Реферат: Активизация учебного процесса

Название: Активизация учебного процесса
Раздел: Рефераты по педагогике
Тип: реферат

Введение

Путь труден, - потому что требует больших усилий, преодоления себя, твердости духа, непростого умения совмещать учебу с работой, выполнением семейных обязанностей, досугом. Путь надежен, - пото­му что эти трудности преодолеваются осознанно, с верой в себя и свои силы, в свое будущее. Старая китайская пословица гласит: даже самая долгая дорога начинается с первого шага. Тем более - дорога, новая для ступившего на нее, к тому же - в новый для него мир интенсивного познания.

Однако - таков жизненный парадокс! - чем самостоятельней мы учимся, чем активнее занимаемся самообразованием, тем сильнее нуж­даемся в помощи, всегда деловой и конкретной, но становящейся со временем все более тонкой и деликатной. И начинается она с рекоменда­ций,как учиться, чтобы добиться успеха в этом сложнейшем деле, чтобы оно приносило удовлетворение, побуждало к дальнейшему знанию.

Такую помощь могут оказать либо те студенты, у которых уже сло­жился положительный опыт самостоятельного овладения знаниями, либо наши университетские преподаватели, у которых имеется бога­тейшая практика и собственного овладения наукой, и приобщения к ней не одного поколения студентов.

Для самостоятельной работы студентов-заочников предлагаются та­кие формы, как работа с первоисточниками, учебниками, сборниками педагогических задач и ситуаций, разработка моделей занятий, анализ

дополнительной литературы, материалы для участия в круговом семи­наре и др.

Оценивание результатов самостоятельной работы студентов может происходить по рейтинговой системе, что позволит автоматически по­лучить "зачет" по педагогике, успешно подготовиться к экзамену. Так как активизация самостоятельной познавательной деятельности воз­можна только при условии развития познавательной активности лич­ности и диалога студента с преподавателем, то в пособии представлены методические рекомендации по организации преподавателем учебной работы студентов.

Активизация познавательной деятельности учащейся молодежи во многом зависит от инициативной позиции преподавателя на каждом этапе обучения. Характеристикой этой позиции являются: высокий уровень педагогического мышления и его критичность, способность и стремление к проблемному обучению, к ведению диалога со студен­том, стремление к обоснованию своих взглядов, способность к само­оценке своей преподавательской деятельности.

Содержательной стороной активизации учебного процесса является подбор материала, составление заданий, конструирование образова­тельных и педагогических задач на основе проблемного обучения с учетом индивидуальных особенностей каждого студента.

Активизация учебного процесса начинается с диагностирования и целеполагания в педагогической деятельности. Это первый этап рабо­ты. При этом преподаватель помнит прежде всего о создании положи­тельно-эмоционального отношения у студента к предмету, к себе и к своей деятельности.

Далее, на втором этапе , преподаватель создает условия для система­тической, поисковой учебно-познавательной деятельности студентов, обеспечивая условия для адекватной самооценки учащихся в ходе про­цесса учения на основе самоконтроля и самокоррекции.

На третьем этапе преподаватель стремится создать условия для са­мостоятельной познавательности учащихся и для индивидуально-творческой деятельности с учетом сформированных интересов. При этом преподаватель проводит индивидуально-дифференцированную рабо­ту с учащимся с учетом его опыта отношений, способов мышления, ценностных ориентации.

Учебно-познавательная деятельность - многоуровневая система, включающая активные формы регуляции и преобразования разных систем: теоретических и методических. Особенно продуктивна может быть совместная деятельность преподавателя и студента (студент-студент; преподаватель- преподаватель).

Л.С. Выготский писал: "Обучение только тогда является хорошим, когда оно является создателем развития. Оно побуждает и вызывает к жизни целый ряд функций, которые находятся в стадии созревания и лежат в зоне ближайшего развития".

Итак, начнем с поисков путей активизации само­стоятельной познавательной деятельности как условия непрерывности и эффективности вашего образования.

Работа над текстом установочных и обобщающих лекций

Рекомендации по работе над текстами лекции сводятся к конкретным советам, с первого взгляда кажущимся до примитивности простыми.

На обороте обложки тетради записывается фамилия, имя, отчество преподавателя, его ученая степень и ученое звание. Эта запись рас­шифровывается кратким рассказом преподавателя о себе, о своих сту­денческих годах, об опыте слушания лекций и ведения записей.

Рекомендуется вести записи на одной стороне листа, оставляя вто­рую сторону для размышлений, разборов, вопросов, ответов на них, для фиксирования деталей темы или связанных с ней фактов, которые припоминаются самим студентом в ходе слушания. Иногда для этого оставляются лишь широкие поля.

Студентам не следует много и подробно все записывать. В свою очередь, многие преподаватели диктуют основные положения - опре­деления, отличающиеся от приводимых в учебниках, выводы, парамет­ры, критерии, аксиомы, постулаты, парадоксы, парадигмы, концепции, ситуации, факты-маяки, а также мысли-маяки (ими часто являются остроумные изречения) и др. На первых лекциях стоит специально уп­ражняться в использовании полей: фиксировать вопросы, вызывающие личный интерес, варианты ответов на них, сомнения, проблемы, спор­ные положения - т.е. превратить тетрадные поля в поля размышлений, бесед с собой, диалогов с товарищами, с преподавателем.

Уже на первом курсе нередко практикуются контрольные задания, ответы на которые в виде рассуждении даются студентами в форме мини-лекции продолжительностью в несколько минут. Остальные сту­денты кратко записывают основные положения, отмеченные товари­щами. Всем важно быть готовыми к тому, что вступление к лекции на новую тему преподаватель сопровождает по предыдущей лекции: что произвело наибольшее впечатление? какие мысли запомнились? какие факты запомнятся надолго? В это время студенты ведут работу на по­лях тетрадей.

Запись лекций ведется в произвольной форме. Это может быть стиль учебной программы (назывные предложения); некоторые студен­ты важнейшие мысли выделяют цветными фломастерами или приме­няют боковые "фонарики", выделяющие подтемы. Самим слушателям важно стремиться к специальной - предметной интерпретации сооб­щаемых общих знаний. Предполагаются и систематические возвраще­ния к предыдущим текстам.

Слушание и записывание лекций является одной из решающих форм самообразования студентов-заочников. С ней, с этой формой, связана и работа с литературой, и составление планов, тезисов, кон­спектов, и приучение к использованию современной техники хранения информации, и подготовка к коллоквиуму, зачету, экзамену, к написа­нию докладов, рефератов, курсовых работ. Именно активное слушание лекций создает предварительные условия для вовлечения первокурс­ников в самостоятельные исследования.

Необходима подготовка к слушанию установочной лекции. Она на­чинается с ознакомления с общей учебной программой, с просмотра записей предыдущих лекций, восстановления в памяти их материала, с психологического настроя на предстоящую работу.

Слушание лекций - сложный вид интеллектуальной деятельности, успех которой обусловлен, во-первых, общим "умением слушать", во-вторых, стремлением воспринимать материал (воспринимать осмыс­ленно, а не механически), нужное записывая в тетрадь. Запись лекции помогает сосредоточить внимание на главном, в ходе самой лекции продумать и осмыслить услышанное, осознать план и логику изложе­ния материала преподавателем.

Такая работа нередко, особенно поначалу, вызывает трудности у студентов: некоторые стремятся записывать все дословно, другие пи­шут отрывочно, у третьих запись получается хаотическая. Чтобы избе­жать этих ошибок, целесообразно придерживаться ряда правил.

1. После записи ориентирующих и направляющих внимание данных (тема, цель, план лекции, рекомендованная литература) важно попы­таться проследить, как они раскрываются в содержании, подкрепляют­ся формулировками, доказательствами, а затем и выводами.

2. Записывать следует основные положения и доказывающие их ар­гументы, наиболее яркие примеры и факты, поставленные преподава­телем вопросы для самостоятельной проработки.

3. Стремиться к четкости записи, ее последовательности, выделяя темы и подтемы, вопросы и подвопросы, используя цифровую и бук­венную нумерацию (римские и арабские цифры, большие и малые бук­вы), красные строки, выделение абзацев, подчеркивание главного и т.д.

Форма записи материала может быть различной - в зависимости от специфики изучаемого предмета; уместны и свои краткие пояснения к записям.

Запись лекции лучше вести в сжатой форме, короткими и четкими фразами. Каждому студенту полезно выработать свою систему сокра­щений, в которой он мог бы разобраться легко и безошибочно. Даже отлично записанная лекция предполагает дальнейшую самостоятель­ную работу над ней (глубокое осмысление ее содержания, логической структуры, выводов). Особенно важно в процессе самостоятельной ра­боты над лекцией выделить новый понятийный аппарат, уяснить суть новых понятий, при необходимости обратиться к словарям и другим источникам, заодно устранив неточности в записях.

Работа над лекцией стимулирует самостоятельный поиск ответов на самые различные вопросы: над какими понятиями следует поработать, какие обобщения сделать, какой дополнительный материал привлечь.

Главным же средством, направляющим самообразование, является выполнение различных заданий по тексту обобщающей лекции, на­пример, составить ее развернутый план или тезисы; ответить на вопро­сы проблемного характера, скажем, об основных тенденциях развития той или иной проблемы; наконец, придумать и составить проверочные тесты по проблеме, написать и "защитить" по ней реферат, сделать графические схемы.

Если установочная лекция вводит в изучение курса, предмета, про­блем (что и как изучать), то обобщающая лекция позволяет подвести итога (зачем изучать), выделить главное, усвоить законы развития знания, преемственности, новаторства, чтобы применить обобщенный позитивный опыт к решению современных практических задач. Обобщающая лекция ориентирует в истории и современном состоянии научной дискуссии, рас­крывает теоретическое и прикладное значение проблемы.

Обобщающая лекция может быть и введением в историографию науки, ее разделов, тем, проблем, и историко-научным материалом, по­зволяющим подробно рассмотреть "методы выдающихся исследова­ний, открытий, перепроверок и опровержений прежних теорий в той или иной науке" (Б.М. Бим-Бад).

Алгоритм работы над обобщающей лекцией предполагает ответы на такие вопросы:

над какими понятиями следует поработать;

какие обобщения выявить (обобщение - это мысленное объедине­ние предметов и явлений по их общим и существенным признакам);

какой учебный материал и как систематизировать;

какие общие закономерности и принципы удалось выявить;

какими материалами следует дополнить текст;

как и по каким параметрам можно провести сравнительный анализ материалов обобщающих лекций.

Система работы над материалами обобщающих лекций входит и в выполнение определенных заданий по тексту лекций.

Задания можно разделить на три уровня.

Задания репродуктивного уровня (составить развернутый план обобщающей лекции, составить тезисы по материалам лекции).

Задания продуктивного уровня (ответить на вопросы проблемного характера, составить опорный конспект по схеме, выявить основные тенденции развития проблемы).

Задания творческого уровня (составить проверочные тесты по теме, защитить реферат и графические темы по данной проблеме).

Студенту-заочнику, дистантнику не могут быть даны полные лек­ционные курсы по предмету, в том числе по педагогике. Ему представ­ляются варианты лекционных курсов по введению в специальность, по основам педагогики, дидактике и теории воспитания, варианты лекций и занятий по истории педагогики и ряд других специальных курсов. Все они носят обобщающий характер, в них выделены наиболее акту­альные научные и практические проблемы, в том числе и из тех облас­тей фундаментальных знаний, которые еще не нашли практического применения. Это очень важно понимать учащемуся, так как именно на спецкурсах он может начать свое исследование, включившись в учеб­ную и научно-исследовательскую работу студента.

Обобщающая лекция по проблеме социализации личности включает в себя актуальную тему "Образовательная среда". В Концепции уни­верситета записано: "Образование приобретается благодаря действию человека в специально организованной среде. Образовательная среда учит извлекать познания из собственной деятельности, из наблюдений и восприятии".

Практикум. Лабораторно-практические занятия

Практические занятия имеют целью закрепить знания, перенести их в новую ситуацию, сформировать у студентов общепедагогические понятия и основные педагогические умения в решении практических задач и ситуаций. При этом происходит и обобщение, и конкретизация, и использование практических сведений из ряда других предметов, прежде всего практической психологии, что способствует интеграции знаний о ребенке.

Основными методами при проведении практических занятий становятся:

упражнения;

конструирование педагогических ситуаций;

моделирование обобщающих схем;

поиск нужной информации;

самостоятельное пополнение знаний.

Два последних метода свидетельствуют о том, что на занятии будут использованы поисковые методы, будет проведено небольшое иссле­дование. Студенты работают с научными текстами, справочной и историко-педагогической литературой, добиваясь умения быстро ориенти­роваться в ситуациях (стандартных, критических, экстремальных) и принимать правильное психолого-педагогическое решение, а также со­ставлять программу дальнейшего исследования.

Для преподавателя важно демонстрировать образцы психолого-педагогических исследований, оптимальные способы решения теоре­тических и практических задач.

На лабораторно-практических занятиях студенты знакомятся с но­выми психолого-педагогическими диагностиками и методиками, рабо­тают с ними, группируют их с учетом использования в разных возрас­тных группах, а также анализируют педагогические технологии.

На лабораторно-практических занятиях используются в основном, частично-поисковые и исследовательские уровни проблемности. Сту­денты работают в микрогруппах самостоятельно.

Формы проведения практических занятий различны: от конструиро­вания педагогических ситуаций и решения педагогических задач, вы­полнения упражнений (педтехника), работы с опорными схемами до встреч, бесед с учителями, психолого-педагогических игр, тренингов и выполнения творческих работ.

Практические работы проходят и в форме анализа проблемы у педа­гогов-мастеров (например, проблема творчества у Ш.А. Амонашвили и Л.В. Занкова; проблема активности в исследованиях синтетически-антропологического течения начала XX в.; особенности развивающего и воспитывающего обучения в начальной школе В.А. Сухомлинского. Материалы для этих занятий вы найдете в обобщающих лекциях, пред­ставленных в пособии). Для тех преподавателей, которые хотят органи­зовать коллективную творческую деятельность в обучении, интерес представит творческая работа над статьями И.П. Иванова по коллек­тивным творческим делам.

Рассматриваемые в пособии актуальные проблемы современного образования в контексте исторических знаний могут стать материалом для введения в современную научную дискуссию и представить воз­можность для приращения знаний, поиска нового в уже известном, переноса знаний в новую ситуацию, изучения студентом методики исто­рического обзора.

Программу практических и лабораторно-практических занятий можно расширить за счет практикумов (в том числе готовящих студентов к педа­гогической практике [1] ).

Особое внимание обратите на блоки практических работ, которые расположены с учетом тематического плана и рабочих планов препо­давателя. Практические работы касаются отдельных авторских подхо­дов в организации педагогического процесса и представлены обоб­щающими схемами и систематизацией материалов, в том числе и по дидактике.

Общим для всех практических работ является использование инди­видуальной и групповой деятельности; обязательным видом является коллективная деятельность студентов в период сессии.

Важна и парная работа (статические и динамические пары), где по одной и той же проблеме студенту представляется возможность не­сколько раз проверить себя, встретившись со студентами с различным уровнем знаний.

Обязательные приемы, используемые во все видах групповой деятельности: организация успеха, уверенности в собственных си­лах; организация взаимной ответственности; оказание доверия; экс­пертный анализ, имеющий свои оценочные критерии; вопросы к преподавателю.

Обязательные методы: метод временных ограничений, коллектив­ных обсуждений в совокупности с другими методами.

Обязательные средства: проведение практических занятий (технология); использование аудио- или видеотехники; использование справочного материала; средства контроля (графики, схемы, таблицы, листы самоконтроля, мониторинговые срезы и др.).

Цели проведения практических работ заключаются в отработке умений и навыков, в систематизации и обобщении полученной инфор­мации, переводе ее в личностные знания, что способствует формирова­нию "Я-концепции" и таких практических умений, которые необходи­мы в профессиональной деятельности преподавателя.

Подготовка к семинару

Учебные установки. В ходе познания и практического действования студент должен понять, осознать педагогический процесс как жизненно важный; научиться оперировать понятиями, категориями педагогики; применять способы, приемы, методы практической конст­руктивной деятельности и общения, приучая себя к постоянному пере­смотру и совершенствованию педагогики общения, к выработке собст­венных убеждений.

Студент-заочник, дистантник, готовясь к зачетам, экзаменам, само­стоятельно проводит ряд практикумов из настоящего учебного посо­бия, что позволяет ему получить зачет автоматически. Представленные в практических материалах вопросы и задания составляют актуальные темы практики и позволяют проверить умения и навыки студента в пользовании первоисточниками, учебниками, справочниками, допол­нительной литературой.

Решение типовых и нетиповых задач и ситуаций помогает студенту-заочнику не только подготовиться к экзаменам, но и к написанию кон­трольных, курсовых и дипломных работ, к практике. Особенно важно упражняться в решении нетиповых задач, позволяющих переносить знания в новые ситуации, решать задачи нового класса.

Необходимо подготовить письменно ряд вопросов по выбору к се­минару, практикуму и представить их преподавателям на сессию, это поможет подготовиться к третьему вопросу экзаменационного билета, представляющему собой нетиповую задачу.

Важно помнить, что выполнение семинарского или практического занятия из данного пособия поможет студенту-заочнику активно под­готовиться к такого рода занятиям и по другим учебным дисциплинам.

Семинар - вид групповых занятий по какой-либо научной, учебной и другой проблематике, активное обсуждение участниками заранее подготовленных сообщений, докладов и т.п. С тематикой семинаров студенты-заочники знакомятся заранее, поэтому они могут подгото­вить ряд вопросов для выступления на семинарах, которые проводятся в период сессии. Алгоритм подготовки к семинару следующий: выбрав тему, студент составляет свой план-график подготовки к семинару. Для приобретения широкого видения проблемы студент старается осмыс­лить ее в общем объеме; познакомиться с темой по базовому учебному пособию или другой основной рекомендуемой литературе; выявить ос­новные идеи, раскрывающие данную проблему; сверить их определе­ния со справочниками, энциклопедией; подготовить план-проспект раскрытия данной проблемы; выявить неясные вопросы и подобрать дополнительную литературу для их освещения; составить тезисы вы­ступления на отдельных листах для последующего внесения дополне­ний и подготовить доклад или реферат для сообщения на семинаре;

проанализировать собранный материал для дополнительной информа­ции по темам семинара; готовясь к выступлению на семинаре, по воз­можности проконсультироваться с преподавателем; относиться к соб­ранному материалу, как к источнику будущих исследований.

Семинарские занятия расширяют и закрепляют знания, заложенные в теории предмета. На них выносятся вопросы, особенно необходимые для практики, или проблемные вопросы, которые возможно решить только в процессе сотрудничества. Среди обязательных требований к семинару - предварительное ознакомление с темой, вопросами и лите­ратурой по данной теме.

Современная практика предлагает широкий круг типов семинарских занятий. Среди них особое место занимает семинар-дискуссия, где в диалоге хорошо усваивается новая информация, видны убеждения сту­дента; обсуждаются противоречия (явные и скрытые) и недостатки; для обсуждения берутся конкретные актуальные вопросы, с которыми сту­денты предварительно ознакомлены. Также в семинар включаются во­просы для педагогической и интеллектуальной разминки (иногда это дискуссионная статья, по которой ставятся проблемные вопросы); дискуссия может развертываться заочно как круговой семинар. Далее подводятся итоги дискуссии, заслушиваются и защищаются проектные задания. После этого проходит "мозговой штурм" по нерешенным проблемам дискуссии, а также выявляются прикладные аспекты, которые можно рекомендовать для включения в курсовые и дипломные работы или в апробацию на практике. На сессии преподаватель обобщает ре­зультаты проделанной студентом работы.

Семинары-дискуссии проводятся с целью выявления мнения сту­дентов по актуальным вопросам образования и чаще всего носят такие названия, как "Встреча умов и мнений", "Мое мнение таково...", "Каждый решает по-своему...".[2] Попытайтесь выборочно выполнить задания из базового учебника, что позволит вам подготовиться к третьему вопросу экзаме­национных билетов по педагогике и научит умению рассуждать на проблемные темы.

Семинар-исследование предполагает предварительную работу - на­писание реферата, доклада по итогам опытной работы. Участие в нем - это, прежде всего, диалог студента-дистантника с преподавателем. Ре­зультаты обсуждаются на семинаре или конференции с наглядным по­казом исследовательского материала (схемы, таблицы, графики, диаг­ностические методики). Частично материал может быть включен в ди­пломную работу. При подготовке к семинару-исследованию студент изучает результаты теоретических исследований, составляет библио­графию по теме, учится писать исторические обзоры.

В пособии мы представляем также семинар-зачет, которым закан­чивается каждая изучаемая тема. Чтобы хорошо подготовиться к нему, следует решить как можно больше практических упражнений, в том числе нетиповых, которые широко представлены в настоящем пособии. При подготовке следует также остановить свое внимание на опорных схемах, таблицах, тестах. Так, например, при подготовке к зачету по педагогике дается такой тест: "Что есть педагогика - наука об искусст­ве воздействия воспитателя на поведение воспитанника; наука, изу­чающая закономерности развития ребенка и определяющая направле­ния его воспитания; наука о воспитании, образовании и обучении че­ловека в соответствии с потребностями общественно-экономического развития; наука, которая определяет общие закономерности становле­ния личности...?"

Проблемный семинар готовится преподавателем достаточно основа­тельно: подбираются проблемные и контрольно-проверочные вопросы. Такой семинар возможен только после прохождения темы. К нему сту­денты готовятся по пособиям, изданным нашим университетом, а так­же используют хрестоматии, энциклопедии, справочники, словари, журналы.

К проблемному семинару просматривается литература в рамках различных исследовательских школ (например "Традиционные и не­традиционные подходы к проблеме...").

Многолетняя практика показала, что наибольшую эффектив­ность приносят семинары, проводимые в форме коллективной познава­тельной деятельности, имеющей определенные особенности, а именно:

разделение студентов на группы по их желанию (с обязательным

участием студента с устойчивым интересом к данному предмету);

постановка общих целей и задач для группы;

работа в последовательности - индивидуальная, парная (чаще всего

перекрестный опрос), работа в группе, коллективная.

обязательное предварительное ограничение по времени каждого этапа

занятий;

экспертный анализ;

оценка работы группы преподавателем;

проведение самооценки.

Подготовка к отчетности (коллоквиум, зачет, экзамен)

Наиболее ответственным этапом в обучении студентов является эк­заменационная сессия. На ней студенты отчитываются о выполнении учебной программы, об уровне глубины и объеме полученных знаний. Это государственная отчетность студентов за период обучения, за изу­чение учебной дисциплины, за весь вузовский курс. Поэтому так вели­ка их ответственность за успешную сдачу экзаменационной сессии. На сессии студенты сдают экзамены или зачеты. Зачеты могут проводить­ся с дифференцированной отметкой или без нее с записью в зачетной книжке "зачтено" или "не зачтено". Экзамен как высшая форма кон­троля знаний студентов оценивается по пятибалльной системе.

Залогом успешной сдачи всех экзаменов являются систематические, добросовестные занятия студента. Однако это не исключает необходи­мости специальной работы перед сессией и в период сдачи экзаменов. Специфической задачей работы студента в период экзаменационной сессии являются повторение, обобщение и систематизация всего мате­риала, который изучен в течение года.

Начинать повторение рекомендуется за месяц-полтора до начала сессии. Прежде чем приступить к нему, необходимо установить, какие учебные дисциплины выносятся на сессию и, если возможно, кален­дарные сроки каждого экзамена или зачета.

Установив выносимые на сессию дисциплины, необходимо обеспе­чить себя программами. В основу повторения должна быть положена только программа. Не следует повторять ни по билетам, ни по кон­трольным вопросам. Повторение по билетам нарушает систему знаний и ведет к механическому заучиванию, к "натаскиванию". Повторение по различного рода контрольным вопросам приводит к пропускам и пробелам в знаниях и к недоработке иногда весьма важных разделов программы.

Повторение - процесс индивидуальный; каждый студент повторяет то, что для него трудно, неясно, забыто. Поэтому, прежде чем присту­пить к повторению, рекомендуется сначала внимательно посмотреть программу, установить наиболее трудные, наименее усвоенные разде­лы и выписать их на отдельном листе.

В процессе повторения анализируются и систематизируются все знания, накопленные при изучении программного материала: данные учебника, записи лекций, конспекты прочитанных книг, заметки, сде­ланные во время консультаций или семинаров, и др. Ни в коем случае нельзя ограничиваться только одним конспектом, а тем более чужими записями. Всякого рода записи и конспекты - вещи сугубо индивиду­альные, понятные только автору. Готовясь по чужим записям, легко можно впасть в очень грубые ошибки.

Само повторение рекомендуется вести по темам программы и по главам учебника. Закончив работу над темой (главой), необходимо от­ветить на вопросы учебника или выполнить задания, а самое лучшее - воспроизвести весь материал.

Консультации, которые проводятся для студентов в период экзаме­национной сессии, необходимо использовать для углубления знаний, для восполнения пробелов и для разрешения всех возникших трудно­стей. Без тщательного самостоятельного продумывания материала бе­седа с консультантом неизбежно будет носить "общий", поверхност­ный характер и не принесет нужного результата.

КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

Есть целый ряд принципов - "секретов", которыми следует руково­дствоваться при подготовке к экзаменам.

Первый - подготовьте свое рабочее место, где все должно способство­вать успеху: тишина, расположение учебных пособий, строгий порядок.

Второй - сядьте удобнее за стол, положите перед собой чистые листы бумаги, справа - тетради и учебники. Вспомните все, что знаете по данной теме, и запишите это в виде плана или тезисов на чистых листах бумаги слева. Потом проверьте правильность, полноту и после­довательность знаний по тетрадям и учебникам. Выпишите то, что не сумели вспомнить, на правой стороне листов и там же запишите во­просы, которые следует задать преподавателю на консультации. Не ос­тавляйте ни одного неясного места в своих знаниях.

Третий - работайте по своему плану. Вдвоем рекомендуется гото­виться только для взаимопроверки или консультации, когда в этом возникает необходимость.

Четвертый - подготавливая ответ по любой теме, выделите основ­ные мысли в виде тезисов и подберите к ним в качестве доказательства главные факты и цифры. Ваш ответ должен быть кратким, содержа­тельным, концентрированным.

Пятый - помимо повторения теории, не забудьте подготовить прак­тическую часть, чтобы свободно и умело показать навыки работы с текстами, картами, различными пособиями, решения задач и т.д.

Шестой - установите четкий ритм работы и режим дня. Разумно чередуйте труд и отдых, питание, нормальный сон и пребывание на свежем воздухе.

Седьмой - толково используйте консультации преподавателя. При­ходите на них, продуктивно поработав дома и с заготовленными кон­кретными вопросами, а не просто послушать, о чем будут спрашивать другие.

Восьмой - бойтесь шпаргалки - она вам не прибавит знаний.

Девятый - не допускайте как излишней самоуверенности, так и не­дооценки своих способностей и знаний. В основе уверенности лежат твердые знания. Иначе может получится так, что вам достанется тот единственный вопрос, который вы не повторили.

Десятый - не забывайте связывать свои знания по любому предме­ту с современностью, с жизнью, с производством, с практикой.

Одиннадцатый - когда на экзамене вы получите свой билет, спо­койно сядьте за стол, обдумайте вопрос, набросайте план ответа, по­дойдите к приборам, картам, подумайте, как теоретически объяснить проделанный опыт. Не волнуйтесь, если что-то забыли.

Контрольные задания и листы самоконтроля уровня знаний

Проверка уровня знаний, умений и навыков студентов проводится в соответствии с требованиями, изложенными в стандартах, и ожидае­мыми результатами по итогам каждого курса, а также с учетом началь­ного уровня знаний и способностей студента.

Индивидуально-ориентированное обучение как главный принцип современного образования, предполагает и ряд дифференцированных за­даний трех уровней - репродуктивного, продуктивного и творческого.

Особенно важно, чтобы в контрольных заданиях чаще использова­лись задания творческого уровня - на развитие критического мышле­ния, исследовательских умений (сравнить, систематизировать, найти логическую ошибку, ее причину, оценить преимущества и недостатки, привести аргументы и контраргументы, составить проверочные тесты по теме, защитить реферат по проблеме) и достижения нового знания.

В нашей практике используются рейтинговые системы - по услов­ным учебным единицам оценивается то или иное самостоятельное за­дание[3] .

Использование рейтинговой методики особенно помогает в органи­зации самостоятельной работы и со студентами-дистантниками, и с за­очниками, как по отдельным проблемам, так и по любому заданию и по всем видам учебной нагрузки за семестр.

Если преподаватель хочет проверить, как студент работает над про­блемой, то оценка заданий производится в комплексе (выполнены все 15 заданий - "отлично", 10 заданий - "хорошо" и т.д.).

Если преподаватель оценивает все практические задания за семестр на 150 условных единиц, то "отлично" - 100 условных единиц, "хорошо" - 80, "удовлетворительно" - 60, из них: обобщающее задание -30, исследовательское задание - 50 условных единиц.

Для оперативной информации о результатах всей учебно-познавательной деятельности студентов-заочников можно провести мониторинговые исследования по вопросам:

планирование развития психолого-педагогических знаний на курсе,

факультете;

результативность нововведений (спецкурсов, специализаций и т.д.);

качество работы преподавателей и студентов;

соотношение инвариантной и вариативной части базисного учебно­го

плана.

Мониторинг демонстрирует лишь общую картину действий всех факторов, влияющих на обучение, а также показывает по итогам ре­зультативности направления, нуждающиеся в более детальном иссле­довании.

Методика проведения мониторинга заключается в следующем:

выделяются учебные дисциплины, составляющие определенную образовательную область;

определяются сроки проведения (например посеместровые);

выделяется количественный состав учащихся;

выписывается таблица оценок учащихся по всем предметам;

вычисляется индивидуальный средний балл по группе и т.д.

Понимая значимость этих общих мер комплексной проверки ре­зультативности образования, следует учесть особое значение системности и последовательности контроля со стороны каждого преподавателя и самоконтроля знаний со стороны студентов. В нашей практи­ке для контроля за деятельностью студентов используются системы контрольных вопросов по каждой теме, контрольно-срезовые задания по отдельным вопросам, темам, проблемам.

Коллективно-познавательная деятельность также предполагает раз­ные типы контроля со стороны студентов - в парной и групповой дея­тельности (листы взаимоконтроля, таблицы, сводные таблицы по ана­лизу занятия в группе и др.).

Особое внимание мы придаем контрольно-срезовым заданиям, про­водимым по итогам темы. Каждое задание имеет не менее трех взаимо­связанных вопросов, позволяющих не только провести "срез" знаний студентов по теме, но и подумать над педагогической технологией по­дачи данной темы в условиях разных категорий обучающихся.

Кроме контрольно-срезовых заданий по одной теме, есть и кон­трольные вопросы по ряду тем, носящих проблемный характер. Для само­стоятельной работы студентов часто используется лист самоконтроля зна­ний по разным разделам программы. Эти листы студенты выбирают сами. Они могут сдать несколько разделов программы в любой очередности.

Технология подготовки и сдачи зачетов по листам самоконтроля разная: можно работать индивидуально по конкретному предмету или кон­сультируясь с преподавателем по мере выполнения заданий; можно подго­товить весь материал по учебному плану и привезти его на сессию.

Работа с дидактическими материалами

Учебные установки: 1. Знания по дидактике необходимы, так как учат самостоятельной познавательной деятельности; нужны тем, кто будет обучать других; помогают отобрать методы, способы, приемы, необходимые для конкретной ситуации.

2. Самостоятельную работу по дидактике следует начать с изучения примерного учебного плана.

3. В примерном плане занятий по дидактике акцентируется дея­тельность студентов, работающих в школе. Эти студенты обраща­ются к основам дидактики, чтобы составить свой урок, а главное, сравнить его с современным уроком, как особой формой реализа­ции педагогического процесса. Пройдя школу традиционной педа­гогики, они анализируют и моделируют уроки с учетом новой обра­зовательной парадигмы, апробируют в своей практике новые педа­гогические технологии.

4. Студентам психологического отделения, проходящим практику в среднеспециальном и высшем учебном заведениях, знания по дидакти­ке позволят педагогически целесообразно построить зачетное занятие по психологии.

5. Понимание сущности педагогического процесса и умение его ор­ганизовать необходимо любому руководителю, работающему с людь­ми. Знания по дидактике необходимы и в семейной педагогике.[4]

6. Студенту-заочнику следует обратить внимание на блок-схемы "Классификация дидактических принципов обучения", "Классификация методов обучения", которая представлена тремя группами - традици­онная (Б.П. Есипов, М.А. Данилов и М.Н. Скаткин), классификация Ю.К. Бабанского, современная классификация, а также на схему "Факторы, влияющие на динамику позиции школьника и развитие его познавательной активности" [5] . Изучив классификации дидактических принципов обучения и методов обучения (схемы 1 и 2), студент выби­рает наиболее приемлемую классификацию методов, обосновывая свой выбор. Эти знания помогут при прохождении ознакомительной и ак­тивной педагогической практики.

7. Студенту-заочнику необходимо самостоятельно проработать (и пред­ставить на зачет) материалы семинаров-практикумов "Моделирование урока в начальной школе", "Общее и различия в трех дидактических системах Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, Л.В. Занкова".


Инновационные методы. В современном образовании использует­ся ряд активных методов обучения, способствующих формированию интеллектуальных умений студентов. Среди них часто используются такие, как: метод мозгового штурма, временных ограничений, манипулятивный метод, метод абсурда; обучение по алгоритму и др.

Классификация методов достаточно условна. Выбор методов зави­сит от цели и задач обучения, от содержания учебного материала, спе­цифики обучаемости учащихся. Природа педагогических явлений тре­бует прежде всего систематических наблюдений за учащимися, поста­новки новых задач и решения проблемных ситуаций, т.е. методов, ве­дущих к цели, входящих в систему данных действий преподавателя и студента.

Работа с опорными схемами

Учебные установки. Понимание схемы как внутренней интеллектуальной психологической структуры, управляющей органи­зацией мышления и поведения человека, позволяет увидеть изложение темы логико-графическим языком с помощью значимых опор. Опорная схема подкрепляет словесную форму изложения материала наглядно-образным его видением.

Опорные схемы помогают студенту подготовиться к зачету (часто являются третьим вопросом на экзамене по педагогике). Зачетная письменная работа студента выглядит более выигрышно, если часть материала систематизирована в ней с помощью опорных схем.

По классификации опорные схемы могут быть обобщающими, конкретизирующими, разъясняющими проблему или тему. В пособии представлены группы схем к обобщающим лекциям, к раскрытию тео­рии и практики проблем дидактики, разъясняющие современный урок и педагогические технологии. Их представление единым блоком свидетельствует о их взаимосвязи, которую мы рассматриваем как взаи­модействие, взаимопроникновение, взаимообогащение.

Студент, изучив обобщающую схему, не только выбирает наиболее приемлемую, но и учится обосновывать свой выбор с помощью определенных смысловых опор. Для обобщающих опорных схем, вбираю­щих в себя обширный материал, сразу же после схем дается ряд зада­ний для лабораторно-практической работы (см. схемы к обобщающей лекции "Социализация личности").

Среди обобщающих групп схем много внимания уделяется схемам по теории и практике дидактики, которые особенно необходимы студенту-заочнику, не работающему в школе (см. схемы по дидактике).

Среди конкретизирующих выделяются схемы, построенные на сравнении, сопоставлении дидактических и воспитательных систем, систем клубной работы и др. В таких схемах чаще всего даются пара­метры, по которым происходит сравнение. Так, например, дидактиче­ские системы (традиционные и инновационные) сравниваются По целям, признакам и возможностям данной системы для развития личности.

Разъясняющие опорные схемы несут иную смысловую нагрузку. Их используют при объяснении нового, закреплении или для систематиза­ции конкретного материала по теме. Так, например, среди этих схем могут быть такие: "Современный урок и его дидактические особенно­сти"; "Оценка - отметка. Их роль в педагогическом процессе"; "Логика непосредственной подготовки учителя к уроку". Блок разъясняющих схем часто сопровождают педагогические технологии.

Алгоритм самостоятельной работы с опорными схемами может быть следующим:

обратить внимание на название схемы;

выявить ключевые понятия;

выявить по схеме критерии и показатели, по которым группируется

материал;

системно работать с каждым критерием и показателем;

особое внимание обратить на графу "Результативность" - в образо­вании - это важный психолого-педагогический результат.

На наш взгляд, итоговым результатом использования опорных схем является умение самостоятельно составлять опорную схему любого изучаемого материала.

Подготовка к исследовательской работе (диплом)

Исследовательская работа предполагает выбор проблемы, ее теоре­тическое изучение, опытно-экспериментальную деятельность, обосно­вание научно-методических выводов и рекомендаций.

В университете ее организуют кафедры по специальным програм­мам учебно-научной исследовательской работы студентов. Преподава­тели или принимают предложения студентов, или предлагают темы, входящие в общую проблему научной работы лаборатории, кафедры. Последний вариант отличается большей возможностью базового, орга­низационного и материального (приборы, оборудование) обеспечения. Материалы исследований вводятся преподавателями в лекции, семинары, практикумы, включаются в программы спецкурсов, экспериментов и др.

Подготовка к исследовательской работе интенсифицируется на третьем курсе, когда студенты выбирают специализацию, тему ди­пломной работы и начинают сбор материала к исследованию. Совме­стно с руководителем составляются общая программа деятельности, план-проспект дипломной работы, ведется подбор литературы. Про­грамма рассчитана на три года. Сначала студент изучает литературу и делает историко-теоретический обзор, выделяя тенденции развития изучаемого объекта, описывает состояние изученности избранной про­блемы. Далее конкретизируется план опытно-экспериментальной рабо­ты, создается теоретическая модель исследуемого процесса, определя­ются критерии и показатели его эффективности на основе сравнения первоначального и последующих срезов и комплексного анализа дос­тигнутых результатов. В ходе всех видов учебной практики ознакомительной, производственной и преддипломной – происходит сбор исследовательского материала путем разных видов наблюдения за объектом, опросов, обобщений.

В любом случае составляется программа собственно опытно-экспериментальной работы, включающей констатирующий, форми­рующий и корректирующий этапы, по каждому из которых определя­ются его цель, задачи, содержание, методы, база.

На первом этапе ведется включенное наблюдение за эксперимен­тальной и контрольной группами; проводятся начальные срезы уровня развития, например, тех качеств, которые необходимо сформировать;

разрабатываются методики исследования.

На следующем этапе идет поиск путей совершенствования изучае­мого процесса: его содержания, форм и методов организации, познава­тельной деятельности учащихся. Студент-исследователь прежде всего знакомится с программно-методическими материалами - Законом об образовании (1994); Государственными стандартами по общеобразова­тельной школе; учебниками и учебными пособиями по предмету. Со­вместно с учителем-экспериментатором проводится апробация рабочих материалов - программ сквозных курсов по предметам, пособий, хре­стоматий, конспектов уроков, материалов для учащихся, дневников на­блюдений и др. В условиях активной практики (8 недель) студент-исследователь может не только посетить занятия товарищей, но и оп­робовать свои идеи, применяя комплексные методики и технологии, отрабатывая коллективные и индивидуальные формы работы.

Корректирующий этап эксперимента позволяет проверить по выде­ленным критериям и показателям результаты сделанного, внести уточ­нения в предлагаемые рекомендации, сделать общие выводы.


Заключение

Студентам-заочникам необходима разноплановая педагогическая поддержка в поиске и овладении ими приемами и способами эффек­тивной самостоятельной учебной работы.

Самостоятельная учебно-познавательная деятельность включает смысловой, целевой и исполнительский компоненты. Овладевая все более сложными интеллектуальными действиями, студент приходит к активной смысловой ориентировке, позволяющей ему отрабатывать собственные подходы к решению проблемы самообразования. Целевой и исполнительский компоненты включают в себя постановку цели, оп­ределение задач, планирование действий, выбора способов и средств их выполнения, самоанализ и самоконтроль результатов, коррекцию пер­спектив дальнейшей деятельности.

Студенту-заочнику предстоит динамика от овладения приемами ра­боты с учебной и научной литературой до развития умений и навыков самостоятельной познавательной деятельности и выработки привычки к систематическому самообразованию. Содержательно такая динамика у первокурсника связана с развитием умений восприятия и воспроиз­ведения изучаемого материала, его анализа и сравнения, сопоставления и обобщения, составления тезисов, схем, таблиц, графиков, аргумента­ции выводов. Целесообразны решения познавательных задач и анализ ситуаций, подготовка письменных контрольных работ, особенно твор­чество с элементами эксперимента, исследования. Все это достаточно сложно при заочной, тем более - дистантной форме обучения, тре­бующей особо четкого программирования и планирования общего и профессионального самообразования.

Конкретная помощь преподавателя связана, прежде всего, с создани­ем дидактических и психологических условий для возникновения и развития у студентов самой потребности в самообразовании, стремле­ния к активности и самостоятельности в этом процессе. В работе с за­очниками велика роль организации совместной продуктивной деятель­ности преподавателя и студентов. Он создает обучающую среду, опре­деляет структуру и логику интеллектуальных отношений и общения, предлагает гибкие и вариантные программы при единой линии научно­го познания, практические задания на сравнение и рефлексию, опытно-экспериментальную работу, решение задач нового класса, сопоставле­ние разных точек зрения на одно и то же явление и т.д.

Условно выделяются две функции анализа педагогом организации деятельности по самообразованию студентов:

позитивно-творческая - соответствие собственных действий преподавателя требованиям со­временной вузовской педагогики, прежде всего умение выделить раз­ные теоретические концепции и тенденции массового опыта;

практи­чески-действенная - критическое осознание причин своих трудностей и неудач, приведение своих педагогических приемов в соответствие с конкретными условиями работы - с данной группой студентов в зави­симости от ее специфики.

Подобный самоанализ стимулирует умение сочетать теоретические знания с обращением к практическим ситуациям, введение задач, при­ближенных к актуальным проблемам современности, использование контекстного подхода к обучению, ориентирующего студента на реше­ние профессиональных задач. Правильно, когда при подготовке кон­трольных и курсовых работ, творческих рефератов в комплексные за­дания включаются преподаватели родственных дисциплин: использо­вание межпредметных связей позволяет студентам полнее раскрыть свое видение проблемы. Значимы консультации, групповые и индиви­дуальные: они приобщают к самим знаниям. В любом случае важна помощь студенту в определении возможностей его самосовершенство­вания, правильном и своевременном осознании своей индивидуально­сти - способностей и склонностей, характера ценностных ориентации, потребностей и мотивов, интересов, темпов обучаемости и уровня ин­теллектуального развития, особенностей эмоциональной и волевой сферы.

Чтобы стимулировать и постоянно поддерживать у студентов инте­рес к получению новых знаний, нужно больше обращать внимание на обучение их системе самообразования. Студенты должны овладеть ос­новными и отдельными конкретными составляющими элементами труда учителя: работать с научной, методической и учебной литерату­рой; излагать учебный материал, составлять систему дифференциро­ванных упражнений и управлять ею в процессе решения задачи; ис­пользовать приемы постановки вопроса, формулировать организующие и управляющие вопросы, а также варианты одного и того же вопроса;

быстро и адекватно реагировать на возникшую учебную ситуацию;

уметь контролировать и оценивать знания и т.д.

Знаниями и умениями нужно овладевать целенаправленно шаг за шагом, и чтобы закрепить их, постоянно активно использовать в прак­тике. Для формирования профессиональных умений важно познако­мить студента с функциональным содержанием данного приема рабо­ты, а затем научить применять его в конкретных условиях.

В решении этой задачи эффективно помогает контекстное обуче­ние, управление практической деятельностью в контексте будущей профессии студента. Главным критерием при этом является возмож­ность побуждения уровня активности: возникают устойчивая внутрен­няя ориентированность на работу, самокритичность. Развиваются оп­ределенные коммуникативные, организаторские, конструктивные, гно­стические качества.

Прохождение последовательных дидактических шагов по овладе­нию основами профессионального труда можно осуществить с помо­щью конкретных практических упражнений в процессе подготовки студента-заочника к семинару, практикуму, лабораторной работе, ак­тивной практике. Прорабатывая эти материалы, студент актуализирует и использует в активной творческой практике целый комплекс теоре­тических знаний разных дисциплин, а затем и самостоятельно может приготовить как учебное занятие, так и методическую его разработку.

Подготовка и проведение практических занятий студентами-заочниками предусматривают индивидуальный поиск материала (библиографический, информационный, диагностический, научно-исследовательский).

Заочнику, начинающему путь в высшее образование, полезно по­знакомиться с требованиями соответствующих государственных стандар­тов, с учебным планом по всем годам обучения и по каждому курсу, с ра­бочими планами на семестр, с программами и учебными пособиями.

Из представленной информации студенту-первокурснику полезно выбрать и освоить, в первую очередь то, что поможет организовать себя для самостоятельной работы.

При заочном обучении особенно целесообразен перенос акцента с приоритета деятельности преподавателя на самостоятельную познава­тельную деятельность студента, на создание у него положительно-эмоционального отношения к учебной работе. Показателями сформированности такого отношения выступают критичность мышления (личное мнение, оценка, новое решение), умение вести дискуссию, обоснование своей позиции, способность ставить новые вопросы, го­товность к адекватной самооценке, в целом устойчивая потребность в самообразовании.

Подводя итог, заметим: с первых семестров у студента с помощью преподавателя формируется индивидуальный стиль работы, рождае­мый стремлением к самосовершенствованию, раскрытием своей инди­видуальности, своих ценностных установок - стиль непрерывного са­мообразования.

Хотелось бы акцентировать внимание студентов-заочников на сле­дующих положениях:

1. Самостоятельная работа студента - это особым образом органи­зованная деятельность, включающая в свою структуру такие компо­ненты, как:

- уяснение цели и поставленной учебной задачи;

- четкое и системное планирование самостоятельной работы;

- поиск необходимой учебной и научной информации;

- освоение собственной информации и ее логическая переработка;

- использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;

- выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;

- представление, обоснование и защита полученного решения;

- проведение самоанализа и самоконтроля.

2. Студент-первокурсник должен понимать, что учебно-познаватель­ная деятельность отличается от обычной учебной деятельности. Она носит поисковый характер, в ходе ее решаются несколько познаватель­ных задач, ее результат - решение проблемных ситуаций.

3. Позиция обучающегося учебно-познавательной деятельности - субъектно-субъектная, она всегда проводится на продуктивном уровне. Поэтому, при оптимальном варианте учебно-познавательная деятель­ность студента является саморегулируемой, самоуправляемой, внут­ренне мотивированной, носит избирательный характер.

Представление студенту-заочнику материалов по организации пре­подавателем его деятельности по самообразованию - это приглашение к сотрудничеству преподавателя и студента.

Список использованной литературы:

1. Андреев В.И. «Педагогика творчества саморазвития». М., 1996;

2. Барышникова З.А. Психолого-педагогическая практика: Учебно-методическое пособие. М., 1998.

3. Натанзон Э.Ш. Приемы педагогического воздействия. М., 1972.

4. « Словарь-справочник будущего учителя». М., 1996.

5. Барышникова З.А. «Организация самостоятельной познавательной деятельности студдентов-заочников». М., 2000.


[1] Барышникова З.А. Психолого-педагогическая практика: Учебно-методическое пособие. М,, 1998. С. 19-21

[2] Последняя тема полно и глубоко пред­ставлена в базовом учебнике Б.З. Вульфова и В.Д. Иванова "Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках" (М., 2000. 2-е изд., испр. и доп.)

[3] Барышникова З.А. «Актуальные проблемы современного об­разования в контексте исторических знаний: Программа спецкурса». М., 1997. С. 5)

[4] Конкретные практические знания по педагогическому процессу и организации занятия можно найти в материалах учебного пособия З.А. Ба­рышниковой "Психолого-педагогическая практика" (М., 1998).

[5] Конкретные практические знания по педагогическому процессу и организации занятия можно найти в материалах учебного пособия З.А. Ба­рышниковой "Психолого-педагогическая практика" (М., 1998).