Курсовая работа: Дискуссионные вопросы состава и структуры финансовой системы страны

Название: Дискуссионные вопросы состава и структуры финансовой системы страны
Раздел: Рефераты по экономике
Тип: курсовая работа

Курсовую работу выполнила студентка 3 курсагруппы ВКФ3-1 Кондратюк Е.А.

Финансовая академия при Правительстве РФ

Кафедра «финансы»

Москва 2004.

Введение.

Финансовая система сегодня является предметом дискуссий и обсуждений . В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать: недостаточные темпы развития экономики; диспропорции развития экономической системы; отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках; излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс; низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.

В нашей стране написано много научных работ и учебников по финансовой системе. Но если рассматривать структуры системы, которые предлагают авторы, то можно заметить некоторые разногласия. Авторы выделяют разное количество сфер системы, структурные элементы сфер также не одинаковы. Поэтому я хочу провести свой анализ всех составных частей финансовой системы, рассмотреть различия и сходства тех структур, которые предлагают авторы книг и прийти к единой, более правильной, на мой взгляд, финансовой системе.

Не исключено, что тот состав и структура системы, которая является правильной сейчас, будет оставаться верной и в последующее время. Ведь в России за год происходит большое количество изменений в экономике, принимаются новые законы и вводятся поправки. С 2005 произойдут большие изменения в налоговом законодательстве, изменения затронут также и Бюджетный кодекс РФ. Поэтому в своей курсовой работе я рассмотрю также и изменения, которые могут повлиять на финансовую систему, её состав и структуру в связи с принятием новых законов.

1. Понятие финансовой системы страны. Основные дискуссионные вопросы её состава и структуры.

1.1. Понятие финансовой системы.

Финансы являются неотъемлемым элементом общественного производства на всех уровнях хозяйствования. Без финансов невозможно обеспечивать индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности. Такие потребности у хозяйствующих субъектов и государства обусловливают возникновение разнообразных видов финансовых отношений. Финансовые отношения складываются между государством, с одной стороны, юридическими и физическими лицами, с другой; между двумя юридическими лицами; между юридическими лицами, с одной стороны, и физическими лицами – с другой. Отношения между двумя физическими лицами в настоящее время некоторыми экономистами не признаются финансовыми, хотя появляются издания о личных финансах, финансах домашних хозяйств (финансах населения), семейном бюджете.

При всём своём разнообразии финансовые отношения имеют некоторые общие черты, что позволяет объединять их в отдельные группы. Группировку финансовых отношений можно проводить по разным признакам, но наиболее обоснованной является классификация этих отношений в соответствии с объективными критериями. Финансовые отношения являются по своей природе распределительными, так как распределяют часть стоимости общественного продукта по субъектам. Именно субъекты формируют фонды целевого назначения в зависимости от их роли в общественном производстве. Поэтому наиболее приемлемым критерием классификации является роль субъекта в общественном производстве. В зависимости от этого критерия определяются способы организации финансов. Порядок образования и использования финансовых ресурсов и финансовых фондов.

Сгруппированные по определенному признаку финансовые отношения образуют финансовую систему. Финансовые отношения при всём их многообразии можно объединить в отдельные, относительно обособленные группы – сферы и звенья. Эти сферы и звенья тесно связаны между собой. Каждой группе финансовых отношений соответствуют денежные фонды, а соответствующие финансовые органы осуществляют управление этими отношениями и фондами.

Таким образом финансовая система – это совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с ними денежных фондов и органов управления финансами.

1.2. Состав и структура финансовой системы.

По причине сложности не всегда можно исследовать и провести анализ системы в целом. В этом случае прибегают к декомпозиции – разделению системы на части (подсистемы) – и исследуют эти части как самостоятельные объекты. В частности выделяют субъект и объект управления. Каждая из этих подсистем является сложной системой.

Подсистемами называют крупные составляющие сложных систем, которые обычно, в свою очередь, являются сложными системами. В качестве подсистем финансовой системы выступают сферы и звенья.

Структура финансовой системы – это совокупность её элементов и связей между ними.

Финансовая система состоит из трёх основных элементов:

совокупность сфер и звеньев финансовых отношений (собственно финансовая система в узком понимании);

совокупность создаваемых в каждом звене денежных фондов;

система финансовых органов – финансовый аппарат (инфраструктура финансовой системы), или финансовая система с точки зрения управления финансами.

Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Каждому звену системы финансов присущи свои специфические формы и методы образования и использования денежных фондов и доходов.

Финансовые системы разных стран имеют разный состав, что определяется разными государственными структурами и организационно - правовыми формами.

В учебниках советского периода в структуре системы финансов выделялись обычно две подсистемы: финансы предприятий и отраслей народного хозяйства и общегосударственные финансы. Иногда к ним добавляли, как отдельную подсистему Ю государственный кредит. Сравнительно простая система финансов СССР соответствовала его экономическому базису и проводимой финансовой политике. Проведение рыночных реформ в России, осуществление принципиально новой экономической и финансовой политики, объективно обусловили выделение новых звеньев финансовых отношений.

Следует иметь в виду, что первичные доходы сферы финансов частных и государственных предприятий, а также доходы граждан создают основу системы финансов любого государства. И это не только теоретическое предположение, поскольку вся совокупность этих ресурсов отражается в сводном балансе финансовых ресурсов России. В целом, вся система финансов состоит из двух укрупненных подсистем (сфер):

государственных и муниципальных финансов

финансов хозяйствующих субъектов.

Как уже говорилось ранее, классификационным признаком такого деления является роль субъекта в общественном воспроизводстве. В соответствии с этим критерием имеются различия в потребностях финансовых ресурсов и соответственно финансовых фондов.

Так, непосредственно участники общественного воспроизводства, организации и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, производят товары и занимаются оказанием услуг. Для осуществления своей деятельности им необходимы финансовые ресурсы, которые обеспечили бы процесс производства, необходимая сумма денежных средств.

Таким образом, для субъектов хозяйствования будут характерны такие финансовые отношения, которые будут обеспечивать непрерывность процесса производства товаров и оказания услуг.

Каждая сфера финансовой системы в свою очередь имеет структурные элементы. Финансы субъектов хозяйствования выступают исходным финансовой системы, так как именно в этой сфере происходит формирование первичных доходов и финансовых ресурсов и начинаются прочие распределения и перераспределения стоимости.

Группировка финансовых отношений внутри сферы субъекта хозяйствования осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта. Он оказывает влияние на источники формирования финансовых ресурсов и порядок их использования. Часть организаций в качестве целей своей деятельности, преследует извлечение прибыли, они являются коммерческими. Помимо коммерческих организаций для нормального функционирования общества необходимы организации для удовлетворения потребностей общества в образовательных, культурных, научных, благотворительных и других общественно необходимых благах.

Такие организации не преследуют цель получения прибыли и не распределяют полученную прибыль между учредителями. Финансовые ресурсы им необходимы только для осуществления своей уставной деятельности. Это также оказывает влияние на состав финансовых отношений, участниками которых являются такие организации.

Участниками товарного производства также выступают ПБЮЛ (предприятия без образования юридического лица). Под деятельностью таких предприятий понимается самостоятельная, осуществляющаяся на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законе порядке.

Таким образом, выделяют следующие звенья в сфере субъектов хозяйствования:

финансы коммерческих организаций

финансы некоммерческих организаций

финансы ПБЮЛ.

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет, имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджет «как форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенного для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, даёт государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.

Сфера финансов государственные и муниципальные финансы состоит из двух звеньев:

финансы государственного бюджета

финансы внебюджетных фондов

Государственный внебюджетный фонд – это форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Государственные внебюджетные фонды предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеют строгое целевое назначение. Расходы и доходы (бюджет) государственных внебюджетных фондов утверждаются законодательными (представительными) органами в форме закона (решения) аналогично закону (решению) об утверждении государственного бюджета. Формируются государственные внебюджетные фонды в основном за счет обязательных отчислений, уплачиваемых юридическими и физическими лицами. Средства государственных внебюджетных фондов находятся в государственной собственности.

Таким образом в состав финансовой системы входят две крупные сферы и звенья, входящие в их состав. (см. приложение 1)

1.3. Основные дискуссионные вопросы.

В литературе финансовая система, её состав и структура представлены по-разному.

Не смотря на то, что все авторы выделяют один основной критерий, по которому происходит разделение финансовой системы на сферы и звенья (роль субъекта в общественном воспроизводстве), мы видим всё же расхождения в структуре.

Основным из дискуссионных вопросов является выделение страхования как самостоятельной сферы финансовой системы. Например, такие авторы как Галицкая, Вавилов, Родионова выделили три сферы финансовой системы. Причем структура этих сфер тоже различна у разных авторов.

Автор Вавилов в сфере страхования выделяет два звена (см.приложение 2):

Некоммерческое (государственное страхование)

Коммерческое страхование.

Автор Родионова выделяет 5 звеньев (см.приложение 3):

Социальное страхование

Личное страхование

Имущественное страхование

Страхование ответственности

Страхование предпринимательских рисков

Автор Галицкая также выделяет 5 звеньев (см.приложение 4):

1)социальное

2)личное

3)имущественное

4)ответственности

5)предпринимательских рисков

Значит перед нами встает еще один вопрос: если всё же страхование выделяется как отдельная сфера, то каков же её состав?

Все авторы выделяют как отдельную сферу финансы субъектов хозяйствования, хотя можно увидеть, что интерпретация этого названия у авторов разная. Отчего зависит такое расхождение и как всё-таки правильно называть эту подсистему, вот еще один вопрос.

Автор Романовский выделяет сферу финансы субъектов хозяйствования и делит её на (см. приложение 5):

1)Коммерческие предприятие и организации

2)Некоммерческие организации

3)Финансовые посредники

Родионова выделяет сферу финансы предприятий, учреждений, организаций и выделяет в ней следующие звенья:

1)финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах

2)финансы учреждений и организаций, осуществляющих коммерческую деятельность

3)финансы общественных объединений

По Вавилову финансы экономических (хозяйствующих ) субъектов делятся на:

1)финансы коммерческих организаций

2)финансы некоммерческих организаций

3)финансы ПБОЮЛ

4)финансы домохозяйств

Ковалёва выделяет финансы хозяйствующих субъектов (см.приложение 6):

1)государственных

2)муниципальных

3)частных

4)акционерных

5)арендных

6)общественных

Таким образом, еще одним важным вопросом является состав сферы финансов субъектов хозяйствования.

Аналогичные расхождения происходят в сфере государственные и муниципальные финансы.

По Вавилову в состав этой сферы входят:

1)Федеральные финансы

2)Финансы Субъектов Федерации

3)Местные финансы

Родионова в составе государственных финансов выделила:

1)государственный бюджет

2)Внебюджетные фонды

3)Государственный кредит

Ковалёва выделила сферу общегосударственные финансы и в её составе:

1)государственный бюджет

2)внебюджетные фонды

3)государственный кредит

4)фонды страхования

5)фондовый рынок

По системе Романовского сфера государственные и муниципальные финансы включает в себя бюджетную систему и государственный кредит. В свою очередь бюджетная система делится: на федеральный бюджет, территориальные бюджеты субъектов федерации, бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты), бюджеты фонда социального страхования РФ, Государственного фонда занятости населения РФ, Федерального и территориального фондов обязательного медицинского страхования.

Для того, чтобы понять и доказать состав и структуру финансовой системы РФ (предложенную в приложении 1) необходимо четко проанализировать роль субъектов в общественном воспроизводстве, задачи, которые они выполняют, источники формирования финансовых ресурсов, направление распределения прибыли.

2. Анализ и характеристика структурных подразделений финансовой системы РФ.

2.1. Финансы субъектов хозяйствования и их составляющие.

Финансы хозяйствующих субъектов – это денежные отношения, связанные с формированием денежных доходов, поступлений и накоплений у экономических субъектов и их использованием на финансирование затрат по расширенному воспроизводству или предоставлению услуг, на материальное стимулирование работающих, выполнение обязательств перед государством, физическими и юридическими лицами.

Финансы экономических субъектов отличаются многообразием форм финансовых отношений, опосредуют процесс создания материальных благ и оказания услуг потребителям, обеспечивают процесс формирования, постоянного восполнения и увеличения производственных фондов и фондов непроизводственного назначения коммерческих и некоммерческих организаций. Финансы хозяйствующих субъектов имеют широкие возможности воздействия на все сферы хозяйственной жизни, выступая исходным звеном финансовой системы.

Особенности формирования и использования финансовых ресурсов разных экономических субъектов определяются: сферой деятельности экономических субъектов (коммерческая, некоммерческая), организационно-правовой формой, отраслью. Кроме экономических субъектов, действующих как юридическое лицо, предпринимательскую деятельность могут осуществлять лица, действующие без образования юридического лица.

Предприятия и организации функционируют на коммерческих ни некоммерческих началах. Для коммерческих организаций характерна прежде всего главная цель – получение прибыли.. некоммерческие организации преследуют иную цель – обеспечение наилучшего социального эффекта, и если такая организация получает прибыль, то как правило, не распределяет её между участниками.

При функционировании коммерческих организаций возникают следующие группы финансовых отношений:

- внутри коммерческой организации по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов;

- между коммерческой организацией и другими экономическими субъектами: получение и уплата штрафов, внесение паевых взносов, инвестирование средств, участие в распределении прибыли, получение дивидендов и т.п.;

- между коммерческой организацией и финансово-кредитными организациями в связи с уплатой страховых взносов (премий) и получением страховых выплат (возмещением или обеспечением), привлечением источников инвестиций, размещением финансовых ресурсов и получением доходов от этого размещения;

- с государством по поводу образования и использования бюджетных и внебюджетных фондов (платежи в бюджет и внебюджетные фонды, бюджетное финансирование в форме субсидий и субвенций, бюджетного кредита, оплаты государственного и муниципального заказов, государственных инвестиций, покупка государственных ценных бумаг, получение доходов по ним);

- с работниками организации по выплатам из чистой прибыли (социальные программы, ссуды, премии и др.).

Финансовые отношения коммерческой организации могут быть очень сложными, когда речь идёт о холдингах (перераспределение финансовых ресурсов между центральной компанией и её дочерними фирмами), участниках финансово-промышленных групп и т.д.

Принципы организации финансов в сфере коммерческой деятельности:

максимизация прибыли предприятия;

оптимизация источников формирования финансовых ресурсов;

обеспечение финансовой устойчивости коммерческих предприятий и организаций, в том числе использование различных механизмов защиты от предпринимательских рисков (страхование, хеджирование, создание финансовых резервов);

обеспечение инвестиционной привлекательности;

материальная ответственность – предполагает наличие системы ответственности (финансовых санкций) за ведение и результаты финансово-хозяйственной деятельности;

При функционировании некоммерческих организаций также возникают группы финансовых отношений:

- между учредителями и некоммерческой организацией по поводу формирования финансовых ресурсов

- между некоммерческой организацией и физическими и юридическими лицами по поводу добровольных взносов как источника финансовых ресурсов некоммерческой организации, оплаты услуг, оказываемых некоммерческой организацией, размещения финансовых ресурсов некоммерческой организации;

- внутри организаций по поводу формирования и использования финансовых ресурсов;

- между отраслевыми органами управления и подведомственными им учреждениями и организациями по поводу использования отраслевых фондов;

- отношения между некоммерческой организацией и финансово-банковской системой;

- отношения с государством по поводу уплаты обязательных налогов и платежей.

Для финансов некоммерческих организаций характерны принципы:

1) сметного финансирования – покрытия затрат учреждений и организаций в соответствии с утвержденной сметой;

2) материальной ответственности за ведение и результаты деятельности.

Принцип самофинансирования справедлив для некоммерческих организаций, не являющихся учреждением.

Теперь нужно провести анализ тех структурных звеньев, которые выделяют авторы в сфере финансы субъектов хозяйствования.

Помимо финансов коммерческих организаций, финансов некоммерческих организаций и финансов ПБОЮЛ авторы выделяют такие звенья как: финансовые посредники, финансы общественных объединений, финансы домохозяйств.

Такой термин как финансовые посредники встречается в учебнике. Причем автор далее пишет, что « в сфере финансов хозяйствующих субъектов следует выделить более частные сферы: финансы коммерческих предприятий и организаций и финансы некоммерческих организаций». Для звена финансовые посредники даётся лишь пояснение, что «к финансовым посредникам относятся кредитные организации, частные пенсионные фонды, страховые организации и другие финансовые институты».

По определению (из Федерального закона от 02.12.1990 №395-1 (ред.от 29.06.2004) «О банках и банковской деятельности»), «кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество» Из этого определения можно сделать вывод, что деятельность кредитных организаций является коммерческой, так как главная цель – это извлечение прибыли, что свойственно именно для коммерческих организаций, и кредитная организация может образовываться на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

Далее Романовский в разделе финансы хозяйствующих субъектов пишет, что «из сферы финансов коммерческих организаций можно выделить такую специфическую сферу, как «финансовые посредники». Таким образом происходит противоречие. С одной стороны автор выделяет финансовых посредников как отдельное звено, а потом пишет, что они являются коммерческими организациями.

На основании вышесказанного можно сделать вывод, что финансовых посредников не правильно выделять в отдельное звено.

В учебниках Родионовой и Галицкой встречается такое понятие как финансы общественных объединений, которые авторы выделят в отдельное звено финансовой системы.

Общественные объединения создаются на основе принадлежности людей к одной профессии или определенной социальной группе, общих интересов, увлечений или подходов к решению задач общегражданского, идеологического значения. В России действует большое количество общественных объединений: профессиональные союзы, партии, творческие союзы, спортивные и другие добровольные общества, специальные целевые и благотворительные фонды.

Характерной особенностью использования собственности общественных объединений является то, что она не выступает источником доходов для отдельных их членов, что является характерным признаком некоммерческой организации. Все доходы общественных объединений идут на общее обслуживание, удовлетворение их уставных потребностей в целом, что отражается в организации финансов.

В Гражданском Кодексе (статья 117) даётся следующая характеристика общественных объединений:

«1. Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.

Общественные и религиозные организации являются некоммерческими организациями. Они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

2. Участники (члены) общественных и религиозных организаций не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе на членские взносы. Они не отвечают по обязательствам общественных и религиозных организаций, в которых участвуют в качестве их членов, а указанные организации не отвечают по обязательствам своих членов.

3. Особенности правового положения общественных и религиозных организаций как участников отношений, регулируемых настоящим Кодексом, определяются законом.»

На основе этого материала можно сделать заключение, что общественные объединения являются некоммерческими организациями и не могут выделяться как отдельное звено финансовой системы.

Автор Вавилов выделяет отдельное звено – финансы домохозяйств. Но долее в учебнике не разъясняется, что именно подразумевается под этим термином и почему автор выделяет её в отдельное звено. В разделе о субъектах хозяйствования Вавилов приводит более подробное описание финансов коммерческих, некоммерческих организаций и предприятий без образования юридического лица, а разъяснение финансов домохозяйств отсутствует.

Домохозяйство – это экономическая единица, состоящая из одного или более лиц, которая снабжает экономику ресурсами и использует полученные за них деньги для приобретения товаров и услуг, удовлетворяющих материальные потребности человека.

Также есть еще одно определение:

Домохозяйство – это группа людей, проживающих в одном жилом помещении или его части, совместно обеспечивающих себя пищей и всем необходимым для жизни, то есть полностью или частично объединяющих или расходующих свои средства. Эти люди могут быть связаны отношениями родства или отношениями, вытекающими из брака, либо быть не родственниками, либо и теми и другими.

Из этих определений следует, что домохозяйства ведут какую-то деятельность по изготовлению продукции или, например, ведению сельского хозяйства. Но для того, чтобы снабжать ресурсами экономику, как сказано в первом определении, необходимо иметь на это разрешение, зарегистрироваться как предприятие, платить налоги и т.д. В законодательстве РФ не существует такой организационно-правовой формы как домохозяйство. А снабжать, например, какую-либо фирму ресурсами с целью получения прибыли и при этом не иметь никакого права на такую деятельность – это уже экономическое преступление.

Автор Ковалёва выделяет финансы государственных, муниципальных, частных, акционерных, арендных и общественных хозяйствующих субъектов.

В сфере субъектов хозяйствования существует такая организационно-правовая форма как государственные и муниципальные унитарные предприятия. Из определения следует, что эти предприятия относятся к коммерческим организациям:

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

Под частными предприятиями автор понимает, скорее всего, предприятие без образования юридического лица.

ПБОЮЛ являются отдельным звеном финансовой системы в сфере финансов субъектов хозяйствования.

Граждане Российской Федерации вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Под предпринимательской деятельностью понимается инициативная, самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица.

Индивидуальная предпринимательская деятельность связана с розничной и мелкооптовой торговлей, предоставлением услуг (в т.ч. брокерских, аудиторских), с некрупным производством товаров. Предпринимательской деятельностью без образования юридического лица могут заниматься частнопрактикующие врачи, юристы (нотариусы, адвокаты), частные детективы, аудиторы, имеющие личную лицензию, мелкие торговцы, фермеры.

Финансы хозяйствующих субъектов без образования юридического лица – это денежные отношения, возникающие в связи с формированием денежных доходов и накоплений индивидуального предпринимателя и использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование, выполнение обязательств и удовлетворение иных собственных потребностей. Основное отличие индивидуальных предпринимателей от финансов юридических лиц, заключается в том, что в хозяйственный оборот могут непосредственно вовлекаться личные сбережения, и, наоборот, предпринимательский доход может использоваться не только на ведение и расширение дела, но и на личное потребление.

Индивидуальный предприниматель может вступать в финансовые отношения с другими предпринимателями (в том числе с юридическими лицами коммерческой и некоммерческой сфер деятельности, с государством, с банковской системой, со страховыми организациями. Индивидуальные предприниматели относятся к малому бизнесу, поэтому к ним в полной мере могут быть применимы формы государственной финансовой поддержки малого бизнеса.

Финансовые ресурсы предпринимателей, действующих без образования юридического лица, формируются в момент начала предпринимательской деятельности и, как правило, за счет личных сбережений, реже – за счет кредитов банков, обществ взаимного кредитования. В дальнейшем основным источником формирования финансовых ресурсов является предпринимательский доход. Финансовые ресурсы индивидуальных предпринимателей используются на расширение дела, платежи в бюджет и внебюджетные фонды, благотворительные взносы и пожертвования, на личные (семейные) сбережения и личное потребление. Предпринимательская деятельность в любой момент может быть прекращена по желанию предпринимателя, тогда все полученные доходы пойдут на формирование личных сбережений и личное потребление.

Принадлежность финансов общественных субъектов хозяйствования к финансам некоммерческих организаций была рассмотрена ранее.

Акционерное общество является организационно-правовой формой коммерческих предприятий. Поэтому финансы акционерных обществ не правильно выделять в отдельное звено финансовой системы.

Акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Отличительными чертами акционерного общества по сравнению с другими организационно-правовыми формами хозяйствования являются:

добровольность его образования, причем учредителями и участниками акционерного общества могут быть самые различные юридические и физические лица;

возможность внесения участниками общества своих средств в уставный фонд в самых различных формах – в виде зданий и сооружений, оборудования, денежных средств, в том числе в иностранной валюте, интеллектуальной собственности и т.д.; однако при этом весь капитал акционерного общества и доля каждого их его участников обязательно переводится в акции.

Выпускаемые обществом акции являются не только инструментом мобилизации финансовых ресурсов, эффективным методом быстрого перелива финансовых средств из одних отраслей в другие, но и способом дробления («распыления») риска. Различия в самих акциях и условиях их оборота приводят к тому, что акционерная форма организации хозяйства является очень гибкой и бытро приспосабливаемой к любой сфере коммерческой деятельности. С позиций достигаемого эффекта акционерные общества являются главной формой хозяйствования в условиях рыночной экономики.

Акционерное общество обладает ограниченной ответственностью – не отвечает про имущественным обязательствам акционеров, а они несут ответственность про обязательствам общетсва в пределах своего вклада (пакета принадлежащих им акций). Полученная обществом прибыль распределяется в соответствии с нормой распределения, в том числе используется на выплату дивидендов по акциям. Дивиденды могут выплачиваться ежеквартально, раз в полгода или раз в год. Промежуточный дивиденд объявляется директором акционерного общества и имеет фиксированный размер; окончательный дивиденд объявляется общим годовым собранием по результатам года, с учетом выплат промежуточных дивидендов.

Финансы арендных субъектов хозяйствования также следует отнести к финансам коммерческих предприятий, так как арендное предприятие является организационно-правовой формой коммерческого предприятия.

Аренда – это распоряжение и пользование каким-либо имуществом за плату в течение определенного срока, оговоренного договором аренды. В аренду могут передаваться земля, здания, сооружения, предприятия, средства производства и т.д. Аренда не влечет за собой изменения права собственности. Арендатор лишь временно на срок и в рамках, оговоренных договором, получает права собственника, за что и вносит арендную плату. Величина арендной платы включает амортизационные отчисления от стоимости арендованного имущества и часть дохода от использования имущества, устанавливаемую на договорной основе, но, как правило, не ниже банковского процента.

Арендное предприятие образуется после заключения договора аренды между государственным органом и организацией арендаторов, формируемой по решению трудового коллектива. Оно действует на основании устава, утверждаемого общим собранием. В организации своей хозяйственной деятельности предприятие полностью самостоятельно. Доходы арендного предприятия, получаемые из выручки после возмещения материальных затрат, оплаты труда, уплаты налогов, арендной платы, страховых платежей, поступают в его полное распоряжение. Наряду с доходами от хозяйственной деятельности приобретаемое за счет средств арендатора имущество тоже является его собственностью. Распределение дохода на фонды экономического стимулирования и оплаты труда осуществляется на арендных предприятиях по самостоятельно разрабатываемым нормативам.

Таким образом, на дискуссионный вопрос о составе сферы «финансы субъектов хозяйствования» можно дать ответ, что в эту сферу входят: финансы коммерческих организаций, финансы некоммерческих организаций и финансы предприятий без образования юридического лица.

2.2. Государственные и муниципальные финансы и их составляющие.

Важная роль, которую выполняет государство в области экономического и социального развития, приводит к необходимости централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды, обеспечивающие потребности государства в решении экономических, политических и социальных задач.

Государственный бюджет является ведущим звеном как системы государственных финансов, так и всей финансовой системы в целом. Его понятие многогранно.

Государственный бюджет является самостоятельной экономической категорией, сущность которой проявляется через распределительную и контрольную функции.

По социально – экономической сущности государственный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода и части национального богатства.

По материальному содержанию – главный централизованный фонд денежных средств страны.

С правовой точки зрения государственный бюджет является основным финансовым планом страны, имеющим силу закона.

Государственный бюджет – элемент воспроизводства рабочей силы, так как оно во многом зависит от расходов на образование, здравоохранение, социальное страхование и обеспечение.

В целом под государственным бюджетом понимаются специфические денежные отношения, складывающиеся в государстве с физическими и юридическими лицами по поводу перераспределения национального дохода и частично, национального богатства в связи с образованием и использованием главного централизованного бюджетного фонда страны, предназначенного для финансирования экономики, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.

Под доходами бюджета понимаются экономические отношения, складывающиеся у государства с хозяйствующими субъектами и физическими лицами в связи с формированием бюджетного фонда страны.

Доходы включают в себя обязательные безвозвратные платежи, поступающие в бюджет.

Под расходами государственного бюджета понимаются экономические отношения, складывающиеся в процессе распределения фонда денежных средств государства и его использования по отраслевому, целевому и территориальному значению.

На основе Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. №1734-1 органы власти в рамках законодательства РСФСР могут образовывать целевые внебюджетные фонды, обладающие правом

Самостоятельного юридического лица и независимые от бюджетов соответствующих органов власти.

Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высшей власти, в которых регламентируется из деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направления использования денежных фондов.

Внебюджетные фонды представляют собой составную часть финансовой системы РФ и обладают рядом особенностей:

запланированы органами власти и управления и имеют строгую целевую направленность;

денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;

формируются в основном за счет обязательных отчислений физических и юридических лиц

страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу. Как и налоги, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;

отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонды, определяются Бюджетным кодексом РФ

денежные ресурсы фондов находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;

расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного на то органа (Правление фонда);

из внебюджетных фондов могут предоставляться субвенции для привлечения дополнительных средств на финансирование инвестиционных проектов и программ (Закон Российской Федерации от 15 июля 1992г. №3301-1).

Внебюджетные фонды – это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемые на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями фондов.

Основными социальными и экономическими внебюджетными фондами являются:

- Пенсионный фонд Российской федерации

- Фонд социального страхования Российской Федерации

- Государственный фонд занятости населения Российской Федерации

- Фонд обязательного медицинского страхования

- Российский фонд технологического развития и отраслевые внебюджетные фонды НИОКР

- Фонд инвестирования жилищного строительства

Многие авторы, вместе с финансами государственного бюджета и внебюджетных фондов выделяют такое звено как государственный кредит.

Под государственным кредитом понимается совокупность экономических отношений государства с физическими и юридическими лицами, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

Если государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, то оно является гарантом.

Кредитные отношения, в которых государство выступает в качестве гаранта, не обязательно приводят к такому изменению. Если должник своевременно и в полном объеме выполняет свои обязательства, то гарант не несет никаких дополнительных затрат.

Но чаще всего государственные гарантии распространяются на ненадежных заемщиков и приводят к расходованию средств централизованных денежных фондов.

Государственный кредит является экономической категорией, которой присущи одновременно черты кредита и финансов. Государственный кредит является одним из видов кредита, характеризуется срочностью, платностью и возвратностью.

Средства привлекаются государством на какой-либо определенный срок. Через определенный период времени заимствованная сумма должна возвращаться с процентами.

Государственный кредит отличается от таких основных форм кредита, как банковский и коммерческий, обеспечением. При предоставлении банковского или коммерческого кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-либо конкретные ценности. При заимствовании средств государством обеспечением служит вся платежеспособность государства, всё имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо её доход.

Регулирующая функция государственного кредита проявляется в том, что, вступая в кредитные отношения, государство воздействует на состояние денежного обращения, уровень ставок на финансовых рынках, а также на производство и занятость.

Государственные займы образуются в результате деятельности государства в качестве заемщика. Государственные займы классифицируются следующим образом:

В зависимости от субъектов заемных отношений государственные займы делятся на размещаемые центральными и местными органами управления.

В зависимости от места размещения – на внутренние и внешние.

В зависимости от обращения на рынке государственные займы подразделяются на рыночные и нерыночные. Первые свободно обращаются на рынке ценных бумаг, вторые – нет. Рыночные займы обычно используются для финансирования дефицита бюджета.

В зависимости от срока привлечения средств государственные займы подразделяются на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.

В зависимости от обеспеченности долговых обязательств государственные займы бывают закладными и беззакладными. Закладные займы обеспечиваются конкретными доходами или имуществом. Беззакладные обеспечиваются всей платежеспособностью элемента.

В зависимости от характера выплачиваемого дохода различают процентные, выигрышные и беспроцентные (целевые) займы.

В зависимости условий обращения различают займы ч правом досрочного погашения и без него.

По методам размещения займы бывают размещаемые на добровольной основе, по подписке и принудительно.

Под управлением государственным кредитом понимается формирование одного из направлений финансовой политики государства, связанной с его деятельностью в качестве кредитора, заемщика и гаранта.

В более конкретном смысле управление государственным кредитом можно понимать как деятельность государства по подготовке к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированию рынка государственных ценных бумаг, обслуживанию и погашению государственного долга, предоставлении. Кредитов и гарантий.

Анализируя вышесказанное можно сделать вывод, что государственный кредит входит в состав финансов государственного бюджета. Так как государственный кредит представляет собой форму денежных отношений между государством, юридическими и физическими лицами, а также является перераспределителем дохода с образованием и использованием главного централизованного бюджетного фонда страны. Такие критерии определения свойственны государственному бюджету.

Вавилов в своей системе выделят финансы государственных (унитарных, казенных) предприятий в сферу государственных и муниципальных финансов. Он обосновывает это тем, что «без финансов государственных (унитарных, казённых) предприятий сфера государственных и муниципальных финансов не полная». Я считаю, что такое объяснение не достаточно, и не даёт права финансы государственных предприятий выделять в сфере государственных и муниципальных финансов, так как по закону это одна из организационно-правовых форм коммерческих организаций:

«Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия».

Профессор Ковалёва в предложенной финансовой системе выделяет еще два звена в сфере государственные и муниципальные финансы: фонд страхования и фондовый рынок.

Фонд страхования является одним из внебюджетных фондов и не ясна причина, по которой его можно выделить как отдельное звено.

Фонд социального страхования Российской Федерации (ФССР) создан в целях обеспечения и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования Указом Президента Российской Федерации «О фонде социального страхования Российской Федерации» от 7 августа 1991 г.№822 и является самостоятельным государственным финансово-кредитным учреждением. Управление Фондом социального страхования РФ осуществляется Правительством РФ при участии общероссийских объединений профсоюзов.

Положение о ФССР утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994г.№101. Этот документ регламентирует организацию и функционирование фонда.

Средства фонда образуются за счет:

Страховых взносов работодателей (администраций предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);

Страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, а также осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию;

Доходов от инвестирования части временно свободных средств фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады в пределах средств, предусмотренных бюджетом на соответствующий период;

Добровольных взносов физических и юридических лиц.

Ассигнований из федерального бюджета РФ;

Прочих доходов.

Страховые взносы не начисляются на: средства избирательных фондов кандидатов в депутаты федеральных органов государственной власти, представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, полученные и израсходованные на проведение избирательных компаний; доходы, полученные от избирательных комиссий; фонд оплаты труда иностранных физических лиц, привлекаемых на период реализации целевых социально-экономических программ жилищного строительства, создания, строительства и содержания центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей; выплаты по договорам гражданско-правового характера (подряда и др.)

Страховые взносы в ФССР регулируются постановлением Правительства Российской Федерации и уплачиваются: бюджетным учреждениям – один раз в месяц в срок, установленный для выплаты заработной платы за вторую половину месяца; всеми предприятиями и внебюджетными организациями – два раза в месяц в сроки, установленные для получения заработной платы как за первую, так и за вторую половину месяца; лицами, нанимающими отдельных граждан по договорам, - ежемесячно 5-го числа месяца, следующего за месяцем выплаты заработной платы; крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и родовыми (семейными) общинами малочисленных народов Севера с 1 января 1995г. – один раз в год не позднее 1 апреля следующего года.

Средства фонда направляются на:

Выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, на погребение;

Санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также на другие цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством (частичное содержание санаториев-профилакториев, санаториев и оздоровительных лагерей для детей и юношества, лечебное питание; частичное финансирование мероприятий по внешкольному обслуживанию детей, оплаты проезда к месту лечения, отдыха и др.);

Создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости фонда на всех уровнях;

Проведение научно-исследовательских работ по вопросам социального страхования и охраны труда;

Осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами фонда.

Средства фонда используются только на целевое финансирование перечисленных мероприятий. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных.

Фондовый рынок — составная часть финансового рынка, на котором осуществляются операции с ценными бумагами.

Фондовый рынок по сути мало чем отличается от других видов рынков. Здесь тоже действуют продавцы, покупатели и посредники, проводятся реклама и маркетинговые исследования.

Специфика заключается в самом товаре. Ценные бумаги – это форма существования капитала. Она отличается от производительной, товарной, денежной форм. Капитал в виде ценной бумаги может передаваться, обращаться на рынке как товар, заменять деньги в расчетах и, что самое важное, приносить доход. У владельца ценной бумаги самого капитала как бы нет, и есть все права на него, зафиксированные в форме ценной бумаги.

Итак, фондовый рынок похож на рынок любого другого товара. Обычные товары производятся, а ценные бумаги выпускаются в обращение. Для всех рынков необходимо продвижение товара к покупателю, а для фондового рынка – продвижение ценных бумаг к инвестору. Основной этого рынка являются товарный рынок, деньги и капитал.

Для того, чтобы владелец капитала смог принять участие в инвестировании, нужно иметь достаточный объем капитала. Такой объем капитала редко можно получить сразу. Обычно этому предшествует процесс накопления. Последний может выражаться в объединении небольших капиталов в один большой или в приумножении, приросте капитала. Еще одним вариантом накопления достаточного объема капитала может быть приобретение его взаймы на некоторое время с условием возвратности. Накопить капитал или получить его можно в финансовой сфере деятельности, на финансовых рынках.

Бюджет нуждается в привлечении средств для покрытия дефицита. Для этого государство выпускает в обращение и продает государственные ценные бумаги, такие, как облигации государственного займа. Государство участвует в фондовых отношениях в качестве инвестора, сохраняя ха собой контроль нал отдельными отраслями или предприятиями путем приобретения пакетов акций акционерных предприятий или банков.

Подводя итоги, можно отметить, что, фондовый рынок является одной из составляющих централизованной части финансовой системы страны, что определяет финансы фондового рынка в финансы государственного бюджета и не выделяет его в отдельное звено системы. Как известно, централизованная часть финансовой системы отвечает за процесс перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта. Перераспределение происходит при помощи бюджетных, страховых отношений и отношений, возникающих на фондов рынке.

Таким образом на дискуссионный вопрос о составе сферы «государственные и муниципальные финансы» можно дать ответ, что она состоит из: финансов государственного бюджета и финансов внебюджетных фондов.

2.3. Страхование как отдельная сфера финансовой системы РФ или структурный элемент других сфер.

Вопрос о выделении страхования в отдельную сферу является одним из основных дискуссионных вопросов. Для того, чтобы правильно ответить на этот вопрос необходимо проанализировать основные критерии организации финансов в страховании, источники формирования финансовых ресурсов и направления распределения прибыли.

Переход экономики на рыночные отношения, развитие предпринимательской деятельности, расширение круга товарных и обменных операций, взаимных договорных обязательств между хозяйствующими субъектами объективно требуют надежной системы гарантий, предоставляемой страхованием. Только на основе страхования становиться возможной защита общественных и личных интересов, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.

Страхование представляет собой особу форму перераспределительных отношений по поводу формирования и использования целевых фондов денежных средств для защиты имущественных интересов физических и юридических лиц и возмещения им материального ущерба при наступлении неблагоприятных явлений и событий.

Важная роль страхования в системе общественного воспроизводства предполагает наличие сферы страховых услуг, соответствующий типу экономического развития государства. В условиях рыночного хозяйства наряду с традиционным использованием возможностей страхования по защите от чрезвычайных явлений природного характера (землетрясения, оползни, наводнения др.) техногенных рисков (пожары, аварии, взрывы и др.) резко возрастает потребность у предпринимателей в страховом покрытии ущерба, возникающего при нарушении финансовых и кредитных обязательств, неплатежеспособности контрагентов и действии других экономических факторов, ведущих к потере прибыли и доходов.

Страховая жизнь, здоровья, трудоспособности и материального благосостояния граждан также неразрывно связана с их экономическими интересами и реализуется с помощью услуг имущественного, личного и социального страхования.

Из фондов, традиционно относящихся к учреждениям социального страхования, у нас действуют только следующие:

пенсионный фонд, имеющий довольно разнообразные функции, относящиеся по большей степени не к сфере социального страхования;

фонд социального страхования, также не могущий служить основой для создания в России стройной системы социального страхования;

фонд медицинского страхования, который фактически так же к страхованию имеет весьма отдаленное отношение, воплощая в себе все ту же бюджетную медицину с несколько иными источниками формирования бюджета.

В связи с различиями в объектах страхования всю совокупность страховых отношений можно разделить на пять отраслей: социальное, имущественное, личное, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков

Социальное страхование - это система отношений, с помощью которой формируются и расходуются фонды денежных средств для материального обеспечения лиц, не обладающих физической трудоспособностью или располагающих таковой, но не имеющих возможности реализовать ее по различным причинам.

Социальное страхование как финансовая категория представляет собою часть денежных отношений по распределению и перераспределению национального дохода с целью формирования и использования фондов, предназначенных для содержания лиц, не участвующих в общественном труде.

Имущественное страхование - отрасль страхования, где объектами страховых правоотношений выступает имущество в различных видах. Под имуществом понимается совокупность вещей и материальных ценностей, состоящих в собственности и оперативном управлении физического или юридического лица. В состав имущества входят деньги и ценные бумаги, а также имущественные права на получение вещей или иного имущественного удовлетворения от других лиц.

Экономическое содержание имущественного страхования заключается в организации особого страхового фонда, предназначенного для возмещения ущерба его участникам, который возник в результате причинения вреда.

Имущественное страхование защищает интересы страхователя, связанные с владением, пользованием, распоряжением имуществом и товарно-материальными ценностями. К традиционным и освоенным видам имущественного страхования относятся сельскохозяйственное страхование, транспортное страхование, страхование имущества граждан, страхование имущества предприятий различных форм собственности. Для российского страхового рынка перспективными, отличающимися высокими страховыми суммами и уровнем страховой ответственности считаются морское и авиационное страхование, страхование грузов, страхование транспортных средств от всех рисков, страхование от огневых рисков.

Имущественное страхование нуждается в популяризации, расширении сферы применения универсальных, комплексных видов страхования, так как в настоящее время им охвачено не более 5% стоимости имущества юридических и физических лиц. Важные проблемы, поднимаемые как страховщиками, так и страхователями, о необходимости включения в состав затрат предприятий страховых взносов, индексации страховых сумм и возмещений в условиях инфляции, предоставлении налоговых льгот при страховании общественно значимых объектов и материальных ценностей требуют своего решения.

Личное страхование выступает формой социальной защиты и укрепления материального благосостояния населения. Его объекты — жизнь, здоровье, трудоспособность граждан. Преобладающая доля операций по личному страхованию проводится на добровольной основе. Наиболее распространенными считаются смешанное страхование жизни с широким объемом страховой ответственности (в связи с дожитием до окончания срока страхования, в связи с потерей здоровья от несчастного случая, в связи с наступлением смерти застрахованного), страхование детей до достижения ими совершеннолетия, страхование детей и школьников от несчастных случаев, ритуальное страхование, страхование пенсий, страхование образования.

В области личного страхования, особенно по долгосрочным и обязательным видам страхования, лидером является государственное акционерное общество "Росгосстрах". Большинство российских страховых компаний, преимущественно вновь создаваемых, ориентируются на краткосрочные виды страхования, что препятствует накоплению страховых фондов и снижает долю личного страхования в общем объеме страховых операций.

Особое место на российском страховом рынке занимает медицинское страхование граждан, осуществляемое в соответствии с Законом РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР" от 28 июля 1991 г. Проводимое в обязательной форме медицинское страхование, по сути, является отраслью социального страхования, так как распоряжаются средствами страховых фондов и осуществляют страховые выплаты органы территориальных фондов обязательного медицинского страхования, а не коммерческие страховые организации. По программе обязательного медицинского страхования страхователями выступают все работодатели, уплачивающие страховой взнос в размере 3,6% от фонда оплаты труда. Цель обязательного медицинского страхования — решение проблемы финансового обеспечения здравоохранения и предоставление населению минимального гарантированного уровня медицинского обслуживания.

Добровольное медицинское страхование можно отнести к классическому виду личного страхования, поскольку его организация и проведение относятся к компетенции страховых медицинских компаний. Медицинское страхование на добровольной основе может осуществляться за счет, как личных взносов граждан, так и свободных средств предпринимателей и обеспечивает страхователю не только возможность свободного выбора лечебного учреждения, но и получение медицинских услуг сверх установленной нормы и более высокого качества.

Следует отметить, что на динамику операций по личному страхованию отрицательное воздействие оказывают инфляционные процессы, снижение его сберегательной (накопительной) функции, отсутствие у населения желания направлять временно свободные средства на цели страхования.

Страхование ответственности в отличие от имущественного и личного защищает интересы как самого страхователя, поскольку ущерб за него возмещает страховая организация, так и других (третьих) лиц, которым гарантируются выплаты за ущерб, причиненный вследствие действия или бездействия страхователя независимо от его имущественного положения. Тем самым страхование ответственности обеспечивает защиту экономических интересов возможных виновников вреда и лиц, которым в конкретном страховом случае причинен ущерб.

• С расширением сферы банковской деятельности, связанной с повышенным риском проведения активных кредитных операций по выдаче ссуд, становится актуальным страхование ответственности заемщика за непогашение кредита. Договор страхования заключается между страховой компанией (страховщиком) и предприятиями-заемщиками (страхователями). Объектом страхования является ответственность заемщика перед банком, выдавшим кредит.

• Развитие коммерческого расчета и усиление имущественной ответственности предпринимателей по широкому кругу обязательств предполагают включение в российскую страховую практику таких видов страхования, как страхование ответственности работодателей, страхование профессиональной ответственности частнопрактикующих специалистов (адвокатов, аудиторов, врачей и др.), страхование деловой ответственности, страхование ответственности от экологических рисков, страхование ответственности за качество продукции, страхование ядерной ответственности.

Страхование предпринимательских рисков - новая отрасль страхования для России, охватывает те виды страхования, в которых, прежде всего, заинтересован предприниматель. Объект страхования – предпринимательская деятельность страхователя, под которой понимается инвестирование денежных и материальных ресурсов в какой-либо вид производства или бизнеса и получение от этих вложений соответствующей финансовой отдачи в виде прибыли. Покрытие предпринимательских рисков осуществляется при помощи:

страхования от потери прибыли (дохода) вследствие нарушения процесса производства, простоя, повреждения или кражи имущества и иных потерь, связанных с прерыванием основной деятельности;

страхования от невыполнения договорных обязательств по поставке и реализации продукции.

Этот вид страхования начали проводить альтернативные страховые общества (акционерные, кооперативные, взаимные, ведомственные).

Теперь можно сделать вывод, что существует два вида страховых организаций:

различные фонды (пенсионного, медицинского, социального) страхования, которые являются внебюджетными фондами, а значит их финансы являются составной частью государственных и муниципальных финансов.

Финансовые организации, которые являются юридическими лицами и целью их деятельности является получение прибыли, что характерно для коммерческих предприятий

Значит, страхование не является отдельной сферой финансовой системы РФ, а является структурными элементами звеньев двух других сфер.

3. Направление изменения финансовой системы страны.

Финансовая система состоит из совокупности сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с ними денежных фондов и органов управления финансами. Поэтому изменение какого-либо звена финансовой системы может повлечь за собой изменение всей системы в целом, так как все звенья взаимосвязаны между собой.

Считается, что 2005 год станет годом кардинальных изменений всей финансовой системы государства. Это произойдет в связи с изменениями в бюджете и межбюджетных отношениях, большое влияние окажет налоговая реформа и разграничения полномочий в некоторых округах РФ.

Законом "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений" устанавливается новая структура бюджетной системы Российской Федерации, в которую в частности войдут Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов следующих уровней:

федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

местные бюджеты, в том числе:

бюджеты муниципальных районов, городских округов, внутригородских территорий городов федерального значения;

бюджеты городских и сельских поселений

Кроме того, проект закрепляет распределение налогов между федеральными, региональными и местными бюджетами и описывает механизм распределения финансовой помощи между территориями через 5 специальных фондов.

В консолидированном бюджете 2005 года предусмотрен фонд на стабилизацию денежных проблем регионов в связи с изменением финансовой системы государства в будущем году и заменой натуральных льгот выплатами. Размер этого фонда составляет 30 миллиардов рублей на год. Половина этой суммы, 15 миллиардов, будет направлена на осуществление выплат льготным категориям граждан. Четыре миллиарда из этой части будут потрачены на оплату детских пособий из расчета 70 рублей на одного ребенка в месяц. Оставшиеся 11 миллиардов рублей пойдут на покрытие дефицитов региональных бюджетов при переходе на денежные выплаты взамен натуральных льгот.

Что касается транспортной льготы, то в будущем году в ОАО «РЖД» будет направлено шесть миллиардов рублей из федерального бюджета., чтобы железнодорожники обеспечивали в полном объеме льготные пассажирские междугородние и пригородные перевозки в будущем году.

Что касается налоговой реформы, то с самого начала принимались конкретные меры по совершенствованию налогового законодательства с целью его упрощения, придания налоговой системе стабильности и большей прозрачности, повышения уровня нейтральности налоговой системы по отношению к экономическим решениям организаций и потребителей, пересмотра и отмены большинства налоговых льгот, снижения налогового бремени за счет реформирования отдельных видов налогов, сокращения числа налогов и сборов, отмены неэффективных и оказывающих негативное влияние на экономическую деятельность хозяйствующих субъектов налогов.

С 1 января 2005 года отменяется Закон РФ от 27.12.91 г. №2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Перечень налогов, которые нужно будет платить, начиная с 2005 года, закреплен в новой редакции статей 12-15 Налогового Кодекса.

С 2005 года, когда изменения вступят в силу, налогов и сборов останется всего пятнадцать. К моменту начала проведения налоговой реформы их было 52. Как и прежде, останутся три вида налогов: федеральные, региональные и местные. А что касается сборов, то в Налоговом Кодексе остаются только федеральные. Большинство сборов, предусмотренных Законом № 2118-1, выведены за рамки налоговой системы.

Из 16 федеральных налогов действовать будут 10.

К федеральным налогам будут отнесены:

— налог на добавленную стоимость, порядок исчисления и уплаты которого регулируется главой 21 НК РФ;

— акцизы (глава 22, с учетом ставок, установленных Федеральным Законом от 28.07.2004 г. № 86-ФЗ);

— налог на доходы физических лиц (глава 23);

— единый социальный налог (глава 24, с учетом положений Федерального Закона от 20.07.04 № 70-ФЗ);

— налог на прибыль организации (глава 25);

— налог на добычу полезных ископаемых (глава 26);

— налог на наследование или дарение (до принятия новой главы Кодекса налог рассчитывается по Закону РФ от 12.12.91 № 2020-1);

— водный налог (глава 25.2 – вводится в действие Федеральным Законом от 28.07.04 № 83-ФЗ);

— сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (глава 25.1);

— государственная пошлина (до принятия новой главы НК РФ пошлина уплачивается по Закону РФ от 09.12.91 № 2005-1).

Уменьшается и количество региональных налогов, из семи их осталось только три:

-налог на имущество организаций (глава 30 НК РФ);

- налог на игорный бизнес (глава 29);

- транспортный налог (глава 28).

А местных налогов останется всего два из пяти:

- земельный налог (до принятия новой главы НК налог исчисляется по Закону РФ от 11.10.91 № 1738-1);

- налог на имущество физических лиц (до принятия новой главы НК налог исчисляется по Закону РФ от 09.12.91 № 2003-1).

Перечень специальных налоговых режимов не изменился. В него входят:

- единый сельхозналог (глава 26.1 НК РФ);

- упрощенная система налогообложения (глава 26.2 НК РФ);

- единый налог на вмененный доход ( глава 26.3 НК РФ);

- система налогообложения для участников соглашений о разделе продукции (глава 26.4НКРФ).

Если говорить о нововведениях во вторую часть Налогового Кодекса, то на первое по значимости место, пожалуй, следует отнести изменение, которое коснется всех налогоплательщиков - это снижение базовой ставки единого социального налога. Ставка снижена значительно - с 35.6 процента до 26 процентов. Новая ставка применяется к выплатам до 280 000 руб. в год. Для доходов, превышающих эту сумму, предусмотрены пониженные ставки налога. А именно: для облагаемой базы от 280 001 до 600 000 руб. ставка ЕСН будет равна 10 процентам, а для выплат свыше 600 000 руб. – 2 процентам. Причем пониженные ставки станут доступны абсолютно для всех предприятий.

Регрессивную шкалу ставок будут вправе применять все налогоплательщики без каких-либо условий. Предприятия, которые используют труд инвалидов, и организации, учрежденные инвалидами и их общественными организациями, смогут применять льготу по отношению к выплатам в рамках не только трудовых, но и гражданско-правовых договоров.

Основные поправки, которые внесены в главы 23 и 25 НК РФ, касаются ставок налога на прибыль и налога на доходы физических лиц. До конца 2004 года, налог на доходы физических лиц и налог на прибыль с дивидендов, полученных от российских предприятий, нужно начислять по ставке 6 процентов. С 1 января 2005 года ставки увеличиваются в полтора раза (9%).

Изменится и распределение налога на прибыль по уровням бюджетов, хотя общая величина ставки останется прежней – 24 процента. Сумма налога будет распределяться между двумя бюджетами - федеральным (налог будет зачисляться но ставке 6,5%) и бюджетом региона (по ставке 17,5%). В настоящее время в федеральный бюджет налог уплачивается по ставке 5%, в региональный — по ставке 17% и в местный — по ставке 2%. При этом субъекты Российской Федерации, как и прежде, будут вправе понизить ставку налога, зачисляемого в их бюджеты. Но она не сможет быть ниже 13,5%, тогда как сейчас—13%.

С 2005 года увеличатся в 1,5 раза показатели базовой доходности по всем видам деятельности, переведенным на уплату единого налога на вмененный доход (ЕНВД). Например, базовая доходность при оказании бытовых услуг составит 7500 руб., автотранспортных услуг — 6000 руб. (при действующих 5000 руб. и 4000 руб. соответственно).

Кроме того, с 2005 года организации и предприниматели, которые распространяют или размещают наружную рекламу, могут быть переведены на уплату ЕНВД.

Увеличатся акцизы на все виды подакцизных товаров: алкоголь, табак, топливо и автомобили.

С 1 января 2005 года предприятиям вместо платы за пользование водными объектами надо будет платить водный налог. Сейчас плата за пользование водными объектами устанавливается региональными законами, а новый водный налог – федеральный. Это значит, что регионы уже не вправе изменить то, что установлено главой 25.2 НК РФ. Ставки водного налога увеличены по сравнению с ныне действующими, но теперь не нужно будет платить за сточные воды, которые налогоплательщики сбрасывают в реки, озера и т.д. Новый налог в полном объеме будет поступать в бюджеты субъектов РФ. Сейчас же плата за пользование водными объектами служит источником формирования федерального бюджета – 40 процентов и бюджетов субъектов РФ – 60 процентов.

В Налоговый Кодекс Российской Федерации внесены ряд поправок, связанных с проводимой административной реформой. Ранее Федеральным Законом от 29.06.04 № 58-ФЗ такие поправки уже вносились. Из Кодекса были исключены ссылки на МНС России и заменены на Министерство финансов РФ и на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области налогов и сборов. В комментируемых же изменениях Федеральная налоговая служба России называется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Заключение.

В моей курсовой работе были рассмотрены основные дискуссионные вопросы состава и структуры финансовой системы РФ. Проанализированы системы, предложенные разными авторами. В заключении можно сказать, что все структурные элементы, которые авторы предлагали включить в состав финансовой системы, действительно являются её составляющими, вопрос состоял в том, стоит ли выделять эти элементы в отдельные звенья.

Таким образом, оказалось, что страхование не является отдельной сферой финансовой системы. Страхование действительно играет большую роль в перераспределительных отношениях по поводу формирования и использования целевых фондов денежных средств. Видимо авторы хотели подчеркнуть высокую значимость страхования, выделяя его в отдельную сферу. Но в своей работе я доказала, что страхование является структурным элементом двух других сфер: финансы субъектов хозяйствования (а именно финансы коммерческих организаций) и государственные и муниципальные финансы (финансы внебюджетных фондов).

В составе сферы финансов субъектов хозяйствования я выделила три звена: финансы коммерческих предприятий, финансы некоммерческих предприятий и финансы предприятий без образования юридического лица. Многие авторы выделяли дополнительно к этим звеньям другие, такие как финансы домохозяйств, финансы общественных объединений, финансы посредников, финансы государственных, муниципальных, частных, акционерных, арендных, общественных субъектов хозяйствования. Но подробно разобрав сущность этих звеньев, стало ясно, что в действительности они существуют, но является не отдельными звеньями, а лишь входят в состав трёх основных (финансы коммерческих, некоммерческих организаций и ПБОЮЛ).

В структуре сферы государственных и муниципальных финансов авторы выделяли такие звенья как: финансы государственного бюджета, финансы внебюджетных фондов, федеральные финансы, финансы субъектов федерации, местные финансы, государственный кредит, фонды страхования, фондовый рынок. Проведя подробный анализ всех этих звеньев, я пришла к выводу, что в состав муниципальных финансов входит два звена, финансы государственного бюджета и финансы внебюджетных фондов, а остальные элементами являются лишь составляющими этих основных двух звеньев.

Также были рассмотрены изменения, которые влияют на финансовую систему. В связи с вступлением в действие большого количества новых законов в налоговой и бюджетной сферах, меняются финансовые отношения между различными экономическими субъектами, меняется сама структура субъектов, а значит, и финансовая система в целом.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации. – Ст.71-117,130-133.

Гражданский Кодекс Российской Федерации. – Гл.4.

Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ. – Ст.1-17, 24-28, 161.

Налоговый Кодекс Российской Федерации - Гл.21-26

Федеральный закон от 12.01.1996 №7 – ФЗ «О некоммерческих организациях».

Федеральный закон от 06.03.2003 №131-ФЗ « Об общих принципах местного самоуправления».

Федеральный закон от 15.08.1996. №115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации». – Приложения 1-4.

Федеральный закон от 16.07.1999 №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования».

Федеральный закон от 24.08.1998 №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Федеральный закон от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Приказ Министерства России от 01.10.1997 г.№118 «Методические рекомендации по реформе предприятий и организаций».

М.В. Романовский, Финансы, М.,Юрайт,2001.

М.А.Абрамова, Финансы и кредит, М., Юриспруденция, 2003.

Л.А. Дробозина, Финансы, денежное обращение, кредит, М., ЮНИТИ, 1997.

С.В. Галицкая, Деньги, кредит, финансы, М.,Экзамен, 2004.

А.М. Ковалева, Финансы, М., Финансы и статистика,2003.

Ю.Я. Вавилов, Финансы, М., Социальные отношения, 2004.

В.М. Родионова, Финансы, М., Финансы и статистика, 1995.

Е.Н. Евстигнеев, Финансовое право, Спб.,2002.