Реферат: Ценностно-смысловые ориентации студентов- психологов на завершающем этапе обучения в контексте профессионального становления

Название: Ценностно-смысловые ориентации студентов- психологов на завершающем этапе обучения в контексте профессионального становления
Раздел: психология, педагогика
Тип: реферат Скачать документ бесплатно, без SMS в архиве

Ценностно-смысловые ориентации студентов- психологов на завершающем этапе обучения в контексте профессионального становления

С.П. Лукьянова, Е.В. Пахомова

Особенность профессии психолога заключается в возможности воздействия на психическую сферу человека. При этом высока вероятность изменения этой сферы под влиянием личности психолога, и в том числе под влиянием его ценностно-смысловой сферы. В связи с этим возникла необходимость в знании того, какими особенностями характеризуется ценностно-смысловая сфера психо- логов-выпускников.

Ценности, согласно М. Рокичу, это обобщенные представления о благах и приемлемых способах их получения, на базе которых человек осуществляет сознательный выбор целей и средств деятельности [2]. Ценности личности выступают в качестве основы для формирования жизненной стратегии, во многом определяют линию профессионального развития [9, 10].

Важнейшей функцией ценностей является то, что они задают направленное отношение к окружающему миру, являются ориентирами для личности, служат эталоном для оценки большинства жизненных ситуаций [1]. В работе рассмотрены два компонента ценностносмысловой сферы - ценностные ориентации и смысло-жизненные ориентации.

Формирование ценностей - сложный и длительный процесс. Осознание ценностей порождает ценностные представления, на их основе развиваются ценностные ориентации, которые, в свою очередь, и представляют собой осознаваемую часть системы личностных смыслов [4].

Изучение ценностей неразрывно связано с изучением смысла. Смысл - это выражение отношения субъекта к явлениям объективной действительности, изменениям окружающего мира, собственной деятельности и поступкам других, к результатам творчества, красоте окружающего мира [7].

Формирование ценностно-смысловых ориентаций - еще более сложный процесс. Он реализуется посредством следующих психологических механизмов:интериоризации, идентификации, интернализации. Усвоение социальных ценностей происходит в процессе идентификации. Это, в свою очередь, обусловлено социализацией личности, которая представляет собой процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемого в общении и деятельности [8].

Характер и содержание ценностносмысловых ориентаций меняются на протяжении жизни под воздействием различных факторов [3]. После выбора профессии и поступления в университет жизнь человека изменяется коренным образом. Он становится членом новой социальной группы и готовится стать членом профессионального сообщества [5]. При этом необходимо учитывать, что профессия — это не только работа, квалификация или общность людей, профессия — это и образ жизни, которому присуща определенная профессиональная культура с определенным набором ценностей. Какие же ценности усваиваются студентами- психологами в процессе обучения?

Целью исследования являлось изучение особенностей ценностно-смысловых ориентаций студентов-психологов выпускных курсов в сравнении со студентами-первокурсниками и студентами непсихологических специальностей.

Методы исследования

В исследовании использовались следующие методики: тест смысложизненных ориентаций СЖО (Д.А. Леонтьев) и «Ценностные ориентации» (М. Рокич). СЖО позволяет оценить «источник» смысла жизни, который может быть найден человеком либо в будущем (цели), либо в настоящем (процесс) или прошлом (результат), либо во всех трех составляющих жизни. Методика М. Рокича основана на прямом ранжировании ценностей и позволяет изучить систему ценностных ориентаций. Она включает терминальные ценности («ценности-цели») и инструментальные ценности («ценности-средства»).

Обработка данных производилась с помощью методов математического анализа. Были использованы U-критерий Манна- Уитни и метод ранговой корреляции Спирмена. Для исследования взаимосвязи между групповыми иерархиями ценностей был применен метод ранговой корреляции Спирмена. Данный метод позволяет определить тесноту (силу) и направление корреляционной связи между двумя иерархиями признаков. Сравнение производилось между всеми исследуемыми выборками по усредненным данным, которые были проранжированы. Для оценки различий по шкалам методики СЖО между различными выборками использовался U-критерий Манна-Уитни. Этот метод определяет достаточно ли мала зона перекрывающихся значений между двумя рядами. Чем меньше область перекрещивающихся значений, тем более вероятно, что различия достоверны. Эмпирическое значение критерия U отражает то, насколько велика зона совпадения между рядами. Поэтому чем меньше U3Mn, тем более вероятно, что различия достоверны.

В исследовании приняли участие 4 группы испытуемых: (1) первая группа была представлена студентами-психологами первого курса, (2) вторая группа представлена студентами непсихологических специальностей, обучающихся на первом курсе, (3) третья группа состояла из студентов-психологов последнего курса и (4) четвертая группа включала студентов последнего курса непсихологических специальностей. Количество испытуемых в каждой группе - 30 человек.

Полученные результаты представлены в табл. 1 и 2.

Анализ данных, приведенных в табл. 1 и 2, показывает, что наиболее схожи иерархии ценностей между собой среди групп первокурсников (группа 1 и группа 2) и групп студентов последнего курса (группа 3 и 4). Из этого можно сделать вывод о том, что иерархия предпочитаемых ценностей зависит скорее от этапа обучения, чем от профессионального самоопределения.

Для всех групп наиболее значимыми являются терминальная ценность «Здоровье» и инструментальные ценности — «Независимость» и «Жизнерадостность».

К числу отвергаемых всеми группами терминальных ценностей относятся такие, как «Развлечения», «Счастье других» и «Красота природы и искусства». Таким образом, можно заметить, что студенты готовы пожертвовать какими-либо удовольствиями в настоящем в пользу будущего, они менее ориентированы на альтруистические и духовные ценности.

Наименьшую значимость из числа инструментальных ценностей имеют «Аккуратность», «Высокие запросы» и «Непримиримость к недостаткам других». «Непримиримость к недостаткам других» в современном мире считается довольно негативным явлением в связи с развитием рефлексии, толерантности.

Общая картина ценностно-смысловых ориентаций студентов представлена в табл. 3.

Студенты в целом в большей мере ориентированы на собственное благополучие, которое заключается в наличии хорошего здоровья и независимости. Жизнерадостность, по- видимому, может быть достигнута достаточно легко: нет необходимости иметь высокие запросы, а также такой духовной ценностью, как красота природы и искусства; аккуратностью и развлечениями можно пожертвовать.

Основные расхождения между иерархиями ценностей групп первокурсников и студентов последних курсов приходятся на такие терминальные ценности, как «Интересная работа», «Любовь», «Счастливая семейная жизнь» (более значимы для выпускников), «Свобода», «Уверенность в себе», «Развитие» (более значимы для первокурсников). Следовательно, ценности студентов первого курса связаны с саморазвитием, самореализацией. Студенты-выпускники ориентированы на ценности, связанные с личным счастьем. Для них более актуальны задачи создания семьи, поиск своего места в жизни.

Наименее значима ценность «Свобода» для студентов-психологов последнего курса

(различия между данными группы студентов- психологов последнего курса и аналогичной группой студентов непсихологических специальностей значимы (U3MO =312*, при р<0,05)). Возможно, это связано с более глубоким осмыслением этого феномена и пониманием того, как и за счет чего можно достичь высокой степени личностной свободы, так как изучению этого понятия уделяется достаточно

Таблица 1

Ценности

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

Активная деятельная жизнь

7

4

7

6

Жизненная мудрость

11

14

6

8

Здоровье

2

3

2

2

Интересная работа *

10

9

4

3

Красота природы и искусства

17

18

17

14

Любовь *

8

6

1

1

Материально обеспеченная жизнь

13

10

10

7

Наличие хороших и верных друзей

5

6

5

10

Общественное признание

9

13

15

17

Познание

15

11

14

12

Продуктивная жизнь

6

12

9

13

Развитие**

4

5

и

и

Развлечения

18

15

16

18

Свобода**

3

1

8

5

Счастливая семейная жизнь*

12

8

3

4

Счастье других

16

17

18

15

Уверенность в себе**

1

2

12

9

Творчество

14

16

13

16

Таблица 2

Ценности

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

Аккуратность

16

16

17

17

Воспитанность

5

12

15

7

Высокие запросы

17

17

16

18

Жизнерадостность

2

1

2

2

Исполнительность

15

14

12

11

Независимость

3

2

3

1

Непримиримость к недостаткам других

18

18

18

13

Образованность*

6

5,5

13,5

9

Ответственность

8

8

7

11

Рационализм

13

9

10

10

Самоконтроль

11

10

8

3

Смелость

14

5,5

13,5

13,5

Твердая воля **

12

11

4

6

Терпимость

7

7

11

13,5

Широта взглядов***

4

4

1

8

Честность

1

3

5

4

Эффективность в делах **

9

13

6

5

Чуткость***

10

15

9

16

Распределение средних рангов инструментальных ценностей по методике М. Рокича

Распределение средних рангов терминальных ценностей по методике М. Рокича

Примечание: *- ценности, более значимые для выпускников (р<0,05), выделены жирным шрифтом; **- ценности, более значимые для первокурсников (р<0,05), выделены курсивом.

*** - ценности, более значимые для психологов-выпускников (р<0,05), выделены жирным шрифтом.

Таблица 3

Предпочитаемые и отвергаемые студентами всех специальностей и этапов обучения ценности

Предпочитаемые

Отвергаемые

Терминальные

• Здоровье

Развлечения

Счастье других Красота природы и искусства

Инструментальные

Независимость

Жизнерадостность

Аккуратность

Высокие запросы

Непримиримость к недостаткам других

большое внимание на факультете психологии.

Результаты исследования смысложизненных ориентаций представлены в табл. 4.

Исследования смысложизненных ориентаций показали, что студенты-психологи выпускных курсов считают, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Они убеждены в том, что жизнь человека подвластна сознательному контролю. Эти показатели значимо отличается и от показателей студентов- психологов первого курса, и от показателей студентов непсихологических специальностей последнего курса (р<0,01). Возможно, это связано со знанием механизмов функционирования психики и путей расширения сознательного контроля над собственной жизнью, а также с обучением на факультете психологии, где уделяется много внимания необходимости нести ответственность за свою судьбу.

Таблица 4

Результаты по методике Д.А. Леонтьева «Смысложизненные ориентации»

Шкалы СЖО

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

1. Цель

32,83

34,77

33

34,4

2. Процесс

32,2

31,1

32,73

32,8

3. Результат

26,43

26,8

28,37

28,47

4. ЛК-Я

21,77

22,13

23,03

24,03

5. ЛК-жизнь

31,93

27,67

34,9

31,1

Общий балл

105,7

106,83

110,17

113,5

Группы соответствуют группам в табл. 1 и табл. 2.

Вывод подтверждается анализом результатов по шкале «Локус контроля — Я (Я - хозяин жизни)» «СЖО»: были выявлены значимые различия между группами студентов первого и последнего курсов (U3Mn=l 128**, р<0,01). Полученные данные говорят о том, что студенты последних курсов в большей степени, чем первокурсники, склонны осознавать себя людьми, которые в состоянии взять на себя ответственность за свою жизнь. Между группами студентов-психологов обнаруживаются значимые различия (р<0,05), поэтому можно предположить, что изучение психологии способствует формированию этого качества.

Существуют значимые различия между выпускниками и первокурсниками (U3Mn=l336,5*, р<0,05) в результатах по шкале «Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией». Выпускники считают прожшую часть жизни более результативной, чем первокурсники. Очевидно, это связано с большим опытом выпускников, их более позитивным отношением к прожитой жизни. Возможно, на показатели первокурсников оказал влияние неразрешенный кризис идентичности.

Студенты-психологи склонны выше оценивать значимость ценности «Творчество» (U3Mn=1352*, р<0,05).

Для студентов первокурсников важнее ценность «Образованность» (U3Mn =1450*, р<0,05), что неудивительно, так как именно для реализации этой ценности они и поступали в вуз. Для студентов-выпускников более значимы «Эффективность в делах» (U3Mn =1321*, р<0,05) и «Твердая воля» (U3Mn =1425, р<0,05). Возможно, это связано с осознанием себя как сильной личности, направленностью на решение проблем.

Для студентов-психологов последних курсов более значимой является «Широта взглядов», чем для студентов последних курсов непсихологических специальностей (Оэмп=231**, р<0,01). Причем у студентов-психологов имеется тенденция к увеличению значения этой ценности к концу обучения, а у студентов непсихологических специальностей, напротив, к уменьшению. Аналогичная ситуация складывается и с предпочтением ценности «Чуткость», она более значима для студентов-психологов последнего курса, чем для студентов последнего курса непсихологических специальностей (иэмп =317**, р<0,05). Также наблюдается тенденция к увеличению значимости данной ценности у студентов-психологов и уменьшением значимости у студентов непсихологических специальностей. И первое, и второе качество относятся к профессионально-значимым качествам успешных психологов.

Можно сделать вывод, что структура ценностно-смысловых ориентаций в большей степени зависит от этапа обучения, чем от профессиональной специализации. Было выявлено, что для студентов-выпускников наиболее актуальны ценности, связанные с личным счастьем («Интересная работа», «Любовь», «Счастливая семейная жизнь»), а для первокурсников - ценности, связанные с саморазвитием и самореализацией («Уверенность в себе», «Развитие», «Свобода»). Примечательно, что «Свобода» наименее важна для студентов- психологов последнего курса. Характерным является и то, что в числе инструментальных ценностей студенты-психологи склонны чаще, чем в других группах, выбирать «Чуткость» и «Широта взглядов» как довольно важные качества. Интересным является то, что для студентов-психологов и первого и последнего курсов более важными, чем для студентов непсихологических специальностей является ценность «Творчество». Возможно, это связано с самой спецификой профессии психолога, в которой не существует готовых схем.

В целом выпускники видят свою жизнь более осмысленной, их меньше волнуют вопросы смысла, они более удовлетворены прожитым отрезком. Студенты последних курсов более первокурсников убеждены в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь.

Список литературы

Батурин, НА. Оценочная функция психики / НА. Батурин. —М.: Изд-во ин-та психологии РАН, 1997. - 306 с.

Карандашев, НК. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство / НК. Карандашев. — СПб.: Речь, 2004. - 69 с.

Карпушина, Л. В. Психология ценностей российской молодежи: монография / Л.В. Карпушина, А.В. Концов. — Самара: Изд- во СНЦРАН, 2009. - 252 с.

Кирилова, НА. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников / Н.А. Кирилова // Вопросы психологии. — 2000. - № 4. - С.29-3 7,

Климов, Е.А. Идеалы культуры и становление субъекта профессиональной деятельности / Е.А. Климов // Психологический журнал. - 2005. - Т. 26. -М3.- С. 94-101.

Леонтьев, Д.А. Возвращение к человеку / Д.А. Леонтьев, В.Г. Щур // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. — М.: Смысл, 1997. - С 3-18.

Пископпель, А.А. От традиционных ценностей к уникальным смыслам / А.А. Пископпель // Вопросы психологии. — 2001. — № 6. -С. 103-119.

Серый, А.В. Ценностно-смысловая сфера личности: учебное пособие / А.В. Серый, М.С. Яницкий. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999. -92 с.

Чудновский, В.Э. Психологические составляющие оптимального смысла жизни /

В.Э. Чудновский // Вопросы психологии. - - No3.-С. 3-14.

Schwartz, S. Н. Towards a Psychological Structure of Human Values / S.H. Schwartz, W Bilsky // Journal of Personality and Social Psychology. - 1987. -№ 53. -P. 550-562.