Реферат: Психоанализ детства

Название: Психоанализ детства
Раздел: Рефераты по психологии
Тип: реферат

Московский Государстенный Университет

имени М. В. Ломоносова

Факультет психологии

Кафера возрастной психологии

Реферат на тему:

“Психоанализ детства”

Корнеев Алексей

21 группа

Москва

1997

Ââåäåíèå

 äàííîé ðàáîòå ìû ïîïûòàåìñÿ ÷àñòè÷íî îñâåòèòü îäèí èç ïñèõîëîãè÷åñêèõ ïîäõîäîâ ê ïîíèìàíèþ äåòñòâà - ïñèõîàíàëèòè÷åñêèé. Êàê èçâåñòíî, ïñèõîàíàëèç áûë ñîçäàí Çèãìóíäîì Ôðåéäîì â íà÷àëå íàøåãî âåêà. Íà÷èíàÿ ñ åãî ó÷åíèÿ â ïñèõîëîãè÷åñêîé íàóêè íà÷àëîñü îñîçíàíèå âàæíîñòè äåòñòâà äëÿ âñåé æèçíè ÷åëîâåêà è èçó÷åíèå, ñèñòåìàòèçàöèÿ è îáñóæäåíèÿ ýòîãî ïåðèîäà ÷åëîâå÷åñêîé æèçíè. Âïîñëåäñòâèè âîçíèêàëè ñàìûå ðàçíûå ïñèõîëîãè÷åñêèå òåоðèè äåòñòâà, íåêîòîðûå èç êîòîðûõ âî ìíîãîì èëè ïîëíîñòüþ ïðîòèâîïîëîæå-íû ïñèõîàíàëèòè÷åñêîé, îäíàêî ïî÷òè âñå ïðèçíàþò åå çíà÷èìîñòü. Íàïðèìåð, Ë. Ñ. Âûãîòñêèé â ñâîèõ ðàáîòàõ (ñì. "Ïðîáëåìû ðàçâèòèÿ ÂÏÔ", ãëàâà 1) âî ìíîãîì íå ñîãëàøàåòñÿ ñ òåîðèåé Ôðåéäà, îäíàêî, çàìå÷àåò åå çíà÷èìîñòü.

Íèæå ìû ðàññìîòðèì òðåõ àâòîðîâ, ïðèíàäëåæàùèõ ê ïñèõîàíàëèòè÷åñêîé øêîëå, êîòîðûå âíåñëè ñâîé âêëàä â ïîíèìàíèå ïðîáëåì äåòñòâà â ïñèõîëîãèè. Ýòî áûäåò, ïðåæäå âñåãî, ñàì Çèãìóíä Ôðåéä - â ñâîåé òåîðèè è ïðàêòèêå îí, êàê ïðàâèëî, íå çàíèìàëñÿ äåòüìè, îäíàêî âñÿ åãî òåîðèÿ íåâðîçîâ âûòåêàåò èç äåòñêèõ ïåðæèâàíèé, ÷òî îáóñëàâëèâàåò íàñûùåííîñòü åãî ðàáîò èíôîðìàöèåé î åãî âçãëÿäàõ íà äåòñòâî. Âòîðîé àâòîð, êîòîðûé ïðåäñòàâëåí íèæå - ýòî Àííà Ôðåéä, äî÷ü Çèãìóíäà. Åå òåîðèÿ èíòåðåñíà íàì ïîòîìó, ÷òî îíà, ïî ñóòè äåëà, ÿâèëàñü îñíîâîïîëîæíèöåé äåòñêîãî ïñèõîàíàëèçà. Íàêîíåö, çàâåðøèò íàø êðàòêèé îáçîð òåîðèÿ Ýðèêà Ýðèêñîíà , àìåðèêàíñêîãî ïñèõîàíàëèòèêà, êîòîðûé ñîçäàë ñâîþ, ýïèãåíåòè÷åñêóþ òåîðèþ ðàçâèòèÿ ÷åëîâåêà. Этот психоаналитик уже довольно сильно отошел во многих своих положениях от ортодоксального психоанализа: однако, при этом, в отличии, например, от Фромма он остался в его рамках. Тем более интересно рассмотреть его теорию, понять таким образом развитие психоанализа. Итак, перейдем к конкретному материалу.

Êëàññè÷åñêèé ïñèõîàíàëèç Çèãìóíäà Ôðåéäà.

Çèãìóíä Ôðåéä, îñíîâàòåëü ïñèõîàíàëèçà - îäèí èç ïåðâûõ ïñèõîëîãîâ, îáðàòèâøèé âíèìàíèå íà ïðîáëåìó èçó÷åíèÿ äåòñòâà. Èçíà÷àëüíî ïñèõîàíàëèç ðàçâèâàëñÿ êàê ìåòîä ëå÷åíèÿ - èñêëþ÷èòåëüíî ïðàêòè÷åñêîå íàïðàâëåíèå, íî âñêîðå îí ñòàë áîãàòûì èñòî÷íèêîì ïñèõîëîãè÷åñêèõ ôàêòîâ.  ÷àñòíîñòè, íåëüçÿ áûëî íå çàìåòèòü îãðîìíóþ ðîëü äåòñòâà, äåòñêèõ ïåðåæèâàíèé âî âñåé äàëüíåéøåé æèçíè ÷åëîâåêà. Äàëüíåéøèå èññëåäîâàíèÿ è òåîðåòè÷åñêèå ðàçðàáîòêè ïðèâåëè Ôðåéäà ê òîìó, ÷òî ýòè äåòñêèå ïåðåæèâàíèÿ èìåþò ñåêñóàëüíóþ îêðàñêó è ýòîò îïûò îêàçûâàåò íåîñîçíàííîå âëèÿíèå íà ïîâåäåíèå è æèçíü âçðîñëîãî ÷åëîâåêà. Íåîñîçíàííûé îïûò ïî Ôðåéäó ÿâëÿåòñÿ ñîäåðæàíèåì îäíîé èç òðåõ êîìïîíåíò ÷åëîå÷åñêîé ëè÷íîñòè - áåññîçíàòåëüíîãî èëè “Îíî”. Äâå äðóãèå êîìïîíåíòû - ýòî “ß” è “Ñâåðõ-ß”. “Îíî” - èððàöèîíàëüíîå íà÷àëî â ÷åëîâåêå, ïîä÷èíÿþùååñÿ ïðèíöèïó óäîâîëüñòâèÿ, “Ñâåðõ-ß” - îãðàíè÷èâàåò âëå÷åíèÿ áåññîçíàòåëüíîãî, ÿâëÿÿñü íîñèòåëåì ìîðàëüíûõ íîðì, à “ß” ñëåäóåò ïðèíöèïó ðåàëüíîñòè è ïîìîãàåò ñóáúåêòó äåéñòâîâàòü àäåêâàòíî âíåøíåé ñèòóàöèè. Êàê ìîæíî óâèäåòü, ñîäåðæàíèåì “Îíî” è “Ñâåðõ-ß” íàïîëíÿåòñÿ â äåòñòâå - “Îíî”, êàê ñêàçàíî âûøå, ïðåäñòàâëÿåò áåñîçíàòåëüíûå âëå÷åíèÿ, äåòåðìèíèðîâàííûå äåòñêèìè ïåðåæèâàíèÿìè, à “Ñâåðõ-ß” - ðîäèòåëüñêîå íà÷àëî, öåíçîðà, êðèòèêà, ó÷èòåëÿ, à ïðåäñòàâëåíèå î íîðìàõ, çàïðåòàõ, òàáó òàêæå çàêëàäûâàåòñÿ â äåòñòâå.

Åùå îäèí âàæíûé ìîìåíò òåîðèè Ôðåéäà - ýòî åãî ïðåäñòàâëåíèå î ëèáèäèíîçíîé ýíåðãèè - äâèæóùей ñèëе èíñòèíêòèâíîãî íà÷àëà â ÷åëîâåêå. Ýòà, ïî åãî ìíåíèþ, ñèëà â áîëüøîé ñòеïåíè îïðåäåëÿþùàÿ ïîâåäåíèå ÷åëîâåêà. Ðàçâèòèå ÷åëîâåêà â åãî òåîðèè ñâîäèòñÿ ê ñòàäèÿì ïåðåìåùåíèÿ è ïðåîáðàçîâàíèÿ ýòîé ýíåðãèè.  ñîîòâåòñòâèè ñ ïåðåìåùåíèåì ëèáèäèíîçíîé ýíåðãèè ïî ýðîãåííûì çîíàì (â ïîíèìàíèè Ôðåéäà ýðîãåííûå ýîíû - òå, êîòîðûå ÷óâñòâèòåëüíû ê ñòèìóëó). Âîò êðàòêîå îïèñàíèå ýòèõ ñòàäèé ðàçâèòÿ äåòñêîé ñåêñóàëüíîñòè:

1. Îðàëüíàÿ ñòàäèÿ (0-1 ãîä). Îñíîâíàÿ ýðîãåííàÿ çîíà - ðîòîâàÿ îáëàñòü, ñâÿçàííàÿ ñ êîðìëåíèåì. Ôðåéä âûäåëÿë â ýòîé ñòàäèè 2 ïîäñòàäèè - ðàíþþ è ïîçäíþþ. Ñåêñóàëüíûì ïðîÿâëåíèåì ðåáåíêà íà ðàííåé ïîäñòàäèè ÿâëÿåòñÿ ñîñàíèå, à íà áîëåå ïîçäíåé ê íåìó äîáàâëÿåòñÿ óêóñ. Íà äàííîé ñòàäèè çàêðåïëÿþòñÿ îñíîâíûå, ñàìûå ãëóáèííûå èíñòèíêòû “Îíî”, “ß”, èçíà÷àëüíî îòñóòñòâóåùåå ó ðåáåíêà, ëèøü íà âòîðîì ïîëóãîäèè æèçíè ðåáåíêà íà÷èíàåò âûäåëÿòüñÿ èç “Îíî”. Èíñòàíöèÿ “Ñâåðõ-ß” íà ýòîé ñòàäèè åùå îòñóòñòâóåò.

2. Àíàëüíàÿ ñòàäèÿ (1-3 ãîäà). Íà âòîðîé ñòàäèè ëèáèäèíîçíàÿ ýíåðãèÿ êîíöåíòðèðóåòñÿ âîêðóã àíóñà. Äåòñêàÿ ñåêñóàëüíîñòü, ïî ìíåíèþ Ôðåéäà, òåïåðü óäîâëåòâîðÿåòñÿ ïðè ïîìîùè îâëàäåíèÿ ïðîöåññàìè âûäåëåíèÿ. “ß” ëè÷íîñòè ðåáåíêà íà ýòîé ñòàäèè óæå ïîëíîñòüþ ñôîðìèðîâàíà, îíà íà÷èíàåò êîíòðîëèðîâàòü èìïóëüñû áåññîçíàòåëüíîãî. Ïîä âëèÿíèåì òàêèõ ñèë, êàê ñòðàõ ïîòåðÿòü ðîäèòåëåé, ñòðàõ íàêàçàíèÿ, ñîöèàëüíîå ïðèíóæäåíèå, íà÷èíàåò ïîñòåïåííî ôîðìèðîâàòüñÿ èíñòàíöèÿ “Ñâåðõ-ß”.

3. Ãåíèòàëüíàÿ ñòàäèÿ (3-5 ëåò). Ïî ìíåíèþ Ôðåéäà, ýòî âûñøàÿ ñòóïåíü äåòñêîé ñåêñóàëüíîñòè. Âàæíåéøåé ýðîãåííîé çîíîé íà ýòîé ñòóïåíè ðàçâèòÿ ðåáåíêà ñòàíîâÿòñÿ ãåíèòàëüíûå îðãàíû. Ñåêñóàëüíîñòü ïåðåñòàåò áûòü àóòîýðîòè÷íîé, äåòè ïåðåøåäøèå íà ýòó ôàçó ðàçâèòèÿ íà÷èíàþò èñïûòûâàòü ñåêñóàëüíóþ ïðèâÿçàííîñòü ê âçðîñëûì ëþäÿì. Èìåííî íà ýòîé ñòàäèè, êàê ñ÷èòàë Ôðåéä, îáðàçóåòñÿ Ýäèïîâ êîìïëåêñ ó ìàëü÷èêîâ è êîìïëåêñ Ýëåêòû ó äåâî÷åê - ñóòü èõ çàêëþ÷àåòñÿ â ñåêñóàëüíîé ïðèâÿçàííîñòè ðåáåíêà ê ðîäèòåëþ ïðîòèâîïîëîæåííîãî ïîëà è âîñïðèÿòèÿ âòîðîãî ðîäèòåëÿ êàê ñîïåðíèêà. Ïðè íîðìàëüíîì ðàçâèòèè ðàçðåøåíèå ýòîãî êîìïëåêñà, ïî Ôðåéäó, ïðîèñõîäèò ïîä âëèÿíèåì ñòðàõà êàñòðàöèè, êîòîðûé çàñòàâëÿåò ìàëü÷èêà îòêàçàòüñÿ îò ñåêñóàëüíîãî âëå÷åíèÿ ê ìàòåðè è èäåíòèôèöèðîâàòü ñåáÿ ñ îòöîì. íà ýòîé ñòàäèè òðè èíñòàíöèè ëè÷íîñòè ÷åëîâåêà çàêàí÷èâàþò ñâîå ôîðìèðîâàíèå.

4. Ëàòåíòíàÿ ñòàäèÿ (5-12 ëåò). Íà ýòîé ñòàäèè "ß" ïîëíîñòüþ êîíòðîëèðóåò "Îíî", ÷òî îáóñëàâëèâàåò ñíèæåíèå ïîëîâîãî èíòåðåñà ðåáåíêà. Ýíåðãèÿ ëèáèäî íàõîäèò äðóãèå ïóòè ðåàëèçàöèè - îíà ïåðåíîñиòñÿ íà îñâîåíèå ÷åëîâå÷åñêîãî îïûòà, îáùåíèå ñî ñâåðñòíèêàìè è âçðîñëûìè è ò. ï.

5. Ãåíèòàëüíàÿ ñòàäèÿ (12-18 ëåò). Ïîâûøàåòñÿ ñåêñóàëüíûé èíòåðåñ ðåáåíêà. Ïî ìíåíèþ Ôðåéäà, íà äàííîé ñòàëèè íîðìàëüíûé ïîäðîñòîê ñòðåìèòñÿ ê îäíîé öåëè - íîðìàëüíîìó ñåêñóàëüíîìó îáùåíèþ.  ñëó÷àå çàòðóäíåíèé â ðåàëèçàöèè ýòîé öåëè ìîæåò íàáëþäàòüñÿ ðåãðåññ èëè ôèêñàöèÿ íà îäíîé èç ïðåäûäóùèõ ñòàäèÿõ ðàçâèòèÿ. Íà äàííîì ýòàïå "ß" äîëæíî ñäåðæèâàòü îñîáåííî àãðåññèâíûå ïðîÿâëåíèÿ è èìïóëüñû "Îíî".

6. Êîãäà ðåáåíîê ñòàíîâèòñÿâçðîñëûì (Ôðåéä íå âûäåëÿë òàêîé ñòàäèè, ìû ïîçâîëем ñåáå ýòî äëÿ óäîáñòâà èçëîæåíèÿ), åãî õàðàêòåð îïðåäåëÿåòñÿ ðàçâèòèåì è âçàèìîäåéñòâèåì òðåõ îñíîâíûõ èíñòàíöèé. Ïðè íîðìàëüíîì ðàçâèòèè èõ íîðìàëüíîå âçàèìîäåéñòâèå ìîæåò îñóùåñòâëÿòüñÿ, ïî ìíåíèþ Ôðåéäà, ñ ïîìîùüþ çàùèòíîãî ìåõàíèçìà ñóáëèìàöèè. Êàê ïèñàë âïîñëåäñòâèè Ý. Ýðèêñîí (ðå÷ü î êîòîðîì â äàëüíåéøåì), ïðàâèëüíàÿ è óìåñòíàÿ ñóáëèìàöèÿ íåîáõîäèìà ëè÷íîñòè, ÷òîáû íîðìàëüíî ðàçâèâàòüñÿ - ýòî îäíî èç âàæíåéøèõ è íàèáîëåå ñìåëûõ ïîëîæåíèÿ Ôðåéäîâñêîé òåîðèè. Ïàòîëîãè÷åñêîå ðàçâèòå õàðàêòåðèçóåòñÿ íàëè÷èåì òàêèõ çàùèòíûõ ìåõàíèçìîâ, êàê âûòåñíåíèå, ðåãðåññèÿ, ðàöèîíàëèçàöèÿ è ò. ï.

 îñíîâíîì Çèãìóä Ôðåéä ðàáîòàë ñî âçðîñëûìè ïàöèåíòàìè, îäíàêî, èíîãäà îí çàíèìàëñÿ è äåòüìè. Îäèí èç íàèáîëåå èçâåñòíûõ, õðåñòîìàòèéíûõ ïðèìåðîâ äåòñêîãî ïñèõîàíàëèçà ó Ôðåéäà - ýòî ôîáèÿ ìàëåíüêîãî Ãàíñà ("Àíàëèç ôîáèè ïÿòèëåòíåãî ìàëü÷èêà"). Ðàññìîòðèì êðàòêî ýòîò ñëó÷àé â êà÷åñòâå ïðèìåðà ðàáîòû ñ ðåáåíêîì â êëàññè÷åñêîì ïñèõîàíàëèçå.

Áîëåçíü ìàëü÷èêà çàêëþ÷àëàñü â òîì, ÷òî îí "îáíàðóæèâàåò âåñüìà ñïåöèôè÷åñêèé ñòðàõ, ÷òî åãî óêóñèò áåëàÿ ëîøàäü". Ôðåéä çàìå÷àåò â ñâîåé ðàáîòå, ÷òî ðàçëè÷íîãî ðîäà ñòðàõè - î÷åíü ðàïîñòðàíåíííîå ïðîÿâëåíèå íåâðîçîâ. Îí ïèøåò, ÷òî ðàçëè÷íûå ôîáèè ìîãóò áûòü ïðîÿâëåíèåì ðàçíîîáðàçíûõ íåâðîçîâ, îäíàêî íàèáîëåå ÷àñòî (êàê è â ñëó÷àå ñ Ãàíñîì) - ýòî òàê íàçûâàåìàÿ "èñòåðèÿ ñòðàõà". Ýòà èñòåðèÿ ñòðàõà, êàê ïðàâèëî, ïåðåðàñòàåò â ôîáèþ çà èñêëþ÷åíèåì òåõ ñëó÷àåâ, êîãäà âûòåñíåííàÿ ýíåðãèÿ ëèáèäî êîíâåðòèðóåòñÿ, à íå îñòàåòñÿ ñâîáîäíîé â âèäå ñòðàõà. Äëÿ èçëå÷åíèÿ îò èñòåðèè ñòðàõà ïðèãîäåí ëèøü ïñèõîàíàëèòè÷åñêèé ìåòîä - òîëüêî îí ïîçâîëÿåò îòêðûòü äîñòóï ê âûòåñíåííûì æåëàíèÿì ðåáåíêà è òàêèì îáðàçì ïîìî÷ü åìó. Ôðåéä äîñòàòî÷íî ïîäðîáíî îïèñûâàåò õîä áîëåçíè ìàëü÷èêà è ïðîöåäóðó àíàëèòè÷åñêîé ðàáîòû ñ íèì. Ìîæíî âûäåëèòü ñëåäóþùèå ïðèåìû, èñïîëüçóåìûå â äàííîì ñëó÷àå (êàê ìû óâèäèì â äàëüíåéøåì, ýòè ïðèåìû ïîëó÷èëè ñâîå ðàçâèòèå â ðàáîòàõ À. Ôðåéä):

1. Èçó÷åíèå ñâåäåíèé, ñîîáùàåìûõ ðîäèòåëÿìè - îíè ïîìîãàþò ïîíÿòü âîçìîæíûå ïðè÷èíû íåâðîçà, íàéòè ïàòîãåííûå ñèòóàöèè â ïðîøëîé æèçíè ðåáåíêà.

2. Àíàëèç è èíòåðïðåòàöèÿ äåòñêèõ ôàíòàçèé. Ôðåéä î÷åíü àêòèâíî è ñìåëî èíòåðïðåòèðóåò âñå ôàíòàçèè è âûñêàçûâàíèÿ ìàëü÷èêà, åãî ïîâåäåíèå è ïîñòóïêè.

Ïîñòåïåííî àíàëèòèê ïðèõîäèò ê ïîíèìàíèþ ïðè÷èí áîëåçíè ñâîåãî ìàëåíüêîãî ïàöèåíòà. Ïðè÷èíà ýòà - Ýäèïîâ êîìïëåêñ. Ôðåéä ïðèõîäèò ê âûâîäó, ÷òî áåëàÿ ëîøàäü äëÿ íåãî ñèìâîëèçèðóåò îòöà, êîòîðîãî îí íà ñàìîì äåëå áîèòñÿ. Ïðè÷èíà ýòîãî ñòðàõà - â ïîäàâëÿåìîì ñåêñóàëüíîì âëå÷åíèè ê ìàòåðè. Âëå÷åíèå ýòî îáîñòðÿåòñÿ ïîñëå ðîæäåíèÿ ñåñòðû - â ðåçóëüòàòå ýòîãî ìàëåíüêîìó Ãàíñó ìàòü íà÷èíàåò óäåëÿòü ìåíüøå âðåìåíè. Äî îïðåäåëåííîãî ìîìåíòà íåðåàëèçîâàííàÿ ýíåðãèÿ ëèáèäî íàõîäèò ñâîé âûõîä, ñóáëèìèðóåòñÿ: ìàëü÷èê âîçèòñÿ ñ äðóãèìè äåòüìè íà ä÷àå, ïðåäñòàâëÿÿ, ÷òî ýòî åãî ñîáñòâííûå äåòè. Íî ïîñëå ïåðååçäà â ãîðîä âûõîä ýíåðãèè çàêðûâàåòñÿ - è êàê ðåçóëüòàò âîçíèêàåò ôîáèÿ.  ïðîöåññå ðàáîòû Ôðåéä ïîñòåïåííî ïîäâîäèò Ãàíñà ê îñîçíàíèþ ïðè÷èí ñâîåé áîëåçíè.

Таким образом, в своей достаточно обширной теории (которая, на наш взгляд в наше время перестала быть сугубо психологической и является определенной философией), довольно подробно описал свои взгляды на развитие ребенка. Перейдем теперь к рассмотрению точки зрения его наследницы (и в прямом и в перносном смысле ) - и Анны Фрейд, которая сумела развить психоанализ именно в направлении детства, воплотив на практике теорию Зигмунда Фрейда.

Äåòñêèé ïñèõîàíàëèç Àííû Ôðåéä

Îäíèì èç ïîñëåäîâàòåëåé Ôðåéäà, ðàçâèâàøèõ ïî íàïðàâëåíèå äåòñêîãî ïñèõîàíàëèçà, ÿâëÿåòñà åãî äî÷ü Àííà Ôðåéä. Îíà ïîëíîñòüþ ñîñðåäîòî÷èëà ñâîå âíèìàíèå íà ïðîáëåìàõ è ìåòîäàõ ïñèõîàíàëèçà, ïðèìåíÿåìîãî ê äåòÿì.  ñâîèõ ëåêöèÿõ , âûøåäøèõ â ïîñëåäñòâèè â âèäå îòäåëüíîé êíèãè "Ââåäåíèå â äåòñêèé ïñèõîàíàëèç, îíà ðàññìîòðåëà ñëåäóþùèå ïðîáëåìû:

1. Ðåáåíîê, â îòëè÷èè îò âçðîñëîãî, íèêîãäà íå ÿâëÿåòñÿ èíèöèàòîðîì íà÷àëà àíàëèçà - ðåøåíèå î íåîáõîäèìîñòè àíàëèçà âñåãäà ïðèíèìàþò åãî ðîäèòåëè èëè äðóãèå îêðóæàþùèå åãî ëþäè. Ïî ñëîâàì Àííû Ôðåéä, íåêîòîîðûå äåòòñêèå ïñèõîàíàëèòèêè (íàïðèìåð Ìåëàíèÿ Êëåéí) íå ñ÷èòàþò ýòî ñåðüåçíûì ïðåïÿòñòâèåì â ðàáîòå, îäíàêî ïî åå ìíåíèþ, âïîëíå öåëåñîîáðàçíî ïîñòàðàòüñÿ êàêèì-íèáóäü îáðàçîì âûçâàòü â ðåáåíêå çàèíòåðåñîâàííîñòü, ãîòîâíîñòü è ñîãëàñèå íà ëå÷åíèå. Ýòó ÷àñòü ïñèõîàíàëèòè÷åñêîé ðàáîòû îíà âûäåëÿåò â îòäåëüíûé ïåðèîä äåòñêîãî ïñèõîàíàëèçà - ïîäãîòîâèòåëüíûé.  òå÷åíèå ýòîãî ïåðîèäà íåïîñðåäñòâåííî àíàëèòè÷åñêîé ðàáîòû íå âåäåòñÿ, ïðîñòî ïðîèñõîäèò "ïåðåâîä îïðåäåëåííîãî íåæåëàòåëüíîãî ñîñòîÿíèÿ â äðóãîå æåëàòåëüíîå ñîñòîÿíèå ñ ïîìîùüþ âñåõ ñðåäñòâ, êîòîðûìè ðàñïîëàãàåò âçðîñëûé â îòíîøåíèè ê ðåáåíêó". Àâòîð âûäåëÿåò òðè ïðåäâàðèòååëüíûå óñëîâèÿ, íîáõîäèìîå äëÿ íà÷àëà àíàëèçà: îñîçíàíèå áîëåçíè, äîâåðèå ê àíàëèòèêó è ðåøåíèå íà àíàëèç.  êà÷åñòâå ïðèìåðîâ Àííà ïðèâîäèò ñëåäóþùèå ñëó÷àè:

a) Îäíà åå øåñòèëåòíÿÿ ïàöèåíòêà ñîîáùèëà åé: "Âî ìíå ñèäèò ÷åðò. Ìîæíî ëè âûíóòü åãî?". Îòâåò áûë òàêîâ: äà, ìîæíî, íî åñëè ìû ðåøèì âìåñòå ýòî ñäåëàòü, òî ïðèäåòñÿ âûïëîíèòü ìíîæåñòâî íå ñëèøêîì ïðèÿòíûõ âåùåé. Äåâî÷êà, ïîäóìàâ, ñîãëàñèëàñü - òàê áûëî äîñòèãíóòî ñîáëþäåíèå âàæíîãî ïðàâèëà òåðàïèè - äîáðîâîëüíîå ñîãëàñèå ïàöèåíòà.

b) Äðóãàÿ ïàöèåíòêà, êîòîðóþ ïðèâåëè ðîäèòåëè, ñîãëàñèëàñü ðàáîòàòü âìåñòå ñ ïñèõîàíàëèòèêîì, ñòàðàÿñü ïðèîáðåñòè ñîþçíèêà â áîðüáå ñ íèìè, ïîäîáíî òîìó, êàê ïåðâàÿ äåâî÷êà ñòàðàëàñü çàïîëó÷èòü ñîþçíèêà â âîéíå ñ "÷åðòîì".

c) Äîâîëüíî ÷àñòî ðåáåíîê íå ñîãëàøàåòñÿ òàê ïðîñòî ðàáîòàòü ñ àíàëèòèêîì.  òàêèõ ñëó÷àÿõ, ïî ñëîâàì Àííû Ôðåéä, èìååò ñìûñë â òå÷åíèè íåêîòîðîãî âðåìåíè ïîñòàðàòüñÿ äîáèòьñÿ ðàñïîëîæíåíèÿ ðåáåíêà - â ïðèâåäåííîì ïðèìåðå îíà îïèñûâàåò ñëó÷àé ñ äåñÿòèëåòíèì ìàëü÷èêîì, êîãäà ïðèøëîñü âíà÷àëå äîáèâàòüñÿ ïðîñòî èíòåðåñà ìàëü÷èêà ê ëè÷íîñòè òåðàïåâòà, çàòåì ïîñòàðàòüñÿ ïîêàçàòü, ÷òî îáùåíèå ìîæåò áûòü íå òîëüêî èíòåðåñíûì, íî è ïîëåçíûì è, íàêîíåö, äàòü ïîíÿòü , ÷òî ïîäâåðãàòüñÿ àíàëèçó îçíà÷àåò ïîëó÷àòü ìíîãî÷èñëåííûå ïðåèìóùåñòâà. Ïîñëå ýòîãî ðåáåíîê íà÷èíàåò îñîçíàâàòü äåéñòâèòåëüíóþ ïîëüçó ïðîâåäåíèÿ ïñèõîàíàëèòè÷åñêîé ðàáîòû.

Òàêèì îáðàçîì, ïî ìíåíèþ Àííû Ôðåéä, ïåðâûì è íåìàëîâàæíûì îòëè÷èåì äåòñêîãî ïñèõîàíàëèçà îò êëàññè÷åñêîé åãî ôîðìû ÿâëÿåòñÿ íàëè÷èå îñîáîé, ïîäãîòîâèòåëüíîé ñòàäèè, íà êîòîðîé ðåáåíîê äîëæåí ïðèçíàòü ñâîþ ïðîáëåìó è ïðèíÿòü ðåøåíèå íà àíàëèç. Ïî ñëîâàì àâòîðà, "ó ìàëåíüêîãî çàïóùåíîãî íåâðîòèêà âìåñòî ñîçíàíèÿ áîëåçíè ... âîçíèêàåò ÷óâñòâî èñïîð÷åííîñòè, êîòîðîå ñòàíîâèòñÿ ... ìîòèâîì äëÿ ïðîâåäåíèÿ àíàëèçà".

2. Ïîñëå òàêîãî âñòóïëåíèÿ Àííà Ôðåéä ïðèñòóïàåò ê õàðàêòåðèñòèêè óæå íåïîñðåääñòâåííîé ïðîöåäóðû äåòñêîãî ïñèõîàíàëèçà. Ïîñëå òîãî, êàê àíàëèòèêó óäàëîñü çàâîåâàòü äîâåðèå è ðàñïîëîæåíèå ìàëåíüêîãî ïàöèåíòà, âîçíèêàåò âîïðîñ î ìåòîäàõ è òåõíè÷åñêèõ ïðèåìàõ, êîòîðûå ìîãóò áûòü ïðèìåíåíû ê ðåáåíêó â òå÷åíèå ïñèõîàíàëèòè÷åñêîé ðàáîòû. Àííà ïðèâîäèò 4 îñíîâíûõ ïðèåìà êëàññè÷åñêîãî ïñèõîàíàëèçà è ðààñìàòðèâàåò èõ ïðèìåíèòåëüíî ê äåòñêîìó:

a) Âîñïîìèíàíèå ïàöèåíòà.  äåòñêîì àíàëèçå íå ïðèõîäèòñÿ ñèëüíî ðàññ÷èòûâàòü íà ñîáñòâåííûå âîñïîìèíàíèå ðåáåíêà. Ìàëîâåðîÿòíî, ÷òî îí ñóìååò ðàññêàçàòü àíàëèòèêó äîñòàòî÷íî î ñâîåé áîëåçíè. Ïîýòîìó àâòîð ïðåäëàãàåò àêòèâíî ñîáèðàòü è èñïîëüçîâàòü ñâåäåíèÿ èñïîëüçîâàòü ñâåäåíèÿ îò ðîäèòåëåé. Ïðè ýòîì íàäî ó÷èòûâàòü âñå íåòî÷íîñòè è èñêàæåíèÿ, âîçìîæíî îáóñëîâëåííûå ëè÷íîñòíûìè ìîòèâàìè.

b) ×òî êàñàåòñÿ òîëêîâàíèÿ ñíîâèäåíèé, òî çäåñü, ïî ìíåíèþ Àííû Ôðåéä, âïîëíå ïðèìåíèìû òå æå ïðèåìû, ÷òî èñïîëüçóþòñÿ â ðàáîòå ñо âçðîñëûìè ëþäüìè. ×àñòîòà ñíîâèäåíèé ó ðåäáåíêà íå ìåíüøå, ÷åì ó âçðîñëîãî. Àííà ðàñêàçûâàåò, ÷òî â ðàáîòå îíà ñîîáùàåò ìàëûøó, ÷òî "ñàìî ñíîâèäåíèå íè÷åãî íå ìîæåò ñäåëàòü, êàæäóþ ñâîþ ÷àñòü îíî îòêóäà-íèáóäü äà âçÿëî", à çàòåì îíè âìåñòå "îòïðàâëÿþòñÿ íà ïîèñêè".  ýòó æå ãðóïïó ïðèåìîâ âûäåëÿåòñÿ àíàëèç "ñíîâ íà ÿâó", ìå÷òû äåòåé, êîòîðûìè îíè äåëÿòñÿ áîëåå îõîòíî, ÷åì âçðîñëûå ïàöèåíòû.  êíèãå ïðèâîäèòñÿ íåñêîëüêî ÿðêèõ ïðèìåðîâ òàêèõ äåòñêèõ ôàíòàçèé, â êîòîðûõ î÷åíü ÿâíî ïðîñìàòðèâàåòÿ ñâÿçü ñ êàêîé-òî (òîæå "ïðîñâå÷èâàþùåé") ïðîáëåìîé. Âñòðå÷àþòñ òàêæå "ñíû íà ÿâó ñ ïðîäîëæåíèåì" - ôàíòàçèè, ñâÿçàííûå ïî ñþæåòó, êîòîðûå ðåáåíîê ðàññêàçûâàåò îò ñåàíñà ê ñåàíñó.  ñàìûõ óäà÷íûõ ñëó÷àÿõ, àíàëèòèê ìîæåò âîéòè ñ ðåáåíêîì â íàñòîëüêî òåñíûé êîíòàêò â ñàìîì íà÷àëå àíàëèçà, ÷òî îí [ðåáåíîê] áóäåò ðàññêàçûâàòü åæåäíåâíî ïðîäîëæåíèå ñâîåãî ñíà íà ÿâó, ÷òî ÿâëÿåòñÿ î÷åíü óäîáíûì è äîñòîâåðíûì èñòî÷íèêêîì èíôîðìàöèè îá àêòóàëüíîì âíóòðåííåì ñîñòîÿíèè ðåáåíêà. Åùå îäèí ñïåöèôè÷åñêèé äëÿ äåòñêîãî ïñèõîàíàëèçà ïðèåì - ýòî èçó÷åíèå è òîëêîâàíèå ðèñóíêîâ äåòåé - äåòè îõîòíî è ìíîãî ðèñóþò è, ïîä÷àñ, ïðîÿâëÿþò áåññîçíàòåëüíûå æåëàíèÿ, ÷óâñòâà èìåííî â ðèñóíêàõ.

c) Êàñàÿñü ìåòîäà ñâîáîäíûõ àññîöèàöèé, Àííà Ôðåéä çàìå÷àåò, ÷òî ó ðåáåíêà, êàê ïðàâèëî, îòñóòñòâóåò ãîòîâíîñòü ê àññîöèèðîâàíèþ. Èìåííî ïî ýòîìó, ïî åå ìíåíèþ, äåòñêèé àíàëèç ñ÷èòàåòñÿ (íà ìîìåíò íàïèñàíèÿ êíèãè) îñîáåííî òðóäíîé îáëàñòüþ ïðèìåíåíèÿ ó÷åíèÿ Çèãìóíäà Ôðåéäà. Îäíàêî, èíîãäà ìîæíî "ñïðîâîöèðîâàòü" ðåáåíêà äàâàòü íååêîòîðûå àññîöèàöèè. Òàê, íàïðèìåð, â ïðàêòèêå àâòîðà áûë ñëó÷àé, êîãäà óäàëîñü ðàçðåøèòü ïðîáëåìó, èñïîëüçóÿ ìåòîä ñâîáîäíûõ àññîöèàöèé, êîãäà äåâî÷êó ïðîñèëè "ñåñòü íà êîðòî÷êè ñ çàêðûòûìè ãëàçàìè íà êîðòî÷êè è ïðèñëóøàòüñÿ ê òîìó, ÷òî ïðîèñõîäèëî â íåé". Äåâî÷êà, îáëàäàÿ (÷òî âàæíî) ïðåêðàñíîé çðèòåëüíîé ïàìÿòüþ, îõîòíî âûïîëíÿëà ýòó èíñòðóêöèþ è ðàññêàçûâàëà âñå, ÷òî "ïðèõîääèëî íà óì ". Óæå â òî âðåìÿ áûëè ïîïûòêè çàìåíèòü ñâîáîäíûå àññîöèàöèè èãðîé ( äîêòîð Ãåëüìóò, Ìåëàíèÿ Êëåéí). Êàê ìû óâèäèì íèæå, ýòè ìåòîäû ïîëó÷èëè øèðîêîå ðàçâèòèå, íàïðèìåð, åãî àêòèâíî ïðèìåíÿë â ñâîåé ïðàêòèêå Ýðèê Ýðèêñîí.

d) Îòäåëüíîå âíèìàíèå óäåëÿåò Àííà Ôðåéä ðîëè ïåðåíîñà (èëè ïåðåíåñåíèÿ) êàê òåõíè÷åñêîãî ïðèåìà â äåòñêîì ïñèõîàíàëèçå. Ïåðâîå, ÷òî îáðàùàåò íà ñåáÿ âíèìàíèå, ýòî, òî, ÷òî íåîáõîäèìîñòü çàèíòåðåñîâàòü ðåáåíêà ïåðåä íà÷àëîì àíàëèçà (ñì. ïóíêò 1) ñ) îçíà÷àåò, â ïåðåâîäå íà àíàëèòè÷åñêóþ òåðìèíîëîãèþ, ñîçäàòü ïîëîæèòåëüíîå ïåðåíåñåíèå. Òàêèì îáðàçîì, ïîëîæèòåëüíîå ïåðåíåñåíèå ÿâëÿåòñÿ íåîáõîäèìûì óñëîâèåì ñ ñàìîãî íà÷àëà ðàáîòû. Îòðèöàòåëüíûå æå ïåðåíåñåíèÿ ïðè äåòñêîì àíàëèçå ÿâëÿþþòñÿ, ïî ñëîâàì àâòîðà, ïðåæäå âñåãî ïðåïÿòñòâèåì, ò. ê. íîðìàëüíàÿ è ïðîäóêòèâíàÿ ïñèõîàíàëèòè÷åñêàÿ ðàáîòà ñ äåòüìè âîçìîæíà òîëüêî ïðè íàëè÷èè ïîëîæèòåëüíîãî ïåðåíåñåíèÿ. Îòðèöàòåëüíûå æå, ñêîëü ìíîãî ìàòåðèàëà îíè íå äàâàëè, â äåòñêîì àíàëèçå ñëåäóåò ðàçðóøàòü. Âñå ýëåìåíòû ïåðåíåñåíèÿ ó ðåáåíêà, ïðîäîëæàåò Àííà, îñòàþòñÿ ëèøü ýëåìåíòàìè, íåâðîç ïåðåíåñåíèÿ êàê òòàêîâîé ó ðåáåíêà íå âîçíèêàåò. Ýòî îáóñëàâëèâàåòñÿ ïðåæäå âñåãî òåì, ÷òî ðåáåíîê, â îòëè÷èè îò âçðîñëîãî, åùå íå ðàçîðâàë òåñíåéøèõ îòíîøåíèé ñ ðîäèòåëÿìè è, ïî ñóòè äåëà, åìó íå çà ÷åì ïåðåíîñèòü ñâîè îòíîøåíèÿ ê ðîäèòåëÿì íà äðóãîãî ÷åëîâåêà. Êðîìå òîãî, àíàëèòèê ïðè ðàáîòå ñ äåòüìè íåäîëæåí îñòàâàòüñÿ áåçëè÷íûì, êàê â êëàññè÷åñêîì ïñèõîàíàëèçå, îí, êàê óæå íåîäíîêðàòíîóïîìèíàëîñü, äîëæåí áûòü èíòåðåñíûì, ñèìïàòè÷íûì ðåáåíêó. Ýòî ñîçäàåò ðåàêöèþ ïåðåíåñåíèÿ èñêóññòâåííî, à íè÷òî èñêóññòâåííîå íå ìîæåò ñòàòü ïî íàñòîÿùåìó ðåàëüíûì.

3. В заключительной части своей книги Анна Фрейд подводит некоторый итог своим взглядам на особенности детского психоанализа. Она обращает внимание на различные тонкости пихоанализа, связанные, в основном, с незрелостью структуры личности ребенка. Например, в отличии от взрослого пациента, ребенок очень зависим в своих отношениях с окружающим миром и он (мир) оказывает намного большее влияние на протекание и механизм невроза. По мнению автора, большинство проблем маленького пациента так или иначе обусловлены незрелостью сверх-Я. Чтобы результативно провести анализ, как считает Анна, аналитик “должен суметь во время анализа с ребенком место его Я-идеала”. Ребенок согласится уступить место в своей внутренней, эмоциональной жизни новому “любовному объекту”. Таким образом, в детском психоанализе намечается явная связь с воспитанием - из-за слабости Я-идеала ребенка и его эмоциональной зависимости от внешнего мира он не способен самостоятельно сдерживать освобождающиеся побуждения и для этого ему нужен человек (психоаналитик), обладающие авторитетом в воспитательном отношении.

В заключение к данному разделу можно сказать, что, в отличии от предыдущего и последующего, он практически полностью посвящен приактическим проблемам детского психоанализа. На наш взгляд, это полезно потому, что рассмотрение и практик, и теории дает намного более полное представление о взглядах на практически любую психологическую проблему.

Ýðèê Ýðèêñîí

Ýðèê Ýðèêñîí - ïðåäñòàâèòåëü íåîïñèõîàíàëèçà, åãî ñîöèîëîãè÷åñêîãî íàïðàâëåíèÿ.  ñâîåé ýïèãåíåòè÷åñêîé êîíöåïöèè ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè îí ïîïûòàëñÿ ñîåäèíèòü è óñòàíîâèòü âçàèìîñâÿçè ìåæäó îáùåñòâåííî-èñòîðè÷åñêèìè óñëîâèÿìè ôîðìèðîâàíèÿ ëè÷íîñòè è åå ñîáñòâåííîé àêòèâíîñòè. Ïî åãî ìíåíèþ, ýíè÷åñêèå è èñòîðè÷åñêèå îñîáåííîñòè âîñïèòàíèÿ ðåáåíêà î÷åíü âî ìíîãîì îïðåäåëÿþò ñòðîåíèå è ôóíêöèîíèðîâàíèå ëè÷íîñòè. ×òîáû ïîíÿòü ýòè êóëüòóðíûå è èñòîðè÷åñêèå äåòåðìèíàíòû, â ñâîèõ èññëåäîâàíèÿõ îí ðàññìàòðèâàë çðåëóþ ëè÷íîñòü, à çàòåì ïûòàëñÿ íàéòè èñòîêè åå îðãàíèçàöèè , ñòðîåíèÿ è ôóíêöèîíèðîâàíèÿ íà ïðåäûäóùèõ ñòàäèÿõ ðàçâèòèÿ îáùåñòâà. Äëÿ ïîíèìàíèÿ òîãî, ÷òî Ýðèêñîí ïîíèìàåò ïîä çðåëîé ëè÷íîñòüþ, ñëåäóåò ââåñòè òåðìèí "èäåíòè÷íîñòü" ëè÷íîñòè - îäèí èç öåíòðàëüíûõ âî âñåé òåîðèè. Ýòîò òåðìèí ó Ýðèêñîíà îáîçíà÷àåò îáðàç ñåáÿ âî âñåì ìíîãîîáðàçèè îòíîøåíèé ê ìèðó ñ ñîîòâåòñòâóþùèìè ôîðìàìè ïîâåäåíèÿ, êîòîðûé îñîçíàåòñÿ ëè÷íîñòüþ. Ýòà èäåíòè÷íîñòü, ïî åãî ìíåíèþ, ôîðìèðóåòñÿ â òå÷åíèå âñåé æèçíè ÷åëîâåêà. Âîò êàê ãîâîðèò îí îá ýòîì ñàì: "Ðàñòóùèé ðåáåíîê äîëæåí íà êàæäîì øàãó èçâëåêàòü îæèâëÿþùåå ÷óâñòâî ðåàëüíîñòè èç ñîçíàâàíèÿ òîãî, ÷òî åãî èíäèâèäóàëüíûé ïóòü îâëàäåâàþùåãî îïûòà ... ÿâëÿåòñÿ óñïåøíûì âàðèàíòîì ãðóïïîâîé èäåíòè÷íîñòè è íàõîäèòñÿ â ñîîòâåòñòâèè ñ ïðîñòðàíñòâîì-âðåìåíåì è æèçíåííûì ïëàíîì ãðóïïû. Ñëåäóåò ïîää÷åðêíóòü, ÷òî ÷åëîâåê ñòðåìèòñÿ ê îáðåòåíèþ èäåíòè÷íîñòè: â ñàìîé åãî ïðèðîäå, ïî ñëîâàì Ýðèêñîíà, çàëîæåíà ïîòðåáíîñòü â ïñèõîñîöèàëüíîé èäåíòè÷íîñòè.

Âñþ æèçíü ÷åëîâåêà ìîæíî ðàçáèòü íà ñòàäèè ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè. Ýòî ðàçáèåíèå ïðîèçâîäèòñÿ ïðîèçâîäèòñÿ Ýðèêñîíîì íà îñíîâàíèè ñìåíû ñïåöèôè÷åñêèõ çàäà÷, âûäâèãàåìûõ îáùåñòâîì (ñì. òàáëèöó 1). Ýòè çàäà÷è ìîãóò ðåøàòüñÿ êàê ïîëîæèòåëüíî, òàê è îòðèöàòåëüíî - â ïåðâîì ñëó÷àå ïðîèñõîäèò íîðìàëüíîå ðàçâèòèå, âî âòîðîì - íåíîðìàëüíîå, èìåííî â ýòîì ñëó÷àå ó ÷åëîâåêà ìîãóò âîçíèêàòü íåâðîçû.  îòëè÷èå îò êëàññèêîâ ïñèõîàíàëèçà, Ýðèêñîí ðàññìàòðèâàåò ðàçâèòèå ëè÷íîñòè ÷åëîâåêà íå òîëüêî äî ïîëîâîãî ñîçðåâàíèÿ, íî è íà ïðîòÿæåíèè âñåõ ïîñëåäóþùèõ ëåò åãî æèçíè. Ïåðåõîä ñ îäíîé ñòóïåíè íà äðóãóþ, ïî ìíåíèþ àâòîðà, âñåãäà ñîïðîâîæäàåòñÿ êðèçèñàìè, êîòîðûå, îäíàêî, äàëåêî íå âñåãäà ïîäðàçóìåâàþò ìó÷èòåëüíóþ áîðüáó, êàòàñòðîôó è ò. ï, íî âñåäà ýòî "ïîâîðîòíûé ïóíêò, ìîìåíò, ðåøåíèå è âûáîð ìåæäó ïðîãðåññîì è ðåãðåññîì, èíòåãðàöèåé è çàäåðæêîé". Íà îñíîâàíèè ýòèõ (è ðÿäà äðóãèõ) ïîëîæåíèé Ýðèêñîí ñòðîèò òàê íàçûâàåìóþ ýïèãåíåòè÷åñêóþ êàðòó:

Ñòàäèè
Старость интеграция/ разочаро-вание в жизни
Зрелость Творчес-тво/ застой
Молодость интим-ность/ изоляция
Подростковый возраст Идентич-ность/ диффузия идентич-ности
Школьный возраст Достиже-ние/ неполно-ценность
Возраст игры Инициа-тивность/ чувство вины
Ранний возраст автоно-мия/ сомнение, стыд
Младенчество Доверие/ недове-рие миру

Примечание: в данной таблице все приведены в соответствии с книгой Л. Ф. Обуховой, а не “Детства и общества”, т. к., по нашему мнению, этот перевод более адекватен.

Безусловно следует отметить, что Эриксон активно практиковал детский психоанализ, развивая, в частности игровую терапию. По его мнению, игра в детском психоанализе играет не только диагностическую, но и собственно терапевтическую функцию.  ðåçóëüòàòå ïðîäîëæèòåëüíîé ïðàêòèêè, Ýðèêñîí ïðèøåë ê âûâîäó, ÷òî íåñìîòðÿ íà ñèëüíóþ ñîöèàëüíóþ äåòåðìèíàöèþ ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè ÷åëîâåêà, âñå æå ìàëåíüêèé ðåáåíîê ïîçíàåò ìèð ïðè ïîìîùè è ïîñðåäñòâîì ñâîèõ òåëåñíûõ îùóùåíèé. Íàèáîëåå çíà÷èû ýòè îùóùåíèÿ íà ñàìûõ ðàííèõ ñòàäèÿõ ðàçâèòèÿ. Ïîýòîìó îí íà êàæäîé ñòàäèè âûäåëÿë, ïîäîáíî êëàññèêàì ïñèõîàíàëèçà, òàê íàçûâàåìûå ìîäóñû îðãàíà - ýòî ïîíÿòèå âî ìíîãîì ñîâïàäàåò ñ ïîíÿòèåì ýðîãåííîé çîíû ó Ç. Ôðåéäà, à òàêæå ìîäàëüíîñòü ïîâåäåíèÿ - ñïîñîá îòíîøåíèÿ ðåáåíêà ê ìèðó . Ìîäóñû îðãàíîâ - èíêîðïîðàòèâíûé (ìîäóñ "âáèðàíèÿ"), ýëèìèíàòèâíûé (ìîäóñ âûäåëåíèÿ), ðåíåòèâíûé (ìîäóñ çàäåðæêè), èíòðóçèâíûé (ìîäóñ "âíåäðåíèÿ") - ïðèñóòñòâóò â òîé èëè èíîé ìåðå íà âñåõ ñòàäèÿõ ðàçâèòèÿ ðåáåíêà, îäíàêî ëèøü îäèí èç íèõ ãåíåðàëèçóåòñÿ, à îñòàëüíûå ÿâëÿþòñÿ âñïîìîãàòåëüíûìè. Òàê, íà ïåðâîé, îðàëüíîé ñòàäèè ó ìàëûøåé, ïî ìíåíèþ Ýðèêñîíà ïðåîáëàäàåò îðàëüíî-èíêîðïîðàòèâíûé ìîäóñ, íà àíàëüíîé - ýëèìèíàòèâíûé è ðåíåòèâíûé ìîäóñû è ò. ä. Ýðèêñîí òàêæå óñòàíàâëèâàåò ñâÿçè ìåæäó ìîäóñàì è ìîäàëüíîñòÿìè. Связи эти логически вполне понятны, например, модусам ретенции и элиминации сооветствуют модальности удерживания и отпускания - связь практически прямая.

Подводя итог, можно сказать, что Эриксон в своей теории сумел охватить многие особенности, связанные с социальной жизнью личности, которые не были охвачены в классическом психоанализе. Создавая свою психоаналитическую концепцию развития ребенка, он развил и, если можно так выразится, модифицировал представления психоаналитиков об этом периоде жизни человека. Как и Фрейд, он создал, на наш взгляд, более широкую теорию, чем только концепцию детства - как было уже сказано выше он в своих разработках выходил за пределы детства человека. Однако, в отличии от Фрейда Эриксон отталкивается от детства.

Заключение.

После рассмотрения нескольких психоаналитических взглядов на проблему детства мы можем подвести некоторые итоги. Все три концепции, безусловно, признают большую роль этого периода во всей последующей жизни человека. По мнению всех психоаналитиков, именно в детстве закладываются подавляющее большинство возможностей как для развития личности, так и для личностных проблем. Конечно, наиболее категоричен в этом вопросе Фрейд - он однозначно связывает все последующие неврозы с детскими психическими травмами, причем все значимые травмы связаны с сексуальной сферой жизни ребенка. Фрейд был первым ученым, открывший психическую сторону неврозов, ему было сложнее всех его последователей и критиков - это следует учитывать, подвергая его теорию критическому рассмотрению. Если рассмотреть более внимательно всех - прямых или косвенных его наследников - от Райха и Юнга до Перлза (который не был в психоаналитиком, однако многим обязан Фрейду и его учению - см. “Внутри и вне помойного ведра”), то становится видно, что все они так или иначе расширяли учение о бессознательном, добавляя все новые и новые детерминанты развития человека - Райх сконцентрировал свое внимание на телесной детерминации, Юнг ввел понятие коллективного бессознательного, Эриксон развивал социальный аспект детерминации психики и т. д. Таким образом за те без малого сто лет, что развивается психоанализ, его границы сильно расширились и, как мы уже замечал, он перестал быть просто терапевтической техникой, но в определенном смысле стал флософией. Особенно явно это проявляется в странах, где психоанализ процветает в наши дни (например в США ). Эрих Фромм, один из основоположников “гуманисти-ческого неопсихоанализа” в своей книге “Психоанализ и этика” замечает, что подчас фрейдовские идеи бессознательного воспринимаются так, что все поведение человека полностью детерминированы неосознаваемыми импульсами, что приводит к механистическому взгляду на человека, к отрицанию его сознательной активности и т. п.

Итак, заканчивая наше краткое рассмотрение (мы постоянно подчеркиваем неполность и кратость данного обзора - полноценное исследование превратилось бы в большую монографию) темы “Психоанализ детства” , мы хотим еще раз отметить, что психоанализ, безусловно, внес и , наерняка, еще внесет немалый вклад в понимание проблем детства, а, следовательно, и всей жизни человека.

Литература.

1) З. Фрейд “Психология бессознательного”

2) А. Фрейд “Введение в детский психоанализ”

3) А. Фрейд “Психология Я и защитные механизмы”

4) Анциферова “Эпигенетическая концепция Э. Эриксона” (в кн. “Принцип развития в психологии”)

5) Л . Ф. Обухова “Детская психология: теории, факты, проблемы”.