Реферат: Как становятся политиками
Название: Как становятся политиками Раздел: Рефераты по политологии Тип: реферат |
1. Как соотносятся поли ти ка и по литическая деятельность. Политика - деятельнос ть органов власти, объединений граждан и „отдельных лиц в с фере отношений между гос ударствами, клас сам и, нациями, большими группами людей направленных на реализацию, отс таивание с воих интересов и связанная с устремлениями к завоеванию, обладанию и использованию политической влас ти. Можно выделить области политики по различным осно ваниям: - по сферам жизни ( экономическая, со циальная, культурная, национальная, военная ); - по облас тям ( внутренняя, внешняя ); - по мас штабам ( международная, мировая, локальная, региональная ); - по носителям - по срокам действия. Политическая деятельнос ть - это, как правило, формы и методы реализации политики. Одной из основных форм политической деятельности можно выделить политическую борьбу, которая является одной из сторон политической жизни, заключающаяс я во взаимодействии различн ых политических с ил между собой во имя достижения определенных политичес ких целей. В ее осно ве лежат интересы тех с оциально-классовых слоев, групп, общности людей, которые образуют собой субъекты политических о тношений. Объекто м политической борьбы являются прежде всего о тношения власти, пос кольку ее цель - достижение прочных позиций в сис теме политической с труктуры общес тва, реализация тем или иным субъектом политических отношений с воей политичес кой воли. 2 . Как соо тно сятся пол итика и эко но мика. Экономика напрям ую связана с политикой и непосредственно завис ит от нее. К ос но вным аспектам экономической политики относятся: - управление гос ударственными предприятиями и организациями; - установ ление прав овых : основ рынка и ценово й политики; - регулирование внешнеэкономических отношений; - налогообложение и взимание налогов. В Российс кой Федерации декларируется единс тво экономичес кого пространства, сво бодное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поощрение конкуренции, свобода экономической деятельности. В зависимости от проводимой политики в экономике можно наблюдать или кризис ( экономический спад ), или экономический подъем. С другой стороны сос тояние экономики влияет на общ ую политич ескую ситуацию в с тране. В странах с благополучной экономикой не стоят ос трые политические проблемы. 3. Как соотносятся по литика и вл асть. Власть - это способность, право или возможность распоряжатьс я кем-либо, чем-либо; о казывать решающее воздейств ие на судьбы, пов едение или деятельность людей с помощью различного рода средств - права, авторитета, воли принуждения. В демократическом го сударс тве определяющую роль играют устройство и сис тема влас ти, учас тие людей в осущес твлении в ласти, контроль за властью. Влас ть есть законодательная и ис полнительная. В ос новном главной целью политики является контроль влас ти. Для этого ус танавливается конституция в с оотв етств ии с проводи мой политикой, устанавливаются зако ны ( законодательная власть ). Производится реорганизация органов исполнительной власти на местах. Таким образом политика направлена на со хранение и укрепление власти. 4. Как со относятся правовое государство и граж данское общество. Прав овое государс тво - правовая форма организации и деятельности публичной политической влас ти и ее взаимоотношений с индивидами как с убъектами права. Правовое государс тво - это государство, где гос подствует право. Б прав ов ом государств е сис тема государств енной в ласти основана на принципе разделения властей, на верховенстве права. Верховенство права означает, что гос ударс твенные органы с вязаны правом, т.е. дейс твуют в с трогом с оответствии с конс титуцией, законам и, в рамках своей компетенции, в пределах тех государственно-в ластных полномочий, которыми они наделяются для выполнения с тоящих перед ними задач. Власть подчинена праву. Гражданское общество - это система сам ос тоятельных и независимых от государс тва общес твенных инс титутов и отношений, которые о беспечивают ус лов ия для реализации час тных интересов и потребностей индивидов и коллективов, для жизнедеятельнос ти с оциальной культурной и духовной с фер, их вос производств а и передачи от поколения к поколению. Государство оказывает влияние на гражданско е общес тво , его структуры. Но в месте с тем, оно испытыв ает и обратное влияние. Например, правотворческая деятель ность гос ударства, работа органов наро дного предс тавительс тва тес но взаимосвязаны с деятельностью политических партий, общественных организаций граждан. Более того , можно заключить что нормальная и э ффективная работа государственного механизма, всей организации по литичес кой в ласти общес тв а невозможна без развитого гражданс кого общества как своеобразного пос редника, важного звена между личностью и гос ударством. Гражданское общество есть та с оциальная среда, где реали зуетс я большинс тв о прав и свобод граждан и их объединений. 5. Как соо тно сятся по литика и социал ьно е обеспечение. Одной из составляющих политики является с оциаль ная политика. Социальная политика направлена прежде вс его на равноправные, ос нованные на договорных началах отношения между клас сами, нациями, территориальными, демографическими и другими социальными общностями людей, на выс окую социальную защищеннос ть граждан от произвола государственных, политичес ких, хозяйственных с труктур и ко нкретных их представ ителей, а также частных предпринимателей, защищенность граждан от по сягательс тв на их личность и им ущес тво с о сторо ны антиобщественных преступных э лементов, максимально возможная с праведливость в распределении материальных и духов ных : благ. Одним из направлений с оциальной полити ки яв ляетс я социальное обеспечение. Социальное обес печение предусматрив ает обслужив ание престарелых : и нетрудос пособных граждан, а также семей, где есть дети. Кроме того: пенсии, пос обия работающим ( по временной нетрудоспособнос ти, по беременности и ро дам и т.д. ), многодетным и о диноко м матерям и малообеспеченным с емьям, в которых : ес ть дети; с одержание и обслуживание прес тарелых и инвалидов в специальных учреж дениях; протезиро вание професс иональное обучение и трудоустройство инвалидов; льготы инвалида и многодетным матерям. 6. Како вы направления современной по литической мысл и. Из множества направлений современной политической мысли можно выделить следя щие: - консерватизм и неоконсерватизм; - либерализм и неолиберализм; - доктрины социал-реформизма; - политичес кий экстремизм; - политический клерикализм. Консерватизм - политическая идеология ориентирующаяся на сохранение и поддержа ние исторически сфо рмировавшихся форм гос ударственной и общественной жизни, в первую очередь морально-правовых ее ос нований, воплощенных в науке, религии, браке, с емье, с обственности в современном обществе. В настоящее время конс ервативные настроения вылились в форму неоконс ерватизма. Сторонники неоконсерватизма, принимая технические и с оциальные последствия НТП, отказываются принимать его политические выводы, стремясь отделить государств о от масс, передать его в руки профессионалов. Примером неоконсерватизма являетс я тетчеризм и рейганизм. Либерализ м - политическая идеология, ставящая целью ликвидацию или смягчение различных форм гос ударственно го и общественного принуждения по отношению к индивиду. Либерализму соответствует свобода от ' групповых, классовых, националис тических : и т.д. предрассудков, космо политизм, терпимос ть, гуманизм, индивидуализм, демократизм, подчеркивание сам оценнос ти личности. Либерализм основывается на признании прав человека, разделении законодательной и ис полнительно й в ласти, свободе выбора занятий, с вободе конкуренции. Новейшее развитие общес тва привело к возникновению неолиберализма - доктрины, с охраняющей верность принципам демократии, свободной конкуренции, частного предпринимательс тва, полагающий, что о ни сами по себе не смогут дос тичь ус пеха автоматичес ки, а требуют постоянного вмешательс тва государс тва, создающего благоприятные условия для их реализации. Важнейшим течением и направлением политичес кой мысли была и ос таетс я социал-демократия с ее концепцией реформизма, демократического социализма. Ос новными положениями этой доктрины являются: - пров озглашение социализма как цели социа л- демократии. При этом социализм в понимании социал-демократии рассматриваетс я не как состояние общества, а как процес с утверждения некоей совокупнос ти этических ценностей; - определение основ ных ценностей "демократич еского со циализма". Среди них: свобода, с праведливость, солидарность в сех людей; равное право на сосуществование общественной, коллективной, индивидуальной и частной собственности - смешанной экономики. Край не левыми и крайне правыми политичес кими течениями, которые во многом смыкаютс я, несмотря на противоположные полюса, на которых они находятся, являются различные разновидности политич еского экс тремизма, приверженные крайним взглядам и мерам в политике. Наиболее одиозными яв ляютс я: фаш изм и неофаш изм, сионизм и антисемитизм, расизм. Фашизм и неофашизм - названные доктрины возникли в период кризис а буржуазной демократии и либерализма и выра жают интересы наиболее реакционных и агрес сивных сил. Сионизм и антисемитизм. Доктрина сионизма является в настоящее время основой политики и деятельности международного сионисткого движения, с озданного ав стрийс ко м журналистом Теодором Герцяем, издавшим книгу "Ев рейское государс тво" (1986). И еще одно направление современной полити ческо й мыс ли - маркс изм-ленинизм. 7. Как связ аны по ли тическая и социальная с труктура общества. Социальная структура общества - это совокупнос ть взаимос вяз анных между с обой и упорядоченных относ ительно других социальных : групп, которые: - занимают разные места в системе по критериям: в ласти, с обственности, доходу, престижу; - св язаны между собой политическими, э кономи ческими и культурными отношениями. Социальная структура зависит от политики и в то же время влияет на политику. В зависимос ти от проводимой политики социальная структура может существенно изменяться. Например, до 1985 года в СССР, преемником которого после распада является Росс ия, можно было выделить с ледующие э лементы социальной структуры общества: 1. Относительно немногочисленный слой профессионально-квалифицированных рабочих; 2. Ос новной ( наиболее мно гочисленный ) слой рабочих средней квалификации; 3. Слой рабочих, развращенный длительной практикой получения незаработанно го дохода; 5. Научно-техничес кая интелли генция ( специалисты народного хозяйства, ученые технического профиля ); 6. Хозяйс твенные руководители с феры материального производства; 7. Ответс твенные работники то рговли и бытового обслуживания населения; 8. Социальная и гуманитарная интеллигенция ( педагоги, врачи, журналисты, пис атели, художники, ученые-обществоведы и гуманитарного профиля и т.д. ); 9. Ответственные работники аппарата политического управления, т.е. партийных, государственных и общественных органов; 10. Политичес кие руководители общес тва; 11 . Пенсионеры; 12. Учащиес я молодежь; 13. Военнос лужащие. После с мены влас ти и изменения политического курса произошли существ енные изменения в уже существ овавши элементах, социальной структуры и исчезнов ения некоторых в ообще. Появилис ь новые элементы с оциальной структуры общес тва характерные для в сех развитых с тран мира: 14. Мелкие, с редние предприниматели и фермеры; 15. Крупные предприним атели ( руководители банков , финанс овых компаний, промышленных негосударс твенных предприятий ); 16. Клан организованно й преступности. 8. Что представляет политическая система общества. Ро ссии. Политичес кая с истема - часть политической с феры, интегрированная совокупность государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющих власть, управление делами общества, регулирование взаимоотношений меж ду класс ами, социаль ными группами, нациями, государствами, обес печивающих стабильнос ть общества и определенный социальный порядок. Структуру политичес кой системы общес тва можно представить: - политич еская власть; - субъекты политики; - политическая организация; - политические отношения; - политическая культура. Сущность политической системы проявляется также через ее функц ии. Основными из них являютс я: - определение перспективных и ближай ших целей, задач, путей развития общества, его социальных общностей, слоев, групп, граждан на выполнение определенных целей задач, программ; - проведение политики практичес кой деятельности в гармонизации интересов и деятельности гос ударс твенных образований: штатов, кантонов, рес публик, т.п., классов, наций, демографичес ких групп и других социальных общностей; - духовно-идеологическая деятельность. Характер, с труктура, функции полити ческой системы общества обус ловлены его социально-э кономической основой. Декларировано, что Россия - правовое, федеративное государс тв о с республиканс кой формой правления. Высший орган влас ти - президент, парламент Росс ии - федеральное собрание, сос тоит из верхней палаты -совет федерации и нижней палаты - государс твенная дума. Допускается оппозиция, гарантируютс я права и свободы, призна ются и защищаются равным образом частная, гос ударс твенная, м униципальная и иные формы собственнос ти. Принципы разделения влас тей: - з аконодательная; - ис полнительная -с удебная. 9. Что представляет политическая культура. Культура - э то качеств енная характеристика жизни обществ а ( рас пределение, потребление материальных и духовных ценностей ). Политкуль тура - это уровень и характер политичес ких з нании, оценок; с одержание и качество традиций, ценностей, норм, регулирующих политичес кие отношения. В общей культуре можно выделить ее итог ( совокупнос ть материальных и духовных ценностей ) и процесс - сохранения, освоения, ус воения потребления:' передачи, распространения ценнос тей, отобранных человечеством в ходе его раз вития как необходимых, истинно человеческих. Культура - про цес с - это с оздание новых ценнос тей на базе ис торически определенного уровня раз вития творчес тва, с ил и способностей личности, общества. В политкультуре выделяют ее историю, теорию, практику разных формаций, цивилизаций, эпох, периодов развития регионов, с тран, народов. Политическая культура - это с овокупнос ть стереотипов сознания и поведения с оциальной общности, т.е. укоренившихся предс тавлений о политической жизни общества: - о его политичес кой системе; - о политическо м режиме; - о механизме влас ти и управлении; - о принятии решений и их реализации; - о нос ителях властных полномочий; - о с обственном месте в политической жизни; - компетентнос ти, э ффективности участия в политической деятельности. Составными элементами политической культуры являются: - убеждения и ус тановки; - поведение при решении политич еских вопрос ов и т.д. 10 . Как связана политика и национальные о тно шения. Национальные отношения - сложная социально-политичес кая категория, одна из специфичес ких форм социальных отношений. В националь ных ^ отношениях проявляется вс я с ов окупнос ть общес твенн ых отношений. Пос кольку политика - это деятельность в сфере отношений между большими социальными группами, то, по с ущес тву, во е ас пекты взаимоотношений наций и народностей, регулируемых гос ударственной влас тью, нос ят политичес кий характер. Это обус ловлено значением государства как важного фактора формирования и развития наций и народностей. Национальная политика - это целос тная с истема, представляю щая собой концентрированное выражение социально-э кономической, языковой, демографи чес кой, правовой, культурной политики в отношениях между нациями и народнос тями. И ными с ловами, национальная политика - это целенаправленная деятель ность по регулиро ванию отношений меж ду нациями и народнос тями в основных сферах общественной жизни, как правило, закрепленная в соответствующих документах и юридичес ких актах гос ударс тва. Основные концептуальные положения национальной политики: - признание права национального с амоопределения, равенс тво народов, взаимовыгодное с отрудничество, взаимное уважение интересов и ценностей всех народов, непримиримость к нацио нализму и расизму, политическое и морально е осуждение людей, стремящихс я достигнуть благополучия с воего народа за счет ущемления интересов других: народов, учет интерес ов малочисленных нацио нальных групп. При вырабо тке и осущес твлении национальной политики следует учитывать всю с ложность и специфичность национальных отношений как объекте социального управления. Во-первых, - степень решения национального вопроса, национальных проблем. Национальный вопрос - это прежде вс его отношения национального неравноправия, деления наций на привилегированные и неполноправные, это неравенство уровней экономичес кого и политичес кого развития, отставание неравноправных и угнетенных наций от наций великодержавных, привилегированных, это, и атмос фера национальной розни, вражды и рас прей на национальной почве, закономерно возникающих в ус ловиях дискриминации и фактичес кого неравенства наций в дос тупе к экономичес ким и культурным ценностям, режима национальных привилегий. Во-вторых, сложность и специфич ность национальных отношений заключается в с ущес твовании националь ных интересов, которые в определенной мере и определенных условиях могут выражать устремления к самоопределению, самоуправлению, самоутверждению очень широких с лоев населения, можно сказать вс ех со циальных групп. В-третьих, - в заметном влиянии на межнациональ ные отношения национальных традиций, национальной пс ихологии, национального самос ознания. Это особенно проявляетс я на этапе националь ных движений государственной независимости. В-четвертых, - в огромном значении в жизни общества историчес ко й памяти, традиций, особеннос тей национальной культуры, в которых запечатлены единс тво судеб и св оеобразие духов ного облика народа, его национальный характер. В-пятых, - национальные процессы подвержены активному влияни ю религии, в нашей с тране особенно христианс кой и исламской, поэтому национальные чувства переплетаются с религиозными. Ос новными с тадиями управления с овременными национальными процесс ами выс тупают: прогнозирование, предвидение будущих демографических ситуаций и перспектив раз вития, политических последс твий принимаемых решений, в ыработка и принятие управленческих задач; организационная и культурно-масс овая, воспитательная работа для создания благоприятных ус ловий реализации поставленных целей и задач; применительно к каждому этапу развития о бщества раз рабатываетс я концепция национальной политики, в которой выделяется ведущий, приоритетный в опрос , требующий первоочередного решения. II. Каковы гло бальные про бл емы со временного обще ства. Современное высокоразвитое гражданское общество становится основой с табильности политических режимов, и если государство начинает шататься, его надежно подпирает прочная структура гражданс кого общества. Гражданс кое общес тво становитс я как бы фундам ентом, на который опирается гос ударс твенная власть. Это особенно характерно для Скандинавской стран. В основе благоденствия государс тва и каждого его гражданина лежит гражданское общес тво со вс еми его атрибутам и и прежде всего личная отв етственнос ть каждого гражданина за результаты своего труда, в какую бы организацию или ас социацию он не входил. В этом, пожалуй о сновная, главная особенность с овременного этапа развития гражданского общес тва. В ряде стран сов ременный э тап разв ития гражданского общества характеризуетс я все большей актуализацие й его национальных аспектов . Как объективная реальность, гражданское общество являетс я системой самоорганизующейся и саморазвивающейся. Вместе о тем практика, опыт выс окоразвитых с тран свидетельс твуют, что гражданс кое общество функционирует и развивается гораздо ус пешнее и эффективнее, когда для этого не только складываютс я, но и со здаютс я определенные благоприятные ус лов ия. Условия эти в значительной мере с оздает с амо общество, причем, с одной стороны, это делаетс я через государство, с которым оно нах одится в единстве, с другой сто роны - вопреки государс тву, так как это единство диалектическое, противоречив ое. Основ ополагаю щим условием ж из недеятельности гражданского общества является обладание каждым его членом конкретной собственностью или учас тие опять же конкретное в обладании э той собств еннос тью , право ис пользовать ее и рас поряжатьс я ею по своему усмотрению. На личие собственности являетс я базис ным, фундаментальным условием с вободы лич ности в гражданском, как и в любом другом, общес тве, об этом неопровержимо свидетельс твует практика жизнедеятельности общества. Важным условием функционирования гражданского общества является наличие в обществ е развитой, многообразной социальной структуры, отражающей все богатство и разнообразие интересов представителей различных групп и с лоев. Это многообразие не может быть застывшим, закостеневшим и в количественном и в качественном отношении. При "раз мытой" социальной структуре индивид с вязан о государством напрямую, а это существенно ограничивает возможности реализации его личных прав и с вобод. Следя щим условием жизнедеятельности гражданс кого общества яв ляется дос таточно высокий уровень социального, интеллектуального, психологического развития личности ч ленов общества, ее внутренней свободы и с пособнос ти к полной само деятельности при в ключенности в тот или иной институт гражданского общества. 12 . Како во направление перспективно го, прогрессивно го развития России. Направление перспектив ного развития России - дальней шее раз витие по пути демократических реформ. Путь реформ можно разделить на два взаимосвязанных блока: 1) Дальней шее совершенс твование полити ческой системы обществ ; 2) Экономи ческие рефо рмы. По д с ов ершенствованием политической системы понимаетс я: реформа законодательс тва - принятие законов в соответствии о международным правом и обес печивающих соблюдение прав человека, исполнительной власти - неукоснительное соблюдение прини маемых законов, строгое следование им на местах, а также реорганизация о рганов исполнительной власти до уровня дееспособных и оперативных полномочных представительств на местах, обеспечение соблюдения прав челов ека, развитие с труктуры социального обеспечения; возрастание роли Росс ии в международных отношениях. Экономические реформы подраз умевают: -с табилиз ация финансовой системы; - выход экономики страны из кризиса, с табилизация экономич ес кой системы и прогрессивное развитие; - возрастание роли промышленного капитала; - пов ышение общего благосостояния граждан и т.д. Пос тепенное вхож дение России в мировую э кономику и закрепление За собой статус а разв итой промышленной державы. Списо к используемой литературы: 1. Краткий политичес ки й словарь. - 6-е из д. Москва, 1989. 2. Основы политологии:
Курс лекций для 3.Политология.
Текст лекций. Часть 2, 4. Голосов Г. В. , Лифанов А. В. Введение в политологию.
- Учеб. пос
обие. 5. Политичес
кая с
истема и политическая |