Реферат: Рыночное хозяйство и принципы его функционирования

Название: Рыночное хозяйство и принципы его функционирования
Раздел: Рефераты по предпринимательству
Тип: реферат

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему «Рыночное хозяйство и принципы его функционирования»

Исполнитель:

студент 3-го курса

специальности 0608

Константинов С. С.

Руководитель:

Сухинин Б. М.

г. Южно-Сахалинск

2001 г.

План курсовой работы:

Введение

4

1. 1. Сущность рынка

6

1. 2. Условия возникновения рынка

10

1. 3. Функции рынка

12

2. Характеристика рыночной системы

хозяйствования

15

3. Система рыночных принципов

20

4. 1. Специфика развития рыночной

экономики в России

24

4. 2. Социальный аспект рыночной

экономики России

29

Заключение

32

Список использованной литературы

33

Приложение 1

34

Введение

Мною была выбрана тема «Рыночное хозяйство и принципы его функционирования» потому что меня заинтересовала проблема выбора наиболее оптимальной системы хозяйствования в современных условиях. Меня заинтересовало, как функционирует рыночная система в настоящее время и насколько эффективно складываются рыночные отношения в России.

Выбранная мною тема на сегодняшний день очень актуальна для нашей страны, так как формирование современной рыночной экономики происходит в условиях взаимнопереплетающихся и взаимноотягощающих кризисов, что затягивает переход к зрелой рыночной системе хозяйствования. Для формирования устойчивости социально-рыночной системы хозяйства необходимо изучение рыночного хозяйства и принципов его функционирования, использование опыта различных зарубежных стран, выбрав то, что применительно и можно использовать в России.

Наличие постоянного противоречия между безграничными потребностями и ограниченностью ресурсов выдвигает перед всеми хозяйствами следующие основные взаимосвязанные проблемы:

1. Что производить – это принятие решений о том, какие из возможных благ, какого качества, в каком количестве и когда должны быть произведены в данном экономическом пространстве и в данное время.

2. Как производить , или принятие решения о том, кем, из каких ограниченных ресурсов и их комбинаций и при помощи каких технологий будут произведены выбранные из возможных вариантов блага и услуги.

3. Для кого производить – это проблема, решающая, кому достанутся произведенные блага и в каком количестве будет располагать ими потребитель. Решение этой проблемы связано с использованием национального продукта, его долей в разных слоях общества, числом богатых и бедных и так далее.

Перечисленные проблемы существуют во всех экономических системах, но в каждой из них они решаются по-разному. При административно-командной экономике государство берет на себя решение всех этих проблем (что, как и для кого) путем воздействия на производство, распределение, обмен и потребление через централизованную систему планов.

В экономической системе с развитыми рыночными отношениями указанные проблемы (что, как и для кого) решаются через рыночный механизм посредством цен, спроса и предложения, конкуренции, прибылей и убытков.

1. 1. Сущность рынка

Основой всей рыночной системы хозяйствования является рынок. Существуют различные определения сущности рынка. Так, рынок рассматривают как совокупность товарного обмена или представляют как обмен, организованный по законам товарного производства и обращения. В книге Ф. Котлера рынок характеризуется как совокупность существующих и потенциальных покупателей товара[1] . В книге «Экономикс» указывается, что рынок представляет собой механизм, который сводит вместе покупателей и продавцов какого-либо продукта или услуги[2] .

Интересно высказались о сущности рынка американские ученые Р. Липси, П. Стейнер, Д. Первис. Они указывают, что рынок – это сцена, на которой разыгрывается пьеса о взаимодействии тех, кто принимает экономические решения: миллионы потребителей принимают самостоятельные решения, какие товары и в каком количестве покупать; огромное число предпринимателей – что и как производить; владельцы факторов производства – кому и как эти товары продавать.

Рынок является фундаментом для понимания ключевых путей экономического развития и путей повышения эффективности на микро- и макроуровне. Его сущность отражает совокупность отношений товарного обмена всех хозяйствующих субъектов, людей и общества в целом . Вполне обоснованны утверждения экономистов и о том, что рынок представляет собой определенную систему экономических отношений между продавцами и покупателями в сфере обмена. Воздействие рынка на экономические отношения продавцов и покупателей обеспечивается через использование таких атрибутов, как цена, спрос и предложение, конкуренция, прибыль и убытки, то есть всего того, что включается в понятие «рыночный механизм».

Углубленное понимание категории «рынок» требует учета его места в хозяйственной (экономической) деятельности. Можно выделить четыре сферы экономической деятельности:

1. Производство.

2. Распределение.

3. Обмен.

4. Потребление.

Хотя конечная, естественная цель экономической жизни – это потребление, важнейшей сферой экономики является производство. Без его развития не может быть никакого рынка, именно производство рождает товарную массу. В изменении производственной сферы – ключ ко всем изменениям в других сферах экономики. Это особенно важно для формирования рыночных отношений там, где их еще нет. Если начинать с реформации обращения и не добиваться сначала крупных производственных результатов, то никакого рынка не возникнет.

Однако между производством и потреблением находятся и другие сферы. За производством следует распределение, то есть система, определяющая, кому достанутся непосредственные результаты производства, кто станет собственником произведенной продукции. Распределение играет огромную роль в формировании социальных отношений между людьми, в определении материального положения различных слоев общества.

Но распределение – это не только следствие производства. От того, как распределяются результаты труда, во многом зависит эффективность производственного процесса.

Хотя обмен занимает третье место в иерархии сфер экономики, он, подобно распределению, оказывает сильное обратное воздействие на производство. Это становится наглядным при рассмотрении функций рынка. Во всяком случае, сфера обмена играет огромную роль во всей системе общественного хозяйства, а поэтому и развитие рынка как совокупности отношений товарного обмена приобрело чрезвычайную историческую значимость.

Часто говорят, что рынок – одно из величайших достижений цивилизации. Это правильно, однако следует помнить, что возникновение и становление рынка – это не результат достижений разума, а следствие очень длительного исторического развития.

Субъектами развитого рынка являются самостоятельно принимающие решения домохозяйства, предпринимательские организации (предприятия, фирмы и другие), банки и государство.

Становление рынка – это следствие длительного исторического развития. Основными условиями его возникновения являются разделение труда, экономическая обособленность и самостоятельность предприятий, свобода предпринимательства и выбора. В зависимости от объектов купли-продажи рынок делится на отдельные взаимосвязанные элементы, такие как рынок рабочей силы, финансовый рынок (рынок ссудных капиталов – рынок ценных бумаг, валюты, денежных средств и другие), рынок факторов производства (рынок земельных и природных ресурсов, рынок капиталов или рынок средств производства), потребительский рынок, рынок технологий, рынок услуг. Все эти элементы рынка не одинаковы по своему значению. Рынок начинается с возможности приобрести рабочую силу и средства производства (инвестиций). Эти элементы производительных сил соединяются при помощи капитала и являются основой производства.

Финансовый рынок обеспечивает движение капиталов, их перелив в наиболее эффективные отрасли производства. Он делится на денежный рынок (векселей, ценных бумаг и тому подобное) и рынок капиталов (акций, облигаций и тому подобное). Рынок услуг начинает развиваться с установлением платы за различные услуги.

Все рынки являются комплексными. Каждый из перечисленных рынков включает более мелкие. Они различаются по многим признакам:

1. По экономическому назначению объектов рыночных отношений (товаров и услуг, средств производства, труда и так далее).

2. По территориальному признаку (местный, региональный, национальный, мировой).

3. По категориям населения (сельский, городской и другие).

В экономической литературе последних лет, в зависимости от состояния рынка, соотношения предложения и спроса различают рынок продавца (на котором продавцы имеют больше власти в силу недостатка предложения товаров и наиболее активными выступают покупатели) и рынок покупателя (на котором предложение товаров обгоняет рост спроса на них и наибольшую активность проявляют продавцы). Задача по развитию рыночных отношений в нашей стране в том и состоит, чтобы прийти к рынку покупателя.

По уровню ограничения конкуренции хозяйствующих субъектов различают рынки: монополистический, олигополистический, свободный, смешанный, конкурентный и неконкурентный. При изучении экономики предприятий важно рассмотреть, какие функции выполняет рынок и его составляющие элементы, что должно учитываться при управлении хозяйственной деятельностью.

1. 2. Условия возникновения рынка

Первое условие – общественное разделение труда, возникшее в глубокой древности. История знает ряд крупных ступеней общественного разделения труда. Первая из них – отделение скотоводства от земледелия, вторая – выделение ремесла как самостоятельной отрасли, третья – возникновение купечества. Затем стали дробиться отрасли, углублялась специализация отдельных производств. Этот процесс бесконечен, он объективно связан с ростом производительности труда.

Разделение труда неизбежно требует обмена. Уже древние скотоводы нуждались в продуктах земледелия, а земледельцы отнюдь не были вегетарианцами. Обмен все более расширялся. Сначала он шел лишь внутри общины, затем возник межобщинный обмен. Первоначально он имел примитивные формы. По наблюдениям этнографов, на острове Калимантан и в районах нынешней Малайзии это происходило так. «Продавцы», положив свои продукты для обмена, удалялись, дабы дать возможность «покупателям» подойти и посмотреть их. Если «покупатели» хотели приобрести предложенные им предметы, они оставляли свои и удалялись. Тогда возвращались «продавцы» и в случае согласия забирали оставленные предметы, взамен оставив свои.

Здесь мы имеем зародыш бартера – одной из простейших форм обмена. Конечно, ему еще далеко до подлинного рынка. Ведь интересы «покупателя» и «продавца» могли не совпадать. Тогда приходилось совершать не один, а несколько обменов, чтобы за свой продукт получить то, что требовалось.

Развитие обмена привело к появлению денег, которое расширило стимулы к производству тех или иных товаров специально для продажи. Только тогда и смогло появиться товарное производство в подлинном смысле слова, то есть производство таких изделий, которые нужны их производителю не для собственного потребления, а в качестве носителя стоимости, позволяющего получить взамен десятки других нужных для него предметов. Иными словами, появилось производство на рынок, для удовлетворения потребностей других людей.

Второе условие – это экономическая обособленность производителей. Товарный обмен обязательно предполагает стремление к эквивалентности. Никто не хочет проиграть, то есть хочет получить взамен своего товара эквивалентное количество другого. А такое стремление возникает на основе экономической ограниченности, обособленности интересов. Эта обособленность исторически возникает на базе частной собственности. В дальнейшем она начала опираться и на коллективную собственность, но обязательно ограниченную каким-то локальным кругом интересов (кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные предприятия, смешанные предприятия, то есть с государственным участием, и так далее).

Для эффективного функционирования рыночного хозяйства необходимо и третье условие – самостоятельность производителя, свобода предпринимательства. Внерыночное регулирование хозяйства неизбежно в любой системе, однако чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.

1. 3. Функции рынка

Утвердившиеся в обществе рыночные отношения оказывают огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд существенных функций (приложение 1).

Функции бывают:

1. Информационная . Через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок.

Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации и выдающий обобщенные данные по всему тому хозяйственному пространству, которое он охватывает. Это позволяет каждому предприятию постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.

2. Посредническая. Экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Без рынка практически невозможно определить, насколько взаимовыгодной является та или иная технологическая и экономическая связь между конкретными участниками общественного производства. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика (с точки зрения качества продукции, ее цены, сроков поставки, послесбытового обслуживания и других параметров). В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.

3. Ценообразующая . Поступающие обычно на рынок продукты и услуги одного назначения содержат неодинаковое количество материальных и трудовых затрат. Но рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только их согласен оплатить покупатель. Следовательно, здесь формируется отражение общественной стоимости, рассчитать которую не способна ни одна ЭВМ. Благодаря этому устанавливается подвижная связь между стоимостью и ценой, чутко реагирующая на изменения в производстве, потребностях, конъюнктуре.

4. Регулирующая – самая важная. Она связана с воздействием рынка на все сферы экономики, и прежде всего на производство. Рынок немыслим без конкуренции. Внутриотраслевая конкуренция стимулирует снижение затрат на единицу продукции, поощряет рост производительности труда, технический прогресс, повышение качества продукции. Межотраслевая конкуренция путем перелива капиталов из отрасли в отрасль формирует оптимальную структуру экономики, стимулирует расширение наиболее перспективных отраслей. Сохранение и поддержание конкурентной среды – одна из важнейших задач государственного регулирования в странах с развитой рыночной системой.

Важную роль в рыночном регулировании имеет соотношение спроса и предложения, существенно влияющее на цены. Растет цена – это сигнал к расширению производства, падает цена – сигнал к его сокращению. В результате стихийные действия предпринимателей приводят к установлению более или менее оптимальных экономических пропорций. Действует регулирующая «невидимая рука», о которой писал еще Адам Смит: «Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им»[3] .

В современных условиях экономика управляется не только «невидимой рукой», но и государственными рычагами, однако регулирующая роль рынка продолжает сохраняться, во многом определяя сбалансированность народного хозяйства.

5. Санирующая . Рыночный механизм – это не благотворительная система. Она и жесткая, и даже жестокая. Ей присуще социальное расслоение, беспощадность по отношению к слабым. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным. В результате этого непрерывно повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом.

По свидетельству П. Самуэльсона, в США от одной трети до половины всех розничных магазинов прекращают свою деятельность в течение трех лет с момента открытия. Средний цикл малого бизнеса не превышает шести лет. Нередко гибнут в конкурентной борьбе и крупные фирмы. Разумеется, в условиях концентрации производства и капитала монополизация деформирует санирующий механизм рынка. И все же в капиталистическом мире монополизация нигде не подавляет конкуренцию настолько, чтобы «естественный отбор» прекратился[4] .

2. Характеристика рыночной системы хозяйствования

Каждый хозяйствующий субъект рыночной экономики исходит при производстве товаров из условий конкуренции и возможностей получения наибольшей прибыли, использует средства производства и ресурсы, которые требуют меньше затрат (решение вопроса: как производить), а продажа произведенных товаров и их потребление (для кого производить) определяются в соответствии с доходами различных групп населения (их бюджетами).

Важным условием развития экономической системы при использовании рыночного механизма является наличие свободы предпринимательства и выбора. Потребители должны покупать-то, что они предпочитают, предприятия – производить и реализовать то, что они считают целесообразным, поставщики ресурсов по собственному выбору решают, куда направлять имеющиеся у них людские и материальные ресурсы.

Экономическая действительность характеризуется многочисленными противоположными интересами: покупатели стремятся купить недорогие товары при высокой ответственности продавцов, а продавцы желают продать товары по более высоким ценам и при меньшей ответственности; работники стремятся к приятной работе и высокой заработной плате, а работодатели заинтересованы в обеспечении высокой производительности при возможно низкой заработной плате и так далее. Каждый из участников экономического процесса стремится получить свою выгоду: продавец – добиться возможно большей прибыли, потребитель – получить свою выгоду. Разрешение указанных и многих других противоречий, исключение хаоса, который могла бы породить свобода предпринимательства и выбора, обеспечивает система рынков, цен и фактор конкуренции.

Система рыночных отношений представляет собой механизм, который выполняет функции по оповещению потребителей, производителей и поставщиков ресурсов о решениях, которые принял каждый из участников этих отношений, по оптимизации этих решений, синхронизации изменений, обеспечению согласованных действий и тому подобное. Взаимодействующие решения участников хозяйственной деятельности (покупателей и продавцов) определяют систему цен на продукцию и ресурсы в каждый данный момент времени. Производители ориентируются на выпуск только той продукции, производство которой позволяет установить цену, возмещающую все издержки и позволяющую образовать нормальную прибыль. Другой подход к производству продукции неприемлем.

Интересы продавца (предложение) и покупателя (спрос) сталкиваются на рынке, где и выявляется возможность достижения их целей. При более высоком предложении по сравнению с величиной спроса продавец реализует продукты по ценам, которые позволяют получить необходимую прибыль, в противном случае он имеет убытки.

Снижение цен и убытки одного продавца должны насторожить других продавцов, вынуждая их принимать меры по корректировке предложения товаров. При обеспечении необходимой прибыли действия продавцов должны быть направлены на увеличение предложения. Указанные положения доказывают, что рынки выполняют функции по вознаграждению либо наказанию их участников, и регулированию их экономических отношений.

Прибыль является стимулом развития в любой из отраслей. Получение прибыли в отрасли ведет к ее расширению. И так будет до тех пор, пока объем предложения не превысит спрос и цена не установится в том размере, при котором исчезнет возможность получать прибыль. В случае сокращения производства происходит уменьшение предложения по сравнению с рыночным спросом, и в результате повышаются цены на продукцию и ликвидируется убыточность.

Этот процесс важно учитывать при анализе и планировании хозяйственной деятельности конкретных предприятий.

В условиях развитых рыночных отношений существует приоритет потребителя. Ориентация на прибыль и боязнь убытков заставляет хозяйствующих субъектов и поставщиков ресурсов ориентироваться в своей деятельности на требования потребителей.

Рыночная система хозяйствования через свой механизм обеспечивает:

1. Применение наиболее производительной технологии, которая позволяет добиваться наименьших издержек.

2. Информирование поставщиков ресурсов и предпринимателей об изменениях в спросе, и тем самым осуществляется коррекция в распределении ресурсов.

3. Сочетание личных и общественных интересов. Через конкуренцию оказывается воздействие «невидимой рукой» на корыстные мотивы предприятий и поставщиков ресурсов так, чтобы стимулировать заинтересованность в эффективном использовании ограниченных ресурсов.

Основное достоинство конкурентной рыночной системы – это ее постоянное стимулирование эффективности производства. «Экономика производит то, что требуют потребители, путем применения самой эффективной технологии. Рыночная система функционирует и корректируется автоматически в результате децентрализованных решений, а не централизованного решения правительства».

Рассматривая основополагающие положения, на которые должна опираться экономика предприятия, необходимо учитывать и аргументы, которые свидетельствуют, что имеются и слабые стороны в рыночной системе хозяйствования. Так, с течением времени:

1. Ослабевают контрольные функции рыночного механизма и значение конкуренции.

2. Свойственные этой системе хозяйствования неравенства в доходах и неспособность учитывать коллективные потребности препятствуют производству товаров, в первую очередь необходимых обществу.

3. Исчезает гарантия полной занятости рабочей силы и стабильности уровня цен.

4. Рыночные отношения не обеспечивают эффективную защиту окружающей среды.

Поэтому остро стоит вопрос о необходимости вмешательства государства в рыночные процессы. Государство должен обеспечить свободу действий всем участникам экономического процесса в границах определенной экономической системы (рыночные компоненты). В то же время необходимо гарантировать существование конкуренции на основе законодательных норм, а также перераспределение доходов посредством корректировки результатов рыночного (первичного) распределения, например, через налоги, субсидии и помощь нуждающимся (социальные компоненты).

Таким образом, рыночная система должна носить социально-выраженный характер.

Экономическая система социально-ориентированного рыночного хозяйства основывается на принципах рыночной экономики, функционирование которой обеспечивается благодаря заданным государством рамкам, социальные компоненты гарантируются рядом законов.

Социально-ориентированная рыночная экономика находит свое отражение в первую очередь в правовой системе. В рамках правовой системы следует выделить право собственности, а также право отдельных лиц защищать свои интересы на основе гарантированной Конституцией свободы выражения мнений, собраний и образования союзов.

3. Система рыночных принципов

Современная рыночная экономика требует признания системы особых социальных, экономических и политических принципов, без реализации которых она просто невозможна. К этим принципам принято относить следующие.

1. Экономическое самоопределение личности как основа личной свободы человека, условие раскрытия его творческого потенциала. Это – основа основ рыночной организации общественного производства, ибо означает право на самостоятельное улучшение своей жизни (а не унизительную обреченность на вечную зависимость от «щедрот» государства), возможность самостоятельного заработка в достижимых данным индивидом размерах. Только признание принципа экономического самоопределения личности создает и постоянно обеспечивает (и воспроизводит) равные шансы на рыночную активность для всех участников рыночной экономики. Экономическое самоопределение личности есть право гражданина на экономическую самодеятельность во всех ее формах, в том числе и на предпринимательскую. С реализации этого принципа и начинается становление «гражданского общества».

2. Право быть собственником всех видов движимогои недвижимого имущества , включая землю. Наличие максимального числа собственников является условием социальной стабильности общества.

Собственность в условиях рыночной экономики – это не гарантия беззаботного существования, а бремя имущественной ответственности за результаты коммерческого использования своей собственности, это необходимость ее постоянного рыночного воспроизводства. Право быть собственником возможно при гарантии обществом защиты, поддержки и равноправия всех видов и форм собственности, право на коммерческое применение объектов собственности и доходов от такого применения. Рыночная экономика преодолевает идеологизированное деление собственности на «капиталистическую» или «социалистическую», оценивая типы хозяйствования только по их реальной экономической и социальной эффективности, справедливо полагая, что экономическое соревнование между всеми формами собственности есть необходимый элемент механизма самодвижения рыночной экономики.

3. Важнейший принцип – равенство экономических прав любых юридических и физических лиц на ведение хозяйственной деятельности. Лишь такое равенство способно постоянно воспроизводить необходимое условие рыночной организации производства – его открытость, многосекторность и обусловленную этим конкуренцию.

4. Экономическая свобода товаропроизводителя , которая выражается в его праве на самостоятельное определение объема и структуры своего производства, ассортимента продукции и объема ее реализации, установление цены на нее и выбора партнеров. Любая попытка внеэкономического ограничения экономической свободы товаропроизводителей противоречит природе рыночной экономики.

5. Распространение коммерческих принципов по «вертикали» и по «горизонтали» . Это означает, что все сферы и все уровни экономики должны быть «пронизаны» рыночными отношениями. Только это способно поставить все экономические субъекты в равное «рыночное» положение, заставляя взаимодействовать по единым рыночным правилам.

6. Свободное ценообразование , при котором административное назначение цен допускается только в нерыночных секторах экономики (наука, образование, здравоохранение, оборона, экология и другое).

Одновременное воздействие на цену множества ценообразующих факторов (прежде всего динамики затрат труда, издержек производства и обращения, спроса и предложения, доходов и объема инвестиций) придает ценам ту непредсказуемость, которая и превращает рынок в повседневный экзамен и бесконечное состязание между всеми участниками производства. Именно эта непредсказуемость вынуждает товаропроизводителей к постоянному совершенствованию организации производства, минимизации его издержек и повышению качества результатов.

7. Наличие рынков труда, товаров и капиталов , движение которых и придает необходимый рыночной экономике импульс. Особенно важен рынок труда, обеспечивающий оптимальную занятость и непрерывную переподготовку совокупной рабочей силы общества.

8. Государственное регулирование рыночной экономики , включающее следующие главные направления:

1) стабилизацию производства («налоговая и инвестиционная политика»);

2) финансирование научно-технического прогресса («политика научно-целевых программ»);

3) дотацию социально значимых отраслей («инвестиционная политика»);

4) выравнивание уровней экономического развития различных регионов («региональная экономическая политика»);

5) государственную поддержку конкуренции («политика демонополизации»);

6) оздоровление денежной системы («финансовая и антиинфляционная политика»);

7) преодоление чрезмерной имущественной дифференциации населения («политика доходов»).

9. Система социальной защиты – главное средство ослабления неизбежных негативных социальных последствий рыночной организации производства. Наличие и масштабы системы социальной защиты населения служат критерием и мерой цивилизованности рыночной экономики в данной стране.

Система социальной защиты включает три главных направления:

1) регулирование доходов предпринимателей посредством их налогового перераспределения;

2) гарантию заработной платы наемных работников с помощью законодательного утверждения минимальной заработной платы как обязательной базы оплаты труда;

3) защиту уровня жизни населения путем индексации заработной платы и других фиксированных доходов.

4. 1. Специфика развития рыночной экономики в России

Реформы, начавшиеся в 1992 году, представлялись обществу как начало долгожданного движения вперед и условия решения основных социально-экономических проблем. За время их осуществления удалось сформировать основы рыночной экономики, включить основные элементы рыночного механизма, заложить фундамент рыночных институтов.

В каждой стране осуществляется определенная экономическая политика, которая занимается поиском путей решения экономических проблем, приведением в действие соответствующих механизмов. Политические силы добиваются успехов в тех случаях, когда в своей политике они учитывают социальные, культурные, правовые и другие аспекты решаемой проблемы.

Осуществление намечаемых задач экономической политики оказывает влияние на изменение экономической системы, ее совершенствование и является условием развития экономических наук.

Опыт свидетельствует, что в условиях становления рыночной экономики необходимо решить следующие основные задачи экономической политики:

1. Предоставить свободу выбора вариантов поведения хозяйствующим субъектам в решении вопросов экономического развития.

2. Использовать возможности для полной занятости населения.

3. Обеспечить рост экономики и на этой основе повысить уровень жизни всего населения.

4. Добиваться стабильности цен, преодоления инфляции и финансовой устойчивости хозяйствующих субъектов.

5. Осуществлять охрану окружающей среды, добиваться экологической безопасности в процессе хозяйственной деятельности предприятий.

6. Предусмотреть социальную поддержку, нормальный уровень жизни тех, кто не способен работать или не может найти работу.

7. Совершенствовать налогообложение и предоставлять налоговые льготы для тех групп населения, которые имеют низкие доходы.

В каждой стране перечень задач экономической политики может быть уточнен и расширен.

Проблема поиска Россией оптимальной социально-экономической модели сегодня актуальна. Многие признаки свидетельствуют, что в России «уже далеко зашел процесс утверждения модели, не обеспечивающей решения экономических и социальных задач развития страны»[5] . В настоящее время имеется опасность закрепления на тот или иной период этой системы, которая малоспособна к прогрессивным изменениям. Отвергнув прежний курс, российское общество оказалось «неспособным выработать новые демократические ориентиры, механизмы достижения таких целей, сформировать массовые демократические движения»[6] .

Сложившиеся тенденции общественных преобразований характеризуются множеством противоречий и неопределенностью результатов переходного периода. Реформирование экономики на данном этапе в России связано с преодолением мафиозно-бюрократических черт, устранением подчинения государственного аппарата и государственных финансов частным интересам, укреплением финансовой стабилизации по тем элементам, по которым она достигнута, оздоровлением государственного бюджета, формированием ресурсных и других предпосылок для возобновления экономического роста и обеспечения структурной перестройки экономики, рациональным использованием всех ресурсов и устойчивым повышением экономической эффективности. Эти направления (такая модель) позволяют постепенно подойти к созданию социально-ориентированной рыночной экономики. Большинство политических сил указывают на необходимость реализации такой модели в России.

Однако длительное время не принимается действенных мер по решению узловых проблем страны и блокируются позитивные перемены. Для того чтобы положить начало социально-экономическому подъему, России требуется освоить современные цивилизованные механизмы формирования и функционирования капитала, которые предусматривали бы решение таких конкретных задач, как обеспечение социально-регулируемого взаимодействия хозяйствующих субъектов, соблюдение приоритета общественных интересов, контроль за вывозом капитала, борьба с коррупцией и тому подобное.

Рассматривая некоторые проблемы социально-ориентированной рыночной экономики я разделяю убеждения специалистов Российской академии наук и большинства политических сил в том, что в данном понятии закреплена сущность той модели социально-экономического развития, которую предстоит реализовать в России в ближайшей перспективе. В последующих положениях учебника делается попытка ориентировать хозяйствующие субъекты и читателей не только на реалии экономики, а и на принципы, соответствующие указанной экономической модели.

Опыт зарубежных стран свидетельствует, что социальная трансформация рыночной экономики имеет разную степень. Однако при различных подходах к решению социальных проблем, экономика этих стран остается рыночной, поскольку действует механизм конкуренции на основе свободного ценообразования и стремления фирм, предприятий и тому подобное, к получению прибыли. В экономической литературе обоснованно подчеркивается, что различия в решении социальных вопросов рыночной экономики объясняют существование ее национальной модели – шведской, германской, японской, американской и так далее. Основным звеном в понятии «социальная рыночная экономика» является рыночный механизм. Теория рыночной экономики, ее законы и категории (все элементы рыночного механизма) составляют основное содержание такой целостной системы, какой является социальная рыночная экономика.

Совершенно обоснованно экономисты указывают, говоря о социальной направленности экономики, что главный вопрос состоит в том, на какие элементы социальной структуры нацелена та или иная экономика, укреплению каких групп (классов, слоев) населения она содействует и развитие каких элементов общества затрудняет.

Общепризнанным является ориентация экономики на поддержку, прежде всего, средних слоев, на основную часть российского общества.

В экономической литературе[7] указывается, что сегодня в России примерно до 5 % очень богатых людей по международным стандартам и более 33 % населения являются очень бедными (их материальная обеспеченность ниже прожиточного минимума, который не обеспечивает простого воспроизводства), а остальная часть составляет просто бедный люд, который проживает значительно хуже того, что они имели до 1992 года (ниже бюджета минимума материальной обеспеченности). Каждая из крайних групп населения живет в разных социальных мирах, со своими различными проблемами и взглядами на жизнь. Это является одной из причин того, что модель российского общества несбалансированна и неустойчива. А главной причиной такого положения является вызывающе великий разрыв в положении его верхних и нижних слоев населения. В России сформирована монополистическая, коррумпированная, не допускающая контроля система хозяйства, которую с оговорками можно отнести к рыночной. По оценке Б. А. Березовского, в настоящее время в стране семь гигантских финансово-промышленных монополий владеют половиной российского капитала, а пятьдесят крупнейших корпораций сосредотачивают в своих руках почти все национальное богатство.

Средний слой населения развитых стран является большинством в обществе, обладает высоким инновационным потенциалом, оказывает решающее влияние на общественное развитие и служит ориентиром в поведении для нижних слоев общества учитывая сложившиеся тенденции переходного периода в России, представляется нереалистичным рассчитывать на создание такого среднего слоя в будущем. Нужно содействовать этому процессу и относить к среднему классу индивидов не только исходя из достигнутого уровня доходов и социального статуса (как это делается в развитых западных странах), а и в зависимости от уровня и характера их социально-экономических притязаний и активности в рамках установленных норм права и общепринятых норм морали и деловой этики.

4. 2. Социальный аспект рыночной экономики России

Особое значение для современной России имеет разработка модели социальной политики. Европейские страны сталкивались в переходный период с решением данной проблемы и поэтому целесообразно обратиться к анализу теории и практическому инструментарию решения социальных проблем.

В основе социальной политики лежит процесс формирования такой экономической среды, которая способствует активной самореализации каждого члена общества в сфере экономики и гарантирует ему достаточный уровень жизни и уверенность в завтрашнем дне. Очень часто о достижениях в социальной политике судят по доле расходов на социальный бюджет в валовом национальном продукте. В одних странах решение социальных проблем в основном принадлежит рынку, а на долю государства остается выполнение тех функций, которые не в состоянии должным образом решить рынок. Такой подход характерен для германской и американской социальной политики. В других странах социальная политика государства играет решающую роль в обеспечении доходов и социальных услуг всех слоев населения. Это характерно для Швеции. Однако за последние годы осуществлением указанной социальной политики были подорваны стимулы частного предпринимательства и социально-экономическая политика этой страны переживает серьезный кризис.

Страны ЕС (Европейского союза) и США единодушны в оценке основ рыночной экономики. Вместе с тем, по обеим сторонам Атлантики существуют различные воззрения на роль государства в социально-экономической политике. Если США ориентирует свой рынок на потребителя ради получения прибыли, то страны ЕС следуют доктрине социального рынка. Здесь роль государства определяется тем, как оно обеспечивает выравнивание результатов деятельности различных отраслей экономики, используя субсидии. Поэтому основные споры США и стран ЕС возникают в отношении тех отраслей, которые являются объектом пристального государственного внимания и субсидий.

В Германии принимаются меры по сохранению баланса развития рыночных начал, экономической свободы и социальной справедливости. И все же немецкие эксперты считают, что в 1998 году имело место подавление рыночных начал из-за высоких расходов в социальной сфере, снижение темпов экономического роста и уменьшение уровня занятости. Однако немецкая модель всегда проявляла способность выбора приоритетов на различных стадиях развития экономики общества. Очевидно, что и сегодня будет проводиться ее перестройка с учетом происшедших изменений.

Для продвижения в деле создания социальной рыночной экономики целесообразно использовать опыт различных зарубежных стран и выбирать из этого опыта то, что возможно использовать в России. Вряд ли можно согласиться, что полное следование, например, американской модели, принесет успех. Это объясняется существенными различиями социальных, культурных, природных, экономических и других условий жизни стран.

В 80-х годах законы о кооперации, аренде, малых предприятиях, фермерстве и другие способствовали созданию широкого слоя мелких собственников. Это был шаг по формированию среднего слоя, который своим участием в экономике мог обеспечить нормальный уровень жизни. Однако эти люди не обрели реальную власть в стране и формирование среднего, базового слоя не получилось. Между тем в Германии политика зарплаты дополняется политикой, стимулирующей формирование собственности, причем у лиц с относительно низким и средним доходами от трудовой деятельности. Здесь ликвидируют правовые, административные и экономические барьеры по реализации каждым человеком его способностей и только в виде дополнительной меры осуществляют минимально необходимое перераспределение доходов и собственности.

Очень полезен опыт Швеции, где решающая роль для структурной модернизации экономики и поддержания высокого уровня занятости рабочей силы отводится прогнозированию потребностей экономики в квалифицированных кадрах, планированию потребности и их подготовке. Подготовка этих кадров предваряет структурную перестройку экономики.

Указанный опыт и многие другие подходы к решению вопросов социально-экономического развития может облегчить проведение преобразований в нашей стране. Этот опыт должен быть достоянием политических сил.

Заключение

Приведенные выше положения позволяют сделать следующие выводы:

1. Рыночная экономика представляет собой такую форму организации хозяйственной деятельности, при которой взаимодействие всех хозяйствующих субъектов и решение трех основных проблем экономики (что, как и для кого производить) обеспечивается через воздействие рынка и его механизмов.

2. Отличительной особенностью рыночной системы является ее способность перестраиваться и приспосабливаться к изменениям внутренних и внешних условий.

3. Рыночная система лучше других приспособлена для использования достижений научно-технического прогресса, интенсификации производства и в конечном счете для более полного удовлетворения потребностей общества.

Для любой рыночной системы обязательно наличие таких условий, как: право на частную собственность, свобода заключения сделок, потребления конкуренции, образования цен и свободный выбор профессии, места работы и занятий.

Основой этой системы является рынок, который за длительный период убедительно доказал свои преимущества в использовании побудительных стимулов к высокоэффективной хозяйственной деятельности.

Современное постиндустриальное общество стремится к созданию и утверждению современной социально-ориентируемой рыночной экономики, которая основывается на принципах рынка, а социальные компоненты гарантируются законодательством.

Список использованной литературы:

1. Аврашков Л. Я., Адамчук В. В., Антонова О. В. Экономика предприятия. М., 1998

2. Булатов А. С. Экономика. М., 1999

3. Дискин И. Е. Социальная составляющая развития переходной экономики. // Общество и экономика. 1997. № 1-2

4. Котлер Ф. Основы маркетинга. М., Прогресс. 1990

5. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. М., Республика. 1992. т. 1

6. Мамедов О. Ю. Современная экономика. Ростов н\Д., 1998

7. Микульский К. И. Социаольно-ориентируемая рыночная экономика – выбор России. // Общество и экономика. 1997. №1-2

8. Раицкий К. А. Экономика предприятия: Учебник. М., 1999

9. Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономикс. М., Республика. 1990

10. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1962

11. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М., 1993

Приложение 1


[1] Котлер Ф. Основы маркетинга. М., Прогресс. 1990. с. 54

[2] Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. М., Республика. 1992. т. 1. с. 77

[3] Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1962. с. 25

[4] Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономикс. М., Республика. 1990 с. 236

[5] Микульский К. И. Социаольно-ориентируемая рыночная экономика – выбор России. // Общество и экономика. 1997. №1-2. с.13

[6] Там же. с. 15

[7] Дискин И. Е. Социальная составляющая развития переходной экономики. // Общество и экономика. 1997. № 1-2. с. 167