Реферат: Система учреждений ООН по защите прав человека

Название: Система учреждений ООН по защите прав человека
Раздел: Рефераты по политологии
Тип: реферат

Министерство образования Республики Беларусь

Могилевский государственный университет им. А.А.Кулешова

Кафедра политологии

«Система учреждений ООН по защите прав человека»

Выполнил студент

физико – математического факультета

V курса группы В

Злобин Ю.Л.

Могилев, 2002


СОДЕРЖАНИЕ

История создания системы ООН.. 3

Организация Объединенных Наций. 3

Специализированные учреждения ООН.. 7

Региональные международные организации. 12

Правосубъектность участников международных отношений. 13

Система ООН и мирное разрешение международных споров. 14

История создания системы ООН

Система ООН зародилась более 100 лет назад как механизм управления мировым сообществом и в ее современном виде складывалась на протяжении длительного времени. В середине девятнадцатого столетия появились первые международные межпра­вительственные организации. Появление этих орга­низаций было вызвано двумя взаимоисключающими причинами.

Во-первых , образованием в результате буржуазно-демократических революций суверенных государств, стремящихся к национальной независимости.

Во-вторых , успехами научно-технической рево­люции, породившими тенденцию к взаимозависимо­сти и взаимосвязанности государств.

Первоначально главной целью межгосударственно­го сотрудничества в рамках международных органи­заций можно было считать контроль над интеграционными процессами.

Важным этапом на пути создания международной организации безопасности явилась конференция со­юзных держав в Москве 30 октября 1943 г. В Дек­ларации 1943 г., подписанной представителями СССР, США, Великобритании и Китая, эти держа­вы провозгласили, что они признают необходимость учреждения в возможно короткий срок всеобщей международной организации для поддержания меж­дународного мира и безопасности, основанной на принципе суверенного равенства всех миролюбивых государств, членами которой могут быть все такие государства - большие и малые.

Особенности этой организации : ярко выражен­ный политический характер, проявляющийся в ори­ентации на вопросы мира, безопасности и предельно широкую компетенцию во всех сферах межгосудар­ственного сотрудничества.

Важнейшие этапы созда­ния ООН :

· Конференция в Думбартон-Оксе (1944), на кото­рой были согласованы основные принципы и па­раметры механизма деятельности будущей организации.

· Крымская конференция (Ялта, февраль 1945) с участием глав трех правительств - советского, британского и американского - приняла решение о созыве конференции Объединенных Наций в США в апреле 1945 г.

· Конференция в Сан-Франциско, проходившая с 25 апреля по 26 июня 1945 г. и завершившаяся принятием учредительных документов Организа­ции Объединенных Наций. 24 октября 1945 г. Устав ООН вступил в силу.

Организация Объединенных Наций

Устав ООН является единственным международ­ным документом, положения которого обязательны для всех государств. На основе Устава ООН возникла разветвленная система многосторонних договоров и соглашений, заключенных в рамках ООН.

Главными органами ООН являются Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС), Совет по опеке. Секре­тариат и Международный Суд.

Генеральная Ассамблея

Генеральная Ассамблея - совещательный предста­вительный орган, в котором представлены все госу­дарства - члены ООН. Наделена в соответствии с Уставом ООН рядом весьма важных функций в рас­смотрении кардинальных вопросов мировой политики:

· укрепление международного мира,

· смягчение международной напряженности,

· сокращение вооружений и разоружения,

· создание условий для развития дружественных отношений и сотрудничества между государ­ствами в самых различных областях.

Общая компетенция Генеральной Ассамблеи (ст. 10 Устава):

· обсуждать любые вопросы или дела в пределах Устава ООН или относящиеся к полномочиям и функциям любого из органов ООН;

· делать рекомендации государствам - членам ООН или Совету Безопасности по любым таким вопросам или делам;

· рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности;

· обсуждать широкий круг проблем сотрудниче­ства государств в политической, экономической, социальной, экологической, научно-техничес­кой и иных областях и выносить рекомендации по ним.

Генеральная Ассамблея проводит ежегодные регу­лярные сессии, которые открываются в третий втор­ник сентября, а также специальные и чрезвычайные специальные сессии.

Совет Безопасности

Это орган, состоящий из 15 членов: пять членов Совета — постоянные (Россия, США, Великобрита­ния, Франция и Китай), остальные десять членов (по терминологии Устава - «непостоянные») избира­ются в Совет в соответствии с процедурой, предус­мотренной Уставом (п. 2 ст. 23).

Совет Безопасности может принимать согласно Уставу ООН юридические акты двоякого рода: реко­мендации и обязательные решения. Основной формой принимаемых Советом Безопасности рекомендаций и обязательных решений на протяжении всей его дея­тельности являются резолюции.

Согласно Уставу ООН Совет Безопасности должен функционировать непрерывно и осуществлять «быст­рые и эффективные действия» от имени членов ООН. С этой целью каждый член Совета Безопаснос­ти должен быть всегда представлен в месте пребыва­ния ООН.

Международный Суд

Международный Суд состоит из 15 независимых судей, избранных вне зависимости от их граждан­ства из числа лиц высоких моральных качеств, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные долж­ности, или являющихся юристами с признанным ав­торитетом в области международного права. Судьи избираются Генеральной Ассамблеей и Советом Безо­пасности на срок девять лет с правом переизбрания. Местопребывание Суда - Гаага.

Только государства могут быть сторонами по де­лам, разбираемым Судом. Суд обычно проводит пле­нарные заседания, но он может также, если стороны об этом просят, образовывать более мелкие группы, называемые камерами.

Решения Суда считаются обязательными для го­сударств - сторон в споре. В случае невыполнения какой-либо стороной в деле обязательства, возложен­ного на нее решением Суда, Совет Безопасности по просьбе другой стороны «может, если признает это необходимым, сделать рекомендации или решить о принятии мер для приведения решения в исполне­ние» (п. 2 ст. 94 Устава ООН).

Помимо судебной Международный Суд осуществ­ляет и консультативную юрисдикцию.

Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС)

Состоит из 54 членов, которые избираются Гене­ральной Ассамблеей сроком на три года в соответ­ствии с процедурой, предусмотренной Уставом (ст. 61). Решения в ЭКОСОС принимаются простым большинством голосов присутствующих и участвую­щих в голосовании.

ЭКОСОС осуществляет координацию экономичес­кой и социальной деятельности ООН и ее 16 специа­лизированных учреждений, а также других институ­тов системы ООН.

В круг ведения ЭКОСОС входят:

· созыв многочисленных международных конфе­ренций;

· подготовка для представления Генеральной Ас­самблее проектов конвенций по различным вопросам межгосударственного сотрудничества;

· согласование деятельности специализированных учреждений ООН;

· представление Совету Безопасности информа­ции и оказание ему помощи.

ЭКОСОС обычно проводит ежегодно одну органи­зационную и две регулярные сессии. Начиная с 1992 г. Совет собирается на одну 4- или 5-недель-ную регулярную сессию поочередно в Нью-Йорке и Женеве. В течение года работа Совета проводится в его вспомогательных органах, которые регулярно со­бираются и представляют доклады Совету.

ЭКОСОС имеет 6 функциональных комиссий:

· Статистическую комиссию,

· Комиссию по народонаселению,

· Комиссию социального развития,

· Комиссию по правам человека,

· Комиссию по положению женщин,

· Комиссию по наркотическим средствам.

К числу вспомогательных органов относятся 5 ре­гиональных комиссий :

· Экономическая комиссия для Африки (со штаб-квартирой в Аддис-Абебе),

· Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (Бангкок),

· Европейская экономическая комиссия (Же­нева),

· Экономическая комиссия для Латинской Аме­рики (Сантьяго),

· Экономическая комиссия для Западной Азии (Багдад).

Вспомогательный механизм ЭКОСОС включает 6 постоянных комитетов:

· по программе и координации;

· по природным ресурсам; -

· по транснациональным корпорациям;

· по населенным пунктам;

· по неправительственным организациям;

· по переговорам с межправительственными уч­реждениями.

Свыше 600 неправительственных организаций имеют консультативный статус при ЭКОСОС.

Неправительственные организации, которым пре­доставлен консультативный статус, могут направлять наблюдателей на открытые заседания ЭКОСОС и его вспомогательных органов, а также представлять письменные заявления, касающиеся деятельности Совета.

Совет по опеке

Состоит в настоящее время из 5 членов (Россия, США, Англия, Франция и КНР). Совет проводит одну сессию в год в Нью-Йорке. Из первоначальных 11 подопечных территорий десять в ходе работы Сове­та получили независимость: Гана, Сомали, Камерун, Того, Руанда, Бурунди, Объединенная Республика Танзания, Самоа, Науру и Папуа-Новая Гвинея. На его рассмотрении осталась только одна - Тихоокеан­ские острова (Микронезия), - находящаяся под уп­равлением США. В ведении Совета по опеке еще находится Республика Палау.

Секретариат ООН

Один из главных органов ООН. Он состоит из Ге­нерального секретаря и такого персонала, который может потребоваться для Организации. Содержание работы Секретариата:

· осуществление операций по поддержанию мира с санкции Совета Безопасности;

· организация и проведение международных кон­ференций по проблемам мирового значения;

· составление обзоров мировых экономических и социальных тенденций и проблем;

· подготовка исследований по таким вопросам, как разоружение, развитие, права человека;

· устный и письменный перевод выступлений и документов и распространение документации.

Секретариат размещен в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке, имеются также подразделения Секрета­риата в Женеве, Вене, Найроби, Бангкоке и других городах.

Генеральный секретарь ООН

Возглавляет Секретариат и является главным ад­министративным должностным лицом. Генеральный секретарь назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности на 5-летний срок, по истечении которого может быть назначен вновь. Генеральный секретарь представляет Гене­ральной Ассамблее ежегодный отчет о работе Орга­низации, а также доводит до сведения Совета Безопасности любые вопросы, которые, по его мне­нию, могут угрожать поддержанию международного мира и безопасности.

Комиссия ООН по правам человека

Это главный орган ООН, который проводит поли­тику, направленную на соблюдение и защиту прав человека. Она была создана в 1946 г. по инициативе ЭКОСОС. В 1993 г. с целью координации и усиле­ния роли ООН в деятельности по соблюдению прав человека был образован пост Верховного комиссара по правам человека. Назначаемый на четырехлетний срок Верховный комиссар выполняет широкий круг обязанностей:

· содействует защите и результативному исполь­зованию всех прав человека;

· поощряет международное сотрудничество в об­ласти защиты прав человека;

· активизирует и координирует работу по защи­те прав человека в рамках системы ООН;

· содействует развитию новых форм норматив­ных документов и способствует ратификации договоров по решению проблем в этой области.

Верховный комиссар наделен полномочиями осу­ществлять ответные действия при серьезном наруше­нии прав человека и предпринимать шаги по предотвращению этого нарушения.

Специализированные учреждения ООН

Специализированные учреждения ООН - это межправительственные организации универсального характера, осуществляющие сотрудничество в специ­альных областях и связанные с ООН.

Статья 57 Устава ООН перечисляет их характер­ные черты :

1) межправительственный характер соглашений о создании таких организаций;

2) широкая международная ответственность в рамках их учредительных актов;

3) осуществление сотрудничества в специальных областях: экономической, социальной, культурной, гуманитарной и др.;

4) связь с ООН. Последняя устанавливается и оформляется соглашением, которое заключается ЭКОСОС с организацией и утверждается Генеральной Ассамблеей ООН. Такое соглашение составляет правовую основу сотрудничества ООН со специализированным учреждением.

В настоящее время существует 16 специализированных учреждений ООН.

ЭКОСОС уполномочен:

· согласовывать деятельность специализированных учреждений посредством консультаций с ними и рекомендаций им, а также Генеральной Ассамб­лее и членам Организации;

· принимать меры для получения от них регуляр­ных докладов;

· обеспечивать взаимное представительство Совета и учреждений для участия в обсуждении вопро­сов в Совете, его комиссиях и в специализи­рованных учреждениях.

Специализированные учреждения можно разде­лить на следующие группы:

· организации социального характера (МОТ, ВОЗ);

· организации культурного и гуманитарного харак­тера (ЮНЕСКО, ВОИС);

· экономические организации (ЮНИДО);

· финансовые организации (МБРР, МВФ, МАР, МФК);

· организации в области сельского хозяйства (ФАО, ИФАД);

· организации в области транспорта и связи (ИКАО, ИМО, ВПС, МСЭ);

· организация в области метеорологии (ВМО).

Международная организация труда (МОТ)

Создана в 1919 г. на Парижской мирной конфе­ренции как автономная организация Лиги Наций. Ее Устав был пересмотрен в 1946 г. Специализиро­ванное учреждение ООН с 1946 г. Штаб-квартира находится в Женеве (Швейцария).

Целью МОТ является содействие установлению прочного мира путем поощрения социальной спра­ведливости, улучшения условий труда и жизненного уровня трудящихся.

Особенностью МОТ является трехстороннее пред­ставительство в ее органах: правительств, предпри­нимателей и трудящихся (профсоюзов).

Главными органами МОТ являются Генеральная конференция. Административный совет и секретари­ат - Международное бюро труда. Генеральная конференция может собираться на очередные (еже­годные) и специальные (по мере необходимости) сес­сии. На них каждое государство представлено четырьмя делегатами: два - от правительства и по одному - от предпринимателей и профсоюзов. .В пе­риод между сессиями Генеральной конференции ра­ботой организации руководит Административный совет, избираемый Генеральной конференцией на 3 года. Он состоит из 56 членов.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ)

Создана в 1946 г. на Международной конферен­ции по здравоохранению в Нью-Йорке. Устав всту­пил в силу 7 апреля 1948 г. Штаб-квартира расположена в Женеве (Швейцария).

Целью ВОЗ является достижение всеми народа­ми возможно высшего уровня здоровья.

Основные направления ее деятельности :

· борьба с инфекционными болезнями,

· разработка карантинных и санитарных правил,

· проблемы социального характера,

· предоставление помощи в налаживании систе­мы здравоохранения, подготовке кадров, борьбе с болезнями.

Высшим органом ВОЗ , определяющим ее полити­ку, является Всемирная ассамблея здравоохранения, в которой представлены все члены организации. Она созывается ежегодно.

Исполнительный комитет ВОЗ, состоящий из пред­ставителей 30 государств, избираемых ассамблеей на 3 года, собирается не реже двух раз в год. Админи­стративным органом является Секретариат во главе с генеральным директором.

В рамках ВОЗ действуют шесть региональных организаций :

· стран Европы,

· Восточного Средиземноморья,

· Африки,

· Северной Америки,

· Южной Америки, Юго-Восточной Азии, запад­ной части Тихого океана.

Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО)

Учреждена в 1945 г. на Лондонской конферен­ции. Ее Устав вступил в силу 4 ноября 1946 г. С декабря 1946 г. ЮНЕСКО - специализированное уч­реждение ООН. Штаб-квартира находится в Париже (Франция).

ЮНЕСКО ставит своей задачей содействовать укреплению мира и безопасности путем развития международного сотрудничества в области просвеще­ния, науки и культуры, использования средств мас­совой информации, дальнейшего развития народного образования и распространения науки и культуры. Высшим органом является Генеральная конферен­ция , состоящая из представителей всех государств-членов и созываемая на очередные сессии один раз в два года. Исполнительный совет является главным руководящим органом ЮНЕСКО В период между сес­сиями Генеральной конференции. Он состоит из представителей 51 государства, избираемых на четы­ре года на основе справедливого географического рас­пределения. Административно-технические функции выполняет Секретариат во главе с генеральным ди­ректором, назначаемым на шесть лет.

Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС)

Учреждена в 1967 г. на состоявшейся в Стокголь­ме конференции по интеллектуальной собственности. Конвенция (1967 г.) о создании ВОИС вступила в силу в 1970 г. Специализированное учреждение ООН с 1974 г. Штаб-квартира находится в Женеве.

Цель организации - содействовать охране интел­лектуальной собственности во всем мире, способство­вать претворению в жизнь международных соглаше­ний в этой сфере, осуществлять административное управление различными союзами в области охраны интеллектуальной собственности, не нарушая их ав­тономии.

Высшими .органами ВОИС являются Конферен­ция, в которую входят все государства – члены ВОИС, и Генеральная ассамблея, состоящая из тех государств-членов, которые являются также членами Парижского или Бернского союзов.

Координационный комитет состоит -из 47 госу­дарств - участников Конвенции 1967 г, которые яв­ляются также членами исполкомов Парижского или Бернского союзов.

Имеется также административно-технический секретариат - Международное бюро во главе с гене­ральным директором.

Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО)

Создана резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 17 ноября 1966 г. в качестве органа Генеральной Ассамблеи. В апреле 1979 г. Конференция по преоб­разованию ЮНИДО в специализированное учрежде­ние приняла Устав ЮНИДО, который вступил в силу в 1985 г., после чего ЮНИДО стала специали­зированным учреждением ООН. Местонахождение ЮНИДО - Вена (Австрия).

Целями ЮНИДО являются содействие промыш­ленному развитию развивающихся стран, ускорению их индустриализации и оказание помощи в установле­нии нового международного экономического порядка.

Высшим органом является Генеральная конферен­ция, состоящая из всех государств-членов, очередные сессии которой созываются один раз в два года. Руководящим органом ЮНИДО в перерыве между сессиями конференции является Совет по промыш­ленному развитию в составе 53 членов. Члены Сове­та избираются на четыре года. Свои заседания он проводит раз в год.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международный валютный фонд (МВФ), Международная ассоциация развития (МАР), Международная финансовая корпорация (МФК)

МВФ и МБРР были созданы на конференции в Бреттон-Вудсе (США) как специализированные уч­реждения ООН финансового характера. Фонд начал функционировать с 1945 г.. Банк - с 1946 г. МФК была создана в 1956 г., а МАР - в 1960г. как фили­алы МБРР. Местонахождение - Вашингтон (США), у МВФ есть отделения в Париже и Женеве, у МБРР - в Париже и Токио.

Эти четыре организации тесно связаны друг с другом. Членами МБРР могут быть только члены МВФ, а членами двух филиалов - только члены МБРР. В организациях применяется система взве­шенного голосования, при которой каждое государ­ство получает количество голосов пропорционально размеру капитала, вложенного в ресурсы организа­ции.

Цели Международного валютного фонда : коорди­нация валютно-финансовой политики государств-чле­нов и предоставление им краткосрочных и среднесрочных займов для урегулирования платеж­ных балансов и поддержания валютных курсов.

Высший орган Фонда - Совет управляющих, в который входят по одному управляющему и по од­ному его заместителю от всех государств-членов. Созывается ежегодно на сессии. Повседневную работу осуществляет Исполнительный совет в составе дирек­тора-распорядителя и 22 исполнительных директо­ров, избираемых на два года.

Цели МБРР - содействие реконструкции и раз­витию экономики государств - членов Банка, поощ­рение частных иностранных капиталовложений, предоставление займов для развития производства и др.

Высший орган МБРР - Совет управляющих, орга­низованный на тех же началах, что и Совет управ­ляющих Фонда. Директора-исполнители образуют исполнительный орган Банка. Президент Банка ру­ководит штатом его служащих.

МАР и МФК, являющиеся филиалами Банка, со­зданы для содействия развивающимся странам. У них те же органы, что и у Банка.

Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО)

Создана в 1945 г. на конференции в Квебеке (Ка­нада).

Цель Организации - улучшение питания и повы­шение уровня жизни, повышение продуктивности сельского хозяйства, улучшение системы распределе­ния продовольствия и др. При осуществлении этих целей ФАО содействует капиталовложениям в сельс­кое хозяйство, сохранению природных ресурсов, со­здает специальные программы в сферах своей деятельности, совместно с ООН руководит Мировой продовольственной программой.

Органы ФАО: Конференция в составе всех членов;

Совет - руководящий орган ФАО в период между сессиями Конференции, состоящий из 49 государств-членов; Секретариат во главе с генеральным дирек­тором. Штаб-квартира ФАО находится в Риме (Италия).

Международный фонд сельскохозяйственного развития (ИФАД)

Учрежден в 1976 г. на конференции ООН. Согла­шение о создании ИФАД вступило в силу в 1977 г. Штаб-квартира находится в Риме (Италия).

Цели Фонда - оказание всесторонней помощи в развитии сельского хозяйства развивающимся стра­нам и мобилизация дополнительных средств для это­го. Членами Фонда являются три категории госу­дарств: развитые страны-доноры (страны - члены Организации экономического и социального развития -ОЭСР); развивающиеся страны-доноры (страны-чле­ны Организации стран - экспортеров нефти -ОПЕК); другие развивающиеся страны.

Органы ИФАД: Совет управляющих в составе представителей всех государств-членов, причем каж­дая из трех категорий членов имеет равное количе­ство голосов; Исполнительный совет в составе 18 членов, избираемых Советом управляющих на 3 года; президент Фонда, назначаемый Советом уп­равляющих сроком на 4 года.

Программа развития ООН (ПРООН)

Создана на основании резолюции Генеральной Ас­самблеи от 22 ноября 1965 г. путем объединения Расширенной программы технической помощи ООН и Специального фонда. Местонахождение - Нью-Йорк (США).

Цель Программы — оказание помощи развиваю­щимся странам в деле их национального развития. Программа финансируется за счет добровольных взносов. Общее руководство Программой осуществля­ет Совет управляющих, состоящий из 48 членов, избираемых ЭКОСОС. Возглавляет ПРООН админис­тратор, который назначается Генеральным секретарем ООН после консультаций с Советом управляющих; его назначение утверждается Генеральной Ассамбле­ей ООН.

Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) создана резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 15 декабря 1972 г. Штаб-квартира ЮНЕП находится в Найроби (Кения). Цель Программы - налаживание сотрудничества в деле защиты и улучшения окружающей среды. Руководящим органом Программы яв­ляется Совет управляющих, состоящий из представи­телей 58 государств, избираемых Генеральной Ассамблеей на 4 года. Совет с 1989 г. проводит оче­редные сессии в нечетные годы. Учреждены Секре­тариат и Совет по координации деятельности в области окружающей среды. Оба органа возглавля­ются директором-исполнителем ЮНЕП, избираемым ^Генеральной Ассамблеей по рекомендации Генераль­ного секретаря ООН. Для финансирования Програм­мы создан добровольный фонд ЮНЕП.

Региональные международные организации

Наряду с универсальными международными организациями существуют региональные, членами которых являются государства определенного геогра­фического района. Объектом деятельности таких организаций могут быть вопросы в рамках регио­нального сотрудничества: совместная безопасность, экономическая, социальная, культурная и другие сферы.

В гл. VIII, IX Устава ООН предусмотрены усло­вия правомерности создания и деятельности регио­нальных организаций безопасности.

Среди значительного числа разнообразных регио­нальных организаций выделяются организации общей компетенции, такие как Организация африканского единства. Организация американских государств. Со­дружество Независимых Государств и др.

Правосубъектность участников международных отношений

1. Устав ООН и другие международно-правовые акты признают международную Правосубъектность народов.

Практика международных отношений свидетель­ствует о том, что народ (нация) имеет специфичес­кую правоспособность, ограниченную рамками права на самоопределение. Национальные образования в системе ООН имеют специальный статус - ассоции­рованных членов или наблюдателей. Их положение отличается от статуса государств-членов ограничен­ным объемом прав. В то же время специальный ста­тус позволяет народу, не имеющему своей государственности, участвовать в международных от­ношениях, реализуемых через международную орга­низацию, и оказывается удобным каналом для осуществления права наций на самоопределение.

2. Устав ООН (ст. 3 и 4) определяет в качестве полноправного члена организации суверенное государ­ство.

3. Особым правовым статусом в системе ООН обладают международные неправительственные орга­низации - международные объединения нацио­нальных групп, союзов и частных лиц, созданные в целях содействия международному сотрудничеству в политической, экономической, научно-технической, культурной и иных областях человеческой деятельнос­ти. К ним относятся, например. Всемирная федерация профсоюзов. Международная амнистия, Пагуошский комитет и т.д.

Их правовой статус закреплен в нормах междуна­родного права и имеет свою специфику:

· многие МНПО имеют соглашения о наличии кон­сультативного статуса в самой Организации Объе­диненных Наций и в ее специализированных учреждениях;

· статус МНПО дает ей возможность участвовать в международном общении, протекающем в систе­ме ООН;

· МНПО не обладают правом голоса, не выступают на пленарных заседаниях высших органов между­народных организаций и т. д.;

· МНПО участвуют в работе всех организаций и органов системы ООН практически на равных с официальными делегациями государств: предла­гают проекты договоров и конвенций, участвуют в их обсуждении, контролируют их соблюдение после принятия и т.д.

· организации системы ООН оказывают материаль­ную и техническую помощь не только государ­ствам-членам, народам, имеющим статус наблюда­телей, но и международным неправительственным организациям;

· организации системы ООН предусматривают, что к МНПО, не выполняющим своих обязательств перед организацией или нарушающим нормы об­щего международного права, применяются меж­дународно-правовые санкции.

4. Физическое лицо (индивид) в системе ООН об­ладает международными правами и обязанностями в трех аспектах:

· как должностное лицо;

· как лицо, сотрудничающее с организацией;

· как лицо, получающее защиту от организации.

Правосубъектность и правоспособность индивида получили закрепление в различных международно-правовых документах: уставах международных организаций, решениях и резолюциях высших органов международной организации.

Система ООН и мирное разрешение международных споров

Учредительные документы межправительствен­ных организаций системы ООН закрепляют как сам принцип мирного разрешения споров, так и средства урегулирования межгосударственных разногласий. В отношении межгосударственных конфликтов Органи­зация Объединенных Наций выполняет две функции :

а) помогает спорящим сторонам найти мирное ре­шение;

б) принимает меры к прекращению военного кон­фликта.

В ст. 33 Устава ООН выделяются две группы мирных средств разрешения международных споров:

· усилиями спорящих сторон;

· с участием третьей стороны.

К мирным , средствам согласно данной статье от­носятся: переговоры, посредничество, судебная и арбитражная процедуры, иные средства урегулиро­вания разногласий, принятые в международной практике.

Практика межправительственных организаций системы ООН позволяет выделить две разновидности переговоров - консультации и обмен мнениями.

Консультации - наиболее распространенное сред­ство (метод) участия межправительственных органи­заций в переговорном процессе.

Наряду с участием в переговорных процессах международные организации системы ООН принима­ют активное участие в расследовании спорных ситуаций.

Процедура расследования протекает чаще всего в двух формах:

а) расследование ситуации администрацией меж­дународного учреждения - чаще всего ее руководи­телем;

б) расследование обстоятельств спора с помощью специального органа, создаваемого организацией, международной следственной комиссии, международной комиссии по установлению фактов, меж­дународной комиссии по расследованию и т. д.

Посредничество является методом урегулирова­ния международных споров, при котором третья сторона вмешивается в этот спор, с тем чтобы прими­рить спорящие стороны, выдвигая свои собственные предложения по взаимоприемлемому компромиссно­му урегулированию.

Примирение как средство разрешения междуна­родных разногласий предусматривает передачу спора на рассмотрение согласительной комиссии. Данная процедура сочетает в себе как элемент расследова­ния, так и элемент посредничества.

К методам разрешения межгосударственных раз­ногласий следует отнести передачу спора для вынесе­ния решения в политический или несудебный орган какой-либо международной организации. Государства могут договориться, что решения этого органа будут носить обязательный или рекомендательный харак­тер.

Отказ от мирного разрешения международных споров может рассматриваться как серьезное между­народное правонарушение, влекущее международно-правовую ответственность, воплощающуюся в примене­нии международно-правовых санкций, под которыми следует понимать все меры охраны международного правопорядка, закрепляемые в нормах международ­ного права, носящие принудительных характер и применяемые в случае правонарушений к государ­ству.