Сочинение: Базаров - лицо трагическое
Название: Базаров - лицо трагическое Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку Тип: сочинение | |
Базаров - лицо трагическое.
Сочинение по литературе Ученика 10 "А" класса Алексеева Виктора.
По роману И.С. Тургенева "Отцы и Дети"
План. I. Оценка реальных характеров. II. Оценка характеров в литературе. III. Противоречие замысла романа его содержанию. IV. Влияние Тургенева на Базарова. V. Влияние Базарова на Тургенева. VI. Как можно проанализировать Базарова. VII. Споры с Павлом Петровичем - как средство узнать Базарова. 1. Павел Петрович - "представитель сковывающей, леденящей силы прошедшего". 2. Базаров - "представитель разрушительной, освобождающей силы настоящего". 3. Диалектика отношений Базарова и Павла Петровича. VIII. Чувственная сторона натуры Базарова. IX. Смерть Базарова, как средство к более точному изображению характера Базарова. X. Нужны ли Базаровы обществу? XI. "А все-таки трудно живется Базаровым". В принципе, сказать: "Он - хороший человек", нельзя. Равно как и сравнить двух людей. Ведь в каждом из нас столько разнообразных черт и особенностей, и среди них обязательно есть и отрицательные и положительные. Поэтому, оценивая любого человека, необходимо рассматривать его с каждой стороны в отдельности. В литературе ситуация сильно осложняется, ведь мы видим все литературное пространство сквозь призму авторского восприятия. У некоторых персонажей, например, могут начисто отсутствовать хорошие черты. Причем на каждом шагу нам приходится задумываться: "А не предвзятое ли отношение у автора?" В большинстве случаев мы можем решить для себя этот вопрос. Но иногда нам совершенно неясно: сам ли герой мог так поступить или же автор заставляет его так делать? Подобная ситуация отчасти проявилась в романе Ивана Сергеевича Тургенева "Отцы и дети". Автор первоначально задумал написать поучительное произведение для молодежи, со взглядами которой был не согласен, но "крутой Базаров увлек Тургенева" # 1. "Он (Тургенев) хотел сказать: наше молодое поколение идет по ложной дороге, и сказал: в нашем молодом поколении вся наша надежда" #2 . Он не мог рисовать заведомо неправильную картину, "не мог доказывать своими образами предвзятую идею" #3.
" -Как? Не только искусство, поэзию… но и… страшно вымолвить… -Все, - с невыразимым спокойствием повторил Базаров" #2 . Он нарушает многие нормы приличия. Называет виднейших деятелей культуры совершенно ненужными. Очень холодно относится к человеку, который благоговеет перед ним - к Аркадию Николаевичу Кирсанову. Вдобавок, своим невниманием причиняет много страданий родителям: Василию Ивановичу и Арине Власьевне Базаровым. И все это подчеркивается чересчур флегматичным, на первый взгляд, характером. Но сила натуры Базарова изменяет и автора. В процессе повествования можно отметить перемену в отношении автора к своему герою. Если в начале произведения И.С. Тургенев его недолюбливает, то к концу открыто симпатизирует. Писарев сказал: "Вглядываясь в своего Базарова, Тургенев, как человек и как художник, растет в своем романе, растет на наших глазах и дорастает до правильного понимания, до справедливой оценки созданного типа".
В свою очередь, Базаров "мог бы явиться представителем разрушительной, освобождающей силы настоящего" #1 . Он в отличие от Павла Петровича никого, по-моему, подчинить не пытается. Он не противится тому, чтобы его любили или уважали, если это приносит пользу или хотя бы не ущемляет его личные интересы, ведь "не богам же горшки обжигать" #2 . В Базарове все вертится вокруг огромнейшего эгоизма и самомнения. Именно этим качествам своего характера Базаров обязан всем. Он живет "по расчету" #4 , исходя только из своих интересов и потребностей. Он не нуждается ни в ком, не имеет высокой цели впереди, ни к чему не стремится, а сил и энергии хоть отбавляй (в этом и заключается основной аргумент для доказательства трагизма натуры Базарова). Он понимает, что он не такой как все, но не пытается быть похожим на других. Он "полон собой, своей внутреннею жизнью и не стесняет ее в угоду принятым обычаям и церемониям. Здесь личность достигает полного самоосвобождения, полной особенности и самостоятельности" #5 .
Десять страниц, на которых описана смерть Базарова, являются наиболее яркими и выразительными, в плане изображения характера Базарова. Тургенев представляет нам законченную картину "Смерть героя". В ней такие черты Базарова как рассудочность, расчетливость, холодность блекнут, и верх берет чувственная сторона его характера. В нем просыпается "насильственно сдавленное чувство" #3 , и это естественно, что в свою последнюю минуту он хочет увидеть свою любимую. Он встречает смерть "с гордо поднятой головой" #4 , он не обманывает себя пустыми надеждами. Как врач, он ни минуты не сомневается в справедливости диагноза и знает его исход. "Умереть так, как умер Базаров, - все равно, что сделать великий подвиг", - сказал Д.И. Писарев.
"А Базаровым все-таки плохо жить на свете, хоть они припевают и посвистывают. Нет деятельности, нет любви, - стало быть, нет и наслаждения. Страдать они не умеют, ныть не станут, а подчас чувствуют только, что пусто, скучно, бесцветно и бессмысленно. " #1. Используемая литература: Роман Ивана Сергеевича Тургенева "Отцы и дети", Критическая статья Дмитрия Ивановича Пасарева "Базаров",
Критическая статья Александра Ивановича Герцена "Еще раз Базаров". |