Реферат: Дания: инвестиции в финансовый сектор

Название: Дания: инвестиции в финансовый сектор
Раздел: Рефераты по экономике
Тип: реферат Скачать документ бесплатно, без SMS в архиве

Халипина Д.В., студент

кафедра «Финансы» МГТУ им. Н.Э. Баумана

Экономика Дании имеет высокоразвитую структуру, согласно индексу преуспевания цен Legatum Institute Дания входит в тройку наиболее преуспевающих стран. Размер ВВП на душу датского населения составляет 39 тысяч долларов. Положительный рост ВВП Дании наблюдаются с 1987г. Ведущими отраслями промышленности Дании являются металлообработка, машиностроение и приборостроение. Legatum Prosperity Index - это ежегодный индекс, основанный Legatum Institute, который проводит оценку экономического развития 142 стран. В список факторов, которые влияют на место страны в рейтинге, входят здравоохранение, экономический рост, социальный уровень жизни.

Таблица 1

Страна

Место в общем рейтинге

Экономика

Степень

поддержк

и

государст

ва

Образова

ние

Здравоохра

нение

Безопасность

Социальное

благополучие

Норвегия

1

2

13

6

4

2

1

Дания

2

19

3

16

16

8

2

Швеция

3

5

4

12

14

6

9

Австрали

я

4

10

8

2

17

19

3

Согласно Legatum Prosperity Index, степень поддержки государства и социального благополучия в Дании находятся на высоком уровне. Несмотря на то, что экономика Дании в рейтинге занимает 19 позицию и занимает последнее место среди первых четырех лидеров, объем экспорта в 2011 году составил более 10 млрд. долл и по размеру ВВП на душу населения - 40,2 тысяч долл. - страна находится на 8-ом месте в Евросоюзе.

Важное место занимает также производство продовольственных товаров, напитков и табачных изделий; химическая; фармацевтическая; целлюлозно-бумажная и полиграфическая промышленность; деревообрабатывающая и мебельная промышленность. Основными статьями датского экспорта являются машины и оборудование, продукция агропромышленного комплекса, промышленные товары. Номенклатура импорта достаточно широкая, наряду с металлами, лесом, пиломатериалами, энергоносителями, химическими товарами в значительных объемах закупаются машины и оборудование, потребительские товары и сельхозпродукция.

Основными элементами финансовой системы Дании являются:

Рис. 1. Основные элементы финансовой системы Дании.

Финансовый рынок объединяет валютный рынок и рынок ценных бумаг.

Ежегодный обмен валюты в Дании составляет 25 млрд.долл. На валютном рынке Дании представлены: центральный банк (Danmarks Nationalbank); крупнейшие датские коммерческие банки: Danske Bank, Nordea; датские филиалы иностранных банков: SvenskaHandelsbanken, SkandinaviskaEnskildaBanken- SEB(Швеция); GEMoneyВank, Citibank (США). Американский концерн IBM совместно с британским институтом The Economist Intelligence Unit (EIU) опубликовали анализ состояния финансовых секторов наиболее развитых стран мира. В списке стран с наилучшими показателями финансового сектора, подготовленном IBM и EIU, Дания находится на 4 месте в мире после Швейцарии, Великобритании и США. Авторы доклада особо отметили достижения датских банков в области автоматизации и стандартизации процессов, а также общую готовность финансового сектора Дании к вызовам глобализации. Специалисты IBM и EIU отмечают, что датские финансовые институты одними из первых в мире начали внедрять у себя передовые IT системы и уже создали общую мощную IT инфраструктуру. У датских банков имеются благоприятные перспективы развития деятельности за рубежом, т.к. они особенно хорошо зарекомендовали себя в области обслуживания физических лиц (private banking). Датские банки выделяются наличием большого количества сотрудников с высокой специализацией, что отражает высокий уровень компетентности банков.

Согласно датскому законодательству, регулирование общего порядка инвестиций осуществляется в соответствии с Законом № 372 от 23.12.1964 г. и Законом № 279 от

04.1988 с рядом поправок. Условия и законодательная база в области инвестиций в Дании, механизмы регулирования и стимулирования инвестиций В национальное законодательство Дании имплементировано более 99,5% действующих директив ЕС. Это же относится и к инвестициям, рост или сокращение которых регулируется исключительно спросом, свободной рыночной экономикой и общими правилами для всех касательно определенной сферы вложения капитала. Как член ЕС, Дания выполняет решения, принимаемые на уровне ЕС.

Стимулирование инвестирования в малые и средние предприятия (МСП) осуществляется в виде немногочисленных льгот. С 2002г. существует система снижения налогов (субсидий) для предпринимательского сектора в целом, которая позволяет изымать из налогообложения сумму равную 150% их расходов на исследовательскую деятельность. Однако отмечается слабое использование предпринимателями этих возможностей. Предпочтения по поставке товаров и вложения средств отдается другим странам, где коммерческие условия более выгодны. Инвестиции, субсидирование и государственное стимулирование приоритетных отраслей. Валютно-финансовое регулирование инвестиционной деятельности осуществляется в соответствии с законом №372 от 23.12.1964г. с поправками, внесенными законом №279 от 11.04.1988г., а также приказом министерства промышленности и предпринимательства от 22.08.1988г. Отсутствуют ограничения для инвестиций, займов, репатриации капитала, процентов по депозитам, импорта и экспорта. Платежи (переводы) осуществляются через уполномоченных посредников или Центральный банк Дании.

В Дании действует программа государственного гарантирования инвестиций, в т.ч. в страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ). Страхование осуществляется только в отношении политических рисков (национализация, военные действия и т.д.). Гарантии датским компаниям предоставляются при условии выплаты ими ежегодной премии в 0,5% гарантируемой суммы, и покрывают 90% инвестиций. Заявки на получение гарантий рассматриваются государственным Экспортным кредитным фондом (ЭКФ), входящим в структуру министерства экономики и предпринимательства Дании. В экономике Дании прямыми иностранными инвестициями считаются все прямые переводы, зафиксированные банками - в конечном итоге Национальным банком Дании - между Данией и другой страной. С высоким уровнем оплаты труда и налогообложения Дания должна привлекать инвестиции в высокопродуктивные предприятия. Это предполагает повышение подготовки кадров и дальнейшую поддержку НИОКР.

Для МСП с объемом оборота до 15 млн. крон (примерно 2,5 млн. долл.) разрешается отсрочка выплаты НДС до 40 дней. Установлены умеренные административные выплаты при открытии нового малого или среднего предприятия, некоторые льготы в административных платежах при «смене поколений руководителей» и др.

Стимулирование инвестиций также осуществляется в виде создания специализированных фондов, выделения государственных грантов, прямого (выделение средств для Инвестиционного фонда для развивающихся стран, закупка компьютеров для школ) и косвенного бюджетного финансирования (прогрессивное уменьшение базы налогообложения при модернизации производства). Оно осуществляется также в виде реализации специализированных отраслевых или министерских программ развития приоритетных отраслей, возврата налоговых выплат, поддержки МСП и отдельных регионов, либо в иных формах. Это относится и к отраслям новой экономики (информационных технологий, биотехнологий и ряда других).

Правительство поощряет создание фондов в определенных сферах («Венчурный фонд для МСП», фонды и льготное кредитование молодых предпринимателей в отдельных отраслях). Одним из таких фондов, например, является государственный венчурный «Фонд роста», задача которого заключается в привлечении внутренних и зарубежных инвестиций в наиболее перспективные отрасли датской экономики.

Вложение этих средств осуществляется исключительно в национальные предприятия и проекты, в которых участвуют датские компании.

В «Совете инвестиционных объединений» отметили, что на начало 2012 года подавляющая часть инвестиций в облигации совершалась через инвестиционные объединения, несмотря на то, что прямой вид инвестиций, с точки зрения издержек и прибыльности, более выгоден. Это говорит о высоком доверии иностранных инвесторов к национальным инвестиционным объединениям, особенно в свете нестабильности финансовых рынков, заставляющей иностранных инвесторов искать более надежный инвестиционный климат в Дании. Датское государство не проводит активной инвестиционной политики за рубежом. Из общей суммы размещенных за пределами страны датских финансовых средств на долю правительства, Национального банка Дании и фондов социального обеспечения вместе взятых приходится порядка 12% против 88%, вложенных частным сектором.

Для привлечения инвестиций в Данию специально создано датское агентство по привлечению иностранных инвестиций “Invest in Denmark”, которое является структурным подразделением Экспортного совета Министерства иностранных дел Дании. Его деятельность регламентирована внутренними актами МИД.

Финансирование деятельности осуществляется из бюджета МИД Дании. Целью “Invest in Denmark” является привлечение иностранных инвесторов в Данию как страну с высоким уровнем развития науки и техники, с хорошо развитой инфраструктурой и высококвалифицированной рабочей силой. Основная задача - привлечение инвестиций в высокотехнологичные отрасли.

В своей деятельности “Invest in Denmark” особое внимание уделяет трем направлениям деятельности:

привлечение иностранных компаний для размещения в Дании региональных представительств, дистрибьюторских складов и пр.;

привлечение иностранных инвесторов для создания в Дании исследовательских и конструкторских центров в области беспроводных коммуникаций и оптики;

привлечение инвестиций в динамично развивающийся сектор биотехнологий, фармацевтики, медицинских приборов и др.

Дания привлекает иностранный капитал действующим в стране особым налоговым режимом в отношении иностранных холдинговых компаний. Многими экспертами юрисдикция Дании рассматривается как наиболее удобная в налоговом плане для создания и работы международных холдинговых структур. При этом речь идет, естественно, об официально разрешенной деятельности, а движение финансовых потоков находится под строгим контролем финансовых служб. Все это способствует тому, что Дания на протяжении последнего ряда лет имеет высокую деловую репутацию и, в частности, относится к числу стран, наименее подверженных коррупции, вследствие успешно действующих антикоррупционных законов и инициатив.

По существующим в Дании правилам, холдинг, учрежденный как минимум двумя компаниями-нерезидентами, и находящийся на территории Дании, освобождается от налога на дивиденды, получаемые от зарубежных дочерних предприятий при условии, что холдинг является держателем не менее 25% акций таких предприятий (для датских холдинговых компаний налог на дивиденды установлен по ставке 5%). Перевод активов на датское юридическое лицо, которое непосредственно не занимается коммерческой деятельностью, позволяет минимизировать налоговые издержки по получению дивидендов, которые затем перечисляются в материнские компании[4]. По мнению экспертов, такая нормативная база в области налогообложения является привлекательной и способствует росту создания в стране филиалов и представительств зарубежных компаний, заинтересованных в уменьшении налоговых затрат.

Одним из наиболее значительных шагов Правительства Дании в сфере государственного регулирования внешнеэкономической и инвестиционной деятельности стал представленный 26 февраля 2013 г. на рассмотрение парламентских фракций «План экономического роста», которому в СМИ также дали название «Пакет мер по повышению конкурентоспособности экономики». Девиз плана - «Экономически сильные предприятия и больше рабочих мест». В условиях дефицитности госбюджета, начало выполнения отдельных пунктов плана намечено на ближайшую перспективу (2014-2015 гг.), а остальных - вплоть до 2018-2020 гг.

Планом предусматриваются мероприятия по трем основным направлениям:

Улучшение условий ведения бизнеса. На эти цели в 2014 году будет выделено 3,8 млрд. крон (-655 млн. долл.) с последующим увеличением ассигнований до 10 млрд. крон (-1,7 млрд. долл.) в 2020 году;

Увеличение государственных и муниципальных инвестиций, на что только в 2014 году будет выделено 5,8 млрд. крон (1 млрд. долл.);

Улучшение условий профессиональной подготовки и переподготовки, на что на период 2014-2017 гг. будет выделен 1 млрд. крон (-170 млн. долл.).

Одним из важнейших пунктов плана является постепенное (в течение ближайших трех лет) снижение налога на прибыль с 25% до 22%. Принятие решения о снижении налога на прибыль позволит укрепить конкурентоспособность датской экономики (как производства, так и сектора услуг), повысить её инвестиционную привлекательность, создать более благоприятный климат для ведения бизнеса в Дании и, в конечном итоге, значительно увеличить занятость в стране. Следует отметить, что снижение налога на прибыль до 22% не касается банков, а также компаний, занятых добычей нефти и газа в датском секторе Северного моря. Кроме того, постепенно будет упразднен, так называемый «СО2-налог» на электроэнергию, что также должно способствовать повышению конкурентоспособности датской экономики. Полное упразднение данного налога будет обходиться казне в сумму до 240 млн. долл. в год.

В последнее время инвестиции Дании сильно укрепились, страна постоянно была и остается перспективной для иностранных инвесторов. В целом, бизнес, инвестирующий в Данию, выигрывает не только от благоприятной макроэкономики страны, но и благоприятных условий налогообложения, низких затрат на рабочую силу и т.п. Инвесторам предлагается ряд существенных налоговых льгот. Компании Дании также выигрывают от выгодных условий списывания амортизации.

Список литературы

Научная статья «Экономика в Дании» портала Webeconomy.ru

Данные о Legatum Prosperity Index взяты с портала www.prosperity.com

Халипина Д.В., Куликова Е.В. «Сравнительный анализ лизинговых операций, используемых в России и Германии», Научный журнал «Вестник МГТУ», том 12, часть 5 (март 2012 г.). - Москва, 2012. - С.166 - 173

Куликова Е.В. глава «Интеллектуальный капитал», учебник «Управление финансами наукоемких организаций», издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана, под. Ред. Соколова Е.В. - Москва, 2008.

Еженедельный новостной журнал The Economist, научная статья The world in figures: Countries: Denmark от 18.11.2013 г.