Реферат: Основы менеджмента

Название: Основы менеджмента
Раздел: Рефераты по менеджменту
Тип: реферат

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ

Харьковский Государственный Технический

Университет Строительства и Архитектуры

Кафедра менеджмента

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

по дисциплине " Основы менеджмента " по специальности

" Менеджмент в производственной сфере"

Руководитель ___________ ________________

(подпись) (ф.и.о.)

Студентка ___________ ________________

(подпись) (ф.и.о.)

Группа МП-52__ Курс 5____

Допущена к защите " 28 " декабря 1998 г.

Харьков 1998 г.

Содержание :

Раздел 1. Обзор организации .

1.1 Описательная часть .

1.2 Маркетинговая часть .

1.3 Раздел исследований и разработок .

1.4 Производственный раздел .

1.5 Менеджмент .

1.6 Раздел риска .

1.7 Характеристики внутренней и внешней среды организации .

Раздел 2. Стратегическое планирование .

Раздел 3. Организация взаимодействия различных органов управления

и организационная структура предприятия .

Раздел 4. Мотивация и контроль .

Раздел 5. Коммуникации .

Раздел 6. Обеспечение эффективности деятельности организации :

· Управление персоналом ;

· Управление производством .

Заключение .

Список литературы .

Раздел 1. Обзор организации .

1.1. Описательная часть .

В данном курсовом проекте будет рассматриваться и анализироваться деятельность организации ЧП" Торнадо ".

ЧП " Торнадо " было зарегистрировано 29 февраля 1996 г.

Род деятельности организации – производство полиграфической продукции и оказание постполиграфических услуг .

Фирма включает в себя три типографии и одну мини-типографию .

Сфера полиграфических услуг включает в себя множество различных элементов . Организация ЧП " Торнадо " предоставляет следующие виды услуг :

· Офсетная одноцветная печать

· Изготовление многоцветной и полноцветной печатной продукции

· Разработка оригинал-макетов для типографий ( для одноцветной и полноцветной печати )

· Выполнение переплетных работ ( мягкий и твердый переплет )

· Выполнение полного цикла полиграфических работ от оригинал-макета до готовой полиграфической продукции ( книги , журналы , вестники , сборники , учебные пособия , дневники , тетради , блокноты , календари

и т.д. )

· Поставки бумаги (белой и цветной офсетной , газетной , мелованной, картона, рулонной или резанной на формат )

Особенностью организации является работа не только на рынке Харькова и Харьковской области , но и с партнерами и заказчиками по всей территории Восточной Украины , доля которых в обороте организации составляет около 60% . В основном типография специализируется на печати периодических изданий , таких как газеты , журналы , вестники , бюллетени, проспекты и т.д., а также учебных изданий ( пособия , учебники , карты , дневники , тетради ) и законодательной литературы ( сборники положений , поправок , законов , пособий для обучения сотрудников служб безопасности и т.д.).

1.2. Маркетинговая часть .

Маркетинговые исследования в основном служат для анализа положения организации или определенного вида товара на рынке и прогнозов будущих продаж .

В виду того , что на фирме ЧП " Торнадо " отсутствует отдел маркетинга , а профессиональные маркетинговые исследования требуют затрат значительных денежных средств , то возможность изучения рынка сводится к обработке поступающей общей информации руководством фирмы , ее отсеву ( т.е. выявлению необходимой и важной информации в общем информационном потоке ), оценке информации и личному прогнозированию для принятия решений . При этом не в лучшую сторону сказывается несвоевременность и разрозненность поступления информации , недостаточная оперативность ее обработки и нехватка маркетингового опыта и знаний . Это негативно влияет на эффективность принимаемых решений .

Основным рынком , который стремится завоевать ЧП " Торнадо " и занять на нем более устойчивую позицию , является рынок производства готовой полиграфической продукции в крупных объемах заказов .

На данный момент организация занимает не ведущую , а скорее среднюю позицию с потенциалом на дальнейшее развитие и завоевание ведущего положения .

Организация – это открытая система . Поэтому внешние переменные сильно влияют на ее деятельность . Современным организациям приходится приспосабливаться к изменениям во внешнем окружении и соответственным образом осуществлять изменения внутри себя .

Необходимо учитывать внешние силы по отношению к организации – это важный вклад системного подхода в науку управления . Ситуационный подход позволил расширить теорию систем за счет разработки концепции , согласно которой подходящий метод определяется конкретными внешними и внутренними факторами , характеризующими организацию и влияющими на нее соответствующим образом . Поскольку от руководства зависит выживание организации , менеджер обязан уметь выявлять существенные факторы в окружении , которые повлияют на его организацию .

Помимо этого он должен предложить подходящие способы реагирования на внешние воздействия . Организации вынуждены приспосабливаться к своей среде , чтобы выжить и продолжать эффективную деятельность .

К внешней среде организации относятся следующие элементы :

· Потребители

· Конкуренты

· Правительственные учреждения

· Поставщики

· Финансовые организации

· Источники трудовых ресурсов

Для облегчения учета ее влияния на организацию внешние факторы разделяют на две группы : прямого и косвенного воздействия .

Среда прямого воздействия включает в себя следующие факторы :

1. Поставщики (трудовых ресурсов , материалов , капитала )

2. Потребители

3. Конкуренты

4. Законы и государственные организации

5. Профсоюзы

Среда косвенного воздействия включает в себя следующие факторы :

1. Международные события

2. Состояние экономики

3. Научно-технический прогресс

4. Политические факторы

5. Социально-культурные факторы

К основным ситуационным факторам внутри организации , которые требуют усиленного внимания руководства , относятся :

· Цели

· Структура организации

· Задачи

· Технология

· Люди

Международные события влияют на деятельность организации , так как основную часть сырья и материалов организация вынуждена поставлять из заграницы .

В настоящее время нестабильность нашей экономики ухудшает

эффективность работы организации в основном за счет нестабильности национальной валюты ( т.е. постоянные резкие скачки курса гривны по отношению к американскому доллару ) и невозможности в связи с этим долгосрочного достоверного планирования деятельности фирмы .

Научно-технический прогресс влияет на ускорение морального старения оборудования и технологий работы . Новые технологии расширяют спектр услуг и позволяют выпускать качественно новую продукцию . Однако те средства , которые высвобождаются более экономичными технологиями , почти полностью " съедаются " трудностями и затратами , сопряженными с провозом через границу Украины оборудования и расходного сырья и материалов , их сертификацией в Торгово-Промышленной Палате Украины , установкой оборудования , его запуском , техническим обслуживанием и эксплуатацией из-за отсутствия квалифицированного персонала . Благодаря этим и многим другим причинам новые технологии попадают на рынок Украины уже после их значительного устаревания на зарубежном рынке .

Факторы внешнего окружения влияют на деятельность организации опосредованно , т.е. посредством факторов внутреннего окружения .

Каждая организация стремится придерживаться определенной ценовой стратегии . ЧП " Торнадо " выработала свою ценовую стратегию , которая удовлетворяла требованиям организации до настоящего момента . Фирма не стремится назначать самые низкие цены . Вместо этого она держит стабильные цены немного выше среднего уровня ( однако не на все виды услуг ), привязанные к американскому доллару ( т.е. прайс-лист в условных единицах ). Надбавка к среднему уровню цен помогает организации в течение достаточно длительного периода времени держать внутренний курс пересчета условных единиц в национальную валюту независимо от скачков курса валют благодаря тому , что она компенсирует потери при разных курсах валют . Такая ценовая стабильность , в отличие от остальных конкурентов , чьи прайс-листы меняются вслед за изменениями курса валют, в сочетании с качеством продукции является значительным преимуществом для клиента в работе с данной организацией . Помимо этого создана гибкая система скидок , учитывающая объем заказа , его сложность , личность клиента и существует возможность платежей в рассрочку для постоянных клиентов

1.3. Раздел исследований и разработок .

К сожалению, организация не имеет возможности проводить какие- либо исследования или разработки нового продукта .

1.4. Производственный раздел .

Как уже упоминалось выше , организация владеет типографиями , которые расположены в трех различных точках города Харькова . Все три типографии относительно удобно расположены в центре города . Несмотря на это, не возникает проблем , связанных с погрузкой и отгрузкой материалов и готовой продукции , так как пути сообщения , т.е. доступ к производственным и складским помещениям транспортных средств , являются удобными для грузового транспорта . Это значительно облегчает и упрощает работу организации в целом в связи с тем , что отпадает необходимость доставки груза мелкими партиями и перепогрузки его в грузовой транспорт . Благодаря этому значительно экономится рабочее время , чему сейчас уделяют большее внимание , так как постепенно предприниматели начинают понимать актуальность выражения " время-деньги ". А также высвобождается часть денежных средств , которые могли быть потрачены на аренду или приобретение малолитражного транспорта , его заправку и техническое обслуживание , оплату за стоянку и заработную плату водителям .

Часть харьковских типографий лишена такого преимущества , что осложняет их функционирование и снижает эффективность работы .

К сожалению на территории Украины нет производства , которое полностью обеспечивало бы типографию необходимыми материалами . Поэтому основную часть расходных материалов , бумаги и запасных частей организация вынуждена закупать у иностранных фирм-поставщиков . Такая ситуация сложилась благодаря тому , что оборудование , необходимое для высококачественной офсетной и полноцветной печати , импортируется в Украину . К сожалению внутренний рынок нашей страны пока еще не готов к производству качественных материалов , которые обязательно должны соответствовать мировым стандартам .

Основным недостатком таких закупок является большая зависимость потребителя (т.е. типографии ) от цен поставщиков и в основном от скачков курса национальной валюты . В значительной мере также негативное влияние оказывает неустойчивость таможенного и налогового законодательства , постоянные повышения таможенных сборов и пошлин , налогов , а также проблемы , возникающие с сертификацией ввозимой продукции в Торгово-Промышленной Палате Украины .

К достоинствам зарубежных закупок можно отнести высокое качество сырья и материалов , а значит и способность удовлетворить постоянно растущие требования заказчиков к качеству готовой продукции .

Ситуация облегчается тем , что часть материалов ( газетная бумага , картон и пр.) производится на территории Украины , благодаря чему рынок поставщиков значительно расширяется и растет возможность выбора наиболее выгодного поставщика . К сожалению экономические факторы и границы в настоящий момент препятствуют сотрудничеству в рамках территории бывшего СССР .

Как и любое производство , организация испытывает потребность в производственных фондах . Производственные помещения и большой склад не принадлежат организации , а арендуются ею . Помимо этого существует малый склад в центре города и складские помещения небольших объемов в каждой типографии .

Все три типографии подчиняются главному офису , в котором происходит координация работы организации , обработка документации и поступающей информации , там же находится бухгалтерия и отдел , занимающийся поставками сырья и материалов . Все помещения оснащены необходимым оборудованием , мебелью , вспомогательной техникой , оргтехникой и средствами связи .

1.5. Менеджмент .

Весь управляющий персонал организации , за исключением директора , является наемным персоналом с опытом работы в данной области минимум 2 года .

Организация является частным предприятием и зарегистрирована как ЧП " Торнадо " .

Всего в организации работает около 30 человек , 8 из которых относятся к управляющему персоналу . Все работники управления имеют высшее образование либо получат его в течение года . Остальной персонал состоит из основных и вспомогательных работников , образование которых в основном среднетехническое . Работникам , которые работают с оборудованием в виду его сложности и дороговизны предъявляется в основном единственное требование – опыт работы , и естественно дисциплинарные требования .

1.6. Раздел риска .

Риски в предпринимательстве – это практически неизбежный спутник всякого рода коммерческих операций , а в общем экономическом аспекте рисковая деятельность характерна прежде всего для высоких технологий , новых исследовательских и внедренческих программ , отдача от которых далеко не всегда гарантирована вообще либо не гарантирована в прогнозируемом размере . Смысл рискованной сделки в энциклопедическом словаре определен как : "…договоры , исполнение которых контрагентами ставится в зависимости от события , о котором совсем ничего не известно , случится оно или не случится , или же от события неизбежного , но момент наступления которого не может быть с точностью определен ".

Одна из основных особенностей предпринимательства как рисковой деятельности – обязанность лица , занимающегося бизнесом , полностью нести весь риск . Присущая предпринимателям способность к риску объясняется прежде всего тем , что среди них немало людей довольно авантюристического склада . Они вынуждают более консервативных и менее рисковых коллег или партнеров по бизнесу идти на риск в процессе совместной предпринимательской деятельности . Некоторые виды риска можно предупредить в страховых компаниях путем заключения соответствующих страховых соглашений . Однако , значительная часть рисков ( ошибки менеджеров , изменения цен и спроса , неправильно выбранный проект и т.д. ) полностью ложится на предпринимателей .


Рис. 1. Нисходящая видовая классификация

предпринимательских рисков .

Финансовый риск – является дополнительным для предпринимательского риска ; его носители – владельцы обыкновенных акций .Он возникает в случае задолженности организаций иливыпуска привилегированных акций . В общем аспекте финансовый риск – это вероятность того , что фирма окажется неспособной покрывать постоянные финансовые затраты .

Этот риск присущ деятельности всех фирм и в том числе организации ЧП " Торнадо " .

Венчурный риск - риск в отклонении ожидаемых доходов от вложения капитала в обычно небольшие фирмы , осваивающиепринципиально новые виды производства и обещающиенорму прибыли значительно выше средней . Венчурным также считается риск в получении доходов от совместной деятельности предприятия с долевым участиемнационального и иностранного капитала .

Так как ЧП " Торнадо " не занимается новыми разработками и не является совместным предприятием , то организация не подвержена венчурному риску .

Налоговый риск – возможность отклонения будущих прибылей от

ожидаемых вследствие непредсказуемых изменений

налогового и таможенного законодательств , отсутствия своевременного доступа к инструктивным материалам .

Налоговый риск является одним из основных рисков , нарушающих эффективность предпринимательской деятельности .Сюда также можно отнести чрезмерное налогообложение производителей товаров и услуг .

Банковский риск – опасность финансовых потерь , вытекающих из специфики банковских операций . Различают следующие виды банковских рисков :

· Кредитные – вероятность неоплаты задолженности по платежам и обязательствам в установленный контрактом срок .

· Валютные – это риски , вызванные изменением реальной

стоимости отсроченного платежа , осуществляемого в иностранной валюте в связи с изменением ее курса .

Следовательно , для ЧП " Торнадо " как импортера валютные убытки будут выражаться в увеличении или сокращении национального денежного эквивалента затрат на импорт товаров и услуг .

Валютные риски условно можно разделить на курсовой риск( риск курсовых потерь ) и инфляционный ( риск от инфляционного обесценивания валют ) .

· Транзакционный риск - риск изменений цены иностранной

валюты , выраженный в национальном

денежном эквиваленте , к моменту совершения платежей . Этому виду рискаподвержены счета к оплате и получению,займы и банковские депозиты и т.п. , выраженные в иностранной валюте .

Значительно уменьшить риск можно квалифицированной работой в области управления , передачей части риска другим лицам или организациям путем хеджирования ( срочная валютная сделка , заключенная для страхования от возможного падения цены при совершении долгосрочных сделок ) , страхованием бизнеса и служащих .

Риск в бизнесе может быть уменьшен , если хорошо поставлена работа в области управления . Эффективное прогнозирование и планирование дают возможность финансовому менеджеру предвидеть и приспособиться к экономическим колебаниям или изменениям вкусов клиентов . Активная деятельность по изучению возможных действий конкурентов может помочь адекватно на них отреагировать . Хорошо продуманные социально-экономические программы для служащих и рабочих способствуют предотвращению проявления недовольства работников.

Один из распространенных методов перераспределения риска во всем мире – это приобретение страховки . Страхование –это процесс , когда одна сторона ( страховщик ) за определенную сумму ( страховой взнос или премия ) соглашается выплатить другой стороне ( страхователю) на условиях, оговоренных в страховом полисе , денежную сумму в случае понесения страхуемым убытков или ущерба. К сожалению, на Украине страхование находится не на должном уровне ( т.е. нет гарантии на возмещение ущерба при заключении страхового контракта , так как довольно часто страховые компании объявляют себя банкротами ) , что приводит к редкому использованию этой услуги в процессе предпринимательской деятельности .

1.7. Характеристики внутренней и внешней среды организации

Как уже говорилось выше , на деятельность организации влияют внутренняя и внешняя среда организации . Организациям приходится приспосабливаться к изменениям внешней среды и соответствующим образом осуществлять внутренние изменения для того , чтобы выжить и сохранить свою эффективность .

Внешние факторы влияние на организацию можно разделить на две группы : среда прямого воздействия и среда косвенного воздействия.

Представим влияние внешней среды в виде графических моделей , представленных на Рис. 2 и 3 .

Рис. 2. Среда прямого воздействия .


Рис. 3. Среда косвенного воздействия .


Основными переменными внутренней среды являются :

· Цели

· Структура организации

· Задачи

· Технология

· Люди

Влияние внутренней среды на деятельность организации можно так5же представить в виде схемы :


Рис . 4. Взаимосвязь внутренних переменных .

Раздел 2. Стратегическое планирова ние .

Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений , предпринятых руководством , которые ведут к разработке специфических стратегий , предназначенных для помощи организации в достижении ее целей . Таким образом, стратегическое планирование – это инструмент , помогающий в принятии управленческих решений . Его задача – обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени .

Выделяют четыре основных вида управленческой деятельности :

1.Распределение ресурсов . Данный процесс включает в себя распределение ограниченных организационных ресурсов , таких как фонды , дефицитные управленческие таланты и технологический опыт .

В этом году руководство ЧП" Торнадо " приняло решение об объединении всех типографий . Для этой цели были вложены средства на расширение производственных площадей путем их достраивания . Руководство надеется , что эти меры позволят организации в следующем году более эффективно использовать управленческие кадры , так как повысится эффективность координации деятельности всей организации . Высвобожденные средства , которые раньше расходовались на аренду производственных площадей , будут направлены на дальнейшее развитие организации .

2. Адаптация к внешней среде . Она охватывает все действия стратегического характера , которые улучшают взаимоотношения организации с ее окружением . Любой организации как открытой системе необходимо адаптироваться к внешним воздействиям как благоприятного , так и опасного характера, вовремя выявлять их и обеспечивать своевременное эффективное приспособление своей стратегии к окружающим условиям . Как правило стратегическое планирование преуспевающих крупных компаний создает новые благоприятные для них возможности путем разработки более совершенных производственных систем , путем взаимодействий с правительством и обществом в целом и т.д.

Руководство фирмы ЧП " Торнадо " пытается наладить ответную связь со своими клиентами для более эффективной реакции на изменения рынка , обновляет свою производственную базу для повышения качества продукции и ее дизайна .

3. Внутренняя координация . Включает в себя координацию стратегической деятельности для отображения сильных и слабых сторон организации с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций .

Рассмотрим SWOT-анализ сильных и слабых сторон , угроз и возможностей организации ЧП " Торнадо " :

SWOT - анализ

Таблица 1

Сильные стороны Слабые стороны

Наличие квалифицированного

персонала с опытом работы ;

Гибкая система скидок ;

Высокое качество продукции;

Широкий ассортимент

производимой продукции ;

Внимательное отношение к

потребностям персонала.

Нет возможности для постоянного улучшения технической базы ;

Ограниченный ассортимент постполиграфических услуг;

Постоянная текучесть кадров .

Угрозы Возможности

Нестабильность курса национальной валюты , что приводит к убыткам

во внешнеэкономической

деятельностиорганизации при импорте сырья и материалов ;

Возможность невыплаты дебиторских задолженностей;

Нестабильность налогового и

таможенного законодательства ;

Форс-мажорные обстоятельства .

Страхование возможных убытков и потерь ;

Расширение сети поставщиков ;

Расширение рынка сбыта ;

Расширение ассортимента

предлагаемых услуг .

4. Осознание организационных стратегий . Предусматривает способность организации извлекать уроки из прошлых стратегических решений . Способность учиться на опыте дает возможность организации правильно скорректировать свое стратегическое направление . Стратегия представляет собой детальный всесторонний план , обеспечивающий осуществление миссии организации и достижение ее целей . Стратегия большей частью формулируется и разрабатывается высшим руководством , но ее реализация предусматривает участие всех уровней управления . Стратегические планы должны быть разработаны таким образом , чтобы оставаться целостными в течение длительных периодов времени и быть достаточно гибкими , чтобы при необходимости можно было осуществить их модификацию и переориентацию .

Общий стратегический план следует рассматривать как программу , которая направляет деятельность фирмы в течение продолжительного периода времени , учитывая , что постоянно меняющаяся деловая и социальная обстановка делает постоянные корректировки неизбежными .

Процесс стратегического планирования можно представить в виде схемы .


Рис . 5 . Процесс стратегического планирования .

Стратегическое планирование само по себе не гарантирует успеха . Фирма может потерпеть неудачу из-за ошибок в организации , мотивации и контроле . Тем не менее , формальное планирование может создать ряд важных и часто существенных благоприятных факторов для организации . Стратегическое планирование дает средство создания плана на длительный срок , основу для принятия решений , знание того , чего организация хочет достичь , и помогает выбрать наиболее подходящие пути действий . Принимая обоснованные и систематизированные плановые решения , руководство снижает риск принятия неправильного решения . Учитывая вышеизложенное , можно заключить , что планирование помогает создать единство общей цели внутри организации .

Первым и самым существенным решением при планировании является выбор целей организации . Основная общая цель организации обозначается как ее миссия . Цели вырабатываются для осуществления этой миссии и служат в качестве критериев для всего последующего процесса принятия управленческих решений . Если руководство не знает, какова основная цель их организации, то у него не будет логической точки отсчета для выбора наилучшей альтернативы .

Формулировка миссии должна включать в себя следующие пункты :

· Задача фирмы с точки зрения ее основных рынков , технологий и услуг(производства );

· Состав и влияние внешней среды на организацию;

· Социо-культурные факторы внутренней среды фирмы (рабочий климат, типы и характеры работников, потребности персонала и т.п.)

Для создания четкой базы, необходимой для принятия последующих решений и оценки продвижения работы, цели организации должны быть конкретными и измеряемыми .

При прогнозировании целей их разделяют на три группы ( т.е. установлен конкретный горизонт прогнозирования целей ) :

· Долгосрочные цели имеют горизонт планирования 5 лет.

· Среднесрочные цели - от 1 года до 5 лет .

· Краткосрочные цели – в пределах 1 года.

Ориентация целей во времени .

Таблица 2.

Область выбора цели Долгосрочные цели Среднесрочные цели Краткосрочные цели

прибыльность

Увеличить чистую прибыль организации

Увеличить доходность производства за счет снижения себестоимости Увеличение эффективности использования оборудования

Операции ( услуги )

1.Увеличение количества сделок в рассрочку

2.Расширение ассортимента предоставляемых услуг и работ

Увеличение оборота организации.

1.Повышение квалификации кадров

2.Доработка и упорядочение базы данных клиентов

Положение на рынке

1.Создание устойчивого имиджа фирмы как надежного партнера

2.Расширение рынка сбыта

Вытеснение конкурентов с собственного рынка и завоевание новых рынков

Гибкая система цен и скидок

Персонал

Обеспечение стабильного высокого уровня заработной платы

1.Рост производительности труда

2.Обеспечение социальных потребностей работников

1.Снижение текучести кадров

2.Создание условий для профессионального роста сотрудников

Иерархия стратегического набора типографии .


Выбор стратегии организации .

Определенная стратегия Неопределенная стратегия

Эффективные

действия

Стабильность в прошлом обеспечивает успех в будущем Успех в прошлом, успех в будущем вызывает сомнения

Неэффективные

действия

Стратегия прошлого, в будущем ожидается усиление конкуренции Неудача в прошлом , неудача в будущем

МИССИЯ ЧП " ТОРНАДО " – развитие рынка полиграфической продукции и постполиграфических услуг за счет высокопрофессиональной работы организации .

Для создания четкой базы отчета и оценки хода работы определяются конкретные цели .

ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ – обеспечение лидирующего положения на рынке за счет увеличения доходности организации и завоевания новых рынков .

На цели организации влияет как внутренняя , так и внешняя среда .

Факторы внешней среды , влияющие на ЧП " Торнадо " :

1. Экономические факторы :

· Темп инфляции

· Скачки курса валют

· Изменения законодательной базы для внешнеэкономической

деятельности и работы на внутреннем рынке.

2. Политические факторы :

Руководство постоянно следит за :

· изменениями в законодательстве Украины,

· курсами валют , устанавливаемыми НБУ и обменными пунктами ,

· тенденциями изменения налогового законодательства .

3. Рыночные факторы :

· Уровень конкуренции

· Позиция на рынке

· Тенденции развития рынка

· Демографические изменения

4. Факторы конкуренции :

· Изучение сильных и слабых сторон конкурентов

· Оценка стратегии конкурентов

· Анализ будущих целей конкурентов

Внутреннюю среду ЧП " Торнадо " характеризуют следующие основные факторы :

1.Производственные мощности

2.Управленческая структура

3.Персонал

4.Задачи

Для выбранной стратегии построим дерево решений ( см. Приложение 1).

Построение ТОЧКИ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ .

Для расчета точки безубыточности необходимы следующие данные :

Постоянные затраты , грн. = 150 000

Переменные затраты , грн. / тыс.лист. -98

Цена , грн. / тыс.лист. -200

Расчет точки безубыточности производится по следующей формуле :

ТБУ = Условно-постоянные расходы ( УпоР ) ;

Цена ( на ед. объема ) – Условно-переменные расходы ( УПеР )

ТБУ = 150 000 / ( 200 – 98 ) = 1471 тыс.лист.

Раздел № 3 Организация взаимодействия различных органов управления и организационная структура .

Для реализации планов кто-то должен фактически выполнить каждую из задач , вытекающих из целей организации . Для этого руководство обязано найти эффективное сочетание задач и людей .

Делегирование - означает передачу задач и полномочий лицу , которое принимает на себя ответственность за их выполнение . Оно представляет собой средство , при помощи которого руководство распределяет среди сотрудников множество задач , которые должны быть выполнены для достижения целей всей организации . Можно сказать , что делегирование превращает человека в руководителя .

Ответственность - это обязательство выполнять имеющиеся задачи и отвечать за их удовлетворительное разрешение . Под обязательством следует понимать то , что от индивида ожидается выполнение конкретных рабочих требований , когда он занимает определенную должность в организации . Фактически индивид заключает контракт с организацией на выполнение задач данной должности в обмен на получение определенного вознаграждения . Ответственность означает , что работник отвечает за результаты выполнения задачи перед тем , кто передает ему полномочия .

Полномочия - представляют собой ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых ее сотрудников на выполнение определенных задач .

Полномочия делегируются должности , а не индивиду , который занимает ее в данный момент . Когда индивид меняет работу , он теряет полномочия старой должности и получает полномочия новой .

В менеджменте выделяют две концепции передачи полномочий :

1. Классическая концепция - передача полномочий от высшего руководства к нижестоящему .

2. Концепция ограниченных полномочий - подчиненный имеет возможность отстранить или отказаться от требования или решения руководителя .

Организовать – это значит создать некую структуру .

Эффективная организация работы позволяет группе работников добиться гораздо большего , чем они могли бы сделать без должной организации , и в гораздо меньшие сроки .

Схема организационной структуры представлена в приложении 3 .

В достаточной мере на тип организационной структуры влияют внешние и внутренние факторы . Из внешних факторов основное влияния оказывает конкуренция . Влияние этого фактора так же отражается на организационной структуре в виде текучести кадров из-за более выгодных условий у конкурирующих организаций . Помимо конкуренции влияют следующие факторы :

· Экономическая ситуация

· Политическая обстановка

· Закон и государственный аппарат

К внутренним факторам относятся конфликты .

Конфликт - это отсутствие согласия между двумя или более сторонами , которые могут быть конкретными лицами или группами . Каждая сторона делает все , чтобы принята была ее точка зрения или цель , и мешает другой стороне делать тоже самое .

Современная точка зрения заключается в том , что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны , но и желательны . Во многих ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения , дает дополнительную информацию , помогает выявить большее число альтернатив и проблем . Это делает процесс принятия решений группой более эффективным

, а также дает людям возможность выразить свои мысли и тем самым удовлетворить личные потребности в уважении и власти .

Таким образом конфликт может быть функциональным ( вести к повышению эффективности организации ) или дисфункциональным

( приводить к снижению личной удовлетворенности , группового сотрудничества и эффективности организации ).

Раздел № 4 . Мотивация и контроль .

4.1. Мотивация .

При планировании и организации работы руководитель определяет кто , как и когда должен выполнить определенные обязанности . Если выбор был сделан правильно , руководитель сможет координировать усилия людей и сообща реализовать потенциальные возможности работников . Для воплощения на практике своих решений руководители используют основные принципы мотивации .

Мотивация - заключается в том , чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и в соответствии с планом .

Для эффективной мотивации своих работников руководитель должен определить их истинные потребности . Потребности можно разделить на :

1. Первичные потребности ( т.е. физиологические по Маслоу )

2. Вторичные ( психологические )

Помимо потребностей при мотивации используются вознаграждения , которые можно разделить на :

· Внутренние , которые дает сама работа ( самоуважение , самореализация , удовольствие от любимой работы и т.д. )

· Внешние , которые дает организация ( премии , денежные вознаграждения , отдельный кабинет , личный транспорт , перспектива продвижения по службе и т.д. )

Более наглядно система мотивации фирмы ЧП " Торнадо " представлена в таблице 4.1.

4.2. Контроль .

Непредвиденные обстоятельства могут привести организацию к отклонению от намеченного первоначального курса .

Контроль – это процесс обеспечения достижения организацией ее целей .

Таким образом , контроль необходим для эффективной деятельности любой организации .

Ниже представлена схема контроля деятельности организации


Система мотивации персонала ЧП " Торнадо "

Таблица 4.1.

Потребности персонала Действия руководства по мотивации сотрудников

Дополнительные материальные

вознаграждения

· Выплата премий и вознаграждений

Отсутствие потолка премий

Высокий уровень заработной платы и регулярное ее получение

· Выплата заработной платы без задержек

· Применение сдельной системы оплаты труда

Гибкий график рабочего времени

· Возможность предоставления отпуска по договоренности

· Предоставление отгулов или разрешение более позднего прихода или более раннего ухода с работы при необходимости

Социальная защищенность

· Предоставление внутренних льгот

· Выплаты в случае наступления несчастного случая на производстве

Нормальные условия труда

· Обеспечение всеми необходимыми орудиями труда

· Выполнение норм охраны труда

Возможность профессионального роста

· Предоставление возможности получения дополнительного образования

· Возможность повышения квалификации

Потребность в самовыражении Поручение сотрудникам работы , требующей проявления инициативы
Потребность в уважении

· Вынесение благодарности за хорошую работу

· Уважительное отношение к сотрудникам

Потребность в причастности

· Создание обстановки для неформального общения

· Проведение собраний с работниками по внутренним вопросам

Информированность Налаживание коммуникации между директором и подчиненными

Раздел 5. Коммуникации .

Коммуникация - это процесс обмена информацией , ее смысловым значением между двумя и более людьми . Организация как структура в значительной степени зависит от качества коммуникаций , необходимых для обеспечения эффективного функционирования .

Коммуникации возникают между :

1. Организацией и внешней средой

2. Внутри самой организации между ее подразделениями

Коммуникации между организацией и внешней средой представляют собой рекламную деятельность . Для этого фирма регулярно участвует в специализированных выставках по Украине , размещает свои координаты в справочных изданиях , пользуется услугами рекламных объявлений и также проводит самостоятельную рекламную деятельность в виде расклейки по городу . Реклама в области коммуникаций играет информативную роль , она призывает потенциальных клиентов к сотрудничеству и напоминает уже существующим клиентам о существовании фирмы и ее работе

За эффективность внутреннего процесса коммуникации между уровнями , подразделениями и работниками в организации отвечает управляющий персонал ( директор , его заместитель , менеджеры ) . В частности производится :

· Сбор внутренней и внешней информации относительно клиентов и сотрудников и попытки ее систематизировать

· Формирование базы данных о существующих и потенциальных клиентах

Для улучшения эффективности обмена информацией в организации используется внутренняя документация и периодически проводятся собрания для согласования наиболее важных вопросов .

Раздел 6. Обеспечение эффективности деятельности организации .

6.1. Управление персоналом .

Управление трудовыми ресурсами является одним из важных аспектов теории и практики управления . Как без людей нет организации , так и без правильного управления ими организации не возможно достичь целей и эффективно работать . В фирме ЧП " Торнадо " ответственность за управление трудовыми ресурсами возложена непосредственно на начальника типографии и его помощников .

Для более эффективного использования работников применяется :

· Отбор и оценка кандидатов на рабочие места с учетом их потенциальных возможностей и опыта работы

· Планирование трудовых ресурсов , т.е. расчет количества необходимого персонала , который может удовлетворить потребности организации

· Определение заработной платы и установление льгот

· Обучение в случае необходимости

· Подготовка руководящих кадров

Таблица 6.1.

% Количество человек
Всего занятых 100 76
Мужчин 57 43
Женщин 43 33
Менеджеров 11 8
Основных работников 67 51
Вспомогательных работников 33 25
Работающих в организации более двух лет 39 30
Работающих 1 - 2 года 61 46
В возрасте :
До 25 лет 30 23
До 45 лет 65 49
До 60 лет 5 4

Управление персоналом ( кадровая политика ) осуществляется следующим образом :

· Существуют общие принципы ( должностные инструкции , штатное расписание )

· Производится планирование трудовых ресурсов

· Разработана система стимулирования труда ( премии и т.д. )

· Производится анализ трудовой деятельности коллектива и ее оптимизация

· Делаются попытки мягкого разрешения конфликтов внутри коллектива

В организации работает общей численностью 76 человек .

Средневозрастной состав работников составляет 35 лет .

Соотношение мужской и женской рабочей силы :

· Мужчины составляют 57 %

· Женщины 43 % .

Режим работы организации с 9.00 до 20.00 с перерывом с 13.00 до 14.00 .

Используется шестидневная рабочая неделя .

Вычислим коэффициент текучести кадров

Количество выбывших за год работников 76

= ------------------------------------------------------------------- = -------- = 6,33

Среднестатистическое количество работников 12

6.2. Управление производством .

Решения , принимаемые руководством организации ЧП " Торнадо " , носят оперативный характер . Все решения направлены на реализацию общей стратегии фирмы , с адаптацией к рыночным условиям .

Для реализации выбранной стратегии руководству организации необходимо реализовать нижеследующие аспекты стратегии .

Область реализации стратегии Мероприятия по реализации
Услуги

· Широкий ассортимент предоставляемых услуг

· Обеспечение высокого качества услуг

· Внедрение новых видов услуг

Персонал

Реализация кадровой политики организации

Маркетинг Разработка и внедрение системы распространения услуг организации
Финансы Разработка финансовой политики организации

Приложение 1.


Колич.,тыс.шт.

Показатели

800 1471 1800

Постоянные затраты,

грн.

150 000 150 000 150 000

Переменные затраты ,

грн/тыс.лист.

98 98 98
Цена , грн./тыс.лист. 200 200 200
Прибыль -68400 0 33600

ТБУ=150000 / ( 200 – 98 ) =150000 / 102 = 1470,58 = 1471 тыс.лист.

Выручка от

реализации

Приложение 2.
1471
Объем производства , тыс.шт.