Реферат: Что делать, если налоговая взяла Вас на заметку

Название: Что делать, если налоговая взяла Вас на заметку
Раздел: Рефераты по юридическим наукам
Тип: реферат Скачать документ бесплатно, без SMS в архиве

Что делать, если налоговая взяла Вас на заметку

Николай Визер, старший юрисконсульт юридической компании «Туров и Побойкина – Сибирь»

Каждая компания может получить из инспекции Уведомление о наличии налоговых рисков. Сразу же встает вопрос: что делать после того, как бумага пришла, и нужно ли на нее отвечать? Николай Визер, старший юрисконсульт юридической компании «Туров и Побойкина – Сибирь», дал ответ на этот вопрос, а также рассказал, каких дальнейший действий ждать от ревизоров.

Разберемся в терминах

Для начала важно понять, что собой представляет, так называемый налоговый риск. Кстати в Налоговом Кодексе такое понятие не встречается. Однако термин «добросовестность» в Кодексе тоже отсутствует, но юристы хорошо знают, что значит вдруг оказаться недобросовестным в арбитражном процессе.

Выражение «налоговый риск» широко используется в Концепции планирования выездных налоговых проверок (приказ ФНС России от 30.05.2007 г. № ММ-3-06/333@). В документе также отсутствует четкое определение этого словосочетания, зато приведены двенадцать критериев для самостоятельной оценки налоговых рисков. Кратко расскажу о них.

Первое: налоговая нагрузка ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли. Уровень нагрузки рассчитывают фискалы отдельно по каждой отрасли.

Второе: отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких периодов.

Третье: отражение в отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период (составляет 89 процентов и более за 12 месяцев).

Четвертое: опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).

Пятое: выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности. Средний доход работников рассчитывается органами статистики отдельно по каждому субъекту.

Шестое: неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом величин показателей, предоставляющих право применять специальные налоговые режимы. Опасным является приближение к 5 процентам.

Седьмое: отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год. Этот показатель составляет 83 процента.

Восьмое: построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без деловой цели.

Девятое: непредставление пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.

Десятое: неоднократное снятие с учета и постановка на учет в инспекциях в связи с изменением места нахождения.

Одиннадцатое: значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы. «Значительность» составляет 10 процентов.

И, наконец, двенадцатое: ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском. В первую очередь, речь идет о так называемых «однодневках».

Этот список, в свою очередь, порождает больше вопросов, чем ответов. Большинство критериев имеют весьма «размытое» и оценочное значение, и при желании для каждой фирмы можно найти пару-тройку подобных показателей. Кроме того, они могут меняться.

Что не запрещено - разрешено

В экономике действует универсальное правило, которое гласит: «все, что не запрещено, разрешено». Закона, обязывающего загонять бизнес в какие-то критерии, попросту нет, также как отсутствует и ответственность за несоответствие им. Так что и последствий правовых быть не должно.

Таким образом, смысл Концепции сводится, в том числе, к тому, чтобы защитить налоговые органы от обвинений в предвзятости при выборе объекта для проверки. Тем более что большинство проверяемых предприятий в действительности определенному количеству критериев соответствуют. Попытка же искусственно соблюдать их может повлечь полный крах для бизнеса. Однако инспекторы могут размышлять иначе, и тогда появляется уведомление о наличии налоговых рисков.

Весточка от ревизора

Форма и содержание такого уведомления законодательно не предусмотрены, что дает налоговикам большие возможности для творчества. Как правило, бумага содержит в себе указание на несоответствие компании тем или иным критериям и завершается просьбой дать соответствующие пояснения либо явиться в инспекцию. Если такой просьбы нет, то уведомление можно, в принципе, игнорировать. Если же она содержится, то пояснения лучше дать. При этом важно помнить, что несоответствие какому-либо критерию не только не образует правонарушения, не влечет никакой ответственности, но и является обычной деловой практикой. Например, зарплата в организации ниже средней, но так ведь средняя зарплата складывается из зарплат, которые выше и ниже статистического уровня. Резкий же рост расходов можно объяснить новым направлением в бизнесе.

ВАЖНО

Ревизорам нужно дать подробные пояснения по всем указанным рискам, желательно, с приложением большого количества бумаг. Тем самым достигается две цели. Во-первых, вы показываете, что организация является действующей и добросовестной, всегда готовой к сотрудничеству с чиновниками. Во-вторых, инспекция, после анализа ответа, может отложить или в принципе отменить выездную проверку, переключив свое внимание на более проблемную фирму.

Тем не менее, уведомление в ряде случаев имеет и еще одну цель. По сути, данная бумага может являться ненавязчивым предложением заплатить побольше налогов. Неудивительно, что такие письма приходят в конце отчетного периода или сразу за уплатой сборов (тогда инспекция желает увидеть уточненную декларацию). Принимать такие приложения или отклонять их, решать может только руководитель компании.

ВАЖНО

Важно помнить, что простое игнорирование инспекции значительно увеличивает шансы на последующую выездную проверку, тем более, что инспекторы уже собрали необходимую для ее начала информацию и дело осталось за малым.

Алгоритм действий

Таким образом, вырисовывается четкая последовательность действий, которые необходимо совершить компании, чтобы минимизировать негативные последствия в ситуации, которая вполне может закончиться выездной проверкой, влекущей существенные доначисления.

Во-первых, нужно сделать финансовый анализ. Необходимо определить, сколько вы платите налогов, и решить, стоит ли платить больше без ущерба для организации. Важно принять принципиальное решение, готова ли компания снижать свои налоговые риски путем увеличения суммы платежей в бюджет.

Дальше нужно подготовить ответ на уведомление. Стоит заверить чиновников, что вы все поняли и планируете в будущем избегать любых рисков, предприняв для этого соответствующие меры. Дать конкретные советы вам вряд ли поучится, учитывая, насколько индивидуальна ситуация в каждой организации. Тем не менее вы можете сослаться, как на внешние факторы, так и на особенности конкретной компании. Чем более подробным будет ответ, тем лучше. Желательно приложить к нему как можно больше документов.

После этого требуется проверить своих контрагентов, хотя бы основных, собрать по ним выписки из ЕГРЮЛ и учредительные документы. Чиновники тоже не смогут проверить всех ваших партнеров, поэтому акцент будет делаться на тех, по которым можно доначислить максимальную сумму. Возможно, по результатам проверки от некоторых придется отказаться, чтобы не дискредитировать свою компанию.

После необходимо провести анализ схем работы с партнерами, особенно, с теми, на которых могут обратить внимание ревизоры. Возможно, что-то придется изменить и от чего-то также отказаться.

Далее нужно привести в порядок документы, часть из них придется восстановить, часть – запросить у деловых партнеров. И в заключение, проверьте состояние активов организации. Вполне возможно, что придется как-то их обезопасить.

Желательно управиться со всем этим за месяц и не терять время попусту. Это тот срок, который потребуется ревизорам, чтобы принять решение о том, что делать с компанией дальше. В любом случае к этому времени компания должна максимально приготовиться к проведению в стенах ее офиса выездной ревизии.