Реферат: Направленность и иерархия ценностных ориентаций в юношеском возрасте (анализ гендерных различий)

Название: Направленность и иерархия ценностных ориентаций в юношеском возрасте (анализ гендерных различий)
Раздел: психология, педагогика
Тип: реферат Скачать документ бесплатно, без SMS в архиве

Направленность и иерархия ценностных ориентаций в юношеском возрасте (анализ гендерных различий)

Девятых С.Ю.

Хотя человек рождается со многими биологическими задатками, формирование его личностных свойств обуславливается социальными взаимодействиями и закономерностями. Потребности человека, его сознательные и бессознательные отношения к действительности, личностные взаимосвязи должны рассматриваться как феномены, являющиеся результатом дифференцировки и конкретизации закономерностей системы социально культурных ценностей [1].

Ценности составляют единую нормативную систему, которая регулирует поведение людей и социальных групп в обществе и является ориентиром при выборе способа действий, проверяет и отбирает идеалы, выстраивает цели, содержит способы достижения этих целей. Ценности являются частью сознания, как отдельного человека, так и общественного сознания [2]. Их существование связано с таким восприятием действительности, которое опосредуется социальными чувствами и которое возвышается над миром непосредственных потребностей и интересов [3].

В психологии под ценностями понимается разделяемое обществом или социальными группами убеждение по поводу целей, которые необходимо достичь, и тех основных путей и средств, которые ведут к этим целям: и ценности базовые, терминальные, и ценности-средства, инструментальные [4]. Ценностное восприятие действительности порождает и мотивацию действий и поступков, основанную на ценностных отношениях, дополняющую и обогащающую мотивацию, основанную на потребностях [4, с. 166]. Б.Г. Ананьев подчеркивал, что ценности и сформированные на их основе ценностные ориентации «образуют первичный класс личностных свойств» [5].

В отличие от ценностей, ценностные ориентации - особое субъективное, индивидуализированное и мотивированное отражение в психике и сознании человека или социальной группы ценностей общества на конкретном этапе его исторического развития [4, с. 608].

Если ценности выражают некоторые абсолютные нормы, цели, идеалы, которым следует все общество, то ценностные ориентации относительны и индивидуальны: они описывают индивидуальное отношение к ценностям или выбор конкретных ценностей в качестве нормы своего поведения. При этом, как отмечает СЛ. Рубинштейн, ценностные ориентации, наряду с направленностью личности, проявляются в динамических тенденциях, которые «в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами, в свою очередь, определяясь ее целями и задачами» [6]. По замечанию Б.Ф. Ломова, «ценностные ориентации, как и любую психологическую систему, можно представить как многомерное динамическое пространство, каждое измерение которого соответствует определенному виду общественных отношений и имеет у каждой личности различные веса» [7].

Хотя формирование ценностных ориентации - длительный процесс, но именно юношеский возраст рассматривается как период интенсивного формирования ценностных ориентации личности. Именно в юности появляются необходимые для их формирования и дифференциации предпосылки: овладение понятийным мышлением, накопление достаточного морального опыта, занятие определенного социального положения в группе значимых других [8].

Для изучения тендерных особенностей структуры и иерархии ценностных ориентации (ЦО) в юношеском возрасте нами была использована наиболее распространенная в отечественной психологической литературе методика М. Рокича (адаптирована А. Гоштаутасом, Н.А. Семеновым, В.А. Ядовым), которая основана на ранжировании списков терминальных и инструментальных ценностей [9].

Методика исследования включала перечисленные в произвольном порядке 18 терминальных и 18 инструментальных ценностей, каждую из которых испытуемый должен был оценить по 5-балльной шкале с точки зрения ее значимости для него как цели жизни. Таким образом, стандартная процедура принудительного ранжирования, предложенная в оригинальной методике, была заменена нами привычной для испытуемых 5-балльной шкалой. В исследовании приняли участие 121 юноша и 124 девушки в возрасте 18-20 лет.

В соответствии с целями исследования было поставлено несколько задач: во-первых, определить иерархическую структуру ЦО юношей и девушек от¬дельно для Т-ценностей и И-ценностей, во-вторых, выявить тендерные особенности дифференциации ценностей в юношеском возрасте, в-третьих, определить степень согласованности мнений об иерархии ценностей между группами юношей и девушек и, в-четвертых, проанализировать место семейных ценностей в структуре ценностных ориентации юношей и девушек.

По «ступеням» значимости ценности распределялись в зависимости от своего среднего балльного «веса». При этом средний балл определялся путем деления суммы всех оценок по этой ценности на число испытуемых в группе. Ценности, организованные сообразно полученным ими значениям, образовали иерархические структуры Т-ценностей и И-ценностей юношей и девушек. Высший ранг (1-й) присваивался ценности, набравшей наибольший средний балл, а низший (18-й) -ценности, набравшей соответственно самый наименьший.

Мы воспользовались схемой интерпретации, предложенной И.В. Дубровиной и соавторами. Исследователи исходили из положения о том, что ценности, попавшие в верхнюю часть этой структуры, определяют ведущую, основную ориентацию юношей и девушек на те или иные цели деятельности, что позволяет содержательно охарактеризовать направленности личности испытуемых. Ценности, расположенные в нижней части, также характеризуют направленность личности, так как указывают на незначимость содержащихся в них целей. Ценности, сгруппировавшиеся в середине иерархической структуры, хотя и малоинформативны, но, вместе с тем, добавляют штрихи к общей оценке содержательной стороны ЦО личности [10].

Полученные нами данные позволяют представить иерархическую структуру основных Т- и И-ценностей юношей и девушек.

Для юношей высшие баллы среди Т-ценностей получили «здоровье» (4,86 - здесь и далее средний балл), «наличие хороших и верных друзей» (4,60), «интересная работа» (4,55). Середину иерархии (ранги с 8-го по 13-й) ценностей у юношей заняли такие из них, как «счастливая семейная жизнь» (4,36), «свобода, самостоятельность» (4,34), «жизненная мудрость» (4,29), «возможность расширения кругозора» (4,26), «развитие, работа над собой» (4,21), «любовь» (4,01). Замыкают иерархию Т-ценностей «переживание прекрасного в природе и искусстве» (3,64) и «возможность творческой деятельности» (3,62).

В иерархии Т-ценностей девушек ценность «здоровье» также занимает первое место, ее средний балл составил 4,77. Следующими в иерархии по их «весу» поставлены «счастливая семейная жизнь» (4,76) и «любовь» (4,66). В середине иерархии Т-ценностей у девушек расположились «свобода, самостоятельность» (4,37), «активная деятельная жизнь» (4,13), «продуктивная жизнь» (4,12), «возможность расширения своего кругозора (4,10), «развлечения» (4,08), «развитие, работа над собой» (4,05). Замыкают список (ранги 16-18) - «возможность творческой деятельности (3,77), «общественное признание» (3,74) и «переживание прекрасного в природе и искусстве» (3,50).

Аналогично Т-ценностям были распределены по 18-ступенчатой ранговой шкале и И-ценности испытуемых.

У юношей возглавляют иерархию такие ценности, как «умение здраво рас¬суждать», «ответственность» и «образованность» (соответственно - 4,45, 4,44 и 4,36). Средние позиции в структуре И-ценностей юношей занимают «чуткость» (4,30), «честность, искренность» (4,28), «умение настоять на своем» (4,27), «чистоплотность» (4,26), «трудолюбие, продуктивность в работе» (4.25), «исполнительность, дисциплинированность» (4,13), «умение понять чужую точку зрения» (4,16).

У девушек первые три позиции в иерархии И-ценностей занимают «чисто-плотность», «воспитанность» и «чуткость» (соответственно - 4,58, 4,45 и 4,40). Средние позиции в иерархии И-ценностей у девушек занимают такие из них, как «смелость в отстаивании своих взглядов» (4,28), «образованность» (4.26), «умение настоять на своем» (4,21), «независимость» (4,19), «жизнерадостность» (4,18), «исполнительность, дисциплинированность» (4,13). Замыкают иерархию И-ценностей и у юношей, и девушек ценности «терпимость» (юноши - 3,72; девушки - 4,06), «высокие запросы» (3,66 и 3,74 соответствен¬но) и «нетерпимость к недостаткам в себе и других» (3,64 и 3,23 соответственно). Как видно из приведенных данных, малоценными и незначащими и для юношей, и для девушек оказались одни и те же ценности.

Попытаемся на основе полученных данных сконструировать ценностно-ориентационный портрет исследуемых групп юношей и девушек.

Для юношей он будет выглядеть следующим образом. Главное в жизни - здоровье и наличие хороших друзей, при условии, что имеешь интересную работу. Совсем неплохо быть уверенным в себе. Но этого можно добиться только на основе продуктивной, деятельной жизни. Вполне возможно, что все это может со¬ставить основу материального благосостояния. Хотя счастливая семейная жизнь и привлекательна, но дорога и свобода. Возможно, есть люди, мечтающие обрести любовь и связывающее свое счастье со счастьем и благосостоянием других. С этим можно согласиться, если предстоящие заботы будут такими же необременительными, как развлечения. И уж совсем не стоит тратить время на переживание прекрасного в природе или искусстве, тем более - расстраиваться, когда нет возможностей реализовать себя в творческой деятельности

Главными целями-средствами должны стать умение здраво рассуждать и ответственность, а для этого необходимо получать образование. Неплохо быть независимым и смелым в отстаивании своих взглядов, но при этом со¬хранить жизнерадостность при условии, что все - под контролем. Воспитанность и исполнительность, несомненно, важные качества успешного в своем деле человека, но вполне можно обойтись и без них, тем более, если твои запросы невелики. И уж совсем не нужно обременять себя нетерпимостью к недостаткам, и своим, и чужим, впрочем, и терпимостью к ним не следует себя особо обременять.

Ценностно-ориентационный портрет девушек будет выглядеть примерно так. Главное в жизни - здоровье и счастливая семейная жизнь, основанная на любви. Работа тоже важна, ведь она дает возможность обеспечить себя материально. При этом неплохо, если рядом всегда будут надежные друзья. Думать о счастье и благосостоянии других - важно, но пока с этим можно и не спешить, и, тем более, не следует беспокоиться об общественном признании или тратить время на переживание прекрасного в природе или искусстве.

Средства-цели, на которые ориентированы девушки, можно представить следующим образом. Главное - чистоплотность и воспитанность, но при этом важно быть чутким и ответственным. Умение здраво рассуждать, трудолюбие -все это может способствовать успеху, но при этом неплохо было бы получить и образование. Не следует обременять себя ни излишним самоконтролем, ни нетерпимостью к своим недостаткам, к недостаткам других, впрочем, быть терпимым к ним также не стоит. Пожалуй, следует отказаться от высоких запросов и не тратить времени на переживание прекрасного в природе и искусстве.

Статистическая значимость различий устанавливалась при помощи t-критерия Стьюдента, кроме того, используя бисериальный коэффициент корреляции, проверялась гипотеза о том, что существующие различия связаны с полом испытуемых. В направленности терминальных ценностей были обнаружены следующие различия. Юноши более ориентированы на такие ценности, как «активная деятельная жизнь» (различия достоверны: р < 0,001; связаны с полом: р < 0,001), «жизненная мудрость» (различия достоверны: р < 0,001; связаны с полом: р < 0,001), «продуктивная жизнь» (различия достоверны: р < 0,001; связаны с полом: р < 0,001). Девушки - на такие ценности, как «любовь» (различия достоверны: р < 0,001; связаны с полом: р < 0,001) и «семейная жизнь» (различия достоверны: р < 0,001; связаны с полом: р < 0,001). Относительно инструментальных ценностей различия выглядят следующим образом: юноши в большей степени, чем девушки, ориентированы на ценности «непримиримость к недостаткам в себе и других» (различия достоверны: р < 0,001; связаны с полом: р< 0,01) и «самоконтроль» (различия достоверны: р < 0,001; связаны с полом: р < 0,001), а девушки - «чистоплотность» (различия достоверны: р < 0,001; связаны с полом: р< 0,001), «воспитанность» (различия достоверны: р < 0,01; связаны с полом: р< 0,01) и «терпимость» (различия достоверны: р < 0,01; связаны с полом: р < 0,001). Все это позволяет говорить о несколько большей «инструментальной» направленности юношей, которая предполагает активность, рациональность и агрессивность, и «экспрессивную» направленность девушек, выражающуюся в их большей ориентированности на других, что согласуется с традиционным прочтением мужественности и женственности.

Рассмотрим, насколько согласуются ЦО юношей и девушек с традиционными общественными представлениями о должном для мужчины и для женщины.

Для юношей главное - работа, активная и продуктивная жизнь, то есть все то, что лежит за пределами семейного круга. И методы, достойные постав¬ленных целей, выбираются ими: рассудительность и ответственность. При этом семья для них выступает как традиционный «тыл», что вполне вписывается в традиционную схему мужской успешности. Девушки, на первый взгляд, также традиционны, заявляя о том, что семья и любовь являются приоритетными. Но, при этом, ценность работы для них не ниже, чем для юношей. Если учесть, что к вполне традиционным для женщин целям-средствам воспитанности и чуткости они добавляют ответственность и умение здраво рассуждать, то станет ясно, что они совершенно не вписываются в традиционную схему женского успеха: «семья - муж - ребенок». То есть, что они готовы строить свое счастье своими руками и больше не ждут «принцев».

В подтверждение высказанных положений обратимся к рассмотрению согласованности иерархий ЦО юношей и девушек. Использование коэффициента конкордации Кендалла позволяет утверждать, что иерархии терминальных и инструментальных ценностей юношей и девушек согласованы между собой на уровне 0,1%. Иначе говоря, выявленные различия не позволяют говорить о том, что иерархии ценностных ориентации юношей и девушек принципиально различаются между собой. Это, на наш взгляд, может говорить о том, что базовые принципы социализации мальчиков (юношей) и девочек (девушек) уже в полной мере не учитывают традиционных социокультурных стереотипов о том, что социально должно для мужчин и для женщин.

Обратим внимание еще на один момент. В иерархии ЦО юношей и девушек ценность «счастливая семейная жизнь» занимает достаточно высокое место. Вместе с тем, ценность «счастье и благосостояние других» и у юно¬шей, и у девушек занимает одну из самых нижних позиций. Согласно принятой нами трактовке, это может указывать на незначимость этой ценности для испытуемых. В связи с чем можно предположить, что, во-первых, и юноши, и девушки ориентируются преимущественно на индивидуалистские ценности, в первую очередь - на ценности личной социальной успешности; во-вторых, и юноши, и девушки вступление в брак рассматривают с точки зрения удовлетворения своих собственных потребностей, а не потребностей другого, что согласуется со ставшим всеобщим мнением о все большем возрастании психологических функций семьи. Кроме того, это может указывать на то, что вступление в брак и создание семьи еще не является для них актуальным. Впрочем, оба последних положения все же требуют дополнительной проверки.

Полученные данные позволяют утверждать, что юноши преимущественно ориентированы на традиционно мужские, для нашей культуры, ценности, а девушки - на ценности, как традиционно женские, так и традиционно мужские. Причем эти их ориентации выстроены на фоне общей доминирующей и для юношей, и для девушек направленности на индивидуалистские ценности.

Список литературы

1. Социальная психология личности [Отв. ред. М.И. Бобнева, Е.В. Шорохова] -

М., 1997. - С. 171-172

2. Психология: Учебник / Под ред. А.А. Крылова. - М., 2001. - С. 256-257.

3. Здравомыслов А.Г. Потребности. Ценности. Интересы. - М., 1986. - С. 165.

4. Крысько В.Г. Социальная психология. Словарь-справочник. - Мн., - М., 2001. -С. 607.

5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб., 2001. - С. 146.

6. Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. - СПб., 2003. - С. 519.

7. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Отв. ред. Ю.М. Забродин, Е.В. Шорохова. - М., 1984. - С. 36.

8. Кириллова Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуаль¬ности старших школьников // Вопросы психологии, 2000, № 4. - С. 30.

9. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности I Под ред. В.А. Ядова. - Л., 1979 - С. 208-209.

10. Формирование личности старшеклассника I Под ред. И.В. Дубровиной. - М , 1989. - С. 16.