Реферат: Шпоры по истории социологии

Название: Шпоры по истории социологии
Раздел: Рефераты по социологии
Тип: реферат

Социология Огюста Конта, основные принципы и понятия.

Основоположник научной социологии Исидор Огюст Мария Франсуа Ксавье Конт (1798-1857): “План научных работ необходимых для реорганизации общества” - 1822, “Курс позитивной философии” - 1842, ”Система позитивной политики”- 1854 (социальная статика и социальная динамика). К , полагал, что законы развития общества схожи с физическими и биологическими законами. Признаками общества являются территория, население, совершенная власть и правительство. В иерархии наук 1) каждая высшая ступень зависит и низшей, 2) с каждым новым этапом знание усложняется 3) социология занимает ведущее место в системе наук. Для социологии характерны 4 метода познания: наблюдение, эксперимент, сравнение, исторический метод. Выводы должны не зависеть от позиции исследователя. Такой подход он назвал позитивным (позитивизм).

Общество представляет собой “коллективный организм” в основе развития которого лежит развитие всех членов коллективности, ориентированного на достижение консенсуса. Социальный прогресс проявляет себя как увеличение специализации функций. Индивиды - компоненты социального организма и части социальной ткани - неизменны, общество развивается через совершенствование (гармонизацию) связей между индивидами. Стадии прогресса: 1)теологическая 2)метафизическая 3)научная. Главную ценность социологии К. видел в применении к обществу научных принципов реформизма. Механизмами социальных реформ К . считал три силы и класса: материальную (деловые люди и лидеры о-ва), интеллектуальную (ученые социологи и священники) и моральную (женщины).

Эволюционная социология Спенсера.

Герберт Спенсер (1820-1903) -”Социологическая статика” и “Принципы социологии”. Продолжил и развил социологическую традицию К., хотя не считал его своим учителем. С. считают основоположником социал-дарвинизма. Согласно С. - общество - сверхорганический агрегат, развивающийся по законам эволюции. Эволюция - осуществляется в борьбе за существование между обществом и окружающей средой и различными обществами. В этой борьбе страх перед живыми и мертвыми выливается в конфликт. Страх перед живыми порождает политические действия, выражающиеся в милитаризме и порождающие социальную организацию и государство; страх перед мертвыми - религию, как основу культуры. Социальная политика призвана исходить из эмпирического изучения социально-культурного контекста явлений, ее значение в том, чтобы дать естественный ход процессу эволюции, освободив его от произвола отдельных индивидов и групп. Исходя из этого С. сформулировал закон “равной свободы”. Главная задача государства - обеспечение соблюдения закона равной свободы.

Социология Э.Дюргейма.

Э.Дюркгейм (1858-1917) “Правила социологического метода”- - ввел понятие “социального факта”, которые он считал независимыми от воли и сознания людей и являющихся принудительной силой, заставляющих людей действовать определенным образом. Д. подразделял сой. факты на материальные (демографические, географические и т.д.) и духовные -коллективные представления (привычки, традиции, обычаи, правила поведения). Общество по Д. - самостоятельное бытие, наделенное превосходством над индивидом. Главным критерием соц. развития Д. считал “социальную солидарность”, а силой созидающей социальное целое - разделение труда. Солидарность покоится на коллективном сознании - традициях и верованиях, которые разделяют члены общества. Коллективное сознание отражает характер народа, но независимо от него. Разделение труда обуславливает обмен, юридической формой которого является договор и взаимные обязательства членов общества, созидающие сотрудничество и кооперацию. Д. различает механическую и органическую солидарность. Первая покоится на принуждении, вторая на терпимости и демократии. Значительное место в системе коллективных представлений и механизмах солидарности Д. отдавал религии, включив в нее всю систему верований, развил концепцию “религии без Бога”.

Формационная теория Карла Маркса.

К.Маркс (1798-1883) и Ф.Энгельс - критик капитализма - считается творцом концепции социального конфликта: уничтожения общества и замены его более справедливым. М. выступал за революционный путь преобразований. Развитие общества по М. происходит путем качественных скачков от одной общ,-экон. формации к другой (Перв.-общ, об-во, рабовладение, феодализм, капитализм, социализм). Развитие общества -объективно-исторический процесс, независимый от воли и сознания людей, в его основе лежит развитие экономических отношений. Каждая формация характеризуется определенным уровнем развития производительных сил (технологии и машины) и производственных отношений (классы и институты), характеризуемых понятием способ производства. Противостоянию классов он придавал абсолютное значение. Вся история до капитализма рассматривалась, как история нарастания антагонизма между эксплуатирующими (присваивающими общественное богатство) и эксплуатируемыми (создающими общественное богатство) классами. Отсюда следует, что дальнейшее общественное развитие возможно только путем уничтожения одних классов другими, отменой частной собственности и заменой классового общества бесклассовым.

Рассмотренные социологические концепции в той или иной мере относятся к позитивистскому направлению в социологии - утверждению примата общества и его структур над человеком. Человек рассматривается как универсальное существо, а его природные способности и мотивы - оказываются вне внимания социолога. Противоположное направление в социологии, исходящей из природных свойств и мотивов людей, носит название “понимающей социологии”. Родоначальником этого направления можно считать Ф. Тённиса.

Социология Тенниса (основные работы, принципы, понятия).

Фердинанд Тённис (1855-1936) - “Общность и общество”, “Введение в социологию” - рассматривает социологию как науку о человеке, его физической, психической и социально-природной сущности. Соц. сущность человека по Т. заключается в его мыслительных способностях, определяющих существование людей. Человеческие мысли находят выражение в формах человеческого бытия: обществе, церкви, государстве. Общество является выражением взаимосвязи людей, к которым относятся симпатии и антипатии, доверие и недоверие, свобода и обязанности. Эти социальные связи Т. определяет как общественные сущности, определяющие общественное поведение и сущности индивидов. Связи порабощают человека если он не осознает их, осознание помогает представить зависимость как естественную, как взаимозависимость и управлять ей, освобождаясь от порабощения. Результатом осознания является появление общественной воли, составляющей основу общества и общности (общины). Воля проявляет себя в двух формах - простой (сущностной или эмоциональной) и рациональной - осознанной. Высшим выражением эмоциональной воли является творчество, рациональной - производство. Тённис разделяет понятие общества, где господствует рациональная воля и общности (общины), где господствует естественная, эмоциональная воля. Ассоциации, где перемешаны общество и общности (общины) Т . называет общественными системами и различает: социальные связи -общины (общности по духу), коллективы (симбиоз духа и выгоды) и организации (общности на основе выгоды). Социальность основанная на общности (коммунизм) в ходе исторического прогресса заменяется общественной социальностью (государством) , высшим выражением которой Т. считал “международный социализм”.

Социология Зиммеля (принципы и понятия).

Георг Зиммель ( 1858-1918) - Основатель формальной социологии, представитель “философии жизни”. Настаивал на противоположности законов природы и общества, так как “жизнь” понималась им как процесс “творческого становления”, неисчерпаемый рациональными средствами и постигаемый интуитивно. “Переживание жизни” объективируется в многообразных формах культуры. “Трагедия жизни” - противоречие между творчеством и застывшими формами культуры.

З. считал, что над миром конкретного бытия возвышается мир идеальных ценностей - чистая форма, фиксирующая устойчивые, универсальные черты социальных явлений.. Чистая форма - это отношения индивидов изолированные от конкретных мотивов и др. психологических актов. В центре внимания соц. концепции З. находятся “человеческие взаимодействия” опосредованные формами обобществления (культурой). З . называл социологию “геометрией социального взаимодействия”, представляя ее как формально-логическую общественную теорию. Проявлениями человеческого взаимодействия З . считал подчинение и господство, специализацию и дифференциацию функций в процессе деятельности, явления конфликта и соперничества, образование партий и т.д. Формами взаимодействия являются ассоциация и диссоциация. Ассоциация индивидов предполагает их права и обязанности, поэтому общество З . рассматривал как систему отношений, способную обуславливать обязанности индивидов.Процессам ассоциации противостоят процессы диссоциации, выливающиеся в конфликт. Высшей формой конфликта является конфликт между творчеством и культурой, обуславливающий обязанности и ограничение свободы индивида в ассоциации.

Социология М.Вебера (основные работы, принципы).

Макс Вебер (1864-1920) “Протестантская этика и дух капитализма”, “Хозяйство и общество”. Вебера иногда называют капиталистическим Марксом, поскольку он разрабатывал социологию экономического поведения людей. Исходным тезисом В. является тезис о том, что конкретно-историческая констатация действительности (социальные факты) не могут дать нам знания о ней. Главным инструментом познания у В. выступают т.н. - идеальные типы - теоретические категории. Они конструируются для соотнесения с реальностью и таким обр. служат инструментом исследования. Примерами И.Т. являются бюрократия, религия, капитализм и т.д. Вместе с тем, социальные типы предшествуют социальному действию и определенным образом ориентируют его. В. выделил четыре типа социального действия: 1) целерациональный 2) ценностнорациональный 3) традиционный 4) аффективный

На основе своего метода В. дал интерпретацию функционирования современного ему общества, которое он отождествлял с культурно-историческими рамками “западной цивилизации”. Участвуя в производстве индивид проявляет свои личностные способности и компетенцию и играет роль в зависимости от этих качеств. Многообразие ролей складывается в систему социальных институтов, которые на определенном этапе приобретают свою логику бытия, независимую от воли составляющих их индивидов, становясь сверхличностными субъектами социального действия и развивая системы норм и правил, навязывают их индивидам,контролируют и подчиняют последних. Сами институты эволюционизируют в суперорганизацию, цели которой уже не совпадают ни с целями индивидов, ни с целями общества в целом.

В работе “Протестантская этика и дух капитализма” В. проанализировал влияние протестантской этики (сам он считал ее целерациональной) на становление и развитие капитализма, раскрыв эволюцию аскетических принципов протестантизма до функционирования системы капитализма в целом.

Классификация наук Огюста Конта.

Идея объединения наук, сведения всей совокупности знаний к ограниченному числу простых и ясных положений, например, к законам Ньютона, было популярно еще в 18 веке. Однако Конт стремился к органическому синтезу наук, при котором их законы, хотя и связанные иерархически, не сводятся к простым законам физики. Конт пытался рассмотреть вопрос о том, как каждая из основных наук относится к своей позитивной системе и какое ее направление, то есть определить науку с двух сторон: ее существенные методы и ее основные результаты.

Огюст Конт классифицирует науки по нескольким основаниям:

историческому (но времени и последовательности возникновения), логическому (от абстрактного к конкретному), по сложности предмета исследования (от простого к сложному), по характеру связи с практикой. В результате основные науки расположились в следующем порядке: математика, астрономия, физика, химия, биология, социология.

Математика, по мнению Конта, меньше всего зависит от других наук, является наиболее абстрактной, простой и отдаленной от практики и поэтому возникла раньше других форм научного познания. Социология, напротив, непосредственно связана с практикой, сложна, конкретна, возникла позже других, так как опирается на их достижения.

Конт выступает упразднителем философии в старом традиционном смысле слова. В представлении Конта старая метафизичная философия не имеет ни своего метода, отличительного от методов науки. Позитивная же философия является систематизацией наук того, что есть «научного в науках».

Чтобы изложить позитивную философию, нужно изложить систему наук, анализ из предметов, методов, законов, сходств и отличий. В основу классификации наук Конт положил из объективные признаки. Он разделил науки на абстрактные и конкретные. Абстрактные науки изучают законы определенных явлений, которые применяют эти законы к частным областям. Например, биология - общая абстрактная наука, применяющая общие законы биологии. Конт выделил 5 абстрактных, теоретических наук: астрономия, физика, химия, биология и социология, соответствующие науки. Социальные явления, по Конту, отличаются наибольшей сложностью и в то же время зависимостью от других, что объявляет позднее возникновение социологии. Следует заметить и то, что социология вначале называлась Контом социальной физикой, то есть позитивную науку об обществе Конт называл вначале социальной физикой, а позднее, когда он переосмыслил ее предмет и методы исследования, он назвал ее социологией. Это переименование он объяснил не своим причастием к неологизмам, а необходимостью создания новой дисциплины, посвященной позитивным исследованиям детальных законов, свойственным обществу и общественным феноменам.

Конт указывал, что социология должна быть теоретической наукой, в отличие от описательной «социальной физики» - А. Кегле. Превращение социологии в позитивную науку завершает систему позитивной философии, тем самым знаменуя наступление позитивной стадии человеческого ума и человеческого общества. Итак, то означало, что Конт совершил настоящую позитивную революцию, победу науки над схоластикой и метафизикой.

Социология Вильфредо Парето (1848-1923)

«Курс политической экономии, трактат по общей социологии»

Основу его теории общественных процессов определяют человеческие поступки, определяемые иррациональными инстинктами. Общество-система взаимодействующих индивидов. Все в человеке это «остатки» и «производные» (деревации). «Остатки» -это побуждения, желания, интерес, «производные» - это обоснование человеком его поведения. Социальное неравенство- неравномерное распределение остатков. Общество имеет вид пирамиды: наверху одаренные, внизу вожди. Общество постоянно в равновесии, разные интересы уравновешивают друг друга. Концепция циркуляции элит. Элита делится на правящую (политическая и экономическая) и неправящую (творческая). Циркуляция заключается в том, что одаренные представители низов поднимаются в правящую, а из правящей элиты кто-то не выдерживает конкуренции и деградирует. Постоянная циркуляция – это неизбежно, не прекращаемо, это закон существования в общества. Наивысшим принципом политической жизни является власть. Идеология – это результат «производных». Идеология существует в разных формах. Идеология это средство борьбы элит.

Социально-психологическая теория «толпы» Густава Лебона.

«Психология народов и рас» Толпа и раса – две важнейшие категории. Считая, что ХХ век – век толпы. Все человеческая история ведет к уничтожению человека, с каждым веком человек становится все хуже. Толпа – это группа людей, охваченная общим настроением, стремлением и чувствами. Первым выделил основные черты толпы: заражаемость общей идеей, сознание непреодолимости своей силы, утрата чувства ответственности, нетерпимость, догматизм, восприимчивость к внушению, готовность к импульсивным действиям и бездумному следованию за лидером. Толпу разделил на два типа: - разнородная (уличные группы) и однородная толпа (секты, классы).

Габриель Тард - теория «подражания»

«Социальные работы» , «Законы подражания» Основу общественного развития всех соц. Процессов составляют межиндивидуальные отношения – это есть основа социологии (по его мнению). «Идея подражания» - основная теория. Суть теории: стремление людей подражать. Она основная движущая сила прогресса. Это соизмерение своих поступков с другмим. Первичный социальный факт состоит в в подражании, оно предшествует разделению труд, взаимопомощи. Оно – начало начал. Закон подражания действует всегда. «Прогресс невозможен без подражания» (перенимание знаний и умений) Существует три типа подражания в обществе: Взаимное (между людьми), подражание обычаям, традициям, подражание идеалу. Межклассовой борьбы не существует, т.е. она должна быть в форме сотрудничества.

Инстинктивизм Вилиама Макдуга

Суть: все общественные явления объясняются в терминах инстинкта, стремлений, побуждений, различных импульсов, причем все это неосознанно. Профессор Гарварда

«Введение в социальную психологию» Он считал, что психология – это основа любой социальной науки. Основной движущей силой являются инстинкты. Психология инстинкта. Инстинкт в его понимании, это врожденное или природное психофизическое предрасположение, которое заставляет индивида воспринимать определенные объекты, обращать на них внимание и испытывать при этом определенное эмоциональное возбуждение и действовать по отношению к ним определенным образом. Выделял порядка 20 основных инстинктов: воспроизводства, любопытства, драчливости или враждебности.

Вопросы по истории социологии

1. Зарождение и становление социологии как науки.

2. Классификация наук Огюста Конта.

3. Идеальные типы социологии Макса Вебера.

4. Социальная статика и социальная динамика Огюста Конта.

5. Социология и религия Макса Вебера.

6. Социал-дарвинизм как теоретическое направление в истории социологии.

7. Формационная теория Карла Маркса.

8. Социология Огюста Конта, основные принципы и понятия.

9. Социология Паретто.

10. Теория конфликта, классовая борьба и соц.революция соц.«марксизма».

11. Психоаналитическая социология Фрейда.

12. Понятие «общество» в социологии Спенсера

13. Социология Э.Дюргейма.

14. Общество и культура, психоаналитическая культура Фрейда

15. Социология «марксизма», основные принципы и понятия.

16. Теория соц.действия М.Вебера, типы соц.действий.

17. Социально-психологическая теория «толпы» Густава Лебона.

18. Эволюционная социология Спенсера.

19. Позитивизм, как теоретическое направление в истории социологии.

20. Социология Тенниса (основные работы, принципы, понятия).

21. Социологические идеи в творчестве Людвига Гумпловича.

22. Концепции конфликтов и интересов в творчестве Ратценхофера.

23. Психологический эволюционизм у Уорда.

24. Формальная социология (основные принцмпы, представители и понятия).\

25. Психологические направления в истории социологии (основные принципы и понятия).

26. Теория циркуляции Паретто.

27. Социология М.Вебера (основные работы, принципы).

28. Социология Гарда (основные принципы и понятия).

29. Инстинктивизм Мак-Дугакка.

30. Теория «подражания» Тарда.

31. Понимающая социология (основные представители, принципы и понятия)

32. Социология Зиммеля (принципы и понятия).

33. Теория личности Фрейда.

34. «Общность» и «общество» в социологии Тениса.

35. Проблема отчуждения в социологии Зиммеля (философия денег).

36. Проблема самоубийства в социологии Дюркгейма, понятие «аномия»

В социальном анализе О. Конт выделил два направления:

1) изучение социального порядка – социальную статику;

2) изучение социальных процессов и изменений – социальную динамику.

В плоскости первого исследуются предпосылки существования и законы функционирования общественной системы, а другого – законы развития и изменений социальных систем. Французский социолог поставил перед собой задачу: раскрыть законы социального существования в его организованных формах и процессах развития.

«Всеобщее благополучие», которое ученый положил в центр своего понимания общества – это последствие присущих человеку врожденных психологических черт, которые подталкивают его к общественной жизни. Эти черты сводятся к двум склонностям людей: быть в обществе себе подобных и делать вместе с другими добро другим. При этом необходимо преодолевать эгоистические стремления, которые подталкивают индивидов отрекаться от гражданского положения. В борьбе двух инстинктов: социального (альтруистического) и индивидуалистичного (эгоистического) в историческом развитии победил первый, и это реализовалось в наиболее распространенных формах социальной общности, таких как семья и трудовая кооперация. Предложенные Контом законы социальной статики – дифференциация, централизация власти и развитие общей морали – стали фундаментом его видения социального порядка.

Изучение законов развития общества в системе французского теоретика предполагается в плоскости социальной динамики. Под таким углом зрения рассматриваются «законы наследования», или модели изменений социальных систем во времени. Такие изменения обусловлены философскими доминантами социума. То есть, решающим фактором считается прогресс человеческого духа. Социальный прогресс – это продукт интеллектуального развития, который проходит 3 стадии – теологическую, метафизическую и, в конце концов, позитивную. Этим стадиям соответствуют определенные формы хозяйства, общественного строя, политики, искусства. Контовский «закон трех стадий» иллюстрирует его тезис, что социальное развитие зависит от интеллектуального развития человечества.

Социальная статика и социальная динамика Огюста Конта.

Теория личности Фрейда.

структуре личности Фрейд выделяет Оно , Я, сверх-Я (Ид, Эго, супер-Эго).

Оно — это первоначальная, основная, центральная и вместе С тем наиболее архаичная часть личности. Оно, считает Фрейд,— «содержит все уникальное, все, что есть при рождении, что заложено в конструкции — кроме всего прочего, следовательно, те инстинкты, которые возникают в соматической организации и которые в Оно находят первое психическое выражение в форме, нам неизвестной». Оно служит источником энергии для всей личности, и вместе с тем Оно — целиком бессознательно. Мысли или чувства, вытесненные из сознания в бессознательное Оно, по-прежнему способны влиять на психическую жизнь человека, при этом со временем сила этого влияния не уменьшается. Оно можно сравнить со слепым и глухим диктатором, власть которого неограниченна, но властвовать он может только через посред­ников.

Оно развивается из Я и в отличие от последнего находится в постоянном контакте с внешним миром. Я защищает Оно, как кора дерево, но при этом питается энергией Оно. Посредством накапливания опыта (в памяти) Я набегает опасных раздражи­телей, адаптируется к умеренным и, главное, осознавая мир, посредством активной деятельности способно перестраивать его себе на пользу. Развиваясь, Я постепенно обретает контроль над требованиями Оно, решая: будет ли инстинктивная потребляемость реализована сиюминутно или ее удовлетворение будет отложено до более благоприятных обстоятельств. Таким образом, Оно реагирует на потребности. Я—на возможности. Я находятся под постоянным воздействием внешних (среда) и внутренних ;

(Оно) импульсов. Нарастание этих импульсов сопровождается напряжением, чувством «неудовольствия», уменьшение — ре­лаксацией, чувством «удовольствия.» «Я,— считает Фрейд,— Стремится к удовольствию в старается избежать неудовольствия!.

Супер-Я развивается из Я и является судьей и цензором его деятельности и мыслей. Это хранилище выработанных общест­вом моральных установок и норм поведения. Фрейд указывает на три функция супер-Я: совесть, самонаблюдение, формироване идеалов.

В качестве совести супер-Я судит, ограничивает, запрещает вли разрешает сознательную деятельность. Самонаблюдение воз­никает из способности супер-Я (независимо от Оно и Я) оцени­вать деятельность. направленную на удовлетворение потребности, Формирование идеалов связано с развитием самого супер-Я, Иногда неправильно отождествляют супер-Я с поведением одного из родителей. «Супер-Я ребенка,— подчеркивает Фрейд,— в действительности конструируется не по модели его родителей, а по модели супер-Я его родителей».

Основная цель взаимодействия всех трех систем; Оно, И и супер-Я — поддерживать или (при нарушении) восстанавливать оптимальный уровень динамического развития душевной жиз­ни, увеличивая удовольствие и сводя до минимума неудоволь­ствие.

От напряжения, испытываемого под воздействием различных сил (внутренних, внешних), Я оберегает себя с помощью таких защитных механизмов, как вытеснение, отрицание, рационали­зация, реактивные образования, изоляция, проекция и регрессия.