномочий хотя бы на региональном уровне. Также важно ослабить сформировавшуюся де факто однопартийность в Государственной Думе, давая большую возможность проводить законы нужные обществу, а не только народу

-Совершенствование правовой базы не может обойтись без настоящей независимости судебной власти в России. Так, сейчас председатели высших судов назначаются на 6 лет с правом переизбрания, но разрешает переизбираться им президент, таким образом их контролируя. Необходимо также устранить зависимость судей от исполнительной власти в регионах. Также не помешает и повышение престижа судьи, как служащего Закона.

-Требуется снижение административных барьеров на пути бизнеса, но в тоже время нельзя допустить повторение дикого рынка. Кроме того, само антимонопольные органы должны поддерживать свободу конкуренции в России

Вывод

Гражданское общество - наивысшая форма общности с развитыми политическими, экономическими, культурными связями, прямо не зависящая от государства. Способна саморегулироваться и самоуправляться. Может влиять на государство или противостоять ему. В классической модели гражданское общество процветает на открытости, свободном конкуренции, доверии, равенстве перед законом. Историческое развитие России не смогло предоставить все требуемые условия, поэтому гражданское общество выросло чисто русское: бесформенное, подпольное, не всегда честное. Такое общество только заинтересовано в сохранении порядка вещей, за свои интересы борется любыми средствами. Диалога между властью и обществом не происходит, реформы проваливаются. Процесс выхода гражданского общества из подпола непростой и займет много времени. Для этого с одной стороны повышать ответственность людей, их гражданственность, с другой стороны необходимо создать среду, в которой можно быть ответственным. Тогда и необходимость в построении пресловутой вертикали власти отпадет, потому что место государства уже заимеет новое, более взрослое гражданское общество, главным импульсом которого не будет тащить все, что плохо лежит.

Список литературы

Заседание Совета по развитию гражданского общества и правам человека (президент.рф/новости/16791) Обращение к источнику 21 января 2013 года.

Альхименко В.В. Конституционное право. Учебник / Отв.редактор А.Е.Козлов. М.: БЕК, 2008. с. 91.

Геллнер Э. Условия свободы. М.: Ad Marginem, 2008. С.101, 135.

Обращение к источнику: 15 февраля 2013 года.

Доклад о состоянии гражданского общества в РФ за 2008 год.