Реферат: Типологическое моделирование книготоргового ассортимента

Название: Типологическое моделирование книготоргового ассортимента
Раздел: Издательское дело и полиграфия
Тип: реферат Скачать документ бесплатно, без SMS в архиве

Типологическое моделирование книготоргового ассортимента

Кожевников Г.В.

Книготорговый ассортимент включен в сложную систему связей с различными элементами процесса «книжное общение». И с этой точки зрения сам является элементом, этапом этого процесса, обеспечивающим функционирование книги в обществе с помощью средств книжной торговли. Поэтому при определении данного понятия необходимо рассматривать его как компонент системы «Книжное дело» и как компонент системы «Книга».

Студент уже овладел необходимыми типологическими знаниями для изучения ассортимента книжных изданий в системе «Книга». При изучении тем, связанных с типологией книги, в разделах курсов «Специального книговедения» перед учащимся была раскрыта сложная система связей, показаны внутренние типологические уровни видов книги, дана система типов и видов книжных изданий.

Необходимо рассмотреть более подробно понятие «книготорговый ассортимент» с точки зрения современных представлений о книге и книжном деле. Это важно, так как специальных книговедческих работ на данную тему практически нет, а принятое в практике представление о книготорговом ассортименте как о совокупности изданий или издательской продукции, находящейся в книжной торговле, является неточным и не выдерживает серьезной критики. Данное определение скорее характеризует часть книготоргового ассортимента, которая уже продана, и ту часть, которая еще только будет доставлена в книготорговое предприятие, но уже заказана им.

Книготорговый ассортимент, с точки зрения современных представлений о книге и книжном деле, является способом существования, движения книги в книжной торговле. Сразу следует оговориться, что в этом случае в данное понятие не включаются так называемые разные товары, которые также реализуются через систему книжной торговли. Это грампластинки, канцелярские товары и т. п. Они выходят за пределы книговедческого анализа и поэтому здесь не рассматриваются. Для обозначения же совокупности товаров предлагается термин «ассортимент книжной торговли».

Такое понимание книготоргового ассортимента позволяет рассматривать его не изолированно, а в системной связи с аналогичными способами существования, движения книги в других отраслях книжного дела, в обществе в целом. Книготорговый ассортимент оказывается включенным в сложную систему связей с издательским репертуаром (способом существования, движения книги в редакционно-издательском деле), с библиотечными фондами (способом существования, движения книги в библиотечном деле), а также с репертуаром книги («книжными богатствами», как говорил Н.А. Рубакин), который является способом существования, движения книги в книжном деле в целом. Опосредованно книготорговый ассортимент связан и с репертуаром литературных произведений различных сфер человеческой деятельности («литературными богатствами»), и со всем спектром («репертуаром») книжных потребностей общества.

Своеобразие внешних связей книготоргового ассортимента состоит в том, что он непосредственно выходит на систему потребностей общества в книге, реализуется в системе читательских потребностей и предстает в книжной торговле в виде покупательского спроса.

Значение и место книготоргового ассортимента в процессе книжного общения, в книжном деле определяются тем, что именно в нем и благодаря ему реализуется (но не в узко торговом значении) потенциальная общественная значимость литературного произведения, проявляется и определяется общественная ценность изданий, предлагаемых издательским делом, получают удовлетворение читательские и покупательские потребности.

Сложность связей книготоргового ассортимента определяет и сложность его внутренней структуры. Безусловно, что эта система внутренних связей должна найти отражение и в модели книготоргового ассортимента. При разработке модели книготоргового ассортимента необходимо учитывать и системный типологический критерий, позволяющий в необходимом и достаточном объеме охарактеризовать любое явление процесса «книжное общение» (в том числе и книготорговый ассортимент): предмет, цель, адрес.

Предметом книготоргового ассортимента является издательский репертуар, понимаемый в этом случае не только как текущий, но и как ретроспективный и перспективный издательский репертуар. В то же время такое определение предмета книготоргового ассортимента может показаться недостаточным, так как ассортимент книжной торговли формируется, казалось бы, не только за счет издательской продукции, но и за счет сферы потребления, например с помощью букинистической торговли, вовлекающей издания в повторное обращение именно из этой сферы. И это замечание было бы справедливо, если бы мы анализировали конкретный книготорговый ассортимент, выясняли бы источники его формирования. На теоретическом же уровне рассмотрения данного вопроса не играет существенной роли, откуда поступило то или иное издание в книготорговый ассортимент: из сферы производства или из сферы потребления. Важно, что любое издание было когда-то произведено, выпущено в свет и может характеризоваться как явление издательского репертуара, в данном случае - ретроспективного.

Вместе с тем нельзя предмет книготоргового ассортимента расширять до репертуара книги, «книжных богатств» общества в целом. Такой подход неправомерен по той причине, что сам книготорговый ассортимент является составной частью, точнее, типологическим уровнем репертуара книги, таким же, как издательский репертуар и библиотечные фонды.

Цель книготоргового ассортимента можно определить как дифференцированное распределение и перераспределение издательского репертуара книговедческими средствами.

Адрес книготоргового ассортимента в этом случае правомерно определить как направленность на удовлетворение и формирование потребности общества в книге, формирование библиотечных фондов, читательских интересов общества, реализующихся в виде потребности во владении изданием, в покупательском спросе.

Необходимость последовательного моделирования книготоргового ассортимента (от ассортимента конкретного книготоргового предприятия до ассортимента книжной торговли страны в целом) осознается в настоящее время и практиками, и теоретиками книготоргового дела. Это обусловлено насущной потребностью повышения социальной эффективности книги и книжной торговли. Решение проблемы невозможно без создания такого книготоргового ассортимента, который бы, с одной стороны, оптимально удовлетворял разнообразные потребности покупателей, то есть был бы достаточно «широким», а с другой стороны, не приводил бы к нежелательным социально-экономическим последствиям в виде затоваривания, образования остатков, то есть был бы не слишком «широким». Разработка моделей книготоргового ассортимента для различных типов книготорговых предприятий и позволит создать научную основу для формирования в них оптимального ассортимента, удовлетворяющего этим требованиям.

Своевременность применения методов моделирования книготоргового ассортимента обусловлена и изменяющейся тенденцией развития ассортиментной работы на современном этапе. Если в 60-е годы ставилась, в первую очередь, задача воспрепятствовать образованию неоправданно «широкого» ассортимента, приводящего к затоваренности, то с конца 70-х годов стала очевидной задача преодоления неоправданного сужения ассортимента, препятствующего полному удовлетворению потребностей покупателей и росту товарооборота.

Причиной таких изменений в основной направленности ассортиментной работы является наметившееся с начала 70-х годов отставание предложения от спроса, особенно на издания художественной, детской и справочной литературы. В этих условиях, которые тогда определяли как «дефицит книг», в книжной торговле продавалось зачастую все, что раньше (в условиях известного баланса спроса и предложения и даже некоторого преобладания последнего) оседало в книжных магазинах. Значительно ускорилась расходимость изданий, большую роль в выполнении плана реализации стали играть выходящие небольшим количеством названий так называемые «макулатурные» издания, узкоспециальные издания начали распространяться только по подписке. Все это объективно и привело к сужению ассортимента книготорговых предприятий и, в первую очередь, наличного ассортимента.

В последнее время в условиях перехода к рыночной экономике к этому добавилось и сужение ассортимента, вызванное стремлением издательств выпускать меньшее количество изданий большими тиражами, но с гарантированной реализацией и высокой прибылью. Это тоже приводит к образованию книжного дефицита, так как не удовлетворяется весь спектр читательских потребностей.

Однако подобное состояние книжной торговли, книжного дела в целом - явление преходящее, обусловленное теми или иными исторически конкретными условиями развития нашего общества. В истории отечественного книжного дела можно найти несколько подобных ситуаций скачкообразного роста потребностей в книге, и все они были связаны с определенными этапами исторического развития, с гигантскими социально-экономическими преобразованиями, проходившими в этот период. Так, например, в конце 20-х годов книжная торговля страны страдала от затоваренности, проводились массовые списания, уценка «осевших» изданий. Книготорговая периодика тех лет была наполнена статьями о методах и формах ликвидации товарных остатков, об ассортиментной работе с «осевшими» изданиями. С начала 30-х годов картина резко, скачкообразно меняется: в тех же книготорговых журналах, газетах пишут о нехватке книг, о книжном дефиците.

В основе этого скачка потребности общества в книге, значительно превышающей объективно обусловленные темпы роста выпуска печатной продукции, лежат глубокие, коренные изменения в социальной, экономической и культурной жизни страны во время первой пятилетки. Нечто подобное произошло и в настоящее время, когда наша страна вступила в период развития, связанный с гигантскими социально-экономическими преобразованиями.

Разрыв между потребностями общества в книге и ее предложением всегда, как показывает опыт, благодаря объективным социально-экономическим закономерностям, постепенно сокращается и затем устанавливается определенный баланс между ними. По некоторым признакам: замедление скорости прохождения изданий через книготорговую сеть, расширение ассортимента букинистической торговли и др. - мы находимся достаточно близко к тому времени, когда установится определенное равновесие в производстве и потреблении книги. Этому способствует также и значительный рост цен на книжную продукцию, снижение платежеспособного спроса, изменение экономических, финансовых приоритетов каждой семьи. А это равновесие и даже некоторое преобладание объема производства над объемом потребления книг чревато для книжной торговли образованием остатков, затоваренностью. Моделирование книготоргового ассортимента как раз и позволяет избежать этого, преодолеть неоправданное расширение ассортимента.

Процесс моделирования книготоргового ассортимента - это прежде всего процесс определения качественного и количественного состава и структуры ассортимента конкретного предприятия. В нем тесно переплетаются методы книговедческие, экономико-статистические и социологические. С помощью книговедческих методов определяется качественный состав ассортимента, создается своеобразный «скелет» его модели. Экономико-статистические и социологические методы позволяют выявить количественный состав ассортимента, наполнить компоненты его модели необходимым количественным содержанием.

Однако в книжной торговле при формировании ассортимента отдается предпочтение экономико-статистическим и социологическим методам, что отчасти объясняется недостаточной разработанностью на современном этапе в книговедческой теории общих проблем книготоргового ассортимента и недостаточным использованием в теории и практике книжной торговли достижений книговедения в области общей теории книжного .дела и типологии книги. Это приводит к тому, что в основном все книготорговые организации и предприятия страны изучают покупательский спрос, составляют карты культурно-экономического профиля обслуживаемого района, и в то же время не имеют составленной на их основе своей «карты» (модели) ассортимента. Отсюда и существующий ныне разрыв между степенью социально-экономической изученности обслуживаемого района и ее реализацией непосредственно в книготорговом ассортименте.

Особо следует остановиться на модели книготоргового ассортимента.

Традиционно все попытки ее разработки сводились к созданию более или менее обширного списка изданий, которые должны входить в ассортимент конкретного книготоргового предприятия, группы предприятий или книготоргового ассортимента в целом. В этом направлении очень плодотворно работал Н.А. Рубакин. Его фундаментальный труд «Среди книг» представляет собой своеобразную универсальную модель как библиотечных фондов, так и книготоргового ассортимента. Многие Книготорги страны в настоящее время регулярно составляют списки вышедших изданий, которые включаются в состав книготоргового ассортиментного минимума.

Однако попытки подобным образом, в виде списка, смоделировать книготорговый ассортимент в целом не приносят успеха. В этом случае не учитывается одна особенность книготоргового ассортимента - его мобильность. Среди аналогичных явлений других отраслей книжного дела - издательского репертуара, библиотечных фондов - книготорговый ассортимент обладает наибольшей степенью подвижности, изменчивости. Поэтому к моменту, когда модель книготоргового ассортимента в виде списка конкретных изданий бывает составлена, многих из них в ассортименте конкретных книготорговых предприятий уже не оказывается. Более постоянен типологический состав и структура книготоргового ассортимента. Взяв его за основу, мы можем создать типологическую модель книготоргового ассортимента, в соответствии с которой конкретное книготорговое предприятие в каждый определенный промежуток времени формирует свой ассортимент из всей массы изданий, находящихся в сфере книжной торговли (в сфере обращения).

С учетом предложенного выше определения книготоргового ассортимента можно представить следующий компонентный состав его типологической модели: предметно-отраслевой, издательско-типологический, хронотипологический (хронотопический), книготоргово-типологический компонент (схема 2).

Предметно-отраслевой компонент позволяет отразить в типологической модели книготоргового ассортимента репертуар литературных произведений различных сфер человеческой деятельности, отраслей науки, производства, искусства. Основы его систематизации наиболее разработаны в книговедении и находят отражение в различных классификационных схемах. Для книгоиздательского дела, органов государственной библиографии и книжной торговли такой официальной схемой служит «Единая классификация литературы для книгоиздания в СССР» (М., 1986). В книжной торговле, однако, есть своя специфика использования этой классификации.

В самом общем виде, основываясь на книготорговом варианте «Единой классификации...», внутреннюю структуру предметно-отраслевого компонента типологической модели книготоргового ассортимента можно представить в следующем виде: общественно-политическая (социально-экономическая), естественнонаучная, техническая, медицинская, детская, искусствоведческая книга, изобразительные издания. Рубрикация укрупненных предметно-отраслевых разделов, их последовательность и наполнение, безусловно, нуждаются в более серьезной научной разработке, уточнении.

Издательско-типологический компонент отражает в модели книготоргового ассортимента издательский репертуар во всем его типологическом многообразии. Именно этот компонент реализует в модели различные способы организации произведения в книжное издание, то есть типы и виды книжных изданий. Для него основой систематизации служит типология (типизация) изданий. При систематизации издательско-типологического компонента можно использовать готовую типологическую схему, предложенную в ГОСТе 7.60-90 «Издания. Основные виды. Термины и определения».

Внутренняя структура издательско-типологического компонента типологической модели книготоргового ассортимента в этом случае будет выглядеть следующим образом: научные, научно-популярные, справочные, массово-политические, учебные, официально-документальные, производственные издания.

Конечно, предложенной обобщенной схемой не исчерпывается все многообразие типов и видов изданий.

Особо следует сказать о значении издательско-типологического компонента модели для ее практического использования при формировании конкретного книготоргового ассортимента. Только с учетом предмета, целевого назначения и читательского адреса издания можно правильно решать вопрос о включении или не включении этого издания в ассортимент книжного предприятия.

Хронотипологический (хронотопический) компонент позволяет отразить в типологической модели книготоргового ассортимента его динамичность, «подвижность». Ассортимент любого книготоргового предприятия складывается из тех изданий, которые уже были (уже проданы), еще находятся и еще будут в нем. Соответственно с этим можно представить и структуру данного компонента модели: ретроспективный, наличный и перспективный ассортимент.

Книготоргово-типологический (потребительско-типологический) компонент отражает в модели книготоргового ассортимента такие его внутренние типологические уровни, как ядро и книготорговый ассортиментный профиль. Каждый из этих уровней соответственно реализует в модели книготоргового ассортимента, во-первых, то общее и однотипное, что присуще всем отдельным книготорговым ассортиментам и обеспечивает удовлетворение потребности в книжной (социальной) информации общества в целом; во-вторых, то общее и однотипное, что присуще группе отдельных ассортиментов, объединенных общностью, например, типа книготоргового предприятия, и, что в то же время отличает его от других отдельных ассортиментов, не принадлежащих к этой группе, и обеспечивает удовлетворение потребности в книжной (социальной) информации какой-либо социальной группы, коллектива; в-третьих, то, что отличает данный отдельный книготорговый ассортимент от других, подобных ему, и обеспечивает удовлетворение индивидуальных потребностей в книжной (социальной) информации.