Реферат: Роль политических партий в функционировании политической системы общества

Название: Роль политических партий в функционировании политической системы общества
Раздел: Рефераты по политологии
Тип: реферат

План

Введение............................................................................................ 3

1. Понятие политической партии.................................................... 4

2. Понятие политической системы общества.................................. 8

3. Политическая система как иерархия и взаимосвязь политических институтов....................................................................................... 10

4. Роль политических партий в функционировании политической системы общества.......................................................................................... 12

Заключение...................................................................................... 19

Список литературы:........................................................................ 20

Введение

Одним из важнейших субъектов политических отношений в либеральной демократии являются партии. Именно в них конкретно выражаются основополагающие принципы демократии – политический плюрализм, представительство, выборность должностных лиц.

Основные партии в их взаимодействии, взаимоотношении, взаимных конфликтах и взаимной ротации у власти рассматриваются как единая партийная система, во многом –определяющая жизнеспособность и функционировании всей политической системы в целом.

Говорить о партиях – это, значит, поднимать вопросы об их месте и роли в политической системе, их функциях, социальном составе и электорате, их организационной структуре, типах, формах и т.д.

Политическую жизнь общества можно рассматривать в разных аспектах. С одной стороны, ее важнейшим атрибутом является взаимосвязь существующих политических институтов, состав­ляющих так называемую политическую систему общества. С дру­гой стороны, она выражается в совокупности происходящих в об­ществе политических процессов, в которых задействованы разно­образные политические, институты. Ниже же речь пойдет о политических партиях, политической системе общества и о роли этих политических партий в функционировании политической системы общества…

1. Понятие политической партии.

Усвоить историю и историографию политических партий трудно без понимания некоторых теоретико-методологических проблем. Среди них на первое место выдвигается определение сути партии как обще­ственно-политического явления.

Понятие «партия» происходит от латинского partis (часть) и озна­чает организованную группу людей, объединенных общими идеями и интересами. То же относится и к «политической партии», но здесь стоит добавить, что последняя представляет собой организацию политического характера, которая выражает интересы общественного класса или определенного социального слоя, объединяет наиболее активных их представителей в процессе достижения поставленных целей.

Один из отечественных исследователей политической истории России писал: «...политические партии суть свободные общественные группы, образующиеся внутри правового государства для совместного политического действия на почве общих всем индивидуумам интересови идеи»[1] . Автор также считал, что одной партии, т.е. партии в единственном числе, существовать не может. Однако исторический опыт России мысль эту не подтвердил, ибо свыше семидесяти лет здесь существовала только одна партия, превратившаяся по существу в партию-государство.

В 1906 г. попытку сформулировать суть партии предпринял Ю.0. Мартов. Он отметил, что это — «союз людей единомыслящих, ста­вящих себе одни и те же цели и сговорившихся соединить свои силы для согласованной деятельности в государственной жизни».

Для возникновения партий необходимы соответствующие объективные и субъективные факторы. Важнейший объективный фак­тор — наличие определенного уровня социально-экономичес-кого развития. Не случайно партии часто возникают на капиталистической стадии развития человеческого общества, более точно — в эпоху ста­новления и утверждения капитализма, когда люди, объединенные в классы, имеют общие интересы и устремления и, следовательно, появ­ляются условия, способствующие противоборству между ними. Это не противоречит тому, что сам термин «партия» употреблялся и ранее, например в XV—XVI вв. Однако только тогда, когда развернулась борьба между феодалами и нарождавшейся буржуазией и последняя стала выражать свою групповую волю, можно говорить о готовности общества к появлению партий и противоборстве между ними.

Среди субъективных факторов отметим осознание своих политических идеалов передовыми элементами общества. Основная масса людей к этому еще, может быть, не готова — тогда формирующаяся партия разъясняет им свои цели и задачи. Ис­торический опыт свидетельствует о том, что нередко устремления класса (слоев, групп) сознают раньше не их непосредственные пред­ставители, а выходцы из других классов (слоев, групп), более обра­зованные, но уже порвавшие связь со средой происхождения. Это интеллигенты; именно они в большинстве случаев становятся организаторами и вождями партий. Причины этого явления разные. Установлено, что сознание не всегда адекватно отражает интересы лю­дей. Известно, что партии по политической структуре не отличаются так резко, как классы в экономической жизни общества. На партию и ее программу влияют национальные, религиозные и другие обще­человеческие факторы. Наконец, тот или иной класс вследствие своей неоднородности (социальной и национальной) может иметь несколько партий, зачастую вступающих между собой в борьбу.

В целом же вопрос о социальной и классовой базе партий сла­бо изучен. В связи с этим приведем несколько положений из политологии.

Первое. Социальная база партии включает в себя не только классы, но и слои и группы, людей. Второе. Социальный состав — не зеркальное отражение социальной базы, так как у большинства партий, кроме ее основного классового костяка, имеются примкнувшие представители других слоев и групп. Третье. Социаль­ная база и политика партии диалектически взаимосвязаны, определяющей здесь является социальная база , но и политика может играть известную независимую роль. Четвертое . Исторический опыт России и других стран свидетельствует о том, что далеко не всегда политические партии проводят в жизнь и отстаивают те программные цели, которые они декларируют, а следовательно, зачастую неадек­ватно выражают интересы тех социальных слоев, от имени которых они выступают. Пятое. Социальная база — явление не статичное, а динамичное, она меняется в зависимости от стратегии и тактики партии. Шестое. Облик партии, в том числе и ее социальная база, зачастую связан с субъективным фактором — линией поведения ее лидеров.

И еще об одном. Деятельность партий в СССР регулировалась «Положением о добровольных обществах и их союзах», утвержденным ВЦИК и СНК только 10 июля 1932 г. По отношению к ВКП(б) — КПСС оно формально применялось по аналогии. Легитимационная норма о партии большевиков появилась лишь в Конституции СССР 1936 г., зафиксировавшей идею о руководящей и направляющей роли ВКП(б). Она была закреплена и в 6-й статье Конституции СССР 1977г., особо подчеркнувшей, что КПСС является «ядром политиче­ской системы социалистического общества». Несмотря на то, что деятельность партии ограничивалась рамками Конституции СССР, КПСС превратилась в партию-государство. Она фактически устанавливала законы страны, определяя ее внутреннюю и внешнюю политику.

Вступивший в силу 1 января 1991 г. Закон СССР «Об обществен­ных объединениях» установил, что политическая партия, как раз­новидность общественных объединений, создается и действует на основе добровольности, равноправия ее членов, самоуправления, за­конности и гласности. Так была создана правовая и политическая осно­ва формирования многопартийности.

2. Понятие политической системы общества.

Данное понятие — одно из важнейших в политологии. Оно сравнительно ново, введено в научный оборот в 50—60-е годы XX в. Смысл понятия «система» заимствован из биологии (Л. Фон Берталанфи) и означает наличие некой целостности взаимодей­ствующих между собой и с внешней средой элементов. Разви­тие системы обусловливается изменением элементов, а также другими внутренними и внешними факторами.

Теория политической системы связана в первую очередь с именами американских социологов и политологов. Социолог Т. Пирсоне (1902—1979), автор книга «Социальная система» (1952 г.), анализирует общество как взаимодействие под­систем (политической, экономической, социальной и духов­ной), выполняющих соответствующие функции.

Д. Истон, основоположник системного подхода в политологии, в работах «Политическая система» (1953 г.) и «Системный анализ для политической жизни» (1965 г.) рассматривает поли­тическую систему как механизм формирования и функциони­рования власти для распределения ресурсов и ценностей обще­ства. При этом функционирование политической системы должно убеждать граждан в справедливости такого распределе­ния и предотвращать возникновение по этому поводу конфлик­тов между членами общества. Системе необходимо адекватно реагировать на внутреннее и внешнее воздействия.

Устойчивость политической системы, по мнению Д. Истона, во многом определяется обратной связью. Наличие инфор­мации о состоянии системы и реакции людей на деятельность властей должны побуждать последние к соответствующим дей­ствиям. Поддержка обществом политической системы и в ко­нечном счете ее жизнеспособность напрямую зависят от спо­собности властей реагировать на внешние и внутренние сигна­лы, снимать напряженность в обществе.

Американский политолог, пионер в исследовании полити­ческой культуры, профессор Стенфордского университета Гебриел Алмонд характеризует политическую систему как поддер­живающую порядок в обществе. Все ее институты выступают как взаимодействующие элементы, обеспечивающие удовлетво­рение потребностей системы через выполняемые ее элемента­ми функции. При этом Г. Алмонд основное внимание уделяет не институтам политической системы, а выполняемым систе­мой функциям, в первую очередь взаимодействию с внешней средой, взаимосвязи внутри системы, а также функциям адап­тации и сохранения системы.

В отечественной литературеполитическую систему общества нередко определяют как совокупность взаимосвязанных и взаимо­действующих государственных и общественных институтов, осу­ществляющих политическую власть в обществе, а также отно­шения между ними по поводу власти. По сути она есть механизм, с помощью которого осуществляются власть в обществе, руко­водство и управление им. Деятельность политической системы общества направлена на регулирование существующих в обще­стве политических отношений и происходящих в нем полити­ческих процессов.

3. Политическая система как иерархия и взаимосвязь политических институтов.

К элементам политической системы общества относят госу­дарство, политические партии, общественные объединения, союзы, группы давления, церковь, средства массовой инфор­мации и другие институты общества, способствующие форми­рованию власти и нуждающиеся в ее поддержке для реализации своих интересов.

Первым и главным институтом политической системы об­щества стало государство — в отличие от других ее элементов наиболее влиятельный субъект осуществления власти. Поэтому государство по праву считается ядром политической системы любого общества.

Другим важным институтом политической системы общест­ва являются политические партии, представляющие интересы различных классов и социальных общностей. Они появились значительно позднее возникновения государства. Параллельно с развитием партий стали формироваться общественно-полити­ческие движения, различные лоббистские группы. Во многих со­временных обществах значительное влияние на государствен­ную власть оказывает также церковь.

По времени появления в политической системе общества одним из самых молодых ее элементов можно считать средства массовой информации. Они оказывают весьма существенное влияние на развитие и функционирование современного обще­ства и его политической системы. Это касается прессы и осо­бенно радио и телевидения.

В силу диалектического характера существования мира, об­щества и самой политической системы все ее элементы, или политические институты, тесно взаимосвязаны. Так, государст­во осуществляет все важнейшие функции управления обществом. Но многие из этих функций, хотя и иными средствами, осуществляют другие политические институты. Например, куль­турно-образовательную функцию в немалой степени осуществ­ляют наряду с государством и общественные объединения, а также средства массовой информации, пропагандируя, публи­куя, показывая различные произведения культуры, формируя у населения потребность определенного отношения к культуре, образованию. Политические партии, придя к власти в государ­стве, через государственные органы и своих представителей проводят определенную политику и также осуществляют управ­ление обществом.

Взаимоотношения между элементами или институтами по­литической системы общества не остаются неизменными. Из­менения в их соотношении, усиление одних и ослабление других институтов политической системы зависят от множества объективных и субъективных факторов. Значимость этих ин­ститутов определяется степенью их влияния на общественно-политическую и иную жизнь общества.

4 . Роль политических партий в функционировании политической системы общества.

И еще раз понятие политической партии, поскольку они играют весьма значительную и все более возрастающую роль в современной политической системе общества.

Политическая партия (от лат. партис — часть чего-либо) — это организованная группа единомышленников, представляющая интересы определенной части народа и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или уча­стия в ее осуществлении.

Политические группы, именовавшиеся партиями, были из­вестны еще в Древней Греции со времен Аристотеля. Тогда они представляли собой, как правило, группы в поддержку какого-либо политического деятеля (так называемые клиентелы). Обеспечивая известную координацию своих действий и усилий, клиентелы быстрее достигали поставленных целей в интересах определенной личности и ее приближенных.

Политические партии в их современном понимании воз­никли сравнительно недавно — в XIX в. Наиболее ярко пар­тийное влияние и противостояние выразились в это время в Англии и в США. Позднее, к началу XX в., политические пар­тии стали все больше отражать и отстаивать интересы уже не столько отдельных индивидов, сколько определенных слоев населения, классов и других социальных групп.

Политические партии существенно отличаются от внешне похожих на них других политических объединений (союзов, движений и т.п.) по ряду специфических признаков. Признаки политической партии :

· Основная цель деятельности — завоевание и осуществле­ние политической власти в обществе.

· Наличие детально разработанной политической про­граммы и устава партии.

· Наличие организационной структуры в центре и на местах.

· Активное участие в выборных кампаниях. Сила политических партий во многом определяется их ор­ганизованностью, соединением усилий их членов. В силу этого обстоятельства они способны гораздо в большей степени, чем отдельные индивиды или другие общественные группы, влиять на политику и общественное мнение. Путем своего представи­тельства в структурах власти партии более эффективно решают вопросы реализации политических интересов представляемой ими политической общности и соответствующих социальных групп.

Выделяют различные виды партий :

1. По социальному признаку — в зависимости от того, какие социальные слои (страты) представляет данная пар­тия. При этом может быть четко выраженная ориентация на определенный социальный слой (класс). Встречаются также межклассовые и смешанные партии, представляющие более широкие слои различных социальных общностей. В результате возникают партии: буржуазные (в том числе мелко- и средне-буржуазные), крестьянские, рабочие, партии служащих и др. Как правило, политические партии декларируют свои особые интересы как благоприятные для всего общества и его слоев.

2. По идейному (идеологическому) признаку различа­ют консервативные, либеральные, социалистические, коммуни­стические, националистические, клерикальные (религиозные) и другие партии.

3. По организационной структуре (класси­фикация французского социолога Мориса Дюверже (р. 1917 г.) выделяют:

· Кадровые партии — характеризуются значительной внут­рипартийной свободой, отсутствием фиксированного членства. Местные комитеты, состоящие из активистов, не стремятся к расширению собственных рядов. Их деятельность направлена главным образом на выяснение мнений и ожиданий избирате­лей, подбор кандидатов во власть. Как правило, активность та­ких партий ограничена периодом предвыборной борьбы.

· Массовые партии имеют жесткое фиксированное членст­во, уплату членских взносов. Они проводят постоянную орга­низационную и идеологическую работу. Им свойственна высокая партийная дисциплина. Фракции таких партий в парламен­тах весьма зависимы от решений высших партийных органов. Организационная основа массовых партий — первичные орга­низации (ячейки). Во многом внутренняя организация и работа таких партий отражает их понимание необходимости устройст­ва жизни общества.

4. Традиционно также деление политических сил, в том числе партий, в зависимости отихориентации и мето­дов достижения целей на так называемые «левые» и «правые». Согласно классической терминологии, левые партии, как пра­вило, исповедуют социалистические, коммунистические ценно­сти и соответственно радикально-революционные методы их достижения. Правые партии в основном ориентируются на кон­сервативные буржуазные ценности, стабильность политической системы, отрицание коммунистических идеалов и революцион­ных методов переустройства общества.

Между этими двумя полюсами политических сил находится весьма обширный и разнородный по составу так называемый политический центр. Как правило, это умеренные политиче­ские силы, не стремящиеся к резким изменениям в обществе, предпочитающие реформаторские, эволюционные пути разви­тия в целях улучшения благосостояния общества и его членов. Компромисс, сотрудничество, попытка максимального учета различных общественных интересов — стержень их повседнев­ной политики.

5. По отношению к существующему ре­жиму различают партии правящие и оппозиционные.

· Правящими считаются партии, которые победили на вы­борах и (главное) сформировали правительство. Правящая пар­тия (или партийная коалиция нескольких партий, объединив­шихся в единый блок) проводит собственный политический курс через «своего» премьер-министра и членов кабинета ми­нистров.

Как правило, это возможно только в условиях парламент­ской республики, в то время как президентской республикой может руководить президент, представляющий в парламенте партию меньшинства. И в этом случае даже победа на выборах не обеспечивает ведущей политической партии статуса правя­щей (Так, например, успех ЛДПР в 1993 г., или КПРФ в 1995 г. на выборах не дал им возможности сформировать правительст­во России в условиях президентской республики). Поэтому главный признак правящей партии — возможность самостоя­тельного формирования правительства.

· Оппозиционными партиями считаются те, которые лише­ны реальной возможности влиять на формирование правитель­ства и находятся в очевидной оппозиции к политике дейст­вующего правительства. Их сверхзадача — завоевание власти на следующих выборах и смена существующего правительства. Для этого ими активно используются критика существующего пра­вительства за его ошибки, жесткий контроль за действиями властей, проверяемых на соответствие конституции и законам, предложения обществу альтернативных проектов развития страны.

Партийные системы. Под партийной системой понимают со­вокупность существующих в обществе политических партий и их взаимосвязь. С ростом неоднородности общества, как пра­вило, пропорционально увеличивается и количество сущест­вующих партий, отражающих интересы определенных социаль­ных общностей. Традиционно выделяют три разновидности партийных систем: монопартийную, двухпартийную и много­партийную.

• При монопартийной системе власть в обществе контроли­рует одна партия (КПСС — в СССР, КПК — в Китае). Как правило, такая система характерна для тоталитарного общества. Преимущества многопартийности проявляются в концентрации сил и средств общества на решении конкретных экономиче­ских и социальных задач. Однако такая «экономия» очень часто нивелируется и перекрывается другими негативными момента­ми. «Любая монополия ведет к загниванию» — данный класси­ческий тезис в полной мере относится и к политической сфере жизни общества. Застой в политической и, как следствие, в экономической и социальной сферах, бюрократизация управ­ления неизбежно приводят к ухудшению важнейших социаль­ных и экономических показателей. Об этом красноречиво сви­детельствует опыт нескольких десятков социалистических стран и других однопартийных режимов.

Двухпартийная система характерна в основном для стран, в которых существует устойчивая однородная социальная и

культурная среда с традиционными ценностями, поддерживае­мыми большинством членов данного общества. В этом случае лишь две ведущие партии (даже при формальном наличии других) составляют реальные конкурирующие политические структуры. Они различаются в основном подходами к решению практически одних и тех же задач (республиканцы и демократы — в США, лейбористы и консерваторы — в Великобритании). В Западной Европе двухпартийная система часто представлена партиями либерального курса (минимальное вмешательство го­сударства, стабильность условий, саморазвитие рынка) и сто­ронниками социал-демократического развития (высокая соци­альная защищенность, усиление влияния государства на эко­номику в виде увеличения налогового давления на большой капитал). Такие политические качели (партии, сменяющие друг друга у власти) позволяют достаточно эффективно сочетать и развитие экономики, и интересы различных слоев населения.

Многопартийная система предполагает реальную борьбу за власть более чем двух партий. В конечном счете, раздроблен­ность политических сил приводит партии со сходной политиче­ской ориентацией к необходимости поиска компромисса и объ­единения для создания межпартийной коалиции в парламенте в целях завоевания большинства и возможности формирования коалиционного кабинета министров. Недостатки данной систе­мы — частые правительственные кризисы при обычном расхо­ждении интересов внутри правительственной коалиции или при невозможности ее создания.

Заключение

В настоящее время в России появилось много различных политических партий. Они постоянно развиваются, ведут между собой политическую борьбу, идет их развитие, объединение и выработка совместных позиций.

Для усиления влияния на государственные структуры и для выдвижения своих представителей в структуры властные.

По моему мнению развиваются партии различной политической направленности: демокративной, либеральной, прокоммунисти­ческой и т.д. Рассматривать конкретную партию надо в конкретной си­туации.

Но ясно одно - возрождение России требует не просто взаимодействия партий, но и взаимодействия просто политических сил. Они должны сотру­дничать друг с другом на разумных условиях.

Список литературы:

1. Под ред. Зевелева А.К., « История политических партий России »; Москва, Высшая школа, 1994 г.

2. Ильин М.В., « Слова и смыслы: Опыт описания. Ключ: политические партии »; Москва, РОССПЭН, 1997 г.

3. Кочетков А.П., « Политические партии и гражданское общество »; Москва, Институт Социологии, 1990 г.

4. Крылова Н.С., « Взаимодействие государства и политических партий в буржуазном обществе »; Москва, Наука, 1987 г.

5. Авт. коллектив Клементьев Д.С. и др., « Политология: учебное пособие »; Москва, Знание, 1997 г.

6. Под ред. Лавриненко В.Н., « Политология: учебник для вузов »; Москва, Юнити, 1999 г.

7. Гаджиев К.С., « Политическая наука »; Москва, Международные отношения, 1996 г.

8. Гаджиев К.С., « Введение в политическую науку: учебник »; Москва, Логос, 1999 г.


[1] Гамбаров Ю.С. Политические партии России в их прошлом и настоящем. СПб., 1904 г.